ФУЗИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ У ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ БИОЛОГИЧЕСКИМ ВОЗРАСТОМ
Н. Н. Васильева1
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. ИЯ. Яковлева», Чебоксары
Цель работы состояла в изучении фузионных резервов у детей с разной степенью биологической зрелости на этапе предшкольной подготовки. Выявлено наличие достоверных различий в показателях конвергентных фузионных резервов у детей, имеющих разную биологическую зрелость. Полученные данные дают дополнительные сведения о постепенном формировании в онтогенезе механизмов бинокулярного зрения.
Ключевые слова: детский возраст, биологический возраст фузионные резервы
Fusion reserves in 5-7 year old children of different biological age. The aim of this work was to study fusion reserves in children with various degrees of biological maturity at the stage of preschool education. The results revealed reliable differences in the characteristics of convergent fusion reserves in children with different degrees of biological maturity. These data give additional information about the gradual development of binocular vision in ontogeny.
Keywords: children, biological age, fusion reserves
В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование центральных механизмов зрительной системы, наблюдаются качественные перестройки в системной организации зрительного восприятия [2, 5, 6, 7].
Определенная степень зрелости физиологических систем является важным условием успешной подготовки детей к систематическому обучению в школе. Процесс овладения базовыми учебными навыками определяется многими факторами: функциональным развитием мозга, сформированностью механизмов зрительно-моторной координации, зрелостью зрительно-пространственного восприятия и других компонентов зрительной перцепции [2]. В свою очередь обеспечение качественного восприятия трехмерного пространства, выполнение зрительно-моторных задач, осуществление более точного управления движениями, овладение навыком чтения зависит от развитости бинокулярных зрительных механизмов [6]. Недостаточное развитие бинокулярных зрительных функций, обусловливая несовершенство начальных базовых этапов восприятия, может затруднять выделение информативных признаков, замедлять процесс формирования образов, что неизбежно влечет за собой снижение скорости, точности и дифференцированности восприятия.
Одним из важнейших показателей функционирования бинокулярных механизмов являются фузионные резервы. Они характеризуют гибкость и прочность механизмов фузии, способность зрительной системы сохранять единый биноку-
Контакты: 1 Васильева Н. Н. - E-mail: vasnadya@rambler.ru
-24-
лярный образ объекта [6]. Предельные углы конвергенции и дивергенции, превышение которых приводит к срыву фузии и распаду бинокулярного образа на два монокулярных используют для характеристики фузионных резервов испытуемого, причем конвергентные считают положительными, а дивергентные - отрицательными. В ранее проведенных нами исследованиях [1, 11] было установлено, что на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста происходит закономерное повышение показателей фузионных резервов, отражающее морфофункциональное созревание зрительной системы и развитие зрительных механизмов на этом возрастном этапе. Выявленная нами значительная вариабельность этого показателя у детей и данные зарубежных авторов [8-10], свидетельствующие о связи сниженной способности к бинокулярному слиянию и нарушений чтения, указывают на необходимость исследования фузионных резервов у детей с учетом уровня их биологической зрелости.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 82 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет (средний возраст 6,45±0,56 лет, 39 девочек, 43 мальчика), посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Чебоксары. Обследование детей осуществлялось индивидуально в первую половину дня. У всех испытуемых измеряли остроту ближнего (0,5 м) и дальнего (4 м) зрения. Детей, имеющих остроту зрения ниже 1,0 ед, в экспериментальные группы не включали.
При комплексном определении биологической зрелости мы руководствовались разработками, рекомендованными специалистами Института возрастной физиологии РАО и предложенными ими морфофункциональными критериями школьной зрелости [3, 5]. У испытуемых определяли соматическую зрелость по величине соотношения окружности головы к длине тела (коэффициент соматической зрелости), биологическую зрелость по смене молочных зубов на постоянные и результатам выполнения филиппинского теста. Филиппинский тест считался положительным, когда ребенок пальцами правой руки, положенной на голову при ее вертикальном удержании, перекрывал левую ушную раковину. Индивидуальные данные ребенка сравнивались со стандартами для соответствующего календарного возраста, что позволяло сделать вывод о замедленном или ускоренном развитии. Для распределения испытуемых по группам использовали предложенные в работе [5] критерии деления детей 5-7 лет на незрелых, среднезрелых и зрелых.
Фузионные резервы измеряли с помощью интерактивной компьютерной программы, разработанной в Институте проблем передачи информации им. А.А. Хар-кевича РАН (г. Москва). Зрительными стимулами служили случайно-точечные стереограммы, кодирующие простые тест-объекты, которые предъявлялись на поле 140х140 мм. Измерения проводили на расстоянии 50 см от экрана монитора в условиях дихоптического восприятия. Для раздельного предъявления левого и правого изображений с одного экрана применяли анаглифную гаплоскопию: при генерации левого и правого стимулов использовали дополнительные цвета -красный и синий, и предлагали испытуемым смотреть на экран через разделительные красно-синие очки.
-25-
Оценкой фузионных резервов служили предельные углы конвергенции и дивергенции, превышение которых вызывало срыв фузии, исчезновение циклопического объекта и диплопию. Описание процедуры тестирования и подходы к обработке результатов подробнее представлены в работе [1].
Статистические расчеты осуществляли с применением программного пакета «Statistica».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты комплексной оценки биологического возраста показали, что среди всех обследованных детей 28% составляют незрелые, 53,7% - среднезрелые и 18,3% - зрелые. Соотношение незрелых, среднезрелых и зрелых детей закономерно изменяется с возрастом: уменьшение количества незрелых от 5 к 7 годам, сопровождается увеличением зрелых. В целом полученные результаты о распределении детей предшкольного возраста по уровням зрелости согласуются с имеющимися в литературе данными [5].
Средние значения и стандартные отклонения показателей биологического возраста в каждой из выделенных групп испытуемых представлены в таблице 1. Попарное сравнение анализируемых показателей в группах выявило достоверные различия между всеми группами (р<0,001).
Таблица 1
Математические показатели биологической зрелости у детей 5-7лет
Группа Средний возраст Значения КСЗ Число постоянных зубов Положительное выполнение филиппинского теста (%)
Незрелые 3 6,25±0,62 45,0±1,97* 0,91±1,27* 4,35*
Среднезрелые 4 6,47±0,50 43,02±1,53* 2,83±1,68* 56,8*
Зрелые 5 6,70±0,57 41,86±1,08* 4,47±1,59* 100*
Примечание: * - достоверность различий между группами при р<0,001
Исследование возрастной динамики фузионных резервов у детей на этапе предшкольной подготовки показало стабильное нарастание с возрастом критических углов конвергенции и дивергенции, несмотря на достаточно большой разброс индивидуальных показателей. На рис. 1 представлены средние значения конвергентных и дивергентных фузионных резервов у детей с разной степенью биологической зрелости.
Существенные различия в показателях касаются конвергентных резервов. Прежде всего, обращает на себя внимание факт малых изменений с возрастом в группе зрелых и незрелых детей. Наиболее заметное улучшение показателей отмечается в группе среднезрелых, что отражает общую тенденцию возрастных
-26-
14
12
10
8
6
■е-
-4 -5 -б -7 -8 -1
5 лет
-«^-незрелые
сред незрелые
Рис. 1. Средние значения конвергентных (а) и дивергентных (б) фузионных
резервов у испытуемых По оси абсцисс - календарный возраст; по оси ординат - фузионные резервы (угл. градусы)
закономерностей развития. Средние показатели дивергентных резервов близки в группах незрелых и среднезрелых на всем протяжении предшкольного возраста. Кажущееся отличие зрелых детей от этих групп в 5 и 6 лет оказалось статистически недостоверным. Примечателен тот факт, что в 7 лет средние значения дивергентных резервов примерно одинаковы во всех группах.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что дети, имеющие одинаковый биологический возраст (в первую очередь это относится к зрелым и незрелым), но разницу в календарном возрасте в пределах от одного до двух лет, достоверно не отличаются между собой по показателям фузионных резервов.
Для анализа развития фузионных резервов в зависимости от биологического возраста в дальнейшем испытуемые были сгруппированы таким образом, чтобы календарный возраст каждой группы был примерно одинаков. В результате средний возраст незрелых составил 6,50±0,61; среднезрелых - 6,51 ±0,48; зрелых -6,51±0,54 лет. В ходе проведенного анализа данных выявлено различие в показателях фузионных резервов у детей, имеющих разную биологическую зрелость. Средняя величина конвергентных резервов в группе незрелых детей составила
■е
27
О
9,22±3,56°; среднезрелых - 11,2±3,25°; зрелых - 13,7±3,27°. Дивергентные резервы незрелых и среднезрелых детей были практически одинаковы: -5,86±2,52° и -5,61±1,70°. В группе зрелых детей дивергентные резервы оказались несколько выше: -6,13±1,65°.
На рис. 2. приведены графики, представляющие распределение индивидуальных показателей фузионных резервов от минимального к максимальному значению. Несмотря на небольшое число детей, сравнение этих графиков позволяет убедиться в более высоких показателях фузионных резервов в группах зрелых и среднезрелых детей по сравнению с незрелыми.
а
20 -I
4 —™--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------(-(-!-1-(-(-(-(-(-(-1-(-г-
1 7. 1 4 "5 6 7 8 9 10 11 17. 11 14
6
Рис. 2. Индивидуальная вариабельность конвергентных (а) и дивергентных (б) фузионных резервов у детей, имеющих разную биологическую зрелость По оси абсцисс - порядковый номер испытуемого; по оси ординат - значения фузионных резервов (угл. градусы)
У детей с отставанием биологического возраста от паспортного значения конвергентные фузионные резервы были достоверно ниже, чем у детей, имеющих соответствующее календарному возрасту и опережающее биологическое созревание (р<0,05). По показателям дивергентных резервов различие между незрелыми, среднезрелыми и зрелыми не носило статистически значимого характера. Проведенный дисперсионный анализ с применением критерия Фишера [4]
-28-
О
выявил достоверную связь между уровнем биологической зрелости и развитием конвергентных фузионных резервов у старших дошкольников (F<^ = 7,53; р = 0,01).
ВЫВОДЫ
1. Полученные данные являются дополнительным свидетельством гетерохронии созревания зрительных механизмов в онтогенезе.
2. Возрастная динамика фузионных резервов у зрелых и незрелых дошкольников существенно различается. Результаты свидетельствуют о наличии достоверных различий в показателях положительных фузионных резервов у детей, имеющих разную биологическую зрелость.
3. Изучение становления бинокулярных зрительных механизмов ребенка с учетом его биологической зрелости позволит более эффективно выявлять возможные отклонения от закономерностей развития зрительных функций, прогнозировать возникновение трудностей при обучении чтению, обеспечивать необходимую офтальмологическую помощь и психолого-педагогическую коррекционную поддержку, а также определять рациональные формы, методы и педагогические технологии обучения в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Н.Н., Рожкова Г.И. Возрастная динамика фузионных резервов, измеренных при помощи циклопических тест-объектов с маркерами // Сенсорные системы. 2009. Т. 23. № 1. С. 40-50.
2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.
3. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5 - 7 лет / Под ред. М.М. Безруких. М. 2006. 133 с.
4. Лакин Г.Ф. Биометрия: учеб. пособие для ун-тов и пед. инст-тов. М.: «Высшая школа». 1973. 343 с.
5. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. М. : Педагогика, 1983. 160 с.
6. Рожкова Г.И., Матвеев С.Г. Зрение детей: проблемы оценки и функциональной коррекции. М.: Наука, 2007. 315 с.
7. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Горев А.С., Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 82 - 103.
8. Eperjesi F. Optometrie assessment and management in dyslexia // Optometry today. 2000. Dee. 15. P. 20 - 25.
9. Evans B.J.V., Drasdo N., Richards I. L. Investigation of accommodative and binocular function in dyslexia // Ophthal. Physiol. Opt. 1994. V. 14. No 1. P. 5-19.
-29-
10. Reddington J.M., Cameron K.D. Visual and auditory information processing in dyslexia: The possibility of subtypes // Internat. J. Disability Develop. Education. 1991. V. 38. No 2. P. 171 - 203.
11. Vasiljeva N.N., Rozhkova G.I. Age dynamics of fusion capabilities assessed by means of RDS with markers for objective control of binocular image splitting // Perception. 2008. V. 37. Suppl. P. 102.
-Q-