Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATHOPHYSIOLOGICAL INDICES OF FUNCTIONAL PREPAREDNESS FOR TRAINING IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Indices of «school maturity» in children with cerebral palsy differed considerably from those in normal children. These indices were found to have a relationship to the character of cerebral palsy, to associated disease (impairment of vision or speech), and to performance at school.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

детельствует о преобладании внутреннего торможения в сенсомоторной зоне коры головного мозга, также являющегося одним из признаков утомления. Это согласуется с известным представлением о том, что выносливость к статическому усилию отражает функциональное состояние не только периферических отделов двигательного анализатора, но и прежде всего его центрального коркового отдела (В. В. Розенблат).

Таким образом, у подростков, обучающихся по существующему режиму и постоянно проходивших практику на НПЗ, -по всем щределяемым показателям наблюдались значительные сдвиги в динамике рабочего дня и недели, особенно на первом и втором году обучения. В результате исследований установлена связь изменений функционального состояния организма подростков с воздействием факторов производственной среды и главным образом малых концентраций токсических веществ. Их влияние выражается при малой загруженности рабочего дня в гипотензивной реакции сердечнососудистой системы, при большой плотности в более интенсивном учащении пульса и снижении артериального давления, а также в более выражен-

ных сдвигах центральной нервной системы. На основании полученных данных следует признать рациональным второй (экспериментальный) режим обучения, предусматривающий равномерное чередование в течение учебной недели дней теории и практики, отдаление начала контакта подростков с химическими веществами в период производственного обучения. В этом случае не наблюдается таких выраженных изменений в функциональном ф состоянии организма подростков, как у учащихся основной группы.

Для профилактики неблагоприятного воздействия условий труда за период обучения в ПТУ профессии слесаря-монтажника рекомендуем: сократить время производственной практики на территории НПЗ; на первых этапах обучения организовать производственное обучение на объектах, где учащиеся не подвергались бы воздействию химических веществ; осуществлять ступенчатый переход к условиям НПЗ и проводить сплошную производственную практику на НПЗ не более 2 раз за период обучения (в конце второго и третьего года) с обязательным введением регламентированных перерывов во время работы.

ЛИТЕРАТУРА

Загидуллин 3. 111. — В кн.: Научная конф., посвященная вопросам гигиены труда, профпатологии и промышленной токсикологии в нефтяной и нефтехимической промышленности. Уфа, 1961, с. 71—74.

Ильина В. А. Влияние производственных факторов на некоторые показатели состояния здоровья подростков.

обучающихся в профессионально-технических училищах химического профиля. Автореф. дне. канд. М., 1974 Лейник М. В. — В кн.: Вопросы физиологии труда. М.

1957, с. 140-150. Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1975.

I Поступила 14/1V 1979 г.

TIME COURSE OF RHYSIOLOGIC ALTERATIONS DURING_PRODUCTION TRAINING OF ADOLESCENTS

L. V. Virpsha

This study revealed untoward effects of the work envi- receiving their practical training at oil refineries continu-

ronment, mainly of low concentrations of toxic substances, ally from the end of the first year and through the next two

on the functional state of the body in abolescents who were years of study in a secondary vocational technical school.

УДК 616.831-009.12-053.2:37

Канд. мед.- наук 3. Е. Романова

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Вопрос о «школьной зрелости», готовности к систематическому обучению детей широко изучается в последние годы, причем не только в зависимости от возраста, но и от состояния здоровья. Однако взаимосвязь показателей «школьной зрелости» и различных отклонений в состоянии здоровья изучена мало. Значительно больше исследований в этом направлении выполнено на здоровых детях (М. В. Антропова, С. П. Ефимова, О. А. Лосева; В. Н. Кардашенко, Т. Ю. Вишне-

вецкая, и др.). Авторы указывают, что учащиеся общеобразовательных школ в 7 лет по основным показателям психофизиологического развития достигают уровня «школьной зрелости» и готовы к систематическому обучению. М. В. Антропова и М. В. Прохорова не выявили взаимосвязи между «школьной зрелостью» и психоневрологическими отклонениями, между «школьной зрелостью» и хроническими заболеваниями. Эти авторы не отмечают также взаимосвязи между развитием речи и

показателями «школьной зрелости». М. М. Кольцова высказывает противоположное мнение и приводит данные о взаимосвязи между развитием речи и рисунка; известно также мнение дефектоло-гов о необходимости развития двигательной функции верхних конечностей, которое способствует развитию речи.

Настоящая работа посвящена выяснению уров-Ф ня «школьной зрелости» у детей с церебральным параличом. Для определения степени функциональной готовности к обучению был использован психофизиологический тест Керна — Иразека, признанный большинством авторов. Испытуемый получает три задания, выполнение которых в известной степени зависит от развития основных психофизиологических функций центральной нервной системы — наблюдательности, внимания, памяти, характеризует степень развития мелких мышц кисти. Уровень «зрелости» устанавливается по суммарному (за выполнение трех заданий) количеству баллов. В градацию «зрелых» входят дети, получившие по всем заданиям не более 5 баллов, в «среднезрелые» — дети, выполнившие задания на 6—9 баллов, в «незрелые» — дети, которые выполнили задание на 10—15 баллов.

В ходе исследования изучали взаимосвязь показателей теста Керна — Иразека и некоторых видов сопутствующей патологии (дефекты речи и нарушения зрения), взаимосвязь с успеваемостью, функциональными показателями центральной нервной системы — латентным периодом реакции г на световой раздражитель. Под наблюдением находилось 98 учащихся нулевого, первого и второго классов двух специальных школ-интернатов — № 9 (Ленинград) и «Красные зори» (Ленинградская область). Возраст обследованных от 7 до 11 лет. По характеру патологии учащиеся распределялись следующим образом: гемипарез — у 30, спастическая диплегия — у 18, гиперкинетическая форма детского церебрального паралича — у 21, двойная гемиплегия — у 16, врожденные аномалии развития опорно-двигательного аппарата — у 13. Нарушения со стороны зрительного анализатора отмечалось в 43%, речи — в 53% случаев. У 25% детей наблюдалось сочетание речевых нарушений и зрительных, 27% учащихся сопутствующей патологии указанных видов не имели.

Анализ уровня «школьной зрелости» в зависимости от возраста и периода обучения показал: наибольший процент «незрелых» встречается среди учащихся нулевого класса в возрасте 7—8 лет и составляет 44, «зрелых» всего лишь 17%, процент «незрелых» в первом и во втором классах примерно одинаков — соответственно 8 и 7, «зрелых» больше во втором классе — 58%, в первом — 42%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что ^ учащиеся с церебральным параличом значительно отстают от здоровых по уровню «школьной зрелости».

При сопоставлении показателей «школьной зрелости» учащихся с характером их заболевания вы-

является взаимосвязь между степенью двигательных нарушений и результатами теста Керна — Иразека. Наиболее низкие показатели «школьной зрелости» имеют дети с гиперкннетической формой детского церебрального паралича, двойной геми-плегии, тетрапарезах. При этих формах детского церебрального паралича двигательные возможности больных очень ограничены. Успеваемость детей с этими формами детского церебрального паралича, как правило, наиболее низкая. Между показателями «школьной зрелости» и успеваемостью прослеживается четкая зависимость — у детей с успеваемостью выше среднего балла показатели теста Керна — Иразека соответствовали 4,2 балла, а у детей с успеваемостью ниже среднего балла эти показатели находились в пределах 6,0 балла (г =+0,7).

Была проанализирована связь показателей теста Керна — Иразека с некоторыми видами сопутствующей патологии у детей с церебральным параличом. Установлено, что «незрелых» и «средне-зрелых» больше среди детей, у которых имеются нарушения речевой функции. Общая сумма баллов в среднем у них составляет 7,0—7,3, у детей с нарушениями зрения — 5,6, а при отсутствии указанных форм сопутствующей патологии — 5,2. Таким образом, недоразвитие речи задерживает формирование психофизиологических показателей, функциональной готовности детей к систематическому обучению.

Одним из показателей функционального состояния центральной нервной системы учащихся является реакция на световой или звуковой раздражитель. Чем выше уровень функционального состояния центральной нервной системы, тем короче реакция. Методом хронорефлексометрии мы определили латентный период реакции у наблюдаемых учащихся на световой и звуковой раздражители, сопоставили с показателями теста «школьной зрелости» и выявили четкую взаимосвязь. У детей с более короткой реакцией на раздражители, показатели латентного периода у которых были ниже средних величин, общая сумма баллов, по данным теста Керна — Иразека, составила 5,5— 5,2, у детей, имеющих показатели латентного периода выше средних величин, 6,7—6,8 (г^ 4-0,65).

Выводы

1. Полученные данные свидетельствуют о существенных различиях в показателях «школьной зрелости» у здоровых детей и детей с церебральным параличом. Психофизиологические показатели готовности к систематическому обучению, обусловленные степенью морфофункциональной зрелости организма, у детей, больных церебральным параличом, значительно отстают. Ограниченные возможности познавательной деятельности ребенка в связи с различной степенью поражения головного мозга, трудности общения с окружающим миром обусловливают более низкий уровень морфофунк-

циональной зрелости организма детей, больных церебральным параличом. При этом показатели «школьной зрелости» прямо зависят от степени двигательных нарушений, а также наличия дефекта речевой функции.

2. Наиболее низкий уровень морфофункциональ-ной зрелости определяется у детей с гиперкинетической формой детского церебрального паралича,

с диагнозом тетрапареза, двойной гемиплегни, а также при нарушениях речевой функции.

3. Более низкие показатели «школьной зрелости» в соответствующих возрастных группах детей с церебральным параличом должны учитываться при составлении режима учебно-воспитательной работы в младших классах и разработке программ их обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. — Нов.

исследования по возраст, физиол., 1976, № 1, с. 11—14. Ефимов С. П., Коцюба И. К. — Там же, с. 52—53.

Кардашенко В. Н., Вишневецкая Т. Ю. — Там же, с. 14— 15.

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

Поступила 28/У 1979 г.

PATHOPHYSIOLOGICAL INDICES OF FUNCTIONAL PREPAREDNESS FOR TRAINING IN|CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Z. E. Romano va

Indices of «school maturity» in children with cerebral palsy differed considerably from those in normal children. These indices were found to have a relationship to the ch a-

racter of cerebral palsy, to associated disease (impairment of vision or speech), and to performance at school.

УДК 572.51-053.4

Е. Б. Кривогорский, Т. А. Сапешко

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Каменец-Подольский пединститут им. В. П. Затонского

Единство процессов роста и развития дает возможность предположить, что уровень совершенствования двигательной деятельности обусловливается не только морфологической, но и функциональной зрелостью организма. Вместе с тем интенсивность формирования отдельных морфологических и функциональных систем неодинакова, что связано с неравномерностью роста и развития детского организма. Вот почему изучение разных аспектов проблемы функциональной готовности детей к любому воздействию внешней среды является весьма важной и актуальной задачей.

Представляло интерес изучить связь между функциональной готовностью к обучению в школе, физическим развитием, двигательными возможностями и мышечной работоспособностью детей в возрасте 6—7 лет. Для этого было отобрано 275 здоровых детей, которых исследовали в динамике в 6- и 7-летнем возрасте. Эти дети посещали вначале подготовительные группы детских садов, а затем первые классы школ. Санитарно-гигиени-ческое состояние детских учреждений было удовлетворительным.

Исследования проводили по методикам, предложенным Научным советом по проблемам гигиены обучения и воспитания АПН СССР. В соответствии

с ними 16 дней 8 раз в течение учебного года в начале и в конце каждой четверти и в первые 6 нед от начала учебного года в указанных детских коллективах изучали физиологические функции з динамике. Исследовали некоторые признаки, которые в основном отражают уровень развития функций детей первых классов. В частности, изучали функциональное состояние центральной нервной системы (по скорости зрительно-моторной реакции), определяли уровень умственной работоспособности, силу и выносливость к статическому усилию, мышечную работоспособность с помощью эргографии и пробы Р'\№С160. Кроме того, определяли уровень морфологического развития: рост, массу тела, окружность грудной клетки, отношение длины ног к длине тела, общей высоты лица к окружности головы и состояние физической подготовленности. Всем детям было предложено выполнить тест на «школьную зрелость» А. Керна в модификации И. Иразека.

Методом эргографии было обследовано только 265 детей, из них 189 «зрелых» и «среднезрелых» и 86 «незрелых», у которых было получено 1487 эр-гограмм. Испытуемые на пальцевом эргографе выполняли работу до отказа с грузом, равным Ч10 показателя динамометрии (1—1,3 кг). Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.