УДК 72.03(47+57-21)
Tarasova YI ARCHITECTURAL-DECORATIVE DESIGN OF PROFITABLE HOUSES IN CITIES OF WESTERN SIBERIA. The article considers the features and techniques of decorative facades of urban tenement profitable houses in cities of Western Siberia, enabling to select them in an ordinary building. Marked the architectural and artistic elements of wooden and stone architecture in the turn of XIX - XX centuries.
Key words: composition of the facade of profitable house, cornice, windows and doors, frieze, platband, thread, folk architecture, brick laying, art Nouveau.
Ю. И. Тарасова, магистр архитектуры, аспирант каф. «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» (РиРАН) Новосибирской гос. архитектурно-художественной академии (НГАХА), г. Новосибирск,
Е-mail: y.i. tarasova@gmail. com
АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО ДОХОДНЫХ ДОМОВ В ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В статье рассмотрены особенности и приемы декоративного убранства фасадов городских многоквартирных доходных домов в городах Западной Сибири, позволяющих выделить их в системе рядовой застройки. Отмечены архитектурно-художественные элементы деревянного и каменного зодчества рубежа XIX-XX столетий.
Ключевые слова: композиция фасада доходного дома, карниз, окна и входные двери, фриз, наличник, резьба, народное зодчество, кирпичная кладка, модерн.
Период конца XIX - начала XX вв. в истории Западной Сибири отмечен стремительным ростом городов и строительным бумом, связанным с переходом к капиталистическому укладу общества. Произошли существенные изменения: небольшие города с деревянной одноэтажной разреженной застройкой крестьянского типа превратились в своеобразные полисы того времени с развитой инфраструктурой, множеством городских функций и каменными строениями разнообразного назначения в три и нередко четыре этажа, сформировав плотный фронт застройки. Качественные преобразования в процессе активного развития городов отразились в их архитектурно-художественном облике, обогатив его новыми типами зданий и сооружений, а также многочисленными приемами оформления и декорирования фасадов.
Наряду с различными видами строений (вокзалы, заводы, банки, торговые здания, гостиницы и т.д.), появился новый вид жилого строительства - доходный дом, ставший распространенным элементом застройки и оказавший своим архитектурно-художественным убранством влияние на облик сибирского города.
Доходный дом представлял собой первоначально двухэтажное здание (позднее и выше) с подчеркнуто парадным входом, ориентированным на главную улицу, с ритмичным рядом окон на фасаде и привлекательным декоративным оформлением, позволявшим выделить его среди иных построек. По требованию владельцев и стремлению архитекторов создать особенно презентабельный вид дома, различные элементы главного фасада богато и обильно декорировались и необычно украшались. Иногда доходный дом напоминал сказочный теремной дворец, привнося в облик центральных улиц городов неповторимое своеобразие.
Вписываясь в сложившуюся периметрально-решетчатую планировочную систему города с фронтальным типом застройки, доходные дома соответствовали и господствующим стилевым тенденциям, распространившихся из европейской части России и определивших их художественно-декоративное оформление. Преобладающими из них направлениям в Сибири рубежа XIX - XX вв. были:
1. Эклектика.
2. Модерн.
3. «Кирпичный стиль».
Элементы и детали, формировавшие фасады доходных домов были связаны с применяемыми конструктивными материалами и возможными вариантами внешней обработки в деревянном и каменном зодчестве. В Сибири дерево было основным строительным и отделочным материалом до выхода постановления о прекращении его использования и переходу к полностью каменному домостроению (в крупных городах).
Композиции фасадов деревянных доходных домов были построены на симметрии, отличавшей их строгостью и стройностью. Подобное явление во многом определялось заложенны-
ми архитектурно-планировочными решениями, выросшими из геометрически правильных крестьянской клети, пятистенка или дома-связи. Плоскость фасада деревянного двухэтажного дома членилась в основном окнами, располагавшимися по горизонтали с шагом, равным своей ширине, а по вертикали - равным своей высоте, формируя четкую сетку. В начале XIX века пропорции окон стремились к квадрату, хотя в некоторых примерах отмечалась их удлиненность, придающая особую привлекательность фасаду. Позднее их конфигурация приобрела стройный прямоугольный вид [1]. Помимо оконного проема с прямолинейным верхним очертанием, появился дугообразный вариант. Среди переплетов сформировалось большое их множество.
Главными архитектурными элементами деревянного фасада доходного дома, декоративной отделке которых уделялось особое внимание, являлись: карниз, окна и входная группа (крыльцо, дверь, навес в виде козырька, балкона или надстройки). Они акцентировались композиционно: вход размещался по центру, фиксируя ось, с левой или правой стороны главного фасада, реже с торца дома; окна распределялись симметрично относительно оси или их группы по два или три вместе ритмично чередовались по фронту, карниз всегда выполнял роль объединяющего в целое.
Декоративные детали - фриз на карнизе, наличники на окнах, портал на входной двери украшались деревянной резьбой (сквозной или накладной). Фриз отличался обилием декора -его лента, усеянная рядами многодельного узора опоясывала карниз и фронтон(-ы). Подобное оформление повторялось и на козырьках входных дверей, но скромнее - в один ряд. Наряду с ленточным фризом, подкарнизный пояс украшался ритмично повторяющимся орнаментом, чередующимся с деревянными кронштейнами. Наличники и порталы оформлялись в одном духе. Их верхний силуэт имел прямые, треугольные и полукруглые очертания с зубчиками или волнообразными завитками.
Тематика резьбы по дереву в домах черпалась из местных традиций, быта, а также природных мотивов Сибири, формируя специфику регионального народного зодчества. Символ солнца получил особенно широкое распространение в сибирском зодчестве [2].
Следует отметить художественное оформление дымников и завершений водосточных труб, поражающих своей необычностью и красотой. Выполненные из металла, различной геометрической конфигурации и украшенные сквозным узором и орнаментом, они стали характерным элементом фасада именно в деревянном строительстве.
Каменное доходное домостроение в полной мере отразило все многообразие стилей, решений и приемов оформления фасадов. Этот новый строительный материал открыл широкий спектр возможностей для воплощения всевозможных творческих идей, позволив:
• повысить этажность, что заставило архитекторов по-иному подходить к членению плоскости фасада и искать свежие новаторские решения (в частности, окна первого, второго или второго и третьего этажей стали объединяться одним декоративным порталом, или они превращались в один, вытянутый по вертикали фрагмент);
• увеличить протяженность фасада, а вместе с ней оживить и его пластику (выступы пилястр, аттиков, балконов, эркеров и др.), в том числе благодаря более сложным планировочным решениям;
• включить полукруглые элементы - различные вариации криволинейных арочных проемов для ворот, дверей, окон, фронтонов и т.д.;
• обогатить силуэт ажурными ограждениями из металла (ворота, кронштейны, козырьки, ограждения балконов, парапетов).
Композициям фасадов каменных доходных домов присуща как симметрия с характерной для нее строгой соподчиненнос-тью элементов, четким трехчастным членением по вертикали и порядком в оформлении или выявлении каждого уровня, так и более свободные решения, характерные для стиля модерн. Помимо одной главной оси и нескольких второстепенных, как в деревянном зодчестве, в каменном появляются дополнительные, нередко несущие также главное значение, т.е. формировалась их иерархия (главные, второстепенные, акцентные).
Акцентирование фрагментов и деталей на фасадах каменных доходных домов зависело от конкретной ситуации (местоположения дома в застройке, конфигурации плана, особенностей внутренней планировки т.п.). Большое распространение получили угловые башни с куполами и шпилями, а также различные формы фронтонов и парапетов со сложными очертаниями.
Несмотря на значительно расширившийся диапазон применяемых фасадных элементов, главный акцент по-прежнему сосредотачивался на входной группе, которая в каменном зодчестве стала представлять собой отдельное художественное произведение. Например, крыльцо стало носить не чисто утилитарный характер, как в деревянном строительстве (галереи, создающие изолированный вход на второй этаж), а направлено на формирование определенной эстетики. Оформление парадной двери получило многочисленный ряд неординарных решений - дерево сочеталось со стеклом и кованым узором. Завершение входа выполнялось в виде козырька, нависающей надстройки, балкона или сложным не рядовым окном в сочетании с декоративной пластикой в виде кирпичной кладки, лепнины, мозаичного панно и пр. В целом площадь входной группы увеличилась по отношению ко всему фасаду - она стала занимать больше места.
Декорирование рядовых элементов в каменном зодчестве не отличалось скупостью. В период каменного доходного домостроения сформировался многочисленный ряд оконных проемов, их размеров и конфигураций (прямоугольные, с дугообразным верхним очертанием, с полукруглым, круглые и др.), вариантов их переплетов и художественного обрамления, а также вариации их группировки. Благодаря их украшению, фасады доходных домов становились многодельными - усыпанными декоративным убранством.
Библиографический список
Оценивая архитектурно-художественное оформление каменных доходных домов, следует отметить два принципиальных направления, имеющих свою специфику: чисто кирпичное строительство с высоким качеством кирпича и каменное под штукатурку.
В первом случае особое внимание уделялось качеству материала и самой кладке, толщине швов, способам выкладки. Плоскость фасада из кирпича наполнилась множеством выступающих элементов: горизонтальных (парапеты, карнизы, ярусы этажей), вертикальных (колонны, пилястры), отдельных (оконные и дверные порталы), выполненных в виде фигурной кладки: ступенчатой, зубчатой, в форме повторяющегося орнамента и пр. В основе любого декора лежал модуль, равный или кратный размерам кирпича. Иногда этот материал дополнялся песчаником, что особенно оживляло фасад и создавало образ «пряничного домика». В некоторых ситуациях кирпичные стены окрашивались.
Оштукатуренные фасады в каменном строительстве колировались разным цветом, гармонично расчленяя плоскость фасада на фрагменты. Главным тоном, с которым сочетались иные фоновые (голубой, нежно зеленый, песочно-желтый и т.д.) был белый, придававший праздничность и нарядность архитектурному облику доходных домов. На оштукатуренных фасадах появились лепные панно, скульптурные композиции и балюстрады.
Следует отметить применение кованых ограждений крыш, парапетов и балконов с разнообразными орнаментами и узорами, пришедших в практику строительства с модерном. Кованые изделия, украсившие фасады домов, стали визитной карточкой в каменном зодчестве, подобно металлическим дымникам и сточным трубам в деревянном доходном домостроении.
Анализ архитектурно-пространственных решений фасадов доходных домов Сибири конца XIX - начала XX вв., позволяет отметить многоплановость, сложность и вариативность решений, заложивших основные принципиальные подходы в сочетании тех или иных деталей фасада в зависимости от строительного материала (сруб или тес с резьбой, кирпич с коваными ограждениями, оштукатуренный фасад с лепниной и т.д.). В невероятно короткий период времени в масштабах всего исторического процесса, и в условиях стремительного появления новых на тот момент строительных возможностей, были отработаны и многочисленные приемы декоративно-художественного убранства фасадов доходных домов Сибири.
Неоценимый исторический опыт был накоплен при участии как народных мастеров сибирского региона, так и столичных, а также местных профессиональных специалистов-архитекто-ров, отразивших в своих работах стилистические предпочтения рубежа XIX - XX столетий: от классических до новаторских. Уникальное сочетание местного ремесленного зодчества и европейских тенденций породило специфику оформления сибирского доходного дома. Наряду с общими региональными особенностями, каждый город выработал индивидуальный подход к архитектурно-художественному убранству фасада дома, зависящему от его местоположения в системе застройки: в центральной части или на периферии.
1. Градостроительство Сибири / В.Т. Горбачев, Н.Н. Крадин, Н.П. Крадин, В.И. Крушлинский, Т.М. Степанская, В.И. Царев; под общ. ред. В.И. Царева]. - СПб., 2011.
2. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. - М., 1950.
Bibliography
1. Gradostroiteljstvo Sibiri / V.T. Gorbachev, N.N. Kradin, N.P. Kradin, V.I. Krushlinskiyj, T.M. Stepanskaya, V.I. Carev; pod obth. red. V.I. Careva].
- SPb., 2011.
2. Athepkov, E.A. Russkoe narodnoe zodchestvo v Zapadnoyj Sibiri. - M., 1950.
Статья поступила в редакцию 30.08.13
УДК 7.01 BelokurovA.A. MOTHERLAND AS ESTHETIC CATEGORY IN TRADITIONAL AND MODERN CULTURE OF FOLKS OF ALTAI. The article is devoted to study esthetic aspect of image of Motherland in epics and fine arts of Turkic and Mongolian folks of Altai. The author makes conclusion that unified model of aestheticization of Altai exists in folk arts.
Key words: cultural landscape, esthetic values, nature, heroic epics, Altai, means of artistic expressiveness, fine arts of folks of Altai, cultural constant.