Научная статья на тему 'Организационные основы туристско-краеведческой деятельности в высшем учебном заведении'

Организационные основы туристско-краеведческой деятельности в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костарев Александр Юрьевич, Ишмухаметов Ирек Инсафович

В статье представлены краткие исторические характеристики развития и количественные показатели туристско-краеведческой деятельности студентов Стерлитамакского филиала БашГУ. Кроме того, разработана схема управления туристско-краеведческой деятельностью студентов Стерлитамакского филиала БашГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костарев Александр Юрьевич, Ишмухаметов Ирек Инсафович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational bases of the tourist and local history activity at the higher educational institution

Short historical characteristics of the development and quantitative indices of the tourist and local history activity of students of the Sterlitamak branch of BAShGU have been presented in the article. Besides, the scheme of management for the tourist and local history activity of students of the Sterlitamak branch of BAShGU has been developed.

Текст научной работы на тему «Организационные основы туристско-краеведческой деятельности в высшем учебном заведении»

УДК 796.57

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Александр Юрьевич Костарев, доктор педагогических наук, доцент,

Ирек Инсафович Ишмухаметов, аспирант,

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

(БГПУ им. М.Акмуллы), Уфа

Аннотация

В статье представлены краткие исторические характеристики развития и количественные показатели туристско-краеведческой деятельности студентов Стерлитамакского филиала БашГУ. Кроме того, разработана схема управления туристско-краеведческой деятельностью студентов Стерлитамакского филиала БашГУ.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, студенческий туризм, молодежный туризм, туристский клуб.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p96-100

ORGANIZATIONAL BASES OF THE TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITY AT THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Alexander Yuryevich Kostarev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irek Insafovich Ishmukhametov, the post-graduate student,

The Bashkir State Pedagogical University of a name of M. Akmulla, Ufa

Annotation

Short historical characteristics of the development and quantitative indices of the tourist and local history activity of students of the Sterlitamak branch of BAShGU have been presented in the article. Besides, the scheme of management for the tourist and local history activity of students of the Sterlitamak branch of BAShGU has been developed.

Keywords: tourist and local history activity, student's tourism, youth travel, tourist club.

Туристско-краеведческая деятельность может являться содержательной и составной частью образовательного процесса. Проблема дальнейшего развития студенческого туризма и идеи интеграции основного и дополнительного образования будут эффективно решаться при совместном учредительстве объединений и центров молодежного туризма.

Туристско-краеведческая деятельность - это непосредственное предметное познание окружающей действительности: своего родного края, всей страны, других стран мира. Педагогически правильно организованная туристско-краеведческая деятельность является средством всестороннего гармоничного развития личности. В такой деятельности комплексно задействованы все стороны воспитания: нравственное, трудовое, физическое, эстетическое и экологическое, происходит активное формирование мировоззрения.

Туристско-краеведческая деятельность, возникшая и развивавшаяся как объективная общественная потребность, постепенно утвердилась в качестве одного из важных средств образования, воспитания и оздоровления людей. В ее развитии прослеживаются три этапа:

- предыстория туризма - образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий (VI в. до н.э. - XIV в. н.э.);

- становление социального туризма и краеведения - утверждение походов и экскурсий как средства воспитания (XV - XIX вв.);

- массовый туризм - становление и последующее развитие туризма и краеведения как общественно-социальных явлений, успешно содействующих комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач (XIX -

XXI вв.) [1-3].

В целях решения вопросов, стоящих перед системой образования, российские ученые активно обсуждают: необходимость интеграции основного и дополнительного образования через: создание единого культурно-образовательного пространства всех образовательных учреждений в рамках культурологического подхода к образованию; развитие взаимодействия педагогов внутри учебного заведения и установление сотрудничества с коллегами из учреждений дополнительного образования; разработку и внедрение новых образовательных программ, позволяющих реализовать идею интеграции основного и дополнительного образования.

Современный туризм по организации деятельности делится на два направления: коммерческий и самодеятельный. В советский период существовали определения туризма - «плановый» и «самодеятельный», но в последние годы в связи с произошедшими изменениями чаще используют более точные понятия: «коммерческий туризм» и «самодеятельный туризм». Коммерческий (плановый) туризм предполагает организацию отдыха по туристским путевкам, а также использование транспортных средств для коллективных поездок в экскурсионных и оздоровительных целях. Путешествия, экскурсии, походы организуются туристскими фирмами и туристско-экскурсионными учреждениями при полном или частичном обслуживании туристов на маршруте.

Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками [3].

Актуальность педагогических исследований в области туристско-краеведческой деятельности учащейся молодежи обусловлена новой социокультурной ситуацией в современном обществе и необходимостью совершенствования психолого-педагогического сопровождения учебно-тренировочного процесса в студенческом туризме.

В целях решения вопросов, стоящих перед системой образования, российские ученые активно обсуждают: необходимость интеграции основного и дополнительного образования через: создание единого культурно-образовательного пространства всех образовательных учреждений в рамках культурологического подхода к образованию; развитие взаимодействия педагогов внутри учебного заведения и установление сотрудничества с коллегами из учреждений дополнительного образования; разработку и внедрение новых образовательных программ, позволяющих реализовать идею интеграции основного и дополнительного образования.

Туристско-краеведческая деятельность относится к сфере дополнительного образования и может являться содержательной и организационной частью основного образовательного процесса. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями и организациями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона [2]. На сегодняшний день в России существует студенческий туризм (туристско-спортивные секции при кафедрах физического воспитания, спорта или студенческих профсоюзных организациях высших учебных заведений) и молодежный туризм общественных организаций.

В среде студенческой молодежи популярностью пользуется самодеятельный туризм: туристские соревнования и мероприятия, профильные лагеря, экскурсии; экстремальные виды деятельности в природной среде - спортивно-оздоровительный туризм, альпинизм, скалолазание, рафтинг и т.д. Многие образовательные учреждения не приме-

няют активно такие формы самодеятельного туризма, как походы, экспедиции, туристские слеты и соревнования, полевые туристские лагеря, изначально сочетающие в себе комплексный процесс образовательного, воспитательного и оздоровительного воздействия на организм и личность студентов [1].

В Стерлитамакском филиале БашГУ ведется целенаправленная работа по развитию туристско-краеведческой деятельности студентов.

В сентябре 2004 г. был организован первый туристический слет студентов, который стал ежегодным традиционным форумом учащейся молодежи филиала.

С 1 октября 2006 г. при кафедре гуманитарных дисциплин действует краеведческий научный кружок студентов: «Поиск», который с 1 октября 2011 г. преобразован в научный кружок студентов: «Физическая культура, туризм и краеведение в образовательном учреждении».

В период 2008-2010 гг. в рамках туристско-краеведческой работы среди студентов были организованы: 4 экскурсии по маршруту: г. Стерлитамак - д. Кузяново - д. Макарово - г. Стерлитамак с посещением музея А.З. Валиди, водопада Кук-Караук, пещеры им. Салавата Юлаева; 6 экскурсий по Нугушскому и Юмагузинскому водохранилищам; 3 похода выходного дня с посещением пещер «Киндерлинская» и «Мурадымовская», места лагеря заключенных сталинского периода и восхождением на гору Торатау.

В результате данной работы в Стерлитамакском филиале БашГУ создана система организации многодневных туристских походов, походов выходного дня, а впоследствии категорийных пеших походов и сплавов по малым рекам. С 1 октября 2010 г. в филиале работает секция спортивного туризма под руководством тренера-преподавателя А.Г. Айдарова, 10 сентября 2012 г. открыта секция спортивного ориентирования под руководством к.б.н., доцента И.Б. Ишмухаметова и ст. преподавателя Р.Р. Хисамова.

За период 2010-2013 гг. было совершено 36 комбинированных походов выходного дня, 8 многодневных категорийных походов, 3 сплава по малым рекам и 10 горных восхождений. Сборная команда филиала успешно выступает на соревнованиях городского и республиканского уровня по спортивному туризму, альпинизму и спортивному ориентированию.

В таблице 1 представлены количественные показатели туристско-краеведческой деятельности среди студентов в Стерлитамакском филиале БашГУ за период 2010-2013 гг. Таким образом, туристско-краеведческая деятельность среди студентов в Стерлита-макском филиале БашГУ системно и динамично развивается.

Таблица 1

Количественные показатели туристско-краеведческой деятельности ________среди студентов в Стерлитамакском филиале БашГУ____________________

Мероприятия 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Всего

Походы выходного дня 6 9 10 16 41

Многодневные категорийные походы - 2 2 4 8

Пешие походы 2 2 3 7 14

Спелеопоходы 3 3 3 5 14

Горные восхождения 1 3 3 3 10

Лыжные походы - 1 1 1 3

Сплавы по малым рекам - 1 1 1 3

Экспедиции - 1 - 1 2

Сборы - - 1 1 2

Лагеря - 1 2 2 5

Семинары - 1 1 1 3

Турфестивали - 1 2 2 5

Турслеты 1 1 1 1 4

Соревнования по туртехнике и скалолазанию 1 4 6 8 19

Соревнования по спортивному ориентированию 1 1 4 21 27

Экскурсии 4 4 4 4 16

В настоящее время при учебном заведении действует туристский клуб «Олимп», который позволяет решать задачи воспитания и дополнительного образования студентов, активно сотрудничает со Станцией детско-юношеского туризма и экскурсий отдела образования администрации городского округа г. Стерлитамак и является центром туристско-краеведческой работы среди студенческой молодежи. Секции турклуба взаимодействуют с Туристско-спортивным союзом Республики Башкортостан (федерация спортивного туризма), федерациями альпинизма и спелеотуризма Республики Башкортостан.

На рисунке 1 представлена схема управления туристско-краеведческой деятельности студентов Стерлитамакского филиала БашГУ.

Рис. 1. Схема управления туристско-краеведческой деятельности студентов Стерлитамакского филиала БашГУ

Таким образом, исходя из нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Туризм в тесном контакте с краеведческой работой во время походов популярен среди студенческой молодежи.

2. Туристские походы познавательно-оздоровительной направленности, экскурсии и слеты следует широко использовать в ВУЗах для расширения и углубления знаний, формирования мировоззрения, воспитания и оздоровления студентов.

3. Проблема дальнейшего развития студенческого туризма и идеи интеграции основного и дополнительного образования молодежи будут эффективно решаться при совместном учредительстве объединений и центров молодежного туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронкова, Л.П. История туризма : учебное пособие / Л.П. Воронкова. - Воронеж : МОДЭК, 2007. - 304 с.

2. Гуляев, В.Г. Организация туристкой деятельности : учебное пособие / В.Г. Гуляев. - М. : Нолидж, 2006. - 312 с.

3. Квартальнов, В.А. Туризм : учебник / В.А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 320 с.

REFERENCES

1. Voronkova L.P. (2007), Tourism History: manual, publishing house “MODEK”, Voronezh.

2. Gulyaev V.G. (2006), Organization tourist of activity: manual, publishing house “Nolidzh”, Moscow.

3. Kvartalnov V.A. (2004), Tourism: Textbook, Finance and statistics, Moscow.

Контактная информация: Kostarev21@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2014.

УДК 378.016:796.8

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕДИНОБОРСТВА»

Татьяна Германовна Котова, соискатель,

Тюменский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема дифференциация обучения студентов институтов физической культуры с учетом личностного опыта двигательной деятельности. Автором выделены ключевые дидактические единицы и структурирован учебный материал на основе модульноблочной системы, определены типичные ошибки в технике единоборств и разработаны упражнения для их коррекции.

Ключевые слова: дифференциация обучения, селективная и элективная дифференциация, личностный опыт двигательной деятельности, ключевые двигательные действия и типичные ошибки в технике единоборств.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p100-104

DIFFERENTIATION OF THE STUDENT’S EDUCATION IN THE FRAMES OF THE

DISCIPLINE "MARTIAL ARTS”

Tatyana Germanovna Kotova, the competitor,

Tyumen State University

Annotation

The article considers the problem of training differentiation for the students of the physical culture institutes taking into account the personal experience of the motor activity. The author identifies the key didactic units and structures the educational material based on the module-block system, defines the typical mistakes in technique of martial arts and develops exercises for their correction

Keywords: training differentiation, selective and elective differentiation, personal experience of motor activity, key motor activities and typical mistakes in technique of martial arts.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические изменения в стране требуют от высшего профессионального образования подготовки социально и профессионально компетентного, творчески активного и мобильного педагога, обладающего способностью к конструктивному взаимодействию [2], самообразованию, самосовершенствованию в течении всей жизни, что отраженно в стандартах третьего поколения, разработанных на основе компетент-ностного подхода. В рамках реализации новой стратегии образования имеется ряд нерешенных вопросов, относящихся к содержанию образовательного процесса с учетом дифференциации и индивидуализации подготовки спортивных педагогов по дисциплинам практической направленности, к которым относится дисциплина «Единоборства».

Цель данного исследования - дифференцировать процесс обучения в рамках дисциплины «Единоборства» с учетом личностного опыта двигательной деятельности сту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.