Научная статья на тему 'ЦВЕТОВАЯ ШКАЛА ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ПО ВИДИМОСТИ'

ЦВЕТОВАЯ ШКАЛА ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ПО ВИДИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТОВАЯ ШКАЛА ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ПО ВИДИМОСТИ»

Для определения фтора в растворе мягких тканей мы использовали диффузионно-фотометрический метод.

Содержание фтора в селезенке составляло 0,004—0,007 мг/г сырого веса, в плаценте — 0,002—0,004 мг/г сырого веса, в плоде — 0,002— 0,004 мг/г сырого веса, в голени — 0,07— 0,13 мг/г высушенного при 105°С до постоянного веса, в зубной ткани — 0,06—0,09 мг/г, в печени — 0,03—0,07 мг/г, в мозге —0,008— 0,02 мг/г высушенного при 105 °С до постоянного веса.

Таким образом, в токсикологогигиеническнх исследованиях для определения фтора в мягких

тканях целесообразно применять диффузионно-фотометрический метод с учетом указанных рекомендаций по подготовке проб. Для определения фтора в твердых тканях одинаково надежны как диффузионно-фотометрический, так и потен-циометрический метод анализа.

Литература. Голутвина М. М, Кононыкина Н. Н.,

Рябикин В. П. — Гиг. и сап., 1971, № 5, с. 101 — 103. Радовская Т. Л., Круглова Н. В., Казюнь Т. К. — Гиг. н

сан., 1980, Л« 8, с. 47. Jrlweck К., Sorantin И. — Mikrochim. Acta, 1977, Bd 2. S. 25—31.

Singer L., Armstrong W. D. — Analyt. Clicm., 1968. v. 40, ■ p. 613—614.

Поступила 05.08.80

УДК 614.$05.5:625.08

Т. Л. Соснова, Е. И. Лосева, И. М. Соломатина

ЦВЕТОВАЯ ШКАЛА ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ПО ВИДИМОСТИ

ВНИИ железнодорожной гнгнепы МПС СССР, Москва

Для повышения безопасности труда и снижения числа наездов на лиц, занятых ремонтно-путевыми работами, широкое распространение получили сигнальные жилеты оранжевого цвета. Однако в процессе эксплуатации они загрязняются, выцветают, подвергаются атмосферному старению, в результате чего утрачивают свои сигнальные свойства. А это снижает безопасность труда рабочих, занятых ремонтом железнодорожных путей и дорог в городском хозяйстве, и вызывает рост травматизма.

Ранее нами были установлены допуски на цветовые характеристики исходных материалов, используемых для сигнальной спецодежды (Т. Л. Соснова и соавт.), которые не учитывали допустимых изменений цвета жилетов, возникающих в процессе их эксплуатации. Вместе с тем необходимо иметь четкие представления относительно сохранности и восстановления сигнальных свойств спецодежды в процессе ее использования.

С этой целью было проведено изучение видимости бывших в эксплуатации сигнальных жилетов с одновременным определением их цветовых характеристик.

Критерием оценки сигнальных свойств жилетов служила их видимость, которую определяли с помощью сенситометрического клина, пред-■ ставляющего собой оптическую пластину со ступенеобразно изменяющимся коэффициентом пропускания. Показатель видимости устанавливали по моменту обесцвечивания объекта.

В качестве объектов наблюдения использовали образцы из исходной ткани и жилетов, • находившихся в эксплуатации различные сроки. Угловой размер объектов, равный 3', соответст-

вовал угловому размеру сигнальных жилетов, рассматриваемых с расстояния 600 м.

Исследования проводили при естественной освещенности объекта, равной 150 лк. Цветовые характеристики определяли по спектральным кривым отражения исследуемых образцов, снятым на спектрофотометре СФ-10.

У 30 человек в возрасте от 18 до 40 лет с остротой зрения 0,8—1,0 и нормальным цветоощущением проведено более 600 исследований. До их начала все испытуемые предварительно адаптировались к белому фону, после чего им предъявлялись изучаемые образцы на желто-сером фоне. Данный фон ввиду его малого контраста с тест-объектом создавал наихудшие условия видимости.

Установлено, что лучшей видимостью обладают сигнальные жилеты с цветовыми характеристиками в следующих пределах: длина волны 585—595 им, насыщенность 73—87 %, коэффициент отражения 30—50%.

Однако жилеты обеспечивают достаточно хорошую видимость, если в процессе их эксплуатации цветовой тон (Я) изменяется до 582 нм, а чистота цвета (Р) —до 60%.

Изменение коэффициента отражения (р) в сторону уменьшения при загрязнении жилетов допустимо до 27 %, а в сторону увеличения при их выцветании — до 55%. Поскольку цвет определяется тремя характеристиками (длиной волны, чистотой цвета и коэффициентом отражения), границы допустимых цветов обусловлены совокупностью этих величин (Я, Р, р), которые могут находиться в различных сочетаниях.

Как видно из изложенного, оценка цвета в широкой практике весьма затруднена. Наиболее

т. т ш

1 ! •

I 1 1

щ т ш т

1

т, т т 1 1

1

ш ш т ш ш 1 1 т

1

ш ш ш 1 1

1

т ш 1 1

1. .1

т 'Ш

УШ\гг I \/Г

Цветовая шкала для объективной оценки сигнальной спецодежды по видимости. а — образец цвета; б — склочные прорези для сопоставления исследуемой ткани с цветом образца шкалы.

удобным является определение цвета путем зрительного сопоставления его с допустимым и недопустимым по дальности видимости цветным образом, представленным в систематизированном виде в разработанной цветовой шкале. Цветовая шкала — доступное пособие, с помощью которого можно непосредственно на рабочем месте судить о сохранности сигнальных свойств жилетов и степени их восстановления после стирки или дополнительного докрашивания.

До настоящего времени такого пособия не существовало. Атлас цветов проф. Е. Б. Рабкина стал библиографической редкостью, не содержит достаточной градации цветов и поэтому не может быть использован для данной цели.

Предлагаемая цветовая шкала представляет собой карту с центральным и периферическим полями, в которых расположены пронумерованные образцы цвета со сквозными прямоугольными прорезями-вырезами (см. рисунок). Цветовые характеристики образцов шкалы приведены в таблице.

Центральное поле шкалы, ограниченное сплошной линией, включает образцы, которые по своим цветовым характеристикам могут быть использованы для изготовления сигнальной спецодежды (9—20).

Образцы цвета центрального поля, ограниченного пунктирной линией, определяют допустимые изменения сигнальной спецодежды по цвету в процессе ее эксплуатации (5—24). В периферическом поле шкалы представлены цветные объекты, утратившие свои сигнальные свойства (1—4, 25—30).

Цветовые характеристики образцов цвета цветовой шкалы для объективной оценки сигнальной спецодежды по видимости

Ном<-р образца цвета ЦветовоП тон /.. мы Чистота цвета Р. % Коэффициент отражении р, %

[ 582,0 62 18

2 587,0 80 25

3 591,5 63 19

4 594,5 64 24

5 585,5 79 37

6 586,0 84 30

7 590,0 75 27

8 594,0 67 28

9 586,0 86 40

10 589,0 76 31

11 591,0 84 33

12 593,0 83 30

13 586,0 91 50

14 589,0 85 42

15 592,0 86 38

16 594,0 80 31

17 585,0 88 50

18 587,0 88 52

19 590,0 80 43

20 593,0 64 35

2! 584,0 85 54

22 589,0 80 51

23 589,0 73 49

24 592,0 60 45

25 582,0 81 61

26 587.0 73 57

27 586,0 66 59

28 585,5 57 65

29 581,0 87 56

30 • 599,0 70 24

Методика применения шкалы, предлагаемой ' для определения возможности использования данного цвета в качестве сигнального, заключается в следующем: на используемый материал или изделие накладывают шкалу; сравнивают цвет изделия или материала через прорези в шкале с образцами шкалы; определяют номер образца, с которым цвет изделия совпадает или достаточно к нему близок; устанавливают по расположению соответствующего образца в центральном или периферическом поле шкалы, допустим ли данный цвет как сигнальный. Цвета, попадающие в область между допустимыми и недопустимыми образцами, допустимы.

Таким образом, предлагаемая цветовая шкала позволит достаточно быстро и точно, не повреждая изделия, сделать вывод о видимости сигнальной спецодежды и возможности дальнейшего использования ее в процессе эксплуатации непосредственно на местах. Весьма полезной окажется шкала и при выборе исходного материала для изготовления сигнальной одежды, а также ^ для оценки степени восстановления утраченных сигнальных свойств после стирки и докрашивания. Колориметрирование сигнальной спецодежды следует проводить в одних и тех же условиях, лучше всего в дневное время (с 10 до 14 ч) при естественном освещении, на расстоянии 1,0—1,5 м от окна.

Выводы. 1. Установлены оптимальные и допустимые изменения цвета сигнальных жилетов, обеспечивающие их видимость в эксплуатационных условиях: по цветовому тону — от 582 до 595 им, по чистоте цвета — от 00 до 87%, по коэффициенту отражения — от 27 до 55 %.

2. Допустимые изменения цвета положены в основу разработанной цветовой шкалы для объективной оценки сигнальной спецодежды по видимости.

3. Унификация метода объективной колориметрии спецодежды позволит улучшить оценку сигнальных свойств жилетов и повысить безопасность труда лиц, запятых ремонтно-путевы-ми и дорожными работами.

Литература. Рабкчн Е. В. Атлас цветов и методика

его применения. М„ 1956. Соснова Т. Л., Лосева Е. И., Соломатина II. М. — Гиг. и сан., 1978, № 12, с. 80—82.

Поступила 09.07.80

Дискуссии и отклики читателей

УДК 371.712:612.821.1/.3

Н. А. Матвеева, А. В. Леонов, У. В. Ульенкова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА КЕРНА—ИРАСЕКА

Горьковскнй медицинский институт им. С. М. Кирова, Горьковский педагогический

институт им. А. М. Горького

Для определения готовности детей к обучению в школе в гигиенических исследованиях широко применяют ориентировочный тест Керна — Ира-сека. По мнению авторов, он характеризует как интеллект, так и моторные навыки и коррелнру-^ ет с рядом других показателен, характеризующих «школьную зрелость» детей. При всей простоте и доступности теста в оценке его велик элемент субъективности, поэтому результаты теста у разных исследователей значительно различаются (М. В. Антропова и соавт., 1974; Т. Ю. Вишневецкая; О. И. Дедабрншвнли и соавт.; Т. Н. Сорокина; Л. В. Ашчян, и др.). Неоднородны данные о связи «школьной зрелости» и биологического возраста (Т. Ю. Вишневецкая; М. В. Антропова и соавт., 1973; Н. Н. Куинджи). Мы не нашли работ, раскрывающих связь между результатами теста Керна — Ирасека и уровнем психического развития ребенка. Противоречивость результатов этого широко применяемого в гигиенических исследованиях теста диктует необходимость его дальнейшего изучения.

Цель настоящей работы — выяснение характера связи степени «зрелости» ребенка по тесту Керна — Ирасека с уровнем биологической и психической зрелости, определенных по комплек-*су показателей на едином контингенте детей. Обследовано 384 ребенка б—7-летнего возраста (203 мальчика и 181 девочка). 296 детей посещали подготовительные группы массовых детских учреждений, 88 детей с задержками психического развития воспитывались в диагностнко-коррекционных группах детского сада. Комплектование этих групп проводила медико-педаго-

гическая комиссия путем поэтапного исследования детей из числа тех, кто не справлялся с программными требованиями детского сада. Все обследованные детн в сентябре — октябре выполняли тест Керна — Ирасека, одновременно у них определяли уровень биологического и психического развития. Тест Керна — Ирасека выполняли в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу» (М„ 1979). Уровень биологического развития оценивали по комплексу морфологических критериев (длина тела и его пропорции, число постоянных зубов) и риск-факторов (Н. А. Матвеева и соавт.). О психической зрелости судили по уровню развития словесно-логического мышления и произвольного внимания.

Анализ результатов выполнения теста Керна — Ирасека детьми массовых детских учреждений позволил отнести к группе «зрелых» 89 (30,1%) детей, «среднезрелых» 192 (64,9 % ) и «незрелых» 15 (5 %) детей. Как и в ряде других работ, значительный удельный вес в наших исследованиях пришелся на долю «среднезрелых» детей, что требует тщательного анализа этой группы. Различия в выполнении теста у мальчиков и девочек несущественны, хотя можно говорить о тенденции к преобладанию числа «зрелых» у девочек.

Далее изучали взаимосвязь выполнения теста с успешностью освоения программы детского сада и успеваемостью детей в первом классе школы. В конце пребывания детей в дошкольном учреждении педагогам анкетным методом было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.