Научная статья на тему 'Исследование регионального рынка франшиз'

Исследование регионального рынка франшиз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISING / ФРАНШИЗА / FRANCHISE / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / МАРКЕТИНГ ФРАНШИЗ / MARKETING OF FRANCHISES / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / MARKET INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панюкова В.В.

В статье представлены результаты исследования состояния российского рынка франшиз, определены тенденции развития франчайзинговых отношений в регионах. Перечислены факторы, влияющие на выбор франшизы российскими предпринимателями. Автором проанализированы направления трансформации регионального сотрудничества по франшизе. Сделан прогноз тенденций развития рынка франшиз в 2016 2018 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF REGIONAL FRANCHISE MARKET

In the article the author presents the results of research of the Russian market of franchises, identifies trends in the development of franchise relations in the regions. The author analyses the factors, influencing on the choice of franchise by Russian businessmen. The author analyzes the directions of the transformation of regional cooperation on the basis of franchise. The author gives the forecast of market trends franchises from 2016 to 2018.

Текст научной работы на тему «Исследование регионального рынка франшиз»

11. Rohrbeck R., Holzle K., Gemunden H. (2009) Opening up for competitive advantage - How Deutsche Telekom creates an open innovation ecosystem // R&D Management. No. 39 (4). P. 420-430.

12. Gershman M.A. (2013) Programmy innovacionnogo razvitija kompanii s gosudarstvennym uchastiem: pervye itogi II Forsait. T.7.Nol.S. 28-43.

13. Rudnik P.B. (2011) Tehnologicheskie platformy v praktike rossijskoj innovacionnoj politiki//Forsait. T. 5.No 1. S. 16-25.

Контактная информация / Contact links

8 (499) 270-22-08

NVLinder@fa.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ФРАНШИЗ STUDY OF REGIONAL FRANCHISE MARKET

B.B. ПАНЮКОВА, канд. эконом, наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

V.V. PANYUKOVA, PhD, Associate professor

Finance University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

В статье представлены результаты исследования состояния российского рынка франшиз, определены тенденции развития франчайзинговых отношений в регионах. Перечислены факторы, влияющие на выбор франшизы российскими предпринимателями. Автором проанализированы направления трансформации регионального сотрудничества по франшизе. Сделан прогноз тенденций развития рынка франшиз в 2016 - 2018 гг.

Abstract

In the article the author presents the results of research of the Russian market of franchises, identifies trends in the development of franchise relations in the regions. The author analyses the factors, influencing on the choice of franchise by Russian businessmen. The author analyzes the directions of the transformation of regional cooperation on the basis of franchise. The author gives the forecast of market trends franchises from 2016 to 2018.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, региональное развитие, маркетинг франшиз, инфраструктура рынка

Keywords: franchising, franchise, regional development, marketing of franchises, market infrastructure

Франчайзинговые отношения на российском рынке активно развиваются. Об этом свидетельствует минимум три факта.

1. Число франшиз российского происхождения ежегодно увеличивается.

На рис. 1 представлены данные о динамике числа франчайзинговых предложений на российском рынке. Отдельно следует отметить, что официальной статистки в сфере франчайзинга в России не существует, поэтому данные, публикуемые в СМИ, о состоянии развития франчайзинга в

российском рынке (экспертная оценка автора)

О популярности франчайзинговых отношений свидетельствует и увеличение динамики заключения договоров коммерческой концессии, которые фактически в России выступают юридической основой для франчайзинговых отношений.

2. Наблюдается устойчивый рост числа предприятий, открытых по франшизе.

По данным, опубликованным Роспатентом в «Годовом отчете за 2014 год», в 2014 году было зарегистрировано 3311 договоров коммерческой концессии в отношении 4817 товарных знаков, что составляет 103,1 % по отношению к 2013 году (3210 договоров в отношении 3693 товарных знаков), 52,6 по отношению к 2012 году (6285 договоров в отношении 6986 товарных знаков) % и 236 % по отношению к 2011 году (1403 договора в отношении 2769 товарных знаков)12.

12 Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности в 2014 году - режим доступа: http://www.rupto.rU/about/reports/2014_l#l .7

О росте заинтересованности в развитии франчайзинговых отношений свидетельствует как увеличение числа потенциальных франчайзи и франчайзеров, так и развитие инфраструктуры франчайзинга, а также возрастание интереса региональных органов власти к продвижению франшиз, прежде всего, российского происхождения, что объясняется социальной функцией, которую несет в себе данная бизнес - технология.

I Зарубежные правообладатели

I Российские правообладатели

3026

Рис. 2. Динамика изменения числа заключенных договоров коммерческой концессии13, 2011 - 2014 гг.

3. Постоянно расширяется география российских франчайзинговых проектов.

Наибольшую популярность франчайзинг сыскал в Центральном, Северно - Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах [2].

Также наблюдается существенный рост значимости франчайзинговых отношений в регионах - лидерах по розничному обороту. Однако развитие сильно рознится от региона к региону и существует прямая зависимость между уровнем развития рынка франшиз в регионе (количеством субъектов рынка, вовлеченных во франчайзинговые отношения) и объемом оборота розничной торговли (табл. 1).

В то же время эмпирические данные свидетельствуют о том, что на российском рынке наблюдается ежегодный рост числа российских франшиз, устойчиво увеличивается число региональных франчайзинговых предложений. К основным факторам, которые, по мнению региональных предпринимателей, влияют на принятие решения бизнесменов о приобретении франшизы можно отнести: срок окупаемости предприятия

13 Рисунок построен автором по данным отчетов Роспатента за 2011 - 2014 гг., размещенных на официальном сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) -www.rupto.ru/

открытого по франшизе; известность бренда правообладателя; доступность консалтинговых услуг; наличие организационно - правовой поддержки со стороны правообладателя; наличие специальных кредитных программ; выгодные условия сотрудничества в области поставки товаров и т.д.

Таблица 1

Десятка регионов - лидеров по обороту розничной торговли14

Наименование субъекта Российской Федерации Оборот розничной торговли по субъектам Российской Федерации, млн. руб.

г. Москва 4436898,4

Московская область 1582372,1

Краснодарский край 1068889,0

г. Санкт-Петербург 1017623,0

Свердловская область 998642,6

Тюменская область 795674,6

Республика Башкортостан 781337,8

Республика Татарстан 781014,2

Ростовская область 754132,0

Самарская область 623718,1

В то же время в условиях турбулентности рынка правообладатели изменяют свою политику построения розничной сети. К основным моделям трансформации отношений можно отнести:

- сокращение числа франчайзинговых проектов и увеличение числа торговых объектов собственной корпоративной сети. Ряд предпринимателей принимают решение о прекращении продаж новых франшиз или сокращении франчайзинговой сети. Выбор такой модели поведения обусловлен желанием владельца франшизы самостоятельно контролировать развитие торговой сети и иметь большую маневренность в принятии решений. Так, в августе 2015 года на рынке появилась информация, что компания Sunlight приняла решение существенно сократить франчайзинговую сеть и в дальнейшем развивать собственную филиальную сеть;

- конкретизация требований, предъявляемых к новым франчайзи в части финансовых условий сотрудничества, технологических требований к помещению, которым должен владеть потенциальный партнер и т.п. Особое внимание также уделяется географии развития франшизы;

- разработка системы сбалансированных показателей для оценки эффективности франайзинговых отношений [1];

- разработка специальных предложений для новых франчайзи, к примеру, правообладатель в сфере розничной торговли все риски, связанные

14 по данным Росстата:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#

с управлением запасами, берет на себя, все непроданные в течение этого года товары могут быть возвращены франчайзеру;

- развитие логистической инфраструктуры [5] франчайзинговых систем, с целью оптимизации материальных и информационных потоков между франчайзером и франчайзи. К примеру, российское подразделение германской Metro Cash & Carry открыло в Московской области распределительный центр для обслуживания магазинов малого формата «Фасоль» (франчайзинговый проект Merto). Склад площадью 4300 кв. м обеспечит прямые поставки продовольственных и непродовольственных товаров (около 2000 товарных позиций).

К тенденциям развития рынка франшиз в 2016- 2018 гг. в России, по мнению автора, можно отнести:

- рост популярности малобюджетных франшиз [3], что объясняется тем, что ряд менеджеров среднего звена, потерявших работу за последние месяцы в связи с сокращением и имеющих сбережения, вкладывают собственные денежные средства в открытие предприятий по франшизе;

- рост числа региональных франшиз, проданных на территории России предпринимателям из других регионов, но со схожими экономическими и демографическими показателями развития;

- увеличение числа региональных предпринимателей, приобретающих франшизу федерального правообладателя (к примеру, торговой сети) для победы в конкурентной борьбе в условиях спада платежеспособного спроса;

- в городах-миллионниках будут развиваться франшизы инновационных видов деятельности [4], к примеру, франшизы на продажу экологически чистой продукции;

- увеличение числа франшиз, имеющих социальноориентированную направленность, к примеру, образовательные проекты, уход за детьми, пенсионерами, животными, уборка помещений и т.п.;

- сокращение числа «дутых» франшиз (псевдофраншиз), что обусловлено ростом уровня осведомленности предпринимателей о франчайзинговой технологии и развитием инфраструктуры франчайзинговых отношений.

Библиографический список

1. Ганебных Е.В., Бурцева Т.А. Система сбалансированных показателей для оценки эффективности франшизных отношений// Экономика и предпринимательство, 2014, №11-4 (52 -4), с.934 - 941.

2. Панюкова В.В. Применение интеграционных механизмов в торговой отрасли России на основе франчайзинга. Монография. - М.: Типография «Ваш формат», 2014, 164 с.

3. Панюкова В.В. Развитие рынка малобюджетных франшиз в регионах России// Региональная экономика: теория и практика, 2014, № 17, с. 35 - 41.

4. Стыцюк Р.Ю., Артемьева OA., Рожков И.В. Роль инновационной деятельности в повышении конкурентоспособности современных организаций// Экономика и управление в машиностроении, 2014, № 5, с. 33-35.

5. Чкалова О.В., Наливайко К.А. Розничная торговля России в современной экономике// Экономический анализ: теория и практика, 2015, №23 (422), с. 16- 25.

Bibliographical list

1. Ganebnyh E.V., Burceva T.A. Sistema sbalansirovannyh pokazatelej dlja ocenki jeffektivnosti franshiznyh otnoshenij// Jekonomika i predprinimatel'stvo, 2014, №11-4 (52 -4), s.934 - 941.

2. Panjukova V.V. Primenenie integracionnyh mehanizmov v torgovoj otrasli Rossii na osnove franchajzinga. Monografija. - M.: Tipografija «Vash format», 2014, 164 s.

3. Panjukova V.V. Razvitie rynka malobjudzhetnyh franshiz v regionah Rossii// Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, 2014, № 17, s. 35 -41.

4. Stycjuk R.Ju., Artem'eva O.A., Rozhkov I.V. Rol' innovacionnoj dejatel'nosti v povyshenii konkurentosposobnosti sovremennyh organizacij// Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii, 2014, № 5, s. 33-35.

5. Chkalova O.V., Nalivajko K.A. Roznichnaja torgovlja Rossii v sovremennoj jekonomike// Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika, 2015, №23 (422), s. 16 - 25.

Контактная информация / Contact links

8 (916) 350-60-25

vpanukova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.