ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
И АРХИТЕКТУРА
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРОВ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Шенцова Ольга Михайловна
доцент, канд. пед. наук,
ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,
455000, Россия, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38
E-mail: shenolga@yyandex. ru
CURRENT TRENDS IN INTERIOR DESIGN OF SHOPPING MALLS
Olga Shentsova
associate professor, candidate of pedagogical sciences, Nosov Magnitogorsk State Technical University,
455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin Avenue,38
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема дизайна интерьера торговых центров России. Дано определение торговому центру, приведены типы торговых центров с их характеристиками. Также автором выявлены принципы формирования дизайна интерьера торговых центров для эффективного продвижения товаров и услуг. Рассмотрены современные тенденции в дизайне интерьера торговых центров России: стили минимализм и деконструк-тивизм, торговая реклама, торговое оборудование, концепция натуральности, цвет, графика, скульптурные инсталляции в интерьере торговых центров.
ABSTRACT
The article deals with the problem of interior design of shopping centers in Russia. The definition of the shopping center is given, the types of shopping centers with their characteristics are listed. Also the author reveals the principles of interior design of shopping centers for effective promotion of goods and services. the modern trends in interior design of Russian shopping centers are considered: minimalism and deconstructivism styles, commercial advertising, commercial equipment, the concept of naturalness, color, graphics, sculptural installations in the interior of shopping centers.
Ключевые слова: дизайн интерьера, дизайн торговых центров, стили интерьера, реклама в интерьере, торговое оборудование.
Keywords: interior design, shopping center design, interior styles, interior advertising, commercial equipment.
В условиях глобальных изменений структуры бизнеса в России розничная торговля в больших городах развивается путем открытия крупных сетевых магазинов и торговых комплексов.
Торговый центр (далее ТЦ) - совокупность торговых предприятий и / или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и представляющих в границах своей территории стоянку для автомашин..." [1]. Типы ТЦ и их характеристика представлены в таблице 1.
Сегодня в европейских странах и в России наблюдает тенденция укрупнения ТЦ и появляются торгово-выставочные и торгово-деловые центры. В России в связи с активным развитием досуга начали строиться торгово-развлекательные центры даже в малых городах, в которых стало модно проводить досуг всей семьей: отдохнуть, приобрести товары, воспользоваться услугами в одном месте. И конечно же не последнее место в эстетическом и эмоциональном оформлении этого досуга занимает дизайн интерьеров ТЦ.
В общем понятии интерьер определяется как совокупность трех составляющих: строительной обо-
Библиографическое описание: Шенцова О.М. Современные тенденции в дизайне интерьеров торговых центров // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2017. № 11(45). URL:
http://7universum.com/ru/philology/archive/item/5284
лочки (пространства), предметного наполнения (мебель, оборудование), функциональные процессы,
влияющие на образно-психологическую атмосферу объекта [5].
Таблица 1.
Типы торговых центров и их характеристики
Тип ТЦ
Характеристика
«
й >к
ор н рк н ио
предлагает услуги повседневного спроса; кол-во покупателей - до 10000 чел.; пешеходная доступность - 5-10 минут; торговая площадь - 2 800 кв.м.
й ы н н о
предлагает товары и услуги повседневного спроса; торговая площадь - 5 600 кв.м; кол-во покупателей - до 40 000 чел.;
доступность - 5-10 минут наличном или общественном транспорте.
й о
у
рк О
широкий спектр товаров и услуг;
более глубокий ассортимент и более широкий диапазон цен; - торговая площадь - 14 000 кв.м; кол-во покупателей - до 150 000 чел.;
доступность - 10-20 минут на личном или общественном транспорте
«
о
у
рк
о р
е п
£
комплекс из 3-4 универмагов, площадью застройки более 1900 кв.м; широкий спектр товаров и услуг;
более глубокий ассортимент и более широкий диапазон цен; торговая площадь - более 23 000 кв.м; кол-во покупателей - до 150 000 чел.;
доступность - 10-20 минут на личном или общественном транспорте
а н о и г е
Рч
широкий спектр товаров, услуг, мебели, товаров для дома; наличие мест отдыха и развлечения;
более глубокий ассортимент и более широкий диапазон цен; - торговая площадь - 45 000 кв.м; кол-во покупателей - 150 000 чел. и более;
доступность - 30-40 минут на личном или общественном транспорте
ь л а н о
ий
ег ы
рн р
е п
£
комплекс из 3 и более универмагов , площадью застройки не менее 7000 кв.м. каждый широкий спектр товаров, услуг, мебели, товаров для дома; наличие мест отдыха и развлечения;
более глубокий ассортимент и более широкий диапазон цен; - торговая площадь - более 150 000 кв.м; кол-во покупателей - более 300 000 чел. и более; доступность - 1,5 часа на личном или общественном транспорте
зи е
и
л а
и ц
е п
О
в
о р
Специализации ТЦ: развлечение, торговля и развлечение, скидки, товары для дома, стрип-центр, исторический, мегамолл, стиль жизни.
Типы специализированных ТЦ: фестивал-центр, торгово-общественный центр, торговый центр моды, аулет-центр, пауэр-центр.
Современная трактовка в архитектурно-дизайнерском сообществе интерьера включает в себя выявление индивидуальности, отражение функциональной сущности среды внутреннего пространства объекта методами, способами и приемами архитектуры и дизайна. Цель этой работы - создание эмоциональной атмосферы среды. В основы принципов дизайна интерьеров ТК ставиться воздействие на эмоциональное состояние потребителя для побуждения его интереса к товарам и к совершению покупки.
Расставлять соответствующие акценты при создании интерьерного пространства, работающие на подсознании, дизайнеры среды могут в том случае, если будут знать какое воздействие хотят оказать на потребителя в том или ином состоянии его душевной
активности. При проектировании интерьера ТЦ инструментами дизайнера являются малые архитектурные формы, цветовая палитра, светокомпозиции, декор, из которых он может составлять определенные композиции, влияющие на эффективное продвижение товаров и услуг.
В проектировании интерьеров ТЦ в основном применяют приемы больших открытых пространств, панорамных окон, высоких потолков, наружных коммуникаций. Наибольшей популярностью в дизайне интерьеров ТЦ пользуются городские и индустриальные стили. Внешнее окружение потребителя (архитектура, цвета, материалы) проникает внутрь помещения и тем самым создает привычную для человека атмосферу.
Для эффективного продвижения товаров и услуг в формировании дизайна интерьера ТЦ необходимо придерживаться следующих принципов (схема 1).
Грамотная планировка. Гармоничное расположение основных функциональных .иль
Визуальная ориентация, навигация. Размещение рекламных носителей.
Достаточное освещение; общее н локальное.
\ Дизайн интерьера ГЦ.
способствующий продвижению У? товаров и услуг -Г
Эргономичностъ торгового оборудованиян его размещения
11ракшчность отделочных материалов.
Лаконичность дшайна, с целью переключения внимания потребителя на продукцию.
Гармоничный дизайн витрин в единстве с концептуальным решением общего дизайна ТЦ без ущерба стилю арендатора
Рисунок 1. Принципы формирования дизайна интерьера ТЦ, влияющие на эффективное продвижение
товаров и услуг.
Смена тенденций в дизайне интерьера не так свойственна, как смена тенденций в дизайне одежды. В дизайне интерьеров тенденции меняют друг друга плавно, меняя и атмосферу помещения.
Какие же тенденции в дизайне интерьеров ТЦ актуальны сегодня?
Несмотря на устойчивость в дизайне традиционных классических стилей, современными тенденциями являются стремление к концептуальности интерьеров ТЦ, в которых максимально применяют современные технологии и материалы.
1. Доминирующей концепцией в дизайне интерьеров ТЦ является стиль минимализм.
Минимализм - это мировоззрение, образ жизни -это простота, доведенная до изящества и совершенства. Главное в этом стиле - это гармоническое сочетание небольшого количества оборудования и свободного пространства. В стиле минимализм заложена идеология использования простых геометрических форм. Так же для интерьера данного стиля характерно большое количество света и воздуха. Отличие стиля- естественная простота, созданная с помощью минимальных средств и созвучная стремлению к душевному покою, внутренней гармонии, - вот сущность минималистского интерьера [6].
2. Так же все часе дизайнеры при разработке интерьеров ТЦ стали обращаться к стилю деконструк-тивизм. Этот стиль призван разрушать классическое представление о форме. Он, в первую очередь, демонстрирует внутреннее содержание и функции ТЦ. Для деконструктивизма характерны: ломаные, разбитые на отдельные части линии, формы, объемы;
сложная геометрия, многослойность, выявление структуры объекта.
3. Урбанистические интерьеры имеют ряд преимуществ для дизайна ТЦ, которым характерны динамика и функциональность. Основной материал, который используется в дизайне интерьеров торговых центров - стекло. А основная особенность урбанизма - это наличие в интерьерах уличных предметов (скамьи, светильники, фонари, урны и т.п). Данному стилю характерны прямые строгие линии, лаконичность цветовой палитры (белый, черный, серый, бежевый).
4. Следующая тенденция в современном дизайне интерьера ТЦ - обилие рекламы, которая служит средством продвижения продукции. Способность рекламы оказывать воздействие на человека и создавать спрос на товары и услуги позволяет использовать ее для разумных потребностей, эстетических вкусов и запросов населения. Оформление торговой рекламы должно отвечать современным эстетическим требованиям, а расходы на ее организацию не должны превышать разумных (рациональных) размеров [3].
5. Немаловажное значение имеет торговое оборудование, которое должно быть многофункциональны, легко трансформируемым и мобильным с целью коррекции интерьера и приведение его в соответствие с изменяемыми функционально-технологическими процессами.
6. Комбинаторный принцип. Использование модульного оборудования и мебели в дизайне интерье-
№ 11 (45)
ров ТЦ, который позволяет из типоразмерного модуля создавать различные пространственные композиции.
7. Концепция натуральности. Сегодня современным трендом в дизайне интерьеров Т.Ц стала нарочитая грубость форм - небрежность "топроной" штукатурки, декоративная отделка кирпичом и природным камнем, бетон, элементы из древесины, пробковые материалы.
8. Что касается цвета, то на сегодняшний день вот уже несколько лет лидирующие позиции занимают нейтральные и пастельные тона - белый, серый, голубой, бежевый. И преимущественно для акцентов используются коричневый, красный, черный, зеленый цвета. А цвет во взаимосвязи с освещением может зрительно увеличить или уменьшить помещение, вызвать необходимый эмоциональный эффект у потребителя среды.
9. Актуальным сегодня также в дизайне интерьера ТЦ является использование графики (черно-белые картины, граффити и монументальные росписи в монохромных цветах на стенах).
ноябрь, 2017 г.
10. Популярны также в дизайне интерьера ТЦ скульптурные инсталляции из металла или дерева в центральной зоне ТЦ - холле.
11. Широко применяется в дизайнерской практике включение в общественный интерьер элементов жилья, чтобы создать конфликт личного и общественного и придания общественному пространству домашности и уюта.
Подводя итоги, отмечаем, что для создания интерьера торговых центров, который способствует эффективному продвижению продукции, не достаточно лишь профессиональных знаний дизайнеров среды. Необходимо осознано и профессионально грамотно применять эти знания на практике, следить за изменениями современных тенденций социокультурного развития, и вовремя реагировать на изменения в потребностях потребителя и технологических процессах.
Список литературы:
1. ГОСТ Р 51 303-2-13. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 №582-ст) (ред. от 29.03.2016)
2. Коновалова А.В. Особенности формирования интерьеров торговых комплексов на Юге России//Архитек-туон: известия вузов. -2012.- № 38.
3. Мустафаева М.А., Краснова Т.В. Полиграфическая продукция как отражение современного подхода информационной экологии в рекламе//Современные наукоемкие технологии. - 2014.- №7-2. - С. 141-142
4. Пермяков М.Б., Шарипова З.Ф. Реконструкция общественных зданий// Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2017. - Т. 1. - С. 268-270
5. Шенцова О.М., Усатая Т.В. Основы проектирования оборудования архитектурной среды. - Магнитогорск, 2008.
6. Шенцова О.М. Функционализм и минимализм в проектной культуре//Архитектура. Строительство. образование. -т 2014. - № 1(3).- С.72-77.
7. Шенцова О.М. Принцип комбинаторности в архитектуре// Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ.-2015. - Т. 1. - С. 334-341.