Научная статья на тему 'Туристско-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания обучающихся'

Туристско-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТЕПЕНЬ БАКАЛАВРА / СТЕПЕНЬ МАГИСТРА / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТУРИЗМА / STUDENTS / BACHELOR''S DEGREE / UNDERGRADUATE / TOURIST AND REGIONAL STUDIES WITH STUDENTS / PATRIOTIC UPBRINGING / DEVELOPMENT OF TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ю. Р., Скок Н. В.

В статье обсуждаются изменения, происходящие в системе подготовки специалистов туристско-краеведческой работы. Подчеркивается важность туристско-краеведческой работы со школьниками в свете утверждения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist and local lore activities as a means of Patriotic upbringing of students

The article discusses the changes taking place in the system of training specialists of tourist and regional studies. Development the importance of tourist and regional studies with students in light of the approval of the Strategy for development of education in the Russian Federation for the period up to 2025.

Текст научной работы на тему «Туристско-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания обучающихся»

Чепси, чистой как слеза, к дольменному комплексу Чёртов палец, Медвежьим скалам.

Популярен маршрут «Гора Щётка - Каверзинские водопады -пещеры Кошачья, Университетская».

А недавно мы открыли для себя интересный и несложный маршрут для начинающих туристов: ж/д Горячий Ключ - пл. Пчелка - вдп. Задубнова Караулка - д. р. Псекупс - пл. Пчелка - ж/д Горячий Ключ. Его отличительными особенностями являются живописный водопад и наличие грота.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что хорошо и правильно организованная туристско-краеведческая работа способствует всестороннему воспитанию личности, укреплению здоровья детей и подростков, становлению их гражданственности.

УДК 378.4; 351.858

Ю. Р. Иванова, Н. В. Скок

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье обсуждаются изменения, происходящие в системе подготовки специалистов туристско-краеведческой работы. Подчеркивается важность туристско-краеведческой работы со школьниками в свете утверждения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.

The article discusses the changes taking place in the system of training specialists of tourist and regional studies. Development the importance of tourist and regional studies with students in light of the approval of the Strategy for development of education in the Russian Federation for the period up to 2025.

Ключевые слова: обучающиеся, степень бакалавра, степень магистра, туристско-краеведческая работа со школьниками, патриотическое воспитание, популяризация туризма.

Keywords: students, a bachelor's degree, undergraduate, tourist and regional studies with students, patriotic upbringing, development of tourism.

Повышение качества обучения требует и совершенствования внешкольной работы с учащимися. Походы, путешествия, краеведческие исследования занимают значительное место в жизни школьников, расширяют их кругозор, дают новые и закрепляют уже приобретенные знания. Хорошо организованная туристско-краеведчес-кая деятельность в школе может дать учащимся глубокие и прочные знания.

Многолетний опыт подготовки специалистов на географо-биологическом факультете Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) показал, что выпускники, хорошо подготовленные по туризму и краеведению, имеют недостаточные знания о воспитательной работе. Успех этой работы в значительной степени зависит от качества подготовки студентов - будущих руководителей туристской деятельности в школе.

Начало модернизации образования связано с образовательной реформой 1990-1992 гг., отраженной в законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. [1] В связи с этим на факультете был введен новый учебный план, соответствующий многоуровневой системе образования. До введения в план регионального компонента в подготовке специалистов отсутствовал теоретический курс по туризму, а двухдневная программа полевой практики по туризму, по сути, повторяла 90-часовой курс подготовки инструкторов школьного туризма.

С введением регионального компонента появилась возможность создать в рамках нового учебного плана, рассчитанного на пять лет обучения, программу подготовки педагогов внешкольного дополнительного образования. Первые два года студенты изучали теорию, овладевали техническими навыками разных видов туризма. Особое место было отведено вопросам организации и проведения массовых туристских мероприятий: туристских лагерей, слетов, соревнований. На лабораторных занятиях студенты детально изучали все аспекты подготовки туристского похода со школьниками и практически выполняли их. Изучение данной части программы завершалось полевой практикой - пешим и лыжным походами первой категории сложности. Одновременно на первом и втором курсах студенты приобретали теоретические и практические знания по ориентированию и судейству туристских соревнований. Все это давало им право сдать экзамен на звание «Инструктор школьного туризма» в маршрутно-квалификационной комиссии, работающей при

Центре детско-юношеского туризма. Имея звание инструктора, студенты уже после двух лет обучения могли работать в школе руководителями туристско-краеведческих кружков. В течение следующих трех лет обучения они занимались методикой туристско-краеведчес-кой работы, проходили практику в школах и иных учреждениях, повышали свой спортивный уровень. Завершалась подготовка изучением основ управления плановым туризмом, трудового законодательства и экономики туризма. Получив такую подготовку, студенты могли работать в любом звене образования.

Образовательная реформа 90-х гг. стала базой современной системы образования и воспитания в Российской Федерации. Следующим этапом модернизации стал Приказ Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [2]. В связи с постановкой новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени, в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу путем подписания совместного коммюнике, подтверждающего обязательства создать к 2010 г. единое пространство высшего образования. Там же была отмечена необходимость введения двухуровневой системы высшего образования; степени получили названия - первая - «бакалавр», а вторая - «магистр».

В настоящее время в УрГПУ проводится подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «География». У специалистов данного уровня подготовки сократилось количество часов по туристским дисциплинам. Теоретический курс «Краеведение и туризм» обучающиеся осваивают только в течение первого года обучения. Он заканчивается проведением полевой практики: на первом курсе - участием в пешем многодневном походе, а на втором курсе - в водном походе [3]. Кроме того, обучающиеся два раза в год принимают участие в туристских слётах, проводимых на базе географо-биологического факультета УрГПУ при поддержке турк-луба «Вершина», где они получают возможность отработать на практике навыки, полученные на лабораторных занятиях. Также в рамках географических дисциплин на втором и третьем курсах студенты принимают участие в разработке учебных туристских троп в рамках написания курсовых и выпускных квалификационных работ.

Основной акцент в подготовке специалистов по туризму был перенесен на обучение в магистратуре, открытой по специальности «Туристско-краеведческая деятельность в системе образования».

Теорию и методику туристско-краеведческой работы магистранты изучают в рамках 5 специальных дисциплин:

1. Методика организации туристской деятельности школьников - 108 ч.

2. Технологии организации туристских слётов и соревнований - 108 ч.

3. Школьное краеведение - 72 ч.

4. Технологии спортивно-оздоровительного туризма - 72 ч.

5. Экологический туризм - 180 ч.

Таким образом, обучение носит как теоретический, так и практический характер. На слётах и соревнованиях магистранты уже выступают не в качестве участников, а в качестве их организаторов и судей.

Между краеведением и туризмом наблюдается полный практический контакт и единство целей, при которых в походах по своему краю туристы часто становятся краеведами, а краеведы - туристами. Туризм в большей степени способствует познавательному и исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как к одной из педагогически ценных форм. Во время педагогической практики в школе магистранты реализуют наработки по курсам «Методика организации туристской деятельности школьников» и «Школьное краеведение» в рамках работы школьных кружков. Обучающиеся же, в свою очередь, участвуют в туристских слетах университета вместе со студентами.

Кроме того, магистранты в рамках учебной практики принимают участие в организации мероприятий, улучшающих взаимодействие с детьми в сферах физической культуры и спорта, что отражает основные задачи Стратегии развития воспитания в Российской Федерации по период до 2025 г. [4] Исходя из основных целевых ориентиров Стратегии, мероприятия реализуют следующие задачи:

* содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей;

* укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

* повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

• повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей.

Примерами таких мероприятий служат квест «Сталкер-66» и географический фестиваль «Моя Земля». Основными целями Кве-ста «Сталкер-66» являются:

• Популяризация и пропаганда географии и краеведения как важнейших средств формирования активной гражданской позиции молодежи.

• Обмен туристско-краеведческим опытом и установление дружеских контактов между молодежью.

• Содействие формированию ответственности в вопросах охраны окружающей среды.

Квест состоит из 8 этапов, на которых участники демонстрируют знания и навыки по краеведению, туризму, географии, биологии и геологии. В 2015 году в квесте в 4 возрастных группах приняли участие 324 человека (81 команда), включая команды, состоящие из лиц с ОВЗ.

Географический фестиваль «Моя Земля» - комплексное мероприятие межрегионального характера, включающее различные формы реализации социально значимой, туристско-краеведческой, проектной и исследовательской деятельности молодежи. Мероприятия туристско-краеведческой направленности, проводимые в рамках Фестиваля, имеют большую социально-общественную значимость, вызывают повышенный интерес у педагогов, родителей и учащихся. Для реализации конкурсных мероприятий создано нормативно-правовое, организационно-методическое, кадровое и информационное сопровождение. В проведении мероприятия принимают участие преподаватели и студенты географо-биологического факультета УрГПУ, учителя школ Свердловской области, члены Свердловского регионального отделения Русского географического общества.

По окончании магистратуры студенты получают диплом магистра по направлению «Педагогическое образование», профиль «Туристско-краеведческая деятельность в системе образования». В дальнейшем, продолжая сотрудничество с факультетом, выпускники способствуют активизации туристско-краеведческой деятельности и популяризации туризма среди молодежи.

Примечания

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) // Российская газета. 1992. 31 июля.

2. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Бюллетень Минобразования РФ. 2002. № 2.

3. Корнев И. Н., Скок Н. В., Терентъев А. Е. Формирование социокультурной компетентности бакалавра образования средствами учебных дисциплин «Основы спортивного туризма» и «Туристское краеведение» // Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2014. № 5. С. 70-74.

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 23. Ст. 3357.

УДК 377.8; 351.858; 351.852

М. В. Красноярова

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВУЗА И МУЗЕЯ

В статье представлен опыт реализации совместного проекта вуза и краеведческого музея как формы подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению патриотического воспитания младших школьников.

The article describes the experience of a joint project of university and local history museum as a form of training of future primary school teachers for the realization of patriotic education of the primary school pupils.

Ключевые слова: стратегия развития воспитания, патриотическое воспитание, подготовка будущих педагогов, совместный проект, социальное взаимодействие вуза и музея, краеведение.

Keywords: strategy for the development education, patriotic education, training of future teachers, a joint project, social interaction of the university and the museum, Regional Studies.

Современный этап развития цивилизации характеризуется ростом геополитических, экономических, социокультурных вызовов, угроз и рисков. Стабильное развитие и процветание страны, го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.