Психолого-педагогические науки ••• 23
Psychological and Pedagogical Sciences •••
рекреационной географии и устойчивого развития, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: muratxanOi @mail.ru
Благодарность
Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00081-22-02 на 2022 год в рамках научной темы «Национально-региональный опыт эколого-географического и туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия: история, теория, практика».
Принята в печать 04.10.2022 г.
Acknowledgment
The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00081-22-02 for 2022 within the framework of the scientific topic «National-regional experience of ecological-geographical and tourist-local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage: history, theory, practice».
Received 04.10.2022.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 008; 502/504
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-23-29
История развития концепции устойчивого развития в сфере образования
© 2022 Атаев З. В. 1 2, 3, Разаханова В. П. 1 Гаджибеков М. И. 1 4
1 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
3 Кабардино-Балкарский научный центр РАН
Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]
4 Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ истории развития концепции устойчивого развития в сфере образования. Методы. Анализ, изучение и обобщение научной и методической литературы, посвященной истории концепции устойчивого развития. Результат. В России и зарубежных странах растет интерес к образованию в интересах устойчивого развития. Однако существует проблемность в материалах по этой тематике. Россия и ее регионы нуждаются в трансформации национальной системы образования, ее адаптации под цели устойчивого развития. Вывод. Концепция устойчивого развития в сфере образования, накопленная в российских регионах и в мире, включается в системы образования всех уровней с тем, чтобы содействовать образованию в качестве ключевого фактора преобразований, в том числе на региональном уровне.
Ключевые слова: образование, сфера образования, концепция устойчивого развития, образование для устойчивого развития, природно-культурное наследие.
Формат цитирования: Атаев З. В., Разаханова В. П., Гаджибеков М. И. История развития концепции устойчивого развития в сфере образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 4. С. 23-29. 001: 10.31161/19950675-2022-16-4-23-29
The History of the Development of the Sustainable Development Concept in Education
© 2022 Zagir V. Ataev1 2, 3, Venera P. Razakhanova 1
Muratkhan I. Gadzhibekov 1 4
1 Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
2 Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
3 Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Nalchik, Russia; e-mail: [email protected] 4 Dagestan State University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the paper is to analyze the history of the development of the sustainable development concept in the field of education. Methods. Analysis, study and generalization of scientific and methodological literature devoted to the history of the sustainable development concept. Result. There is a growing interest in education for sustainable development in Russia and abroad. However, there is a problem in the materials on this topic. Russia and its regions need to transform the national education system and adapt it to the Sustainable Development Goals. Conclusion. The concept of sustainable development in education, accumulated in the Russian regions and in the world, is being incorporated into education systems at all levels in order to promote education as a key factor of transformation, including at the regional level.
Keywords: education, sphere of education, sustainable development concept, education for sustainable development, natural and cultural heritage.
For citation: Ataev Z. V., Razakhanova V. P., Gadzhibekov M. I. The History of the Development of the Sustainable Development Concept in Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 4. Pp. 23-29. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-2329 (in Russian)
Введение
Современная сфера образования на международном уровне испытывает выраженное влияние концепции устойчивого развития как результата экологизации научных знаний.
Термин «устойчивое развитие» был использован впервые в 1987 году в рамках Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» [3], во главе которой стояла премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. Доклад чиновника был посвящен экологическим проблемам, с которыми столкнулось мировое сообщество к концу XX века на фоне активной индустриализации экономики. В частности, Брундтланд говорила о проблемах загрязнения окружающей среды, дисбалансе производства и потребления товаров, и даже об изменении климата, которое по-прежнему остается важнейшей экологической проблемой. Автор доклада определил «устойчивое развитие» как такое развитие, которое предполагает сба-
лансированный подход к разрешению социально-экономических проблем, обеспечивающий сохранение благоприятного состояния окружающей среды и укрепление ресурсного потенциала мирового сообщества для нынешнего и будущих поколений [3].
То, что Брундтланд в 1987 году назвала «устойчивым развитием», фактически обсуждалось и ранее. Экологические проблемы весьма широко освещались на Стокгольмской конференции, прошедшей в 1972 году. В период работы конференции ООН приняла Декларацию по вопросам экологического образования (ЮНЕ-СКО-ЮНЕП). Примечательно, что среди возможных путей разрешения экологических проблем на этой конференции рассматривалась именно система образования. Декларация уточняла, что именно экологическое образование способно привести человека к продуктивным решениям преодоления проблем окружающей среды, подготовить его к такому образу жизни, при котором минимизируется негативное
воздействие на окружающую среду. В частности, речь шла о поведенческих привычках, средствах и навыках взаимодействия с окружающей средой. Особенно подчеркивалась важность этических и нравственных ценностей, устремляющих человека к защите окружающей среды и повышению уровня качества жизни людей. Иными словами, экологическое образование было декларировано как инструмент воплощения интересов современного общества [6].
Уже в конце 80-х годов мировое сообщество стало шире смотреть на вопросы экологии и экологического образования. Помимо экологических факторов устойчивого развития люди (педагоги, политики, представители общественных и природоохранных организаций и т. д.) стали обсуждать и социально-экономические -общество осознало, что экологией устойчивое развитие не ограничивается, и его концепция требует включения более вариативного комплекса факторов [7]. В этой связи исследователи убеждены, что одним из ключевых средств формирования устойчивого развития на указанном этапе стало образовательное пространство как сфера знаний и жизнедеятельности [8].
Рассмотрение системы образования как средства устойчивого развития происходило на уровне мировых конференций, итоги которых регламентировались в политических документах. Например, в 1992 году прошел Всемирный саммит ООН (в Рио-де-Жанейро), участие в котором принимали руководители и ученые разных стран мира. Они оказались единодушны в мнении о том, что образование является решающим фактором повышения качества жизни людей и устойчивого развития человеческой цивилизации [5].
Позднее, в 1997 году прошла международная конференция «Образование в интересах устойчивого будущего», организованная ЮНЕСКО в Салониках. Результаты конференции были резюмированы в виде Салоникской декларации. Этот документ описывает мнение о том, что жизнь людей, как и любых других живых существ, зависит от ряда факторов, от баланса и биологического равновесия между экологическими нишами. В этой связи необходимо изучать природу не только с точки зрения физических условий, но и с точки зрения отношения человека к ней, то есть развивать эмоционально-нравственную сферу, что находится в
компетенции гуманитарных и общественных разделов науки [10].
Спустя год в Париже на Всемирной конференции по высшему образованию лидеры стран обратились с докладом, признающим высшее образование ключевым фактором формирования у людей знаний и навыков в области защиты окружающей среды - институт образования был признан полноценным инструментом устойчивого развития.
Саммит, прошедший в Йоханнесбурге (ЮАР, 2002 г.), привел к расширению восприятия образования для целей устойчивого развития. В частности, политики предложили реализацию глобального ци-вилизационного проекта по развитию национальных систем образования и международной образовательной среды для достижения целей устойчивого развития мирового сообщества. ООН, в свою очередь, на фоне таких идей объявил декаду 2005-2014 годов в русле темы «образование для целей устойчивого развития».
В 2005 году в г. Вильнюсе была принята «Стратегия образования для устойчивого развития» (ОУР) Экономической комиссии ООН для Европы (ЕЭК ООН), разработанная по инициативе Российской Федерации и Швеции странами-членами ЕЭК ООН, объединяющей 55 государств Европы, Центральной Азии и Северной Евразии, и приняты Вильнюсские рамки ее осуществления. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН в интересах устойчивого развития - это первая региональная программа действий в области ОУР, знаменующая начало практических действий в рамках Декады ООН по образованию в интересах устойчивого развития. Суть стратегии состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. Как отмечается в Стратегии: «Образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии» [11].
Модернизация системы образования должна способствовать развитию у населения навыков критического и творческого мышления, в сочетании с воспитанием взаимного уважения, толерантности, понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов. В Стратегии ЕЭК ООН отмечается, что для этого необходимо в каждой стране разработать свою Национальную стратегию образования в интересах устойчивого развития, принять План реализации Национальной стратегии, создать организационные условия для выполнения Плана, ввести специальные нормативные документы, на основании которых станет возможной масштабная модернизация всей системы образования в целом.
На 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН (25 сентября 2015 года) на период с 2016 по 2030 годы были приняты Цели в области устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals - SDGs), которые и определяют в настоящее время приоритеты изменения мирового сообщества (Transforming our world ... n.d.) [12]. Среди них:
1. Повышение доступности качественного образования для людей, в частности доступа к базовому образованию (школьному), которое остается недоступным в многих «третьих странах» мира. При этом школьное образование должно в полной мере охватывать экологические, социальные и экономические проблемы.
2. Трансформация программ и методик образования, поскольку нынешние программы и дидактические комплексы образовательных систем не могут в полной мере обеспечивать устойчивое развитие. Более того, именно те страны, которые отличаются высоким уровнем социально-экономического развития, как правило, наносят больший ущерб окружающей среде по причине их индустриальной развитости, функционирования множества предприятий, загрязняющих окружающую среду, концентрации большого количества людей, приводящей к проблемам накопления бытовых отходов, и т. д.
3. Информационный охват как можно большего количества населения проблемами окружающей среды и идеями устойчивого развития. Для современного общества характерна информационная асимметрия, при которой многие люди вовсе не подозревают о важных экологических
проблемах и не знают эффективных способов борьбы с ними. Причем важны ни столько знания в области преодоления этих проблем, сколько знания, обеспечивающие экологически безопасное поведение людей (например, умеренное потребление, сортировка отходов и т. д.). Система образования должна вырабатывать у людей благоприятные паттерны поведения, содействующие устойчивому развитию. Это, в свою очередь, требует регулярной информационной работы через институты образования.
4. Подготовка компетентных человеческих ресурсов системы образования, готовых к проведению научных исследований и реализации образовательных процессов в русле принципов устойчивого развития. От того, насколько педагоги и руководящие кадры образовательных организаций компетентны в вопросах устойчивого развития, зависит продуктивность реализации этих принципов в образовательной системе.
Основная часть
Как и другие страны мира, Россия нуждается в трансформации национальной системы образования, ее адаптации под цели устойчивого развития, что уже нашло отражение в политических решениях, государственных стратегиях и проектах. Современная политика России в области образования признает важность принципов устойчивого развития, а сама концепция национальной системы образования на уровне целевых установок достаточно близка к этим принципам.
В частности, российская стратегия образования для целей устойчивого развития сформировалась раньше идей, высказанных в рамках Конференции «Окружающая среда для Европы» [2], участие в которой приняли министры окружающей среды многих европейских стран. Конференция прошла в Киеве в 2003 году. Результаты этой конференции свидетельствуют о том, что достижение устойчивого развития требует адаптации традиционной модели системы образования к экологической и одновременно социально-экономической, к комплексному развитию общества в его тесном взаимодействии с окружающей средой. Выводы этой конференции перекликались с опорными точками Экологической доктрины России, одобренной в 2002 году и действующей по настоящее время [9].
Исторически в России имелись благоприятные предпосылки для интеграции принципов устойчивого развития в систему образования. Они связаны с выдающимися научными школами России, конкретными деятелями науки, особым отношением россиян к природно-культурному капиталу государства как самого большого в мире.
В настоящее время идеи образования для устойчивого развития в Российской Федерации опираются на:
- как классическое, так и экологическое образование, а также смежные с ним дисциплины - биологическую, географическую, геологическую, туристско-краеведческую, экономическую, социологическую;
- систему образовательных стандартов высшей и средней школы, фундаментальные идеи которых напрямую связаны с концепцией устойчивого развития;
С------
Экологизация научных знаний и обсуждение экологических проблем (70-80 гг. XX века)
Начиная с осознания и обсуждения экологических проблем как основного аспекта устойчивого развития, мировое сообщество расширило свое видение до более широкого спектра социально-экономических проблем, в рамках которых образование стало важнейшим институтом, обеспечивающим устойчивое развитие в современных условиях.
- опыт учебно-научных центров в области устойчивого развития, действующих на базе высших учебных заведений;
- программы и проекты федерального и регионального уровней, реализуемые в экологической и социально-экономической областях;
- деятельность неправительственных, некоммерческих общественных организаций, занятых защитой окружающей среды [1].
Таким образом, стратегия образования для устойчивого развития России имеет как традиционную основу, так и инновационные компоненты, отличается комплексностью и междисциплинарностью [4].
Основываясь на вышеизложенном, можно сформировать схему ретроспективного развития идей образования для целей устойчивого развития (рис. 1).
J
Заключение
Становление концептуальных основ устойчивого развития, практика реализации странами - членами ООН соответствующих целей и задач оказывают в настоящее время существенное влияние на мировые экологические, социально-политические и экономические процессы. Нарастающий темп научно-технического прогресса в условиях жёсткой конкурен-
Расширение сферы устойчивого развития до социально-экономических проблем (80-90 гг. XX века)
Возникновение первых концепций, принципов, теорий и моделей устойчивого развития на уровне сферы образования (90-ые г. XX века)
Выделение и дальнейшее развитие методологии образования для целей устойчивого развития (XXI век)
Рис. 1. Ретроспектива развития идей образования для целей устойчивого развития
ции между странами, транснациональными образованиями, культурами, идеологиями актуализирует в отношении социальных и производственно ориентированных нововведений эффективные
сдерживающие и гармонизирующие механизмы. В связи с этим актуальна эволюция концептуальных основ устойчивого развития и их реализация на уровне национальных образовательных систем.
Литература
1. Гайзатуллина Д. Ш. Образование как инструмент реализации стратегии устойчивого развития // Экономические науки. 2021. № 205. С. 142-146.
2. Доклад КПП для пятой Конференции на уровне министров «Окружающая среда для Европы» в Киеве. Киев, 2003. 48 с.
3. Доклад «Наше общее будущее» / Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. Оксфорд: Изд-во Оксфордского университета, 1987. 387 с.
4. Ильин И. В., Урсул А. Д., Урсул Т. А., Андреев А. И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экс-пертно-аналитический доклад). М.: Московская редакция издательства «Учитель»; Изд-во Мос-ковск. ун-та, 2017. 207 с.
5. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 3-14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/conferences/environmen t/rio1992 (дата обращения: 01.11.2022).
6. Конференция ООН по проблемам окружающей среды 1972 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/ decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 01.11.2022).
7. Кочетков М. В., Смолянинова О. Г. Антро-поэкологичность устойчивого развития и интеллигентность как адекватный отклик высшего образования // Журнал Сибирского федераль-
ного университета. Серия: гуманитарные науки. 2022. № 9. С. 1269-1278.
8. Мороз Л. А. Образование в интересах устойчивого развития // Проблемы устойчивого развития регионов // Сборник научных статей XI Международной научно-практической интернет-конференции / под ред. Н. В. Маковской. Могилев, 2022. С. 133-135.
9. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_92097/?ysclid=lb30p6wic h341604287 (дата обращения: 01.11.2022).
10. Салоникская Декларация - Декларация международной конференции по окружающей среде и развитию общества: Образование и просвещение в интересах устойчивости. Греция, Салоники, 1997 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_ docs_ru.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
11. Стратегия образования для устойчивого развития (ОУР) [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id = 10955&ysclid=lb30hwh618400626929 (дата обращения: 01.11.2022).
12. Sustainable Development Goals [Электронный ресурс]. URL: https://sdgs.un.org/goals (дата обращения: 01.11.2022).
References
1. Gayzatullina D. Sh. Education as a tool for implementing a sustainable development strategy. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences]. 2021. No. 205. Pp. 142-146. (In Russian)
2. Doklad KPP dlya pyatoy Konferentsii na urov-ne ministrov «Okruzhayushchaya sreda dlya Evropy» v Kieve [Report of the Drafting Committee for the Fifth Ministerial Conference "Environment for Europe" in Kyiv]. Kyiv, 2003. 48 p. (In Russian)
3. Doklad «Nashe obshchee budushchee» / Vsemirnaya komissiya po okruzhayushchey srede i razvitiyu [Report "Our Common Future" / World Commission on Environment and Development]. Oxford, Oxford University Publ., 1987. 387 p. (In Russian)
4. Il'in I. V., Ursul A. D., Ursul T. A., Andreev A. I. Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya v Ros-sii: problemy i perspektivy (Ekspertno-analiticheskiy doklad) [Education for sustainable development in Russia: issues and prospects (Expert-analytical report)]. Moscow, Moscow edition Uchitel Publ., 2017. 207 p. (In Russian)
5. Konferentsiya OON po okruzhayushchey srede i razvitiyu. Rio-de-Zhaneyro, Braziliya, 3-14 iyunya 1992 goda [United Nations Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, Brazil, June 3-14, 1992]. Available at: https://www.un.org/ru/conferences/environmen t/rio1992 (accessed 01.11.2022). (In Russian)
6. Konferentsiya OON po problemam okruzhayushchey sredy 1972 goda [UN Conference on Environmental Issues 1972]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/d eclarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 01.11.2022). (In Russian)
7. Kochetkov M. V., Smolyaninova O. G. An-thropo-ecological sustainable development and intelligence as an adequate response of higher education. Zhurnal Sibirskogo federal'nogo uni-versiteta. Seriya: gumanitarnye nauki [Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities]. 2022. No. 9. Pp. 1269-1278. (In Russian)
8. Moroz L. A. Education for sustainable development. Sbornik nauchnykh statey KhI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy inter-net-konferentsii [Collection of scientific papers of the 11th International Scientific and Practical Internet Conference]. N. V. Makovskaya (ed.) Mogilev, 2022. Pp. 133-135. (In Russian)
9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2002 № 1225-r «Ob Ekologicheskoy dok-trine Rossiyskoy Federatsii» [Government Order of the Russian Federation of August 31, 2002 No. 1225-r "On the Environmental Doctrine in the Russian Federation"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_92097/?ysclid=lb30p6wich341604287 (accessed 01.11.2022). (In Russian)
10. Salonikskaya Deklaratsiya - Deklaratsiya mezhdunarodnoy konferentsii po okruzhayush-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор кафедры географии и методики преподавания, директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Центра географических исследований, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]
Разаханова Венера Пирмагомедовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики преподавания, заведующий НИЛ «Инновационные образовательные технологии», Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: nots-not. [email protected]
Гаджибеков Муратхан Исакович, кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и устойчивого развития, Институт экологии и устойчивого развития, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Благодарность
Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00081-22-02 на 2022 год в рамках научной темы «Национально-региональный опыт эколого-географического и туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия: история, теория, практика».
Принята в печать 04.10.2022 г.
chey srede i razvitiyu obshchestva: Obrazovanie i prosveshchenie v interesakh ustoychivosti [Thessaloniki Declaration - Declaration of the International Conference on the Environment and Development of Society: Education and enlightenment for sustainability]. Available at: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf (accessed 01.11.2022). (In Russian)
11. Strategiya obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya (OUR) [Education strategy for sustainable development]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 10955&ysclid=lb30hwh618400626929 (accessed 01.11.2022). (In Russian)
12. Sustainable Development Goals. Available at: https://sdgs.un.org/goals (accessed 01.11. 2022). (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Affiliations Zagir V. Ataev, Ph.D. (Geography), professor, the chair of Geography and Teaching Methods, director of the Research Institute of Biogeography and Landscape Ecology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; senior researcher, Institute of Geology, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; senior researcher, Center for Geographical Research, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia; e-mail: [email protected] Venera P. Razakhanova, Ph.D. (Geography), assistant professor, the chair of Biology, Ecology and Teaching Methods, Head of the Scientific Research Laboratory "Innovative Educational Technologies", Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: nots-not. [email protected]
Muratkhan I. Gadzhibekov, Ph.D. (Geography), assistant professor, the chair of Recreational Geography and Sustainable Development, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Acknowledgment
The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00081-22-02 for 2022 within the framework of the scientific topic «National-regional experience of ecological-geographical and tourist-local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage: history, theory, practice».
Received 04.10.2022.