Научная статья на тему 'Влияние программ международного обмена студентами на формирование и развитие имиджа университета'

Влияние программ международного обмена студентами на формирование и развитие имиджа университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
521
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ИМИДЖ / IMAGE / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ПРОГРАММЫ ОБМЕНА / EXCHANGE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Ю.О.

Программы международного обмена студентами и студенческая мобильность имеют многочисленные формы по всему миру. Данная статья фокусируется на тех, что являются наиболее актуальными для Европы и России. Исследуемые программы оказывают существенное влияние как на имидж университетов, чьи студенты принимают в них участие, так и на имидж стран и государств в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE STUDENTS' INTERNATIONAL EXCHANGE PROGRAMS ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE IMAGE OF THE UNIVERSITY

Students' international exchange programs and students' mobility have many forms around the world, from which this article focuses on those that are most relevant to Europe and Russia. These programs have a significant impact on the image of the universities from which students participate in them, and on the image of the country and the state at whole.

Текст научной работы на тему «Влияние программ международного обмена студентами на формирование и развитие имиджа университета»

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА СТУДЕНТАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА УНИВЕРСИТЕТА

IMPACT OF THE STUDENTS' INTERNATIONAL EXCHANGE PROGRAMS ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE IMAGE OF THE UNIVERSITY

Ю.О. ИВАНОВА35, аспирант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Y.O. IVANOVA, postgraduate student

Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

Программы международного обмена студентами и студенческая мобильность имеют многочисленные формы по всему миру. Данная статья фокусируется на тех, что являются наиболее актуальными для Европы и России. Исследуемые программы оказывают существенное влияние как на имидж университетов, чьи студенты принимают в них участие, так и на имидж стран и государств в целом.

Abstract

Students' international exchange programs and students' mobility have many forms around the world, from which this article focuses on those that are most relevant to Europe and Russia. These programs have a significant impact on the image of the universities from which students participate in them, and on the image of the country and the state at whole.

Ключевые слова: университет, имидж, мобильность, программы обмена.

Keywords: university, image, mobility, exchange programs.

Элементы интернационализации высшего образования присутствовали уже в античных и средневековых университетах, но в современном значении мы можем говорить о возникновении данного явления только с 1960-х [1]. Вначале интернационализация высшего образования и программы международного обмена студентами не носили массового характера и были сосредоточены только в определённых странах и регионах (США и Западная Европа). Под студенческой мобильностью и международным обменом понималось явление, когда студенты проводили какой-либо период своего

35 Научный руководитель- Р.Ю Стыцюк, д.э.н., профессор, Финансовый университет

обучения за рубежом, от трёх месяцев до нескольких лет [7]. Многочисленными исследованиями было подтверждено, что польза программ международного обмена состоит в личностном росте студентов, повышении уровня их знаний и компетенций, улучшении навыков владения иностранными языками, появлении политической гибкости, мобильности. Помимо влияния на личностный рост студентов программы международного обмена оказывают значительное влияние на отправляющие и принимающие страны и университеты, на их имидж, узнаваемость, позиции в рейтингах, финансирование и т.д.

В 1990-х годах ситуация в сфере программ международного обмена студентами начала значительно меняться, так как на рынке появились такие страны как Австралия, Китай, Индия, Россия и бывшие социалистические страны, а также Африка и Латинская Америка. С одной стороны, данный процесс объясняется глобализацией, отменой многих границ, информационной открытостью, а с другой - сугубо финансовыми причинами[2, 3]. Во многих европейских странах, традиционно являющихся привлекательными для получения образования, уменьшается численность собственного населения, соответственно, снижается количество абитуриентов и студентов. Университетам, финансирование которых связано с количеством обучающихся студентов, такая ситуация крайне невыгодна, потому что в перспективе она ставит под угрозу само существование многих образовательных организаций. А тем временем в мире, особенно в развивающихся странах, ситуация выглядит иначе. Мы можем видеть прирост населения, зафиксированный в последнее время, а также очень оптимистичные прогнозы относительно будущего (к 2050 году ожидается увеличение населения планеты почти в 1,5 раза, преимущественно за счёт стран Азии и Африки). Развивающиеся страны стремятся к уровню развитых стран, хотят повысить уровень образования своих граждан, перенять опыт, знания, технологии. Таким образом, в мире складывается благоприятная ситуация для развития программ международного обмена студентами и студенческой мобильности. Развитым странам нужны студенты и финансирование, развивающимся - опыт и знания.

15 лет назад самыми привлекательными странами для иностранных студентов были: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония, Испания, Бельгия. С 2012 года ситуация выглядит уже иначе и отражает экономические перемены, произошедшие в мире [8]. США по-прежнему является лидером, но уже в меньшей степени. Третье место занимает уже не Германия, а Китай, доля которого в 2001 году была очень мала. Китай из направляющей страны превращается в принимающую. Это говорит о новом статусе и имидже Китая и его университетов, о появлении престижа китайского образования. Китай получил возможность привлекать финансы, связанные с приездом в страну иностранных студентов. Статистика говорит и о том, что за последние годы китайцы улучшили свои навыки владения иностранными языками, потому что в силу сложности китайского 470

языка прибывающие студенты обучаются на более простых и распространённых языках, например, на английском. Китай в этом случае является хорошим примером для России. После 20 лет вложений в программы международного обмена Китай начал получать важные результаты. Студенты, в своё время отучившиеся в Европе и США, сейчас уже являются преподавателями и координаторами для студентов, приезжающих из эти стран, понимая их язык, менталитет, культуру.

Российские студенты могут выезжать в индивидуальном порядке в университеты-партнёры своего образовательного учреждения, участвовать в конкурсах на международные стипендии и гранты. Представлены в нашей стране и программы обмена, финансируемые другими государствами и зарубежными организациями, фондами, университетами [4, 5]. Но хотелось бы видеть больше российских программ, грантов, стипендий, поскольку они оказывают большое влияние на имидж страны и расположенных в ней университетов. Так, например, в Европе существует очень много программ международного обмена студентами. Самой известной из них является Erasmus, ставшей настоящим культурным феноменом, породившим «поколение Erasmus». Европейский союз ставит перед собой цель - к 2020 году каждый пятый студент должен побывать участником этой программы и провести в другой европейской стране хотя бы один семестр. Помимо Erasmus в Европе существуют и более локальные проекты. Вышеградская стипендия поощряет студенческую мобильность между Чехией, Польшей, Словакией и Венгрией. Stipendium Hungaricum - это венгерская программа по привлечению в страну студентов из стран бывшего СССР, Латинской Америки, Африки и Китая. Tempus Project была запущена с целью поддержки модернизации высшего образования в странах Восточной Европы, Западных Балкан, Средиземноморья и Центральной Азии.

В Венгрии развитие программ международного обмена студентами началось с того, что на стажировку приезжали студенты из Германии и Норвегии. Сейчас увеличилась доля студентов из Бразилии, Иордании, Китая, Турции, Вьетнама, Индии, Японии. Конечно, многие из этих студентов учатся за счёт Венгрии и Евросоюза, но при этом они помогают сохранять на приемлемом уровне количество студентов в венгерских университетах, способствуют культурному обмену и тратят значительное количество собственных средств в городах своего пребывания. Так, в Венгрии известные и большие университеты могут располагаться в достаточно маленьких городах, например, с населением около 150 тыс. человек. В 2011 году в городе Печ иностранные студенты потратили около 4 млрд. венгерских форинтов [6]. В маленьком городе такие финансы оказывают значительное влияние на развитие инфраструктуры, торговли, сферы услуг, а также на восстановление и реконструкцию памятников истории и архитектуры.

Таким образом, Россия должна быть заинтересована в развитии программ международного обмена студентами. Это будет способствовать

развитию нашей экономики, науки, образования, укреплению политических связей с другими странами. В плане международного имиджа для нашей страны и университетов было бы хорошо превратиться из отправляющих в принимающие и занять достойное место среди мировых лидеров в этом секторе.

Библиографический список

1. Попов Б.Н., Попова Р.Ю. Место науки в техническом и социальном прогрессе / В сборнике: Научно-технический прогресс: методология, идеология, практика Ответственные редакторы Гиренок Ф.П., Панов М.И. -М.: Центральный совет методологических семинаров при Президиуме АН СССР, 1989. С. 28-32.

2. Попова Р.Ю. Основы предпринимательства. - Чебоксары: Издательство Шипилевский B.C. , 2006, С. 205

3. Стыцюк Р.Ю., Иванова Ю.О. Университетский центр трансфера технологий как конкурентное преимущество // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 179. С. 394-398.

4. Стыцюк Р.Ю. Инновационный аспект развития форм субъектов и объектов экономической деятельности в конкурентной среде / В сборнике: Маркетинг и современность. Под общей редакцией С.В. Карповой, ответственные редакторы Р.Ю. Стыцюк, О.Б. Авдиенко. - М.: , 2011. С. 40-49.

5. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Мотагали Я.Б. Методические подходы у оценке качества образовательной программы ВУЗа //Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 166. С. 592-598.

6. Csaszar M., Wusching T.A. Expanding geographical space on the global map of the university of Pecs's internationalization. - Budapest, Central European Higher Education Cooperation Conference Proceedings, July 2015. - p.190-199.

7. Rohonczi Edit. Higher education: challenged by internationalization and competitiveness. - Budapest, Central European Higher Education Cooperation Conference Proceedings, July 2015. - p. 210-225

8. Официальный сайт Institute of International Education, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atlas.iienetwork.org (дата обращения: 10.10.2015).

Bibliographical list

1. Popov B.N., Popova R.Ju. Mesto nauki v tehnicheskom i social'nom progresse / V sbornike: Nauchno-tehnicheskij progress: metodologija, ideologija, praktika Otvetstvennye redaktory Girenok F.I., Panov M.I. -M.: Central'nyj sovet metodologicheskih seminarov pri Prezidiume AN SSSR, 1989. S. 28-32.

2. Popova R.Ju. Osnovy predprinimatel'stva. - Cheboksary: Izdatel'stvo Shipilevskij V.S. , 2006, S. 205

3. Stycjuk R.Ju., Ivanova Ju.O. Universitetskij centr transfera tehnologij kak konkurentnoe preimushhestvo // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2013. T. 179. S. 394-398.

4. Stycjuk R.Ju. Innovacionnyj aspekt razvitija form sub#ektov i ob#ektov jekonomicheskoj dejatel'nosti v konkurentnoj srede / V sbornike: Marketing i sovremennost'. Pod obshhej redakciej S.V. Karpovoj, otvetstvennye redaktory R.Ju. Stycjuk, O.B. Avdienko. - M.: , 2011. S. 40-49.

5. Stycjuk R.Ju., Artem'eva O.A., Motagali Ja.B. Metodicheskie podhody u ocenke kachestva obrazovatel'noj programmy VUZa //Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2012. T. 166. S. 592-598.

6. Csaszar M., Wusching T.A. Expanding geographical space on the global map of the university of Pecs's internationalization. - Budapest, Central European Higher Education Cooperation Conference Proceedings, July 2015. - p.190-199.

7. Rohonczi Edit. Higher education: challenged by internationalization and competitiveness. - Budapest, Central European Higher Education Cooperation Conference Proceedings, July 2015. - p. 210-225

8. Oficial'nyj sajt Institute of International Education, [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.atlas.iienetwork.org (data obrashhenija: 10.10.2015).

Контактная информация / Contact links

8 (962) 994-42-94

cardamina@gmail.com

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИОННОЙ ДЕТЕКЦИИ (AID)

SEGMENTATION OF THE REGIONAL MARKET OF TOURIST SERVICES BY MEANS OF THE METHOD OF AUTOMATIC INTERACTION DETECTION (AID)

А.П. КАРАСЕВ, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ярославский филиал

A.P. KARASYOV, Ph.D., associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation, Yaroslavl branch

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы практического использования одного из методов сегментирования рынка - автоматической интеракционной

473

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.