Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» У ДЕТЕЙ 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» У ДЕТЕЙ 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.Н. Кардашенко, Т.Ю. Вишневецкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE OPTIMAL LEVEL OF DEVELOPMENT AND «SCHOOL MATURITY» OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN

Investigation results obtained show the children, whose biological age corresponds to that in the passport or surpasses it, who are in a harmonious morphologic and functional state and have a well developed speech, are included into the 1st and 2nd health groups and are considered according to the Kern test in Irazek’s modification as «mature». These children present an optimal development level for systematic study at school.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» У ДЕТЕЙ 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 612.65-053.4-087.5

Проф. В. Н. Кардашенко, Т. Ю. Вишневецкая

к

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ» У ДЕТЕЙ 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Кафедра гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

Научно-технический прогресс проникая во все сферы жизни, оказывает существенное влияние на труд и быт человека. В связи с этим важное значение приобретает обучение молодого поколения. Выдвигается вопрос о приобщении детей к систематической умственной деятельности в более раннем возрасте.

Предметом обсуждения и изучения как педагогической, так и медицинской науки является вопрос о переходе на систематическое обучение с 6-летнего возраста. Проблема эта имеет определенное социально-экономическое значение. В ряде стран обучение детей начинается в возрасте 6 и даже 5 лет (в Англии — с 5 лет, в США — с б лет, в Венгрии, Румынии, Чехословакии и ГДР — с 6 лет). Имеются исследования, свидетельствующие о различной степени адаптации к школьным условиям детей 5-летнего (Lawrence), 6- и 7-летнего возраста (М. В. Антропова и соавт.; Winter; Оргеа и Marinescu, и др.). Bukur и соавт., Novak и др. отмечают, что неблагоприятные сдвиги нервно-психических и психомоторных функций наблюдаются у 6-летних детей, не достигших определенной степени «школьной зрелости». Установлено, что процесс адаптации к школьным условиям облегчается, если этому предшествует подготовка ребенка к школе, организуется постепенный тренирующий режим.

Большое значение имеет изучение гигиенических основ организации учебного процесса для 6-летних детей. Вместе с тем не менее важно установить оптимальный морфофункциональный и психический уровень развития ребенка к моменту его поступления в школу.

Мы поставили перед собой задачу изучить биологический уровень развития 6—7-летнего возраста и степень их «школьной зрелости» (С. М. Тромбах). Исследованию подвергли 180 детей Москвы и Тулы. По показателям роста, погодовых прибавок и зубной формуле определяли биологический уровень развития ребенка. Установлено, что основная масса (82,2%) детей имела биологический возраст, соответствующий паспортному; у 11,3% обследованных биологический возраст отставал от паспортного, а у 6,5% — опережал паспортный. Выявлены определенные различия в уровне биологического развития организма внутри возрастной группы. Проводя оценку физического развития по схеме, предложенной Е. П. Стромской, В. Г. Властовскнм, В. Н. Кардашенко, Г. П. Сальниковой и Ю. А. Ям-польской, установлено, что наибольшее количество (71,4—78,4% детей) имело гармоничное морфофункциональное состояние; дисгармоничным оно было в 21,6—28,6% случаев, главным образом за счет превышения жироотложения. По состоянию здоровья дети относились к 1-й и 2-й группам здоровья (согласно классификации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР). Изучение фонетики речи показало, что в возрасте 7 лет все дети имеют правильное произношение, в бу2 лет имеют дефекты произношения отдельных фонем 10,7% детей, а в 6 лет — 11,9%. Основная масса детей к 6 годам имеет вполне развитую речь, что согласуется с материалами исследований других авторов.

Степень «школьной зрелости» мы определяли с помощью теста Керна в модификации Иразека. Этот тест использовали потому, что он включает элементы многих тестов (темпинг — теста, пунктирного, графическую пробу Бендера в варианте Заззо) и позволяет в известной мере судить о состоянии моторной функции рук, способности зрительно воспринимать образы и

Доверительный интервал при Р=» 0,95 °пр с^о о <о сч оГ с^-Г 1 1 1 1 СМ (О — о" о* о*

о, а о о см со см еч——

Доверительный интервал при Р«« 0,95 М 4,3-6,4 5,5—7,3 3,2—4,8 3,8-5,1

г чг 10 из (О гггг

Доверительный интервал при Р = 0,95 "пр х я Ч <£> 10 СО «5 СМ СО СМ СМ 1 1 1 1 Г— СТ) СП о"—"о* о'

о. о о 3 и п а « «О 00

Доверительный интервал при Р = 0,95 М !• V к Й со а со о а <о 5,0—7,2 5,3—7,8 4,6—6,4 4,6—6,7

5 --иэ 1С т СО СО Ю ИЗ

Доверительный интервал при Р** 0,95 °ПР 1,0—2,3 1,5—3,2

о. в о <о со со ем

Доверительный интервал при Р = 0,95 М 7,6-9,2 6,1-8,2

г м- — ОО г-"

Город Москва Тула Москва Тула

Пол Мальчики Девочки

затем графически их воспроизводить, а также отражает развитие психических функций. Выполнение теста оценивали по 3 градациям: «зрелые» — 3—5 баллов, «среднезрелые» — 6—9 и «незрелые» — 10—15 баллов.

Результаты исследований, обработанные машинным методом с высокой заданной достоверностью для биологических исследований (Р = 0,95), представлены в табл. 1. Из табл. 1 видно, что различий между качеством выполнения теста среди детей Москвы и Тулы в возрасте 6,5 и 7 лет нет. Среди детей 6-летнего возраста 26,6% квалифицированы по тесту Керна как «зрелые», 66,7% — как «среднезрелые» и 6,7% — как «незрелые». Среди детей в возрасте 6'/2 лет число «зрелых» и «средне-зрелых» распределилось поровну (по 50%); у детей 7-летнего возраста резко возросло количество «зрелых» (85%) и снизилось количество «среднезрелых» (15%). Следует отметить, что среди девочек процент «зрелых» был больше, чем среди мальчиков.

Мы получили достоверные данные, показывающие, что существует связь между уровнем физического развития и качеством выполнения теста детьми в возрасте 6 и бу2 лет; в 7-летнем возрасте такой зависимости не наблюдается. Среди детей, биологический уровень развития которых отставал от паспортного, «зрелых» не было.

Функциональное состояние нервной системы под влиянием обязательных занятий мы сопоставили с результатами выполнения теста Керна. При анализе (см. рисунок) полученного материала выявлено, что дети в возрасте 61/2лет, квалифицированные по тесту как «среднезрелые», после занятий имели значительное удлинение латентного периода зрительно-моторной реакции (более 300 мс); к концу дня этот показатель возвращался к исходному уровню. В-возрасте 7 лет у «среднезрелых» н аблю-далось незначительное удлинение латентного периода зрительно-моторной реакции после занятий и резкое укорочение его в конце дня. У «зрелых» детей в возрасте бу2 и 7 лет преобладали средняя длительность латентного периода зрительно-моторной реакции. У детей в возрасте б'/г лет латентный период к концу дня остается на уровне, который был после занятий. Это дает ос-

Таблица 2

Зависимость степени «школьной зрелости» от некоторых микросоциальных факторов в сравниваемых городах («зрелые» — оценка по тесту 3—5 баллов)

Москва . Тула

возраст детей (в годах)

6'/, 7 6 7

Показатель М доверительный интервал М при Р = 0.95 М доверительный интервал М при Р = 0,95 м доверительный интервал М при Р — 0.95 м доверительный интервал М при Р = 0,95 м доверительный интервал М при Р = 0,95

Образовательный уровень родителей Высокий — 1 Низкий — 2 0,867 0,580-1,153 0,714 0,503-0,925 0,571 0,076—1,066 0,667 0,396-0,938 0,700 0,480-0,920

Возраст родителей До 25 лет — 1 Старше 25 лет —0 0,133 0,062—0,329 0,318 0,154—0,608 0,286 0,166-0,738 0,133 0,062-0,329 0,250 0,042—0,458

Наличие других детей Старших — 2 Младших — 1 1 ребенок — 0 1,000 0,445-1,555 0,619 0,225-1,013 0,857 0,133-1,847 1,200 0,637—1,763 «ч 1,350 0,940—1,760

Жилищные условия Хорошие — 2 Удовлетворительные — 1 Плохие — 0 1,600 1,318—1,882 1,286 1,030—1,541 1,714 1,014-2,414 1,733 1,404—2,063 1,900 1,691—2,109

Время, уделяемое ребенку Достаточное — 1 Недостаточное —0 0,800 0,570-1,030 0,810 0,626-0,993 0,714 0,262—1,116 0,933 0,790-1,077 0,850 0,679—1,021

Отношение к ребенку ' Спокойное — 1 Неуравновешенное—О 0,733 0,479-0,987 0,714 0,503-0,925 0,714 0,262-1,116 0,733 0,479—0,987 0,850 0,679—1,021

нование полагать, что дети в возрасте б1/* лет, хотя и справляются с заданием, но • выполняют его с определенным напряжением, что в конечном счете может неблагоприятно сказаться на состоянии их нервной деятельности. У 7-летних «зрелых» детей патентный период зрительно-моторной реакции также удлиняется после занятий, но к концу дня он возвращается к исходной величине; реакция нервной

~До занятии Пас пе занятий Внонцедня СИСТвМЫ ЭДеКВаТНа НЭГруЗКе.

Считая, что условия воспитания влия-Изменение скорости зрителыю-мо- ют на степень адаптации и успех обучения торной реакции удетей в течение ребенка в школе, мы изучали воздействие некоторых микросоциальных факторов 2 — «среднезрелыс» }б«/, лет на «школьную зрелость». Учитывали об-

}--«с"еднеЫэСр*елые, разовательный уровень родителей, кото-

рый подразделяли на «высокий» (высшее или среднее специальное образование и работа по специальности) и «низкий» (среднее или незаконченное среднее образование), а также возраст родителей к моменту рождения ребенка и число детей в семье. Кроме того, выделили еще 2 момента — отношение к ребенку в семье и время, уделяемое родителями детям (в последнем случае учитывали возраст ребенка к началу посещения детского учреждения, характер проведения выходных дней и отпуска в семье, подготовка ребенка к школе семьей). Изучали жилшцно-бытовые условия.

В результате машинной обработки материала, где каждый из признаков был закодирован в цифрах и рассчитан с заданной вероятностью 0,95, часть полученных данных представлена в табл. 2.

Анализ полученного материала свидетельствует о том, что у детей, квалифицированных по тесту Керна в модификации Иразека как «зрелые» во всех возрастных группах (6, 6,5 и 7 лет), родители имели «высокий» образовательный уровень; возраст их к моменту рождения обследуемого ребенка был старше 25 лет; в семье есть еще дети, чаще старшие; отношение к ребенку в семье спокойное, ровное, родители много времени уделяют детям. Это дает основание говорить о том, что перечисленные выше микросоциальные факторы влияют на степень «школьной зрелости» ребенка.

Индивидуализирующий метод исследования с интервалом 1 год был использован при обследовании физического развития и состояния здоровья тех же детей; изучена также успешность их обучения в 1-м классе общеобразовательной школы. Установлена положительная динамика в физическом развитии — средние погодовые прибавки длины тела у мальчиков составили 3,8—8,3 см, у девочек — 4,2—8,1 см, соответственно в весе—1,8—3 и 2—3,5 кг, в окружности грудной клетки — 2—3,5 и 1—2,5 см. Изменений в группах здоровья не отмечалось, частота заболеваний не выходила за пределы, характерные для учащихся 1-го класса. В состоянии высшей нервной деятельности и некоторых функциональных показателях мышечной и сердечно-сосудистой систем выявлены вполне благоприятные сдвиги.

Большинство (91,2%) детей, квалифицированных год назад по тесту Керна как «зрелые» имеют в 1-м классе хорошую и отличную успеваемость и 8,8% — плохую. Среди «среднезрелых» только у 20% детей в 1-м классе установлена хорошая успеваемость, а у 80 % плохая. Очевидно, используя тест Керна в модификации Иразека для определения «школьной зрелости», следует полагать, что только дети, отнесенные к группе «зрелых», т. е. имеющие оценку 3—5 баллов, могут рассчитывать на успешное обучение в школе на его начальном этапе.

В ы в о д ы

1. Определяя степень готовности ребенка 6—7 лет к систематическому обучению, следует прежде всего устанавливать уровень его биологического развития (по показателям роста, погодовых прибавок и зубной формуле), физическое развитие, функциональное состояние высшей нервной деятельности, развитие речи и состояние здоровья.

2. Для определения «школьной зрелости» может быть использован тест Керна в модификации Иразека с градацией, предложенной в настоящей статье.

3. Дети, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, с гармоническим морфофункциональным состоянием и развитой речью, отнесенные к 1-й или 2-й группам здоровья и квалифицированные по тесту Керна как «зрелые» (3—5 баллов), имеют оптимальный уровень развития для начала систематического обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. (ред.). Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников (при обучении по новым программам).'М., 1974.— Тромбах С. М. — «Гиг. и сан.», 1969, № 9, с. 48—51. — В и с и г G. Е., К е 1 е -men A., S е г g h i е v s с h i S. — «Igiena (Вис.)», 1971, v. 20, p. 15—24. — Nova k S. — «In: Congres International d'hygiéne et de medicine scolaire et universitaires (5). Abstracta. Praque, 1967, p. 40 — W i n t e r L. — «Z. arztl. Fortbild. (Jena)», 1972, Bd 66, S. 1004—1008.

Поступила 2S/XI 1974 г.

DETERIMNATION OF THE OPTIMAL LEVEL OF DEVELOPMENT AND «SCHOOL MATURITY» OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN

V. N. Kardashenko, T. Yu. Vishnevetskaya

Investigation results obtained show the children, whose biological age corresponds to that in the passport or surpasses it, who are in a harmonious morphologic and functional state and have a well developed speech, are included into the 1st and 2nd health groups and are considered according to the Kern test in Irazek's modification as «mature». These children present an optimal development level for systematic study at school.

УДК 371.»2:371.71/.73

Проф. Д. Н. Исаев, Н. В. Дьяченко

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ

Ленинградский педиатрический медицинский институт. Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Вспомогательные школы-интернаты предназначены для решения важной социальной задачи — воспитания и обучения детей с дефектами умственного развития, а также их профессионально-трудовой подготовки. Основную массу воспитанников таких школ-интернатов составляют дети-олигофрены с различными формами психического недоразвития (М. С. Пев-знер; М. С. Певзнер и В. И. Лубовский). Неоднородность классных коллективов, обусловленная пребыванием в одном классе учащихся с различными формами олигофрении, отличающимися структурой интеллектуального дефекта и неодинаковыми компенсаторными ' возможностями в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы, диктует необходимость дифференцированного подхода к обучению. Обоснование правомерности такого подхода явилось целью нашей работы.

Мы изучали динамику работоспособности учащихся с различными формами психического недоразвития и психофизиологические стороны их утомления, вызванные влиянием учебной нагрузки на функциональное состояние организма в течение учебного дня и недели. Исследования проводили в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.