Научная статья на тему 'Искусственный свет во Владивостоке: эстетический и художественный аспекты'

Искусственный свет во Владивостоке: эстетический и художественный аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРИСТИКА / ГОРОДСКАЯ ТКАНЬ / СВЕТОЦВЕТОВАЯ СРЕДА / ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОЙ / ПОЛИХРОМНАЯ АРХИТЕКТУРА / COLORING / A CITY FABRIC / LIGHT-COLOUR ENVIRONMENT / A HISTORICAL LAYER / POLYCHROME ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпенко Владимир Евгеньевич, Тлустый Руслан Евгеньевич

Показана история освещения Владивостока, представлен метод формирования гармоничной городской среды, объединяющий образно-художественные приемы изобразительного искусства и архитектуры. Анализируются панорамы города в картинах приморских художников и архитектурно-градостроительное развитие Владивостока, которые наглядно иллюстрируют эволюцию светоцветовой среды города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL LIGHT IN THE VLADIVOSTOK CITY: AESTHETIC AND ART ASPECT

It's shown the history of illumination of Vladivostok, the method of formation of the harmonious city environment, uniting figuratively-artistic touches the fine arts and architecture, analyzed a panoramas in pictures of seaside artists and its architecturally-town-planning development which visually illustrate evolution light-colour environments of Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Искусственный свет во Владивостоке: эстетический и художественный аспекты»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2010 год № 2 (4)

17.00.09 Искусствоведение; 18.00.00 Архитектура

УДК 72.017.9

В.Е.Карпенко, Р.Е.Тлустый

Карпенко Владимир Евгеньевич - доцент кафедры дизайна архитектурной среды ДВГТУ. E-mail: [email protected]

Тлустый Руслан Евгеньевич - канд. архитектуры, профессор, директор Института архитектуры, искусствоведения и дизайна ДВГТУ. E-mail: [email protected]

ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ

Показана история освещения Владивостока, представлен метод формирования гармоничной городской среды, объединяющий образно-художественные приемы изобразительного искусства и архитектуры. Анализируются панорамы города в картинах приморских художников и архитектурно-градостроительное развитие Владивостока, которые наглядно иллюстрируют эволюцию светоцветовой среды города.

Ключевые слова: колористика, городская ткань, светоцветовая среда, исторический слой, полихромная архитектура.

Vladimir E. Karpenko, Ruslan E. Tlusty ARTIFICIAL LIGHT IN THE VLADIVOSTOK CITY:

AESTHETIC AND ART ASPECT

It’s shown the history of illumination of Vladivostok, the method of formation of the harmonious city environment, uniting figuratively-artistic touches the fine arts and architecture, analyzed a panoramas in pictures of seaside artists and its architecturally-town-planning development which visually illustrate evolution light-colour environments of Vladivostok.

Keywords: coloring, a city fabric, light-colour environment, a historical layer, polychrome architecture.

Вопрос художественного освещения в г. Владивостоке актуализировался в ходе его естественного исторического развития. В конце Х!Х в., например, в городе преобладал свет от керосиновых ламп, который окрашивал город в ве-

чернее время теплыми оттенками рассеянного желтого света или света огня, создавая тем самым бедную гомогенную колористическую среду. Фонарей на улицах было мало, и они были малоэффективны. В основном они освещали центральную часть города, ул. Светланскую и важные перекрестки. Городская управа в 1898 г. содержала 135 общественных уличных фонарей на керосине, но были и дуговые, всего около 200. Светильники был размещены неравномерно, создавая дискретное светоцветовое пространство. Технические недостатки керосиновых ламп уменьшали световой поток и сокращали яркость освещенных поверхностей стен домов и тротуаров. Световая среда была дискомфортной. В домах использовались свечи и керосиновые светильники.

Электрическое освещение было роскошью и использовалось очень редко. Первой его стала применять фирма «Кунст и Альберс», в ноябре 1893 г. установив красивые светильники на фасад своего торгового дома, были освещены также торговые залы и квартиры работников. Таким образом, впервые свет стал выполнять как утилитарную, так и эстетическую роль. Таблички с номерами домов имели также локальную подсветку.

К началу XX в. во Владивостоке слабый свет керосиновых ламп вытиснился более мощным и ярким, с лучшей цветопередачей, электрическим светом. По традиции такой свет используется в торговых домах, банках, крупных общественных объектах. В 1912 г., когда ввели в эксплуатацию городскую электростанцию, более качественный экстерьерный и интерьерный свет использовался как на улицах, так и в частных домовладениях. Развитие городского освещения замедлилось во время гражданской войны, а затем возобновилось при советской власти [3, 10].

На световую среду Владивостока 60-80-х гг. ХХ в. оказало влияние его развитие как морского города, что проявилось в семантике и дизайне осветительных устройств. В формировании световой среды активно участвовали многочисленные прибрежные портовые и судоремонтные сооружения и конструкции. По акватории Золотого Рога курсировало множество больших и малых кораблей, которые в вечернее время привносили в световую среду элемент свето-

динамики. На улицах преобладало тепло-желто-оранжевое или холодно-белое горизонтальное освещение натриевыми и ртутными лампами, которые своим светом заливали окружающие здания и сооружения, что наблюдается и сейчас. Примеров архитектурного освещения зданий было мало. Важность эстетического аспекта и гармонизации ночной световой среды еще не осознавалась, т.к. шел процесс ее формирования и качественного улучшения светоколористических параметров источников света. Вечером на центральных улицах преобладала советская и морская символика в виде цветной иллюминации на растяжках над дорогами и на фонарных опорах. Таким образом было устроено декоративное освещение над Океанским проспектом, ул. Ленинской (ныне Светланской), 25 Октября (ныне Алеутской) по направлению к зданию железнодорожного вокзала. На некоторых магазинах размещались неоновые вывески в виде композиций названий. В 1971 г. во Владивостоке было около 2000 улиц, и только третья часть из них имела освещение, работало около 8000 простых, люминесцентных и ртутных ламп. В том же году после реконструкции на площади Борцов за власть Советов были установлены ртутные светильники вместо ламп накаливания, а в зимние праздники устанавливалось праздничное освещение [9].

В 1975 г. художники А. Ляг и Я.Каждан из Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства разрабатывали проект генерального свето-декоративного оформления Владивостока. Были сделаны фотографии, а затем перспективные рисунки с точными цветовыми и светотеневыми характеристиками ул. Ленинской, Луговой, Корабельной набережной, привокзальной и других площадей. Проект был представлен и утвержден в горисполкоме. Была начата проработка эскизов отдельных объектов и рабочая документация. Некоторые шаблоны должны были изготавливаться в Ленинграде, чтобы затем во Владивостоке изготовить и произвести монтаж конструкций [7].

В 1976 г. на ул. Багратиона и Черемуховой появились первые светодинамические установки типа «фонтан» с применением новых материалов и форм при изготовлении: 3500 лампочек, попеременно зажигаясь, создавали эффект бегущих струй воды. В других световых установках использовался эффект

«бегущей тени». В сквере рядом с ТОВВМУ им. С.О.Макарова были размещены светильники в форме гроздей винограда. На здании, выходящем своим фасадом на центральную площадь города, был установлен шестиметровый макет герба Советского Союза художника В.Герасименко с пятипрограмной светоди-намикой. Электронное устройство попеременно запускало свечение элементов герба: сначала красной звезды, серпа и молота, затем медленно всходило солнце, от него расходились лучи, касаясь, зажигали земной шар; постепенно начинали светиться колосья снопов и затем красные ленты с надписью «Слава Родине». Ко дню Рыбака в Спортивной гавани монтировался световой фонтан. Разрабатывались также проекты подсветки отдельных зданий, памятников, деревьев и газонов. А ленинградскими художниками был подготовлен технический проект архитектурно-декоративного светового оформления Владивостока с интересной цветовой гаммой, учитывающий панорамы города с моря и видовых площадок [6].

Но и в 1980 г. работа над генеральным планом свето-декоративного оформления города продолжалась и корректировалась. Художники ленинградского Художественного Фонда выполнили еще более 200 эскизов светового оформления 42 объектов, таких как рестораны «Горизонт» и «Арагви», кинотеатр «Уссури», рыбные магазины «Дары моря» и «Океан», ювелирный магазин «Изумруд», некоторые жилые и административные здания. Реализация комплексного проекта планировалась в течение 5 лет. На фасадах Театра юного зрителя, ГУМа и других зданий на ул. Ленинской на специальные кронштейны были установлены световые украшения, светильники [4]. Также были предложены варианты световой рекламы и вывесок. Сделать объективные выводы о практической и художественной составляющих этого проекта однозначно невозможно, т. к. сохранилось очень мало данных, но необходимо отметить несомненный вклад этой работы в историю искусственного освещения Владивостока.

В середине 80-х гг. к 125-летию Владивостока на берегу Спортивной гавани был построен светомузыкальный фонтан.

В 90-е гг. прошлого века Владивосток вместе со всей страной вступил в полосу кризисов, как экономических, так и политических, результатом которых стал закономерный культурный упадок. Вопросам красоты в городской среде уделялось мало внимания. Однако либеральные реформы, контакты города с другими странами АТР позволили заложить фундамент для будущего развития города, в том числе и в области эстетики городской среды.

В 2000-х гг. активно развивается световая реклама. Был произведен ремонт памятника Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Скульптурные группы памятника были подсвечены металогалогенными лампами локальным заливающим светом тепло-желтого тона. Ул. Фокина, бывшая торговая, была превращена в пешеходную и на ней разместили небольшие световые фонтаны с яркой цветовой палитрой, ретросветильники с холодно-белым освещением. Улица стала комфортной, с богатым вечерним колоритом.

В 2005 г. по заказу администрации Фрунзенского района была разработана концепция формирования световой среды центральной части г. Владивостока. Были сделаны эскизы архитектурно-художественной подсветки некоторых зданий, выработаны методические рекомендации и приемы освещения каждого объекта. На центральной площади появился светодиодный экран с трансляцией рекламной информации. Некоторые объекты были подсвечены желтым и белым светом локальными светильниками на консолях на фасадах зданий. Примеров полихромного светодиодного или люминесцентного освещения очень мало, за исключением офисного здания компании «Игнат» в районе ул. Комсомольской и Иманской и некоторых других. В освещении были применены желтый, оттенки красного и другие цвета. Но широкому внедрению инновационных полихромных осветительных технологий, например, светодиодных, мешает инерция мышления и боязнь применения цветного света в городской среде. Появление такого света на улицах города неизбежно повлечет за собой дополнительные художественно-градостроительные изыскания и создание светового генерального плана Владивостока.

В 2009 г. на улицах города работали 10200 фонарей. В основном уделялось внимание утилитарному и дорожному освещению холодно-белого света. Более качественным светом были освещены участки федеральной трассы М-60 [8]. В связи с развитием современных осветительных технологий улучшилось качество архитектурного освещения: на здании торгового центра «Золотой рог» по ул. Светланская, 13, здании Дальрыбвтуза светильниками синего света ритмически подчеркивалась венчающая часть здания и т.д. (рис. 1).

Рис. 1. Световая среда Владивостока 2000-х гг.

В данной статье предложено направление формирования художественной формы световой панорамы Владивостока методом сочетания светоцветовых структурных закономерностей произведений изобразительного искусства и световой структуры города. Поскольку дневная и световая панорамы заключают в себе большую часть визуального поля городского пространства одновременно, можно провести убедительные композиционные и художественные аналогии с таким видом изобразительного искусства, как пейзажи Владивостока. С точки зрения художественного образа приморского города мы анализируем творчество известных владивостокских художников и живописные виды города, сравниваем общий колорит и светотеневые характеристики изображений.

Для анализа было выбрано несколько пейзажей Владивостока (рис. 2-5). На картинах можно прочитать характерные природные, климатические и световоздушные состояния Владивостока, характерные для города в определенные времена года. Это нюансные, неяркие, мягкие яркостные и цветовые контрасты

климатической среды. Отраженный или собственный свет преодолевает эффект вуалирующей пелены, усиливающийся при высокой мутности влажного морского городского воздуха в любое время года [11]. Включение в визуальное поле картин водных или воздушных пространств, по площади занимающих не менее трети площади картин, отражает семантику морского города. Все характерные панорамные виды, как правило, изображены с высоких видовых точек, что характеризует Владивосток как город, расположенный на живописных сопках. Анализ художественного образа Владивостока в картинах художников позволил выявить мягкие переходы между темными и освещенными цветовыми массами панорамы. В картинах участки света и тени прописаны с одинаковой деталировкой [2].

Рис. 2. В. Гончаренко. Владивостокский пейзаж. Х., м. [1]

Рис. 3. Е.и О.Осиповы. Детский (игра в прятки). Бум., акв. [1]

Рис. 4. Н. Большаков. Снег на Светланской. Х., м. 1999 [1]

*

Рис. 5. С. Черкасов. Штормит. Бум., акв. [1]

Оценивая общий колорит картин, можно сделать вывод, что цветовые контрасты также умеренные и малонасыщенные. Преобладание холодной или теплой цветовой гаммы характеризует состояние среды в разное время года.

Художник воспринимает среду образно и поэтично. В картинах отражено личное идеальное, романтическое отношение автора к городу. Мы воспринимаем глазами автора красоту городского пейзажа. Художественный взгляд на световую среду более мягкий как по яркостному, так и по цветовому контрасту, в отличие от природного, дневного, где контрасты по светлоте и цвету днем и вечером в ясную погоду значительны, обострены, особенно в условиях темновой адаптации существующей ночной среды. Эстетически живописные полотна более приятны для глаз. Видимо, поэтому в световом дизайне западноевропейских городов отмечается постепенный отход от яркого освещения (в отличие от хаоса неоновых огней современных мегаполисов южной Азии), происходит возврат к естественному, экологичному искусственному освещению в урбанизированном пространстве. В результате сравнительного анализа дневной и ночной реальной и образно-художественной среды Владивостока, наблюдаются резкие светлотные и цветовые контрасты при сравнении пиксельных масок вечерних фотографий и художественных изображений (рис. 6).

Для понимания эволюции колористики панорам Владивостока также могут быть использованы исторические фотографии Владивостока от его основания и по сей день. Точно проследить колористический состав по дореволюционным фотографиям невозможно по причине их монохромности, поэтому мы будем условно допускать и прогнозировать колористические показатели. Светоцветовой климат и среду города можно проследить по строительным материалам, из которых строились дома в первые десятилетия основания Владивостока. Большой фотографический материал демонстрирует убедительную динамику и процесс развития как архитектурной среды, так и светоцветовой. А природно-климатическая основа всегда активно влияла на колористику города - это характерный ландшафт, море, летние туманы и дожди, яркая солнечная осень, сезонная цветовая динамика растительности.

3 4

Рис.6. Фотографическое (1, 3) и образно-художественное (2, 4) сравнение дневной и вечерней панорамы Владивостока: 1) светлотный контраст +1, цветовой контраст +1, цветовая тональность - голубой, зеленый, цветовая гамма в основном холодная, нейтральная; 2) светлотный контраст +2, цветовой контраст +2, колорит холоднорозовый, красные оттенки, цветовая гамма в основном холодная (Клянин Н. Бухта Золотой Рог. Картон, масло [1]); 3) светлотный контраст +3, цветовой контраст +1, цветовая тональность - черный, тепло-желтый, холодно-белый, цветовая гамма неопределенная; 4) светлотный контраст +1, цветовой контраст +1, колорит синий, цветовая гамма холодная (Дробноход С. Огни города. Холст, масло [1])

При анализе светоцветовой среды Владивостока используется периодизация развития пространственной структуры города. Условно историю развития колористики Владивостока можно разделить на периоды: 1860-1922 гг., 19231956 гг., 1957-1990 гг., 1991 г. и далее. Каждый из них характеризуется как архитектурно-градостроительными, так и средовыми колористическими особенностями и закономерностями развития городской ткани.

В первые годы основания Владивостока строились военные казармы из дерева (теплые древесные цвета или темные тона заключительной отделки, побелка). Частные жилые дома в 1887 г., по описанию Н.М.Пржевальского, - это глиняные мазанки, видимо с последующей окраской в белый цвет. Одной из цветовых доминант являлось здание торгового дома «Кунст и Альберс», которое было облицовано керамическим кирпичом, привезенным из Гамбурга, мягкого светло-охристого оттенка. В общем цветовом бассейне города активно присутствовал природный колористический компонент в сезонной динамике, который с ростом Владивостока постепенно был нивелирован новой застройкой. Развитие исторической цветовой динамики закончилось примерно к 1922 г., когда сформировался исторический центр с его архитектурными и цветовыми доминантами. Также во Владивостоке того времени сохранилось достаточно кирпичных домов в темно-красно-коричневой тональности (кирпичный стиль).

С точки зрения колористики Владивостока, неоклассицистическая архитектура советского периода является эволюционным продолжением дореволюционной эклектической или классицистической, а также архитектуры модерна, в которой ордерные или тектонические элементы и детали окрашивались в белый цвет на фоне основного фасадного (охра, серый и т.д.). В период массового домостроения, начавшийся в 60-е гг. и закончившийся к началу 90-х гг., в крупнопанельных конструкциях применяли декоративные фактурные покрытия битой керамикой и позднее - силикатные мозаики различных цветовых сочетаний. Однако панельные «пятиэтажки» строчной застройки 60-х гг., которые имитировали кирпичную теплую цветовую гамму на фасадах, придавали городской колористике определенную примитивную фактуру, однообразие и ограниченность.

Застройка крупнопанельными жилыми зданиями 70-80-х гг. ХХ в. «ок-расла» панораму Владивостока в серо-белое монотонное пространство с фасадными включениями контрастных цветных полос - лестничных клеток и других утилитарно-композиционных элементов фасадов зданий. Увеличение модуля застройки неизбежно «стирает» предшествующий исторический слой поли-

хромной архитектуры, растворяет его в новом сером колористическом бассейне и значительно обедняет живописность города. В общем, пространство панорамы представляет собой несогласованный коллаж.

Очевидно, что современные процессы градостроительства во Владивостоке повлияли на архитектуру города не лучшим образом. Сегодня в строительной практике существует большая свобода в выборе фасадной облицовки зданий современными полихромными материалами многослойных стеновых конструкций с декоративным покрытием (искусственный или природный камень разных фактур и тонов). Иногда плоскость фасада состоит из тонированного или зеркального стекла, создавая в градостроительной структуре города визуальные иллюзии. Все так же используется «вечный» материал - керамический кирпич красно-охристых тонов. Технический прогресс в области строительных материалов объективно расширяет декоративные и колористические возможности формирования архитектурной среды. Однако декоративное фасадное и стилевое разнообразие зданий и сооружений создает эстетический хаос. Формируется световая и информационная структура города, где различные экономические и маркетинговые стратегии используют визуальные возможности рекламной колористики. Цветовая среда Владивостока становится богаче и интенсивнее, но вместе тем обнаруживается определенная неупорядоченность и случайность распределения локальных светоцветовых масс в панораме города.

По мере дальнейшего роста и развития г. Владивостока приходится признать, что природный колористический компонент: зеленые сопки, цвет морской воды, прозрачная голубизна неба теряет доминирующую естественную роль, уступая место новой антропогенной среде, усугубленной современными экологическими проблемами городского пространства. Разрушение природного ландшафта, загрязнение водного и воздушного пространства приводит к психологическому и визуальному дискомфорту. Основной целью коррекции и улучшения светоцветового климата города является раскрытие и актуализация исторической полихромии и программирование колористической среды Владивостока. Достижение данной цели предполагает решение таких задач, как гармо-

низация колористики новой и исторической архитектуры, органично связанной с ландшафтом, озеленение сопок города и устройство новых городских парков и скверов, формирование светоцветовых доминант, полихромных элементов малых архитектурных форм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Владивосток в репродукциях художников / сост. М.Коваль-Коряковская. Владивосток: Изд-во «Русский Остров», 2001. 108 с.

2. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М.: Стройиздат, 1973. 248 с.

3. К вопросу об электрическом освещении Владивостока // Владивосток. 1890. № 9-11.

4. Каждан ЯЗ. Вечерний наряд города // Красное знамя. 1980. 6 сент.

5. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 128 с.

6. Климов Г. Огни ночного города // Красное знамя. 1976. 5 июня.

7. Рогачев В. Свет Владивостока // Красное знамя. 1975. 18 окт.

8. Солдаткин Г. Ночной Владивосток становится светлее // Комсомольская правда. 2009. 6-13 авг.

9. Шкрабов В. И вспыхнули на улицах огни...// Красное знамя. 1971. 15 дек.

10. Шолох Е. От лучины до электричества // Конкурент. 2006. 12-18 дек.

11. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: учеб. пособие. М.: Архитектура - С, 2006.

320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.