Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА КЕРНА—ИРАСЕКА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА КЕРНА—ИРАСЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА КЕРНА—ИРАСЕКА»

Выводы. 1. Установлены оптимальные и допустимые изменения цвета сигнальных жилетов, обеспечивающие их видимость в эксплуатационных условиях: по цветовому тону — от 582 до 595 нм, по чистоте цвета — от 00 до 87%, по коэффициенту отражения — от 27 до 55 %.

2. Допустимые изменения цвета положены в основу разработанной цветовой шкалы для объективной оценки сигнальной спецодежды по видимости.

3. Унификация метода объективной колориметрии спецодежды позволит улучшить оценку сигнальных свойств жилетов и повысить безопасность труда лиц, запятых ремонтно-путевы-ми и дорожными работами.

Литература. Рабкчн Е. В. Атлас цветов и методика

его применения. М„ 1956. Соснова Т. Л., Лосева Е. И., Соломатина II. М. — Гиг. и сап., 1978, № 12, с. 80—82.

Поступила 09.07.80

Дискуссии и отклики читателей

УДК 371.712:612.821.1/.3

Н. А. Матвеева, А. В. Леонов, У. В. Ульенкова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА КЕРНА—ИРАСЕКА

Горьковский мелицш!скиГ| институт им. С. М. Кирова, Горьковский педагогический

институт им. А. М. Горького

Для определения готовности детей к обучению в школе в гигиенических исследованиях широко применяют ориентировочный тест Керна — Ира-сека. По мнению авторов, он характеризует как интеллект, так и моторные навыки и коррелнру-^ ет с рядом других показателен, характеризующих «школьную зрелость» детей. При всей простоте и доступности теста в оценке его велик элемент субъективности, поэтому результаты теста у разных исследователей значительно различаются (М. В. Антропова и соавт., 1974; Т. Ю. Вишневецкая; О. И. Дедабрншвнли и соавт.; Т. Н. Сорокина; Л. В. Ашчян, и др.). Неоднородны данные о связи «школьной зрелости» и биологического возраста (Т. Ю. Вишневецкая; М. В. Антропова и соавт., 1973; Н. Н. Куинджи). Мы не нашли работ, раскрывающих связь между результатами теста Керна — Ирасека и уровнем психического развития ребенка. Противоречивость результатов этого широко применяемого в гигиенических исследованиях теста диктует необходимость его дальнейшего изучения.

Цель настоящей работы — выяснение характера связи степени «зрелости» ребенка по тесту Керна — Ирасека с уровнем биологической и психической зрелости, определенных по комплек-*су показателей на едином контингенте детей. Обследовано 384 ребенка б—7-летнего возраста (203 мальчика и 181 девочка). 296 детей посещали подготовительные группы массовых детских учреждений, 88 детей с задержками психического развития воспитывались в диагностнко-коррекционных группах детского сада. Комплектование этих групп проводила медико-педаго-

гнческая комиссия путем поэтапного исследования детей из числа тех, кто не справлялся с программными требованиями детского сада. Все обследованные детн в сентябре — октябре выполняли тест Керна — Ирасека, одновременно у них определяли уровень биологического и психического развития. Тест Керна — Ирасека выполняли в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу» (М„ 1979). Уровень биологического развития оценивали по комплексу морфологических критериев (длина тела и его пропорции, число постоянных зубов) и риск-факторов (Н. А. Матвеева и соавт.). О психической зрелости судили по уровню развития словесно-логического мышления и произвольного внимания.

Анализ результатов выполнения теста Керна — Ирасека детьми массовых детских учреждений позволил отнести к группе «зрелых» 89 (30,1%) детей, «среднезрелых» 192 (64,9 % ) и «незрелых» 15 (5 %) детей. Как и в ряде других работ, значительный удельный вес в наших исследованиях пришелся на долю «среднезрелых» детей, что требует тщательного анализа этой группы. Различия в выполнении теста у мальчиков и девочек несущественны, хотя можно говорить о тенденции к преобладанию числа «зрелых» у девочек.

Далее изучали взаимосвязь выполнения теста с успешностью освоения программы детского сада и успеваемостью детей в первом классе школы. В конце пребывания детей в дошкольном учреждении педагогам анкетным методом было

Таблица 1

Результаты усвоения программы детского сада детьми с разным уровнем «школьной зрелости»

Оценка теста «Хорошо» «Удовлетворительно» «Неудовлетворительно»

абс. У. абс. % абс.

1-я группа пред метоп

«Зрелые»

«Среднезрелые»

«Незрелые»

«Зрелые»

«Среднезрелые»

«Незрелые»

(Зрелые»

«Среднезрелые»

«Незрелые»

70 112 2

79 58 13

19

75 8

21 39 54

2-я группа предметов

76 113

85 59

13 76 12

15 39 80

3-я группа предметов

81

130 4

91 68 27

9 58 8

9 30 52

3 3

3 33

3 20

2 20

Уровень биологического н психического развития «Зрелые» «Зреющие» «Непрелые» Всего

абс. % абс. % абс. %

Соответствует воз-

расту 76 43 99 56 2 I 177

Задержка биоло-

гического раз-

вития 6 22 19 71 2 7 27

Задержка психи-

ческого разви-

тия 5 6 54 68 2! 26 80

Задержка биоло-

гического и пси-

хического раз-

вития — — 19 63 11 37 30

Таблица 3

Распределение детей с разным уровнем развития в пределах группы «зреющих»

Оценка теста. баллы

Уровень биологического и психического развития 6- -7 8- -9

обс. % абс. % всего

Соответствует возрасту Отставание в биологнче- 84 74 30 26 114

ческом или психиче-

ском развитии или в н том и другом 69 57 53 43 122

предложено оценить успешность освоения программы детского сада каждым ребенком повеем предметам, пользуясь оценками «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Анализ анкет показал, что все предметы можно объединить в 3 группы: 1-я — ознакомление с окружающим миром, родной язык, подготовка к обучению грамоте, развитие элементарных математических представлений, 2-я — рисование, лепка, аппликации или конструирование, 3-я — музыкальные и гимнастические занятия (табл. 1).

Дети, после выполнения теста признанные «зрелыми», по всем предметам получили достоверно больше хороших оценок, чем «среднезрелые» (ЯсО.О!), они не имели ни одной оценки «неудовлетворительно». Это позволяет сделать вывод о связи успешности освоения программы

Таблица 2

Результаты выполнения теста Керна — Ирасека детьми с разным уровнем биологического и психического . развития

и «школьной зрелости». «Среднезрелые» по разным предметам имели от 30 до 39 % оценок «удовлетворительно» и от 2 до 3 % «неудовлетворительно». Следует отметить, что если «незрелые» дети по разным предметам имели от 13 до 27 % оценок «хорошо», то по предметам, отнесенным ко 2-й группе и связанным с тонкими движениями пальцев рук, хороших оценок у них не было вообще. На втором этапе была оценена успеваемость у 186 детей в школе после окончания первого класса. Как выяснилось, «зрелые» дети преобладали среди учившихся на «хорошо» и «отлично» над «среднезрелымн» (P<L0,02). Средний балл у «зрелых» составил 4,19dt0,06, у «среднезрелых» — 3.94±0,05 (PcO.Ol). Все «незрелые» имели средний балл ниже 4,0. Следует отметить, что 33 % «незрелых» детей были оставлены еще на год в дошкольном учреждении, хотя их паспортный возраст достиг 7 лет. Группа «среднезрелых» неоднородна по успеваемости — более половины учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Полученные данные позволяют говорить о том, что прогностическая ценность теста Керна — Ирасека достаточно высока лишь для «зрелых» и «незрелых» детей. Прогноз в отношении готовности к обучению в школе для большинства детей, отнесенных к группе «среднезрелых», неясен. Неудачен и сам термин «среднезрелые». Согласно теории прогнозирования, целесообразно эту группу детей назвать «зреющие».

Для выяснения вопроса о связи результатов теста с морфологическим развитием было взято 27 детей лишь с замедленным биологическим развитием, уровень же развития их психики соответствовал возрасту. Контролем служили 177 детей, у которых биологический возраст и психическое развитие соответствовали паспортному возрасту (табл. 2). Различия в числе «зре-# лых» и «незрелых» детей в исследованных группах несущественны (Р>0,2), хотя тенденция к большей зрелости прослеживается у детей контрольной группы.

Чтобы решить вопрос о том, насколько тест характеризует психическое развитие детей, предложено было выполнить его 80 детям, за-

держка психического развития которых была констатирована медико-педагогической комиссией. Характер ее уточнялся в ходе коррекцион-ной работы с детьми в условиях специальных групп. Среди этих дошкольников были дети с ранней и глубокой формой педагогической запущенности, те или иные стороны психического развития которых существенно пострадали вслед-' ствие отсутствия необходимой социальной стимуляции в сензитивные сроки. Но большую часть составили дети, задержанный темп психического развития которых был обусловлен органической недостаточностью мозга, возникшей внутриутробно или в самые ранние периоды развития, с неблагоприятно складывающимися для их развития микросоциальными и микропедагогически-ми условиями. Среди детей с задержкой психического развития по сравнению с контрольной группой было меньше «зрелых» (/><0,01) и больше «незрелых» (РсО.Об). Это позволяет говорить о наличии определенной связи между результатами теста и психическим развитием. Тем не менее большинство детей (68%), явно не готовых к обучению в школе, выполнили тест как «зреющие», а 6% —даже как «зрелые» (см. табл. 2). В последней серии исследований проанализировали выполнение теста Керна — Ира-сека 30 детьми с задержкой и биологического и психического развития (см. табл. 2). Ни один ребенок в этой группе не был оценен как «зрелый», число «незрелых» было больше, чем в контрольной группе {Р<0.05). Однако и в этой группе детей, также не готовых к обучению в школе, более половины обследованных выполнили тест как «зреющие». (

Таким образом, задержка в биологическом или психическом развитии определенным образом связана с уровнем «школьной зрелости», причем изолированное отставание в психическом развитии влияет на результаты теста сильнее. Сочетание задержки в биологическом и психическом развитии наиболее сильно влияет на результат выполнения теста Керна — Ирасека.

Более половины детей во всех выборках выполнили тест как «зреющие». Эта группа неоднородна по своему составу. В нее могут входить дети с явной задержкой в биологическом и психическом развитии. Вероятно, этим объясняется существенная вариабельность показателей успеваемости «зреющих» как в детском учреждении, так и в школе. Поскольку эта группа многочисленна не только в наших исследованиях, но и в исследованиях других авторов, нами проведен анализ выполнения теста в пределах группы * «зреющих». Для этого интервал 6—9 баллов разбили на две части: 6—7 баллов (более успешное выполнение) и 8—9 баллов. Определили число детей, получивших эти оценки, среди 114 «зреющих», у которых биологическое и психическое развитие соответствовало возрасту, и 122

«зреющих» с отставанием в биологическом, психическом развитии или их сочетанием (табл. 3)._ Установлено, что дети с соответствием биологического и психического развития чаще выполняли тест на 6—7 баллов (Я <0,05). У детей этой группы средний балл за выполнение теста 6,93±0,09 против 7,31 ±0,09 у детей с задержками развития (Р<0,01). Таким образом, хотя все указанные дети относились к группе «зреющих», они выполняли тест с разной "степенью успешности.

Выводы. 1. Тест Керна — Ирасека обладает достаточной надежностью и валидностыо только для крайних вариантов прогноза. Оценки «зрелые» и «незрелые» прогнозируют готовность к обучению в школе.

2. Группа «зреющих» (по Керну — Ирасеку «среднезрелых») неоднородна и включает более 60 % детей, не готовых к обучению в школе, что позволяет говорить о неопределенности прогноза детей, отнесенных к этой группе. Для повышения чувствительности теста целесообразно выделить две подгруппы в пределах группы «зреющих»: 6—7 баллов — усдовно благоприятный прогноз и 8—9 баллов — неопределенный прогноз.

3. Тест характеризует прежде всего уровень психомоторного развития ребенка, которое в целостном организме находится в определенной связи с морфологической зрелостью ребенка и уровнем развития высших познавательных процессов. Однако эти три стороны развития ребенка (морфологическое, моторное и психическое) относительно автономны, и поэтому каждая дает свою информацию о степени готовности к обучению в школе. Только по тесту Керна — Ирасека судить о готовности детей к обучению в школе не представляется возможным.

Литература. Антропова М. В. и др. — В кн.: Вопросы гигиены и состояния здоровья детей дошкольного возраста. М„ 1973. с. 8—9. Антропова М. В и др. Режим дня, работоспособность и

состояние здоровья школьников. М., 1974. Лшчян Л. В. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М„ 1977, с. II. Вишневецкая Т. Ю. Изучение морфофункционального развития детей 6—7-летнего возраста и определение готовности организма к систематическому обучению. Автореф. дис. канд. М., 1977. •

ДеОабришвили О. И., Мчедлишвили М. А., Хурошви-ли 3. И. — Труды НИИ санитарии и гигиены им. Г. М. На-тадзе, 1971, т. 8, с. 117—124. Куинджи Н. П.. Сорокина Т. //. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. с. 43—44.

Куинджи Н. Н. — В кн.: Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. М., 1977, с. 33—

34.

Матвеева И. А. и др. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М.. 1978, вып. 6, с. 104—111. Сорокина Т. Н. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе. Автореф. дис. канд. М., 1975.

Поступила 23.12.80

3 Гигиена и санитария № 7

— 65 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.