Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА СОСТОЯНИЕ АККОМОДАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ'

О ВЛИЯНИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА СОСТОЯНИЕ АККОМОДАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В В. Коваленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF VISUAL STIMULATION ON ACCOMODATION IN SCHOOLCHILDEN

Studies in the school and in the laboratory showed a somewhat refraction and reduced accomodation after a school day. Experimental visual stimulation that simulated a lesson involving considerable eyestrain showed a substantial lability of the accomodative function of the eyes in the subjects, apparently associated with individual characteristics.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА СОСТОЯНИЕ АККОМОДАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ»

ления у больных детей в условиях I климатической зоны, причем специфика теплообмена в зимний период имеет ту же направленность, что и у здоровых детей. Очевидно, сдвиги обменных процессов, которые вырабатываются у здоровых детей под влиянием определенного климата и условий проживания, сохраняются и у больных.

Однако состояние теплообмена больных детей в летний период значительно отличается от теплообмена у здоровых того же возраста в разных климатических зонах. Более высокие показатели теплопродукции и средневзвешенной температуры кожи у здоровых детей в условиях открытой атмосферы В. С. Залевский отметил в условиях Воркуты, наиболее низкие — в условиях Ашхабада и Батуми. Такие различия теплообмена у больных и здоровых детей, по-видимому, определяются слабо выраженной сезонной переадаптацией больных в связи с их длительным пребыванием в условиях стационара при относительно высокой температуре воздуха, а также снижением общей реактивности больного организма.

Выявленные различия теплового состояния и теплообмена у больных детей необходимо учитывать при разработке дифференцированных в климатическом аспекте нормативов микроклимата палат для больных детей.

ЛИТЕРАТУРА

Залевский В. С. Тепловое состояние детей младшего и среднего школьного возраста на открытом воздухе в разных клнматнческнх районах. Автореф. дис. канд. М., 1967.

Кафарова Р. 3. — В кн.: Физиология человека в природных условиях СССР. Л., 1969, с. 53—63.

Кореневская Е. И., Терентьева Г. В., Дьячкова Н. Г. и др. — Гиг. и сан., 1971, № 6, с. 41—44.

Поступила 14/УШ 1978 г.

TOWARD IMPROVED MICROCLIMATES IN PEDIATRIC DEPARTMENTS

OF HOSPITALS

£. B. Borovik, N. P. M ash va, and V. E. Mukhin

Summary. A study of thermal status of, and heat exchange in children with cardiovascular disease in different climates has revealed climate-related variations in heat exchange (these are specified for various climatic zones) that need to be taken into proper consideration in developing standards for microclimate in wards of pediatric departments in particular climatic zones.

УДК 371.71:612.844.24

Канд. мед. наук В. В. Коваленко

О ВЛИЯНИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА СОСТОЯНИЕ АККОМОДАЦИИ

У ШКОЛЬНИКОВ

Харьковский научно-исследовательский институт охраны здоровья детей и подростков

им. Н. К. Крупской

Вопрос о влиянии зрительной нагрузки на состояние аккомодационного аппарата глаза представляет интерес с нескольких точек зрения. Согласно одной из них. возможна роль этого фактора в возникновении мнопи-ческой рефракции.

Влияние зрительной нагрузки на состояние оптического аппарата глаз учащихся мы изучали в двух сериях исследований: непосредственно в школе (до и после учебного года) и в условиях лабораторного эксперимента (моделирование урока с высокой загрузкой зрительного аппарата).

При проведении I серии обследованы 112 учащихся общеобразовательной школы (64 девочки и 48 мальчиков) со сферической рефракцией. 40 с эмметропией, 48 с гииерметропией слабой степени и 24 с миопией слабой степени. По возрасту они распределялись следующим образом: от 9 до 12 лет — 86 человек, от 13 до 17 лет — 26. Офтальмологическое обследование учащихся до и после уроков включало проверку остроты зрения для дали и субъективной коррекции, определение ближайшей точки ясного зрения, запасной и израсходованной частей относительной аккомодации, резерва аккомодации при зрении вдаль. Как показали наши исследования, этот комплекс методик дает возможность получить достаточно полное представление о состоянии аккомодационного аппарата глаз.

Полученные результаты показали, что некоторые изменения остроты зрения имелись лишь у школьников с миопической рефракцией, при этом как в сторону понижения, так и в сторону повышения ее (на 0,1—0,2). Это, с нашей точки зрения, могло быть связано с недостаточным вниманием отдельных школьников к исследованию.

Определенные сдвиги выявлены в величине субъективной коррекции, дающей цифровую характеристику рефракции испытуемых. У близоруких школьников чаще отмечалось усиление (на 0,25—0,5 Б), у дальнозорких превалировало ослабление (на 0,25—1,0 Э). Изменения эти однонаправленны и свидетельствуют о некотором усилении тонуса цилиарной мышцы к концу учебного дня.

Изменения положения ближайшей точки ясного зрения невелики (0,1— 0,4 см) и разнонаправленны (табл. 1).

Уменьшение запасной части относительной аккомодации наблюдалось при миопии и эмметропии. При этом у школьников с миопией сдвиги выражены в младшей возрастной подгруппе, а у учащихся с эмметропической рефракцией'— в старшей. Изменения израсходованной части относительной аккомодации несущественны. Уменьшение резерва аккомодации при зрении вдаль отмечено у 62,5% обследованных учащихся. При этом изменение показателя характерно для старшего возраста и наиболее выражено при гиперметропической рефракции.

Для уточнения полученных данных проведена II серия исследований. Обследовано 60 учащихся со сферической рефракцией (эмметропией, гипер-метропией слабой степени и миопией слабой степени — по 20 человек в каждой подгруппе) в возрасте от 10 до 16 лет. В процессе эксперимента учащиеся выполняли адекватную зрительную работу на близком расстоянии в течение 40 мин (время, соответствующее длительности зрительной нагрузки на протяжении урока при максимальной загруженности зрительного анализатора) при соблюдении гигиенических нормативов (достаточная освещенность рабочего места, нормальное расстояние от глаз до объекта работы, правильный наклон головы). До и после зрительной нагрузки определяли следующие показатели аккомодации: устойчивость (эргографически), относительную аккомодацию время напряжения относительной аккомодации, резерв абсолютной аккомодации, время аккомодации при переводе взгляда с близкого расстояния на отдаленное. Полученные данные сведены в табл. 2.

Эргографическое исследование показало, что устойчивость аккомодации под влиянием зрительной нагрузки изменяется незначительно. Так, среди детей первой подгруппы с эмметропической рефракцией характер кривой изменился лишь у 1 (устойчивый тип перешел в неустойчивый). Во второй подгруппе изменения отмечены у 2 испытуемых: у 1 устойчивая аккомодация перешла в неустойчивую и у 1 неустойчивая — в слабую. В третьей подгруппе (с миопической рефракцией) изменения выявлены также у 2 испытуемых, они характеризовались переходом устойчивого типа эргограммы в неустойчивый.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что экспериментальная зрительная нагрузка, моделирующая школьный урок, не вызывает у учащихся существенных изменений в состоянии аккомодативной функции

Таблица 1

Показатели функционального состояния аккомодации у школьников в динамике учебного дня (М3:т)

Показатель Возраст, годы Эыметропия Гнперметропия Миопия

до уроков после уроков К до уроков после уроков К до уроков после уроков К

Ближайшая точка ясного 9-12 4,93:0,14 4,9—0,16 4,93:0,16 5,0—0,21 0,02 4,53:0,24 4,13:0,21 0,09

зрения, см 13-17 5,43:0,21 5,53:0,24 0,02 6,03:0,24 6,23:0,20 0,03 5,6—0,25 5,43:0,25 —

Запасная часть относитель- 9-12 5,43:0,14 5,5—0,21 0,02 6,7^0,24 6,7—0,26 — 6,53:0,31 5,43:0,36 0,03

ной аккомодации, Э 13-17 6,33:0,27 5,63:0,24 0,11 4,73:0,16 4,7^=0,18 — 5,53:0,26 5,1—0,21 0,08

Резерв аккомодации, О 9-12 5,8^=0,24 5,93:0,21 0,02 6,53:0,34 6,63:0,32 0,02 3,83:0,11 3,43:0,13 0,11

13-17 6,13:0,31 5,4—0,26 0,11 6,53:0,30 4,73:0,27 0,28 3,43:0,16 2,83:0,10 0,18

Примечание. Здесь и в табл. 2: К — коэффициент изменения

Таблица 2

Показатели функционального состояния аккомодации у школьников в условиях зрительной нагрузки (М±/п)

Показатель Эмметропия Гнперметропия М и о п и и

до нагрузки после нагрузки К до нагрузки после нагрузки К до нагрузки после нагрузки К

Загтасная часть относительной аккомо- 3,073:0,28 3,353:0,27 0,23

дации, О 4,373:0,41 4,853:0,39 0,12 5,423:0,46 5,403:0,46 0,003

Израсходованная часть относительной 2,053:0,18 2,123:0,15 0,44

аккомодации, О 2,973:0,18 2,623:0,19 0,12 3,073:0,16 3,153:0,18 0,30

Общий объем относительной аккомода- 5,123:0,37 5,473:0,30 0,12

ции, О 7,353:0,52 7,47=^0,51 0,12 8,503:0,55 8.553:0,58 0,11

Время напряжения относительной акко- 0,803:0,05 0,80—0,05

модации, с 1,053:0,03 0,993:0,03 0,04 1,313:0,08 1,303:0,07 0,008 —

Резерв абсолютной аккомодации, О 4,743:0,48 4,873:0,53 0,19 4,923:0,39 5,123:0,46 0,16 2,663:0,25 2,923:0,23 0,27

Время аккомодации вдаль, с 0,253:0,01 0,253:0,01 —- 0,293:0,01 0,293:0,01 0,283:0,01 0,293:0,01 0,32

глаз независимо от вида сферической рефракции. Большая вариабельность изменений, хотя и при незначительной выраженности их, позволяет говорить о нескольких типах реакции аккомодационного аппарата глаз на выполнение работы, требующих специального изучения. Малая выраженность полученных изменений затрудняет выбор наиболее чувствительного метода. Можно отметить однонаправленность полученных изменений лишь при эргографи-ческом исследовании, являющемся в определенной степени нагрузочным тестом, так как в обычных условиях редко приходится фиксировать объект на расстоянии ближайшей точки ясного зрения в течение нескольких минут. Это обусловливает целесообразность применения нагрузочных тестов при изучении зрительной работоспособности.

Таким образом, исследование аккомодативной функции глаз у школьников в условиях однодневной зрительной нагрузки позволило установить тенденцию к усилению тонуса цилиарной мышцы, что отражается на определяемой субъективно величине рефракции. Ослабление аккомодативной функции для близи наблюдается при миопии в младшей возрастной подгруппе и при эмметропии в старшей. Ослабление аккомодативной функции при зрении вдаль отмечено лишь в старшем возрасте и имеется при всех видах рефракции, однако наиболее выражено при гиперметропии. Экспериментальная зрительная нагрузка, моделирующая урок с напряженной работой органа зрения, показывает большую лабильность аккомодативной функции обследованных, связанную, по-видимому, с их индивидуальными особенностями.

Поступила I7/VII 1978 г.

EFFECT OF VISUAL STIMULATION ON ACCOMODATION IN SCHOOLCHILDEN

V. V. Kovaienko

Summary. Studies in the school and in the laboratory showed a somewhat increased refraction and reduced accomodation after a school day. Experimental visual stimulation that simulated a lesson involving considerable eyestrain showed a substantial lability of the accomodative function of the eyes in the subjects, apparently associated with individual characteristics.

УДК 617.75-063*6:371.71

В. Г. Маймулов

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНА ЗРЕНИЯ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В проблеме подготовки детей к школе особое значение приобретает изучение функциональной готовности к обучению контингента детей с патологией органа зрения — высокой аметропией, астигматизмом, косоглазием, амблиопией, не являющейся препятствием для учебы в общеобразовательной школе и вместе с тем обусловливающей выраженное снижение функционального состояния зрительного анализатора и всего организма в целом (В. Г. Маймулов; А. Н. Добромыслов и соавт.).

В задачи исследования входило изучение состояния «школьной зрелости» среди детей с патологией органа'зрения, зависимости уровня «школьной зрелости» от ряда морфофункциональных, биологических и социальных факторов, влияния обязательных занятий на функциональное состояние и динамику работоспособности детей с разной степенью «школьной зрелости».

Обследовано 320 детей в возрасте 5—7 лет с нарушением бинокулярного зрения, косоглазием, дисбинокулярной, рефракционной, анизометропи-ческой и постобскурационной амблиопией в условиях специализированных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.