Научная статья на тему 'Эффективность формирования зрительного восприятия и соматическая зрелость детей 6-7 лет, проживающих в условиях циркумполярного региона'

Эффективность формирования зрительного восприятия и соматическая зрелость детей 6-7 лет, проживающих в условиях циркумполярного региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
437
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЗУБНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Людмила Владимировна, Лукина Светлана Федоровна, Репина Анна Павловна

В статье представлены данные оценки соотношения темпов психофизиологического и физического развития у детей 6-7 лет, проживающих в условиях циркумполярного региона. Показано, что эффективность формирования всех компонентов зрительного восприятия зависит от успешности соматического созревания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Людмила Владимировна, Лукина Светлана Федоровна, Репина Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF FORMING VISUAL PERCEPTION AND SOMATIC MATURITY OF CHILDREN AGED 6-7 YEARS LIVING IN CONDITIONS OF THE CIRCUMPOLAR REGION

The ratio estimation of the psychophysiological and physical development rates in children aged 6-7 years living in the circumpolar region conditions are presented in the article. The efficiency of forming all the components of visual perception is shown to depend on the success of somatic maturing children.

Текст научной работы на тему «Эффективность формирования зрительного восприятия и соматическая зрелость детей 6-7 лет, проживающих в условиях циркумполярного региона»

УДК [159.91+612.843.7]-053.4(470.11)(045)

МОРОЗОВА Людмила Владимировна, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 98 научных публикаций, в т.ч. 5 учебно-методических пособий

РЕПИНА Анна Павловна, аспирант кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций, в т.ч. одного учебно-методического пособия

ЛУКИНА Светлана Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 46 научных публикаций, в т.ч. двух учебно-методических пособий

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И СОМАТИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЦИРКУМПОЛЯРНОГО РЕГИОНА *

В статье представлены данные оценки соотношения темпов психофизиологического и физического развития у детей 6-7 лет, проживающих в условиях циркумполярного региона. Показано, что эффективность формирования всех компонентов зрительного восприятия зависит от успешности соматического созревания детей.

Соматическая зрелость, психофизиологическое развитие, зрительное восприятие, зубная зрелость, дети

К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить

о динамике процессов созревания структур и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом, функциональном и психофункциональном уровнях.

Оценка соотношения темпов психического (эмоционального, умственного) и физического развития представляет особый интерес в связи с акселерацией развития и изучением особен-

ностей становления психической (и социальной) зрелости современного человека.

Проблема взаимоотношений соматического биологического возраста с психофизиологическим развитием достаточно сложна и решается пока неоднозначно. Одним из первых, кто произвел сопоставление некоторых показателей физического развития учащихся с их успеваемостью, был русский врач Н.А. Грацианов (1889), показавший, что при равных социальных

* Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» (Проект № 2.2.3.3./4704).

условиях и состоянии здоровья родителей во всех возрастных группах у неуспевающих учеников по сравнению с успевающими были более низкие величины длины тела, веса тела и окружности грудной клетки [1]. Ряд факторов показывает, что интеллектуальное и эмоциональное развитие до некоторой степени связано с развитием скелета, так, дети, быстрее развивающиеся физически, лучше справляются с психологическими тестами, чем физически отсталые [2]. Не вызывает сомнений, что более раннее или более позднее соматическое созревание оказывает существенное влияние на эмоциональное развитие и социальное поведение ребенка, особенно во время подросткового периода. Сопоставление успешности реализации психических функций детей с их физическим развитием показало, что между соматическими и психофизиологическими характеристиками организма существует определенная зависимость [3].

Наличие большого объема исследований по определению биологического возраста в разных регионах страны ставит на повестку дня вопрос о возможном использовании данного показателя в качестве биоиндикатора экологической и социальной нагрузки на здоровье детского населения [4-8].

Зубная зрелость является одним из показателей биологического возраста. Обнаружена связь между сроками прорезывания зубов и физическим развитием, половым созреванием и оссификацией скелета. Сроки прорезывания зубов являются более консервативными, чем сроки оссификации скелета [3, 9]. Простота и удобность такой оценки биологической зрелости и определила выбор данного метода.

Цель исследования: оценка соотношения темпов соматического и психофизиологического развития детей 6-7 лет, проживающих в условиях циркумполярного региона.

Организация и методы исследования. Оценка соматической зрелости и темпа формирования зрительного восприятия детей 6-8 лет проводилось в рамках мониторинга психофизиологического и морфофункционального развития детей дошкольного и младшего школьного воз-

раста, проводимого кафедрой биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова по заказу Департамента образования, культуры и спорта г. Архангельска в 2002-2003 годах. В течение 2004-2009 годов проводилось систематическое обследование первоклассников 17-й и 50-й школ г. Архангельска. В ходе данного обследования были получены экспериментальные данные об уровне развития зрительного восприятия, морфофункциональной зрелости по показателям зубного возраста у детей 6-7 лет.

В ходе мониторинга обследовано более 2 тыс. детей, соотношение мальчиков и девочек составило 50,6 и 49,4%. Школьники, принимавшие участие в исследовании, обучались по традиционной программе массовой общеобразовательной школы.

При определении «зубного возраста» оценивались как сроки прорезывания постоянных зубов, так и количество молочных и постоянных зубов. Нами учитывались постоянные зубы и полностью вышедшие, и еще только прорезывающиеся через десну. Индивидуальные данные ребенка сравнивались со стандартами для соответствующего хронологического возраста (с учетом этнотерриториальной группы) [10], что позволяет сделать вывод о замедленном или ускоренном развитии (табл. 1). По зубной зрелости дети соответственно делились на 3 группы: 1 - «зубной возраст» соответствует или опережает паспортный; 2 - «зубной возраст» отстает от паспортного в пределах года; 3 - «зубной возраст» отстает от паспортного более чем на год.

Зрелость зрительного восприятия. Уровень развития зрительного восприятия и отдельных его компонентов определяли по «Методике оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М. Безруких, Л. Морозовой (1996) [11]. Методика состоит из шести субтестов, каждый из которых направлен на определение уровня развития одного из структурных компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторная координация (субтест 1), фигурно-фоновое различение (помехоустойчивость) (субтест 2), постоянство очертаний (константность) (суб-

Таблица 1

УРОВЕНЬ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И «ЗУБНОЙ ВОЗРАСТ»

Возраст, лет Пол Уровень возрастного развития

замедленный средний ускоренный

Количество зубов

6,5 Мальчики 0-2 3-8 Более 8

Девочки 0-2 3-9 Более 9

7 Мальчики Менее 5 5-10 Более 10

Девочки Менее 6 6-11 Более 11

7,5 Мальчики Менее 8 8-12 Более 12

Девочки Менее 8 8-13 Более 13

тест 3), положение в пространстве (субтест 4), пространственные отношения (субтест 5), ком-лексный субтест (субтест 6).

Первичные результаты интерпретировались посредством специально разработанной шкалы в возрастные эквиваленты (ВЭК) уровня развития отдельных компонентов зрительного восприятия. ВЭК является расчетным показателем и позволяет определить, какому возрасту соответствует уровень развития конкретного компонента зрительного восприятия. По результатам выполнения отдельных заданий и всего теста в целом дети были разделены на 3 группы: 1 - темп формирования зрительного восприятия (или какого-либо компонента) средний (соответствует возрастным характеристикам);

2 - темп формирования зрительного восприятия (или какого-либо компонента) ниже среднего (отстает от нормативных значений для данного возраста в пределах одного года); 3 - темп формирования зрительного восприятия (или какого-либо компонента) низкий (отстает от возрастных характеристик более чем на год).

Математический и статистический анализ результатов исследования проводился с применением пакета прикладных программ Microsoft Excel, SPSS 17.0 для Windows. Различия считались достоверными при величине уровня значимости p<0,05.

Результаты и обсуждение. Нами показано, что зубной возраст у большинства детей (68,95±1,5%) соответствует возрастным нормативам, темп морфологического созревания ниже среднего имеют 13,58±1,11% детей, низкий - 17,47±1,23% детей (рис. 1). Для показа-

телей морфологического созревания также характерно увеличение количества детей со сниженными темпами при переходе к более старшему возрасту. Число детей с темпом ниже среднего в 6,5 лет составляет 7,05±1,70%, тогда как в 7,5 лет - 48,05±2,55%, с низким темпом - увеличивается от 6,5 лет к 7,5 годам от 3,08±1,15% до 16,10±1,87%.

Нами отмечены незначительные, но достоверные различия (р<0,05) в темпах морфологического созревания у мальчиков и девочек: в группе «зрелых» девочек больше, в группе «незрелых» девочек меньше, причем эта отчетливая тенденция прослеживается во всех исследованных возрастных группах.

Наши результаты о количестве детей с разным уровнем зубной зрелости не противоречат общероссийским и данным исследователей других регионов России (рис. 2) [4-8].

Итоги общероссийского (в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске) мониторинга развития старших дошкольников свидетельствуют, что по зубному критерию среди мальчиков преобладает средняя зрелость - 58,7%, снижение темпов созревания встречается в 37% случаев, а ускоренное созревание почти отсутствует (4,4%). У девочек отмечено более равномерное распределение с преобладанием низких темпов созревания - 47,2%, число среднезрелых (24,5%) и с ускоренным темпом (28,3 %) достоверно не отличается [4]. Исследования, проведенные В.Л. Грицинской и др. (2000-2003) в г. Красноярске, показали, что биологический возраст соответствовал паспортному у 67,5% дошкольников, отставание БВ от паспортного

□ Средний

□ Ниже среднего

□ Низкий

Рис. 1. Количество детей 6,5-7,5 лет с разным темпом морфологического созревания (зубной возраст), %

75,5 71,8 77,9

65.9 641 63.2

36.9 34.5

24,5 28.2

М

Д

«Зрелые»

М Д

«Не зрелые»

□ Россия 0 Архангельск ■ Красноярск

Рис. 2. Количество мальчиков (М) и девочек (Д) с разным уровнем зубной зрелости

чаще регистрировалось у девочек [5], у первоклассников к началу обучения в школе биологический возраст соответствовал паспортному у 77,9±3,61% девочек и 63,2±3,54% мальчиков [6]. При оценке костного возраста у первоклассников г. Оренбурга установлено, что у 1/3 детей (24%) биологический возраст отстает от паспортного [7]. При обследовании морфофункционального развития дошкольников г. Челябинска отмечено, что 63,6-76,7% имеют соответствие возрастным нормативам [8].

Увеличение количества детей с отставанием темпов морфологического созревания от паспортного возраста при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, отмеченное в нашем исследование, подтверждает мнение о том, что причинами снижения темпов соматического созревания может являться нагрузка на организм, связанная с началом систематического обучения [12, 13]. Аналогичные данные о снижении числа первоклассников с биологической зрелостью, соответствующей паспортному возрасту, к концу учебного года получены в исследованиях В.Л. Грицинской и

др. (2003): число детей с отставанием биологического развития от паспортного возраста увеличилось в конце учебного года у мальчиков в

1,5 раза, а у девочек - в 2,5 [6].

Результаты нашего исследования объективно подтверждают существование задержек соматического созревания у детей в условиях приполярного региона [14, 15] и неблагоприятных сдвигов в морфофункциональном развитии детей при воздействии учебных нагрузок.

Сопоставление данных морфологического (по зубной зрелости) и психофизиологического (по уровню развития зрительного восприятия) созревания (ANOVA) показало, что морфологическая зрелость определяет темп формирования зрительного восприятия в целом и всех изученных компонентов: разницы между возрастными нормативами (ВН) и ВЭК всех компонентов зрительного восприятия достоверно больше в группах с задержкой морфологического созревания (табл. 2).

Аналогичные результаты отмечены и при распределении детей с разным уровнем зубной зрелости по темпу формирования зрительного

Таблица 2

ТЕМП ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТЕМПОМ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ (ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ЗУБНОЙ ЗРЕЛОСТИ)

Компоненты зрительного восприятия ВН-ВЭК (доли года) Уровень значимости групповых различий (ANOVA, р)

Темп морфологического созревания

Средний (п=1063) Ниже среднего (п=209) Низкий (п=269)

Зрительно-моторная интеграция (субтест 1) 0,55±0,03 1,02±0,08 1,18±0,07 р=0,00001

Фигуро-фоновое различение (субтест 2) 0,04±0,03 0,57±0,07 0,69±0,06 р=0,00001

Константность восприятия (субтест 3) 0,43±0,04 0,84±0,08 0,99±0,07 р=0,00001

Зрительно- пространст- венное восприятие субтест 4 0,002±0,03 0,59±0,07 0,67±0,07 р=0,00001

субтест 5 0,23±0,03 0,79±0,07 0,85±0,06 р=0,00001

Зрительный анализ-синтез (субтест 6) 0,56±0,04 0,93±0,09 1,04±0,08 р=0,00001

Зрительное восприятие 0,30±0,02 0,79±0,05 0,91±0,05 р=0,00001

восприятия. Для всех обследованных категорий (все дети, мальчики, девочки) характерно увеличение числа детей с показателями психофизиологической незрелости в группах с отставанием морфологического созревания.

Особенно ярко данную тенденцию можно проследить на примере темпа формирования зрительно-моторных координаций у детей с разным морфологическим возрастом. Разные исследователи указывают, что зрительно-моторная интеграция может быть более чувствительным индексом для оценки темпов детского развития [16, 17].

Наши данные свидетельствуют, что практически половина детей (50,23±1,95%) в группе со средним темпом морфологического созревания имеет средний темп формирования зрительно-моторных координаций, в группах с темпом морфологической зрелости ниже среднего и низким количество таких детей достоверно уменьшается и составляет 34,88±4,20% и 23,49±3,29% соответственно (рис. 3).

29,6

50,2

49,6

Количество детей с низкими темпами формирования зрительно-моторной интеграции, напротив, возрастает с увеличением отставания зубного возраста от паспортного: 29,62±1,78% - в группе со средним темпом морфологической зрелости, 49,61±4,44% - в группе с темпом ниже среднего, 55,42±3,86% - в группе с низким темпом.

Тесную взаимосвязь темпов морфофункционального и психо-физиологического созревания подтверждает и корреляционный анализ (табл. 3).

Наши исследования позволяют сделать вывод, что эффективность формирования всех компонентов зрительного восприятия зависит от успешности соматического созревания, и качество выполнения всех субтестов методики оценки уровня развития зрительного восприятия достоверно лучше (выше балл) в группе детей с соответствием морфологической зрелости паспортному возрасту.

23,5

34,9

55,4

21,1

20,2 15.5

а б в

Рис. 3. Темп формирования зрительно-моторных координаций (ЗМК) у детей с разным темпом морфологического созревания зрелости: А - средний темп, Б - ниже среднего, В - низкий Обозначения: ¡™| ЗМК средний темп Щ ЗМК ниже среднего @ ЗМК низкий темп

Таблица 3

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Коэффициенты корреляция Компоненты зрительного восприятия (субтесты)

1 2 3 4 5 6

Зубной возраст R2 0,321 0,367 0,286 0,366 0,389 0,215

Р 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000

Примечание: 1 - зрительно-моторные интеграции; 2 - помехоустойчивость; 3 - константность; 4, 5 - зрительно-пространственное восприятие; 6 - зрительный анализ-синтез.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грацианов Н.А. Материалы для изучения физического развития детского и юношеского возрастов в зависимости от наследственности и успешности в школьных занятиях: дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 1889.

2. Human Biology. An Introduction to Human Evolution, Variation, Growth and Ecology / G. Harrison, J. Weiner, J. Tanner et al. Oxford, 1977.

3. Изаак С.И., Панасюк Т.В., КомисароваЕ.Н. Дошкольник: рост, развитие, индивидуальность: моногр. / под ред. С.И. Изаак. М.; СПб., 2005.

4. Панасюк Т.В. Формирование соматотипа и его связь с ростом организма человека в период первого детства / Т.В. Панасюк, С.И. Изаак // Морфология. СПб., 2000. Т. 118, № 5. С. 64-67.

5. Грицинская В.Л. Индивидуальный типологический подход к оценке состояния здоровья дошкольников / В.Л. Грицинская, М.Ю. Галактионова, С.В. Беляев и др. // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. Архангельск. 2000. С. 17-23.

6. Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю. Клинико-психологические аспекты адаптации первоклассников // Бюл. СО РАМН. 2003. №> 3(109). С. 51-53.

7. Кирнасюк Е.В., Лапина Н.А. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу // Гигиена и санитария. 2003. N° 4. С. 43-45.

8. Андреева Л.В. Динамика морфофункциональных показателей детей дошкольного возраста с минимальными дисфункциями мозга при различных вариантах коррекционных воздействий: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2007.

9. Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996.

10. Морфофункциональные константы детского организма: справ. / В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мураенко и др. М., 1997.

11. БезрукихМ.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5,0-7,5 лет. Руководство по тестированию и обработке результатов. М., 1996.

12. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М., 1982.

13. Бахарева Е.А. Особенности ранней школьной дезадаптации в условиях психофизиологического сопровождения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2005.

14. Копосова Т. С. Физиологические аспекты адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях Севера: дис. ... д-ра биол. наук. Архангельск, 1999.

15. РаппопортЖ.Ж. Адаптация ребенка на Севере. Л., 1979.

16. Exposure to Environmental Lead and Visual-Motor Integration at Age 7 Years: The Port Pirie Cohort Study / PA. Baghurst, A.J. McMichael et al. // Epidemiology. 1995. V 6, N° 2. P 104-109.

17. Bushnell E. W., Boudreau J.P. Motor Development and the Mind: The Potential Role of Motor Abilities as a Determinant of Aspects of Perceptual Development // Child Development. 1993. V! 64, № 4. Р 1005-1021.

Morozova Lyudmila, Lukina Svetlana, Repina Anna

EFFICIENCY OF FORMING VISUAL PERCEPTION AND SOMATIC MATURITY OF CHILDREN AGED 6-7 YEARS LIVING IN CONDITIONS OF THE CIRCUMPOLAR REGION

The ratio estimation of the psychophysiological and physical development rates in children aged 6-7 years living in the circumpolar region conditions are presented in the article. The efficiency of forming all the components of visual perception is shown to depend on the success of somatic maturing children.

Контактная информация: Морозова Людмила Владимировна e-mail: luida@atnet.ru Лукина Светлана Федоровна e-mail: lukina@atnet.ru Репина Анна Павловна e-mail: repina-anna@yandex.ru

Рецензент - Бец Л.В., доктор биологических наук, профессор кафедры антропологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.