Научная статья на тему 'Влияние цветофактурных и пластических свойств материалов на формирование своеобразия исторической застройки (на примере города Владивостока)'

Влияние цветофактурных и пластических свойств материалов на формирование своеобразия исторической застройки (на примере города Владивостока) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
606
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОФАКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПЛАСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МАТЕРИАЛЫ / КОМПОЗИЦИЯ ФАСАДА / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА / DECORATIVE ITEMS / BRICK / PLASTER / FAçADE / HISTORIC / STYLISTIC TRAIT / PLASTIC MATERIAL / COLOUR AND TEXTURE PROPERTIES OF THE MATERIAL / VLADIVOSTOK

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зайчиков Руслан Сергеевич, Лапшина Евгения Александровна

На примере крупных общественных и жилых зданий начала ХХ века, изначально определивших облик Владивостока, авторы рассматривают особенности цветофактурных и пластических характеристик строительных и фасадных материалов исторической застройки города. Дается характеристика основных материалов и приемов их сочетания. Определено их значение в формировании композиции фасада и в целом облика исторической застройки города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colour texture and plastic properties of materials conditioning the peculiarities of historic buildings (by the example of Vladivostok)

Taking public and residential constructions of the early 20th century originally determining the face of Vladivostok, the authors consider the peculiarities of the colour texture and plastic characteristics of building and façade materials of the historic district of the town. The article contains the characteristics of principal materials and the ways to combine them. It specifies their significance in designing façades and, generally, the entire of the historic part of the town.

Текст научной работы на тему «Влияние цветофактурных и пластических свойств материалов на формирование своеобразия исторической застройки (на примере города Владивостока)»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Творческие концепции архитектурной деятельности

УДК 7.017.4(063)

Р.С. Зайчиков, Е.А. Лапшина

ЗАЙЧИКОВ РУСЛАН СЕРГЕЕВИЧ - старший преподаватель, e-mail: [email protected]; ЛАПШИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат архитектуры, профессор -кафедра проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950

Влияние цветофактурных и пластических свойств материалов на формирование своеобразия исторической застройки (на примере города Владивостока)

Аннотация: На примере крупных общественных и жилых зданий начала ХХ века, изначально определивших облик Владивостока, авторы рассматривают особенности цветофактурных и пластических характеристик строительных и фасадных материалов исторической застройки города. Дается характеристика основных материалов и приемов их сочетания. Определено их значение в формировании композиции фасада и в целом облика исторической застройки города. Ключевые слова: цветофактурные характеристики, пластические характеристики, материалы, композиция фасада, декоративные элементы, историческая застройка.

Введение

Цветофактурные и пластические характеристики строительных материалов исторической застройки являются важнейшей характеристикой, во многом определяющей эмоциональное восприятие зданий и сооружений в охраняемых зонах. Цветофактурные и пластические характеристики строительных материалов исторической застройки являются определяющими для средово-го, эмоционального восприятия зданий и сооружений в охраняемых зонах. Развитие архитектуры всегда было связано с возможностями технологий, физико-технологическими и эстетическими свойствами материалов, поэтому использование тех или иных строительных и отделочных материалов являются признаком времени. Эстетические характеристики материалов определялись наличием сырья в конкретном регионе, а также способами производства и уровнем мастерства в использовании техноморфной природы материалов. Очевидно, что цветофактурные характеристики материалов являются неотъемлемой частью местного колорита городской среды, признаками места.

Для полноценного развития архитектурной среды важны, с одной стороны, способность к обновлению, предполагающая улучшение комфорта условий жизни и приспособление к новым условиям жизни города, с другой - преемственность традиций места, т.е. сохранность его своеобразия. В связи с этим цветофактурные и пластические характеристики материалов становятся объектом охраны памятников как неотъемлемая частью композиции, это закреплено на законодательном уровне [4].

Цель статьи - определить, как пластические и цветофактурные характеристики материалов влияют на формирование облика здания. Какие уникальные сочетания материалов, необычные приемы в оформлении фасадов применялись в исторической застройке Владивостока конца XIX-начала XX в.

© Зайчиков Р.С., Лапшина Е.А., 2016 [105]

Проблема сохранности декоративных элементов фасадов исторических зданий

В процессе подготовительных и ремонтных работ исторических зданий во Владивостоке выявляются оригинальные декоративные элементы фасадов исторических зданий, нуждающиеся в немедленной реставрации. Многие детали фасадов погребены под толстыми слоями окрасочных составов и практически не читаются, есть элементы полностью или частично утраченные. Имеются примеры, когда фасады и декоративные элементы разрушаются под воздействием атмосферных и техногенных факторов. Пример - разрушающееся здание по ул. Пологая, 67 (рис. 1,а, б). Особняк, принадлежавший М.И. Суворову, изначально кирпичный, после реставрации в начале 1990 -х годов был оштукатурен, что привело к искажению первоначального облика здания. На данный момент здание разрушается. Другой пример - ансамбль домов «Торговый дом братьев Синкевич» по ул. Пушкинская, 33-35 (рис. 1,в). Фасады зданий разрушаются под воздействием атмосферных осадков, местами фрагменты оригинального оштукатуренного фасада полностью утрачены, имеются вертикальные трещины, идущие по всей высоте фасада. Утрачиваются элементы декоративной отделки, теряется целостный облик зданий. Здание Приморской краевой библиотеки им. Горького по ул. Светланская, 119 разрушается, состояние аварийное.

Рис. 1. а - дом ул. Пологая, 67 (до реставрации), б - дом ул. Пологая, 67 (современное состояние), в - дом по ул. Пушкинская, 35. (фото: URL: http://vladivostok.livejournal.com/6219480.html; http://vladivostok.livejournal.com/5770671.html; здесь и далее, все фото интернет-источников взяты в период 10.03.2016-10.05.2016).

Для сохранения историко-художественного облика исторических зданий как стилеобразу-ющей основы городского центра Владивостока необходимо провести описание зданий, включающее: выявление фактуры поверхности стены фасада, фиксирование декоративных элементов, формирующих художественный облик сооружений. Выявление материалов оригинальной отделки фасадов, цветовых контрастов, определяющих тектонические особенности построек, а также сбор и систематизация такой информации позволят ввести цветофактурные характеристики в охранные обязательства исторических зданий и сооружений в целях сохранения исторически достоверных оригинальных построек.

Характеристики материалов, влияющие на художественный облик исторической застройки, проявляются посредством их участия в формировании композиции фасада: выявление пластического рисунка (декор), масштаба и тектоники (членение на ярусы) поверхности. Это происходит за счет контраста в комбинации цветофактурных характеристик, особенностей пластики детали, обусловленной пластическими свойствами самих материалов, распределения отделки с разными цве-тофактурными характеристиками по ярусам фасада.

Историческая застройка центральной части Владивостока

Несмотря на все превратности времени, историческая застройка, формирующая городскую среду Владивостока, хорошо сохранилась в центральной части. В основном это застройка центральных улиц города: Светланской, Алеутской, Семеновской, Пологой, Океанского проспекта. Здесь можно наблюдать все архитектурные стили в творчестве архитекторов того времени - от

неоклассицизма, модерна, эклектики конца XIX-начала ХХ века до конструктивизма и неоклассицизма 1930-1950-х годов.

Первые капитальные здания стали строить после 1880 года, когда началось становление Владивостока как основного порта на Дальнем Востоке России. В это время прибывали иностранные коммерческие суда с заграничными и русскими товарами, которые шли во Владивосток из всех стран света. Они везли строительные материалы и другие грузы, а главное - книги, научные и беллетристические, которые можно было приобрести в магазине «Кунст и Альберс» [3], формировавшие представление о современных направлениях в архитектуре европейских стран и высокоразвитых городов России - Санкт-Петербурга и Одессы. Рассматриваемый период в развитии пластики фасада в России в целом и во Владивостоке в частности не отличался от общемировых тенденций и современных стилей того времени. Однако надо сказать, что применялись нетипичные для кирпичного стиля сочетания материалов отделки. Так, следует отметить сочетание кирпича и штукатурки. Обычно штукатурили либо весь фасад, либо выступающие элементы, но появляются и оштукатуренные нишевые пространства. Такие сочетания можно увидеть в зданиях по Океанскому проспекту, 30 (доходный дом Л.Ш. Скидельского, арх. А.К. Гольденштедт), Католический костел Пресвятой Богородицы по ул. Володарского, 22 (арх. А.А. Гвоздиовский). Сочетание обычного и светлого (силикатного) кирпича (здание по Камскому переулку, 4). Кирпича и бутового камня. Полностью оштукатуренные, неокрашенные фасады (Пушкинская, 33-35, арх. Г.Р. Юнг-хендель). Сочетания лекального кирпича, штукатурки и глазурованной плитки (ул. Светланская, 23, ул. Петра Великого, 8, ул. Уборевича, 8).

Первые строительные материалы доставлялись морем (кроме древесины). После проведения геологических изысканий были выявлены крупные залежи глины в долине Первой Речки, на островах Русский, Елены, Путятина, Попова, в поселках Тавричанка, Сиреневка, в районе улицы Луговой, станции Угольная. Кирпичных заводов во Владивостоке до революции действовало в разные годы несколько десятков, правда, многие из них сложно назвать полноценными заводами -скорее, частными мастерскими. Владельцами этих производств были известные промышленники и предприниматели Владивостока: О.В. Линдгольм, И.М. Лангелитье, А.Д. Старцев, И.И. Кустер, Д. Кларксон, Л.С. Скидельский, Соколов, Лан Хесан, Исунь и др. Также встречаются кирпичи иностранного производства - английские, американские, большое количество японских. Соответственно можно найти большое разнообразие различных клейм на кирпичах. Большей частью это либо аббревиатуры производства, инициалы или фамилия производителя, либо простые геометрические знаки и фигуры. Появление собственных производств кирпича и цемента позволяло не зависеть от их поставок морским или сухопутным путем.

Первые здания возводились из кирпича, фасады не штукатурились. В этот период широкое распространение получил так называемый кирпичный стиль. В данной тенденции проявился отказ от оштукатуривания фасадов, сама кирпичная кладка выполняла декоративное значение - выкладывалась из монохромного кирпича, нередко использовался природный камень. Цветовая палитра местного кирпича варьировалась от темно-бордового до охристого, отличие обусловливалось местом добычи глины (рис. 2).

Рис. 2. Образцы кирпичей (фото: KFSS.ru. URL: http://kfss.ru/page/chastnye).

Среди кирпичей иностранного производства встречаются кирпичи с более светлыми оттенками, их гамма от светло-охристой до светло-серой. Кирпичная кладка как элемент фактуры поверхности также играет существенную роль. Существует несколько видов кирпичной кладки, применяемой в исследуемый период: цепная, крестовая, голландская, готическая, английская, многорядная и др. Во Владивостоке в основном использовалась крестовая перевязка. Она присутствует почти во всех кирпичных домах. Помимо фактуры кирпича на пластику поверхности фасада также существенно влияли швы кладки. Выявлено три типа швов: западающий, вровень с кирпичом, выступающий за плоскость кирпича (как правило, закругленный). Цвет швов серый либо белый.

В конце 90-х годов XIX века постепенно появляются здания с оштукатуренным фасадом, оформление которого включало более развитые и разнообразные элементы (по сравнению с декором «кирпичного стиля»).

Многие из построек, представляющих исторический и архитектурный интерес, были утрачены: Земская управа (угол улиц Алеутской и Светланской), Успенский собор (ул. Пушкинская, рис. 3.а), дом Кариополи (Семеновская площадь, рис. 3,6) и др.

а б

Рис. 3. Утраченные здания Владивостока: а - Успенский собор, б - Дом Кариополи (площадь Семеновская, напротив дома по ул. Алеутской, 39). Фото: URL: http://vladcity.com/vladivostok_old/cathedral/cathedral_005.jpg; http://vladcity.com/vladivostok_old/cathedral/cathedral_005.jpg.

Основные строительные материалы, которые использовались при строительстве зданий, были по большей части местного производства, но применялся и завезенный строительный материал, как правило из европейской части России. В отделке здания бывшего торгового дома «Кунст и Альберс» (ныне Владивостокский ГУМ) применены немецкие отделочные материалы. В наружном оформлении здания - метлахская плитка, известная и как плитка Villeroy&Boch, специально подобранная по тональности стены, облицованной декоративной силикатной плиткой гамбургского производства.

Варианты применения кирпича на фасаде были очень разнообразны. Кроме обычного строительного кирпича делался лекальный кирпич сложной конфигурации для кладки карнизов и других сложных профилей, специальный кирпич для круглых фабричных труб и отводов малой кривизны, кирпич клиновидный и пустотелый, а также особый облицовочный кирпич, обычно пустотелый, сложного формата, иногда имевший вид открытой коробки. В начале ХХ века доминировал стиль модерн, сделав востребованным цветной кирпич, который стали окрашивать смолами, венецианской краской с добавлением квасцов или льняного масла, а также покрывать ангобами и глазурью.

С активным развитием домостроения возникла потребность в разнообразии фактур фасадов зданий. Засилье кирпичных зданий создало мрачный образ Владивостока, так как кирпич был по большей части темных тонов. Были приняты меры по разнообразию цветовых решений фасадов, начиная от самых простых, таких как окраска кирпича, до сложных - оштукатуривание, более

надежное средство защиты фасада, позволяющее разнообразить фактуру и цветовую палитру зданий. Степень контраста между цветами позволяла выявить его тектонические особенности. Цоколь окрашивался в более темные цвета: темно-серый или темно-коричневый, фактура создавалась грубой нарезкой рустов. Верхние этажи красили в светлые тона или оставляли естественный цвет кирпича, фактура делалась менее выявленной либо просто гладкой. Это позволяло выявлять масштабность здания, членение его элементов и тектоничность.

Для окраски зданий применялись окрасочные составы на основе извести с добавлением натуральных красителей природного происхождения. Применение натуральной полихромии оттенков различной степени светлоты, яркости, насыщенности (охристо-розоватых, розоватых, абрикосовых) в отделке и окраске фасадов создавало цветовую палитру города, благоприятную для восприятия человека. Красители добавлялись в количестве не более 5%, иначе известь теряла свои свойства. В очень редких случаях применялась синька, но она давала неравномерную окраску и была очень дорогой. Чаще всего наличники окон, карнизы, лепные детали оставляли белыми, а стены окрашивали каким-либо цветом. Широкое применение получила облицовка глазурованным кирпичом и плиткой. Цоколь выполняли либо из природного камня, серого или серо-зеленого диорита, гранита, либо окрашивали по штукатурке серой краской - известью в смеси с оксидом марганца. Крыши окрашивали суриком, который предохранял кровлю от ржавчины и был дешевым материалом. Так как белила были дороги, переплеты окон также окрашивали суриком (рис. 4) [3].

Рис. 4. Владивосток, угол ул. Светланской и Миссионерской (Лазо). Раскрашенная фотография* Фото: URL: https://fotki.yandex.ru/next/users/ucmopuockon/album/512987/view/1413055.

Функциональность декоративных элементов

Все декоративные формы фасада имеют функциональное назначение. Пилястры и колонны придают фасадам домов надежность. Карнизы защищают стену от дождя. Эти и множество других, рожденных в античной архитектуре приемов позволяют осознавать здание как надежное сооружение для проживания.

Декоративные элементы, форма оконных проемов, дверей, ниш, завершения крыш и другие части, создающие образ фасада сооружения, являются стилеобразующими объектами. Выявлению конструктивных особенностей здания способствуют пилоны, пилястры, карнизы, междуэтажные пояски. Взаимосвязь конструкции и архитектурно-художественного образа - одна из проблем развития зодчества. Конструкция как техническая структура получает значение декоративного элемента лишь в приложении к конкретным функциональным и эстетическим задачам.

Особенностью элементов на фасадах зданий в городе можно считать их лаконичность. Скорее всего, это объясняется тем, что Владивосток застал последнюю стадию стиля модерн, которую часто называли рационалистической. Основным отличием от предыдущих стадий была простота

*Раскрашивание фотографии (колоризация) применялась для добавления реализма. Для раскраски использовались акварельные, масляные краски, карандаши и пастель.

декоративных элементов. Применялись определенные типовые виды декоративных элементов и приемы их размещения в структуре фасада, которые видоизменялись в зависимости от типа и назначения здания.

В рассматриваемый период во Владивостоке основным материалом при постройке зданий и сооружений является строительный кирпич в основном местного производства. Этому способствовала хорошая сырьевая база и легкость добычи материалов для производства. Модульность, фактура, цветовая гамма позволяли широко варьировать пластику фасада и его цветофактурные характеристики - за счет разного цвета и оттенков кирпича, которые зависели от места добычи сырья (рис. 5). Однако при этом появлялась монотонность в цветовой гамме фасадов, что неблагоприятно сказывалось на художественно-эстетическом облике города того периода (рис. 6).

Рис. 5. Цветовая палитра кирпичей, камня (все фото автора).

Рис. 6. Владивосток. Вид на угол ул. Семеновская и ул. Суйфунская (Уборевича). Раскрашенная фотография. Фото: URL: http://klopp.ru/2012/12/24/istoriya-vladivostoka-v-fotografiyah.html.

Существует два направления в проектировании фасадов из кирпича ( рис. 7). Первое - подражание классическим формам со стоечно-балочной конструктивной системой с последовательным отображением на фасадах колон и выступающих карнизов. Второе - следование более поздним традициям, в которых внимание уделялось свойствам мелкоштучного материала и рациональным конструкциям из него.

а б

Рис. 7. а - Владивосток, Краснознаменный переулок, 12 (фото автора); б - Владивосток, Седанка, Монастырь. Фото: URL: http://photovladivostok.ru/gallery/sight/churches/9303.htm.

Пластические свойства кирпича позволяли создать насыщенный рисунок фасада, выявляемый светотеневой игрой выступающих и западающих элементов. Немаловажная роль отводилась приемам кладки, таким как западание, выступ, постановка на ребро (как на короткую, так и на длинную сторону), лекальные детали (выкружка, валик, стес, скругление).

Кирпичная кладка как элемент фактуры стены также имеет большое значение. Во Владивостоке в период конца XIX-начала XX в. применялся чаще всего тип кладки, называемой крестовой (рис. 8). Также обращалось внимание на вид кладочного шва, который имел несколько видов, основные - западающий (рис. 9,в), выступающий (рис. 9,6) и вровень с кирпичом (рис. 9,а).

Рис. 8. Крестовый тип кладки. Фото автора.

а б в

Рис. 9. Типы кладочных швов, слева направо: а - вровень, б - выступающий, в - западающий. Фото автора.

Цветофактурные характеристики строительных материалов.

Как уже говорилось, стены зданий были двух видов: оштукатуренные и неоштукатуренные. В неоштукатуренных чаще всего применялся кирпич хорошего качества, с гладкой лицевой поверхностью. Встречаются и кирпичи с неровной лицевой поверхностью, что создает игру светотени на фасаде. Однако при таком варианте стены имели мрачный вид, что было характерно в первые годы кирпичной застройки Владивостока. Этапом развития в декорировании стен зданий стало комбинирование материалов неокрашенный кирпич+неокрашенная штукатурка. Делались за-падания либо выступы, которые обрабатывались штукатурными растворами. Примеры: Океанский пр-т, 29-30, ул. Верхнепортовая, 27. Как правило, использовали цвет темно-бордовый для кирпича и темно-серый - для штукатурки, что также выглядело мрачно.

Другой вид отделки зданий - полностью оштукатуренные, без окраски. Фасад при этом приобретал сплошную шероховатую зернистую структуру темно-серого цвета. Примеры: ул. Пушкинская, 33-35 (рис. 10,а), ул. Вс. Сибирцева, 12 (рис. 10,б), ул. Светланская, 45 (рис. 10,в).

а б в

Рис. 10. а - ул. Пушкинская, 33; б - ул. Вс. Сибирцева, 12; в - ул. Светланская, 45. Фото автора.

Гладкие, оштукатуренные, выкрашенные в какой-либо цвет фасады. Фактура поверхности была такая же, как и на простой штукатурке, однако здесь уже появляется цвет. Первые окрасочные слои делались на основе извести и были нестойки к атмосферным воздействиям. Но это позволило внести в колористику города существенное разнообразие, несмотря на ограниченную цветовую гамму. Примеры: ул. Светланская, 52 (рис. 11,а), ул. Алеутская, 16 (рис. 11,6).

а б

Рис. 11. а - ул. Светланская, 52; б - ул. Алеутская, 16. Фото автора.

С ростом популярности стиля модерн в городе стали появляться фасады со всевозможными комбинациями отделочных материалов: отделочный и глазурованный кирпич, рустованные поля фасадов, широкий спектр декоративных элементов, изготовленных при помощи штукатурных составов. В этот период происходит окончательное закрытие конструктивного материала стен и проявляются свойства материалов отделки фасадов. Примеры: ул. Петра Великого, 6 (рис. 12,а), ул. Светланская, 23, 59, 61 (рис. 12,б).

а б

Рис. 12. а - ул. Петра Великого, 6 (фото: URL: http://arseniev.org/locations/vladivostok/exhibition-centre);

б - ул. Светланская, 59 (фото автора).

Применение декоративных элементов в современных условиях

С начала 2000-х годов часто возводятся здания с применением приемов декоративной отделки фасадов. Однако не всегда декоративные решения фасадов выявляют тектонические особенности конструкции сооружения. Упрощаются декоративные элементы, которые искажают восприятие фасада как цельной композиции, несущей эстетическую и функциональную нагрузку. Такие примеры встречаются все чаще, это, по-видимому, связано с тем, что заказчики стремятся выделить свое здание среди других, для этого применяют различные традиционные и нетрадиционные виды отделок фасадов, смешивая, сообразно со своим представлениями, различные приемы и комбинации декоративных элементов.

Появление монотонных фасадов, выполненных из какого-либо материала (стекла, бетона, отделочных панелей т.п.), акцентирует внимание на пропорциях здания и его выступающих частях (если таковые имеются) либо на цокольном этаже, либо на первых этажах. Фасады теряют смысл как элемент художественной ценности и как выражение традиционной архитектурной мысли. Новая эстетика не предполагает наличия архитектурных излишеств на здании. Она делает сооружения крайне функциональными и сугубо практичными. В них есть красота пропорций, но отсутствует элемент визуальной эстетики (эмоциональное восприятие), которая позволяет воспринимать элементы украшения и оценивать работу архитектора как искусство.

Одна из тенденций современных исследований исторической архитектурной среды - интерес к традиционным приемам проектирования декора фасадов дореволюционного периода. Согласно нашему обзору современных построек (по материалам сайтов), в крупных городах России примерно 30-40% зданий строится с использованием приемов выразительности, присущим как «кирпичному стилю», так и пластике штукатурного фасада, также встречаются и комбинированные типы фасадов. Можно говорить о постепенном возращении в проектирование традиционных материалов отделки фасадов зданий. На современном уровне применяется по большей части имитация конструктивно-технологических свойств материалов. Производится отделка облицовочными материалами по ограждающим конструкциям с применением небольшого количества декоративных элементов, соответствующих образцам в исторических постройках.

В Москве и Петербурге имеется множество примеров использования декоративных свойств кирпича и штукатурного раствора. Во Владивостоке также есть примеры зданий, при строительстве которых учитывалась пластика кирпича: пр-т Острякова, 49 (рис. 13,а), ул. Светланская, 9, строение 6 (рис. 13,6).

а б

Рис. 13. а - пр-т Острякова, 49; б - ул. Светланская, 9, строение 6. Фото: сайт «Архитектурная студия Ильинской»: http://lartstudio.ru/ofisnoe-zdanie-po-pr-tu-ostryakova; http://lartstudio.ru/rekonstrukciya-administrativnogo-zd.

Заключение

Итак, нами определены здания по типу основного отделочного материала: кирпичные (самый распространенный тип зданий); полностью оштукатуренные без окраски; кирпичные с полностью оштукатуренными вставками; комбинированные, сочетающие: кирпич и декоративную плитку; кирпич и штукатурку; штукатурку и декоративную плитку. Выявлена широкая палитра цветовых оттенков кирпича (9 основных цветовых оттенков, от темно-бордовых до светло-охристых); установлено разнообразие фактур его поверхности (ровная и фактурная поверхности), что является результатом использования разных исходных материалов и разной функции материала (отделочный, лицевой кирпич и кладочный кирпич). Полностью оштукатуренные здания без окраски встречаются редко - зафиксировано 4 дома, с ровной поверхностью, имеющей песчаную фактуру, естественного цвета цементно-песчанного состава с различными оттенками серого.

Особенный эффект в композиции фасада дает сочетание кирпича с оштукатуренными деталями (вставками). Такое сочетание реализуется в двух вариантах: декоративные элементы из кирпича с оштукатуренными простенками (темный декор на светлом фоне) и оштукатуренные детали

и простенки из кирпича (светлые детали на темном фоне). Это говорит об использовании приема инверсии в построении композиции фасада за счет цветофактурных характеристик одних и тех же материалов.

Кирпичные фасады в основной массе - с оштукатурными вставками как в нишах, так и на выступающих элементах. При этом и сама штукатурка представлена достаточно широкой палитрой, гамма оттенков - от серого до охристого. Наиболее часто встречающиеся типы домов в исторической застройке имеют композиционные приемы построения фасада, основанные на использовании сочетания оштукатуренных поверхностей и собственно кирпича. Выявлен прием, не отмеченный в застройке начала ХХ века в городах европейской части России, - кирпичный декор на фоне штукатурки, дающий эффект фахверка. Это уникальный прием исторической застройки Владивостока.

Следующим по распространенности комбинации отделочных и строительных материалов в композиции фасадов исторической застройки Владивостока является использование плитки (керамической или глазурованной). Облицовка декоративными плитками в отделке верхнего поля стены под карнизом (ул. Уборевича, 8, ул. Петра Великого, 8, ул. Светланская, 23), как вставки в пояски или отдельные элементы в нишах либо межоконных проемах (железнодорожный вокзал, ул. Пушкинская, 27, ул. Светланская, 59-61), в отделке цоколя (ул. Светланская, 23). Часто встречается комбинация бутового камня (как основного материала) и кирпича (как обрамления оконных и дверных проемов). Этот прием использовался в основном в архитектуре казарм и военных постройках. Авторы данной работы установили нехарактерное сочетание материалов по Камскому переулку, 4. Здесь в отделке применен светлый кирпич (возможно, силикатный) в виде многоярусного поребрика в завершении щипца. Такие комбинации больше не встречались, поэтому могут быть определены как уникальные для города.

Различные артикулированные по пластике фактуры при декорировании плоскости чаще всего применялись как решение для цоколя (при нарезке рустами - гладкая или грубая фактуры), при раскреповке углов либо как заполнение ниш или выделение какого-либо элемента как на гладкой поверхности, так и для обрамления окна.

Основным украшением плоскостей фасада являлись оштукатуренные в светлые тона детали либо вертикально растянутые элементы - лопатки, декорированные пояски, кольца с нитями, пилоны, лепнина, маскароны, растительный и животный декор. Большая часть оштукатуренного декора сосредоточена в оконных проемах, оконных осях, карнизах, пилонах, фронтонах, щипцах, что определяет пластическую тему фасада. Контраст по светлоте между оштукатуренными деталями (пластическая тема) и простенками (плоскость фасада) можно определить даже по черно-белым фотографиям. В процессе ремонтных работ фасадов исторических зданий эти отношения часто искажаются.

Подчеркнем: исследования цветофактурных характеристик материалов исторических зданий необходимы не только для физической сохранности здания как объекта архитектурного наследия, но и как основа для реставрационных работ по воссозданию художественного облика здания-памятника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т. VII. Детали. СПб.: Строитель, 1904. 132 с.

2. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока 1860-1910 гг. Владивосток: Уссури, 1990. 302 с.: цв. ил. (переиздание 1910 г.).

3. Ошовская Н.М. Колористика исторически сложившейся среды города Владивостока // Вологдинские чтения: материалы науч. конф. Владивосток, декабрь 2012. Вып. 81 / Дальневосточный федеральный университет, Инженерная школа. Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. С. 113-120.

4. Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на северном берегу бухты Золотой Рог, в том числе ансамбля механических мастерских Владивостокского военного порта в составе разработки проекта планировки территории в районе размещения культурно-выставочного комплекса с музеем военно-морского флота. Т. 2 / Приморгражданпроект. Владивосток, 2010.

THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE

Creative Concepts of Architecture Activities

Zaychikov R., Lapshina E.

RUSLAN S. ZAYCHIKOV, Ph.D. (Arch.), Senior Lecturer, e-mail: [email protected], EVGENIA A. LAPSHINA, Professor, Department of Design and Interior Architectural Environment, School of Engineering,Far Eastern Federal University. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950

Colour texture and plastic properties of materials conditioning the peculiarities of historic buildings (by the example of Vladivostok)

Abstract: Taking public and residential constructions of the early 20th century originally determining the face of Vladivostok, the authors consider the peculiarities of the colour texture and plastic characteristics of building and façade materials of the historic district of the town. The article contains the characteristics of principal materials and the ways to combine them. It specifies their significance in designing façades and, generally, the entire of the historic part of the town.

Key words: decorative items, brick, plaster, façade, historic, stylistic trait, plastic material, colour and texture properties of the material, Vladivostok.

REFERENCES

1. Baranovsky G.V. Architectural encyclopedia of the second half of the XIX century. Vol. 7. Details. SPb., Builder, 1904, 132 p. (in Russ.). [Baranovskij G.V. Arhitekturnaja jenciklopedija vtoroj poloviny XIX veka. T. VII. De-tali. SPb.: Stroitel', 1904. 132 s.].

2. Matveev N.P. A short historical sketch of Vladivostok of 1860-1910. Vladivostok, Ussuri, 1990, 302 p. (reprinting of 1910). (in Russ.). [Matveev N.P. Kratkij istoricheskij ocherk g. Vladivostoka 1860-1910 gg. Vladivostok: Ussuri, 1990. 302 s.: cv. il. (Pereizdanie 1910 g.)].

3. Oshovskaya N.M. Colours of historically developed environment of the city of Vladivostok. Construction. Architecture of 2012. Vologdinskie reading, scientific conf., Vladivostok, December 2012. Vol. 81. Far Eastern Federal University, School of Engineering. Vladivostok, FEFU Press, 2013, pp. 113-120. (in Russ.). [Oshovska-ja N.M. Koloristika istoricheski slozhivshejsja sredy goroda Vladivostoka // Vologdinskie chtenija: materialy nauch. konf. Vladivostok, dekabr' 2012. Vyp. 81 / Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, Inzhenernaja shkola. Vladivostok: Izdatel'skij dom Dal'nevost. federal. un-ta, 2013. S. 113-120].

4. The project of zones of protection of the objects of cultural heritage located on the northern coast of a bay a gold horn, including ensemble of mechanical workshops of the Vladivostok military of port as a part of development of the site planning of the territory around placement of cultural exhibition complex with the museum of navy. Vol. 2. Primorgrazhdanproyekt, Vladivostok, 2010. (in Russ.). [Proekt zon ohrany ob#ektov kul'turnogo nasledija, raspolozhennyh na severnom beregu buhty Zolotoj Rog, v tom chisle ansamblja mehanicheskih masterskih Vladi-vostokskogo voennogo porta v sostave razrabotki proekta planirovki territorii v rajone razmeshhenija kul'turno-vystavochnogo kompleksa s muzeem voenno-morskogo flota. T. 2 / Primorgrazhdanproekt. Vladivostok, 2010].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.