Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 008; 502/504
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-16-23
Стратегия национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия
© 2022 Атаев З. В. 1 2 3, Недюрмагомедов Г. Г. 1, Гаджибеков М. И. 1 4
1 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
3 Кабардино-Балкарский научный центр РАН
Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]
4 Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ стратегии национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия. Методы. Анализ, изучение и обобщение научной и методической литературы, посвященной российской системе образования для устойчивого образования. Результат. Анализ национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого образования позволил определить важнейший аспект ее стратегии - аспект при-родно-культурного наследия. Вывод. Сохранение природно-культурного наследия является одним из факторов устойчивого развития, стратегия национальной системы образования должна учитывать при-родно-культурную направленность стратегических мероприятий.
Ключевые слова: образование, система образования, стратегия образования, устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, природно-культурное наследие, экологическое образование.
Формат цитирования: Атаев З. В., Недюрмагомедов Г. Г., Гаджибеков М. И. Стратегия национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого образования и сохранения природно-культурного наследия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 4. С. 16-23. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-16-23
Strategy of the National Education System in the Context of Trends in Sustainable Development and Preservation of Natural and Cultural Heritage
© 2022 Zagir V. Ataev 1 2 3, Georgy G. Nedyurmagomedov 1
Muratkhan I. Gadzhibekov 1 4
1 Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
2 Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
3 Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Nalchik, Russia; e-mail: [email protected] 4 Dagestan State University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is analyzing the strategy of the national education system in the context of trends in sustainable development and preservation of natural and cultural heritage. Methods. Analysis, study and generalization of scientific and methodological literature on the Russian education system for sustainable education. Result. The analysis of the national education system in the context of trends in sustainable education made it possible to identify the most important aspect of its strategy - the aspect of natural and cultural heritage. Conclusion. Preservation of natural and cultural heritage is one of the factors for sustainable development; the strategy of the national education system should take into account the natural and cultural orientation of strategic measures.
Keywords: education, education system, education strategy, sustainable development, education for sustainable development, natural and cultural heritage, environmental education.
For citation: Ataev Z. V., Nedyurmagomedov G. G., Gadzhibekov M. U. Strategy of the National Education System in the Context of Trends in Sustainable Development and Preservation of Natural and Cultural Heritage. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 4. Pp. 16-23. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-16-23 (in Russian)_
Введение
Образование признается важнейшим компонентом устойчивого развития, в связи с чем возник термин «образование в целях устойчивого развития» (также используются такие формулировки, как «образование для устойчивого развития», «образование в области устойчивого развития» и «образование устойчивого развития» с аббревиатурой ОУР).
Главной целью образования в интересах устойчивого развития признано развитие интеллектуального потенциала общества, когда текущая деятельность и удовлетворение потребностей людей не наносит вреда для будущих поколений, а находит баланс между ними. Образование в интересах устойчивого развития позволяет обеспечивать научные знания и технические навыки. Страны, которые применяют в своем управлении принципы устойчивого развития, смогут обеспечивать себе конкурентные преимущества, в том числе привлечение инвесторов [15].
Основные задачи образования для устойчивого развития можно определить как стремление к достижению более высокой степени экономического развития и уровня достатка населения, бережное отношение к окружающей природной среде и сохранение природных ресурсов для последующего поколения.
Основная часть
Образование для устойчивого развития - это образование, в результате которого осуществляется воспитание ценностей жизни, природы, человека, человечества, развития, устойчивости и безопасности; формирование знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной (профессиональной) деятельности, несущей минимальное количество рисков для окру-
жающего мира (природного, человеческого сообщества, информационного); формирование компетентности в области концепции устойчивого развития мира; кадровое обеспечение устойчивого развития мира; обеспечение устойчивого развития сферы образования и ее субъектов [9].
Некоторые авторы подчеркивают, что образование в области устойчивого развития - это не только интеграция устойчивого развития в образовательную программу. Данный подход требует, чтобы образовательные учреждения применяли целостный подход к переосмыслению программ дисциплин и практик, управления, функционирования кампуса и взаимодействия с сообществом [7].
По мнению других авторов, образование как социальный институт, обеспечивает реализацию стратегий устойчивого развития по управлению человеческими ресурсами, формируя социальный капитал, необходимый для развития человечества по пути прогресса [13].
О. Н. Бронникова, в свою очередь, подчеркивает, что образование в целях устойчивого развития способствует выработке знаний, умений и навыков необходимых в принятии глобальных и локальных решений в вопросах борьбы с пагубным влиянием, оказываемом на будущее планеты [4].
Мы соглашаемся с мнением исследователей о том, что образование для устойчивого развития не может быть редуцировано к одной образовательной области, а требует широкого комплексного подхода, что мобилизует потенциал естественных (прежде всего биологии и экологии) и гуманитарных (экофилософия, философская антропология, этика, эстетика, аксиология) наук [11].
Представляется, что научная категория «образование для устойчивого развития» выходит за пределы экологической дисциплины, а именно охватывает социальную и экономическую, в условиях которых происходит непосредственная жизнедеятельность человека. Следовательно, реализация стратегии национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия требует преодоления кризиса гуманитарного и антропологического знания, расширения предметных дисциплин, организации их взаимодействия в образовательном процессе.
Главным образом, образование для устойчивого развития - это такое образование, которое воспринимает человека главной заинтересованной стороной образовательных процессов. Такая идея подчеркивает гуманитарный характер образования для устойчивого развития, однако он нуждается в естественнонаучном дополнении и эмпирическом осмыслении, включая средства экологического образования как наиболее близкого к этим целям. Совмещение различных предметных сфер обеспечивает возможность осмысления вопросов человеческого бытия в условиях наличия экологических и иных угроз обществу,
обсуждение и разрешение которых должно быть неотъемлемой задачей системы образования [14].
Обобщая тезисы о роли национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого развития, можно сделать вывод о том, что ориентация национальной системы образования на цель устойчивого развития приоритетна в силу возможности влияния системы образования на самые различные условия социально-экономической сферы (рис. 1).
Представленная схема показывает, что развитие национальной системы образования становится отправной точкой в развитии иных условий социально-экономической сферы. Система образования обеспечивает качество человеческих ресурсов государства и его трудовой потенциал, что, в свою очередь, влияет на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских институтов, НИОКР и создание разработок, направленных на защиту социальной, экономической и экологической среды. В конечном итоге повышается благосостояние всего государства - как на макро-, так и на микроуровне, достигаются фундаментальные цели устойчивого развития.
Рис. 1. Роль национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого развития
Современная российская система образования также признает приоритетность стратегического подхода как наиболее продуктивного для целей устойчивого развития. Нацеленность системы образования на устойчивое развитие зафиксировано еще в 2000 году в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3]. Стратегии реализуются преимущественно в двух формах - в форме государственных программ и в форме национальных проектов. Наиболее актуальной является Государственная программа «Развитие образования», уделяющая большое внимание вопросам устойчивого развития. Также законодателем выделены Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года [2]. Существует и проект законодательного акта «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г.» [10]. В проекте уточняются конкретные целевые направления и инструменты реализации устойчивого развития на каждой ступени образования - от дошкольного до послевузовского.
Важнейшим аспектом стратегии национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого развития является аспект природно-культурного наследия. Можно сказать, что сохранение при-родно-культурного наследия является одним из факторов устойчивого развития, и в этом плане стратегия национальной системы образования должна в полной мере учитывать природно-культурную направленность стратегических мероприятий.
В контексте образовательной системы природно-культурный компонент стратегии образования в области устойчивого развития реализуется в виде экологического образования. На сегодняшний день в 12 регионах Российской Федерации действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах страны приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования. В ст. 73 закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) [1] четко определено, что в целях повышения экологической культуры об-
щества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации. Уникальность экологического российского образования и воспитания связана с изменением в содержании личностных целей, которые акцентируют внимание на формирование гармоничной личности, способной к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы, обладающей умением по достоинству оценить и сохранить каждый компонент природы, осуществляющей действия по рациональному использованию природы, обладающей ценностным отношением к природе.
В экологическом образовании широко и многообразно представлены три направления: однопредметное, многопредметное и смешанное. Однопредмет-ное направление предполагает достижение цели экологического образования в рамках изучения одного предмета - «Экологии». Кроме того, направление базируется на интеграции учебного материала различных предметов, применении интегрированных методов и форм обучения. Многопредметное направление основано на максимальной экологизации основного содержания школьных предметов естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов. Определенные возможности экологического образования имеют все школьные предметы, но ведущая роль принадлежит биологии, которая способна стать тем ядром, объединяющим экологическое содержание предметов разных циклов. Смешанное направление реализуется на сочетании в учебном процессе специальных интегрированных курсов и введении экологического содержания в каждый учебный предмет [6].
В настоящее время попытки сбалансировать разные стороны экологического образования идут по пути сочетания интеллектуального (экологическое мышление), общекультурного (экологическая культура, опыт деятельности) и личностного (направленность личности, само-
определение, жизненные смыслы) развития, предусмотренных различными стандартами. Эти тенденции характерны для России в полной мере [8].
В качестве методологической единицы проектирования содержания общего экологического образования для устойчивого развития в научной литературе предлагается система: «Я - моя деятельность -окружающая социоприродная среда». Во главу угла ставятся процесс экологизации образования и подходы устойчивого развития, синтезирующие экологические, педагогические и психологические аспекты, а также технологии, политику и экономику на основе модернизации мышления и поведения каждого члена общества. Именно такое образование призвано помочь найти конструктивные и творческие решения для настоящих и будущих глобальных проблем и повысить устойчивость и жизнеспособность общества [12].
Также в научной литературе подчеркивается, что содержание современного экологического образования должно быть интегрированным, приводить к формированию «трехмерного» мышления обучающегося, которое следует понимать как умение сбалансировать экологические, социальные, экономические интересы и рассмотреть любую ситуацию, предмет через призму естественно-научного, социально-гуманитарного и технического знания [5].
Литература
1. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_34823/?ysclid=lb31 ix93r0446206278 (Дата обращения: 01.11.2022).
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.09.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cd b6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ ?ysclid=lb318pkqsg207821658 (дата обращения: 01.11.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_97368/a0a57155 4fd5a942e453f6c01f3c4d4abf6f1fea/?ysclid=l b31ssmce1131167436 (дата обращения: 01.11.2022).
Заключение
На основе вышеизложенного можно выделить следующие характерные особенности российской стратегии национальной системы образования в контексте тенденций устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия:
1. Охват стратегическими принципами образования для устойчивого развития всех ступеней образования - от дошкольной до вузовской, что обусловлено преемственностью образования и важностью трансляции принципов устойчивого развития для всех субъектов системы;
2. Ориентация на экологическую сферу как основной фактор природно-культурного наследия, сохранение которого - ключевая цель устойчивого развития в стране;
3. Интеграция принципов устойчивого развития в образовании за счет соответствующих решений в области дидактики, педагогических технологий, организации учебной и внеучебной работы;
4. Закрепление стратегических приоритетов образования для целей устойчивого развития в национальных доктринах, государственных программах и проектах;
5. Наличие как федеральных, так и региональных особенностей в реализации мер по достижению устойчивого развития средствами образовательной сферы.
4. Бронникова О. Н. Формирование экологической компетентности и экологическое образование в интересах устойчивого развития // Каспий и глобальные вызовы: материалы Международной научно-практической конференции / Составители: О. В. Новиченко [и др.]. Астрахань, 2022. С. 24-28.
5. Вишнев А. А. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Modern Science. 2022. № 4. С. 307-313.
6. Дмитриева О. А., Кондаурова Т. И. Современное экологическое образование в странах мирового сообщества как условие устойчивого развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1. С. 101-108.
7. Елтанская Е. А., Аржановская А. В., Дзю-бенко Ю. С. Роль образования в интересах устойчивого развития общества России // Atrium Magisters. 2022. № 2. С. 5-11.
8. Ильин И. В., Урсул А. Д., Урсул Т. А., Андреев А. И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экс-
пертно-аналитический доклад). М.: Московская редакция издательства «Учитель»; Издательство Московского университета, 2017. 207 с.
9. Котлярова И. О., Сериков Г. Н. Ресурсный подход к образованию для устойчивого развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2022. № 2. С. 6-20.
10. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastni kami-soobshchestva/86-klyuchevye-naprav leniya-2035?ysclid=lb31fofwlp747120810 (дата обращения: 01.11.2022).
11. Рочняк Е. В. Экологическое и гуманитарное образование как составляющие образования для устойчивого развития в цивилизованной парадигме XXI века // Вестник Международной академии наук. 2022. № 1. С. 82-86.
12. Савватеева О. А., Соколова Д. М., Трофимов Ю. В. Современные тенденции в сфере экологического образования для устойчивого развития // География: развитие науки и обра-
References
1. Federal'nyy zakon ot 10.01.2002 №7-FZ «Ob okhrane okruzhayushchey sredy» [Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ "On Environmental Protection"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34823/?ysclid=lb31ix93r0446206278 (accessed 01.11.2022). (In Russian)
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 N 1642 (red. ot 26.09.2022) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Ros-siyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» [Decree of the Russian Federation Government of December 26, 2017 N 1642 (as amended on September 26, 2022) "On Approval of the State Program in the Russian Federation "Development of Education"]. Available at: https://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cd b6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ ?ysclid=lb318pkqsg207821658 (accessed 01.11.2022). (In Russian)
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 №751 «O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the Russian Federation Government of 04.10.2000 No. 751 "On the national doctrine of education in the Russian Federation"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c01f3c 4d4abf6f1fea/?ysclid=lb31ssmce1131167436 (accessed 01.11.2022). (In Russian)
зования. Сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции (к 225-летию Герценовского университета). Санкт-Петербург, 2022. С. 273-278.
13. Тишкевич М. Я. Интеграция идей и практик устойчивого развития в современное образование: социологический аспект // Сборник материалов Республиканской научно-методической конференции. Министерство образования Республики Беларусь, Гомельский государственный университет имени Ф. Скори-ны; редколлегия: И. В. Семченко (главный редактор) и др. Минск, 2022. С. 388-391.
14. Тищенко Л. И., Кузьменчук И. В. О необходимости и особенностях трансформации образовательных процессов в условиях реализации целей устойчивого развития // Шамовские педагогические чтения. 2022. С. 228-232.
15. Файзуллаева Н. Основные направления образования в интересах устойчивого развития // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Часть 2. Пенза, 2022. С. 179-184.
4. Bronnikova O. N. Formation of environmental competence and environmental education in the interests of sustainable development. Kaspiy i global'nye vyzovy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Caspian and global challenges: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. O. V. Novichenko (comp.). Astrakhan, 2022. Pp. 2428. (In Russian)
5. Vishnev A. A. Environmental education for sustainable development. Modern Science. 2022. No. 4. Pp. 307-313. (In Russian)
6. Dmitrieva O. A., Kondaurova T. I. Current environmental education in the countries of the world community as a condition for sustainable development. Izvestiya Volgogradskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University]. 2022. No. 1. Pp. 101-108. (In Russian)
7. Eltanskaya E. A., Arzhanovskaya A. V., Dzyubenko Yu. S. The role of education in the interests of society sustainable development in Russia. Atrium Magisters. 2022. No. 2. Pp. 5-11. (In Russian)
8. Il'in I. V., Ursul A. D., Ursul T. A., Andreev A. I. Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya v Ros-sii: problemy i perspektivy (Ekspertno-analiticheskiy doklad) [Education for sustainable development in Russia: issues and prospects (Expert-analytical report)]. Moscow, Moscow edition of Uchitel Publ., 2017. 207 p. (In Russian)
9. Kotlyarova I. O., Serikov G. N. Resource approach to education for sustainable development. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstven-nogo universiteta [Journal of South Ural State University]. 2022. No. 2. Pp. 6-20. (In Russian)
10. Proekt dokumenta «Klyuchevye naprav-leniya razvitiya rossiyskogo obrazovaniya dlya dostizheniya Tseley i zadach ustoychivogo razvitiya v sisteme obrazovaniya» do 2035 g. [Draft document "Key Directions for the Development of Russian Education to Achieve the Goals and Tasks of Sustainable Development in the Education System" until 2035]. Available at: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikam i-soobshchestva /86-klyuchevye-napravleniya-2035?ysclid=lb31 fofwlp747120810 (accessed 01.11.2022). (In Russian)
11. Rochnyak E. V. Ecological and humanitarian education as components of education for sustainable development in the civilized paradigm of the 21st century. Vestnik Mezhdunarod-noy akademii nauk [Journal of International Academy of Sciences]. 2022. No. 1. Pp. 82-86. (In Russian)
12. Savvateeva O. A., Sokolova D. M., Tro-fimov Yu. V. Current trends in the field of environmental education for sustainable development. Geografiya: razvitie nauki i obrazovaniya. sbornik statey po materialam ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii (k 225-letiyu Gertsenovskogo universiteta) [Geography: development of science and education. Collection of papers based on the ma-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор кафедры географии и методики преподавания, директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Центра географических исследований, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]
Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзо-евич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Гаджибеков Муратхан Исакович, кандидат географических наук, доцент кафедры
terials of the annual international scientific-practical conference (on the 225th anniversary of Herzen University)]. St. Petersburg, 2022. Pp. 273-278. (In Russian)
13. Tishkevich M. Ya. Integration of ideas and practices of sustainable development in modern education: a sociological aspect. Sbornik materi-alov Respublikanskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. Ministerstvo obrazovaniya Respu-bliki Belarus', Gomel'skiy gosudarstvennyy uni-versitet imeni F. Skoriny [Collection of materials of the Republican scientific and methodological conference. Ministry of Education of the Republic of Belarus, F. Skorina Gomel State University]. I. V. Semchenko (ed.) Minsk, 2022. Pp. 388-391. (In Russian)
14. Tishchenko L. I., Kuz'menchuk I. V. On the necessity and features of the educational processes transformation in the context of the sustainable development goals implementation. Shamovskie pedagogicheskie chteniya [Shamov pedagogical readings]. 2022. Pp. 228-232. (In Russian)
15. Fayzullaeva N. The main directions of education in the interests of sustainable development. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki i obrazovaniya. Sbornik statey XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 ch. Chast' 2 [Actual issues of modern science and education: Collection of papers of the 16th International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Part 2]. Penza, 2022. Pp. 179-184. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Affiliations Zagir V. Ataev, Ph.D. (Geography), professor, the chair of Geography and Teaching Methods, director of the Research Institute of Bioge-ography and Landscape Ecology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; senior researcher, Institute of Geology, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; senior researcher, Center for Geographical Research, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia; e-mail: [email protected]
Georgy G. Nedyurmagomedov, Ph.D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Muratkhan I. Gadzhibekov, Ph.D. (Geography), assistant professor, Department of Recreational Geography and Sustainable Development, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Психолого-педагогические науки ••• 23
Psychological and Pedagogical Sciences •••
рекреационной географии и устойчивого развития, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: muratxanOi @mail.ru
Благодарность
Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00081-22-02 на 2022 год в рамках научной темы «Национально-региональный опыт эколого-географического и туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия: история, теория, практика».
Принята в печать 04.10.2022 г.
Acknowledgment
The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00081-22-02 for 2022 within the framework of the scientific topic «National-regional experience of ecological-geographical and tourist-local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage: history, theory, practice».
Received 04.10.2022.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 008; 502/504
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-23-29
История развития концепции устойчивого развития в сфере образования
© 2022 Атаев З. В. 1 2 3, Разаханова В. П. 1, Гаджибеков М. И. 1 4
1 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
3 Кабардино-Балкарский научный центр РАН
Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]
4 Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ истории развития концепции устойчивого развития в сфере образования. Методы. Анализ, изучение и обобщение научной и методической литературы, посвященной истории концепции устойчивого развития. Результат. В России и зарубежных странах растет интерес к образованию в интересах устойчивого развития. Однако существует проблемность в материалах по этой тематике. Россия и ее регионы нуждаются в трансформации национальной системы образования, ее адаптации под цели устойчивого развития. Вывод. Концепция устойчивого развития в сфере образования, накопленная в российских регионах и в мире, включается в системы образования всех уровней с тем, чтобы содействовать образованию в качестве ключевого фактора преобразований, в том числе на региональном уровне.
Ключевые слова: образование, сфера образования, концепция устойчивого развития, образование для устойчивого развития, природно-культурное наследие.
Формат цитирования: Атаев З. В., Разаханова В. П., Гаджибеков М. И. История развития концепции устойчивого развития в сфере образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 4. С. 23-29. 001: 10.31161/19950675-2022-16-4-23-29