Научная статья на тему 'Особенности биологической зрелости детей дошкольного возраста с нарушениями зрения'

Особенности биологической зрелости детей дошкольного возраста с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
450
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS / BIOLOGICAL MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Яна Игоревна, Васильева Н.Н.

В статье анализируются результаты оценки биологической зрелости детей 5-7 лет с нарушениями зрения по комплексу показателей: соматической зрелости, зубному возрасту, выполнению филиппинского теста. Выявлено соотношение детей с замедленным, соответствующим и ускоренным темпом биологической зрелости в группе слабовидящих детей. Полученные данные свидетельствуют о гетерохронии морфофункционального созревания организма ребенка с нарушенным зрением и влиянии зрительной сенсорной депривации на биологическую зрелость. Учет этих данных обеспечит дифференцированный подход к детям с нарушенным зрением и будет способствовать определению оптимальных методов и приемов их психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of biological maturity by pre-school children’s with visual impairments

This article analyzes the final results of biological maturity evaluation of 5-7 year old children with visual impairments. This research using a range of indicators: somatic maturity, the dental age, the implementation of the Philippine test. The article identified the proportion of children with sustained, relevant and accelerated pace of biological maturity in the group of visually impaired children. These data indicate to morphological heterochrony and functional maturation of the child with impaired vision and impact to the visual of sensory deprivation on the biological maturity. Consideration of these data will provide a differentiated approach to children with impaired vision and will contribute to the determination of the optimal methods and techniques of psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Особенности биологической зрелости детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

УДК 612.66

ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Я.И. Петрова, Н.Н. Васильева

ФГБОУВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье анализируются результаты оценки биологической зрелости детей 5—7 лет с нарушениями зрения по комплексу показателей: соматической зрелости, зубному возрасту, выполнению филиппинского теста. Выявлено соотношение детей с замедленным, соответствующим и ускоренным темпом биологической зрелости в группе слабовидящих детей. Полученные данные свидетельствуют о гетерохронии морфофункционального созревания организма ребенка с нарушенным зрением и влиянии зрительной сенсорной депривации на биологическую зрелость. Учет этих данных обеспечит дифференцированный подход к детям с нарушенным зрением и будет способствовать определению оптимальных методов и приемов их психолого-педагогического сопровождения. Ключевые слова: дети с нарушениями зрения, биологическая зрелость.

Введение. Проведение функциональной диагностики организма ребенка в период созревания основных физиологических систем является одной из важных задач медицины и физиологии. Она позволяет скоординировать комплекс экологических, социальных, психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными морфофункциональными особенностями развития. Важным этапом морфофункцио-нального созревания организма ребенка является период подготовки к школе, т.е. от 5 до 7 лет.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых показано, что формирование физиологических систем в процессе онтогенеза определяется влиянием целого комплекса биологических, экологических и социальных факторов и характеризуется значительной вариабельностью. Это приводит к тому, что индивидуальные особенности развития зависят не только от паспортного, но и биологического возраста. Несмотря на большой интерес исследователей к проблемам закономерностей созревания физиологических систем, функциональных возможностей организма на разных возрастных этапах, вопросы влияния различных

факторов на рост и развитие ребенка, являются актуальными в настоящее время. В частности, необходимо изучение влияния зрительной сенсорной депривации на биологическую зрелость детей.

Цель исследования состояла в изучении особенностей биологической зрелости детей 5—7 лет с нарушениями зрения.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 122 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, из них 40 детей имели нарушения зрения и посещали специализированный детский сад. Анализ медицинской документации показал, что дети с нарушениями зрения имели различные нозологические формы зрительной патологии: нейро-зритель-ные заболевания, расстройства глазодвигательной системы, нарушения рефракции разных степеней. В соответствии с классификацией В.З. Дениски-ной [1] все дети относились к категории «слабовидящие» и использовали зрительное восприятие в качестве основной сенсорной системы.

Биологическую зрелость оценивали по комплексу показателей: зубной возраст, коэффициент соматической зрелости, результаты выполнения филиппинского теста (С.В. Феоктистова, Н.Н. Ва-

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Петрова Я.И., Васильева Н.Н. Особенности биологической зрелости детей дошкольного возраста..

----—-

сильева [2]). Индивидуальные данные ребенка сравнивались со стандартами для соответствующего календарного возраста, что позволяло сделать вывод о замедленном, соответствующем или ускоренном темпе биологической зрелости.

Результаты исследования. В ходе исследования было установлено следующее распределение детей в группах: в группе детей с нарушенным зрением 60% составили среднезрелые (с соответствием биологического возраста календарному); по 20% пришлось на долю незрелых (с отставанием биологического возраста от календарного) и детей с опережающим биологическим созреванием. В контрольной группе здоровых детей распределение было следующим: 28% составили незрелые, 53,7% — среднезрелые, 18,3% — зрелые.

Анализ отдельных показателей биологического возраста позволяет отметить, что по уровню соматической зрелости в контрольной группе 35,1% детей имели ускоренное биологическое развитие, 51,4% — соответствующее и 13,5% — замедленное. Полученные данные согласуются с распределением в группе детей с нарушениями зрения: 35% — ускоренное, 50% — соответствующее, 15% — замедленное биологическое развитие. По срокам смены молочных зубов в контрольной группе и группе детей с нарушениями зрения были получены следующие показатели: замедленное созревание имели соответственно 45,9% и 20% детей;

соответствующее — 51,4% и 80% детей. Дети с опережающим развитием были выявлены только в контрольной группе — 2,7%.

По результатам выполнения филиппинского теста между группами также были установлены различия. Так, в контрольной группе здоровых детей положительные результаты были отмечены в группе незрелых — у 4,35%, в группе среднезр-елых — у 56,8%, в группе зрелых — у 100% испытуемых. Среди детей с нарушениями зрения в подгруппе зрелых 100% выполнили положительно филиппинский тест, в подгруппе среднезре-лых — 41,6%, в подгруппе незрелых не было отмечено положительного выполнения данного теста.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о гетерохронии морфофункционально-го созревания организма ребенка с нарушенным зрением. Учет этих данных будет способствовать определению оптимальных возрастным особенностям методов и приемов психолого-педагогического сопровождения данной категории детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушениями зрения // Школьный вестник. 2007. № 8. С. 1—13.

2. Феоктистова С.В., Васильева Н.Н. Диагностика адаптации младших школьников к обучению в школе: учебное пособие. М.: Издательство «АдамантЪ», 2014.

FEATURES OF BIOLOGICAL MATURITY BY PRE-SCHOOL CHILDREN'S WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Y.I. Petrova, N.N. Vasilyeva

Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University Cheboksary, Russia

Annotation. This article analyzes the final results of biological maturity evaluation of 5—7 year old children with visual impairments. This research using a range of indicators: somatic maturity, the dental age, the implementation of the Philippine test. The article identified the proportion of children with sustained, relevant and accelerated pace of biological maturity in the group of visually impaired children. These data indicate to morphological heterochrony and functional maturation of the child with impaired vision and impact to the visual of sensory deprivation on the biological maturity. Consideration of these data will provide a differentiated approach to children with impaired vision and will contribute to the determination of the optimal methods and techniques of psychological and pedagogical support. Key words: children with visual impairments, biological maturity.

REFERENCES

1. Deniskina, V.Z. K voprosu o klassifikacii detej s na-rushenijami zrenija. Shkol'nyj vestnik, 2007, no. 8, pp. 1—13.

2. Feoktistova S.V., Vasil'eva N.N. Diagnostika adap-tacii mladshih shkol'nikov k obucheniju v shkole: uchebnoe posobie. Moscow, Izdatel'stvo «Adamant'», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.