СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА
УДК 351.858; 379.852; 371.233.44; 379.83/.84
В. П. Фомин
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье представлены предложения по выполнению поручения Президента Республики Казахстан о введении в учебных заведениях обязательного предмета «Краеведение». Автор предлагает для решения конечной цели этого поручения - патриотического воспитания молодежи на любви к малой Родине - до 2015 года выполнить 20 конкретных дел.
The paper presents proposals for implementing the instructions of the President of the Republic of Kazakhstan to introduce "Local History" at schools as a compulsory subject. In order to achieve the goal - patriotic education of the youth basing on the love for the Homeland - the author suggests making 20 specific actions by 2015.
Ключевые слова: туристско-краеведческой деятельности, краеведение, туризм, патриотическое воспитание, 20 конкретных дел, экскурсии.
Keywords: tourist activities and regional studies, local history, tourism, patriotic education, 20 specific actions, excursions.
Общеизвестно, великими становились педагоги, которые в своей деятельности достигли ощутимых результатов, применяя эффективные формы, методы, средства воспитания и образования. Все они в той или иной степени использовали в работе с детьми природу, окружающую среду. Основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей К. Д. Ушинский написал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает
какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье...»
Если говорить о гармоничном всестороннем развитии личности учащегося в туристско-краеведческой деятельности, то разумное сочетание воспитательной, образовательной и оздоровительной функций, которые заложены в самой природе этой деятельности, надо признавать как приоритетные, утверждал известный организатор туристско-краеведческой деятельности Александр Александрович Остапец-Свешников. Именно они дают возможность и укрепить здоровье ребят, и пробудить, расширить их кругозор, и одновременно построить на этом всю систему воспитательных воздействий, тесно связанную не только с природой, но и с окружающей социальной средой, что очень важно особенно сегодня.
Подсчитано: уровень усвоения знаний на уроке у лучших учеников достигает 26%, а на природе - до 95%(!). Поэтому наиболее эффективной формой педагогического воздействия в системе образования признана туристско-краеведческая деятельность. Не случайно Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» дал поручение МОН РК о введении в учебных заведениях обязательного предмета «Краеведение».
На мой взгляд, чтобы этот предмет был для ребят нескучным, его необходимо совместить с туризмом (походы, экспедиции, экскурсии и т. д.). Хотел бы подчеркнуть, что это не тот случай, когда необходимо ждать указаний сверху. В каждой школе, сельском или поселковом округе, районе, области страны накоплен определенный опыт такой работы. Вопрос заключается в том, чтобы ее активизировать, увязать с поставленными задачами, определить методику и совершенствовать, углублять, развивать. И этим должны заниматься непосредственно руководители учреждений образования, акимы всех уровней, соответствующие исполнительные и представительные органы власти, неправительственные организации. Предметная работа должна сочетаться с большой внеклассной и внешкольной работой, то есть с дополнительным образованием.
В данный момент МОН готовит план мероприятий по реализации поручения Президента РК. С предварительными его направлениями в регионах уже ознакомились. Масштабы впечатляют. По сути, это целая программа. Чтобы она эффективно заработала и принесла плоды, ее, убежден в этом, необходимо заполнить конкретным содержанием, вытекающим как раз из сложившегося в детско-юношеском туризме положения вещей, с учетом накопившихся проблем, решение которых, не секрет, откладывалось из года в год. Появился хороший повод решить их «одним махом».
Для выполнения поручения Главы государства о введении в учебных заведениях обязательного предмета «Краеведение», конечной целью которого становится патриотическое воспитание молодежи на любви к малой родине, предлагаю до 2015 г. выполнить 20 конкретных дел.
1-е дело. Открыть повсеместно районные, городские и областные центры детско-юношеского туризма...
Детский туризм и краеведение в школах республики зародились еще в 30-е гг. прошлого столетия. В 1951 г. в Кустанае была образована первая детская экскурсионно-туристская станция. К 1973 г. такие внешкольные учреждения были созданы во всех областных центрах и городах. Действовала Республиканская детская экскурсионно-туристская станция (РДЭТС), она же координировала учебные, научные, инструктивно-методические и воспитательные направления в школах и внешкольных учреждениях.
К большому сожалению, кризисные 90-е гг., пресловутая оптимизация нанесли детско-юношескому туризму огромный урон, который приходится восполнять до сих пор, а где-то начинать работу с чистого листа. Ценой невероятных усилий в Западно-Казахстанской области удалось сохранить областной центр детско-юношеского туризма и экологии. При поддержке местных исполнительных органов государственной власти, управления образования, депутатов всех уровней мы развиваемся. Наш Центр располагает современными туристско-оздоровительным комплексом «Евразия», туристско-экскурсионным комплексом «Бивуак». С 2012 г. действует туристский лагерь «Самал». В районе уникального степного «моря» - озера Шалкар - начинается строительство новых туристско-оздоровительного комплекса и горно-лыжной трассы. Мы координируем работу Уральского городского центра детско-юношеского туризма и экологии «Атамекен», 12 районных
центров и станций. Краеведческой деятельностью охвачены практически все организации образования области, что позволяет из года в год привлекать всё больше ребят к здоровому и интересному образу жизни, выводить патриотическое воспитание на новый качественный уровень.
Конечно же, очень многое зависит от позиции акимов. Есть законодательство о местном самоуправлении, Бюджетный кодекс, масса других нормативно-правовых актов, позволяющих создавать учреждения дополнительного образования на областном и районном уровнях. Дело за инициативой и желанием работать. На мой взгляд, необходимо начинать с открытия областных центров детского туризма, тем более что они до вынужденной оптимизации были в каждом регионе республики, затем создать городские и районные по опыту Западно-Казахстанской области. Когда соответствующие учреждения появятся по всей республике, открытие республиканского центра детского туризма станет неизбежным. Замечу, мы ничего нового не изобретаем. Все новое - это хорошо забытое старое. Этот путь республика проходила во второй половине ХХ века. Около 40 лет республиканская станция у нас, повторюсь, действовала. Закрылась не от хорошей жизни. Но жизнь-то давно уже изменилась, позади кризисы, страна интенсивно развивается. Пора воссоздать детско-юношеский туризм в полном объеме, обратиться к опыту известных корифеев детского туризма А. А. Остапца-Свешникова, Т. К. Жездыбаева, С. С. Абдамбаева, О. О. Рутковской, Э. Н. Гильмутдинова, К. Ж. Жубанчалиева, М. Д. Михайлова, А. И. Панченко и многих других, чтобы множить ряды патриотов, укреплять здоровье нации, осуществлять массу других полезных дел. Свой голос должны подать энтузиасты, я не думаю, что они в стране перевелись. Именно они должны «завести» вечно занятых акимов, начальников управлений и отделов образования. И дело, не сомневаюсь, можно сдвинуть с мертвой точки. С этого надо начинать!
2-е дело. Укомплектовать квалифицированными кадрами новые и провести аттестацию сотрудников действующих учреждений детско-юношеского туризма.
Во все времена кадры решали все. И будут решать. Это прописная истина. В учреждениях детско-юношеского туризма должны работать активные профессионально грамотные специалисты.
По ряду объективных и субъективных причин эта проблема в системе дополнительного образования не решается.
Робкие попытки готовить соответствующих специалистов предпринимаются в средних специальных учебных заведениях, в нашем ЗКГУ им. М. Утемисова, КазНПУ им. Абая.
В подавляющем же большинстве вузы Казахстана этим не занимаются. Вопрос необходимо решать по мере развития детско-юношеского туризма, но работать надо на опережение, учитывая тенденции, чтобы не получилось, как в строительстве детсадов, которое отстало от рождаемости.
Все это, конечно, не означает, что надо сидеть и ничего не делать, ждать, когда вуз подготовит турорганизатора или педагога дополнительного образования. Вокруг нас много способных людей, энтузиастов. Опираться необходимо на них. А опыт - дело наживное. Его можно закрепить сертификатами, курсами, стажировками, категориями. У нас имеется договоренность о взаимодействии в решении проблемы с Международной академией детско-юношеского туризма и краеведения, имеющей лицензию на подготовку и повышение квалификации педагогических кадров.
Что касается аттестации сотрудников действующих учреждений, то тут, думаю, всем все ясно. Главное, обойтись без перегибов, не превратить комиссию в инструмент для изгнания неугодных, эта комиссия должна поддерживать желающих работать и освобождать учреждения детского туризма от людей случайных. Все просто. Если не хватает опыта, можно его позаимствовать в лучших организациях образования.
3-е дело. Увеличить охват детей ТКД (скалолазание, спортивное ориентирование, школьные музеи и т. д.). В 2013-2014 учебном году передать ставки ПДО школ центрам детско-юношеского туризма и краеведения, другим внешкольным организациям, обеспечить контроль и эффективную работу кружков.
У нас в ЗКО мы эту задачу решили и продолжаем увеличивать охват детей ТКД. Готовы рассказать и показать, как это делаем, на семинарах, практикумах, в процессе работы. Всего не раскрыть в журнальной статье. Поэтому скажу кратко по отдельным направлениям. Во-первых, наличие областной, городской, районных структур позволило нам организовать отборочные этапы на уровне школ, районов. В областных конкурсах и соревнованиях участвуют
сильнейшие и самые одарённые ребята. Когда вся эта цепочка работает без перебоев, массовость гарантирована. Остается только сожалеть, что она не выходит по известным причинам на республиканский уровень. Во-вторых, действующие центры и станции должны быть хорошо оснащены для проведения походов, экспедиций, соревнований, кружковой работы и т. д. Мы уделяем этому вопросу первоочередное внимание. Возьмём скалолазание. Казалось бы, какую о нём можно вести речь, если мы живём в степи! Но Центр соорудил прямо в своём офисе типовой скалодром, закупил снаряжение и открыл кружок. Желающих заниматься оказалось предостаточно. С нас взяли пример районные центры и станции, а с них - школы. Сегодня мы ставим перед властями вопрос, чтобы скалодромы предусматривались проектно-сметной документацией при строительстве новых школ. Результат не замедлил сказаться. Степные мальчишки и девчонки, последователи своего земляка, мастера спорта международного класса по альпинизму, покорителя всех 14 восьмитысячников мира Максута Жумаева стали с удовольствием заниматься горным туризмом, добиваясь результата. Недавно сборная команда юниоров ЗКО, состоящая в основном из учащихся Ошанской СОШ Акжайыкского района, стала чемпионом республики по скалолазанию. Увлекательным для наших ребят стало спортивное ориентирование, особенно когда приобрели комплект оборудования для электронной отметки на контрольных пунктах. А школьные музеи! После того как мы совместно с областным историко-краеведческим музеем стали проводить фестивали школьных музеев, интерес к ним вырос, сегодня они создаются повсеместно. Ребята собирают экспонаты, изучают историю родного края. Вот вам и охват! В-третьих, охват как показатель должен как-то поощряться. Областной Центр детского туризма ведёт рейтинг, Положение утверждено приказом начальника управления образования. Охват школьников ТКД оказывает существенное влияние на уровень рейтинга, в конечном счёте способствующего улучшению работы. Могу с уверенностью сказать, в области нет центра или станции, которые бы не были заинтересованы в увеличении охвата учащихся средствами ТКД. В-четвёртых, надо работать над «ассортиментом» кружков. Скажем так, в некоторых направлениях кружковой работы следует провести узкую специализацию. Таким образом, к примеру, наш отдел экологии привлёк ребят к Бёрдингу. Это увлекательное занятие для любителей птиц.
Дети наблюдают за их повадками, записывают трели, изготавливают скворечники, на этой почве, кстати, родилась акция «Птичий дом», которая проводится ранней весной ежегодно. Круг интересов наших детей очень широк, мы не перестаём удивляться. Поэтому разнообразие кружков - верный путь к увеличению охвата детей ТКД. В-пятых, на мой взгляд, одним из самых эффективных способов увеличения охвата является разумное использование бюджетных средств. Дело в том, что в каждой школе есть ставки ПДО, которые, как правило, расходуются неэффективно и зачастую не по назначению. Мы над этим работаем. К примеру, в Зелёновском и Акжайыкском районах такие ставки переданы в центры детского туризма, что, естественно, не может позитивным образом не влиять на охват. При этом у тех же райотделов образования снимается головная боль относительно использования свободных ставок, по сути, осуществляется двойной контроль.
4-е дело. Создать систему повышения квалификации и стажировок для ПДО, штатных работников центров и станций детско-юношеского туризма.
Острота проблемы ощущается. И она будет зреть. РУМЦДО делает что-то, но это капля в море. Необходимы более масштабные меры. Ведь процесс развития детского туризма в нашей стране уже не остановить. Поэтому систему повышения квалификации и стажировок необходимо выстраивать сегодня, не откладывая. В ЗК ОЦДЮТиЭ имеется система курсов и семинаров по всем видам ТКД. Она работает. А вот самим работникам Центра поучиться негде. Раньше была республиканская станция, ездили туда. Вопрос остаётся открытым. И пока, к сожалению, приходится уповать на РУМЦДО, на существующий там отдел научно-технического, эко-лого-туристского направления, который не в состоянии охватить весь спектр ТКД, осуществляемой в центрах и станциях детского туризма, да и опытных кадров по направлениям работы там нет. Чтобы компенсировать этот пробел, РУМЦДО, на мой взгляд, должен разработать систему повышения квалификации и стажировок и изыскать возможности, если её нет у нас в стране, выезда в ближнее или дальнее зарубежье. Это очень важно, ведь та же стажировка позволяет оперативно влиять на профессиональный и творческий потенциал работников, направленно управлять их адаптацией к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям деятельности учреждений дополнительного образования.
Стажировка стимулирует выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта. Не зря говорят, один грамм практики равноценен тонне теории.
5-е дело. В педагогических вузах республики начать подготовку специалистов по туристско-краеведческой деятельности (инструктор школьного туризма, экскурсовод, руководитель школьного музея...).
Необходимо, не откладывая в долгий ящик, думать, не то слово, начинать подготовку высококвалифицированных специалистов, тех же преподавателей краеведения, причём в вузах страны. Кто-то скажет, что тут думать, надо переквалифицировать историков, географов, биологов, подкорректировать существующие программу, методику, и дело сделано. Они ошибаются. Нам не нужны гибриды. Краеведение должно стать отдельным предметом, наукой, если хотите, со своей спецификой, особенностями, методикой преподавания. Это должен быть не поверхностный, а конкретный предмет, имеющий ряд направлений с узкой специализацией.
Понятное дело, краеведение и школьный музей должны, как говорят, альпинисты, идти в связке, у них одни цели и задачи. Но, однозначно, преподаватель краеведения не должен подменять руководителя музея, каждый работает по своей программе, методике. Руководитель школьного музея должен быть узким специалистом, по большому счёту, научным сотрудником, ведь общеизвестно, ребята из походов и экспедиций приносят в школу немало интересного, требующего изучения, осмысления, квалифицированного описания, привлечения экспертов и т. д. Тут, при всём уважении, и энтузиаст может расписаться в бессилии. Всё это к тому, что руководителей школьных музеев необходимо готовить, и не где-нибудь, а в стенах наших вузов. Ещё пример. В последние годы у нас получает развитие горный туризм. В ЗКО, к примеру, почти в каждом районе, отдельных школах появились скалодромы. Ребята с удовольствием занимаются на них, физически развиваются. Проблема одна - нужны подготовленные специалисты. Такое же обоснование я могу дать по другим направлениям туристско-краевед-ческой деятельности, при этом, хочу подчеркнуть, что туризм и краеведение - понятия, которые просто невозможно рассматривать отдельно, и особенно, без детской составляющей.
Настало время для нашего высшего образования внимательно посмотреть на перечень специальностей, с учётом новой стратегии
государства сделать в нём ревизию, ненужные, плохо востребованные убрать, а новые перспективные, напротив, ввести. Надо работать, как учит нас Президент, на опережение. В нашей сфере следует учитывать тенденцию развития детско-юношеского туризма и краеведения. Как это лучше сделать, думаю, в системе высшего образования знают. Да и опыт имеется, надо только внедрить его повсеместно.
6-е дело. С целью повышения педагогического мастерства ввести практику проведения конкурсов «Турорганизатор года», начиная со школьного этапа и заканчивая республиканским уровнем.
Приглашаю всех желающих ознакомиться с нашим опытом. Мы проводим такой конкурс уже не первый год. Кому интересно, могут посмотреть подшивки нашего журнала «Сокпак-Тропинка», где публикуются отчёты и Положения конкурса. Лучше, конечно, приехать и посмотреть своими глазами. Пока же скажу коротко. Для эффективного развития туристско-краеведческой деятельности в каждой школе должны быть турорганизаторы. Во многих школах ЗКО имеются турорганизаторы, которые с большой ответственностью относятся к своей работе. Поэтому в целях повышения педагогического мастерства, выявления и поддержки талантливых ту-рорганизаторов и распространения передового педагогического опыта в системе дополнительного образования мы и проводим конкурс «Турорганизатор года». На этом конкурсе турорганизато-ры защищают свою творческую работу и планы ее совершенствования, представляют и защищают общешкольную программу по туристско-краеведческой деятельности «Мой край родной». Демонстрируются мастер-классы, представляющие инновационные, наиболее эффективные технологии, формы, средства, приемы обучения и воспитания, применяемые на занятиях и мероприятиях.
К сожалению, такие мероприятия по распространению опыта работы турорганизаторов в дополнительном образовании не практикуются в республиканском масштабе по вполне понятным причинам. Республика не имеет своего Центра детско-юношеского туризма и краеведения, вопрос возрождения закрытой в 90-х гг. структуры, к сожалению, остаётся пока на уровне разговоров. Возможности же РУМЦДО, повторюсь, не позволяют проводить в республике мероприятия такого масштаба, как определение лучшего турорганизатора страны. Я уже не говорю о республиканских
этапах десятков других видов соревнований, фестивалей, конкурсов, начинающихся со школьных этапов и прерывающихся по известной причине на уровне районов и городов, областей ( ЗКО, ЮКО).
7-е дело. Объявить конкурс по созданию учебников и учебных комплексов, подготовить авторские программы по детскому туризму и краеведению.
Какова ситуация на данный момент? Преподаватели краеведения столкнулись если не с отсутствием, то с нехваткой учебников, методических разработок, программ. Министерство образования предпринимает определённые меры, к примеру создана рабочая группа, в которую, кстати, включён и я. Однако процесс этот непростой, в одночасье его не решить. В связи с введением курса «Краеведение», на мой взгляд, необходимо объявить в республике методический конкурс по созданию учебников и учебных программ по туризму и краеведению. Причём с разбивкой по классам: 1-4-е, 5-7-е, 8-11-е классы. Надо вовлечь в это дело активную часть педагогического сообщества страны. Эти учебные программы должны быть едины для республики. Следует провести конкурсы на лучшие авторские программы по направлениям, скажем, краеведение, история, литература, экология, география, этнография, музейное дело. А также разработать учебно-методические комплексы по краеведческому образованию. Необходимо обратиться к опыту наших патриархов и корифеев детско-юношеского туризма и краеведения, переиздать их труды, которые были выпущены ещё в советские времена небольшими тиражами и сегодня затерялись. Свой вклад может внести библиотека ЗК ОЦДЮТиЭ, единственного областного Центра детско-юношеского туризма и экологии, сохранившегося в сложных 90-х гг. прошлого столетия. Центру удалось не только спасти научно-методический книжный фонд, но и в годы экономического подъёма страны укрепить его. Собственно, эта работа продолжается. Мы обращаемся к ветеранам, в исполнительные органы государственной власти, организации образования регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья. Многие откликаются, высылают нам редкие экземпляры научно-методических изданий. Дело остаётся за малым, найти авторов или их родственников, чтобы согласовать переиздание. Понятно, уполномоченные органы должны заблаговременно предусмотреть и спланировать затраты.
Другой вопрос. Что делать организациям образования в условиях недостатка учебников, методических разработок, учебных программ? Ответ один. Использовать все дополнительные источники, какие только можно. К примеру, республиканский научно-методический журнал «Сокпак-Тропинка», накопивший большой опыт методической поддержки организаций образования. Замечу, в 2010 г. журнал был удостоен Гран-при республиканского конкурса в номинации «Информационно-методическое обеспечение и развитие системы дополнительного образования детей». Журнал публикует статьи лучших педагогов, академиков, профессоров республики, стран СНГ, по крупицам собирает опыт туристско-краеведческой работы. Нам сегодня не надо изобретать велосипед, ведь говорят же, новое - это хорошо забытое старое. Журнал «Сокпак-Тропинка», ко всему, удобная диалоговая площадка, позволяющая творчески мыслить, обеспечивать рост квалификации педагога. Один-два экземпляра журнала на организацию образования решают многое и в то же время не требуют больших материальных затрат. Это хорошо понимают в управлениях образования ЗКО, Акмолинской, Алматинской, Павлодарской, Атырауской, Мангистауской областей, городов Астана и Алматы. Подписка на этот некоммерческий научно-методический журнал в этих регионах с начала текущего года выросла.
8-е дело. Разработать маршруты для массового прохождения детей по сезонам (4 раза в год). Определить категорийные туристские маршруты для выполнения спортивных разрядов, подготовки значкистов «Жас турист» и «Турист Казахстана».
Общеизвестно, страна у нас большая, в каждом регионе свои особенности, много разных природно-климатических зон. Поэтому над этим вопросом должны поработать местные турорганизаторы и краеведы. Определиться должна каждая школа, лицей, колледж, какое-либо другое учебное заведение. Если возникнут затруднения, необходимо обратиться к специалистам районного, городского, областного центров или станций детско-юношеского туризма, если таковые, конечно, имеются в вашем регионе. В противном случае, изучить опыт соседей. В ЗКО такой проблемы не существует. У нас в каждом районе имеется центр или станция детско-юношеского туризма, действует такой центр и в городе Уральске. Работу всех этих учреждений координирует и направляет ЗК ОЦДЮТиЭ. Наш отдел туризма имеет огромный опыт работы в разработке маршрутов лю-
бых категорий сложности. Можем поделиться. Готовы организовать специальные семинары, для этого достаточно заблаговременно подать заявку, забронировать места в нашей гостинице.
9-е дело. Для активизации экскурсионной работы внедрить в учреждениях детско-юношеского туризма сводное годовое экскурсионное планирование.
Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности. Такие экскурсии надо планировать и лучше всего тут подходит годовой план экскурсионной работы, составленный на должном методическом уровне с учетом требований программ, планов внеклассной и внешкольной воспитательной работы и местных условий, так как он будет служить учреждению в течение многих лет. С каждым годом план должен совершенствоваться, включать в себя различные дополнения и предложения, приближаясь к наиболее оптимальному варианту. План наглядно покажет, сколько и каких экскурсий посетит ученик конкретной школы с 1-го по 11-й класс.
Опыт использования сводных годовых планов экскурсионной работы в школах, а также опыт системного общегородского и районного планирования экскурсий школьников в СНГ подтверждает высокую эффективность этого метода.
В составлении сводных годовых планов экскурсионной работы должен участвовать весь педагогический коллектив. Первоначально педагоги дополнительного образования на основе учебных планов и программ составляют планы программных экскурсий по своим предметам в тех классах, где они преподают. Не программные экскурсии планируют классные руководители, руководители кружков. Целесообразно предварительно провести письменный или устный опрос учащихся, выяснить, на каких экскурсионных объектах они хотели бы побывать. Побеседовать с родителями учеников.
Все эти первоначальные планы сосредоточиваются у классных руководителей, которые составляют сводный годовой план экскурсионной работы по своим классам. При этом необходимо планировать, где возможно, комплексные экскурсии,
которые не только сэкономят время учителей и учащихся, но и, что самое главное, будут способствовать установлению межпредметных связей. Таким же образом составляются планы экскурсионной работы на год для начальных классов.
Исходными данными для сводных годовых планов экскурсионной работы являются: перечень тематики программных экскурсий с 1-го по 11-й класс по всем предметам; перечень экскурсионных объектов, доступных учащимся данной школы (историко-краеведческих, производственных, культурных, социальных, природных и др.). Каждая школа составляет перечень экскурсионных объектов в соответствии со своим месторасположением; перечень экскурсий, которые проводятся областным или другим центром детско-юношеского туризма и экологии. После составления планов экскурсионной работы в классах составляется сводный план, обсуждается на педсовете и утверждается директором школы. В дальнейшем за выполнение плана программных экскурсий ответственность несет завуч (директор) школы, а за не программные экскурсии отвечает заместитель директора по воспитательной работе. Сводный план целесообразно оформить на большом листе ватмана и вывесить на видном месте.
Внедрение предлагаемого метода экскурсионного обслуживания школьников поможет проводить экскурсии не от случая к случаю, а по стройной непрерывной системе, значительно повышая их педагогическую эффективность.
10-е дело. Создать и организовать полноценную работу сети детских туристских лагерей.
Современные отечественные и зарубежные лагеря для детей очень разнообразны. Они бывают не только летними, но и круглогодичными. Также различают стационарные детские лагеря, палаточные и выездные. Стационарные детские лагеря располагаются, понятно, на одном и том же месте. Желательно в зелёной зоне вблизи рек и озёр, как, к примеру, наши «Евразия» и «Самал». Палаточные детские летние лагеря могут располагаться где угодно -там, где достаточно места для того, чтобы разбить несколько палаток. Отдых в палаточном летнем лагере может быть совмещен с туристским походом. В летних лагерях для детей предлагается разнообразная программа, в зависимости от которой их можно разделить на несколько типов:
• детский оздоровительный лагерь,
• школьный лагерь дневного пребывания,
• лагерь санаторного типа,
• обучающий лагерь,
• спортивный лагерь,
• профильный лагерь.
Программа оздоровительных детских лагерей включает в себя всевозможные культурные и спортивные мероприятия. По желанию дети могут участвовать в различных кружках или клубах по интересам. Школьный лагерь дневного пребывания располагается на базе школы. Как правило, пребывают дети в таком лагере до обеда, реже - целый день. В течение дня дети могут заниматься в разных кружках и секциях, выезжать на экскурсии. Ведут смену педагоги школы.
В обучающем лагере дети могут не только оздоровиться, но и получить полезные знания. В обучающем лагере для детей, которые отстают от школьной программы, организуются дополнительные занятия по тем или иным предметам. Работа ведется индивидуально с каждым ребенком или с небольшими группами в 3-5 человек, что способствует более продуктивному усваиванию информации. Спортивный летний лагерь ориентирован, прежде всего, на спортивное развитие детей. В таких лагерях детей разделяют на группы в соответствии с уровнем физической подготовки. В спортивном летнем лагере дети могут заниматься общим физическим развитием или же определенным видом спорта.
Профильные летние детские лагеря организуются обычно на базе профильных секций или детских центров внешкольного образования. К профильным лагерям относят лагеря с художественным, краеведческим, экологическим, военным, компьютерным, музыкальным уклоном. Работа профильного летнего лагеря может быть организована также на базе загородного лагеря, где для профильной группы выделена целая смена или один заезд. В профильном лагере дети, так же как и в спортивном, делятся не по возрасту, а по уровню подготовки. Программа профильного лагеря обязательно включает занятия в соответствии с выбранным профилем, но дополнительно могут присутствовать и все другие виды лагерной деятельности. Организация таких лагерей обычно возлагается на систему дополнительного образования. А вот координировать и направлять их работу должны конкретные учреждения детско-юношеского туризма, с их экологическими и краеведческими направ-
лениями. Решение этой задачи будет хорошим шагом в реализации поручения Президента.
11-е дело. Решить транспортную проблему учреждений детско-юношеского туризма и краеведения.
Подход тут должен быть рациональный. Речь вовсе не идёт о каких-то там излишествах, потребность в транспорте определяется жизненной необходимостью. Учитывается экономическая целесообразность, то есть автобус, микроавтобус, грузовик должны себя оправдывать, экономить средства учреждения, а где-то и приносить доход. За оптимальный вариант можно принять опыт нашего областного центра детско-юношеского туризма и экологии. У нас имеются два автобуса средней вместимости, один микроавтобус на базе «уазика», трактор с тележкой. Такой скромный парк обеспечивает сполна туристско-краеведческую деятельность. Мы возим детей на соревнования, экскурсии, встречаем из походов и экспедиций, доставляем к местам отдыха и т. д. «Уазик» оборудован грузовым багажником на крыше, может перевозить крупногабаритное туристское снаряжение, даже лодки, выполняет хозяйственные дела. Ну а трактор - это универсальная техника. Он не только заменяет грузовой автомобиль, но и выполняет комплекс работ по благоустройству территории туркомплексов и лагерей.
Уральский городской и районные центры и станции детско-юношеского туризма имеют микроавтобусы повышенной проходимости, которые, как правило, обеспечивают поездки команд с руководителями на областные соревнования. Понятное дело, обеспечивают и школьные, районные этапы мероприятий.
Почему я всё это говорю? В стране сегодня идёт процесс возрождения детско-юношеского туризма, пострадавшего в 90-е кризисные годы. Укрепляются действующие и создаются новые учреждения. Они испытывают транспортные проблемы, которые надо решать, ведь по своей сути туристско-краеведческая деятельность остаётся мобильной. Походы, экспедиции, экскурсии, всевозможные соревнования и т. д., тем более детские, должны иметь транспортную поддержку.
12-е дело. Укрепить материальную базу действующих и вновь созданных центров набором современного туристского снаряжения.
Для развития туристско-краеведческой, экологической деятельности основополагающим фактором являются квалифициро-
ванные туристские кадры и материально-техническое обеспечение школ, колледжей, районных, городских центров детско-юношеского туризма туристским снаряжением по всем видам спортивного туризма. Обеспечение школ туристским снаряжением, в соответствии с приказом № 649 от 26 июня 2004 г. Министерства образования и науки РК, необходимо для проведения школьных соревнований по технике пешеходного туризма; степенных, категорийных походов, выполнения нормативов спортивных разрядов, для награждения значками «Жас турист», «Казахстан саяхатшысы».
Обеспечение туристским снаряжением районных, городских центров детско-юношеского туризма позволит проводить степенные, категорийные походы с целью изучения родного края по направлениям республиканской туристско-краеведческой экспедиции школьников «Моя Родина - Казахстан», повышения туристского мастерства; проведения районных, городских соревнований по всем видам туризма на более высоком уровне; подготовки общественных туристских кадров.
Спортивный туризм имеет различные направления: водный, велосипедный, пешеходный, лыжный, горно-пешеходный, скалолазание... Развитие видов туризма невозможно без специального туристского снаряжения, наличия полигонов для проведения учебно-тренировочных сборов и проведения соревнований.
Спортивное ориентирование - интересный вид, учащиеся показывают умения и навыки в работе с компасом и картой. Развивается мышление, повышается спортивная подготовка. Современное спортивное ориентирование невозможно представить без электронной отметки «8РОЯТ1ёеп1» полигонов с картами ориентирования, снегоходов «Буран» для подготовки дистанций в зимний период, планшетов, спортивных беговых лыж и пр.
В походах 2-3-й категории по пешеходному и горному туризму туристы преодолевают перевалы со специальным туристским снаряжением: универсальные страховочные системы, карабины, жумары, капроновые фалы и т. д., поэтому необходимо круглый год проводить физическую подготовку на естественном рельефе или в закрытом помещении на скалодроме.
Районные, городские центры туризма должны иметь типовые здания с классами для занятий кружков, лабораториями, скалодро-мы, туристское снаряжение для всех видов туризма, туристский
полигон, спортивные карты по ориентированию, транспортное обеспечение для организации походов, экспедиций, соревнований.
13-е дело. Каждая организация образования (школы, лицеи, колледжи, вузы) должна создать свой музей, зал или соответствующий уголок.
Вопрос очень актуальный, его решение напрямую связано с внедрением в организациях образования курса «Краеведение». Глава государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» подчеркнул, что воспитывать патриотов необходимо на любви к малой родине. Краеведение тут должно сыграть главную роль, а школьные музеи должны стать неотъемлемой частью этой работы. Именно они обеспечат привлекательность нового предмета. С чего надо начинать? Я советую обратиться к опыту нашей Перемётнинской СОШ Зелёновского района. Музей в этой школе обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведение экскурсий, мероприятий способствуют заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, проводить анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.
14-е дело. С целью развития спортивного ориентирования каждый центр должен открыть кружки и приобрести комплекты электронной отметки «8РОЯТ1ёеп1», создать школьные полигоны и полигон для районных соревнований.
В октябре 2013 г. мы открыли в нашем центре отдел спортивного ориентирования. Понятно, не на пустом месте, не один год мы развивали это направление. Организовывали соревнования. Инте-
рес к спортивному ориентированию резко вырос после того, как мы приобрели и стали использовать упомянутый комплект электронной отметки. Повсеместно в организациях образования области открываются кружки спортивного ориентирования, полигоны для школьных, районных, городских и областных соревнований разных категорий сложности. У нас в центре действует несколько таких полигонов. Недавно приобрели современное оборудование для оперативной распечатки полноцветных карт для участников соревнований. Оно оказалось весьма кстати и для выпуска иной полиграфической продукции, необходимой для организации соревнований, фестивалей, походов и других массовых мероприятий.
Организация занятий кружка не требует больших материальных затрат, связанных с арендой спортивных сооружений, закупкой дорогостоящего инвентаря и оборудования. Поэтому создание кружка спортивного ориентирования возможно не только при детских туристских центрах и станциях, но и в школах. В кружок зачисляются школьники, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Повторное медицинское обследование проводится через 3 месяца, а затем не реже двух раз в год. Прием желающих заниматься в кружке спортивного ориентирования осуществляется в начале учебного года. Руководитель кружка должен провести определенную подготовительную работу для привлечения ребят к занятиям этим видом спорта. За несколько дней до начала набора следует посетить близлежащие школы, вывесить там красочное объявление о том, где, в какие дни и часы будет проводиться запись в кружок. Одновременно руководитель должен подготовить наглядно-агитационные материалы (фотостенды, фотогазеты, монтажи) и вывесить их в вестибюле здания, где будет проходить запись ребят. Всех записывающихся, в зависимости от возраста и физической подготовки, распределяют по группам: подготовительная (10-12 лет), младшая юношеская (13-14 лет), средняя юношеская (14-15 лет), старшая юношеская группа (15-17 лет). Ребят, которые приступают к занятиям спортивным ориентированием в старшем возрасте, зачисляют в группы, соответствующие их физической и технической подготовленности. В группе новичков должно быть не больше 15 человек, а в группе разрядников -10-12.Занятия кружка как на первом, так и на втором году обучения проводятся в течение всего учебного года три раза в неделю с учетом возрастных особенностей, режима дня и занятости ребят в
школе. Учебно-тренировочные занятия целесообразно строить по игровому принципу. В период зимних и весенних каникул следует увеличивать их количество, сокращая к концу учебного года. Основные задачи, которые ставит перед собой руководитель, занимаясь с группами первого года обучения, следующие: привлечь ребят к систематическим занятиям спортом; привить им основные гигиенические навыки; подготовить к сдаче нормативных требований, обеспечить всестороннее физическое развитие; познакомить с основами техники спортивного ориентирования; воспитать морально-волевые качества, необходимые для спортсмена-ориентиров-щика. Второй год обучения рассматривается как дальнейший этап укрепления общей и специальной физической подготовленности кружковцев, изучения и совершенствования техники спортивного ориентирования на местности, подготовки из числа занимающихся спортсменов-разрядников, инструкторов и судей по спорту.
Как видите, ничего сложного тут нет. А если кто-то хочет изучить наш опыт, добро пожаловать на наши соревнования, можем прислать приглашения и даже разместить в нашей гостинице «Бивуак» по самым доступным в Уральске ценам.
15-е дело. Для развития скалолазания в каждом районе построить скалодромы, оборудовать скалодромы в новых школах.
Идея развивать в степном равнинном регионе скалолазание появилась у нас несколько лет назад. Сподвигли нас на это достижения нашего знаменитого земляка Максута Жумаева, покорившего все 14 «восьмитысячников» планеты без использования дополнительного кислорода. Мы возвели на базе нашего центра типовой скалодром, открыли кружки и начали активную работу. Наш пример оказался заразительным. Скалодромы приобрели практически все районные центры и станции детско-юношеского туризма, отдельные школы. Мы ставим вопрос, чтобы скалодромы в новых школах предусматривались проектно-сметной документацией, как те же спортзалы и другая необходимая инфраструктура. Справедливости ради, скажу, нас в этом деле поддерживают местные органы государственной власти. Результаты не заставили себя ждать. В области появились последователи Максута Жумаева, которые стали занимать призовые места в престижных соревнованиях по скалолазанию, вышли даже в чемпионы республики.
Чтобы организовать у себя в регионе это дело, нужны желание и энтузиасты, на которых держится система дополнительного образования. Нужно чётко представлять себе, что же это такое -скалолазание, скалодром, что они дают. Напомню вкратце. Скалолазание как комплексный вид спорта гармонично развивает все группы мышц. Помогает стать гибким и растянутым, приобретая отпущенную природой ловкость. Ещё развивает в человеке характер, физическую выносливость, учит выдержке, смелости. Трассы на скалодромах безопасны по сравнению с природной скалой, так как при срыве с тренажерной стены спортсмен просто висит в воздухе, при этом ему на голову не падают камни.
Детей можно начинать учить скалолазанию с 5-6 лет. Первые восхождения маленькие скалолазы могут совершить под руководством тренера. Скалодромы помогут детям аккумулировать свою неуемную энергию, дадут возможность развиваться и физически, и умственно (развитие на кончиках пальцев), учат собранности, выносливости, целеустремленности, умению быстро принимать правильные решения. Спортивное скалолазание уже давно стало массовым видом спорта, а с появлением скалодромов в помещениях является для многих не только спортом, но и проведением досуга, часто семейного. Скалодромы в спортивных центрах, школах и даже детских садах уже не новинка в наше время. Наличие скало-дрома в спортивном зале или фитнес-центре позволяет расширить диапазон возможностей при минимуме площади, так как конструкция монтируется возле стены и не занимает много места. Желающие «залезть под потолок» найдутся всегда. Так что дерзайте!
16-е дело. Добиться проведения школьных и районных этапов соревнований, туристских слетов, туриад, фестивалей и т. д.
Общеизвестно, результат достигается при движении от простого к сложному. Эта аксиома вполне применима в системе тури-стско-краеведческой деятельности. Она порождает конкуренцию, определяет лучших, сильнейших. Тот, кто не выдерживает конкуренции, выходит из борьбы, но, как правило, со здоровыми амбициями, чтобы сделать выводы и в следующий раз непременно наверстать упущенное. В дополнительном образовании и особенно в сфере детско-юношеского туризма хорошего результата можно добиться, задействовав всю цепочку мероприятий школьного, районного, городского, областного уровней. Как не хватает ещё и рес-
публиканского этапа, а то бы эффективность соревнований, туристских слётов, туриад, фестивалей и других мероприятий была бы ещё выше! Вновь и вновь возникает вопрос целесообразности создания в республике районных, городских, областных, республиканского учреждений нашего профиля для активизации туристс-ко-краеведческой деятельности в организациях образования. На это нацеливает программная статья Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», его поручения по патриотическому воспитанию детей на любви к малой родине.
17-е дело. Улучшить финансирование системы туристс-ко-краеведческой деятельности, походов, соревнований на уровне школ, районов, областей.
В соответствии со статьёй 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании» местный исполнительный орган области обеспечивает дополнительное образование детей. Таким образом, всё зависит от отношения акимов районов, городов, областей к развитию туристско-краеведческой деятельности как важнейшей составляющей системы дополнительного образования. И ссылки тут на возможности местного бюджета, которые, по дежурным отговоркам, ограничены, неуместны. Развитие туристско-краеведческой деятельности у нас в стране с недавнего времени стало государственной политикой. Напомню, в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства поставил конкретную задачу вывести патриотическое воспитание детей на новый уровень, используя в организациях образования предмет «Краеведение». Эта работа началась с 2012 г. и уже приобрела реальные очертания. По сути, многие организации образования профинансированы. Однако сам по себе предмет «Краеведение» должен рассматриваться в комплексе, скажем, со школьными музеями, материалы для которых собираются ребятами в походах. В свою очередь, в целом турист-ско-краеведческую деятельность в районе, городе, области, организуют и направляют центры и станции детско-юношеского туризма. Пока такая схема работает только в Западно-Казахстанской области. Местные акимы понимают важность этой работы и, как правило, занимаются решением проблем финансирования учреждений дополнительного образования. А вот в других регионах страны ситуация похуже. Изменить её могут сами акимы. Карты им даны,
что называется, в руки как известными поручениями Главы государства, так и позицией МОН РК. В октябре, к примеру, в адрес акимов областей, городов Астана, Алматы ушло письмо за подписью вице-министра образования. Приведу его полностью. «Министерство образования и науки Республики Казахстан сообщает, что на сегодняшний день одной из важнейших задач системы образования является усиление воспитательного потенциала организаций образования, особенно патриотического воспитания молодого поколения казахстанских граждан, о необходимости которого отмечается в поручении Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева "Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" о внедрении в организациях образования РК обязательного учебного курса "Краеведение".
В условиях личностно-ориентированного и компетентностно-го образования теоретическое краеведческое образование должно сопровождаться практическими занятиями, которые обеспечат организации образования, в том числе внешкольные организации дополнительного образования.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании», местный исполнительный орган области обеспечивает дополнительное образование детей. Для активизации работы по вопросам развития детско-юношеского туризма и краеведения необходимо создание областных, городских и районных центров (станций) детско-юношеского туризма и краеведения.
В программах развития образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы необходимо предусмотреть средства и создать условия для открытия центров (станций) детско-юношеского туризма и краеведения.
Также необходимо в 2014 году предусмотреть средства для проведения на местах туристской экспедиции с целью создания карты туристских троп региона для реализации проекта турист-ско-краеведческого маршрута "Все дороги ведут в Астану", где дети со всех регионов страны будут проходить по данным маршрутам. Пройдя туристскими тропами по стране, юные туристы-краеведы соберутся возле монумента "Байтерек" в городе Астана.
В этой связи просим оказать содействие в реализации вышеуказанного проекта. Информацию о принятых мерах просим
представить 21 октября т. г. за подписью заместителя акима области». Будем надеяться, что положение дел поменяется в лучшую сторону.
18-е дело. Повысить статус республиканского журнала «Сокпак-Тропинка» как научно-методического пособия для педагогов дополнительного образования в сфере туристско-крае-ведческой деятельности. Поддержать журнал размещением в нем государственного заказа.
Собственно говоря, в статусе республиканского издания научно-методический журнал «Сокпак-Тропинка», который публикует материалы по желанию авторов на государственном и русском языках, уже утвердился. Его выписывают во всех без исключения областях Казахстана. Для многих педагогов дополнительного образования журнал стал настольной книгой, диалоговой площадкой для обмена опытом работы, повышения квалификации. Журнал оказывает методическую поддержку организациям образования, в том числе в реализации поручений Главы государства по внедрению обязательного предмета «Краеведение» с целью патриотического воспитания детей на любви к родному краю, малой родине, обеспечению форсированного индустриально-инновационного развития субъектов туристско-краеведческой деятельности.
В своё время с учётом своих возможностей наш областной центр детско-юношеского туризма и экологии ориентировался на региональный статус журнала. Дело в том, что в соответствии с Уставом учреждение координирует и направляет деятельность районных и городского центров и станций, оказывает им методическую помощь, свой журнал тут оказался весьма кстати. Но с годами он вышел за эти рамки и стал полноценным республиканским изданием, оказывающим методическую поддержку организациям образования страны. Понятно, возникла необходимость в укреплении материально-технической базы журнала, кадрового потенциала, ведь в условиях жёсткой конкуренции с электронными СМИ печатному изданию необходимо больше печатать эксклюзивного материала, направлять своих корреспондентов в регионы страны для обобщения инновационного опыта. Одному областному центру детско-юношеского туризма решать эту задачу становится проблематично. Я думаю, назрела необходимость размещения в этом некоммерческом и достаточно популярном научно-методическом журнале государственного заказа. Хочу сказать, что в проекте плана меро-
приятий МОН РК по реализации упомянутого поручения Президента такая возможность для журнала «Сокпак-Тропинка» предусматривалась, но потом, к сожалению, всё вернулось на круги своя.
Решение этого вопроса, не сомневаюсь, сделает издание более доступным для педагогов дополнительного образования, расширит его возможности как диалоговой площадки для обмена опытом работы и повышения профессионального уровня, что позитивным образом отразится на качестве образования и воспитания подрастающего поколения.
19-е дело. В рамках форумов приграничного сотрудничества РК и РФ, которые проходят с участием президентов двух стран, разработать конкретный план сотрудничества в сфере туристско-краеведческой деятельности до 2015 г.
У нашей страны самая протяжённая граница с Российской Федерацией. Сопредельные территории связаны не только всесторонним сотрудничеством, но и родством, общностью интересов населения. К сожалению, туристско-краеведческое направление сотрудничества остаётся слабым. Возникают проблемы с пограничными службами во время походов, необходимо каким-то образом упростить разрешительные процедуры. Хотя, по большому счёту, многое тут зависит от инициативы руководителей организаций образования, начиная со школы и заканчивая управлением образования. В Западно-Казахстанской области международному сотрудничеству в сфере дополнительного образования уделяется большое внимание. При поддержке местных исполнительных органов власти мы проводим международные форумы, научно-практические региональные конференции. Учреждения и ведомства взаимодействуют, наши делегации и команды выезжают на подобные мероприятия и соревнования в Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую, Самарскую и Оренбургскую области. У нас сложились тесные отношения с Международной общественной организацией «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова», в Уральске действует её Казахстанский филиал. Но в целом по республике, знаю, международное сотрудничество в сфере туристско-краеведческой деятельности остаётся в вялотекущем состоянии и не вносит своего должного вклада в интеграционные процессы двух великих и дружественных стран.
Выход из положения общеизвестный, надо создавать в стране субъекты туристско-краеведческой деятельности в каждом районе, городе, в каждой области и на республиканском уровне. Повторюсь, следует воссоздать республиканскую станцию юных туристов, которая была закрыта в трудные 90-е гг. прошлого столетия. Тогда и международное сотрудничество оживится.
20-е дело. Пересмотреть существующую практику планирования туристско-краеведческой деятельности, внедрить в планы воспитательной работы классных руководителей, воспитателей групп продленного дня туристско-краеведческие мероприятия. Повысить роль семинаров-практикумов и других форм профессиональной учебы.
ТКД - является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий. На туристических занятиях формируется потребность к здоровому образу жизни человека и общества в целом. Неоспорима роль туризма в изучении истории родного края, своего города, поселка, понимании трагических событий в их становлении и развитии, воспитании толерантности и гражданской позиции через критическое осмысление отечественной истории. Все это имеет большое государственное значение в воспитании подростков. Классному руководителю можно использовать в своей педагогической деятельности самодеятельный туризм как внеклассную форму занятий. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, закрепить привычку регулярно тренироваться.
Туризм - самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я. А. Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж. Руссо, великого русского учёного и просветителя М. В. Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К. Д. Ушинский. Идея не нова, но и сейчас очень актуальна, отвечает запросам общества и на современном этапе. Туристско-краеведческая деятельность во все времена способствовала профильному обучению, она развивает клю-
чевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу.
Для её активизации необходимо использовать семинары-практикумы. Роль семинаров-практикумов и других форм профессиональной учебы возрастает в современном мире, так как тенденция сводится к тому, что практические занятия имеют наибольший эффект. Семинар является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Наш центр регулярно проводит семинары-практикумы, в которых с интересом участвуют работники организаций дополнительного образования районов Западно-Казахстанской области, регионов республики.
Каждый семинар-совещание ставит перед собой цель, как правило:
- сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний;
- создать проблемную ситуацию (разработка собственного проекта);
- научить оценивать инновационные идеи других педагогов, аккумулировать навыки профессиональной рефлексии;
- диагностировать уровень развития инновационного потенциала педагогического коллектива.
В целом участники семинаров демонстрируют высокую мотивацию и нацеленность на результат, что, безусловно, объясняется предварительной работой.
Все без исключения педагоги высказывают в той или иной форме желание понять, что такое подход к образованию, большинство участников проявляют личную и профессиональную заинтересованность, так что роль семинаров-практикумов велика и ее необходимо постоянно повышать.