ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №1, 94-97
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕТОДИКИ И. ИРАСЕКА)
PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE SCHOOL MATURITY OF CHILDREN ( BASED ON THE MATERIAL OF I. IRASEK METHODOLOGY)
Акшенцева Ю.О.
Аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии
Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
E-mail: [email protected]
Akshenczeva Yu.O.
Post-graduate student of chair neuro and pathopsychology of the Russian state humanitarian university
Аннотация. В статье выделены и охарактеризованы показатели школьной зрелости. Раскрыты возможности Метода Керна - Ирасека в определении школьной зрелости.
Annotation. In article indicators of a school maturity are allocated and characterized. Capabilities of the Method of Kern - Irasek in definition of a school maturity are exposed.
Ключевые слова: педагогическая психология, школьная зрелость, диагностика, тесты.
Keywords: pedagogical psychology, school maturity, diagnostics, tests
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители озабочены следующими вопросами, связанными с его поступлением в школу: Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником в классе, чтобы не возникали трудности в общении со сверстниками и учителями?
Ребенок начинает восприниматься родителями через призму успешности в школе. Насколько правомерна подобная их позиция? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость ".
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении[1]. Психологами были выделены элементы зрелости:
Хронологическая зрелость
Важно учесть, что в возрасте 6 лет между мальчиками и девочками существует разница в полтора года в эмоциональном и социальном плане, в пользу девочек. 80% мальчиков созревают к школе только к 7 годам (а некоторые даже считают, что к 8 годам), тогда как 80% девочек созревают к школе уже к 6 годам.
Физиологическая зрелость
Все этапы развития различны. Прошел ли ребенок все этапы, не перескочив ни один? Принимают во внимание также его физические размеры, рост, вес, общее состояние здоровья.
Умственная зрелость - вся область познания и восприятия
Чего ожидают от ребенка в речевой сфере, которая является очень важной и значительной? Его словарный запас, знание понятий и терминов, понимание причины и следствия, нахождение похожего и отличного между предметами, приобретение ценностей (можно/нельзя, хорошо/плохо), понима-
ние причинной связи между взаимосвязанными и вытекающими одно из другого событиями. Умение сортировать предметы по цвету, форме, размеру и т.д. Умение различать реальность и вымысел. Кратковременная и долговременная память. Умение различать визуально и на слух образ и фон, детали, связь между целым и его частями. Умение обобщать и применять знания. Зрелый в области познания и восприятия ребенок реализует свой потенциал. Дети с трудностями обучения не реализуют свой потенциал.
Психологическая - неврологическая зрелость
Эффективное выполнение заданий, проверяющих психомоторные навыки, таких как: вырезание, наклеивание, копирование форм, бег, прыжки, точность, держание карандаша и др. Эта зрелость зависит от сенсомоторного развития (чувства и движения).
Эмоциональная зрелость
Соответствие требованиям, умение принимать критику, соревнование, давление. Способность ребенка познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности. Развитие уверенности в себе, веры ребенка в то, что он сможет справиться в школе. Переход от эгоцентрического мышления к зрелому пониманию своего места среди других: другой тоже хочет и имеет право. Стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний. Умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения. Умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться! Способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством.
Социальная зрелость
Социальная приспособленность, умение делиться вещами. Умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры, понимать другого и считаться с ним. Знать принятые в школе нормы и соответствовать им. Понимать, что в саду и школе разные правила; что с учителем или директором разговаривают иначе, чем с товарищем. Способность контролировать желания, гнев. Умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование)[1]. Зрелый ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения[2; 4].
Все вышеперечисленные критерии чрезвычайно важны, потому что если у ребенка есть проблема или проблемы в одной из этих областей - он не созрел для учебы.
Для определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики, мышления и др.
И. Ирасек под школьной зрелостью понимал такое состояние психики организма ребенка, когда он по интеллектуальным, социальным, физическим и эмоциональным характеристикам достигает способности посещать школу и учиться в ней [5].
Метод Керна-Ирасека включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.
На основе выполнения, которых присваивается определённый балл за количество сделанных заданий в соответствии с возрастом.
Первое задание даёт возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием образного мышления. И провести ориентировочную оценку общего умственного развития ребёнка.
Выполнение второго и третьего заданий тесно связано с уровнем развития у ребёнка способности к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте исключительно абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребёнок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о развитии
Проблемы современного образования, №1, 2011
мелкой моторики и двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и осуществления рисуночной деятельности.
“Школьнозрелыми” считаются дети, получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов, “среднезрелыми” - 6-9 баллов и “незрелыми” - 10 и более баллов [3].
Было проведено исследование психологической готовности 31 ребёнка (15 мальчиков и 16 девочек) старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), посещающих обычный детский сад, причем, среди обучающихся были дети с диагнозом ЗПР.
По результатам обследования, высокий уровень развития, то есть готовность к школе показали 39% детей, 29% детей показали «сомнительную зрелость» (по И. Ирасеку) и 32% детей - незрелость, что говорит о недостаточной готовности к школе и необходимости сопровождения данной группы детей школьным психологом.
В ходе обследования была выделена группа из 77 % детей с проблемами в эмоционально личностной сфере. Из них 26 % детей имеют низкий уровень самооценки, 19 % детей - низкий уровень развития коммуникативных способностей, 19% детей - высокий уровень тревожности и страхов; 13% детей - дефицит игровой деятельности.
Так же, была выделена группа детей с недостаточной сформированностью графомоторных навыков, на неё пришлось 52% детей. Данной группе детей была рекомендована работа по преодолению недостаточной сформированности графомоторных навыков.
У детей с «сомнительной зрелостью» и «незрелостью» выявлено сочетание выраженных проблем в эмоционально-личностной сфере и выраженная несформированность когнитивных процессов, в первую очередь, графомоторных навыков рисуночной деятельности и образного мышления.
Были выделены следующие параметры психической деятельности, наиболее часто встречающиеся у детей, характеризующие средний и низкий уровень развития:
- задержка в развитии изобразительной функции (46% детей);
- несоответствие рисунка возрастной норме (46%детей);
- незрелость социальных навыков (23%);
- низкий уровень самооценки (42%);
- эмоциональная напряженность (19%);
- завышенный уровень тревожности (23%).
Благодаря данному исследованию, было установлено, дети имеют те или иные трудности, которые в последствии могут привести к школьной неуспеваемости, трудностям адаптации к школьной жизни, причем нередко отставание в учёбе растягивается на несколько лет.
Но если бы "школьная незрелость" проявлялась лишь в плохих оценках, успеваемости и усвоении школьной программы... К сожалению, у "незрелых" детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.
Что делать, если ребенок оказался не готов к школе? Оставшееся до школы время желательно посвятить коррекционной работе. Если ребёнку 6,5 лет - повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, класс компенсирующего обучения, где педагог понимает индивидуальные особенности ребенка.
"Незрелость" детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.
Помочь таким детям могли бы коррекционные занятия с психологом или работа психолога с родителями для обеспечения условий формирования адекватных эмоционально-личностных реакций ребенка.
Литература:
1. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. П.Зинченко. - СПб., 2004, 672 с.
2. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. 1988. - 189 с.
3. ЧирковВ.И., Разумовская О.Л. Скрининговый тест школьной зрелости.-Ярославль, 1995.
4. Что такое "школьная зрелость"?: Справочник для родителей будущего первоклассника / под редакцией Е.А.Белого. М., 1999.
5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия /под ред. И. В.Дубровиной, В. В Зацепина. М., 1999. - 253 с.