Научная статья на тему 'Цвет как предмет охраны при реставрации памятников архитектуры'

Цвет как предмет охраны при реставрации памятников архитектуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2330
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ / ARCHITECTURAL MONUMENT / РЕСТАВРАЦИЯ / ПРОЕКТ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИНТЕРЬЕР / HISTORIC INTERIOR / КОЛОРИСТИКА / ЦВЕТОВОЙ КЛЮЧ / ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГУМ / VLADIVOSTOK GUM / ARTISTIC IMAGE / COLOURING / INTERIOR DESIGN / ADAPTATION PROJECT / COLOUR SCHEME / COLOUR KEY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапшина Евгения Александровна, Толкачёва Альбина Александровна

Раскрываются актуальные аспекты охраны исторических архитектурных объектов на примере памятника федерального значения торгового дома «Кунст и Альберс» (ныне торговый дом «Владивостокский ГУМ»). На примере анализа реставрационных работ этого здания дается обоснование колористики как неотъемлемой составляющей общего художественного замысла интерьера и фасада памятника архитектуры. Раскрываются проблемы приспособления исторического интерьера к современным требованиям использования здания при реставрации, приводятся примеры их решения. Предлагается авторский метод реконструкции колористики исторического интерьера в условиях отсутствия или недостатка исходных данных на основе комбинирования методических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Лапшина Евгения Александровна, Толкачёва Альбина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colour as an object for protection when restoring architectural monuments

The article deals with the current aspects of historical and architectural preservation illustrated by the example of the historic federal monument the Trading House of Kunst and Albers (nowadays, the Trading House Vladivostok GUM). Basing on the survey of the restoration works carried out in the building, it is motivated in the article that colour is an integral part of the artistic conception of its interior and façade. The article touches on the issues of adaptation of historic interior to modern requirements in the course of its restoration and the ways for handling the problems are offered in it. One of the ways is the authoresses’ method titled the reconstruction of the colour of historic interior through the use of colour kyes which is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Цвет как предмет охраны при реставрации памятников архитектуры»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Творческие концепции архитектурной деятельности

УКД 658.512.2

Е.А. Лапшина, А.А. Толкачёва

ЛАПШИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат архитектуры, профессор кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950. E-mail: likhlap@mail.ru

ТОЛКАЧЁВА АЛЬБИНА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950. E-mail: 10fish@mail.ru

Цвет как предмет охраны при реставрации памятников архитектуры

Раскрываются актуальные аспекты охраны исторических архитектурных объектов на примере памятника федерального значения - торгового дома «Кунст и Альберс» (ныне - торговый дом «Владивостокский ГУМ»). На примере анализа реставрационных работ этого здания дается обоснование колористики как неотъемлемой составляющей общего художественного замысла интерьера и фасада памятника архитектуры. Раскрываются проблемы приспособления исторического интерьера к современным требованиям использования здания при реставрации, приводятся примеры их решения. Предлагается авторский метод реконструкции ко-лористики исторического интерьера в условиях отсутствия или недостатка исходных данных на основе комбинирования методических приемов.

Ключевые слова: памятник архитектуры, реставрация, проект приспособления, исторический интерьер, колористика, цветовой ключ, Владивостокский ГУМ.

Введение

Реставрация архитектурного памятника связана с решением целого комплекса научно-проектных задач, которые условно можно разделить на две группы: восстановление фасада и восстановление интерьера. С точки зрения охраны фасад обычно представляет более значимую часть здания, так как является визитной карточкой не только самого объекта, но и города. Фасад, в отличие от интерьера, меньше подвержен переменам, связанным с изменением функции здания. Исторический интерьер - самая уязвимая часть здания, так как изменения и потери в нем происходят с момента постройки постоянно и по разным причинам.

В архитектурных памятниках исторический интерьер, сохранившийся хотя бы фрагментами, сегодня большая редкость, а здания, в которых интерьер подвергся незначительным изменениям, можно считать уникальными. Поэтому с каждым годом проблема сохранения исторических объектов все более остра, так как время, безответственные действия собственников и арендаторов не щадят эти здания. Город теряет или «осовременивает» их, забывая первоначальный цвет фасада и внутреннего пространства. На сегодняшний день от-

© Лапшина Е.А., Толкачёва А.А., 2016

сутствие данных по изначальному цветовому решению интерьера или фасада памятника является объективной причиной низкого качества проектов реставрации.

Но главная причина потерь сохранности как интерьера памятника, так и его фасада -недостаточно квалифицированно составленные охранные обязательства для проектов реставрации объектов культурного наследия. Зачастую целый ряд существенных моментов выпадает из охранных обязательств: сохранение декоративных элементов и оборудования, использование исходных строительных материалов и общее колористическое решение. Наиболее уязвимая часть из этого перечня - колористика в общем художественном замысле интерьера и фасада памятника. Это связано, в частности, с тем, что нет внятной исследовательской методики корректной реконструкции цветового решения памятника. Сегодня уничтожение памятников происходит необязательно путем сноса зданий. Например, появление новых возможностей в отделке фасадов, новых красителей всевозможных оттенков приводит к уничтожению изначальной фактуры и цвета исторических фасадов и интерьеров зданий1. Изменение цвета меняет стилистику, масштаб, тектонику сооружения. В России до сих пор нет профессионального осознания того, что цвет, будучи неотъемлемой частью архитектурного стиля, является предметом охраны памятника архитектуры.

Проблема сохранности цвета памятников архитектуры

На примере Владивостока можно отметить лишь несколько зданий, фасад которых имеет цветовое решение, близкое к оригинальному, где в разной степени сохранен колорит интерьера. Это - Пушкинский театр (ул. Пушкинская, 27), Железнодорожный вокзал (ул. Алеутская, 2), Народный дом (ул. Володарского, 19), административное здание торгового дома «Кунст и Альберс» (ул. Светланская, 38), лютеранская церковь Святого Павла (ул. Пушкинская, 14).

Объекты представленного списка обладают историческими интерьерами разной степени сохранности. Вероятно, это связано с тем, что некоторые здания-памятники не меняли своей изначальной функции. В тех объектах, которые временно использовались не по назначению (лютеранская церковь Святого Павла, Народный дом, административное здание торгового дома «Кунст и Альберс»), радикальных перемен в историческом интерьере кроме изношенности и разрушений не произошло. Это объясняется одной лишь причиной - отсутствием финансовых средств у организации-арендатора для кардинальных переделок в зданиях.

При восстановлении интерьера архитектурного памятника первостепенная задача -сохранность художественного образа объекта: чем больше глубина исторического времени, тем меньше свидетельств для его аргументированного воссоздания. Художественный образ объекта основан на взаимодействии множества факторов, таких как наличие и сохранение декоративных элементов, использование определенных строительных и отделочных материалов и, конечно, колористика интерьера. Но восстановить, сохранить - это не значит «мумифицировать» исторический объект. Перед проектировщиками стоит задача дать возможность функционировать зданию, быть полезным и жить в новом времени. Реставрационная практика рассматривает два типа исходной ситуации, которая определяет характер проекта по приспособлению памятника: повышение комфортности и переориентация [1]. Однако сегодня, даже если функции памятника (переориентация) не претерпели принципиальных изменений, требования к комфорту, использование новых технологий обеспечения эксплуатации здания ставят перед проектировщиками сложные задачи приспособления к реалиям современности.

1Вопрос использования материалов - один из самых сложных для практики реставрации. В отдельных случаях материалы изготавливаются по старым рецептам, в других - необходимо точное знание свойств материалов для замены на современные аналоги. В любом случае замена материала - это крайний случай в практике профессиональной реставрации во избежание неминуемого разрушения здания (такие примеры в городе Владивостоке есть).

Действительно, требования к внутреннему климат-комфорту, организации безбарьерной среды одних и тех же функциональных процессов существенно изменились по сравнению с требованиями начала XX века. Как сохранить архитектурный памятник, чтобы достойно передать его нашим потомкам и в то же время удовлетворить современные требования к комфорту, безопасности? Сложная задача. И проект приспособления архитектурного памятника к современному использованию - именно та работа, которая направлена на решение этой дилеммы.

Однако изменение функции или только ее модернизация часто меняют требования к цветовой среде внутреннего пространства, отражаются и на решении его фасада. Но закон трактует приспособление как внесение необходимых изменений при реставрационных работах: без принципиального искажения художественного образа здания-памятника, в том числе его цветового решения [5].

Цель работы - предложить метод реконструкции колористики здания-памятника в условиях отсутствия или недостаточности исторических данных о цветовом решении интерьера. Метод разрабатывался на примере торгового дома «Кунст и Альберс» (ныне - торговый дом «Владивостокский ГУМ», ул. Светланская 35).

Исследование особенностей колористики исторического интерьера

на примере торгового дома «Кунст и Альберс»

Объектом исследовательской работы по оценке художественных особенностей (обследование, фиксация здания-памятника, т.е. полевые работы) стал памятник федерального значения - здание торгового дома «Владивостокский ГУМ» (далее в тексте - Владивостокский ГУМ или ГУМ), по ул. Светланской, 35. Это один из ярких архитектурных объектов исторического центра Владивостока, вызывающий у специалистов и горожан многолетние разногласия и споры по результатам его реставрации и в отношении использования. Здание построено торговой компанией «Кунст и Альберс» в 1907 году на фундаменте и части стен старой постройки, первое его название - торговый дом «Кунст и Альберс». ГУМ является одним из немногих исторических объектов Владивостока начала ХХ века, в отношении которого можно говорить о частичной сохранности неповторимого интерьера. Именно это обстоятельство определило выбор памятника для реконструкции цветового решения его интерьера.

Безусловно, изменения во внутреннем пространстве этого здания, как и любого другого, происходившие ежегодно, накапливались. Поэтому возникла срочная необходимость фиксации интерьера и его оборудования. Работа началась в 2006 году с натурных исследований торгового дома «Кунст и Альберс» . Были проведены обмеры, фотофиксация, обследование во всех помещениях здания, к которым доступ ограничен (закрытые торговые залы,

273-Ф3 РФ от 25.06. 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дает следующее определение: «Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия».

3Полевые исследования проводились студентами под руководством А.А. Толкачёвой, старшего преподавателя кафедры интерьера Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ, ныне Дальневосточный федеральный университет, кафедра проектирования архитектурной среды и интерьера). Результаты работы студентов на практике явились вкладом в исторические исследования памятников города Владивостока. В ходе обмерной практики группа студентов знакомилась с архитектурным памятником, историей его создания непосредственно на объекте. Имея возможность побывать во всех помещениях здания, к которым доступ ограничен (закрытые торговые залы, чердак, подсобные помещения), студенты изучали архитектурный памятник, историю его создания непосредственно на объекте.

чердак, подсобные помещения). В результате исследований внутреннего пространства, его структуры, элементов интерьера, торгового оборудования была зафиксирована цветность всего перечисленного ряда. Многое пережило десятилетия и неплохо сохранилось на момент обмеров: металлическая лестница, на которой можно и сегодня увидеть штамп завода «Eisenwerk Joly Wittenberg», светильники и капители колонн, декорированные растительным орнаментом, пестрые метлахские плитки пола, зеркала и витражи в стиле модерн. В этом здании сохранились великолепная лепнина, радиаторы с причудливым рисунком, резные перила, ажурные кованые решетки. Под окнами можно было заметить круглые металлические элементы - это система вентиляции. В 2006 году было сохранно даже торговое оборудование - сейфы, кассовые аппараты, витрины, выполненные из стекла и дерева, которые хранились в музее и чердачном помещении ГУМа (рис. 1). Интерьер ГУМа произвел огромное впечатление на нашего современника, немецкого исследователя Лотара Деега, и был восторженно описан в его книге [3].

а б в г

Рис. 1. Сохранившиеся предметы исторического интерьера: а, б - сейфы; в, г - мебель, 2006 г.

Фото А.А. Толкачёвой.

Для воссоздания колористики ГУМА была выполнена фотофиксация и обмеры интерьера, в том числе обмеры архитектурных деталей и декоративных элементов. В результате выполнены чертежи архитектурных и декоративных элементов, лестниц, колонн, светильников, решеток (рис. 2) и проведена фиксация цветовой палитры сохранившихся материалов.

Проблемы колористики в проекте приспособления

исторического интерьера

В 2015 году после долгих ремонтных работ, сопровождаемых многократными нарушениями, и, как следствие, конфликтами с надзорными органами, торговый дом «Владивостокский ГУМ» открыл свои двери. В процессе реставрационных работ ГУМа (2013-2015 гг.) был реализован проект приспособления исторического интерьера к современным требованиям использования здания. Установлена новая система кондиционирования, произведен монтаж системы пожаротушения, для них предусмотрено понижение уровня потолка. При этом, как обещал исполнительный директор ОАО «Владивостокский ГУМ» Виталий Слюсарев, историческая лепнина должна была остаться в целости и сохранности на своем месте. А для того чтобы не лишать горожан удовольствия любоваться ею (в местах размещения подвесных конструкций), проектом было предусмотрено дублирование лепнины (создание точной копии из тех же самых материалов) на новом уровне потолка. Старинная лепнина должна была быть выделена и подчеркнута подсветкой. Это предусмотрено проектом, но на данный момент не реализовано на объекте [7].

в

Рис. 2. а, б - обмерные чертежи; в - фиксация цветовой палитры сохранившихся материалов.

Проект реставрации Владивостокского ГУМа, предусматривающий использование здания как монобрендового торгового магазина, вызвал массу разноречивых мнений, так как отчетливо видны достоинства и недостатки проведенной работы. Собранные студентами до реставрации данные фиксации сохранившихся элементов интерьера, их цвето-фактурных характеристик, позволили лишь объективно оценить потери при ремонте здания-памятника.

В основных торговых залах действительно сохранен потолок с украшающей его уникальной лепниной. По поверхностям с наименьшей концентрацией рельефных элементов проведено техническое оснащение, оно окрашено в один тон с потолком и не акцентирует на себе внимание. Этот прием позволяет оценить решение как консервацию пластического решения интерьера с окраской его одним нейтральным цветом - белым. Современные потолочные светильники, необходимые в большом количестве для магазина, выбраны на длинных тонких нитях-креплениях, это дает возможность не перекрывать оригинальное решение потолка и за счет приемов хай-тек четко отделять исторический культурный слой от современного.

В остальных помещениях уровень потолка понижен и целый ряд рельефных элементов скрыт (рис. 3). Старинная лепнина перекрыта безликими современными конструкциями, на которых по проекту должны располагаться фальшивые декоративные элементы, имитирующие настоящие. К сожалению, авторы проекта забыли одно из требований реставрации -максимальное сохранение подлинного материала.

Заметен некорректный подход в реконструкции светильников и фрагментов лестничного ограждения. Не восстановлены утраченные части, которые возродили бы их исторический облик. Также были удалены элементы, которые посчитали «лишними», например деко-

ративная панель, расположенная на стене в месте крепления перил (рис. 4,г). От нас скрыли оригинальную лестницу, ведущую на чердак, витражи, красивые радиаторы и вентиляционные решетки. А ведь большое количество таких сложных по пластике декоративных элементов является особенностью этого интерьера (рис. 5).

Рис 3. Декоративные элементы, скрытые под современными конструкциями, 2006.

Фото А.А. Толкачёвой.

а б в г

Рис. 4. Пример реконструкции оборудования интерьера: а - лестничное ограждение и светильник до реконструкции; б, в - неотреставрированные элементы на светильниках; г - исчезнувшая после ремонта панель, которая располагалась на стене рядом с перилами.

а б в г

Рис. 5. Скрытые элементы интерьера: а - лестница на чердак; б - радиаторы; в - витраж; г - вентиляционные решетки, 2006. Фото А.А. Толкачёвой.

Напольная плитка, по заключению экспертов4, для сохранения была покрыта консервирующим слоем и современным напольным покрытием с кардинально иным цветовым решением. Этот прием позволяет в случае необходимости открыть раритетную плитку без ущерба для нее. Прием «цитирования» (или использование старого напольного покрытия небольшими фрагментами) рядом с лифтом дает возможность не забыть метлахскую плитку, которая украшала залы больше ста лет (рис. 6).

Заметны изменения и в экстерьере ГУМа. Были проведены работы по очистке и защите фасада, позволившие открыть нам первоначальный цвет фасадной плитки (рис. 7). Возвращен на свое исторически первоначальное место центральный вход (на главном фасаде здания со стороны улицы Светланской). К сожалению, он не соответствует изображению на исторических фотографиях. Изначально вход был выделен козырьком сложной по пластике формы на фигурных металлических кронштейнах, над которым располагался единственный балкон на фасаде. Новый вход не является, как прежде, доминантой в композиции здания. Он столь скуп в оформлении, что выглядит заурядно на фоне красивого фасада (рис. 8). В историческом оформлении витражей-витрин на фасаде были использованы маркизы, цвет и тканевая текстура которых акцентировала, выделяла их на фасаде здания. Даже в советское время эти солнцезащитные устройства не исчезали с поверхности фасада.

Проведенные работы, применение новых отделочных материалов кардинально изменили колористику внутреннего пространства под давлением требований арендатора (торговая марка Zara). Сохранность и даже реставрация отдельных элементов интерьера не изменяют ситуации - общий художественный замысел исторического интерьера в стиле модерн не восстановлен. Перед нами довольно ординарное решение торгового пространства, где ахроматический в целом интерьер играет роль фона для товара. Однако арендаторов, вложивших большие средства в ремонт здания, трудно обвинить в подходе, продиктованном коммерческой выгодой. Поэтому на данный момент важно то, что восстановительные работы не нанесли невосполнимый ущерб, и при необходимости все нововведения можно демонтировать, открыв объект для серьезной реставрации, воссоздающей уникальную атмосферу интерьера торгового дома с вековой историей.

Особые требования к колористике интерьера со стороны функциональности здания (в частности, торговля) связаны именно с тем, что цветовая среда внутреннего пространства впечатляет, влияет на эмоциональное состояние человека (покупателя). Этот эмоциональный настрой должен способствовать наилучшей реализации основной функции пространства (повышать покупательную способность), а не отвлекать, т.е. мешать ее реализации. В то же время цвет в историческом интерьере особо значим, так как является символом времени, подчеркивает тот или иной стиль, рассказывает о возможностях и предпочтениях этой эпохи в строительных и отделочных материалах. Если говорить о значимости колористики интерьера ГУМа в общей образности его архитектуры, то она раскрывается при сопоставлении с фасадом, который выдержан в спокойной, монохромной гамме. Именно активная палитра интерьера значительно расширяет колористику внешне сдержанного архитектурного объекта, формируя на основе контраста внешнего и внутреннего цветового решения запоминающийся цветовой образ. Цветовые решения фасада и интерьера дополняют друг друга, так как именно из отдельных впечатлений в процессе знакомства с объектом у посетителя формируется целостный художественный образ исторического здания.

4Государственные эксперты Министерства культуры РФ - ректор Института искусства реставрации, академик Академии архитектурного наследия, профессор Елена Копылова и проректор этого же института академик Академии архитектурного наследия, председатель Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Маркина.

ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2016. № 1 (26)

Рис. 6. Прием «цитирования», или использование старого напольного покрытия небольшими

фрагментами (http://rn.dv.kp.rn).

На конкретном примере реконструкции Владивостокского ГУМа видно, как при принятии решения в отношении цвета интерьера объективно сохраняется противоречие между установками, предусмотренными охраной и реставрацией памятника, и современными утилитарными требованиями (реализации конкретной функции) со стороны арендатора.

а б

Рис. 7. Фрагмент фасада Владивостокского ГУМа: а - до очистки; б - после очистки

(http ://primamedia. ru)

Рис. 8. Центральный вход во Владивостокский ГУМ: слева - 2015 год; справа -начало ХХ века. Фото слева А.А. Толкачёвой.

Приемы цветовой консервации исторического интерьера в зарубежной практике

Различные компромиссные решения конфликта между охраной и приспособлением памятника к современным утилитарным требованиям встречаются в зарубежной практике, причем цвет активно вовлечен в эти решения. Например, реконструкция здания оперы в Париже. Прием архитектора Одиль Дек (Odile Decq): галерея, окружающая здание, остеклена, что сохраняет визуальную проницаемость буферного пространства и одновременно позволяет выделить площадь для ресторана (рис. 9). Для создания интерьера принимается решение зафиксировать нейтральным (охра) цветом исходный исторический «культурный слой» и ввести активным цветом (красный) иное по пластике и масштабу «тело» для двухъярусной организации посадочных мест в пространстве галереи. Это решение основано на традиции использования пространства парижских галерей для ресторанных столиков. Однако реконструкция, не меняя принципиально функции, предлагает более выгодное решение, так как количество посадочных мест не только удваивается (за счет яруса), но и не зависит от сезона.

Решение интерьера оперы можно так же, как и решение для интерьера ГУМа, отнести к приему консервации. Цветовой контраст, выделяющий привнесенное новое, показывает независимость существования новой функции на условном историческом фоне. Очевидно, что жизнь в любой момент может откорректировать ситуацию, и «красное тело» будет извлечено, а жизнь памятника продолжится.

Как следует из этого примера, потенциальный конфликт между временными, сиюминутными потребностями жизни и ценностью вне времени можно и нужно находить в проектных решениях. Остроумие проектных компромиссов, тем ни менее, не подменяет решение проблемы - совершенствования методики реконструкции цветового решения, способов получения объективных данных по исходному цветовому решению интерьера-памятника для составления охранных обязательств.

Рис. 9. Интерьер ресторана в здании оперы в Париже. Архитектор Одиль Дек

(http://www.odiledecq.com).

Ранее отмечалось, что интерьеры особенно подвержены изменениям, и получить данные о цвете известными в реставрации способами - исследованием исторических слоев в окраске помещения (сколы красочных наслоений) или текстов с описанием объекта - не всегда возможно и результативно. В случаях, когда нет объективных данных, проектное решение по реставрации цветности интерьера можно обосновать иными способами.

Методы воссоздания колористики исторического объекта

на основе исследования черно-белых фотографий

Исследование и работа с историческими черно-белыми фотографиями являются одним из методических приемов для выполнения научной реконструкции интерьера. Снимки могут служить не только для выявления состава первоначального декора, многочисленных утрат или позднейших наслоений, но и дать некоторую информацию о цвете. Ахроматическая и хроматическая палитра имеют градацию по светлоте, на основе ее исследования можно сделать выводы о цвете интерьера. Например, на работе с ахроматическими изображениями построен метод колоризации (окрашивания черно-белых фотографий, фильмов). Ярким примером применения метода колоризации в реконструкции является восстановление цветного варианта (1913 года) картины А. Матисса «Купальщицы» по черно-белому снимку фотографа Эжена Дрюэ [8] (рис.10). Известно, что между 1909 и 1917 годами автор внес в картину много существенных изменений. Для решения загадок картины было проведено междисциплинарное исследование. Впечатляющим результатом проекта стала высококачественная репродукция версии «Купальщиц» 1913 года в натуральную величину, с передачей цвета 95-процентной точности. Если современные технические средства сегодня с высокой точностью позволяют по фотографии восстановить сложное по цветовому решению художественное произведение, значит, этот метод применим и для реконструкции колористки интерьера по черно-белым историческим фотографиям.

а б в

Рис 10. а - снимок Эжена Дрюэ; б - восстановленный «промежуточный» вариант картины 1913 г.; в - картина А. Матисса «Купальщицы» (The Art Institute of Chicago, Northwestern University).

Основным источником для научной реконструкции янтарной комнаты в Екатерининском дворце г. Пушкина также стали черно-белые снимки [2]. Хотя колористику в этом проекте определял сам материал - янтарь, интерьер имеет богатую палитру желто-коричневых оттенков. Широкую градацию по оттенкам в сложных фрагментах интерьера выявляли на основе 86 сохранившихся фотографий (рис. 11).

а б

Рис 11. Реконструкция янтарной комнаты: а - черно-белый фотоснимок янтарной комнаты до разрушения; б - реконструированная янтарная комната (www.tzar.ru).

Метод реконструкции колористики исторического интерьера на основе цветовых ключей

Для воссоздания колористики интерьера ГУМА5 прежде всего были исследованы черно-белые фотографии начала ХХ века. Палитра сохранившихся в интерьере отделочных материалов (напольная плитка, оборудование) дали нам объективные данные для перевода части ахроматической палитры исторических фотографий в цвет. Но этого оказалось недостаточно. В отсутствие красочных сколов (уничтожены несколькими ремонтами) и описаний интерьеров с указанием цвета в архивных материалах, мы разработали авторский метод реконструкции колористики исторического интерьера, составляющая которого - методика цве-

5Напомним, что работа началась в 2006 году студентами и преподавателями кафедры интерьера Дальневосточного государственного технического университета и продолжилась в 2014 году в магистерской диссертации А.А. Толкачёвой.

товых ключей. Наш метод не является принципиальной моделью в исследовании колористики любого исторического интерьера, так как в каждом отдельном проекте требуются свои индивидуальные решения, но может быть применен в частных случаях.

Использование методики цветовых ключей в области реставрации основано не на свободном ассоциативном выборе, а на подборе стилистических аналогов в области живописи и архитектуры соответствующего периода. В нашей работе по реконструкции цветового решения интерьера ГУМА для выбора цветового ключа мы кроме ориентира по стилю располагали знаниями о цветовых сочетаниях сохранившихся элементов интерьера, наличие которых и стало критерием выбора среди стилистических аналогов. Цветовым ключом в данном случае для нас послужили работы художника, представителя стиля модерн Альфонса Мухи. Работы этого художника, современника архитектора Г. Юнгхенделя6, были популярны, они оказывали большое влияние на художественные вкусы эпохи. Однако выбор цветового ключа связан не только с этим, но и с тем обстоятельством, что часть цветовой палитры, выявленной в ходе натурных исследований ГУМа (плитка, обрудование), совпала с палитрой художественного произведения А. Мухи. Обработка цветового ключа предполагает выявление палитры, баланса цветовых масс и выявление структуры цветовой композиции (основные контрасты).

Реконструкция колористики интерьера подразумевает выявление доказательной базы для используемых цветов и воссоздание на ее основе художественного образа объекта (в нашем случае - интерьера ГУМа). Сюда относится вся совокупность применяемого цвета на основных крупных поверхностях, таких как стены, потолок, пол, цвет покрытия декоративных элементов (капители, лепнина), декоративные элементы отделки интерьера (зеркала, металл, дерево), цвет предметного наполнения и торгового оборудования. Полифония цветов разномасштабных декоративных элементов, отделки и предметного наполнения создали оригинальную колористику интерьера в стиле модерн, представленного в особой авторской версии архитектора Г.Р. Юнгхенделя, которая заслуживает специального изучения.

Первая стадия работы. Проведение сравнительного анализа существующей ситуации с историческими фотографиями интерьера начала ХХ века (рис. 12). Изучая черно-белые изображения начала ХХ века, можно выяснить, какие элементы или фрагменты интерьера потеряны или имеют принципиально новое цветовое решение (рис. 13). Этим способом были выявлены нарушения степени светлотного контраста между декором и поверхностью окрашенной стены, замены полихромного решения декора на монохромное. Во Владивостокском ГУМе среди отлично сохранивших цвет образцов мы выделили напольную плитку, деревянную мебель, поручни перил и металлические элементы. Именно эти оставшиеся без изменения по цветовой палитре образцы были приняты за основу дальнейшего анализа.

Интерьер торгового дома представлен самыми распространенными материалами, применяемыми в эпоху позднего модерна: окрашенные и оштукатуренные поверхности, керамическая плитка, дерево, стекло и зеркало. Ведущим контрастом в цветовом решении интерьера был контраст светлого и темного. Самыми светлыми в интерьере были (и есть в настоящее время) большие поверхности потолка, стен, колонн. Они окрашены в цвета, приближенные по светлоте к белому. Необходимо определить, какой оттенок характерен для крупных поверхностей интерьера начала прошлого века (поздний модерн, эклектика). Эти поверхности являются контрастным фоном для других элементов, они одновременно выполняют объединяющую роль в цветовой среде интерьера.

6Юнгхендель Георгий Романович (1874 - после 1949 г.) - архитектор. Больше двадцати лет занимался архитектурной деятельностью во Владивостоке. По его проекту построено здание торгового дома «Кунст и Альберс».

Рис 12. Фотографии интерьера торгового дома «Кунст и Альберс», начало ХХ века: 1, 2 - цвет элементов изменился; 3, 4 - цвет элементов без изменения.

а б в

Рис 13. Элементы интерьера с измененным цветовым решением: а - капители колонн; б, в - лепнина, 2006.

Фото А.А. Толкачёвой.

На старых фотографиях видно акцентирование темным цветом верхней части интерьера (капители колонн, лепнина на потолке), что позволяет выявить вертикальную направленность и ритмичное расположение элементов в композиции - приемы, характерные для модерна. Этим приемом также визуально увеличивают высоту больших пространств. На светлом фоне тёмные элементы, выполненные из дерева, такие как торговое оборудование, мебель, поручни перил, рамы зеркал, выделяются особенно ярко. На фотографиях видно, что внутреннее пространство предельно заполнено торговыми витринами темных цветов, а следовательно, светлый фон необходим для увеличения освещенности помещения и корректировки восприятия массивного оборудования: на светлом фоне оно воспринимается меньше своих реальных размеров.

Наиболее активно в формировании общей цветовой композиции участвует напольная керамическая плитка. Важно подчеркнуть то, что плитка имеет сложный геометрический рисунок, но все же это изображение не работает так активно, как цвет. Сложность цветового решения плитки обусловлена сочетанием нескольких цветов (темно-оливковый и темно-бордовый, а также горчичный и серый приближены по светлоте), которые отчетливо видны только на близком расстоянии. Сочетание светлого и темного цвета при восприятии на большой площади пола смешивается и дает красивый уравновешенный тон средней светлоты.

В ходе работы выделены объекты, претерпевшие в разной степени изменения цветности. Это поверхности стен и потолка, лепнина, капители колонн, светильники, радиаторы. Для установления палитры цветов исторического интерьера на основе исследования его сохранившихся фрагментов методически можно выделить следующие две стадии.

Вторая стадия. Традиционный способ реконструкции - это натурное исследование исторических слоев в окраске помещения. Удалением поверхностных загрязнений для выяв-

ления цвета и фактуры материалов, послойной расчисткой окрасок, выявлением последовательных наслоений штукатурки вплоть до основания мы имеем возможность воссоздать исходную палитру и сформировать представление о динамике цветности интерьера во времени. Остановиться на этой стадии возможно только при высокой сохранности, дающей исчерпывающую информацию.

Третья стадия. Аналитические процедуры для восполнения недостатка информации в процессе второй стадии. Эта стадия посвящена анализу сохранившихся цветов в исследуемом интерьере и корректному восполнению недостающей части палитры на основе подбора аналогов, или цветового ключа. За аналог (цветовой ключ) можно взять цветовое решение сохранившихся интерьеров начала ХХ века. В качестве цветового ключа могут быть использованы работы по живописи, графике того же периода. Следует выбрать такие работы, в которых присутствуют цвета, установленные ранее в сохранившейся части палитры интерьера, в которых есть соответствие общему уровню светлотного контраста, зафиксированного по черно-белым историческим фотографиям.

Изучая элементы интерьера ГУМа, цвет которых не изменился или практически не изменился за время его эксплуатации (керамическая плитка, деревянная мебель), мы выявили палитру, которая стала основой для исследования. Этот сохранившийся колористический материал переведен в ахроматическую палитру (для работы с фрагментами черно-белых фотографий) (рис. 14). На старых фотографиях также выделены фрагменты с измененным цветовым решением (стены, потолок, лепнина) для дальнейших поисков необходимого цвета.

Работы А. Мухи переведены в ахроматическую палитру для сравнения с ахроматическими фрагментами фотографий (потерянными цветами) интерьера. Главная цель - выявление на картине фрагментов, по светлоте соответствующих искомым цветам в исследуемом интерьере. После выделения этих фрагментов изображение (работы А. Мухи) возвратили в хроматическую палитру (рис. 15). В результате мы получили палитру цветов интерьера ГУМа, сопоставимых по светлоте с утерянными образцами. Кроме того, мы составили колористическую карту помещения торгового дома, приближенную к реалистичному цветовому образу его интерьера начала XX века (рис. 16). Использование методики цветового ключа в контексте предложенного нами метода позволяет реконструировать цветовую палитру интерьера, заполнить недостающие цвета, гармонично (по тону и светлоте) связанные с известными.

б

Рис. 14. Перевод в ахроматическую палитру цветов сохранившихся элементов интерьера: а - напольная керамическая плитка; б - мебель и оборудование.

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Перевод хроматической палитры в ахроматическую осуществляется в программах Photoshop CS и Elements.

Рис. 15. Сопоставление исследуемой палитры (сохранившиеся цвета в интерьере) и работ А. Мухи.

а

б

Рис. 16. Анализ работ А. Мухи, выполненный для реконструкции колористики интерьера: а - ахроматические пятна, выделенные на фотографиях исследуемого интерьера (искомые цвета); б - перевод работ А. Мухи в ахроматическую палитру, выявление на картине фрагментов, по светлоте соответствующих искомым цветам.

Отношение к реставрации в разных странах разное, несмотря на их участие в хартиях по охране наследия. И приемы приспособления интерьерного пространства разные. Этот опыт, безусловно, интересен для обобщения и систематизации. Не претендуя в данной статье на решение этой задачи, мы, тем не менее, проиллюстрировали использование одного из приемов европейской практики - резервации колористики исторического интерьера в моноцвете. В проектах приспособления также применяется прием консервации внутреннего пространства. В качестве средства консервации часто используется именно монохромное решение, этот способ был применен в интерьере ГУМа. Такой прием дает возможность в будущем, при смене условий для использования памятника, вернуться к вопросу воссоздания его исторического облика. В последних преобразованиях интерьера ГУМа продемонстрировано применение не столько реставрационного, сколько дизайнерского приема - «цитирования», благодаря которому мы можем наблюдать, как наиболее сохранившийся фрагмент плиточного покрытия пола «вставлен» в ахроматическое «паспарту» нового покрытия. Остроумие приемов приспособления (консервация, цитирование и др.), безусловно, заслуга не только профессиональных реставраторов, но и архитекторов и дизайнеров.

Проект приспособления зачастую вносит свои, не всегда справедливые корректировки в колористику исторического интерьера. Любая компания прежде всего заинтересована в ис-

пользовании фирменных цветов в интерьере и в наиболее выгодной подаче товара, которая, безусловно, зависит от цвета фона. На примере Владивостокского ГУМа можно увидеть, что даже без изменений функции в здании художественный замысел исторического интерьера исчезает, когда арендатор диктует свои колористические условия.

К сожалению, насколько важен цвет в историческом интерьере, настолько легко и необдуманно в отечественной практике его могут изменить, уничтожить все материальные свидетельства исходной палитры. А цвет исторической архитектуры отражает цветовую культуру времени и является неотъемлемой частью достояния современной художественной культуры общества. До сих пор в профессиональном сознании проектировщиков цвет не рассматривается как важная составляющая исторического интерьера, в охранных обязательствах он, как правило, не является предметом охраны. И как следствие - происходит безответственная перекраска или использование новых отделочных материалов, которые в некоторых случаях радикально меняют внутреннее пространство и внешний облик здания-памятника. А утраты сведений о первоначальных красочных слоях порой невосстановимы.

Выводы

Итак, реконструкция колористики исторического интерьера невозможна без детального исследования в этой области и обоснованных решений. Трудность заключается в сложности воссоздания первоначального цветового решения и создания достоверного колористического облика архитектурного памятника, учитывающего изменения в эстетических предпочтениях современности и новые утилитарные требования эксплуатации. Все эти проблемы стали очевидны в результате проведенного анализа преобразований интерьера ГУМа. Предложенный нами метод реконструкции колористики исторического интерьера на основе приема цветовых ключей опирается на исследовательские, аналитические процедуры, помогает повысить уровень качества выполнения проектов приспособления, дает объективные данные для составления охранных обязательств с учетом воссоздания колористики памятника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабина Е.С. К вопросу о ценности памятников архитектуры и исторических зданий при их приспособлении в условиях современного города // Архитектон: известия вузов. 2013. № 42. URL: http://archvuz.ru/2013_2/7 (дата обращения: 12.12.2015).

2. Государственный музей-заповедник «Царское Село». URL: www.tzar.ru (дата обращения: 12.12.2015).

3. Деег Л. Кунст и Альберс. История немецкого торгового дома на российском Дальнем Востоке (1864-1924). Владивосток: Примполиграфкомбинат, 2002. 336 с.

4. Лапшина Е.А. Архитектурная колористика. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. 236 с.

5. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ // Российская газета. 2012. 30 июля.

6. Реставрация памятников архитектуры / под ред. С.С. Подъяпольского. 2-е изд. М.: Архитектура-С, 2014. 288 с., ил.

7. Слюсарев В. Владивостокский ГУМ - это не просто историческое здание. Это визитная карточка Владивостока // Комсомольская правда: электрон. газета. 2014, 14 марта.

URL: www.dv.kp.ru/daily/26206/3091737 (дата обращения: 11.12.2015).

8. Таран А. Из-под слоев Матисса извлекли цвета прошлого. URL: www.membrana.ru/particle/2012 (дата обращения: 15.12.2015).

THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE

Creative Concepts of Architecture Activities

Lapshina E., Tolkacheva A.

EVGENIA A. LAPSHINA, Professor, e-mail: likhlap@mail.ru

ALBINA A. TOLKACHEVA, Senior Lecturer, e-mail: 10fish@mail.ru

Department of Design and Interior Architectural Environment, School of Engineering,

Far Eastern Federal University. Vladivostok.

8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950

Colour as an object for protection when restoring architectural monuments

The article deals with the current aspects of historical and architectural preservation illustrated by the example of the historic federal monument the Trading House of Kunst and Albers (nowadays, the Trading House Vladivostok GUM). Basing on the survey of the restoration works carried out in the building, it is motivated in the article that colour is an integral part of the artistic conception of its interior and façade. The article touches on the issues of adaptation of historic interior to modern requirements in the course of its restoration and the ways for handling the problems are offered in it. One of the ways is the authoresses' method titled the reconstruction of the colour of historic interior through the use of colour kyes which is presented in the article.

Key words: architectural monument, artistic image, colouring, interior design, adaptation project, historic interior, colour scheme, colour key, Vladivostok GUM.

REFERENCES

1. Babina E.S. To the question about the value of monuments and historic buildings when their adaptation in the modern city. Architecton: proceedings of higher education institutions. 2013;42. URL: http://archvuz.ru/2013_2/7]. (in Russ). [Babina E.S. K voprosu o cennosti pamjatnikov arhitektury iistoricheskih zdanij pri ih prisposoblenii v uslovijah sovremennogo goroda // Arhitekton: Izvestija vuzov. 2013. № 42: URL: http://archvuz.ru/2013_2/7].

2. State Museum-preserve "Tsarskoye Selo". URL: www.tzar.ru. (in Russ). [Gosudarstvennyj muzej-zapovednik «Carskoe Selo». URL: www.tzar.ru (data obrashhenija: 12.12.2015)].

3. Deeg L. Kunst & Albers. The story of the German trading houses in the Russian Far East (1864-1924). Vladivostok, 2002, 336 p. (in Russ). [Deeg L. Kunst i Al'bers. Istorija nemeckogo torgovogo doma na rossijskom Dal'nem Vostoke (1864-1924). Vladivostok: Primpoligrafkombinat, 2002. 336 s.].

4. Lapshina E.A. Architectural coloring. Vladivostok, FESTU-Press, 2004, 236 p. (in Russ). [Lapshina E.A. Arhitekturnaja koloristika. Vladivostok: Izd-vo DVGTU, 2004. 236 p.].

5. On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of peoples of the Russian Federation: the Federal Law of 25.06.2002 № 73-FZ. Russian newspaper. 30.07.2012. (in Russ). [Ob ob,ektah kul'turnogo nasledi-ja (pamjatnikah istori i ikul'tury) narodov Rossijskoj Federacii: Zakon RF ot 25.06.2002 g. № 73-FZ // Rossijskaja gazeta. 2012. 30 ijulja].

6. Restoration of monuments of architecture. Ed. S.S. Podyapolsky. Moscow, Architecture-C, 2014, 288 p. (in Russ). [Restavracija pamjatnikov arhitektury / pod red. S.S. Podjapol'skogo. 2-e izd. M.: Arhitektura-S, 2014. 288 s., il.].

7. Slyusarev V. Vladivostok GUM is not just a historical building. This is the visiting card of Vladivostok [Electronic resource]. Komsomolskaya Pravda, Newspaper, March 14, 2014. URL: www.dv.kp.ru/daily/26206/3091737/ (in Russ). [Sljusarev V. Vladivostokskij GUM - jeto ne prosto istoricheskoe zdanie. Jeto v izitnaja kartochka Vla-divostoka // Komsomol'skaja pravda: jelektron. gazeta. 2014, 14 marta. URL: www.dv.kp.ru/daily/26206/3091737].

8. Taran A. From under the layers of Matisse learned the colors of the past. URL: www.membrana.ru/particle/2012 (in Russ). [Taran A. Iz-pod sloev Matissa izvlekli cveta proshlogo. URL: www.membrana.ru/particle/2012 (data obrashhenija: 15.12.2015)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.