Научная статья на тему 'Особенности морфофункционального созревания детей на разных этапах школьного обучения'

Особенности морфофункционального созревания детей на разных этапах школьного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
836
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЗДОРОВЬЕ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ВАРИАНТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / SCHOOLCHILDREN / HEALTH / BIOLOGICAL MATURITY / VARIANTS OF BIOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Теппер Елена Александровна, Таранушенко Татьяна Евгеньевна, Манчук Валерий Тимофеевич, Гришкевич Наталья Юрьевна, Киселева Наталья Геннадьевна

Представлены данные, характеризующие соматическую и биологическую зрелость у детей, начавших школьное образование в разном возрасте, и определена их динамика в течение всего периода обучения. На основании комплексной оценки показателей биологического развития выделены следующие варианты развития детей и подростков в разные периоды школьного обучения: отставание в биологическом развитии, биологическое развитие, соответствующее паспортному возрасту и опережение биологического развития. Указанные варианты позволяют обозначить детей групп риска по различным патологическим состояниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Теппер Елена Александровна, Таранушенко Татьяна Евгеньевна, Манчук Валерий Тимофеевич, Гришкевич Наталья Юрьевна, Киселева Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar properties of morphofunctional maturation of children at different stages of school education

There are presented data characterizing the somatic and biological maturity in children who started school education at different ages, and there was determined their dynamics during the whole study period. On the base of a comprehensive assessment of indices of biological development there were selected the following variants of biological development of children and adolescents in different periods of school education: "retardation of the biological development", "biological development corresponding to the passport age" and "acceleration of biological development”. These variants allow to denote children at risk for various pathological conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности морфофункционального созревания детей на разных этапах школьного обучения»

Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е., Манчук В.Т., Гришкевич Н.Ю., Киселева Н.Г., Галонский В.Г.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 616-092:612.65]-053.2:373.3

Теппер Е.А.1, Таранушенко Т.Е.1, МанчукВ.Т.2, Гришкевич Н.Ю.1, Киселева Н.Г.1, Галонский В.Г.1

особенности морфофункционального созревания детей на разных этапах школьного обучения

'Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1; 2НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3г

Представлены данные, характеризующие соматическую и биологическую зрелость у детей, начавших школьное образование в разном возрасте, и определена их динамика в течение всего периода обучения. На основании комплексной оценки показателей биологического развития выделены следующие варианты развития детей и подростков в разные периоды школьного обучения: отставание в биологическом развитии, биологическое развитие, соответствующее паспортному возрасту и опережение биологического развития. Указанные варианты позволяют обозначить детей групп риска по различным патологическим состояниям.

Ключевые слова: школьники; здоровье; биологическая зрелость; варианты биологического развития.

Е. A. Tepper1, T. Е. Taranushenko1, V.T. Manchuk2, N.Yu Grishkevich', N.G. Kiseleva', V.G. Galonskiy'

PECULIAR PROPERTIES OF MORPHOFUNCTIONAL MATURATION OF CHILDREN AT DIFFERENT STAGES OF SCHOOL EDUCATION

'Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky", 1, Partizana Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, Russian Federation, 660022

2Medical Research Institute for Northern Problems, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 3g, Partizana Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, Russian Federation, 660022

There are presented data characterizing the somatic and biological maturity in children who started school education at different ages, and there was determined their dynamics during the whole study period. On the base of a comprehensive assessment of indices of biological development there were selected the following variants of biological development of children and adolescents in different periods of school education: "retardation of the biological development", "biological development corresponding to the passport age" and "acceleration of biological development". These variants allow to denote children at risk for various pathological conditions.

Key words: schoolchildren; health; biological maturity; variants of biological development.

Ослабленное здоровье школьников становится одной из причин сложной адаптации к учебным нагрузкам. Увеличивается число детей с трудностями в освоении навыков письма, чтения и математики в начальной школе. Причины этого явления разные, но многие дети попадают в разряд неуспевающих в силу недостаточной школьной зрелости, т. е. незрелости морфофункциональной и психофизиологической [1, 2]. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей старшего дошкольного возраста [3]. Критерии биологического развития имеют особое значение в процессах адаптации и позволяют выявить степень морфологической и функциональной готовности организма к воздействию различных факторов внешней среды, в том числе к обучению в школе. Для практических целей важным является выделение групп детей с учетом степени их развития, так как при одном и том же календарном возрасте состояние морфофункцио-нальных систем может быть различным [4]. Особое значение для характеристики здоровья детской популяции имеют функциональные критерии созревания: морфофункциональная и психофизиологическая зре-

Для корреспонденции: Теппер Елена Александровна, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом постдипломного образования КрасГМУ e-mail: [email protected]

лость [5]. Многие авторы отмечают рост числа детей с разными задержками и отклонениями в морфо-функциональном и психофизиологическом развитии [6-8]. В связи с этим нами проведено сопоставление показателей соматической и биологической зрелости у детей, начавших школьное обучение в разном возрасте.

Материалы и методы

Было обследовано 437 детей. Все дети распределены на группы: 1-ю группу составили школьники, начавшие обучение в возрасте 6 лет (п = 135), 2-ю - в возрасте 7 лет (п = 274), 3-ю - 8 лет (п = 28). Возрастные группы формировались следующим образом: детей в возрасте от 5 лет 6 мес до 6 лет 5 мес 29 дней отнесли к 6-летним; от 6 лет 6 мес до 7 лет 5 мес 29 дней отнесли к 7-летним и от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней отнесли к 8 летним. Обследование школьников проводилось в типовых школах. Школьный процесс во всех школах был организован одинаково и не имел различий по условиям обучения. Обследование учащихся проводилось ежегодно на протяжении всего периода обучения в конце учебного года (апрель - май); дети 1-го года обучения осматривались 2 раза (осень и весна).

В работе выделены основные этапы наблюдения: I - при поступления в школу, II - после окончания

1-го года обучения, III - после окончания начальной школы, IV - завершение школьного обучения.

Изучение соматической зрелости проводилось с учетом показателей физического развития и выполнялось в соответствии с унифицированной методикой [9, 10]. Индивидуальная оценка физического развития выполнялась по таблицам «Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет». Сопоставление средних антропометрических данных проводилось по центильным таблицам с учетом возрастных групп.

Критерии биологического развития на I и II этапах наблюдения оценивалось по сумме следующих признаков: длины тела, коэффициента соматической зрелости и сроков прорезывания зубов. Коэффициент соматической зрелости высчитывался по формуле: окружность головы (в см) • 100/длина тела (в см). Одонтологические признаки оценивались специалистом на основе подсчета числа постоянных зубов и последовательности их прорезывания. Зубной возраст определялся с точностью до 1 года.

Для оценки биологического развития на III и IV этапах наблюдения, кроме показателей соматометри-ческой зрелости (нарастание длины и массы тела в сравнении с возрастными нормативами), оценивались параметры полового развития [10, 11].

Диагностика биологического развития проводилась с учетом всех перечисленных признаков, но определяющим на I и II этапах была зубная формула, а на III и IV этапах - появление и развитие вторичных половых признаков.

Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistika 6.0. Сравнение качественных признаков проводилось с помощью вычисления %2. Достоверность различий данных в сравниваемых группах определялась с помощью критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение

На I этапе обследования (при поступлении в школу).

Оценка зубной формулы показала средние сроки прорезывания постоянных зубов у большинства детей во всех группах. Вместе с тем доля детей с опережающими сроками появления постоянных зубов значимо чаще регистрировалась среди 6-летних детей как у девочек, так и у мальчиков (р = 0,002 и р = 0,003) в сравнении с 7-летними школьниками.

При анализе ростовых показателей во всех возрастных группах преобладали дети со средним темпом роста (p = 0,000), при этом наибольший процент учащихся с данным признаком выявлен среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 7-летнего возраста, - 94,9 и 94% соответственно. Варианты с опережением и отставанием роста распределились следующим образом: дети с отставанием ростовых процессов несколько преобладали в группе девочек и мальчиков, обучающихся с 8-летнего возраста (р = 0,004 и р = 0,02), а дети с опережением роста превалировали в группе 6-летних девочек (p = 0,000).

На основании расчетного коэффициента сомати-

ческой зрелости установлено, что на фоне преобладания детей со средними значениям показателя имелось значимое увеличение доли школьников с опережением коэффициента соматической зрелости среди

6-летних детей обоего пола (р = 0,000 и р = 0,002). В группе 8-летних учащихся с наибольшей частотой регистрировалось отставание коэффициента соматической зрелости (р = 0,004 и р = 0,017) в сравнении с

7-летними детьми.

Таким образом, показано, что на I этапе наблюдения существенный вклад в ускоренное развитие детей вносит динамика длины тела как значимый признак биологической зрелости.

На II этапе наблюдения (по окончании 1-го класса).

Оценка сроков прорезывания постоянных зубов у большинства детей во всех группах соответствовала средним значениям. Опережение сроков появления постоянных зубов отмечено среди мальчиков, которые начали обучение с 8-летнего возраста. По показателю прорезывания постоянных зубов в группе школьников, начавших обучение с 6-летнего возраста, значимо чаще регистрировалось отставание сроков прорезывания постоянных зубов как у девочек, так и у мальчиков (р = 0,000 и р = 0,002) в сравнении с 7-летними детьми. При этом доли детей с отставанием этих сроков и со сниженными соматометрическими показателями были сопоставимы.

При анализе ростовых показателей во всех возрастных группах преобладали дети со средним темпом роста (р = 0,000), при этом больший процент учащихся с данным признаком выявлен среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 7-летнего возраста, - 94,6 и 90,5% соответственно. Варианты с опережением и отставанием роста распределились следующим образом: дети с отставанием ростовых процессов преобладали в группе девочек и мальчиков, обучающихся с 8-летнего возраста (р = 0,000), а дети с опережением роста превалировали в группе

6-летних девочек и мальчиков (р = 0,000 и р = 0,01).

При оценке расчетного коэффициента соматической зрелости отмечено, что на фоне преобладания детей со средними значениям данного показателя, имелось значимое увеличение доли школьников как с опережением (р = 0,000 и р = 0,01), так и со снижением коэффициента соматической зрелости (р = 0,000 и р = 0,01) среди 6-летних детей обоего пола в сравнении с их одноклассниками, которые пошли в школу с 7 лет. В группе 8-летних учащихся с наибольшей частотой регистрировалось отставание коэффициента соматической зрелости (р = 0,000) в сравнении с

7-летними детьми.

Эти данные свидетельствуют о неоднозначном внутрисистемном взаимодействии составляющих биологической зрелости детского организма, когда у детей с ускоренными соматометрическими показателями не регистрировались случаи опережения сроков прорезывания постоянных зубов [2, 4, 7]. Полученные данные свидетельствуют о неравномерности формирования признаков морфофункционального развития, которое характеризуется возрастанием доли биологически менее зрелых детей, что наиболее

Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е., Манчук В.Т., Гришкевич Н.Ю., Киселева Н.Г., Галонский В.Г.

выражено у школьников, приступивших к систематическому обучению с 6-летнего возраста [2, 5, 7].

III этап наблюдения (окончание начальной школы).

Анализ сроков появления вторичных половых признаков выявил их средние значения у большинства детей во всех группах. Вместе с тем доля детей с отставанием срока появления вторичных половых признаков чаще регистрировалась среди школьников, начавших обучение с 6 лет, как у девочек, так и у мальчиков (p = 0,001 и p = 0,001 соответственно), в сравнении с учащимися, которые пошли в школу с 7 лет. При анализе ростовых показателей во всех возрастных группах преобладали дети со средним темпом роста (p = 0,001 и p = 0,05), при этом наибольший процент учащихся с данным признаком выявлен среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 7 летнего возраста, - 91,8 и 92,2% соответственно. Варианты с опережением и отставанием роста распределились следующим образом: дети с отставанием ростовых процессов преобладали в группе девочек и мальчиков, обучающихся с 6-летнего возраста (p < 0,001), а дети с опережением роста превалировали в группе 8-летних девочек и мальчиков (p < 0,01 иp < 0,05).

При анализе темпов прибавки массы тела установлено, что на фоне значительного числа детей со средними значениям данного показателя имелось существенное увеличение доли школьников с отставанием по данному параметру среди 6-летних детей обоего пола в сравнении с их одноклассниками, которые пошли в школу с 7 лет (p = 0,000 и p = 0,01). В группе 8-летних мальчиков чаще регистрировалось опережение прибавки массы тела. Следовательно, на данном этапе основные составляющие биологической зрелости растущего организма школьников характеризовались сопоставимостью во всех возрастно-половых группах, т. е. доли детей с различными признаками не имели значимых различий.

IV этап наблюдения (окончание школы).

Анализ развития вторичных половых признаков

показал средние сроки их появления у большинства детей во всех группах. Вместе с тем отставание в развитии вторичных половых признаков регистрировалось у 33,3% мальчиков, начавших обучение с 8 лет, и 21,6% юношей, пришедших в школу с 6 лет. Опережение сроков развития вторичных половых признаков отмечено у 15,8% девочек, которые начали обучение с 6-летнего возраста.

При анализе ростовых показателей во всех возрастных группах преобладали дети со средним темпом роста (p = 0,01 и p = 0,05), при этом наибольший процент учащихся с данным признаком выявлен среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 7-летнего возраста, - 91,5 и 83,9% соответственно. Варианты с опережением и отставанием роста распределились следующим образом: дети с отставанием ростовых процессов преобладали в группе девочек и мальчиков, обучающихся с 6- и 8-летнего возраста (p < 0,001 и p < 0,005). Варианты отклонений с опережением роста в группе мальчиков, которые пошли в школу с 8 лет, регистрировались в 22,2% случаев и в группе девочек, начавших обучение с 6 лет, - в 15,8%.

Анализ темпов прибавки массы тела показал, что на фоне преобладания детей со средними значениям данного показателя среди 8-летних детей обоего пола обращают на себя внимание доли школьников с отставанием темпов прироста массы - 19 и 33,3%; среди мальчиков, которые пошли в школу с 6 лет, данный вид отклонения зарегистрирован в 24,3%. Избыточная прибавка массы тела отмечена у 22,2% мальчиков, начавших обучение с 8 лет, и у 14,3% их ровесниц. У школьниц, которые пошли в школу с 6 лет, этот вид отклонений зарегистрирован в 13,2%.

Следовательно, у детей, окончивших школу, чаще выявлялись отклонения в биологическом развитии в группах школьников, начавших обучение с 6- и 8-летнего возраста. При этом доказана высокая значимость соматометрических признаков в оценке биологической зрелости, имеющих общность структуры их формирования в онтогенезе [10-14].

Таким образом, биологическое развитие детей, поступающих в школу в разном возрасте, характеризуется значительной долей учащихся с морфо-функциональными признаками «ускоренного» варианта развития среди 6-летних дошкольников и высокой частотой биологической «незрелости» среди 8-летних детей. После окончания 1-го года обучения в младшей возрастной группе сокращается процент детей, имеющих опережающие сроки морфофункци-онального развития, и увеличивается доля детей с отставанием развития. К окончанию начальной школы основные составляющие биологического возраста являются сопоставимыми во всех возрастно-половых группах и в равной степени значимы при оценке мор-фофункционального развития детей. Все компоненты определяют адекватный возрасту темп биологического созревания в определенный возрастной период и формируют системообразующий комплекс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 4-9.

2. Морозова Л.В., Лукина С.Ф., Репина А.П. Эффективность формирования зрительного восприятия и соматическая зрелость детей 6-7 лет, проживающих в условиях циркумполярного региона. Вестник Поморского университета. Серия: Естественные науки. 2010; 3: 76-82.

3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.

4. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу. Российский педиатрический журнал. 2012; 4: 41-5.

5. Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е. Динамическая оценка гармоничности физического развития детей, начавших обучаться в школе в разном возрасте. Российский педиатрический журнал. 2012; 2: 60-3.

6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеоло-гии. М.: ВЛАДОС; 2000.

7. Васильева Н.Н., Рожкова Г.И. Возрастная динамика фузион-ных резервов, измеренных при помощи циклопических тест-объектов с маркерами. Сенсорные системы. 2009; 23 (1): 40-50.

8. Антропова М.В., Кольцова М.М., ред. Морфофункциональное

созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М.: Педагогика; 1983.

9. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Горев А.С., Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности. В кн.: Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.; 2000: 82-103.

10. Безруких М.М. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет. М.; 2006.

11. Кучма В.Р. Новые подходы к организации медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2012; 5: 34-8.

12. Терлецкая Р.Н., Бабкина Л.М. Оценка потерь здоровья детей с использованием критерия DALY. Российский педиатрический журнал. 2011; 2: 33-8.

13. Рожкова Г.И., Матвеев С.Г. Зрение детей: проблемы оценки и функциональной коррекции. М.: Наука; 2007. 315 с.

14. Eperjesi F. Optometric assessment and management in dyslexia. Optometry today. 2000; 4: 20-5.

15. Evans B.J.V., Drasdo N., Richards I.L. Investigation of accommodative and binocular function in dyslexia. Ophthal. Physiol. Opt. 1994; 14 (1): 5-19.

REFERENCES

1. Baranov А.А., Albitskiy V.Yu., Ivanova A.A., Terletskaya R.N., Ko-sova S.A. Trends and the health status of the child population of the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 6: 4-9. (in Russian)

2. Morozova L.V., Lukina S.F., Repina A.P. The effectiveness of forming of visual perception and somatic maturity of children 6-7 years old living in circumpolar region. Vestnik Pomorskogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki. 2010; 3: 76-82. (in Russian)

3. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scientific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)

4. Suchareva L.М., Nadezhdin D.S. Features of the neuropsychological development of children at admission to school. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 4: 41-5. (in Russian)

5. Tepper E.A., Taranushenko Т.Е. Dynamic evaluation of harmonicity of physical development of children with different school starting ages. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 2: 60-3. (in Russian)

6. Dubrovinskaya N.V., Farber D.A., Bezrukih M.M. Psychophysiolo-gy of child: psychophysiological basis of child valeology [Psikhofiz-

iologiya rebenka: psikhofiziologicheskie osnovy detskoy valeologii]. Moscow: VLADOS; 2000. (in Russian)

7. Vasileva N.N., Rozhkova G.I. Age dynamics of fusional reserves measured by cyclopean test of objects with markers. Sensornye sistemy. 2009; 23 (1): 40-50. (in Russian)

8. Antropova M.V., Koltsova M.M., eds. Morphofunctional development of basic physiological systems of pre-school age children. Moscow: Pedagog; 1983. (in Russian)

9. Farber D.A., Beteleva T.G., Gorev A.S., Dubrovinskaya N.V., Machinskaya R.I. Functional organization of developing brain and forming of cognitive activity. Moscow; 2000: 82-103. (in Russian)

10. Bezrukih M.M. Assembly of diagnostic materials of evaluation and account of personal peculiarities of children development (5-7 years old). Moscow; 2006. (in Russian)

11. Kuchma V.R. New approaches to organization of medical support of children in educational institutions. Rossiyskiy pediatricheskiy zhur-nal. 2012; 5: 34-8. (in Russian)

12. Terletskaya R.N., Babkina LM. Assesment of health losses in children by applying the DALY criterion. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 2: 33-8. (in Russian)

13. Rozhkova G.I., Matveev S.G. Vision of children: problems of evaluation b functional correction [Komplekt diagnosticheskikh mate-rialov po otsenke i uchetu individual'nykh osobennostey razvitiya detey 5-7 let]. Moscow: Nauka; 2007. (in Russian)

14. Eperjesi F. Optometric assessment and management in dyslexia. Optometry today. 2000; 4: 20-5.

15. Evans B.J.V., Drasdo N., Richards I.L. Investigation ofaccommodative and binocular function in dyslexia. Ophthal. Physiol. Opt. 1994; 14 (1): 5-19.

Поступила 19.03.14 Received 19.03.14

Сведения об авторах:

Таранушенко Татьяна Евгеньевна, доктор мед. наук, зав. каф. педиатрии Института последипломного образования КрасГМУ email: [email protected]; Манчук Валерий Тимофеевич, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАМН, директор НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, e-mail: [email protected]; Гришкевич Наталья Юрьевна, канд. мед. наук, доцент каф. сестринского дела и клинического ухода КрасГМУ e-mail: [email protected]; Киселева Наталья Геннадьевна, канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии ИПО КрасГМУ e-mail: [email protected]; Галонский Владислав Геннадьевич, доктор мед. наук, доцент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ вед. науч. сотрудник НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН (г. Красноярск) и НИИ медицинских материалов с памятью формы Сибирского физико-технического института при Томском государственном университете, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.