Научная статья на тему 'ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ'

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУТЕШЕСТВИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджибеков Муратхан Исакович, Акавова Гозель Калсыновна, Алиев Шарафудин Магомедович, Атаев Загир Вагитович

Целью статьи является анализ туристско-краеведческого образования как средства гармоничного развития подрастающего поколения. Методы. Анализ, изучение и обобщение научной и методической литературы, посвященной системе туристско-краеведческого образования. Результат. Во всех ступенях системы образования туристско-краеведческое образование реализуется в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерными компонентами которого являются путешествие, экскурсия, прогулка, поход, экспедиция. Вывод. Ключевыми функциями, реализуемыми туристско-краеведческой деятельностью, являются воспитательная, образовательная и развивающая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджибеков Муратхан Исакович, Акавова Гозель Калсыновна, Алиев Шарафудин Магомедович, Атаев Загир Вагитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AND LOCAL HISTORY EDUCATION AS A MEANS OF HARMONIOUS DEVELOPMENT OF CHILDREN: TASKS, DIRECTIONS, FORMS, FUNCTIONS

The aim of the article is to analyze tourism and local history education as a means of harmonious development of the younger generation. Methods. Analysis, study and generalization of scientific and methodological literature devoted to the system of tourism and local history education. Result. At all levels of the education system, tourism and local history education is implemented in the form of recreation and socially useful activities, the characteristic components of which are travel, excursion, walk, hike, expedition. Conclusion. The key functions implemented by tourism and local history activities are educational, educational and developmental.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 008; 502/504

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-35-44

Туристско-краеведческое образование как средство гармоничного развития детей: задачи, направления, формы, функции

© 2022 Гаджибеков М. И. 1 2, Акавова Г. К. 1, Алиев Ш. М. 1, Атаев З. В. 1 3 4,

1 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: gozelika@mail.ru; sharafudin_aliev@mail.ru;

zagir05@mail.ru; muratxan01@mail.ru 2 Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия; e-mail: muratxan01@mail.ru 3 Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН Махачкала, Россия; e-mail: zagir05@mail.ru 4 Кабардино-Балкарский научный центр РАН Нальчик, Россия; e-mail: zagir05@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ туристско-краеведческого образования как средства гармоничного развития подрастающего поколения. Методы. Анализ, изучение и обобщение научной и методической литературы, посвященной системе туристско-краеведческого образования. Результат. Во всех ступенях системы образования туристско-краеведческое образование реализуется в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерными компонентами которого являются путешествие, экскурсия, прогулка, поход, экспедиция. Вывод. Ключевыми функциями, реализуемыми турист-ско-краеведческой деятельностью, являются воспитательная, образовательная и развивающая.

Ключевые слова: туристско-краеведческое образование, туристско-краеведческая деятельность, путешествие, образование для устойчивого развития, устойчивое развитие региона, природно-культурное наследие.

Формат цитирования: Гаджибеков М. И., Акавова Г. К., Алиев Ш. М., Атаев З. В. Туристско-краеведческое образование как средство гармоничного развития детей: задачи, направления, формы, функции // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 4. С. 35-44. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-35-44_

Tourism and Local History Education as a Means of Harmonious Development of Children:

Tasks, Directions, Forms, Functions

© 2022 Muratkhan I. Gadzhibekov 1 4, Gozel K. Akavova 1, Sharafudin M. Aliev 1, Zagir V. Ataev 1 2, 3

1 Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: gozelika@mail.ru; sharafudin_aliev@mail.ru;

zagir05@mail.ru; muratxan01@mail.ru 2 Dagestan State University Makhachkala, Russia; e-mail: e-mail: muratxan01@mail.ru 3 Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

Makhachkala, Russia; e-mail: zagir05@mail.ru 4 Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Nalchik, Russia; e-mail: zagir05@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to analyze tourism and local history education as a means of harmonious development of the younger generation. Methods. Analysis, study and generalization of scientific and methodological literature devoted to the system of tourism and local history education. Result. At all levels of the education system, tourism and local history education is implemented in the form of recreation and socially useful activities, the characteristic components of which are travel, excursion, walk, hike, expedition. Conclusion. The key functions implemented by tourism and local history activities are educational, educational and developmental.

Keywords: tourism and local history education, tourism and local history activity, travel, education for sustainable development, sustainable development of the region, natural and cultural heritage.

For citation: Gadzhibekov M. I., Akavova G. K., Aliev Sh. M., Ataev Z. V. Tourism and Local History Education as a Means of Harmonious Development of Children: Tasks, Directions, Forms, Functions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Рedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 4. Pp 3544. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-35-44 (in Russian)

Введение

В научной литературе существуют разные определения туристско-краеведческой деятельности. Так, под туристско-краеведческой деятельностью понимают средство гармоничного развития детей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция) [11]. В данном определении сделан акцент на путешествиях как ключевом аспекте туристско-краеведческой деятельности - именно этот аспект выступает механизмом гармоничного развития учащихся.

Согласно другому определению, турист-ско-краеведческая деятельность представляется как иерархическая структура уровней социального и профессионального становления личности, развития и оздоровления обучающихся средствами туризма и краеведения, включающая в себя цель, содержание дополнительных образовательных профессиональных программ, сеть научных, образовательных учреждений [1].

Также встречается определение, согласно которому туристско-краеведческая деятельность - это добровольная, самодеятельная и целенаправленно педагогически организованная деятельность по освоению учащимися истории и природы родного края, изучению социально-экономического и культурного развития школы, микрорайона, села, города, района, области, воспитанию бережного отношения к природе и умелого ориентирования в предметно-пространственной среде.

Примечательно и определение, согласно которому туристско-краеведческая деятельность является своеобразным базисом реализации исследовательских проектов подростков в реальном формате жизни, формирующим развитие активной жизненной позиции целостно-ориентированной личности - взрослеющего патриота и гражданина в ходе знакомства с историей и природой родного края, коммуникационную согласованность в выборе целей, согласовании позиций, виртуозность в применении способов решения личностных и групповых задач при разработке социально востребуемого проекта, его представлении и защите.

Основная часть

Признаки туристско-краеведческой работы обсуждаются в научной литературе. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются:

- передвижение в пространстве;

- активное взаимодействие с окружающим миром;

- высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников;

- сочетание умственного и физического труда;

- приобретение жизненно-важных знаний, умений и навыков [9].

Среди задач туристско-краеведческой деятельности исследователи выделяют следующие:

- возрождение духовно-нравственных ценностей, национального и интернационального сознания учащихся, формирова-

ние любви к родной стране у подрастающего поколения;

- воспитание уважения к трудовой деятельности;

- повышение интереса к обучению с помощью контрастных примеров из окружающей среды;

- формирование коммуникативных навыков через совместную деятельность;

- осуществление индивидуально-личностного развития каждого обучающегося;

- формирование здорового образа жизни, повышение уровня физической подготовки;

- рационально, без ущерба природе, собирать коллекции, ценные природные материалы [7].

Основной идеей туристско-

краеведческой работы является общественно-полезная направленность деятельности. Это необходимо для сбережения, совершенствования, воссоздания и преобразования окружающей среды в мире. Туристско-краеведческая работа охватывает разнообразные виды деятельности: образовательную, воспитательную, оздоровительную, социальную. Взаимодействие указанных видов деятельности формируют основу для раскрытия личности, физического и духовного развития и оздоровления, развитие привычек здорового образа жизни, развитию познавательной и активной практической деятельности, в которой учащиеся выступают в роли субъекта такой работы, а не пассивного объекта, сочетать личные интересы с общественными интересами, вовлечению в деятельность всего потенциала личности учащихся: его интересов, мотивов, способностей и умений.

Туристско-краеведческая деятельность, являясь фактором активизации познавательной функции, несет в себе множество объективных сторон, которые способствуют проявлению и укреплению интереса к знаниям, к глубокому изучению явлений окружающей действительности, к процессу исследования, она позволяет будущим педагогам ощутить и глубже понять всеобщие закономерности явлений науки и жизни, выявить взаимосвязь и взаимообусловленность явлений действительности. Это связано с особенностью подготовки к туристско-краеведческой деятельности, которая влияет на быстрое восстановление

уже имеющихся знаний, активизировать в памяти давно забытое.

Т. В. Кулуева подчеркивает, что турист-ско-краеведческая деятельность обладает огромным образовательным и воспитательным ресурсом, выражающимся в:

- содержании краеведческого материала, который в свою очередь является источником активизации познавательного интереса учащихся и способствует осознанному пониманию связей в природных и экономических явлениях и процессах;

- формировании нравственно-патриотического отношения к малой родине;

- формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков;

- создании проблемных ситуаций, связанных с решением практических задач туристско-краеведческой направленности;

- разработке личностно ориентированной системы заданий для вовлечения учащихся в решение поисково-исследовательских задач;

- организации общественно полезной природоохранной деятельности [6].

Действительно, туризм и краеведение являются незаменимыми средствами воспитания гражданско-патриотических позиций юных граждан, призваны решать задачи подготовки к жизни разносторонне развитой личности, формировать духовно и физически здоровый образ жизни; развивать нравственные качества, одновременно решать вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации.

Особенностью воспитательного процесса в туризме является, во-первых, использование объектов культурного и природного наследия в качестве своего рода наглядного пособия, которое имеется у себя на малой родине и его можно сравнить с регионом или со страной; во-вторых, отсутствие принуждения, а это значит, использование внутренней заинтересованности человека, его стремление к знаниям о том месте, где он живет, его любовь к своей малой родине в целях достижения требуемых результатов.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет формировать творческую, самостоятельную личность, расширяет кругозор, воспитывает выдержку и дисциплину, учит жить в социуме и отвечать за свои действия, познавать и понимать окружа-

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

ющую природу, уважать исторические ценности. Знакомство с местной культурой, с культурой других регионов, позволяет узнать историю многонационального населения нашего государства, увидеть важность и значимость сохранения самобытности народов, понять свое место и предназначение в судьбе своей малой родины и страны в целом. Туризм и краеведение объединяет учащихся и педагогов, детей и взрослых, группы в единый коллектив, где происходит социализация ребенка и воспитание в нем чувства толерантности.

Наконец, туристская деятельность имеет значительный культуро-формирующий и социально-образовательный потенциал, закладывающий навыки в области познания, отдыха, коммуникации у учащихся, и

создаёт дополнительные возможности для придания импульса начинаниям и творческим предрасположенностям учащихся, способствуя развитию самостоятельной личности. Этот потенциал задаётся, прежде всего, степенью развивающего влияния культурно-исторического окружения, возможностью для активного взаимодействия, которые реализует туристско-

краеведческая деятельность. Знания и навыки, полученные учащимся в путешествии или экскурсии, не только усваиваются, запоминаются, но и способствуют развитию его личности.

Условно в туристско-краеведческой деятельности выделяются три направления (рис. 1).

Рис. 1. Направления туристско-краеведческой деятельности

Первое направление включает в себя внеурочную деятельность, подразумевающую проведение туристских слетов, соревнований, походов и прочих активных форм туристско-краеведческой работы. Второе направление - это внеклассные мероприятия, организуемые как туристско-краеведческими отделениями, так и общими образовательными учреждениями. В рамках третьего направления реализуются краеведческие исследовательские экспедиции, имеющие выраженную поисковую направленность.

Среди наиболее распространенных форм туристско-краеведческой деятельности выделяются следующие:

Поход туристский (маршрут) - прохождение группой обучающихся активными способами передвижения определенно-

го участка местности с образовательными, воспитательными, познавательно-

исследовательскими, рекреационными, спортивными целями.

Экспедиция маршрутная - прохождение маршрута туристской группой в целях изучения территории, одного или нескольких объектов, выполнение общественно полезной, поисковой, исследовательской и иной деятельности продолжительностью 2 дня и более с использованием активных и комбинированных средств передвижения.

Экспедиция стационарная - нестационарное мероприятие с постоянным базированием, нацеленное на проведение полевых исследований природных, историко-культурных, медико-биологических и иных объектов.

Экскурсия - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.; краеведческие экскурсии - один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона; путешествия - экскурсии, рассчитанные на длительный срок и на значительные расстояния.

Квест образовательный - вид исследовательской деятельности, выполняемой на основе рекомендованных информационных ресурсов и собственного опыта, целенаправленный поиск решения учебной проблемы по указанным ориентирам и адресам.

Слет туристский - сбор туристских коллективов в природных условиях для выполнения предварительно намеченной программы; форма активизации туристской работы в образовательных учреждениях, пропаганды туризма как средства формирования здорового образа жизни, организации досуга, физического развития.

Фестиваль - открытая форма соревнования с целью выявления победителей и призеров в представленном направлении (конкурс-фестиваль); общественное

празднество, сопровождающееся показом, смотром достижений каких-нибудь видов искусств.

Олимпиада - вид соревнований обучающихся, нацеленных на проверку и критическую оценку ими своих знаний и способностей. Они могут быть:

- по статусу (школьные, районные, городские, региональные, всероссийские, международные);

- по составу и статусу организаторов (вузовские, организованные органами образования, научными и общественными организациями).

В оргкомитет олимпиад входят педагоги, преподаватели вузов, научные работники. Предметные комиссии разрабатывают вопросы, методические рекомендации и анализируют результаты. Победители олимпиад награждаются дипломами, которые в некоторых вузах дают абитуриентам преимущество при поступлении.

Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы [10].

Туристско-краеведческие мероприятия и программы представлены следующими аспектами:

- значимыми историческими фактами, связанными с регионом и конкретными населёнными пунктами;

- национально-культурными традициями, характерными для региона в целом и локальных территорий;

- информацией об исторических личностях, внёсших вклад в развитие региона и конкретных населённых пунктов;

- представлением о наиболее существенных ценностях материальной и духовной культуры региона;

- характеристикой деятельности социально-культурных учреждений, обеспечивающей сохранение и трансляцию исторической памяти [4].

Также в туристско-краеведческой деятельности можно выделить определенные ступени обучения:

- в дошкольном учреждении на основе регулярных или нерегулярных мероприятий, часто в сопровождении родителей, главным образом с целью ознакомления детей с явлениями природы родного края;

- в общеобразовательной школе при занятиях в учреждениях дополнительного образования типа детских эколого-биологических и эколого-туристских центров, либо при кружковой и факультативной работе в самой школе;

- на ступени учреждения среднего специального профессионального образования, имеющего специфическую направленность и профессиональный профиль подготовки «Туризм», «Гостиничный сервис» и «Экскурсоведение»;

- в сфере высшего образования, как при обучении по направлению подготовки «Туризм», так и другим, но с получением дополнительного внутривузовского образования в туристско-спортивном клубе [5].

Информационное сопровождение туристского или краеведческого мероприятия любой из вышеперечисленных форм и на любой ступени обучения включает следующие виды работ:

- форматирование и размещение информационных текстов на интернет-ресурсе: информационное письмо, пресс-релизы (информационные, анонсирующие, новостные), фото- и видеорепортажи о ходе подготовки и проведения мероприятия, интервью с участниками, организа-

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 4. 2022

торами, победителями, почетными гостями и т. д.;

- исправление и публикация информации, представленной в форме таблиц (протоколы соревнований и т. п.);

- информационные статьи (пресс-релизы).

Функции туристско-краеведческой деятельности также широко обсуждаются в научной литературе. В работе Е. А. Ерохи-ной и Е. Б. Бабошиной выделены следующие функции (рис. 2):

Обучающая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

/ \

Воспитывающая

Развивающая

]

Рис. 2. Функции туристско-краеведческой деятельности [2]

- обучающая позволяет познать уникальность родины: ее ландшафт, растительный и животный мир, исторические и культурные достопримечательности, важность бережного отношения к ним и их сохранение;

- развивающая позволяет обрести не только физически здоровое тело, но морально закаленную, волевую личность, способствует обретению качеств взаимопомощи и взаимовыручки, понятию важности быть одной командой, нести ответственность за свои поступки;

- воспитывающая позволяет обрести новые качества личности через коллектив, так как он является хорошим средством социализации, учит правильно оценивать свои поступки, принимать общепринятые правила и законы социума. Общение способствует приобретению коммуникативных навыков. Содружество детей и взрослых, учащихся и педагогов в едином коллективе, связанных общими задачами и деятельностью, является основным средством воспитания и социализации юных граждан и патриотов страны.

О. А. Казурова выделяет более широкий комплекс функций туристско-

краеведческой деятельности (рис. 3).

Социально-пропедевтическая функция регламентирует знакомство детей с социальными явлениями в окружающей дей-

ствительности, литературе, живописи, музейных экспонатах и формирование личного отношения воспитанников к этому проявлению человеческого бытия.

Ценностно-ориентационная функция реализуется в создании единой морально-нравственной основы для социальной интеграции, способной гармонизировать интересы всех страт общества. В ходе туристско-краеведческой деятельности учащихся осознает статусность своих компетенций и формулирует стратегию личностного роста.

Регулятивная функция контролирует нормы поведенческого характера, соответствующие принципам современного общества - они наглядно проявляются в том, каким образом организуются и проводятся туристско-краеведческие мероприятия.

Коммуникативная функция диктует нормы общения. В процессе туристско-краеведческой деятельности учащиеся активно развивают свои коммуникативные навыки, взаимодействия друг с другом.

Автономизационная функция подтверждает стремление к самоопределению несовершеннолетних в социуме и основана на самопознании, саморазвитии, самообразовании и т. п., для чего туристско-краеведческая деятельность буквально открывает новые горизонты и демонстрирует широту возможностей самореализации индивида.

Рис. 3. Функции туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования [3]

Культурно-просветительная функция обеспечивает стабильность существования социума через преемственность культурных образцов, идеалов, транслируемых в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Следует отметить, что в настоящий момент в научной литературе описывается и такое понятие, как «туристско-краеведческой образ региона», выступающее связующим звеном между туристско-краеведческим образованием и целью устойчивого развития и сохранения при-родно-культурного наследия региона. В основу разработки туристско-

краеведческого образа региона положен системный подход с использованием комплексного географического анализа, а также элементов маркетингового анализа потребительского спроса. Такой подход позволяет не только сформировать уникальный специфический образ региона, который доносится до сознания потребителя и позволяет визуализировать туристский продукт, но и определить конкурентные преимущества регионального туристского продукта. Это позволяет специалистам ту-ристско-краеведческих отделений повысить уровень профессиональной подготовки, расширить знания о продаваемом продукте, дает возможность разработки новых туров и экскурсионных маршрутов с учетом региональной специфики. По уточнению исследователей, методика формиро-

вания туристско-краеведческого образа региона предполагает системный подход к анализу пространственных особенностей туристского рынка производителей, формирующих предложение (подсистемы «рекреационные ресурсы», «туристская инфраструктура», «орган управления» и «обслуживающий персонал») и рынка потребителей, генерирующих туристский спрос и формирующих основные туристские потоки на данную территорию на основе маркетингового анализа (подсистема «посетители»). Характеристика и оценка эффективности функционирования каждой подсистемы позволяют выявить особенности территориальной организации туризма региона [8].

Заключение

Таким образом, туристско-

краеведческая деятельность представляет собой средство гармоничного развития детей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Главным образом она реализуется в направлении внеурочной деятельности в самых разнообразных формах (походы, экскурсии, слеты, конкурсы и т. д.) и охватывает все ступени системы образования. Ключевыми функциями, реализуемыми туристско-краеведческой деятельностью, являются воспитательная, образовательная и развивающая.

42 ••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

Литература

1. Бочкарев С. В., Лим Я. В. О возможности бургского государственного университета.

развития «сквозной» экологической компетенции педагога туристско-краеведческого профиля // Экологическое равновесие: геоэкология, краеведение, туризм: Материалы X международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11 ноября 2021 года. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2021. С. 124-127.

2. Ерохина Е. А., Бабошина Е. Б. Роль ту-ристско-краеведческой деятельности в вопросах воспитания в дополнительном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Всероссийская научно-практическая конференция, Нижневартовск, 20 февраля 2021 года. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. С. 107-111.

3. Казурова О. А. Туристско-краеведческая деятельность как одно из условий социализации подростков // Глобальный научный потенциал.

2021. № 6. С. 23-26.

4. Каминская Н. Д., Эрман Е. В. Формирование исторического самосознания молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности // Вестник Московского государствен но-го университета культуры и искусств. 2021. № 5. С. 144-154.

5. Кобызев Н. С. Туристско-краеведческая работа образовательного учреждения как опыт воспитания компетентного специалиста для устойчивого развития ресурсного региона // Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть II / отв. редакторы С. В. Бочкарев, А. М. Макарский, Н. Е. Самсонова. СПб,

2022. С. 361-366.

6. Кулуева Т. В. Организация исследовательских проектов подростков в туристско-краеведческой деятельности // Вестник Орен-

ity of developing the "end-to-end" ecological competence of a tourist and local history teacher. Ekologicheskoe ravnovesie: geoekologiya, kraevedenie, turizm: Materialy X mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 11 noyabrya 2021 goda [Ecological balance: Geoecology, local history, tourism: Proceedings of the 10th International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, November 11, 2021]. St. Petersburg, A. S. Pushkin Leningrad State University publ., 2021. Pp. 124-127. (In Russian)

2. Erokhina E. A., Baboshina E. B. The role of tourism and local history activities in the issues

2021. № 1. С. 64-69.

7. Маслова Т. А., Клюковский П. В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к туристско-краеведческой деятельности // Вестник Калужского университета. 2021. № 1 (50). С. 129-134.

8. Мечковская О. А. Методика формирования туристско-краеведческого образа региона // Развитие географических исследований в Беларуси в ХХ-ХХ1 веках. Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 2021. С. 709-715.

9. Путенко О. В. Из опыта реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности // Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 24 марта 2022 года. В 2 частях. Часть I. / отв. ред. С. В. Бочкарев, А. М. Макарский, Н. Е. Самсонова. СПб, 2022. С. 371-378.

10. Социальное партнерство в проектировании и проведении мероприятий туристско-краеведческой направленности: учебно-методическое пособие / авторы-составители А. А. Соколова, Н. Е. Самсонова. СПб: Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга, 2022. 132 с.

11. Шиштанова Т. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников // Всероссийский научный форум студентов и учащихся - 2022: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 ноября 2022 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. С. 48-53.

problemy gumanitarnykh nauk: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, Nizhnevartovsk, 20 fevralya 2021 goda [Actual issues of the humanities: All-Russian scientific and practical conference, Nizhnevartovsk, February 20, 2021]. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk State University Publ., 2021. Pp. 107-111. (In Russian)

3. Kazurova O. A. Tourist and local history activity as one of the conditions for the socialization of adolescents. Global'nyy nauchnyy potentsial [Global scientific potential]. 2021. No. 6. pp. 2326. (In Russian)

4. Kaminskaya N. D., Erman E. V. Formation of youth historical self-awareness by means of

References

1. Bochkarev S. V., Lim Ya. V. On the possibil- of education in additional education. Aktual'nye

tourist and local history activities. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2021. No. 5. pp. 144-154. (In Russian)

5. Kobyzev N. S. Tourist and local history work of an educational institution as an experience of educating a competent specialist for sustainable development of a resource region. Kolpinskie chteniya po kraevedeniyu i turizmu. Materialy V Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chas-tyakh. Chast' II [Kolpinsky readings on local history and tourism. Proceedings of the 5th All-Russian scientific and practical conference with international participation. In 2 parts. Part 2] S. V. Bochkarev, A. M. Makarsky, N. E. Samsonova (eds.). St. Petersburg, 2022. Pp. 361-366. (In Russian)

6. Kulueva T. V. Organization of research projects of teenagers in tourism and local history activities. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University]. 2021. No. 1. pp. 64-69. (In Russian)

7. Maslova T. A., Klyukovsky P. V. Theoretical foundations of training future teachers for tourism and local history activities. Vestnik Kalu-zhskogo universiteta [Bulletin of Kaluga University]. 2021. No. 1 (50). pp. 129-134. (In Russian)

8. Mechkovskaya O. A. Methodology of formation of the tourist and local history image in the region. [Development of geographical research in Belarus in the 20-21st centuries. Proceedings of the international scientific and practical conference]. Minsk, 2021. Pp. 709-715. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Гаджибеков Муратхан Исакович, кандидат географических наук, старший научный сотрудник НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; доцент кафедры рекреационной географии и устойчивого развития, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail:

muratxan01 @mail.ru

Акавова Гозель Калсыновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры географии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gozelika@mail.ru

Алиев Шарафудин Магомедович, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и методики преподавания, декан,

9. Putenko O. V. From the experience of implementing additional general development programs of tourism and local lore orientation. Kolpinskie chteniya po kraevedeniyu i turizmu. Materialy V Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii, 24 marta 2022 goda [Kolpinsky readings on local lore and tourism. Proceedings of the 5th All-Russian scientific and practical conference with international participation, March 24, 2022. In 2 parts. Part 1] S. V. Bochkarev, A. M. Makarsky, N. E. Samsonova (eds.). St. Petersburg, 2022. Pp. 371-378. (In Russian)

10. Sokolova A. A., Samsonova N. E. Sotsi-al'noe partnerstvo v proektirovanii i provedenii meropriyatiy turistsko-kraevedcheskoy naprav-lennosti: uchebno-metodicheskoe posobie [Social partnership in the design and conduct of tourism and local history events: an educational and methodological manual]. St. Petersburg, Palace of Creativity of Children and Youth of Kolpinsky district of St. Petersburg, 2022. 132 p. (In Russian)

11. Shishtanova T. L. Tourist and local history activity as a means of civil and patriotic education of senior preschoolers. Vserossiyskiy nauch-nyy forum studentov i uchashchikhsya - 2022: Sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Petrozavodsk, 22 noyabrya 2022 goda [All-Russian scientific forum of students and pupils - 2022: Collection of papers of the All-Russian scientific and practical conference, Petrozavodsk, November 22, 2022]. Petrozavodsk, "New Science" International Center for Scientific Partnership, 2022. pp. 48-53. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Muratkhan I. Gadzhibekov, Ph.D. (Geography), senior researcher, Research Institute of Biogeography and Landscape Ecology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; assistant professor, the chair of Recreational Geography and Sustainable Development, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; email: muratxan01@mail.ru

Gozel K. Akavova, Ph.D. (Economy), assistant professor, the chair of Geography and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gozeli-ka@mail.ru

Sharafudin M. Aliev, Ph.D. (Geography), assistant professor, the chair of Geography and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: shara-fudin_aliev@mail.ru

Zagir V. Ataev, Ph.D. (Geography), profes-

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

факультет биологии, географии, химии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sharafudin_aliev@mail.ru

Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор кафедры географии и методики преподавания, директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Центра географических исследований, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Нальчик, Россия; e-mail: zagir05@mail.ru

Благодарность

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00081-22-02 на 2022 год в рамках научной темы «Национально-региональный опыт эколого-географического и туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия: история, теория, практика».

Принята в печать 04.10.2022 г.

sor, the chair of Geography and Teaching Methods, Director of the Research Institute of Bioge-ography and Landscape Ecology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; senior researcher, Institute of Geology, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; senior researcher, Center for Geographical Research, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia; e-mail: zagir05@mail.ru

Acknowledgment

The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00081-22-02 for 2022 within the framework of the scientific topic «National-regional experience of ecological-geographical and tourist-local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage: history, theory, practice».

Received 04.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.