УДК 796.5:1379.83:374.1
В. П. Фомин
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Статья содержит анализ туристско-краеведческой деятельности в Республике Казахстан на примере Западно-Казахстанской области, областного, городского и районных центров детско-юношеского туризма и экологии, составляющих крупнейшую систему детских туристских организаций.
Вместе с тем в статье характеризуется ряд проблем и задач детского туризма, которые необходимо решить в Республике Казахстан.
The article contains the analysis of tourist and local history activity in the Republic of Kazakhstan on the example of the West Kazakhstan region, regional, city and the regional centers of child youthful tourism and the ecology, children's tourism organizations making the largest system.
At the same time, some problems and tasks of children's tourism which needs to be solved in the Republic of Kazakhstan are characterized in the article.
Ключевые слова: экспедиция «Жайык-Урал», комплекс «Евразия», комплекс «Бивуак», комплекс «Самал», юный турист, юный эколог, юный краевед.
Keywords: expedition the "Zhayyk-Urals", Eurasia complex, Bivouac.
Стратегические установки нового политического курса Казахстана, содержащиеся в Послании Главы государства Н. Назарбаева «Казахстан-2050», определили и новые задачи в сфере формирования высокообразованной нации. Реализация их потребует существенного обновления всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Молодые люди, заканчивая учебные заведения, должны не просто много знать, но и многое уметь, обладать навыками, необходимыми для эффективной деятельности в какой-либо отрасли. Кроме того, они должны иметь твердые духовно-нравственные устои, нацеленность на активное, позитивное участие в общественно-политических процессах. Именно эти цели во многом достигаются деятельностью различных учреждений дополнительного образования, в том числе туристско-краеведческой направленности.
В Западно-Казахстанской области имеется, на наш взгляд, немалый потенциал для дальнейшего развития детско-юношеского туризма в свете требований времени. За 50 с лишним лет функционирования в регионе сети детских туристских организаций она стала самой крупной в республике. Кроме областного Центра в нее входят городской Центр «Атамекен», а также 12 районных центров и станций. В рамках программы Республиканской туристско-крае-ведческой экспедиции школьников «Моя Родина - Казахстан» ими ежегодно проводятся десятки пеших, лыжных, водных, велосипедных походов, экспедиций и экскурсий по самым различным маршрутам, в которых участвуют тысячи юных туристов и их взрослых наставников. Организуются разнообразные соревнования, турниры, фестивали и прочие акции в сфере спортивного, краеведческого, оздоровительного туризма, экологии, геологии и т. д. В соответствии с Концепцией «От достопримечательностей родного края - к святыням Казахстана» организуются экскурсии школьников, начиная от местных природных и исторических памятников до столицы нашей Родины - Астаны и других регионов страны. Своего рода знаковой для нас стала и ежегодная водная туристско-экологичес-кая экспедиция «Жайык-Урал», в которой за двадцать три года приняли участие тысячи учащихся из нашей области, из других казахстанских городов, а также из соседних российских регионов, других стран СНГ. Ежегодно проводятся конференции общественного объединения «Детская академия развития (ДАР)», краеведческие олимпиады «Знай и люби свой край» и другие краеведческие чтения, конкурсы юных бардов «Поющая юность», фестивали «Жайьщ толкыны (Волны Урала)». Юные туристы в ходе различных экологических акций, таких, как «Зеленый парус Приуралья», программа малых рек «оБЕРЕГАй», участвуют в мероприятиях по защите окружающей среды, по озеленению населенных пунктов, берегов безлесных рек и озер, в результате чего растет биоразнообразие родного края, более полными становятся водоемы.
В областном, городском и районных центрах и станциях детско-юношеского туризма работают кружки самой разнообразной тематики, охватывающие многие тысячи школьников, учащихся колледжей и студентов вузов Приуралья. В учебных заведениях различного уровня создано 115 краеведческих музеев, десятки залов, комнат и уголков, где отражены результаты поисковой работы обучающихся.
Давнишней доброй традицией стало разностороннее сотрудничество с детскими туристскими организациями России, особенно приграничных регионов - Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской и Оренбургской областей. Только за последнее время в Уральске проведены Международная научно-практическая конференция «Формирование евразийской культуры средствами туристско-краеведческой деятельности» (2010 г.) и Международный форум «Образование. Туризм. Интеграция» (2012 г.). В рамках развития приграничного сотрудничества создана Ассоциация детских туристских организаций «Евразийское междуречье», а также принято решение о создании Евразийского союза детских туристских организаций.
Активно занимаются ТКД созданные при Центре туристские комплексы «Евразия», «Бивуак» и «Самал». Например, в туристс-ко-оздоровительном комплексе «Евразия» организуются учебно-тренировочные сборы, а также три летние профильные смены: «Юный турист», «Юный эколог» и «Юный краевед», что позволяет разнообразить досуг детей, вовлечь их в творческую, спортивную, ту-ристско-краеведческую деятельность. Туристско-экскурсионный комплекс «Бивуак» совместно с областным департаментом ЧС в летнее время проводит смену «Юные спасатели». Кроме того, для расширения кругозора детей «Бивуак» проводит учебно-тематические, профориентационные, познавательно-развлекательные экскурсии.
В целом в педагогическом арсенале учебно-воспитательных учреждений области имеется немало интересных форм и методов краеведческой работы с учащимися. Однако выполнение поручения Главы государства о внедрении во всех образовательных учреждениях страны обязательного учебного курса «Краеведение» требует скорейшего решения ряда насущных проблем.
Прежде всего, должна быть выработана всеобъемлющая общенациональная Концепция краеведческого образования и воспитания, строго научная, оптимально сочетающая единую методологию с учетом конкретных особенностей истории и природы каждого региона. В соответствии с ней должен быть также подготовлен общенациональный План мероприятий по реализации поручения Президента РК. Этот План, в свою очередь, послужит основой для составления региональных планов развития туристской отрасли на 2013-2015 годы.
Прежде всего, на наш взгляд, надо четко определить место детского туризма в общей системе видов туризма. Во многих стра-
нах въездной туризм является ощутимой доходной статьей госбюджета. Но для детско-юношеского туризма такая функция, как добывание средств, самофинансирование, не может ставиться в качестве главной задачи, важнейшего условия существования. Все-таки главная цель ТКД среди детей - это образование, воспитание, оздоровление подрастающего поколения, а не коммерческий интерес.
По нашему мнению, все потребности функционирования и будущего развития детского туризма должны полностью финансироваться государством. Не возбраняется, конечно, и спонсорство, меценатство. Но ставить судьбу туристских баз, лагерей, различных кружков в зависимость от денег, уплаченных родителями за детские путевки, на наш взгляд, кощунственно. Дети не должны страдать из-за того, что не все родители могут оплатить путевку в турлагерь или занятия на скалодроме. А наши центры и станции зачастую вынуждены вводить такую плату, чтобы финансировать другие мероприятия, достойно оплачивать труд педагогов дополнительного образования, инструкторов и методистов.
Неприемлемо в детском туризме и подушевое финансирование, которое подорвет деятельность центров туризма районного масштаба.
Далее, необходимо окончательно решить проблему нормативно-правового обеспечения деятельности структур детско-юношеского туризма и краеведения. Мы крайне нуждаемся в обновленных инструкциях по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, в положениях о турист-ско-краеведческой работе в школе, о туристской базе, о палаточном лагере, о школьном музее, об инструкторе школьного туризма, в других нормативно-правовых документах, без которых чувствуем себя юридически не защищенными. Время от времени к нам приходят проекты различных документов, мы делаем по ним замечания и предложения, отсылаем их авторам, - и на этом дело останавливается.
Устойчивое полноценное государственное финансирование, полнокровное нормативно-правовое обеспечение являются главнейшими условиями, при наличии которых можно решать все дальнейшие проблемы детско-юношеского туризма в Казахстане.
Во-первых, необходимо сформировать всеобъемлющую сеть областных, городских, районных центров или станций детского ту-
ризма, которые охватывали бы своим влиянием все учебные заведения, даже в самых отдаленных селениях. То, что это возможно, видно на примере нашей области, где структуры детского туризма созданы в каждом районе. Создавая такие станции в республике, следует обеспечить их собственными, а не арендуемыми помещениями, круглогодичными туристскими комплексами или хотя бы сезонными турбазами. Разумеется, они должны быть полностью снабжены необходимым туристским оборудованием и снаряжением.
А возглавлять всю эту систему должен, конечно, Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения. Целесообразно, на наш взгляд, иметь при этом центре и республиканскую турбазу для приема в столице участников республиканских соревнований, фестивалей, а также экскурсионных групп юных туристов.
Далее, решение всех сложных образовательных, воспитательных и оздоровительных задач невозможно без высококвалифицированных кадров педагогов, инструкторов, методистов и других специалистов, привлекаемых к сфере детского туризма. К сожалению, у нас и здесь отсутствуют системность и последовательность. Эту задачу, видимо, и следует возложить на Республиканский центр, который будет организовывать эту работу в республиканском масштабе и координировать ее на местах. В принципе же надо добиться открытия в вузах республики факультетов или отделений по подготовке кадров турорганизаторов именно для детского -познавательного, спортивного, оздоровительного - туризма, а, скажем, не для коммерческого. Свою лепту здесь могли бы внести и Институты повышения квалификации педагогических работников городского, областного и республиканского уровней.
Устранение имеющихся пробелов, придание краеведческой работе планомерного, перспективного характера сейчас становится первостепенной задачей учреждений образования, как основного, так и дополнительного, всех структур, занимающихся турист-ско-краеведческой деятельностью среди детей и юношества. Необходимо, в частности, определить формы и методы краеведческого обучения за счет использования современных образовательных технологий, вызывающих у ребенка интерес к краеведческой деятельности. К этому нас обязывает поручение Президента Н. Назарбаева о «расширении использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрении специальных учебных программ онлайн-обучения».
На наш взгляд, следует также провести обстоятельный мониторинг количества специалистов и педагогов краеведения, туризма, педагогов натуралистов, историков, а также пересмотреть и обновить программы повышения квалификации и переподготовки педагогов с выдачей сертификатов. Возможно, надо провести конкурс на лучшие авторские программы по направлениям краеведения: историческое, экологическое, географическое, натуралистическое, геологическое и другие, а также разработать учебно-методические комплексы по краеведческому образованию. Программы курса «Краеведение» должны быть ориентированы на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Они должны быть интересны учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание. Ведущей идеей программ должно быть развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного города, формирование навыков поисковой работы.
Необходимым моментом, на наш взгляд, является также подготовка региональных учебников и прочих пособий по истории и природе каждого отдельно взятого региона Казахстана. В нашей области мы занимаемся этой темой уже более 25 лет. Совместно с местными учеными и институтом усовершенствования учителей еще 10 лет тому назад издали учебные пособия по флоре, фауне, географии и истории Западного Казахстана. Эту работу мы намерены продолжать и впредь.
Педагогам же следует работать так, чтобы курс «Краеведение» не превратился в скучный предмет. Поэтому необходимо совместить краеведение с туризмом, т. е. в основу преподавания должны быть заложены компетентностный подход и инновационная методика туристско-краеведческой деятельности. Действенным средством здесь может стать сводное годовое экскурсионное планирование, которое надо внедрить в практику работы каждого учебного заведения. Такое планирование позволяет обеспечить неоднократное, полноценное участие каждого школьника в походах и экскурсиях по родному краю.
Теоретическое краеведческое образование, которое будет внедряться в учебных учреждениях, должно обязательно сопровождаться практическими занятиями, общественно полезной работой в музеях, микрозаказниках, по уходу за памятниками и прочей дея-
тельностью, которую организуют станции юных туристов. К сожалению, еще далеко не во всех районах и городах Казахстана существуют подобные структуры. Создание их во всех городах и районах страны является, на наш взгляд, самой насущной задачей ближайшего времени.
Необходимейшим компонентом краеведческого воспитания является и дальнейшее развитие сотрудничества детских туристских организаций разных стран, в первую очередь, конечно, приграничных районов. Мы намерены и дальше практиковать совместные мероприятия с коллегами из соседних российских регионов, проводить экспедиции, соревнования, фестивали, научные конференции и другие акции, способствующие укреплению взаимосвязей детей из наших стран. Перефразируя известную детскую песенку, можно с уверенностью утверждать, что «дружба начинается с туризма». Хорошие возможности для этого открываются в 2013 году в связи с 85-летием со дня рождения Александра Александровича Остапца-Свешникова - выдающегося ученого, теоретика и практика, организатора туристско-краеведческой деятельности среди молодежи, который внес немалый вклад в развитие детско-юношеского туризма в нашей области и в целом в Казахстане.
Только тогда выполнение поручения Президента Н. А. Назарбаева о внедрении во всех организациях образования всех уровней обязательного учебного курса по краеведению не будет формальным, а даст необходимый позитивный эффект в образовательно-воспитательном процессе. И тогда детско-юношеский туризм станет существенным дополнительным стимулом интеграционных процессов на евразийском пространстве.
УДК 379.83:796.51:908:910.4
К. Е. Неталиева
ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ... (из истории детского туризма Приуралья)
В статье автор поэтапно раскрывает историю становления туристско-краеведческой деятельности в Западно-Казахстанской области от открытия первого кружка до походов разных категорий сложности. В материале называются имена целого ряда энтузиастов детско-юношеского туризма, ученики которых сегодня продолжают их славные дела.