Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров педагогического образования для системы детско-юношеского туризма и краеведения на примере Уральского государственного педагогического университета'

Подготовка бакалавров педагогического образования для системы детско-юношеского туризма и краеведения на примере Уральского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТУРИЗМ / ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION / CHILDREN''S AND YOUTH TOURISM / LOCAL LORE / EDUCATIONAL DISCIPLINES / TOURISM / SCHOOL LOCAL LORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скок Наталия Васильевна

Рассматриваются изменения, происходящие в системе подготовки специалистов для системы детско-юношеского туризма и краеведения. Раскрыты возможности учебных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров и магистров для работы в сфере детско-юношеского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скок Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of bachelors of pedagogical education for the system of children''s and youth tourism and study of local lore on the example of the Ural State Pedagogical University

The changes taking place in the system of training specialists for the system of children's and youth tourism and study of local lore are considered. Opportunities of educational disciplines in professional training of bachelors and masters for work in the sphere of children's and youth tourism are revealed.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров педагогического образования для системы детско-юношеского туризма и краеведения на примере Уральского государственного педагогического университета»

Таким образом, развитие туризма туристско-краеведческой, спортивной, оздоровительной направленности позволит привлечь накопленный потенциал региона. На фоне снижения интереса к занятиям физической культурой, вовлечение населения в туристскую деятельность дает возможность улучшить медицинские и другие показатели. Подготовка специалистов рекреационной и спортивно-оздоровительной сферы позволит решить проблемы, связанные с кадровым обеспечением. С целью формирования необходимых практических навыков, закрепления умений необходимо сформировать «точки роста» на базе ФФКиС.

УДК 796.5; 378.1

Н. В. Скок

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Рассматриваются изменения, происходящие в системе подготовки специалистов для системы детско-юношеского туризма и краеведения. Раскрыты возможности учебных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров и магистров для работы в сфере детско-юношеского туризма.

The changes taking place in the system of training specialists for the system of children's and youth tourism and study of local lore are considered. Opportunities of educational disciplines in professional training of bachelors and masters for work in the sphere of children's and youth tourism are revealed.

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, детско-юношеский туризм, краеведение, учебные дисциплины, туризм, школьное краеведение.

Keywords: bachelor of pedagogical education, children's and youth tourism, local lore, educational disciplines, tourism, school local lore.

Детско-юношеский туризм имеет государственное значение и является необходимым условием всестороннего развития личности [1]. Многие авторы отмечают связь туризма и краеведения, так как любое путешествие включает краеведческие исследования [2]. Для организации туристско-краеведческой работы необходимы квалифицированные кадры [3]. В Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) сложилась определенная система туристской и краеведческой подготовки студентов.

В 70-80-е гг. XX в. подготовка учителей к туристско-краеведческой работе предусматривалась действующим учебным планом географо-биологического факультета (ГБФ). Она включала практикум по краеведению, 126

полевую практику по туризму, а также полевые практики биологического и географического направлений, на которых студенты методически готовились к краеведческой работе. Несмотря на довольно значительный перечень учебных дисциплин, призванных решать задачу, студенты не получали хорошей туристско-краеведческой подготовки. Одна из причин этого - отсутствие в учебном плане теоретического курса по туризму. Программа же двухдневной полевой практики в основном повторяла 90-часовой курс подготовки «Инструкторов школьного туризма», то есть время, отводимое на туристскую подготовку студентов, совершенно не соответствовало программе туристской полевой практики. К тому же в учебном плане не просматривалась система туристско-краеведческой подготовки, охватывающей все годы обучения в институте.

В 1989 г., в связи с введением нового учебного плана, студентам начал читаться курс «Организация туристско-краеведческой работы». Изучение данной дисциплины проходило в течение первого и второго семестров, что помогало студентам в дальнейшем успешнее работать на полевых практиках, спортивных сборах и на педагогической практике в школе.

Следующий этап - создание в рамках нового учебного плана специальной программы, рассчитанной на пять лет обучения, по подготовке педагога внешкольного дополнительного образования. Первые два года студенты изучали теорию, овладевали техническими навыками разных видов туризма. На лекциях излагался материал, составляющий основу подготовки специалистов. Особое внимание уделялось вопросам организации и проведения массовых туристских мероприятий: туристских лагерей, слетов, соревнований.

На практических занятиях студенты детально изучали все аспекты подготовки туристского похода со школьниками и воплощали их на практике. Изучение данной части программы завершалось полевой практикой: после первого курса - пешим походом первой категории сложности, после второго -пешим походом второй категории сложности. Одновременно на первом и втором курсах студенты приобретали теоретические и практические знания по ориентированию и судейству туристских соревнований. Все это давало им право сдать экзамен на звание «Инструктор школьного туризма» в маршрутно -квалификационной комиссии, работающей в Центре детско-юношеского туризма, с которым у факультета был заключен договор о сотрудничестве. Имея звание инструктора, студенты уже после двух лет обучения могли работать в школе руководителями туристско-краеведческих кружков. В течение следующих трех лет они занимались методикой туристско-краеведческой работы, проходили практику в школах и внешкольных учреждениях, повышали свой спортивный уровень. Завершалась подготовка изучением основ управления плановым туризмом, основ трудового законодательства и экономики туризма. Получив такую подготовку, студенты могли работать в любом звене народного образования.

Сложившаяся система подготовки специалистов стала основой туристско-краеведческой подготовки бакалавров педагогического образования

по профилям «География», «География и биология», «География и история», «География и безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура».

На первом курсе, а студенты Института физической культуры на четвертом курсе, студенты изучают дисциплину «Краеведение и туризм» в объеме 144 часов. Полученные на лекциях знания они отрабатывают на практических занятиях. Изучение курса заканчивается проведением зачета. На первом и втором курсах ГБФ по данному предмету проводится полевая практика, которая состоит из двух частей: участие в туристском слете и многодневном туристском походе. Первый туристский опыт студенты получают в октябре, участвуя в слете «Новичок» и посещая занятия по физической культуре в течение года, совершая пешие и лыжные походы выходного дня. Совершенствование туристских навыков осуществляется во время участия в традиционном турслете УрГПУ, где студенты отрабатывают навыки на дистанциях 2-го класса по пешему, водному и горному туризму.

По окончании первого курса они участвуют в пешем многодневном походе, а после второго курса - в водном многодневном походе. Дальнейшее образование по туризму студенты продолжают в магистратуре, открытой в 2010 г. по направлению «Педагогическое образование. Магистерская программа "Туристско-краеведческая деятельность в сфере образования"», а с 2017 г. -«Географическое и туристско-краеведческое образование». Магистры изучают теорию и методику туристско-краеведческой работы в рамках пяти специальных дисциплин:

1. Школьное краеведение - 72 часа.

2. Технологии спортивно-оздоровительного туризма - 72 часа.

3. Технологии организации туристских слетов и соревнований - 108

часов.

4. Методика организации туристской деятельности школьников - 108

часов.

5. Экологический туризм - 180 часов.

Обучение носит практико-ориентированный характер. Магистры, в отличие от бакалавров, являются не участниками, а организаторами туристских мероприятий и осуществляют их судейство.

Дисциплина «Школьное краеведение» нацелена на формирование краеведческих знаний географического, исторического, экологического, литературного и этнокультурного характера, что создает условия для саморазвития и самоопределения личности. Дисциплины туристского блока в большой степени ориентированы на практическую подготовку студентов. В них изучаются правила техники безопасности для проведения туристских мероприятий, оказания первой помощи, нормативно-правовые документы, психологические взаимоотношения в туристской группе и способы управления ею. Магистранты должны уметь спланировать и провести все виды и формы краеведческих и туристских мероприятий с разными группами населения.

Большую организационную работу в университете проводит турклуб «Вершина», ядро которого составляют студенты географо-биологического

факультета. Повышая свою туристскую квалификацию, они участвуют в категорийных походах в различных регионах страны и соревнованиях разного ранга.

Таким образом, магистранты готовы к туристско-краеведческой работе в школе. Многие из них уже во время обучения в вузе работали руководителями кружков по спортивному туризму, а в настоящее занимают руководящие посты в ДЭТС, МЧС; министерствах общего и профессионального образования, экологии и природопользования Свердловской области. Некоторые из выпускников создали турфирмы по организации детского отдыха. Являясь участниками молодежного клуба РГО, студенты помогают в организации и проведении туристско-краеведческий мероприятий, вечеров, географических фестивалей. Географическая олимпиада-квест «Дорогами де Геннина» стала победителем грантового конкурса в номинации «Лучший молодежный проект РГО» в 2015 г.

Ежегодно в УрГПУ на географо-биологическом факультете и в Институте физической культуры проходят курсы повышения квалификации учителей по направлению: «Педагогическое образование. Профиль: Физическая культура», где изучаются предметы «Туризм и методика преподавания» и «Туристско-краеведческая деятельность в сфере дополнительного образования». В течение многих лет педагоги со своими воспитанниками принимают активное участие в реализации различных областных проектов.

Примечания

1. Королев А. Ю. Современное состояние спортивного туризма // География и туризм : сб. науч. тр. Вып. 7 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. С. 7987; Щепеткова И. О., Щербинина С. Д. Детско-юношеский туризм: современное состояние и возможности развития (на примере Коми-Пермяцкого округа Пермского края) // География и туризм : сб. науч. тр. Вып. 9 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. С. 90-97; Поспелова Е. С. Основные проблемы развития детско-юношеского туризма в Пермском крае // География и туризм : сб. науч. тр. Вып. 5 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008. С. 217-225.

2. Огановская И. С., Вопилова О. В., Касатова Н. С. [и др.]. Каменный пояс - 2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения : комплексная программа дополнительного образования на 2013-2020 гг. Екатеринбург : ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2013.; Хусаинов З. А. Роль и значение школьного туризма на современном этапе общества // География и туризм : сб. науч. тр. Вып. 12 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2013. С. 42-46; Корнев И. Н., Скок Н. В., Терентъев А. Е. Формирование социокультурной компетенции бакалавра средствами учебных дисциплин «Основы спортивного туризма» и «Туристское краеведение» // Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2014. № 5. С. 70-74.

3. Зырянова И. С. Тактика путешествий по известным местам // География и туризм : сб. науч. тр. Вып. 15 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2016. С. 108-113; Огановская И. С., Вопилова О. В., Касатова Н. С. [и др.]. Указ.

соч.; Хусаинов З. А. Организация туристских походов по изучению родного края и формирование экологической культуры детей // География и туризм : сб. науч. тр. Вып. 5 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008. С. 211-216.

УДК 796.5; 614.8.01; 37.018.46

Д. В. Смирнов, А. Н. Анохин

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ В СОДЕРЖАНИИ И НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА КЛАСТЕРНОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО СПОРТИВНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Представлены пути решения проблемы подготовки педагогов дополнительного образования, тренеров, преподавателей, вожатых, педагогов-организаторов и других специалистов для массовых форм самодеятельного туризма на основе кластерного подхода. Актуализирована необходимость активного вовлечения молодежи в духовно-нравственную социально значимую атмосферу жизни современного общества средствами активного туризма и краеведения. Показана необходимость безусловного обеспечения безопасности при организации туристских и оздоровительных программ и мероприятий. Обозначено, что физическое, психическое и функциональное здоровье детей и подростков - это не только и не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая проблема современного информационного общества, характеризуемого низким уровнем физической активности подрастающего поколения. Представлен опыт МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» создания новых условий социального взаимовыгодного партнерства на кластерной основе для поступательного развития системы обеспечения детско-юношеского туризма и краеведения, оздоровления детей и подростков. Показано, что решение проблем содержания и направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров для безопасного спортивного и оздоровительного туризма должно носить комплексный характер на основе кластерного подхода.

The author presents ways of solving the problem of training teachers of additional education, trainers of teachers, counselors, teachers, organizers, and other specialists in mass forms of amateur tourism based on the cluster approach. The need to actively involve young people in the mental socially significant atmosphere of modern society through means of active tourism and local history is actualized. The author demonstrates the need for unconditional security in the organization of tourist and recreational programs and activities. It is indicated that the physical, mental and functional health of children and adolescents is not only a medical but also a psychological and pedagogical problem of the modern information society, characterized by a low level of physical activity of the younger generation. The author presents the experience of the International Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore Studies named after A.A. Ostapts-Sveshnikov in creating new conditions for social mutually beneficial partnership on a cluster basis for the progressive development of the system of providing children and youth tourism and health care. It is shown that solving the problems of content and directions of training and retraining of teaching staff for safe sports and health tourism should be integrated and based on the cluster approach.

Ключевые слова: содержание образования, подготовка кадров, переподготовка, квалификационная структура, кластерный подход, детско-юношеский туризм, спортивно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.