Научная статья на тему 'Туристский продукт Смоленского региона - проблемы формирования и позиционирования'

Туристский продукт Смоленского региона - проблемы формирования и позиционирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURIST PRODUCT / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / СМОЛЕНСКИЙ РЕГИОН / POSITIONING THE TERRITORY OF SMOLENSK REGION / ТУРИЗМ / TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ситкевич М.В.

В статье рассматриваются особенности турпродукта Смоленского региона, а также обосновывается необходимость его эффективного развития и правильного формирования. Предлагается рассмотреть продукт с точки зрения позиционирования территории, выявить слабые стороны региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist product of the Smolensk region - problems of formation and positioning

The article discusses the features of tourism products of the Smolensk region, and the necessity of effective and proper form. It is proposed to consider the product in terms of the positioning of the territory, to identify weaknesses in the region.

Текст научной работы на тему «Туристский продукт Смоленского региона - проблемы формирования и позиционирования»

ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ СМОЛЕНСКОГО РЕГИОНА - ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

TOURIST PRODUCT OF THE SMOLENSK REGION - PROBLEMS OF FORMATION AND POSITIONING

М.В.СИТКЕВИЧ15, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

M.V.SITKEVICH, student

Financial University under the Government of Russian Federation

Аннотация

В статье рассматриваются особенности турпродукта Смоленского региона, а также обосновывается необходимость его эффективного развития и правильного формирования. Предлагается рассмотреть продукт с точки зрения позиционирования территории, выявить слабые стороны региона.

Abstract

The article discusses the features of tourism products of the Smolensk region, and the necessity of effective and proper form. It is proposed to consider the product in terms of the positioning of the territory, to identify weaknesses in the region.

Ключевые слова: туристский продукт, позиционирование территории, Смоленский регион, туризм.

Keywords: tourist product, positioning the territory of Smolensk region, tourism.

В связи с последними событиями в сфере туризма и путешествий, все большее значение приобретает развитие внутреннего туристского потока. Однако не все регионы способны обеспечить должным образом устойчивое развитие и функционирование своих территорий в сфере туризма. Рассмотрение данной темы является первостепенной задачей, для последующего выявления проблем, связанных с формированием и позиционированием региона.

Рассмотрим особенности формирования регионального турпродукта на примере Смоленского региона. В настоящий момент данная территория не является широко посещаемым туристским центром. Вместе с тем регион обладает большим туристским потенциалом, выстроенным на существенном историко-культурном, военно-патриотическом наследии и богатой

15 Научный руководитель- Р.Ю Стыцюк, д.э.н., профессор, Финансовый университет

природнной составляющей, а проблема формирования новых туристских программ показа заключается в слабом уровне развития туристской инфраструктуры.

Следует отметить, что традиционно туристский продукт состоит из целого комплекса услуг, товаров и работ, которые удовлетворяют туристские потребности во время путешествия. Принято выделять 4 компонента туристского продукта: питание, транспорт, размещение, досуг. Данные компоненты и их правильное формирование влияют на качество предлагаемого продукта. На этом основании у потребителя может быть сформирован положительный или отрицательный образ (имидж) всего региона. При формирование регионального турпродукта, а также наследия отдельных туристских регионов и центров, выделяются многочисленные ошибки. Туристский продукт региона несет в себе следующие основные потребительские качества [1,2]:

• описательность - предоставление услуг должно быть обозначено целью путешествия и соответствующими условиями, базирующимися на потребностях туриста;

• достоверность - сответствие реального содержания продукта рекламе и правдивость предлагаемой информации;

• эффективность - достижение наилучшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны;

• целостность - способность продукта в полной мере удовлетворить туристские потребности;

• гибкость - способность приспособиться к иным типам потребления, а также быть устойчивым к внешним факторам.

Многие регионы России конкурируют между собой и каждый из них, безусловно, заинтересован в формировании хорошо узнаваемого туристского бренда, известного, как внутри страны, так и за ее пределами. Затрагивается вопрос о координации действий государства и частных предприятий. Намного легче развивать потенциал с поддержкой местных властей вместе с бюджетированием программ развития региона.

Для успешного функционирования в условиях рынка, турпродукту Смоленского региона необходимо отличаться позитивностью и яркостью. Следует осознать необходимость формирования имиджа всеми субъектами региона (большинство предметов показа сосредоточено в районах Смоленской области). А главное — местным органами управления необходимо также научиться применять инструменты территориального брендинга и имиджелогии с учетом региональной специфики. По сути, на местах, в регионе возможно с помощью статистических, экономических, управленческих средств анализировать и выявлять сильные и слабые стороны имеющегося туристского предложения.

В настоящее время в сфере туризма Смоленского региона делается акцент на уже сформированный круг путешественников приезжающих в

область как «транзитные туристы», следующие из Республики Беларусь. Также, объекты туристского показа региона популярны у групп школьников из близлежащих городов области. Следует отметить, что предлагаемые в этой области экскурсии носят краткосрочный характер, комплексные туристские программы практически не предлагаются. Проблема заключается в незаинтересованности коммерческих туристских фирм региона к развитию, формированию и продвижению туризма собственной территории.

Преобладающими аспектами, тормозящими развитие туризма в Смоленском регионе, являются:

• низкий уровень развития инфраструктуры (транспорт, связь, размещение);

• незаинтересованность туристских предприятий в формировании и продвижении регионального турпродукта;

• недостаточность мероприятий по продвижению Смоленского туристского продукта на российский и международные туристские рынки;

• незаинтересованность в действиях уполномоченных органов власти в продвижении региона, как туристской дестинации;

• отсутствие притока инвестиций в развитие туристской индустрии региона.

Именно выявление отличительных качеств одного региона от другого на языке маркетинга называется позиционированием территории. Позиционирование главной задачей ставит реализацию комплекса мер, которые будут направленны на адаптацию (приспособление) туристского продукта к требованиям всего рынка с выявлением его уникальных, приемлемых с точки зрения потребителей характеристик, отличающих его от продуктов, предлагаемых другими территориями. [3,4]. Но так как речь идет о развитие туризма в Смоленском регионе, то следует учитывать его специфические особенности, поскольку позиционирование не имеет никакого смысла, если оно не имеет привязки к определенной территории.

Позиционирование туристского продукта региона является специфическим сегментом маркетингового управления. Осознание необходимости правильного применения маркетинговых особенностей на практике территориального управления в каждом конкретном регионе инициируется разными причинами. [3,4,6]. Сейчас, несмотря на высокую значимость практики, региональный маркетинг представляет собой малоисследованный экономический инструмент. Поэтому правильное позиционирование и использование туристских продуктов Смоленского региона может сформулировать стратегию маркетинга, а именно: определить целевую аудиторию; определить способы привлечения целевых групп; привлечь частные инвестиции для реализации проектов; сформировать план действий на ближайшее будущее.

При осуществлении позиционирования с помощью маркетинговых исследований необходимо ответить на следующие вопросы:

• В чем заключаются отличительные свойства и преимущества региона?

• Почему именно этот регион должны выбрать туристы?

Маркетинговые исследования, связанные с позиционированием

туристского продукта, направлены также на информационное обеспечение. Узнаваемость каждого туристского региона не является неизменной [5]. С течением временем представления о регионе могут меняться под влиянием экономических, политических, природных и других факторов. Достаточно эффективными способами формирования положительного имиджа территории, являются реклама в средствах массовой информации, а также грамотная политика региона.

Таким образом, Смоленский регион, обладая скрытым потенциалом, не раскрывает в полной мере свои туристские возможности. На данном пути стоят проблемы формирования турпродукта. Позиционирование здесь является главным фактором, при правильном использовании которого, возможно достигнуть увеличения конкурентоспособности. Принимая во внимание рост мобильности населения и современную политическую ситуацию в выездном международном туризме регион может и способен стать центром туристской деятельности, найти свою уникальность, выделиться из многих и запомниться потребителям.

Библиографический список

1. Веселова, Н. Ю. Организация туристского бизнеса / Н. Ю. Веселова. Краснодар, 2009. -268 с.

2. Морева Л. С. Актуальные проблемы разработки новых продуктов в туристской среде (маркетинговый анализ). /Фундаментальные и прикладные исследования Fundamental and applied research. //Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Международный научно-теоретический журнал. Белгород: БУПК. - 2006. - №4 (20).

3. Розанова Т.П. Кто и как управляет туризмом? Монография. М.: Издательство: Российскаяэкономическая академия, 1998. с. 82

4. Стыцюк Р.Ю., Артемьева O.A., Рожков И.В. Методологические аспекты ресурсного обеспечения развития туризма в регионах, монография. Архангельск: Архангельский институт открытого образования, 2014 г. С. 230

5. Стыцюк Р.Ю., Артемьева O.A., Рожков И.В. Обеспечение маркетинговой деятельности туристской отрасли в регионах. Маркетинг и современность: Коллективная монография /под общей ред. д.э.н. C.B. Карповой; отв. ред. к.э.н. О.Н. Романенкова. М.: Изд-во «Вузовский учебник», 2014. - с. 362. сс. 295-317.

6. Севастьянова, С. А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. / С. А. Севастьянова. СПб. СПбГИЭУ, 2005.

Bibliographical list

1. Veselova, N. Ju. Organizacija turistskogo biznesa / N. Ju. Veselova. Krasnodar, 2009. - 268 s.

2. Moreva L. S. Aktual'nye problemy razrabotki novyh produktov v turistskoj srede (marketingovyj analiz). /Fundamental'nye i prikladnye issledovanija Fundamental and applied research. //Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. Mezhdunarodnyj nauchno-teoreticheskij zhurnal. Belgorod: BUPK. - 2006. - №4 (20).

3. Rozanova T.P. Kto i kak upravljaet turizmom? Monografija. M.: Izdatel'stvo: Rossijskaja jekonomicheskaja akademija, 1998. s. 82

4. Stycjuk R.Ju., Artem'eva O.A., Rozhkov I.V. Metodologicheskie aspekty resursnogo obespechenija razvitija turizma v regionah, monografija. Arhangel'sk: Arhangel'skij institut otkrytogo obrazovanija, 2014 g. S. 230

5. Stycjuk R.Ju., Artem'eva O.A., Rozhkov I.V. Obespechenie marketingovoj dejatel'nosti turistskoj otrasli v regionah. Marketing i sovremennost': Kollektivnaja monografija /pod obshhej red. d.je.n. S.V. Karpovoj; otv. red. k.je.n. O.N. Romanenkova. M.: Izd-vo «Vuzovskij uchebnik», 2014. - s. 362. ss. 295-317.

6. Sevast'janova, S. A. Metodologicheskie osnovy razvitija i sistemnogo upravlenija turizmom v regione./ S.A. Sevast'janova. SPb. SPbGIJeU, 2005.

Контактная информация / Contact links

8(910)789-42-34

gazmasha00@yandex.ru

СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

MARKETING STRATEGY: SOME ASPECTS IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Н.Ф. СОЛДАТОВА, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

N.F. SOLDATOVA, Ph.D, associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

Автор исследует важнейшие понятия и идеи, характерные для современного развития российского предпринимательства и некоторые аспекты маркетингового администрирования, которые применяются в практике рыночной деятельности успешных международных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.