Научная статья на тему 'Психологическая диагностика школьной зрелости детей (на материале методики И. Ирасека)'

Психологическая диагностика школьной зрелости детей (на материале методики И. Ирасека) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2089
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акшенцева Ю. О.

В статье выделены и охарактеризованы показатели школьной зрелости. Раскрыты возможности метода Керна Ирасека в определении школьной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика школьной зрелости детей (на материале методики И. Ирасека)»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №1, 94-97

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕТОДИКИ И. ИРАСЕКА)

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE SCHOOL MATURITY OF CHILDREN ( BASED ON THE MATERIAL OF I. IRASEK METHODOLOGY)

Акшенцева Ю.О.

Аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии

Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

E-mail: new_sqw@bk.ru

Akshenczeva Yu.O.

Post-graduate student of chair neuro and pathopsychology of the Russian state humanitarian university

Аннотация. В статье выделены и охарактеризованы показатели школьной зрелости. Раскрыты возможности Метода Керна - Ирасека в определении школьной зрелости.

Annotation. In article indicators of a school maturity are allocated and characterized. Capabilities of the Method of Kern - Irasek in definition of a school maturity are exposed.

Ключевые слова: педагогическая психология, школьная зрелость, диагностика, тесты.

Keywords: pedagogical psychology, school maturity, diagnostics, tests

Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители озабочены следующими вопросами, связанными с его поступлением в школу: Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником в классе, чтобы не возникали трудности в общении со сверстниками и учителями?

Ребенок начинает восприниматься родителями через призму успешности в школе. Насколько правомерна подобная их позиция? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость ".

Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении[1]. Психологами были выделены элементы зрелости:

Хронологическая зрелость

Важно учесть, что в возрасте 6 лет между мальчиками и девочками существует разница в полтора года в эмоциональном и социальном плане, в пользу девочек. 80% мальчиков созревают к школе только к 7 годам (а некоторые даже считают, что к 8 годам), тогда как 80% девочек созревают к школе уже к 6 годам.

Физиологическая зрелость

Все этапы развития различны. Прошел ли ребенок все этапы, не перескочив ни один? Принимают во внимание также его физические размеры, рост, вес, общее состояние здоровья.

Умственная зрелость - вся область познания и восприятия

Чего ожидают от ребенка в речевой сфере, которая является очень важной и значительной? Его словарный запас, знание понятий и терминов, понимание причины и следствия, нахождение похожего и отличного между предметами, приобретение ценностей (можно/нельзя, хорошо/плохо), понима-

ние причинной связи между взаимосвязанными и вытекающими одно из другого событиями. Умение сортировать предметы по цвету, форме, размеру и т.д. Умение различать реальность и вымысел. Кратковременная и долговременная память. Умение различать визуально и на слух образ и фон, детали, связь между целым и его частями. Умение обобщать и применять знания. Зрелый в области познания и восприятия ребенок реализует свой потенциал. Дети с трудностями обучения не реализуют свой потенциал.

Психологическая - неврологическая зрелость

Эффективное выполнение заданий, проверяющих психомоторные навыки, таких как: вырезание, наклеивание, копирование форм, бег, прыжки, точность, держание карандаша и др. Эта зрелость зависит от сенсомоторного развития (чувства и движения).

Эмоциональная зрелость

Соответствие требованиям, умение принимать критику, соревнование, давление. Способность ребенка познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности. Развитие уверенности в себе, веры ребенка в то, что он сможет справиться в школе. Переход от эгоцентрического мышления к зрелому пониманию своего места среди других: другой тоже хочет и имеет право. Стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний. Умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения. Умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться! Способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством.

Социальная зрелость

Социальная приспособленность, умение делиться вещами. Умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры, понимать другого и считаться с ним. Знать принятые в школе нормы и соответствовать им. Понимать, что в саду и школе разные правила; что с учителем или директором разговаривают иначе, чем с товарищем. Способность контролировать желания, гнев. Умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование)[1]. Зрелый ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения[2; 4].

Все вышеперечисленные критерии чрезвычайно важны, потому что если у ребенка есть проблема или проблемы в одной из этих областей - он не созрел для учебы.

Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др.

И. Ирасек под школьной зрелостью понимал такое состояние психики организма ребенка, когда он по интеллектуальным, социальным, физическим и эмоциональным характеристикам достигает способности посещать школу и учиться в ней [5].

Метод Керна-Ирасека включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.

На основе выполнения, которых присваивается определённый балл за количество сделанных заданий в соответствии с возрастом.

Первое задание даёт возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием образного мышления. И провести ориентировочную оценку общего умственного развития ребёнка.

Выполнение второго и третьего заданий тесно связано с уровнем развития у ребёнка способности к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте исключительно абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребёнок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о развитии

Проблемы современного образования, №1, 2011

мелкой моторики и двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и осуществления рисуночной деятельности.

“Школьнозрелыми” считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов, “среднезрелыми” - 6-9 баллов и “незрелыми” - 10 и более баллов [3].

Было проведено исследование психологической готовности 31 ребёнка (15 мальчиков и 16 девочек) старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), посещающих обычный детский сад, причем, среди обучающихся были дети с диагнозом ЗПР.

По результатам обследования, высокий уровень развития, то есть готовность к школе показали 39% детей, 29% детей показали «сомнительную зрелость» (по И. Ирасеку) и 32% детей - незрелость, что говорит о недостаточной готовности к школе и необходимости сопровождения данной группы детей школьным психологом.

В ходе обследования была выделена группа из 77 % детей с проблемами в эмоционально личностной сфере. Из них 26 % детей имеют низкий уровень самооценки, 19 % детей - низкий уровень развития коммуникативных способностей, 19% детей - высокий уровень тревожности и страхов; 13% детей - дефицит игровой деятельности.

Так же, была выделена группа детей с недостаточной сформированностью графомоторных навыков, на неё пришлось 52% детей. Данной группе детей была рекомендована работа по преодолению недостаточной сформированности графомоторных навыков.

У детей с «сомнительной зрелостью» и «незрелостью» выявлено сочетание выраженных проблем в эмоционально-личностной сфере и выраженная несформированность когнитивных процессов, в первую очередь, графомоторных навыков рисуночной деятельности и образного мышления.

Были выделены следующие параметры психической деятельности, наиболее часто встречающиеся у детей, характеризующие средний и низкий уровень развития:

- задержка в развитии изобразительной функции (46% детей);

- несоответствие рисунка возрастной норме (46%детей);

- незрелость социальных навыков (23%);

- низкий уровень самооценки (42%);

- эмоциональная напряженность (19%);

- завышенный уровень тревожности (23%).

Благодаря данному исследованию, было установлено, дети имеют те или иные трудности, которые в последствии могут привести к школьной неуспеваемости, трудностям адаптации к школьной жизни, причем нередко отставание в учёбе растягивается на несколько лет.

Но если бы "школьная незрелость" проявлялась лишь в плохих оценках, успеваемости и усвоении школьной программы... К сожалению, у "незрелых" детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.

Что делать, если ребенок оказался не готов к школе? Оставшееся до школы время желательно посвятить коррекционной работе. Если ребёнку 6,5 лет - повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, класс компенсирующего обучения, где педагог понимает индивидуальные особенности ребенка.

"Незрелость" детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.

Помочь таким детям могли бы коррекционные занятия с психологом или работа психолога с родителями для обеспечения условий формирования адекватных эмоционально-личностных реакций ребенка.

Литература:

1. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. П.Зинченко. - СПб., 2004, 672 с.

2. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. 1988. - 189 с.

3. ЧирковВ.И., Разумовская О.Л. Скрининговый тест школьной зрелости.-Ярославль, 1995.

4. Что такое "школьная зрелость"?: Справочник для родителей будущего первоклассника / под редакцией Е.А.Белого. М., 1999.

5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия /под ред. И. В.Дубровиной, В. В Зацепина. М., 1999. - 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.