Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ'

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WORKING CAPACITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH OCULAR ABNORMALITIES

The anatomico-functional immaturity as assessed from the Kern-Irasek test is encountered much more frequently among those preschool children with pathologic conditions of the eyes. The degree of immaturity depends on a range of aggravating factors, both biologic and social, but especially on the former, of which prenatal and perinatal injuries are of prime importance. An ocular abnormality (impaired binocular vision, strabismus, amblyopia, ametropia, astigmatism) that has led to considerably reduced competence of the visual system is to be regarded as a factor of anatomicofunctional immaturity for attending school. It is shown that if the biologic and social factors of immaturity are to be corrected, the children need to be placed under special conditions and therapeutic measures should be instituted to compensate for the optical and sensorimotor deviations in the system of vision.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»

глаз независимо от вида сферической рефракции. Большая вариабельность изменений, хотя и при незначительной выраженности их, позволяет говорить о нескольких типах реакции аккомодационного аппарата глаз на выполнение работы, требующих специального изучения. Малая выраженность полученных изменений затрудняет выбор наиболее чувствительного метода. Можно отметить однонаправленность полученных изменений лишь при эргографи-ческом исследовании, являющемся в определенной степени нагрузочным тестом, так как в обычных условиях редко приходится фиксировать объект на расстоянии ближайшей точки ясного зрения в течение нескольких минут. Это обусловливает целесообразность применения нагрузочных тестов при изучении зрительной работоспособности.

Таким образом, исследование аккомодативной функции глаз у школьников в условиях однодневной зрительной нагрузки позволило установить тенденцию к усилению тонуса цилиарной мышцы, что отражается на определяемой субъективно величине рефракции. Ослабление аккомодативной функции для близи наблюдается при миопии в младшей возрастной подгруппе и при эмметропии в старшей. Ослабление аккомодативной функции при зрении вдаль отмечено лишь в старшем возрасте и имеется при всех видах рефракции, однако наиболее выражено при гиперметропии. Экспериментальная зрительная нагрузка, моделирующая урок с напряженной работой органа зрения, показывает большую лабильность аккомодативной функции обследованных, связанную, по-видимому, с их индивидуальными особенностями.

Поступила I7/VII 1978 г.

EFFECT OF VISUAL STIMULATION ON ACCOMODATION IN SCHOOLCHILDEN

V. V. Kovaienko

Summary. Studies in the school and in the laboratory showed a somewhat increased refraction and reduced accomodation after a school day. Experimental visual stimulation that simulated a lesson involving considerable eyestrain showed a substantial lability of the accomodative function of the eyes in the subjects, apparently associated with individual characteristics.

УДК 617.75-063*6:371.71

В. Г. Маймулов

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В проблеме подготовки детей к школе особое значение приобретает изучение функциональной готовности к обучению контингента детей с патологией органа зрения — высокой аметропией, астигматизмом, косоглазием, амблиопией, не являющейся препятствием для учебы в общеобразовательной школе и вместе с тем обусловливающей выраженное снижение функционального состояния зрительного анализатора и всего организма в целом (В. Г. Маймулов; А. Н. Добромыслов и соавт.).

В задачи исследования входило изучение состояния «школьной зрелости» среди детей с патологией органа'зрения, зависимости уровня «школьной зрелости» от ряда морфофункциональных, биологических и социальных факторов, влияния обязательных занятий на функциональное состояние и динамику работоспособности детей с разной степенью «школьной зрелости».

Обследовано 320 детей в возрасте 5—7 лет с нарушением бинокулярного зрения, косоглазием, дисбинокулярной, рефракционной, анизометропи-ческой и постобскурационной амблиопией в условиях специализированных

Уровень «школьной зрелости» детей (в % к числу обследованных)

Дети с патологнев органа зрения Дети без патологии органа зрения

Возраст,

годы всего «зрелые» «средне- «незре- всего «зрелые» «средне- «незре-

зрелые» лые» зрелые» лые»

54, 64 7,1 35,7 57,1 67 11,5 34,4 54,1

6 92 12,4 43,8 43,8* 133 15,1 50,8 35,0

6VS 78 33,3 35,4 31,2 129 34,8 51,1 14,0

7 86 42,8 28,6 28,6 182 45,1 42,1 12,8

детских учреждений. Исследования проведены только у тех детей, которые по состоянию здоровья не имели противопоказаний к занятиям в общеобразовательных школах. Контрольные исследования выполнены у 511 детей в дошкольных учреждениях общего профиля.

Степень «школьной зрелости» определяли с помощью широко используемого интегрального психофизиологического теста Керна — Ирасека, позволяющего оценить уровень как психического развития, так и развития моторики. По успешности выполнения теста дети распределялись на 3 группы: «зрелые» (3—5 баллов), «среднезрелые» (6—9 баллов) и «незрелые» (10— 15 баллов). Обследованные дети относились преимущественно к 1-й и 2-й группам здоровья (по классификации Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР). В исследованиях использовали общеизвестные клинические, физиологические и гигиенические методы с целью изучения зрительных функций, состояния здоровья, функционального состояния центральной нервной системы по данным хронорефлексометрии и др.

Влияние биологических факторов на уровень «школьной зрелости» оценивали по течению беременности у матери, характеру родов, показателям массы и роста при рождении, заболеваемости в период новорожден-ности и на первом году жизни. Учитывали уровень биологического развития по длине тела, гармоничности физического развития, числу постоянных зубов, отношению окружности головы к длине тела.

Результаты исследований обработаны различными методами параметрической и непараметрической статистики, в том числе с определением кор реляционной связи между отдельными показателями.

В таблице представлены результаты изучения «школьной зрелости» у детей обследованных групп.

Как видно из таблицы, «незрелые» встречаются чаще среди детей с патологией органа зрения, особенно в возрасте 6V2—7 лет. Число «зрелых» в обеих группах оказалось примерно на одном уровне при общей возрастной закономерности, выражающейся в незначительном увеличении процента случаев в возрастном интервале 51/г—6 лет с последующим значительным повышением к 7 годам, особенно выраженным в возрасте 6—6V2 лет.

Таким образом, функциональная «незрелость», связанная, по-видимому, с гетерохронностью развития функций детского организма, в большей степени выражена у детей с патологией органа зрения.

Для определения факторов, обусловливающих уровень функциональной готовности организма детей к обучению, мы провели корреляционный анализ степени «школьной зрелости» с показателями, отражающими уровень развития различных систем и функций у детей в возрасте 7 лет с патологией органа зрения.

Как свидетельствуют результаты статистического анализа, существует довольно тесная зависимость между уровнем «школьной зрелости» и течением беременности у матерей, а также характером родов, что проявляется и в опосредованной коррелятивной связи с ростом и массой при рождении. В период обследования коррелятивная связь между уровнем «школьной зрелости» и морфологическими показателями (ростом¿массой, окружностью

груди) статистически незначима, хотя общая отрицательная направленность, видимо, свидетельствует о сохраняющихся и к 7 годам неблагоприятных последствиях патологии беременности и родов.

Более выражена связь между уровнем «школьной зрелости» и комплексной оценкой биологического уровня развития, включающей оценку физического развития по шкалам регрессии, длину тела, число постоянных зубов. Вместе с тем при изучении связи между отдельными показателями биологического развития и степенью «школьной зрелости» такой закономерности не выявлено.

Степень патологии зрительного анализатора, определяемая по характеру рефракции, бинокулярного зрения, состоянию глазного дна, сказывается на успешности выполнения теста, причем здесь существует как прямая, так и опосредованная зависимость (более выраженная патология зрительного анализатора обусловлена и более частыми нарушениями в период беременности и родов).

Интересные результаты получены при анализе успешности выполнения теста Керна — Ирасека раздельно для ведущего и амблиопичного глаза одних и тех же детей. При этом в ряде случаев по ведущему глазу дети относились к группе «зрелых», а по амблиопичному — к «среднезрелым» или даже «незрелым». Детальный анализ этого явления показал, что степень снижения остроты зрения до 0,2 и даже 0,1 при сохранении центральной фиксации не влияет существенно на характер выполнения теста. Трудность в его воспроизведении встречается только при высокой амблиопии (как правило, ниже 0,1) с неправильной фиксацией. Поэтому не случайно установлена высокая коррелятивная зависимость между остротой зрения хуже видящего глаза и успешностью выполнения теста. Данное явление, видимо, можно объяснить тем обстоятельством, что при амблиопии с неправильной фиксацией имеются монокулярная функциональная асимметрия и как следствие — нарушение монокулярной локализации направления (Э. С. Аветисов). Это следует учитывать при определении уровня «школьной зрелости» у детей со значительным снижением остроты зрения на оба глаза, когда результат может отражать не только общий уровень психофизиологической и функциональной готовности к обучению в школе, но и являться следствием местных функциональных нарушений.

Отсутствует связь между уровнем «школьной зрелости» и функциональным состоянием центральной нервной системы по данным хронорефлексо-метрии на световые раздражители. Вместе с тем существует определенная зависимость между уровнем «школьной зрелости» и ответными периодами реакций на звуковые раздражители. Подобная направленность реакций, видимо, обусловливается различиями в функциональном состоянии изучаемых анализаторов и для своего объяснения нуждается в проведении специальных исследований.

Установлена существенная зависимость между степенью «зрелости» и количеством расторможенных дифференцировок, отражающая, вероятно, лучшую способность «зрелых» детей к торможению и подвижности основных нервных процессов.

Отсутствует существенная зависимость между уровнем «школьной зрелости», с одной стороны, и состоянием двигательного анализатора и сердеч-но-сосудистой системы по всем изучаемым показателям — с другой.

Не выявлено выраженной зависимости между уровнем «школьной зрелости» и частотой инфекционных, хронических заболеваний.

Имеется определенная связь уровня «зрелости» с общим развитием речи. Так, средний показатель выполнения теста для детей 7 лет с дефектами звукопроизношения составляет 8,99+0,22, без дефектов — 7,22+0,16 (¿= =6,5), причем статистически значимые различия между двумя группами детей выявляются по всем заданиям теста. Это подтверждает известное положение о том, что рисунок и речь находятся в тесной зависимости как формы проявления второй сигнальной системы (М. М. Кольцова).

Пригодность любого из показателей в качестве критерия «школьной зрелости» может быть определена лишь при соотнесении их количественных параметров с характером реакции детей на умственную нагрузку и утомляемость (С. М. Громбах). С этой точки зрения тест Керна — Ирасека в целом отражает различия в динамике работоспособности. Нами установлена выраженная зависимость между степенью «школьной зрелости» и уровнем работоспособности как по количественным, так и по качественным показателям. Средние данные работоспособности «зрелых», «среднезрелых» и «незрелых» достоверно различаются.

Мы изучали не только общий уровень работоспособности, но и ее дневную и недельную динамику. Полученные данные свидетельствуют о том, что у «незрелых» детей более значительно снижены показатели работоспособности, что сохраняется и после прогулки. Так, после обязательных занятий у «зрелых» детей наблюдается уменьшение числа просмотренных фигур в 17,4% всех исследований, у «незрелых» — в 29,4%, во вторую половину дня эти различия еще более существенны и составляют соответственно 18,2 и 46,1%. В целом работ без ошибок у «зрелых» детей было 25,6%, у «незрелых» — 16,0%.

В динамике средних данных в течение недели у «незрелых» детей наблюдалось непрерывное падение показателей работоспособности, начиная с понедельника по четверг включительно, в то время как у «зрелых» — повышение работоспособности во вторник, падение в среду с последующим подъемом в четверг. Так, утренние показатели продуктивности у «зрелых» снижались в четверг по отношению к понедельнику на 6,5%, тогда как у «незрелых» — на 32,1 %.

Сопоставление как абсолютных показателей, так и динамики работоспособности детей с патологией органа зрения и без патологии свидетельствует о том, что различия между группами зрелости, а также в интенсивности снижения работоспособности в значительно большей степени выражены у детей с патологией органа зрения. Это дает основание сделать вывод о том, что «школьная незрелость» у детей с патологией органа зрения является отягощающим фактором, способствующим более резкому снижению работоспособности и функционального состояния организма.

Нами подтверждено положение (Н. Н. Куинджи) о том, что ведущими факторами в комплексе биологических и социальных факторов в происхождении «незрелости» при их взаимной опосредованное™ являются биологические. При этом социальные факторы (здоровье родителей, алкоголизм в семье, недостаточное внимание к детям), действуя на фоне биологических, усиливают действие последних. Видимо, не исключено изолированное влияние на уровень «школьной зрелости» только социальных факторов, однако сближение уровней жизни и культуры различных групп населения и государственная система воспитания не дают возможности выявить реальную величину этого влияния.

С нашей точки зрения, «школьная незрелость» в значительной степени обусловлена пре- и перинатальными неблагоприятными факторами, среди которых наибольшее значение имеют состояние здоровья родителей, алкоголизм в семье, токсикозы беременности, резус-конфликт, затяжные роды, недоношенность, инфекционные заболевания матери в период беременности, аборты, родовая травма. У детей с патологией органа зрения эти факторы встречаются довольно часто (до 40%), в ряде случаев в различных сочетаниях. С возрастом усиливается влияние социальных факторов. При этом уровень «школьной незрелости» связан с множественностью отягощающих факторов как биологического, так и социального характера. Последнее обстоятельство указывает на то, что при наличии благоприятных социальных условий функционально-органические факторы, способствующие асинхро-нии, могут быть нейтрализованы.

Таким образом, значительное число детей с патологией органа зрения до школы нуждаются не только в специальных коррекционных мероприя-

тиях по преодолению биологических и социальных факторов «незрелости», но и в комплексном лечении с целью повышения функциональной дееспособности зрительного анализатора (оптимальная коррекция, восстановление бинокулярного зрения, нормализация аккомодационно-конвергенционных отношений и др.), а также в создании специальных условий среды. Все эти мероприятия могут быть обеспечены только в условиях специальных детских дошкольных учреждений, сеть которых должна постоянно расширяться.

Выводы

1. Морфофункциональная «незрелость», определяемая по результатам выполнения теста Керна — Ирасека, встречается значительно чаще у дошкольников с патологией органа зрения. Среди факторов, обусловливающих «школьную незрелость», наибольшее значение имеют состояние здоровья родителей, алкоголизм в семье, токсикозы беременности, резус-конфликт, затяжные роды, инфекционные заболевания матери в период беременности, родовая травма, аборты, недостаточное внимание к воспитанию ребенка. При этом уровень «незрелости» находится в непосредственной зависимости от множественности отягощающих факторов как биологического, так и социального характера.

2. При определении морфофункциональной готовности детей к обучению в школе наряду с использованием теста Керна — Ирасека целесообразно изучение биологического уровня развития по совокупности показателей (длина тела, гармоничность физического развития, зубная формула), а также общего развития речи и способности центральной нервной системы к диф-ференцировке раздражителей.

3. Изучение динамики работоспособности детей с патологией органа зрения свидетельствует о том, что их работоспособность находится на более низком уровне, чем у детей с полноценными зрительными функциями. «Школьная незрелость» на этом фоне является отягощающим фактором, способствующим еще более значительному уменьшению работоспособности. В связи с этим патологию органа зрения, приводящую к выраженному снижению дееспособности зрительной системы (нарушение бинокулярного зрения, косоглазие, выраженная амблиопия различного происхождения, высокая аметропия, астигматизм), следует рассматривать как фактор морфофункциональной «незрелости» к обучению в школе.

4. С целью коррекции биологических и социальных факторов «незрелости», проведения лечебных мероприятий по компенсации оптических и сенсомоторных отклонений в зрительной системе, а также создания соответствующего учебно-воспитательного режима необходимо дальнейшее расширение сети специальных дошкольных детских учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

Аветисов Э. С. Содружественное косоглазие. М., 1977. Г ромбах С. М. — Гиг. и сан., 1969, № 9, с. 48—53.

Добромыс.юв А. Н., Лохина Е. К., Маймулов В. Г. —Офтальмол. ж., 1977, № 12, с. 499—504.

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. Куинджи И. Н. — Гиг. и сан., 1977, № 9, с. 36—39. Маймулов В. Г. — Вопр. охр. мат., 1970, № 10, с. 37—40.

Поступила 25/VII 1978 г.

ON THE WORKING CAPACITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH OCULAR

ABNORMALITIES

V. G. Mai mulo v

Summary. The anatomicofunctional immaturity as assessed from the Kern-Irasek test is encountered much more frequently among those preschool children with pathologic conditions of the eyes. The degree of immaturity depends on a range of aggra-

vating factors, both biologic and social, but especially on the former, of which prenatal and perinatal injuries are of prime importance. An ocular abnormality (impaired binocular vision, strabismus, amblyopia, ametropia, astigmatism) that has led to considerably reduced competence of the visual system is to be regarded as a factor of anatomico-functional immaturity for attending school. It is shown that if the biologic and social factors of immaturity are to be corrected, the children need to be placed under special conditions and therapeutic measures should be instituted to compensate for the optical and sensorimotor deviations in the system of vision.

УДК 813.71:613.164 «-053.2:796.71

А. Г. Сухарев, Г. А. Левандо

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОГО ФАКТОРА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ СПОРТОМ

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва, I Московский городской врачебно-физкультурный диспансер

Согласно автомобильной спортивной классификации СССР, юношам в возрасте 14—16 лет разрешается выступать на картингах с объемом двигателя от 100 до 125 см3, самым юным гонщикам (10—14 лет) предназначен карт с рабочим объемом 50 см3.

Характерной особенностью конструкции карта является открытое расположение двигателя с левой стороны на расстоянии 25—30 см от головы спортсмена. Отсутствие при этом эффективного глушителя создает достаточно высокий уровень шума на рабочем месте водителя. Задача данной работы заключалась в том, чтобы дать характеристику шума карта, а также оценить его воздействие на растущий организм при регулярных тренировочных занятиях.

Для измерения шума карта использован шумомер Р 51-202 фирмы ИРГ (ГДР), предназначенный для точных измерений уровней звукового давления и звука с октавным фильтром. Шум измеряли в соответствии с требованиями ГОСТа 8.055-73 «Машины» и ГОСТа 19358-74 «Автомобили, мотоциклы, мопеды». В соответствии с этим шум определяли на рабочем месте водителя, в 1,5 и 7,5 м от него и на высоте головы водителя. С целью установления зоны наиболее интенсивного шума вокруг карта измерение производили впереди карта, сзади и сбоку от него. Шум определяли как при работе 1 карта, так и при совместной работе 3 машин, причем измерение выполняли многократно во всем возможном диапазоне режимов его работы. Исследование осуществляли с картами, имеющими рабочий объем двигателя 50 и 125 см3.

Было установлено, что шум карта широкополосный, непостоянный, колеблющийся во времени, с максимумом звуковой энергии в области высоких частот. Эквивалентный уровень звука, рассчитанный, исходя из уровней звука в дБ А (ГОСТ 8.005-73), составил 106 дБ А. Вследствие отсутствия данных о допустимых уровнях звука для картов и применения в них мотоциклетных двигателей проведено сравнение эквивалентного уровня звука с допустимыми для мотоциклов по ГОСТу 19358-74. Полученные показатели эквивалентного уровня звука превысили допустимые на 24—26 дБА.

Кроме определения шумовых характеристик карта, исследованы шумо-заглушающие свойства шлемов, обычно используемых картингистами. Шу-мозаглушающие свойства шлемов изучали как при работе карта на стенде, так и на специальном манекене.

Полученные результаты показали, что неглубокий мотоциклетный шлем (наиболее широко применяемый картингистами) не имеет звукоизолирующих свойств. Глубокий шлем обладает лучшими звукоизолирующими свойствами, однако и для него эффективность недостаточна — шум в области частоты 400 Гц достигает 100 дБ. Экспериментальным путем установлено,

2 Гигиена и санитария Jft 5

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.