Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

циональной зрелости организма детей, больных церебральным параличом. При этом показатели «школьной зрелости» прямо зависят от степени двигательных нарушений, а также наличия дефекта речевой функции.

2. Наиболее низкий уровень морфофункциональ-ной зрелости определяется у детей с гиперкинетической формой детского церебрального паралича,

с диагнозом тетрапареза, двойной гемиплегни, а также при нарушениях речевой функции.

3. Более низкие показатели «школьной зрелости» в соответствующих возрастных группах детей с церебральным параличом должны учитываться при составлении режима учебно-воспитательной работы в младших классах и разработке программ их обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. — Нов.

исследования по возраст, физиол., 1976, № 1, с. 11—14. Ефимов С. П., Коцюба И. К. — Там же, с. 52—53.

Кардашенко В. Н., Вишневецкая Т. Ю. — Там же, с. 14— 15.

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

Поступила 28/У 1979 г.

PATHOPHYSIOLOGICAL INDICES OF FUNCTIONAL PREPAREDNESS FOR TRAINING IN|CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Z. E. Romano va

Indices of «school maturity» in children with cerebral palsy differed considerably from those in normal children. These indices were found to have a relationship to the ch a-

racter of cerebral palsy, to associated disease (impairment of vision or speech), and to performance at school.

УДК 572.51-053.4

Е. Б. Кривогорский, Т. А. Сапешко

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Каменец-Подольский пединститут им. В. П. Затонского

Единство процессов роста и развития дает возможность предположить, что уровень совершенствования двигательной деятельности обусловливается не только морфологической, но и функциональной зрелостью организма. Вместе с тем интенсивность формирования отдельных морфологических и функциональных систем неодинакова, что связано с неравномерностью роста и развития детского организма. Вот почему изучение разных аспектов проблемы функциональной готовности детей к любому воздействию внешней среды является весьма важной и актуальной задачей.

Представляло интерес изучить связь между функциональной готовностью к обучению в школе, физическим развитием, двигательными возможностями и мышечной работоспособностью детей в возрасте 6—7 лет. Для этого было отобрано 275 здоровых детей, которых исследовали в динамике в 6- и 7-летнем возрасте. Эти дети посещали вначале подготовительные группы детских садов, а затем первые классы школ. Санитарно-гигиени-ческое состояние детских учреждений было удовлетворительным.

Исследования проводили по методикам, предложенным Научным советом по проблемам гигиены обучения и воспитания АПН СССР. В соответствии

с ними 16 дней 8 раз в течение учебного года в начале и в конце каждой четверти и в первые 6 нед от начала учебного года в указанных детских коллективах изучали физиологические функции з динамике. Исследовали некоторые признаки, которые в основном отражают уровень развития функций детей первых классов. В частности, изучали функциональное состояние центральной нервной системы (по скорости зрительно-моторной реакции), определяли уровень умственной работоспособности, силу и выносливость к статическому усилию, мышечную работоспособность с помощью эргографии и пробы Р'\№С160. Кроме того, определяли уровень морфологического развития: рост, массу тела, окружность грудной клетки, отношение длины ног к длине тела, общей высоты лица к окружности головы и состояние физической подготовленности. Всем детям было предложено выполнить тест на «школьную зрелость» А. Керна в модификации И. Иразека.

Методом эргографии было обследовано только 265 детей, из них 189 «зрелых» и «среднезрелых» и 86 «незрелых», у которых было получено 1487 эр-гограмм. Испытуемые на пальцевом эргографе выполняли работу до отказа с грузом, равным Ч10 показателя динамометрии (1—1,3 кг). Кроме того,

выполнялись две дозированные работы в течение 30 с с таким же интервалом отдыха. По данным работы до отказа определяли: общий показатель работоспособности (в кг. см), время утомления, время сопротивления утомлению, характеристику периодов работы, типы работоспособности. Результаты исследования на «школьную зрелость» показали, что среди детей подготовительных групп ф детских садов «зрелых» было 53 (19,2%) ребенка, «среднезрелых» — 136 (49,5%), «незрелых» — 86 (31,3%).

Среди «зрелых», «среднезрелых» и «незрелых» одинаково часто встречались дети с вышесредним, средним и нижесредним уровнем физического развития. Кроме того, не установлено прямой зависимости между показателями физического развития и выполнением двигательных тестов. Дети с низким и нижесредним физическим развитием показывали средние и даже вышесредние результаты. И наоборот, дети с высоким, вышесредним физическим развитием часто не могли достичь средних результатов. Наиболее стабильные результаты по прыжкам в длину, метанию набивного мяча, динамометрии и становой силе демонстрировали дети среднего физического развития. Установлена зависимость между состоянием «школьной зрелости» и выполнением двигательных тестов (/'>0,002). Дети, обладающие «школьной зрелостью», и особенно «среднезрелые», были лучше координированы и демонстрировали более высокие двигательные 4 возможности.

г Вместе с тем 19 (10,0%) детей, обладающих «школьной зрелостью» по тесту Керна — Иразека, выполнили предложенные им тесты значительно слабее средних величин. Изучение у них количественных и качественных показателей динамической работоспособности позволило установить идентичность их показателям у детей, не обладающих достаточной «моторной» и «школьной зрелостью». Это дало нам возможность предположить опосредованную связь между «школьной зрелостью» и динамической работоспособностью, в которой, по-видимому, главную роль играет «моторная зрелость», т. е. способность к координированным движениям, обусловливающая выполнение школьной программы по физической культуре (Н. Т. Лебедева).

По нашему мнению, правильнее говорить не о «моторной» и «школьной зрелости», а о функциональной готовности детей к обучению в школе, характеризующей «уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми требованиями школьного обучения» (НШеЬгапс!). Вместе с тем термины «школьная» и «моторная зрелость» получили распространение, и мы ими поль-0 зуемся для удобства изложения материала.

В многогранной проблеме мышечной деятельности детей важным вопросом является изучение закономерностей развития количественных и качественных показателей физической работоспособ-

ности с учетом ряда физиологических факторов, которые имеют прямое или косвенное влияние на ее совершенствование. Так, результаты исследования общей работоспособности детей в возрасте 6—7 лет свидетельствуют, что наиболее высокие показатели определялись у «зрелых». Различие в показателях выполненной работы между «зрелыми» и «незрелыми» достоверно (/>>0,001). Показатели мышечной работоспособности у детей 7 лет в обеих группах значительно возросли за год по сравнению с таковыми у 6-летних (/>>0,001).

Для оценки уровня мышечной работоспособности детей с разной степенью готовности к школе важно не только установить суммарный показатель, но и определить ее величину за единицу времени (в кг. см/с). Наши данные показывают, что количество выполненной работы за 1 с согласуется с состоянием готовности детей к школе, причем наиболее высокая мощность установлена у «зрелых» детей. Различие между «зрелыми» и «незрелыми» статистически достоверно (/>>0,01).

Анализ высоты миограмм показывает, что не во всех эргограммах удалось четко выделить все периоды работоспособности. Процент таких детей с ростом «зрелости» уменьшается. Так, среди детей, не обладающих «школьной зрелостью», все 4 периода выявлены у 68,6%, а среди «зрелых» — у 39,7% (/>>0,001).

Первый период — «врабатываемость» — характеризовался постепенным повышением амплитуды миограмм, снижением ее вариабельности, увеличением ее продуктивности. Такое единство в сменах параметров работоспособности характерно для образования двигательной доминанты.

Средняя высота миограмм в период «врабатывае-мости» у «зрелых» детей была более значительной, чем «у незрелых» (Я>0,01), а различие между средними величинами миограмм в период «врабатывае-мости» и оптимальной работоспособности наиболее четко обозначилось у «незрелых» (/>>0,001). Таким образом, период «врабатываемости» наиболее отчетливо был выражен и продолжался больше времени у детей, не достигших «школьной зрелости».

Во втором периоде (оптимальная работоспособность) амплитуда миограмм у детей двух групп держалась на довольно высоком уровне, а вариабельность ее была меньше, чем в других периодах. Низкая вариабельность или стойкое состояние физиологических функций является показателем высокой работоспособности. Вместе с тем этот период у «зрелых» детей в 6 лет составлял 67,5%, в 7 лет — 70,1% от всей выполненной работы, а у «незрелых» — соответственно 46,1 и 48,6%.

По мере роста и развития детей происходит совершенствование мышечной деятельности в оптимальном периоде. Так, удельный вес выполненной работы в этот период у 7-летних возрос на 2,6% при сохранившейся зависимости этого показателя от состояния «школьной зрелости». После периода оптимальной работоспособности амплитуда мио-

грамм начинает неравномерно снижаться, повышение амплитуды чередуется с ее снижением и возвращением к среднему уровню. Так повторяется неоднократно. Такая регуляция движений или «волн активности» в процессе мышечной деятельности детей заслуживает особого внимания как проявление саморегуляции функций детского организма при динамической деятельности. Если рассматривать аппарат саморегуляции организма как функциональную систему, которая обеспечивает поддержание жизненно важных констант организма (гомеостазис), то появление коротких «волн активности» с низкой амплитудой колебания свидетельствует, очевидно, о несовершенной системе регулирования, которая наблюдается чаще у детей, не достигших достаточного функционального развития (Р>0,01).

Время динамической работы у 6-летних детей, функционально готовых к обучению в школе, составляло 38,0 с, у «незрелых» — 28,8 с, у 7-летних— соответственно 47,1 и 32,5 с. Субъективное чувство утомления сопровождалось отказом от деятельности, объективное — резким снижением амплитуды миограмм. Безусловно, снижение амплитуды движений и соответствующее снижение уровня выполняемой работы и характеризовали утомление, которое развивалось у обследуемых детей.

Нам не всегда легко было определить на эрго-грамме момент снижения уровня миограмм, особенно когда эргограмма имела фазовый характер с наличием «волн активности». В этом случае за начало периода утомления мы брали систематическое колебание величин на низком уровне. Следует отметить, что только у 7 (3,7%) детей, физически хорошо развитых, систематически демонстрировавших высокие показатели в выполнении двигательных тестов, отнесенных нами к «зрелым», не установлено изменений амплитуды колебаний миограмм от начала и до конца работы на эргографе. Во всех остальных случаях наблюдалось снижение и колебание «моторной» и «школьной зрелости» детей. Анализ кривых амплитуды миограмм в динамике работы дал возможность определить «рабочий коэффициент» или «сопротивление утомлению» у детей.

При сопоставлении времени, в течение которого испытуемые продолжали работать с признаками утомления (с выраженным снижением — на 5 мм— миограмм), оказалось, что время сопротивления утомлению у «зрелых» 6-летних составляло 19,8 с, у «незрелых» — 17,5 с (Р>0,01), у 7-летних — соответственно 20,3 и 17,8 с (Р>0,01). За указанное время 6-летние дети выполнили работу в 17,6 кг. см, «незрелые»—в 11,3 кг. см, 7-летние — соответственно в 19,2 и 12,8 кг.см.

Таким образом, «школьная зрелость» сопровождалась более высокой сопротивляемостью утомлению, т. е. выносливостью к динамической мышечной работе.

Характерные изменения амплитуды движений в процессе динамической деятельности у детей

с разной степенью «школьной зрелости», а также значительные индивидуальные колебания показателей мышечной работоспособности позволили выделить 4 типа работоспособности, которые полностью охватывают все разнообразие выявленных особенностей.

Наряду с разнообразием форм эргографических кривых нами отмечены их качественные характеристики, которые определялись индивидуальными ь особенностями работоспособности, той или иной степенью функциональной зрелости и состоянием высшей нервной деятельности.

Анализ наших материалов показывает, что у «зрелых» детей чаще (38,1%) встречался ровный тип всех эргограмм, для которого характерны одинаковый уровень миограмм на протяжении всей работы с последующим снижением в конце на 2—4 мм, процент «сопротивления утомлению» в пределах 80—100.

У детей, функционально не подготовленных к обучению в школе, в основном был неопределенный тип эргограмм (70%), для которого характерны периодическое снижение и подъем миограмм на 5—10 мм, «сопротивление утомлению» более 60%, время работы соответствует средней величине (х). утомление составляет 30—40%.

Продолжительность отдельных стадий восстановления мышечной работоспособности у детей с разной функциональной зрелостью также неодинакова. Степень восстановления мышечной силы у «зрелых» детей была выше, чем у «незрелых», ж на 10,1% (/=4,04, Р>0,001). '

Изучение степени восстановления сопротивления утомлению у детей свидетельствует о недостаточной эффективности отдыха, регламентированного методикой исследования (30 с) для детей, не достигших «школьной зрелости». Степень восстановления «сопротивления утомлению» «зрелых» составляла 76,3%, у «незрелых» — 60,6%.

На основании полученных данных можно предположить, что сопротивление утомлению является тонким физиологическим показателем, который определяет состояние работоспособности детей после дозированного отдыха.

Если исходить из того, что при дозированной работе на эргографе утомление школьников в возрасте 6—7 лет обусловлено уменьшением функциональной подвижности и возбудимости двигательного аппарата, то низкие показатели работоспособности у «незрелых» детей свидетельствуют об их недостаточных компенсаторных возможностях.

Выводы

1. Для детей, обладающих функциональной готовностью к обучению в школе, характерны более высокие результаты выполнения двигательных те- ^ стов, динамической мышечной работоспособности, короткий период «врабатываемости», высокий, стабильный и продолжительный период оптимальной работоспособности и длительный период «сопро-

тивления утомлению» по сравнению с детьми «незрелыми».

2. Постоянное совершенствование подготовки детей к школе должно учитывать и дифференциро-

ванные физические упражнения, которые могут оказать положительное влияние на совершенство-ванне функций организма ребенка, участвующих в школьном обучении.

ЛИТЕРАТУРА ,

Лебедева И. Т. — В кн.: Физиологические и психологи- 1977, с. 35. ческие критерии готовности к обучению в школе. М., Hillebrand М. Zur Problem der Schulereife. München, 1955.

Поступила 15/V 1979 г.

УДК 613.954.4:37

И. Г. Кондратюк

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА ПО НОВЫМ ПРОГРАММАМ

Киевский медицинский институт

В УССР в 1971 г. были введены новые программы обучения в детских дошкольных учреждениях. В 1975 г. число занятий было увеличено до 11 в младшей и средней группах (вместо 6) и до 14 в старшей и подготовительной группах (вместо 12). Одновременно несколько увеличилась их продолжительность — до 15—20 мин в средней группе, до 20—25 мин в старшей группе и до 30—35 мин в подготовительной1.

В связи с тем что в субботу занятия не предусматривались, в младшей и средней группах в один из дней проводится три занятия. В старшей и подготовительной группах по четыре занятия проводится в течение 4 дней. В этом случае одно из занятий выносится во вторую половину дня. Изменилось и содержание занятий — от обучения детей «счету» до привития им первоначальных математических представлений. Таким образом, обучение по новым программам значительно увеличило умственную нагрузку детей дошкольного возраста.

Целью настоящей работы является гигиеническая оценка занятий в старшей группе детского сада по новым программам. В соответствии с поставленной целью для решения были выдвинуты следующие задачи: а) выяснить наиболее оптимальное время для проведения занятии в течение дня; б) установить функциональные сдвиги, возникающие под влиянием занятий по новой программе в течение дня, недели, года; в) выяснить целесообразность проведения 3 занятий в первую половину дня.

Исследования проводили в 3 детских дошкольных учреждениях Киева. С целью устранения неблагоприятных факторов, влияющих на функциональное состояние организма детей, в детских учреждениях, где проводили исследования, были созданы условия, соответствующие санитарно-ги-

1 Программа виховання в дитячому садку, Ки1в, Ра-дянська школа, 1975.

гиеническим требованиям в отношении теплового и светового режима, обеспеченности детей мебелью по их росту, соблюдения установленного режима дня. Особое внимание обращалось на организацию рабочего места, поскольку неудобная мебель во время занятий может служить дополнительным источником утомления детей. Организация учебно-воспитательной работы, методики проведения занятий соответствовали педагогическим требованиям и осуществлялись под руководством и контролем методиста детского учреждения и районного отдела народного образования. Под наблюдением находилось 72 практически здоровых ребенка.

На начальном этапе исследования изучали характер биоритмальной кривой функционального состояния центральной нервной системы детей старшей группы в течение дня с целью определения наиболее оптимального времени занятий. Для этого использовали корректурную методику как наиболее доступную, адекватно отражающую функциональное состояние центральной нервной системы.

Исследования проводили через каждый час в течение всего периода пребывания детей в детском учреждении как в дни, когда занятии в группе не было, так и в дни с занятиями (в качестве контроля).

Установлено, что в 8 ч у детей наблюдается относительно низкий уровень работоспособности (число просмотренных знаков 102±1,3—105,4±2,3). В последующие 2 ч (9—10 ч) уровень работоспособности наиболее высокий (число знаков 115,7±1,9; П6,2±2,7 и 118,3±1,4; 115,7±2,1 соответственно). В 11 ч объем проделанной работы значительно снижается у детей, у которых были занятия, в то время как у них же в свободный от занятий день работоспособность остается на прежнем уровне. Прогулка после занятий повышает работоспособность ребят, хотя ее уровень не достигает величины, наблюдаемой до начала занятий. Обед и настроенность детей к послеобе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.