Научная статья на тему 'Опыт реставрации фасадов зданий - памятников культурного и исторического наследия'

Опыт реставрации фасадов зданий - памятников культурного и исторического наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1746
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ФАСАД / РЕСТАВРАЦИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ФАСАДИЗМ / АРХИТЕКТУРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ / КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / ДЕРЕВЯННЫЙ / КИРПИЧНЫЙ / ОШТУКАТУРЕННЫЙ ФАСАД / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

В статье освещены основные особенности реставрационных работ фасадов зданий памятников архитектуры. На конкретных примерах показаны этапы и приемы восстановительных работ. Затронуты вопросы бережного подхода к сохранению и поддержанию внешнего облика исторически ценных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реставрации фасадов зданий - памятников культурного и исторического наследия»

АРХИТЕКТУРА

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ ФАСАДОВ ЗДАНИЙ - ПАМЯТНИКОВ

КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

1 2 Антонова В.В. , Ерина А.П.

1Антонова Виктория Валерьевна - студент, кафедра теории и практики архитектурного проектирования;

2Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье освещены основные особенности реставрационных работ фасадов зданий - памятников архитектуры. На конкретных примерах показаны этапы и приемы восстановительных работ. Затронуты вопросы бережного подхода к сохранению и поддержанию внешнего облика исторически ценных зданий. Ключевые слова: фасад, реставрация, восстановление, отделочные материалы, фасадизм, архитектурное изучение, инженерно-технические изыскания, колористический паспорт, деревянный, кирпичный, оштукатуренный фасад, декоративные элементы.

Фасад - это лицевая, обращенная наружу, поверхность здания. От оформления фасада, его элементов, материала зависит восприятие каждого здания и облика города в целом.

Для отделки фасада используются различные строительные материалы. Это кирпич, камень, дерево, фасад делают монолитно-бетонным, оштукатуренным, окрашенным, стеклянным... Часто используют декоративные элементы - лепнину, декоративную штукатурку, изразцы [1].

Со временем все фасады зданий подвергаются в той или иной степени разрушению под воздействием времени, природно-погодных условий, выветриванию, выцветанию, а часто также механическим воздействиям. При этом утрачивается первоначальный облик, для поддержания которого требуется проведение реставрационных работ.

Степень сложности работ напрямую зависит от степени износа зданий. В настоящее время очень часто встречается явление «фасадизма», при котором удается сохранить лишь фасад исторически ценных зданий с пристройкой современных строений. При этом существенно экономятся вложения в реставрационные работы, тем не менее, фасад удается сохранить. Такой архитектурный метод является альтернативой простому сносу здания, когда уже практически нечего сохранять. Однако он подвергается сильной критике со стороны защитников исторической застройки старых городов. Ярким примером фасадизма в России может служить здание Финского вокзала, встроенное в новый корпус в Санкт-Петербурге.

Реставрация фасада исторического здания предполагает первоначальный набор исследований: архитектурное изучение фасада, инженерно-технические изыскания, оформление колористического паспорта. Далее необходимо составить дефектную ведомость. Для этого следует определить состояние стен, выявить присутствующие неровности и повреждения, дефекты, негативно влияющие на безопасность отделки и эстетичность фасада. Далее определяют вид восстановительных работ по уровню изношенности, тем самым назначают капительную реновацию или незначительное «ретуширование».

Отличительные черты технологии реставрации напрямую зависят от материалов, из которых выполнена отделка исторического фасада.

Для реставрации деревянного фасада характерны некоторые особенности, не свойственные отделке из любых других материалов. Сначала осуществляют диагностику состояния фасада на наличие дефектов и деформаций, а также на степень пораженности древесины вредителями и грибком. Производят обработку препаратами и механически удаляют грибок, плесень, пыль и грязь. Затем трещины и неровности фасада зашпаклевывают специфическим и уникальным составом для древесины, грунтуют, и после полного высыхания подвергают окрашиванию. Только при соблюдении этой последовательности и тщательной обработке деревянный фасад надолго сохранит свой внешний облик.

Примером успешной реставрации объекта деревянного зодчества может служить «Дом Сазонова» (терем в Асташово, Костромская область), построенный в 19 веке крестьянским сыном Мартьяном Сазоновым в своей родной деревне для молодой жены Елизаветы Добровольской [2].

Рис. 1. Усадьба до реставрации Рис. 2. Объект после реставрации

Реставрация здания была очень длительной, тщательно продуманной и заняла 5 лет. Она велась архитектурным бюро Александра Попова с использованием исторических технологий. На первом этапе демонтировали башенку, затем пометили каждое бревно в кладке сруба и полностью разобрали строение по бревнам. Бревна перевезли на производственную базу в город Кириллов Вологодской области. Реставраторы сделали копию каждого бревна. В кузнице Центра изготовили необходимый инструмент для проведения работ. Более половины бревен в срубе было заменено ввиду их непригодности. Новые бревна были подобраны очень тщательно из такой же породы дерева. Треть бревен было отреста-врировано. Через год сруб вернулся на свой родной фундамент.

Реставраторы при сборке сруба использовали старинные технологии. Для изоляции фундамента была выбрана и положена береста, а в качестве межвенцового утеплителя при сборке сруба был использован мох и войлок. Также были проведены внутренние реставрационные работы, была воссоздана отделка сруба изнутри по образцам сохраненной штукатурки, лепнины, деревянным колоннам. Обшивка сруба, окраска, полы, штукатурка, печки, двери и т. д. воссозданы с максимальной достоверностью и близостью к первоисточнику. В результате реставрации терем не утратил стиль постройки, архитектурные детали, свойственные тому времени.

Фасады из кирпича также реставрируют исходя из особенностей этого материала. Перед реставрацией проводят интегративное обследование фасада, обнаруживают деформированные места и трещины, появившиеся в процессе эксплуатации. Это позволяет рассчитывать масштаб проводимых работ, количество материалов, а также предварительно оценить размеры финансовых вложений в реставрацию. В случае если имеются значительные повреждения и дефекты, восстановительные работы следует начинать с фундамента и ремонта кровли, после начинать ремонт кладки или проводить полную замену кирпичей.

Реставрацию кирпичных фасадов проводят по соответствующей стандарту схеме. Изначально очищают поверхность, затем следует этап восстановления участков

кирпичной стены. Мелкие и средние трещины устраняют путем шпатлевания и оштукатуривания, кирпичи с большими трещинами заменяются на новые.

Штукатурные фасады восстанавливают по технологии, включающую в себя процесс увлажнения обрабатываемых участков. Это позволяет добиться хорошего «сцепления» между существующим и новым слоями штукатурки. После этого загрунтовывают, проводят обрызг, следует подождать «схватывания» нового материала с поверхностью, в конце поверхности сверху обрабатывают затиркой. Чтобы фасад не выглядел однородно и участки, подвергшиеся воссозданию, не выделялись на его фоне, при нанесении затирки совершают круговые движения. Рекомендуемая температура наружного воздуха для оштукатуривания фасада нормируется от +10 градусов Цельсия и выше. При более низких температурах время высыхания раствора увеличивается в несколько раз.

Положительным примером реставрации может служить «Дом со львом» архитектора

Льва Кекушева в Москве на Остоженке [3]. Особняк в стиле модерн схож со средневековым замком и западноевропейской виллой одновременно. У архитектора имеется фирменный знак — лев на кровле — подпись Кекушева, которую он оставлял

на каждой своей работе. Большинство элементов фасада здания были утрачены. Фигуры орлов, львов, различные металлические и лепные элементы восстанавливали

по архивным фотографиям и найденным чертежам. В 2013 году фасады были окрашены в не очень приятный красный тон, поэтому их расчистили и выкрасили в специальные краски по кирпичу в пять различных оттенков.

Рис. 3. До реставрации Рис. 4. После реставрации

Храм в честь Богоявления Господня, с. Сухой Донец. Постройка 19 века из красного кирпича.

Рис. 5. Церковь до реставрации Рис. 6. Церковь после реставрации

На этом объекте выполнены следующие работы: восстановлена кирпичная кладка, зачищена поверхность, обработана от грязи, мха, грибка антисептическим составом,

оштукатурена штукатурно-клеевым составом с армирующей сеткой, нанесена декоративная штукатурка (камешковая силиконовая) двух фактур, отделан цоколь декоративной штукатуркой под песчаник [4].

Храм во имя пр. Алексия, с. Репное, Воронежская область [3]. Кирпичная церковь в формах барокко, характерных для архитектуры Черноземья 2-й пол. XVIII в. Выстроена в 1764 году землевладельцем Алексеем Семеновичем Лосевым. Здание типа восьмерик на четверике с крупными полукруглыми фронтонами, завершающими грани четверика, с трапезной и трехъярусной колокольней. Закрыта не позже 1930-х, капитально перестроена, использовалась как водонапорная башня.

Рис. 7. Церковь до реставрации Рис. 8. Отреставрированная церковь

К сожалению, архивные материалы о первоначальном облике памятника не сохранились. Реставраторам по кирпичикам, следам в кладке, с трудом открывалась уникальная форма наличников, проглядывались фрагменты профилей и контуры пилястр. Реставраторами было обнаружено под цементной штукатуркой большое количество деталей архитектурного декора и восстанавливались наличники в точности по старым следам.

Рис. 9. Воссоздание кирпичных наличников на окнах

Рис. 10. Выполнены штукатурные и окрасочные работы на фасадах храма

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс воссоздания фасадов исторических зданий - очень тонкая и кропотливая работа, требующая высокого профессионализма и серьезных материальных затрат [7]. Однако, используя старинные и современные строительные материалы, можно добиться значительного сходства с первоначальным обликом памятника архитектуры.

Список литературы

1. Реставрация фасадов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://facade.ws/stati/78-restavraciya-fasadov.html/ (дата обращения: 1.08.2019).

2. Асташово: лесной терем. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://np-mag.ru/lichnyj-opyt/proverenonasebe/astashovo-lesnoj-terem/ (дата обращения: 7.08.2019).

3. Реставрация, которую ждали век: восстановлен знаменитый особняк булгаковской Маргариты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://woman.rambler.ru/other/41187876-restavratsiya-kotoruyu-zhdali-vek-vosstaшvlen-znamenityy-osobnyak-bulgakovskoy-margarity/ (дата обращения: 10.08.2019).

4. Реконструкция и реновация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primetygorodov.ru/rekonstrukriya-i-renovariya-2017/page/2/ (дата обращения: 9.08.2019).

5. Храм во имя св.прп. Алексия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://repnoe.cerkov.ru/about/ (дата обращения: 11.08.2019).

6. Фасады. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn—8sb2aoihbbo5m.xn--p1ai/fasad/ (дата обращения: 12.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.