Научная статья на тему 'Особенности распределения учащихся 1-3 классов по уровням «Школьной зрелости» в зависимости от формы образовательной и двигательной деятельности'

Особенности распределения учащихся 1-3 классов по уровням «Школьной зрелости» в зависимости от формы образовательной и двигательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4031
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ" / УЧАЩИЕСЯ / АДАПТАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Нина Николаевна

Изучена динамика распределения учащихся начальной школы по уровням «школьной зрелости» в условиях инновационных и традиционных образовательных систем. Выявлена зависимость уровня «школьной зрелости» ребенка от информационно насыщенной школьной среды, расширенного двигательного режима и рационально организованного раннего развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности распределения учащихся 1-3 классов по уровням «Школьной зрелости» в зависимости от формы образовательной и двигательной деятельности»

УДК 612.66/68 591.139 ББК 28.903.7 Х 24

Н.Н. Хасанова

Особенности распределения учащихся 1-3 классов по уровням «школьной зрелости» в зависимости от формы образовательной и двигательной деятельности

(Рецензирована)

Аннотация:

Изучена динамика распределения учащихся начальной школы по уровням «школьной зрелости» в условиях инновационных и традиционных образовательных систем. Выявлена зависимость уровня «школьной зрелости» ребенка от информационно насыщенной школьной среды, расширенного двигательного режима и рационально организованного раннего развивающего обучения.

Ключевые слова:

«Школьная зрелость», учащиеся, адаптация, инновационная и традиционная формы обучения, возрастная физиология.

Введение

Успешность и безболезненность адаптации учащихся к учебной нагрузке связана с таким эндогенным фактором как готовность организма ребенка к началу систематического обучения в школе. Чем более готов организм ребенка преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому проблема «школьной зрелости», установления оптимального возраста для начала систематического обучения так волнует физиологов, психологов, педагогов и является одной из актуальных в возрастной физиологии [2].

Под «школьной зрелостью» понимают такую степень морфофункционального и психического развития детей, которая оказывается достаточной для осуществления сложного комплекса приспособительных реакций, направленных на обеспечение сохранения здоровья в условиях предъявления к организму повышенных требований, связанных с изменением режима дня, систематическими учебными занятиями [8]. В результате расхождения года обучения и уровня «школьной зрелости» наблюдаются негативные последствия: напряжение на

функциональном, психическом,

эмоциональном и интеллектуальном уровне, торможение в физическом и общем развитии, ухудшение здоровья, снижение адаптивных возможностей ребенка [7].

Поступление ребенка в школу одно из важнейших испытаний степени

сформированности всего организма, его психической сферы, сопровождающееся

ломкой стереотипов дошкольной жизни.

Длительные систематические занятия,

снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка - все это представляет для учащихся первых классов большие трудности. У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые

позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе» и «адаптационной

болезни» [1, 4].

По данным многих авторов [2, 8] степень «школьной зрелости» детей 6-7 лет непосредственно и опосредованно согласуется и коррелирует с уровнями и вариантами умственной работоспособности,

успеваемостью, развитием произвольного внимания и эмоционально-личностной сферы, степенью становления функциональной зрелости головного мозга, с показателями

взаимодействия I и II сигнальных систем, с временными характеристиками письма и т.д.

Информационный поток, с которым вынужден сталкиваться ученик, часто не соответствует его возрастным возможностям. Поэтому при поступлении в школу необходимо проводить оценку соответствия паспортного и биологического возраста, особенно в условиях обучения по инновационным образовательным программам.

Цель работы:

Изучение уровня «школьной зрелости» учащихся при поступлении и в период обучения в начальной школе в условиях различных традиционных и инновационных педагогических технологий и двигательных режимов.

Методика исследования

В эксперименте, проводимом в лонгитудинальном режиме, приняли участие школьники 1-3 классов, обучающиеся в школах г. Майкопа и пос. Мостовского по различным традиционным и инновационным

образовательным и физкультурно-

оздоровительным технологиям. Исследовались классы с традиционной формой обучения (ТФО) с традиционным двигательным режимом (ТДР) - (два часа физического воспитания в неделю) и с расширенным двигательным режимом (РДР) - (три часа физического воспитания в неделю, дополнительно могли быть занятия ритмикой, хореографией); класс с модернизированной Федеральной экспериментальной

традиционной программой (ФЭП) с РДР; класс компенсирующего обучения (ККО) с ТДР и со специальным учебным планом для детей с ослабленным здоровьем. К классам с инновационными формами обучения относились: развивающего обучения по

системе Л.В. Занкова (СЗН) с ТДР и РДР, по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (СЭД) с ТДР; лицеи с обычной подготовкой к школе (ЛЦоб.) с ТДР и со специальной (ЛЦсп.) с ТДР, где обучались дети после подготовки с 4-х лет в Центре интеллектуального развития ребенка; гимназии (ГМ) с ТДР; прогимназии городской (ПГ г) с РДР и сельской (ПГ с) с РДР.

Определение «школьной зрелости» детей проводилось по тесту Керна-Йерасека [9], в начале и в конце учебного года. Данный тест

позволяет оценить уровень общего развития ребенка, сформированность сенсомоторных функций, развитие центральной нервной системы, созревание областей коры, определяющих вербальные и

интеллектуальные возможности ребенка, степень развития координации движений, способность организма к целенаправленным действиям и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Общий анализ полученных данных о процентном соотношении «зрелых», «среднезрелых» и «незрелых» детей в начале 1го класса показал, что в условиях различных педагогических систем (табл. 1) в среднем количество «зрелых» детей колебалось от 33,4% до 88,6%, «среднезрелых» - от 11,4% до 58,3% и «:незрелых» - от 4,0% до 8,3%. Представлялось интересным детально проследить распределение школьников с 1 по 3 класс по уровню «школьной зрелости» в зависимости от формы образовательной и двигательной деятельности.

Исследования показали, что наиболее высокий уровень «школьной зрелости» к началу систематического обучения имели школьники лицея (ЛЦсп.), которые прошли с 4х лет (5-й год жизни) рационально организованное раннее обучение в Центре интеллектуального развития ребенка, в результате чего 88,6% из них составляли «зрелые» дети (табл. 1). Достаточно большой процент «зрелых» детей (72,6%) к началу обучения был отмечен в городской прогимназии (ПГ г), учащиеся которой с 4-х лет прошли организованную раннюю дошкольную подготовку по авторской программе прогимназии - новой модели образовательной деятельности (табл. 1). Высокий процент зрелых детей свидетельствует о том, что ранняя дошкольная подготовка в условиях насыщенной информационной среды стимулирует умственное и психическое развитие ребенка, что создает хорошие предпосылки для реализации в школьные годы образовательных программ с повышенным объемом учебных нагрузок.

Вместе с тем, данные исследований о роли раннего дошкольного обучения

противоречивы. Одни авторы считают, что раннее обучение провоцирует невротизацию

детей, ухудшает их здоровье [5], другие - психическое здоровье в условиях рационально

отмечают положительное влияние такой организованного раннего развивающего

подготовки детей к школе и отсутствие обучения в период первого детства [3].

отрицательного воздействия на ход их возрастного развития, на соматическое и

Таблица 1.

Динамика уровня «школьной зрелости» учащихся 1-3 классов в условиях различных форм организации образовательной и двигательной деятельности (без разделения по полу).

Класс Период исследов ания Группы испытуе мых, % Форма обучения, двигательный режим

ТФО, ТДР п=26 ТФО, РДР п=26 ФЭП, РДР п=21 СЗН, ТДР п=25 СЗН, РДР п=25 СЭД, ТДР п=27 ЛЦсп, ТДР п=26 ЛЦоб, ТДР п=27 ГМ, ТДР п=26 ПГг, РДР п=15 ПГс, РДР п=31 ККО, ТДР п=12

1 Начало учебного года «Зрелые» 51,3 57,0 52,8 63,4 56,0 51,8 88,6 63,3 58,2 72,6 48,6 33,4

«Среднез релые» 44,7 43,0 42,4 36,6 44,0 48,2 11,4 36,7 41,8 27,4 51,4 58,3

«Незрел ые» 4,0 - 4,.8- - - - - - - - 8,3-

Конец учебного года «Зрелые» 67,7 80,0 68,4 73,1 75,7 72,8 92,4 74,1 88,4 93,4 76,8 51,2

«Среднез релые» 32,3 20,0 31,6 26,9 24,3 27,2 7,6 25,9 11,6 6,6 23,2 49,0

2 Начало учебного года «Зрелые» 76,7 84,0 85,6 87,0 90,9 88,9 96,2 88,9 92,4 100,0 87,2 73,1

«Среднез релые» 23,3 16,0 14,4 13,0 9,1 11,1 3,8 11,1 7,6 0 12,8 24,9

Конец учебного года «Зрелые» 88,5 96,0 90,6 96,6 100,0 96,3 100,0 96,3 100,0 - 96,8 83,4

«Среднез релые» 11,5 4,0 9,4 3,8 100,0 3,7 0 3,7 100,0 - 3,2 16,6

3 Начало учебного года «Зрелые» 100,0 100,0 100,0 100,0 - 100,0 - 100,0 - - 100,0 91,7

«Среднез релые» 0 0 0 0 - 0 - 0 - - 0 8,3

Конец учебного года «Зрелые» - - - - - - - - - - - 100,0

«Среднез релые» - - - - - - - - - - - 0

Примечание: п - количество учащихся. Сокращения расшифрованы в тексте.

Сравнительный анализ в классах с

инновационными формами обучения (СЗН, СЭД, ЛЦоб., ГМ) показал, что к началу школьного обучения группа «зрелых» детей составляла в среднем от 52,0% до 63,4%, «незрелые» - отсутствовали (табл. 1).

Достаточно высокий уровень «школьной

зрелости» можно объяснить отбором детей на готовность к обучению в таких классах по результатам тестирования психологов.

Исследование «школьной зрелости» детей сельской прогимназии (ПГ с) в начале учебного года выявило их более низкую зрелость по сравнению с городской прогимназией (48,6% «зрелых» и 51,4% «:среднезрелых» в сельской ПГ против 88,6% и 11,4% соответственно в

городской) (табл. 1). Все же следует отметить, что ранняя дошкольная подготовка сельских детей в прогимназии была более эффективная, чем обычная в детском саду (48,6% «зрелых» детей, против 32,0%). В целом, сельские дети имеют более низкую «школьную зрелость» по сравнению с городскими. Это находит подтверждение также в исследованиях других авторов [6], что дает основание считать о необходимости активного развития разнообразных эффективных форм подготовки детей к школе в сельской местности, в том числе прогимназий.

Установлено, что среди детей,

поступивших в школы с традиционной формой обучения (ТФО с ТДР, ТФО с РДР и ФЭП с

РДР), «зрелые» составляли в разных классах в среднем от 51% до 57%, «среднезрелые» - 42,4 - 44,7% и «незрелые» - 4,0 - 4,8% (табл. 1). Это несколько ниже, чем в инновационных классах.

Самые низкие показатели готовности к обучению наблюдались в классе компенсирующего обучения (ККО), где занимались дети с ослабленным здоровьем, среди которых в начале 1-го класса было 33,4% «зрелых», 58,3% «среднезрелых» и 8,3% «незрелых» (табл. 1). Для данной группы это является вполне нормальным, потому что дети с выраженной патологией имеют несовершенство нейрофункциональных

структур, что может в период обучения привести к срыву адаптивных механизмов, дальнейшему снижению уровня здоровья, плохой успеваемости. С учетом уровня здоровья детей в таких классах предусмотрено обучение по специальному более щадящему учебному плану, наполняемость таких классов предусматривает до 15 человек.

Из сравнительного анализа стартового уровня «школьной зрелости» детей к началу поступления в школу видно, что готовность к обучению у первоклассников различная даже в пределах одного класса. Такую неоднородность детского коллектива по «школьной зрелости» необходимо учитывать учителю, используя индивидуальный подход в обучении.

Исследование динамики уровня «школьной зрелости» у школьников с 1-го по 3-ий класс показало, что независимо от образовательной системы и двигательного режима уровень «школьной зрелости» повышался. Вместе с тем, выявлено явное преимущество инновационных форм для развития рабочих возможностей организма, т.е. его «школьной зрелости» в сравнении с традиционной системой обучения.

Как видно из табл. 1 к концу 1-го класса зарегистрированы лучшие показатели «школьной зрелости» у детей в условиях инновационных форм обучения и РДР, что свидетельствует о более высоком морфофункциональном развитии организма. Это обеспечивает лучшие возможности для эффективной образовательной деятельности, чем в условиях традиционной системы. В дальнейшем к началу второго класса все школьники, обучавшиеся в городской

прогимназии (ПГг) с РДР, стали «зрелыми», а в конце учебного года к ним присоединились дети развивающей системы Л.В. Занкова (СЗН) с РДР, лицея со специальной подготовкой (ЛЦсп) и гимназии (ГМ) - табл. 1.

Выявленный характер динамики «школьной зрелости» детей указывает на важную роль обогащенной информационной среды (инновационные классы) в процессе повышения биологической зрелости. Это в определенной степени уточняет существующее мнение о положительном воздействии притока повышенной сенсорной информации на морфофункциональное развитие мозга детей. На этом фоне идет более быстрое созревание ассоциативных и моторных зон коры больших полушарий, лучше моделируются программы будущего действия, дети выполняют работу продуктивнее и быстрее, повышается их ориентация в школьной среде, создаются благоприятные условия для усвоения знаний.

К началу третьего класса все учащиеся остальных форм обучения (ТФО с ТДР и РДР, ФЭП, СЗН с ТДР, СЭД, ЛЦоб и ПГс) были «зрелыми», кроме класса компенсирующего обучения (ККО), 100% зрелость детей которого отмечается только к концу 3-го класса (при 4-х-летнем обучении) - табл. 1. Реально это означает, что в этот период организм школьников морфофункционально уже готов к выполнению сложных образовательных программ и школьных задач.

Однако, следует учитывать, что в условиях повышенных учебных требований, а, следовательно, больших нагрузок на только созревающие функциональные структуры организма, значительный процент

«среднезрелых» детей в первом и во втором классе не позволят реализовать полностью выбранную образовательную программу. Это может создать условия для более трудной адаптации детей к повышенным учебным нагрузкам в условиях инновационных образовательных сред, привести к срыву адаптационных механизмов, к ухудшению здоровья.

Следует сказать, что более быстрые темпы биологического созревания выявлены у девочек внутри каждой возрастно-половой группы в сравнении с мальчиками. Это указывает на то, что организм девочек может успешнее

справляться со множеством задач, возникающих в повседневной школьной жизни, лучше адаптироваться к образовательной среде, чем мальчики.

Сравнительный анализ процентного соотношения «зрелых», «среднезрелых» и «незрелых» детей в классах как инновационного, так и традиционного обучения указывает на более высокий уровень «школьной зрелости» у школьников, обучавшихся в классах с повышенным компонентом двигательной деятельности (табл. 1). Это является наглядным подтверждением, что активная двигательная среда является одним из основных факторов, обусловливающих активный рост и развитие ребенка, высокий уровень базального метаболизма. Разносторонняя двигательная деятельность наибольший результат может принести в младшем школьном возрасте, именно в эти годы происходит образование многих двигательных навыков и умений. Оказывая неспецифическое действие, мышечная активность вызывает повышение тонуса коры головного мозга, создавая благоприятные условия для умственной

работоспособности.

Таким образом, в целом, результаты исследования «школьной зрелости» в динамике 1-3 классов при разных формах образовательной и двигательной деятельности показали, что, не умаляя значения генотипических свойств, необходимо подчеркнуть важность информационно

насыщенной среды, расширенного

двигательного режима, рационально организованного раннего развивающего обучения, уровня здоровья в развитии «школьной зрелости» детей, так необходимой в формировании различных приспособительных реакций к разнообразным условиям школьной среды.

Выводы:

1. Информационно насыщенная школьная

среда в условиях инновационных образовательных программ оказывает положительное влияние на биологическую

зрелость, морфофункциональную готовность детей к обучению.

2. Расширенный двигательный режим независимо от формы обучения способствует

повышению уровня «школьной зрелости» детей.

3. Рационально организованное раннее развивающее обучение стимулирует развитие «школьной зрелости» детей.

Примечания:

1. Антропова М.В., Хрипкова А.Г. Адаптация учащихся 6-11 лет к учебным нагрузкам // Новые исследования по возрастной физиологии. 1979. № 2. С. 5-18.

2. Антропова М.В., Ефимова С.П., Лосева О.А. Морфофункциональные критерии готовности ребенка к обучению в школе // Биологический возраст и возрастная периодизация / под ред. Д.А. Фарбер. М., 1977. С. 133-149.

3. Морфофункциональное и

психофизиологическое созревание дошкольников в условиях раннего с 4-х лет развивающего систематического обучения / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Г.Г. Манке [и др.] // Физиология человека. 2003. Т. 29, № 3. С. 41-47.

4. Войнов В.Б. Информационные показатели готовности детей к школьному обучению // Естественные науки. Биология. 2003. № 1. С. 208214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Логинова Е.С. Особенности интеллектуального развития детей при начале раннего систематического обучения // Физиология развития человека: материалы Междунар. конф. М., 2000. С. 276-277.

6. Риб Т.М. Морфофункциональные показатели готовности к обучению у городских и сельских детей в Восточном Казахстане // Физиология развития человека: тез. Всесоюз. конф. М., 1981. С. 275.

7. Возрастные аспекты здоровья / С.И. Русинова [и др.] // Физиология развития человека: материалы Междунар. конф. М., 2000. С. 356-358.

8. Шулындина Л.В. Биологический возраст готовности детей к обучению в школе: автореф. дис. ... канд. физиол. наук. М., 1979. 18 с.

9. Jrasek Y. Uziti orientaciho grafickeno testu pri psichologi, cke diagnostice skolni zralosti. Bratislava, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.