Научная статья на тему 'Архитектурное оформление торговых пространств. Дальний Восток, конец XIX - начало XX века'

Архитектурное оформление торговых пространств. Дальний Восток, конец XIX - начало XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова А. П.

В статье рассматриваются интерьеры дальневосточных универмагов, принадлежавших немецкой фирме «Кунст и Альберс» и русской компании «И.Я. Чурин и К°». Анализируются приемы оформления торговых пространств, характерных для русского купечества и немецких предпринимателей, разворачивавших свой бизнес на Дальнем Востоке в начале прошлого века. Выявляются решения внутреннего пространства универмагов и основные элементы, формирующие интерьеры торговых домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурное оформление торговых пространств. Дальний Восток, конец XIX - начало XX века»

Таким образом, приверженность к русскому, неорусскому и византийскому стилям стала основным направлением развития православной храмовой архитектуры в Харбине. Поскольку в России в начале XX в. было прервано церковное строительство, то на примере русских храмов Харбина можно проследить, как были продолжены, сохранены традиции русского зодчества. Несмотря на то, что немногочисленные оставшиеся памятники русской храмовой архитектуры изменили свое функциональное назначение или находятся в полуразрушенном состоянии, они и сегодня представляют большую историко-культурную, символико-конфессиональную и архитектурно-художественную ценность.

Библиографический список

1. Крадин, Н.П. Харбин - русская Атлантида / Н.П. Крадин. - Хабаровск : Издатель А.Ю. Хворов, 2001. - 352 с.

2. Левошко, С.С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX - первая половина XX в. / С.С. Левошко. - Хабаровск : Частная коллекция, 2003. - 230 с.

3. Савельев, Ю.Р. Архитекторы храмов в «византийском стиле» / Ю.Р. Савельев // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования; отв. ред. И.А. Бондаренко. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - С. 566-625.

D.S. MASLENNIKOVA

THE RUSSIAN STYLE IN ARCHITECTURE OF THE ORTHODOX TEMPLES IN CHINA

The author describes the history and features of the most interesting orthodox temples in Harbin. They were erected from wood and stone at the beginning of the city foundation up to 1940th. There had been built 22 Russian Orthodox temples, only 5 of them are preserved at present time. Considering churches style features, the author picked out Byzantine and Russian styles. The Orthodox temples build by Russian engineers in Harbin present both the cultural and aesthetic interest. They have also a great scientific meaning, because they were built in the period when a church in Russia had been prohibited.

УДК 72.035/.036(571.6)

А.П. ИВАНОВА,

ТОГУ, Хабаровск

АРХИТЕКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА

В статье рассматриваются интерьеры дальневосточных универмагов, принадлежавших немецкой фирме «Кунст и Альберс» и русской компании «И.Я. Чурин и К°». Анализируются приемы оформления торговых пространств, характерных для русского купечества и немецких предпринимателей, разворачивавших свой бизнес на Дальнем Вос-

© А.П. Иванова, 2007

токе в начале прошлого века. Выявляются решения внутреннего пространства универмагов и основные элементы, формирующие интерьеры торговых домов.

Феномен того, что сегодня называют «шоппингом» объединяет множество элементов, призванных спровоцировать покупателя на очередную (часто бессмысленную) покупку. Приемы организации пространства, используемые в универсальных магазинах, основывались на современных для того времени понятиях и способах их организации, сравнимых с европейским и североамериканским опытом. Решение внутреннего пространства магазинов, деталировка интерьеров, освещение, направление движения основных потоков посетителей преследовали основную цель: повысить объемы продаж в данной конкретной точке. Выкладка товара на витринах, прилавках, стендах и стеллажах стала главнейшим средством декора интерьера. Особо подчеркивались основные функциональные зоны продаж: наружное оформление, входная группа, торговый зал, прикассовая зона.

Лучше всего сохранились интерьеры владивостокских универмагов, принадлежащих Чурину и фирме «Кунст и Альберс», так как торговые функции этих зданий оставались и остаются неизменными до сих пор. Аутентичные интерьеры магазинов, расположенных в других городах, полностью (Благовещенск, Спасск, Славянка, Иман, Новокиевское) или частично (Хабаровск, Никольск-Уссурийский) утрачены. Благодаря высокому (немецкому) качеству исполнения во всех торговых постройках фирмы «Кунст и Альберс» сохранились кованые перила лестничных ограждений, чугунные радиаторы отопления и напольная керамическая плитка. Во многих постройках остались фрагменты лепнины - софиты, карнизы, накладные элементы декора (в главном зале благовещенского универмага, принадлежавшего Чурину, уцелел кессонирован-ный звездообразными розетками потолок), но колористические решения, предметы обстановки и деревянные резные детали полностью утрачены. Первоначальный облик интерьеров дальневосточных универмагов можно восстановить, интерполируя на сохранившуюся архитектуру внутренних пространств торговых залов утраченные детали обстановки, известные по архивным фотографиям. Можно предположить, что архитектурно-декоративное оформление интерьеров торговых помещений следовало общей логике, предопределившей развитие дальневосточного маркетинга, который имел значительные отличия от европейских и сибирских торговых традиций.

На Дальнем Востоке зальный (анфиладный) тип организации внутреннего пространства торговых помещений, превалировал над ячеистой структурой, что объяснялось, помимо историко-экономических причин, и социокультурным фактором. Традиционная, созданная для удобства налогообложения, торговая ячейка, чей модуль был детерминирован шагом несущих конструкций, предполагала крайне незначительную зону «шоппинга» (сложного социального действия, включающего, помимо рассмотрения, выбора и приобретения товара, общение с продавцом и предъявление окружающим собственного социального статуса в качестве субъекта «демонстрационного потребления»). Ячеистая структура, идущая из гостиных дворов XVII в., была обусловлена необходимостью конфиденциальности процесса купли-продажи, сохранения коммерческой тайны при оптовых закупках, требующих серьезных капиталовложений. После

разделения торговли на оптовую и розничную ячеистая структура стала казаться анахронизмом. Внутреннее пространство подобной торговой ячейки представляло собой тесную комнату (использование шага несущих конструкций более 6 метров было экономически невыгодно), часто не имеющую естественного освещения, разделенную на две части прилавком, символизирующим зону непосредственного «шоппинга». Товар, как правило, показывался абстрагиро-ванно - в бочках, мешках, ящиках или «штуках», что было удобно при оптовых продажах, но не давало индивидуальному покупателю возможности рассмотреть и сравнить образцы. Процесс покупки исчерпывался кратковременным контактом «приказчик - клиент», а наличие в лавке более двух-трех посетителей провоцировало давку (в современной литературе, например у В. Гиляровского и А. Чехова, неоднократно встречались указания на то, что плохое освещение, теснота и давка в лавках способствовали недобросовестности продавцов, помогая обвешивать и обсчитывать посетителей). Утилитарный акт приобретения необходимого протекал в дискомфортной, отчасти унизительной для покупателя атмосфере, меж тем покупка, «особенно покупка некаждодневная, и сегодня ассоциируется с внебудничным пространством-временем» [1]. В аграрной деревенской стране покупка «гостинца» связывалась с праздником, городом, ярмаркой. Этот глубоко укорененный в европейской культуре праздничный смысл покупки совершенно не учитывался (на первых порах) русскими лабазниками, но сразу же был взят за основу маркетинговой стратегии иностранными предпринимателями. Организация торгового пространства как места для праздничного, не столько функционального, сколько развлекательного действия, требовала соответствующих интерьеров. Эта тенденция к превращению торгового помещения в зону «престижного, демонстрационного» потребления достигла своего апогея в интерьерах универмагов, принадлежавших фирме «Кунст и Альберс» и конкурирующему с ней торговому дому «И.Я. Чу-рин и К°». Рассмотрение сохранившихся интерьеров помогает выявить особенности организации и оформления внутреннего пространства: с одной стороны, торговые дома являлись материальным воплощением претензий крупного купечества на легитимизацию себя в качестве новой аристократии, поэтому интерьеры универмагов претендовали на дворцовый статус, с другой стороны, общедоступный, «процессуальный» характер торговых залов требовал соответственной сценографии. А.В. Иконников отмечал, что с появлением новых типов зданий (которыми являлись и универмаги) «стали необходимы специфически организованные пространственные структуры. Они требовали большей сложности и более крупного масштаба, чем те, что были известны ... т.к. в общественные функции вовлекались теперь громадные массы людей» [2]. Эту же мысль Бернард Чуми сформулировал так: «архитектурное пространство так же определяется действиями, проводимыми в нем, как и стенами, которые его окружают» [3].

Анализ объемно-планировочных решений внутреннего пространства универмагов, принадлежавших фирмам «Кунст и Альберс» и «И.Я. Чурин и К°», показал, что при проектировании были отработаны приемы компоновки больших залов в сочетании с мелкими конторскими помещениями. От торговых рядов универмаги изначально отличались тем, что организация внут-

реннего пространства выстраивалась в виде анфилады постепенно раскрывающихся залов. С ростом этажности магазинов вектор главной визуальной оси изменяется с горизонтально-анфиладного раскрытия пространства на вертикальный, заданный движением лестницы, которая превращается в основное ядро интерьера. В этом случае торговые залы как бы нанизаны на лестницу (как в универмагах «Кунст и Альберс» и ««И.Я. Чурин и К°» во Владивостоке). В отдельных случаях (универмаг «Кунст и Альберс» в Хабаровске) двухсветная парадная лестница выделяется в отдельный блок, являясь замкнутым, самодостаточным пространством. Интерьеры дальневосточных универмагов явили собой попытку синтеза барочного декора и новых, идущих от модерна приемов организации общественных пространств. Композиции модерна, по замечанию Е.И. Кириченко, изначально динамичны [4], рассчитаны на движение, постоянное изменение точки зрения. Интерьеры, выполненные в рамках барокко, более помпезны и торжественны, репрезентативные функции в них превалируют над соображениями комфорта и эргономики. Это внутреннее противоречие особенно заметно в хорошо сохранившихся интерьерах универмагов Чурина («Золотой век») и «Кунст и Альберс» во Владивостоке (ул. Светланская). Формированию единого внутреннего пространства владивостокского универмага «Кунст и Альберс» препятствовало то, что это сооружение являло собой несколько разновременных и разностильных построек, возведенных на сложном рельефе. Из-за резких перепадов отметок важнейшую роль в организации внутреннего пространства до сих пор играют многочисленные лестницы, которые являются довольно эффектными элементами интерьера. Организация полезной площади далека от совершенства, обилие узких темных шлюзов, переходов, межярусных площадок мешает уяснить структуру внутреннего пространства, покупателю часто сложно понять, на каком этаже он находится. Основным недостатком интерьеров рассматриваемого здания является отсутствие или недостаточность (из-за большой глубины помещения) естественного освещения торговых залов. Кроме того, все торговые залы имеют небольшую, относительно их площади, высоту, что создает ощущение тесноты и дискомфорта. В некоторых помещениях была сделана попытка визуально увеличить высоту потолка с помощью плавного перехода или сложного карниза.

На архивных фотографиях можно разглядеть фрагменты утраченной обстановки: арки омегообразной формы со стеклянными дверями, расположенные на единой визуальной оси, гнутые венские стулья (бывшие тогда новинкой), предназначенные для посетителей, резные кронштейны прилавков и ажурные ширмы касс, решенных в виде павильонов-ларцов. Дверные проемы фланкировались кариатидами в человеческий рост, по углам стояли высокие узкие зеркала в барочном багете и стеклянные угловые витрины, размещенные в стеллажах кованого литья, вдоль стен располагались высокие, под потолок, стеллажи темного дерева с образцами товаров. Точечные электрические плафоны, расположенные над прилавками, создавали дополнительную систему освещения, дублирующую традиционную «дворцовую» развеску каскадных люстр по оси симметрии зала. До сегодняшнего дня сохранилось керамическое напольное покрытие, составляющее звездообразные арабески.

В декоре заметно смешение элементов барокко и модерна. Модерн - линейный, флористический узор на потолке, капители колонн, трактованные как переплетение гибких стеблей. К традиционным барочным мотивам восходят накладные детали в виде картушей в обрамлении цветов и листьев. Весь интерьер демонстрирует смешение (еще не органическое) дворцового и утилитарного.

Развитие внутреннего пространства универмага «Кунст и Альберс» имеет горизонтальный вектор, и его основные помещения представляют собой последовательно раскрывающуюся анфиладу торговых зал, нанизанных на общую визуальную ось. В расположенном рядом универмаге Чурина «Золотой век» сделана попытка организации внутреннего пространства по вертикали. Торговые залы группируются вокруг лестницы, которая является стержнем интерьера. Зал первого этажа имеет значительную высоту. Созданию пространственных иллюзий в духе барочных дворцовых интерьеров способствует сплошное покрытие стен зеркальными полотнами.

Общая стилистика интерьера универмага «Кунст и Альберс», построенного по проекту арх. Малиновского в г. Хабаровске, была выдержана в духе классицизма. Композиционная ясность и целостность внутреннего пространства главного корпуса полностью отражала структуру симметричного фасада. Парадная двухсветная двухмаршевая лестница, являясь главным стержнем сценографии интерьера, задавала направление и распределение людских потоков, а также служила осью симметрии, относительно которой пространство развивалось в глубину торговых залов, вытянутых вдоль красной линии главной городской улицы. В то же время угловой вход задавал дополнительный вектор движения, поворачивающий потоки посетителей в боковой корпус. Безусловным плюсом хабаровского универмага являлись удачные пропорции основных торговых помещений: высокие (но не чрезмерно, как в «Золотом веке») потолки, открытые пространства, которые можно окинуть одним взглядом. Все торговые площади были хорошо освещаемы большими окнами-витринами днем и хрустальными каскадными люстрами по вечерам. Потолки торговых залов были обрамлены лепными карнизами, на гладком фоне потолков выделялись лепные плафоны с орнаментом в виде пальмет. Несущие колонны с шагом 6 м имели дорический ордер и были декорированы накладными деталями в виде масок сатира на первом этаже и львиных морд на втором. Отчасти барочный характер носила деревянная раскрашенная резьба (фрагменты которой сохранялись до 2003 г.): обрамление дверных проемов в виде миниатюрных атлантов, рамы витрин с копиями скульптурной группы, украшающей фронтон универмага, кронштейны с картушами и цветочнофруктовыми гирляндами. Пол был выложен трехцветной керамической плиткой, составляющей геометричный орнамент. В целом данный интерьер был наиболее гармоничным из всех рассмотренных выше.

В Хабаровске и во Владивостоке рассмотренные выше здания постоянно сохраняли свои торговые функции и служили образцовыми примерами организации торговых площадей. Современное архитектурное оформление маркетинга в дальневосточных городах воспроизводит найденные столетие назад приемы. Широко используется архаичный прием выделения на фасаде торго-

вой функции встроенного магазина с помощью аркад, отсылающих к традиционным торговым рядам конца XVIII - начала XIX в. По-прежнему наиболее популярной остается архаичная ячеистая структура, только нарезка торговых площадей осуществляется с помощью стеклянных перегородок. Даже во вновь построенных обширных торговых комплексах интерьер строится как ячеистая структура, объединенная галереями, выходящими в многоэтажный атриум. Это обусловлено тем, что торговые площади сдаются внаем многочисленным арендаторам. Но обширные торговые площади разрезаны на маленькие ячейки, что затрудняет целостность восприятия интерьера. Каждый владелец оформляет свою ячейку по собственному усмотрению, что приводит к дисгармонии интерьера в целом. Анфиладный тип открытого, хорошо просматриваемого торгового пространства актуален в супермаркетах, в бутиках, принадлежащих одному бренду, или в магазинах, торгующих крупногабаритными предметами. К анфиладному типу торговых пространств прибегают, чтобы подчеркнуть торжественность, незаурядность акта покупки. Что касается непосредственного оформления интерьеров современных торговых зданий и комплексов, то, как и сто лет назад, популярны зеркальные стены, помпезные люстры и позолота. Интерьер «Золотого века» по-прежнему остается недостижимым идеалом и образцом для подражания.

Библиографический список

1. Левинсон, А. Заметки по социологии и антропологии рекламы / А. Левинсон // НЛО. -№ 22. - 1997.

2. Иконников, А.В. Историзм в архитектуре / А.В. Иконников. - М. : Стройиздат, 1997. -С. 182, 246.

3. Лотман, Б. О других пространствах / Б. Лотман // Проект International. - № 8. - С. 90.

4. Кириченко, Е.И. Москва на рубеже столетий / Е.И. Кириченко. - М. : Стройиздат, 1977. - С. 69.

A.P. IVANOVA

THE ANALYSIS OF INTERIORS OF THE FAR EAST SHOPPING CENTRES AT THE BEGINNING OF XXTH CENTURY

The interior of the department stores «Kunst & Albers» (Khabarovsk), and «Kunst & Albers» and «Golden Age» (Vladivostok) are considered in the paper. Features of the organization and registration of internal space of shopping halls are discussed. The methods of decoration of trade areas typical for Russian merchants and German owners developing their own business on the Far East at the beginning of the last century are analysed. The features of architectural-spatial decisions of internal area of department stores and the main elements forming the interiors of trade centers are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.