чилось на 41,46% (р<0,01), относительное - на 32,56% (р<0,01), абсолютное и относительное значение МПК, соответственно, на 24,21% (р<0,05) и 12,6% (р<0,05). Причем, значение МПК достигло средневозрастных значений.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод об эффективности предложенного раннее содержания и методики туристско-краеведческой подготовки подростков 12-14 лет в системе дополнительного образования провинции Цзилинь (Китай).
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, А.Ю. Рекреационный эффект спортивного туризма / А.Ю. Анохин // Материалы Всероссийской научно практической конференции «Краеведение и туризм в XXI веке».
- Пушкино, 2004. - C. 239-242.
2. Апанасенко, Г. Л. Уровень здоровья и физиологические резервы организма / Г. Л. Апанасенко, Л.П. Долженко // Теорiя i методика фiзичного виховання i спорту. - 2007. - № 1.
- С. 17-21.
3. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
4. Семиреков, В.А. Использование средств рекреационного туризма для восстановления здоровья рабочих и служащих промышленного предприятия / В.А. Семиреков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 146-150.
REFERENCE
1. Anokhin, A.Yu. (2004), "Recreational sports tourism effect", Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference "Local history and tourism in the XXI century", Pushkino, pp. 239-242.
2. Apanasenko, G.L. and Dolzhenko, L.P. (2007), "The level of health and physiological reserves of the organism", Theory and methods of physical education and sport, No. 1, pp. 17-21.
3. Grajewski, N.D. and Dolmatova, T.I. (2004), Sports medicine, Soviet Sport, Moscow.
4. Semirekov, V.A. (2011), "The use of recreational tourism means for restoring the health of workers and employees of industrial enterprises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), pp. 146-150.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2016
УДК 379.85
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ (КНР)
Мо Жоцинь, соискатель, Игорь Алексеевич Дрогов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье представлены результаты разработки экспериментальной многоуровневой модели туристско-краеведческой деятельности детей в системе дополнительного образования провинции Цзилинь. Отражено содержание туристско-краеведческой деятельности подростков 12-14 лет, представленное в форме модели туристско-краеведческой подготовки. Предложенная модель подготовки включает теоретическую, общую и специальную физическую, техническую, тактическую и психологическую составляющие. Модель многоуровневой системы туристско-краеведческой деятельности имеет вертикально-горизонтальное строение, представленное уровнями: туристско-краеведческим содержанием, наполненным семью основными направлениями: духовно-нравственным, культурно-эстетическим, физической культурой, социально-педагогическим, экологическим, военно-патриотическим, краеведением; формами, средствами и методами, реализующи-
ми содержание.
Ключевые слова: модель туристско-краеведческой деятельности детей, содержание ту-ристско-краеведческой подготовки, система дополнительного образования провинции Цзилинь.
MULTILEVEL MODEL OF TOURIST AND REGIONAL NATURAL HISTORY ACTIVITY OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM IN JILIN
PROVINCE (CHINA)
Mo Ruoqin, the competitor, Igor Alexandrovich Drogov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
The article presents the results of the experimental model development for the multi-level tourist and regional natural history activity of the children in the additional education system in Jilin Province. The study have reflected the contents of the tourist and regional natural history studies of adolescents aged 12-14 years, presented in the form of the model for the tourist and regional history training. The proposed training model includes the theoretical, general and special physical, technical, tactical and psychological components. Multi-level model of tourist and regional natural history activity has a vertical-horizontal structure, presented with the levels: the tourist and regional natural history contents, filled with seven main areas: the spiritual, moral, cultural, aesthetic, physical education, social and educational, environmental, military, patriotic, regional history studies; forms, means and methods of implementing the contents.
Keywords: model of tourist and regional natural history activity of children, contents of tourist and regional natural history studies training, additional education system in Jilin Province.
ВВЕДЕНИЕ
По мере социально-экономического развития, а также изменения концепции жизни людей, растущей популярности туристской деятельности, туристская индустрия Китая вступила в период бурного развития. В растущем рекреационно-оздоровительном потоке Китая уже более 250 миллионов молодых людей, что составляет 1/3 от туристского населения. Это огромный и очень привлекательный туристский рынок, который пока еще недостаточно освоен. Главными мотивами туристской деятельности у молодежи являются: мотивация расслабления, которая обусловлена режимом напряженных учебных нагрузок, в связи, с чем молодые люди используют туристскую деятельность в качестве отдыха, который позволяет расслабиться физически и духовно [2]. Данные опросов показывают, что 35,16% молодых людей в возрасте от 12 до 26 называют главным мотивом туристической деятельности расширение своих знаний и кругозора. В современных условиях жажда молодых людей к знаниям уже превысила пределы простого знания учебников, и они с удовольствием черпают знания от жизни и общества.
Однако, проведенный нами анализ существующей системы массовых туристско-краеведческих мероприятий, осуществляемых в рамках дополнительного образования, принятого в КНР и провинции Цзилинь, показал отсутствие четкой системы и технологии проведения туристско-краеведческой деятельности. В связи с вышесказанным, разработка модели туристско-краеведческой деятельности детей в провинции Цзилинь представляется нам актуальной и своевременной.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Процессуально разработка модели туристско-краеведческой деятельности потребовала анализа самих понятий «модель» и «моделирование». Существует несколько толкований понятия «модель». «Модель» в самом широком смысле - любой мыслительный или знаковый образ представляемого объекта (оригинала), используемый в качестве его «заместителя», поэтому в системе образования необходимо чтобы она отвечала требованиям четкой структуры и логически удобной формы представляемого знания, фиксации узловых моментов пригодности к широкому спектру задач [1].
В научно-педагогической литературе наиболее распространены два значения модели: модель как аналог объекта и модель как образец. В методологии педагогической науки признана следующая трактовка понятия модели: это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления [3].
В качестве основания для классификации моделей берется вид языка, на котором они формулируется [1]:
- содержательная модель формулируется на естественном языке;
- формальная модель воплощается с помощью одного или нескольких формальных языков (языков математических теорий или языков программирования).
Данные теоретические положения применительно к туристско-краеведческой деятельности, как части дополнительного образования, позволяют нам сконструировать проектную модель в полиморфной вертикально-горизонтальной его организации. Вертикальная составляющая модели включает уровни организации туристско-краеведческой деятельности от дошкольного до последипломного. Горизонтальная составляющая содержит основные направления туристско-краеведческой деятельности, учреждения образования, реализующие программы туристско-краеведческой деятельности для каждого уровня, формы/методы реализации содержания туризма и краеведения, заключенного в многообразии программ.
Модель туристско-краеведческой деятельности включает в себя элементы: цели воспитания; содержание воспитательной деятельности; средства туризма и краеведения, формы и методы, организацию процесса; результат деятельности и оценка результативности. Ведущими факторами выступают выявление и построение целостного ценностно-значимого пространства развития и самоактуализации личности в процессе взаимодействия с объектами туризма и краеведения. Графически модель многоуровневой турист-ско-краеведческой деятельности может быть представлена следующим образом (таблица 1.).
Таблица 1 - Многоуровневая модель туристско-краеведческой деятельности детей в системе дополнительного образования провинции Цзилинь_
ЦЕЛЬ ТУРИСТСКО-КРАЕВДЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ личностное развитие, обучение, воспитание, социальное и профессиональное самоопределение обучающихся
СОДЕРЖАНИЕ
Познавательная деятельность
Социальное творчество
Туристская и краеведческая воспитывающая деятельность
Оздоровительная, эмоционально-ценностные отношения
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Решение познавательных задач
Путешествия, игры, тренинги, упражне-
Слеты, досуг, коррекция личностного развития
Соревнования, решение ситуативных задач, педагогические технологии воспитания, технологии личностного развития
ПОДХОДЫ
конвенциальныи
компетентностныи
культурологический
программно-целевой
ФОРМЫ
индивидуальные
групповые
массовые
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНТЕРЕС мотивация
ДОСТИЖЕНИЯ мастерство
СПОСОБНОСТИ личные качества
ЦЕННОСТИ объединение детей и взрослых
КРИТЕРИИ УСПЕХА Когнитивные. Мотивационно-потребностные. Деятельностно-практические.
динамика познавательной активности
динамика социального творчества
динамика воспитывающей деятельности
мотивация заниматься в туристско-краеведческих объединения (клубах)
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕХА
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ; ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДСЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ; СОЦИАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На основе представленной многоуровневой модели разработано содержание ту-ристско-краеведческой деятельности представленное в форме модели туристско-
ния
краеведческой подготовки детей (таблица 2). Разработанная модель включает такие разделы, как теоретическая, общая и специальная физическая, техническая, тактическая, теоретическая подготовка и психологическая подготовка.
Таблица 2. - Модель туристической подготовки детей в учреждения дополнительного образования провинции Цзилинь_
МОДЕЛЬ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Теоретическая подготовка
Географическая Топологическая Организационная
Формирование знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом народа Работа со схемами, планами, картами Формирование знаний об организации и проведение общественно полезной работы
Краеведческая
Формирование знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом народа Формирование знаний об организации и проведение общественно полезной работы Формирование знаний об организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода
Физическая подготовка
Общая Специальная
Комплексное развитие физических способностей. Повышение функциональных возможностей организма Формирование туристических умений и навыков, развитие специальных физических качеств туриста
Техническая и тактическая подготовка
1) Овладение техникой преодоления естественных и искусственных препятствий 2) Формирование навыков выживания в природной среде; 3) Овладение техникой передвижения в пешеходных и лыжных походах 4) Формирование навыков ориентирования в предметно пространственной среде 5) Формирование навыков работы с туристическим снаряжением 6) Формирование умений и навыков организации туристического лагеря
Психологическая подготовка
1) Выполнение туристических ролей; 2) Развитие умений преодолевать трудности, быстро принимать решения; 3) Формирование морально-волевых качеств; 4) Патриотическое воспитание 5) Повышение социально-коммуникативной активности 6) Развитие интеллектуально-познавательных способностей и креативности мышления;
Средствами туризма были физические упражнения в основных движениях, которые выполнялись в природном и социальном окружении, туристические игры с поисковыми ситуациями, виды спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на санках), туристические упражнения прикладного многоборья. Теоретическая подготовка включает географическую, топографическую и краеведческую. Физическая подготовка включает комплексное развитие физических качеств и специальную подготовку туриста. Техническая и тактическая подготовка, помимо собственно овладения туристическими навыками, включает комплекс основы выживания в условиях природной среды. Психологическая подготовка включает патриотическое воспитание, развитие познавательных способностей, морально-волевых качеств, креативности мышления, развитие социально-коммуникативной активности, выполнение туристических ролей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической" реальности: теория и технологии / А. А. Остапенко. - М. : Народное образование, 2005. - 384 с.
2. Сидоренко, А.С. Значение туризма как одного из нормативов VI ступени комплекса ГТО / А.С. Сидоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). -С. 148-151.
3. Смирнов, Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Смирнов Дмитрий Витальевич. - Шуя, 2012. - 583 с.
REFERENCES
1. Ostapenko, A.A. (2005), Modeling multidimensional pedagogical reality: theory and technology, Education, Moscow.
2. Sidorenko, A.S. (2015), "The value of tourism as one of the standards VI stage of the complex RLD", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (119), pp. 148-151.
3. Smirnov, D.V. (2012), System of additional professional tourist and local history of education of teachers on the basis of cluster approach, dissertation, Shuya.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2016
УДК 796.011
ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВЕНЬ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Андрей Викторович Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Эдуардович Навтиков, старший преподаватель, Максим Александрович Виноградов, старший преподаватель, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского), Симферополь
Аннотация
Настоящая статья отражает результаты сравнительного анализа динамики соматического здоровья, физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников под влиянием внеклассной работы по олимпийскому образованию. Установлено, что в группе, где во внеклассную работу был включен курс олимпийского образования, увеличилось количество учащихся с более высоким уровнем соматического здоровья, физической работоспособности и двигательной подготовленности. Это позволяет утверждать о положительном влиянии олимпийского образования на решение задач школьного физического воспитания.
Ключевые слова: олимпийское образование, соматическое здоровье, физическая работоспособность, двигательные качества.
IMPACT OF OLYMPIC EDUCATION ON LEVEL OF SOMATIC HEALTH, PHYSICAL PERFORMANCE AND FITNESS OF SCHOOLCHILDREN
Andrey Viktorovich Moutiev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Eduardovich Navtikov, the senior teacher, Maksim Aleksandrovich Vinogradov, the senior teacher, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
Annotation
This article reflects the results of the evaluative comparative analysis of the somatic health dynamics, physical performance and fitness of schoolchildren engaged in Olympic education program as extracurricular activity. It has been established that in the group where the extracurricular work included the course of the Olympic education the number of scholars with a higher level of somatic health has increased, improving the physical performance and fitness. This fact suggests the positive influence of the Olympic education on the tasks of school physical education.
Keywords: the Olympic education, somatic health, physical performance, physical fitness.
Идеи олимпизма все больше пронизывают современную культуру, объединяют решение задач, стоящих перед Олимпийским движением с общими задачами человечества. Проблема распространения среди школьников конкретной суммы знаний об олимпийском движении, олимпизме и Олимпийских играх - одна из наиболее острых сегодня проблем современного олимпийского движения [4].