Семченко Евгений Евгеньевич,
к.э.н.,
зам. начальника Управления оценки качества образования,
Рособрнадзор Semchenko E. E., Ph.D E-mail: [email protected]
Цивилизационные аспекты развития системы образования
Civilization aspects of the development of the education system
Аннотация: Предложена модель смены цивилизаций, предполагающая выделение последовательно сменяющих циклическим образом цивилизаций. Проведена классификация вызовов и угроз современному обществу. Показано, что сегодня в недрах классической системы образования появляется так называемое развлекательное образование.
Ключевые слова: цивилизация, развлекательное образование, технократическая, антропогенная, знание и риск, глобальные изменения, мобильность, интеллектуальный труд.
The Abstract: a model of the change of civilizations, which implies allocation of successively replacing cyclical manner of civilizations. Classification is made threats and challenges of the modern society. It is shown, that today in the depths of the classical system of education appears the so-called entertainment education.
Keywords: civilization, entertainment education, technocratic, anthropogenic, knowledge and risk, global change, mobility, intellectual work.
Современная эпоха характеризуется колоссальными изменениями во всех областях жизни человека. Исследователи, занимающиеся проблематикой инновационных процессов, которые инициируются в настоящее время, отмечают наличие огромного числа вызов и угроз современному общественному развитию. Некачественный учет наличествующих вызовов и угроз приводит не просто к низкой эффективности приложения усилий, а к появлению новых проблем.
Все многообразие вызовов и угроз современному общественному развитию в зависимости от масштаба целесообразно разделять на следующие уровни:
- глобальные вызовы и угрозы, характерные для всех стран. Обычно такие угрозы и вызовы связывают с цивилизационным развитием. Данный уровень служит фоном, на котором развиваются и прогрессируют драмы конкретных событий. Однако именно этот уровень задает тон всем действиям и процессам. Сложность учета глобальных вызовов и угроз связана с необходимостью учета огромного числа мигрирующих в своих значениях факторов.
Двадцать первый век - век окончательного становления и победы интеллектуального труда. Интеллектуальный труд в отличие от традиционного, строящегося на физической платформе энергосилового потенциала человека, исходит из другой психологическо-
нравственной платформы. Интеллектуальный труд - труд в радость и труд радости. Принуждение, нужда остаются в прошлом. Проблемы выживания мало связаны с интеллектуальным трудом. Как следствие, возникают качественно новые системы образования. Новые системы образования строятся на приобщении человека к мировому богатству человеческой мысли. На том, что жить и творить - большое и радостное развлечение. Детская непосредственность, широко открытые глаза на этот изумительный мир
- вот фундамент новой системы образования. Труд, приносящий наслаждение и ощущение праздника творчества - цель современной системы образования. Интеллектуальный труд требует, чтобы в его основе лежало развлекательное образование. Порождением развлекательного образования является увлеченность, заинтересованность, всепоглощаемость. Ничто не появляется на пустом месте. Развлекательное образование уже сегодня формирует мысль и действа многих людей. Доказательством этому является компьютерофобия. Компьютерные игры заманивают и не отпускают своей могучей развлекательностью. Личность, с неустоявшейся психикой, в такой среде погружается в эмоциональное наслаждение и сначала вязнет, а затем и тонет в ней.
Рассматривая проблематику становления развлекательного уровня, необходимо принять концепцию цивилизаций, широко представленную, прежде всего, в трудах отечественного исследователя Ю.В. Яковца. В самом общем виде очерчиваются контуры трех сменяющих друг друга, согласно циклическим законам, цивилизации (рис. 1.1).
Первая цивилизация обычно называется «технократическая». В педагогических технологиях данной цивилизации развлекательное образование связывают с детством и, в определенной степени, школьным обучением. Для высшего профессионального образования (ВПО) вопросы развлекательного образования, как правило, даже не озвучиваются. Отсюда непонимание современным профессорско-преподавательским составом (ППС) проблематики и значимости развлекательного образования. По мнению технократов любая развлекательность есть уход от устоявшихся веками технологий привития обучающимся знаний, умений и навыков (ЗУНов).
Вторая цивилизация обычно называется антропогенная. Для этой цивилизации становится значимой проблематика впечатлений. В рамках данной цивилизации много говорится о развивающем образовании. В этом случае ставится вопрос о связи качества образования, впечатлениях, которые формируют определенный уровень качества восприятия осваиваемого материала и возможности использования развлекательных технологий (в этих рамках развлекательное образование сводят к игровому образованию) для усиления получаемых впечатлений. При этом понимается, что развлекательное (игровое) образование есть подстегивание движения чувств и мысли для развития личности. Однако полного понимания значимости развлекательного образования не наступает. Сегодня антропогенная цивилизация доминирует, что откладывает глубокий отпечаток на процессы, происходящие в глобальной системе образования.
Третья цивилизация обычно называется «цивилизация знания риска» или «знаниево-рискологическая». Это нарождающаяся цивилизация. Но, несмотря на то, что данная цивилизация находится на эксплерентном этапе, она уже сегодня подарила миру много новых и парадигматически значимых понятий. К таким понятиям, безусловно, можно отнести понятие - «развлекающее образование». Развлекающее образование качественно по -новому ставит вопросы воззренологии и эдукологии (эти термины тоже порождение знаниево-рискологической цивилизации). Может показаться парадоксальным и крамольным, но развлекательное образование (его идеология и технологии) будет постепенно и неотвратимо вытеснять традиционное, классическое образование. Виной тому (в самом
простейшем рассмотрении) становление и развитие, так называемой, экономики впечатлений.
- страновые вызовы и угрозы характеризуются спецификой развития каждого государства как автономной, так и суверенной структуры. Россия за последние десятилетия пережила системный кризис, который изменил все устои экономики, образования, науки, производства и социальных отношений. Наша страна в докризисный период строила формирование цивилизационных процессов на другой идеологической, и, в конечном счете, воззренологической платформе.
МИР
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРЕТЕРПЕВАЕТ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
ИДЕТ ПРОЦЕСС РОЖДЕНИЯ НОВ ОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Доминирующая
1600 1800 2000 годы (I)
Рис. 1.1. К вопросу о становлении новой цивилизации - ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗНАНИЯ И РИСКА (знаниево-рискологической цивилизации).
«Возвращение» в лоно общечеловеческих ценностей, прежде всего, генерирует целый поток вызовов и угроз всей Российской действительности и естественно отечественному образованию, как целостной автономно функционирующей системе.
Современный обучающийся качественно отличается от того студента, который приходил в ВУЗ сто лет назад. Цели обучения были в значительной степени другие. Главный вопрос всей системы образования - формирование и развитие навыков и умений учиться, который не без основания относится к разряду сакраментальных, решался раньше на базе других подходов и методов. Еще 400 лет назад в «Великой дидактике» Ян Амосов Каменски восклицал об альфа и омега образования. По его мнению, образование должно открывать методы, которые позволяли бы учащимся меньше учить, но больше учиться. По мнению великого мыслителя: «Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда и больше досуга, радостей и основательного успеха...». Этот вопрос ставится в базовые положения, так называемого, компетентносного подхода. В 1996 году Совет Европы ввел понятие «ключевые компетентности», которые должны рассматриваться как желаемый результат образования. В докладе Жака Делора, президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в ХХ1 веке были сформулированы «четыре столпа», на которых должно основываться образование. По мнению ЮНЕСКО это:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить.
Развлекательное образование, эволюционно внедряющееся в «тело» существующего образования, предназначено, чтобы вдохнуть силу и мощь в четыре столпа фундамента существования Человечества.
Как констатируется ЮНЕСКО, за последние десятилетия наблюдается феноменальный рост числа студентов в системе высшего образования во всем мире. За последние пятьдесят -шестьдесят лет произошло более чем двойное увеличение материально-технической инфраструктуры системы высшего образования и расходов на ее содержание. В США расходы на высшее образование выросли более чем в 3 раза, в Западной Европе в 3,4 раза, в Китае в 2 раза, в странах Восточной Азии в 4 раза. Сегодня говорят о том, что сформировались образовательные мегасистемы. К началу нового тысячелетия к образовательным мегасистемам относились: США (14 млн. студентов), Индия (5,7 млн.), Китай (5,7 млн.), Россия (4,4 млн.), Япония (3,9 млн.), Индонезия (2,3 млн.), Корея (2,2 млн.), Германия (2,1 млн.), Филиппины (2 млн.), Канада (2 млн.). При этом из всего числа иностранных студентов 28% обучаются в США, 12% в Великобритании, 10% в Германии, 8% во Франции, 4% в России, 3% в Японии. И хотя Россия относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, из приведенных данных видно, что ее влияние на мировое образование отстает от влияния США во много раз.
Аналогичные тенденции наблюдались и современной России. За реформенный период. С 1990 по 2006 гг. численность студентов высших учебных заведений на 10000 населения увеличилась в 2,6 раза в среднем по стране (со 190 до 495 чел.). Благодаря росту предложения образовательных услуг они стали доступны в самых глухих уголках страны, что значительно изменило структуру численности образованного населения по регионам России. Самый высокий рост численности студентов на 10000 населения произошел, главным образом, в отдаленных от центра регионах и областях.
В современном обществе образование является одной из обширных сфер человеческой деятельности (на первом месте считается, идёт производственная сфера). В современной системе образования на начало нового тысячелетия было занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Крайне высока социальная роль образования. От направленности и эффективности педагогических технологий сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
В середине 60-х гг. передовые в промышленном отношении страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности. Колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния, качество жизни сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.
Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. Сегодня необходимо учитывать следующее обстоятельство -будущее развитие общества в целом и каждой страны в отдельности больше определяется уровнем культуры и мудрости человека, чем техническим прогрессом.
Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО ещё в прошлом тысячелетии (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии». Все эти документы исходят из представлений о БЕДНОМ ОБЩЕСТВЕ. Однако сегодня произошло во многих странах становление среднего класса, что качественно изменило обстановку и систему общественных отношений. Но идеалогия формирования образовательных процедур во многом осталась прежней. Инерционность системы образования коллосальна. Сегодня ощущается огромная потребность в качественно иной воззренологической парадигме образования. Узловым моментом в этой парадигме должно стать развлекательное образование. При этом изменяются многие характеристики того общества, в котором мы живём. Прежде всего, это мобильность населения. «До сих пор не только общественное мнение, но и политическая элита лишь на словах освоили значение трех решающих характеристик . мобильности, это:
- территориальная мобильность, требующая, прежде всего, наличия собственного транспорта, сети автодорог и системы обслуживания (одновременно эти сферы создали до 20 % рабочих мест для новых работников);
Производственная мобильность, способность и готовность сменить профессию, вид и
род деятельности;
- социальная мобильность, при которой стандартизация быта, условий труда и заработков людей позволяет развивать их способности, работать и жить в разных социальных средах, менять город и даже страну пребывания. В положении изгоев оказалась вся масса косных или «малоподвижных» людей, бесшабашно пьющих или просто ленивых работников». [Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке//общественные науки и современность «Наука»» М.: №1, 2001. - стр. 9].
- сферодеятельностные вызовы и угрозы характеризуются теми тенденциями, которыми осуществляется развитие. Современная система образования является специфической и динамично развивающейся системой. Однако законы развития системы образования в настоящее время не установлены. В последнее время бурно обсуждается эдукологический взгляд на систему образования. Однако до настоящего времени многие положения эдукологии остаются спорными, а то и просто безосновательными. Российская система образования пережила, переживает и будет еще долго переживать период глубоких диверсификационных процессов. Причем часть процессов формируется спонтанно, а часто выливается в цевык рефрмы (реформистские преобразования). Однако очень многие процессы изменения мировой системы образования остаются применительно к России в стороне. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами. К числу таких направлений развития зарубежных систем образования, которые слабо корреспондируют с отечественными преобразованиями, относится так называемое развлекательное образование. Развлекательное образование в первом приближении рассматривается как образование, учитывающее специфику впечатлений как обучающихся, так и обучаемых. Развлекательное образование - феномен, созданный гением человека как ответ на вызов и угрозы нового века. Развлекательное образование нельзя сводить к игровому образованию. Игровое образование одна из форм развлекательного образования. Развлекательное образование не антагонист классическому образованию, а новый (в какой-то степени очень старый - об этом позже) пласт технологий, методов, подходов, концептуальных и парадигматических положений. Развлекательное образование заставляет по- новому взглянуть на человека, который является в таком преломлении ПЕРСОНОЙ. Причем, персона это и тот, кто получает знания, и персона тот, кто передает (а в значительной степени, генерирует) знания. В таком контексте субъект-объектные отношения, характерные современному образованию, трансформируются в субъект-субъектные отношения. Но современный преподавательский корпус (прежде всего, ППС ВУЗов) России во многом не готов к такой глубокой диверсификации социально-эдукологических отношений. Однако тот вызов, который бросает всем устоям современной жизни развлекательное образование, необходимо принять, осмыслить и освоить исходя из тех реалий, которые имеют место в действительности. В этом контексте требуется рассмотреть номенклатуру базовых сфер деятельности человека (рис. 1.2). Будем выделять восемь взаимосвязанных базовых сфер деятельности человека:
- Семейно-бытовая сфера деятельности человека;
- Коммуникативно-социальная сфера деятельности человека;
- Производственно-маркетинговая сфера деятельности человека;
- Образовательно-эдукологическая сфера деятельности человека;
- Научно-позновательная сфера деятельности человека;
- Творческо-самоидентификационная сфера деятельности человека;
- Духовно-воззренологическая сфера деятельности человека;
- Г армонизирующее-ютильная сфера деятельности человека.
При этом необходимо рассматривать набор причин влияющих на процессы формирования каждой сферы деятельности. В самом общем виде будем дальше выделять четырнадцать следующих причин:
Ф - экономические
Ф - политические
Ф - религиозные
Ф - военные
Ф - Социально-психологические Ф - культурные
Ф - Валеологические (оздоровительные)
Ф - Эдукологические (оброазовательные)
Ф - экологические Ф - демографические Ф- этнические Ф - миграционные Ф - климатические Ф - Научные (интеллектуальные).
Очевидно, что каждая из причин влияет на общественное развитие и как следствие на образовательные технологии, во-первых, в системном единстве с другими причинами, а во-вторых, циклическим образом. Последнее редко учитывается в моделировании систем образования. Необходимо учитывать, что система образования есть, прежде всего, социальноэкономическая система и как следствие возникает необходимость постоянно брать во внимание эту сторону сложнейшей системы возникшей в ходе развития Человечества.
Рис. 1.2. Модель взаимодействия сфер деятельности (СД) Человека (социальных групп)
между собой.
Система образования является одной из восьми сфер деятельности человека. Естественно, что все сферы деятельности в свою очередь оказывают влияние на систему образования. Как прямое воздействие (сфера деятельности образовательно-эдукологическая воздействует на одну из других сфер деятельности), так и обратное воздействие (одна из других сфер деятельности воздействует на образовательно-эдукологическую сферу деятельности человека) может носить характер непосредственного воздействия и опосредованного воздействия. Прямым воздействием будем называть такое воздействие, когда образовательно-эдукологическая сфера деятельности непосредственно связана с какой-либо (будем обозначать ее индексом <ф>) другой сферой деятельности человека. Символически это можно записать следующим образом:
Н
ОЭ -► СД і
где ОЭ - обозначение образовательно-эдукологической сферы деятельности; СД ] - і-ая сфера деятельности;
Н - обозначение непосредственного воздействия;
____^ - стрелка показывает направление воздействия.
Опосредованным воздействием будем называть такое воздействие,
образовательно-эдукологическая сфера деятельности воздействует на І-ую
когда
сферу
деятельности через гармонизирующее-ютильную сферу деятельности. Символически это можно записать следующим образом:
ОП
Н, Н2
ОЭ —► ГЮ —► СД ] где ГЮ - обозначение гармонизированно-ютильной сферы деятельности,
Н1 - обозначение непосредственного воздействия ОЭ на ГЮ,
Н2 - обозначение непосредственного воздействия ГЮ на СД ] ,
ОП - обозначение опосредованного воздействия ОЭ на СД ^
Сегодня остро обозначились общие теоретические проблемы развития системы образования. Однако как показывает практика, построения такого характера требуют выхода в надсистему, то есть рассмотрения данных проблем на более высоком уровне. Другими словами необходимо рассматривать проблемы ТРУДА, как базу образовательных процессов. Это в свою очередь должно исходить из научно выверенной методологической базы, которая обязана строиться на определённом аксиаматическом аппарате. Авторы считают, что исходя из решаемых проблем наиболее близкими положениями такой аксиоматики служат теоретические построения К.А. Кирсанова. Далее излагается аксиоматический аппарат теории интеллектуального труда согласно положениям, предложенным данным отечественным исследователем.
Аксиома уникальности - труд не сводим к деятельности (свойственной биологическим системам), так как покоится на принципиально иных основаниях (имеет свой набор эмерджентных, т. е целостных свойств), нежели деятельность и является уникальной системой, которая требует при своем изучении как общих, так и специфических научных подходов.
Данная аксиома связана с разделением понятия «деятельность» и «труд» и использованием понятия «ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ». Философской проблемой в этом плане является наличие у человека и трудовых процессов, которые он совершает, эмерджентных свойств.
Аксиома изменчивости - человек (социальный коллектив), рассматриваемые как интеллектуальная система, свои трудовые процессы каждый раз совершает в той или иной степени отличительным способом от всех предыдущих и будущих, т. е. степень повторяемости трудовых движений или действий (труда) любого человека (социального коллектива) в различные периоды независимо от ситуации никогда абсолютно не равны (не совпадают на сто процентов, по всем статьям и т. п.) друг другу.
Данная аксиома показывает значимость представлений о личности, которая совершает трудовые действия, и также требует связать объективные представления о труде с мнимыми, выработанными интеллектуальной системой для своих внутренних нужд. Например, это могут представления о величине приемлемости риска. Для физики (классической науки) универсальными законами являются ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ, а для теории труда - ЗАКОНЫ ИЗМЕНЕНИЯ (далее данные законы будут изложены более детально). Именно анализ этих законов с формулировкой их в методологическом ключе и является основным предметом изучения второй аксиомы ТЕОРИИ ТРУДА.
Данная аксиома образует «ядро» методологии теории труда, и принципиально по-новому трактуют многие научные представления, прежде всего, связанные с естественнонаучными и технологическими категориями. Аксиома изменчивости учитывает память субъекта труда. К сожалению, большинство научных исследований по теории труда (экономике труда, социологии труда и т. п.) не учитывают, что человек в процессе труда постоянно и неотвратимо учится и приобретает определенные знания, умения и навыки, которые затем влияют непосредственным образом на его труд и то, как он получает те или иные результаты не всегда может быть желаемые. Аналогичная ситуация наблюдается не только для отдельного человека, но и для социальных групп любого масштаба. Эти положения приводят к новой аксиоме.
Аксиома всеохватности - труд человека (социального коллектива), на базе наличествующего интеллектуального потенциала связывает его (их) путём использования посредника (технической системы) с объектами реального и виртуального миров и тем самым дает возможность объединяться этим мирам в единую систему с образованием своих эмерджентных свойств.
Аксиома всеохватности объединяет мир реальный и мир виртуальный в единую систему. Это заставляет по-новому посмотреть на человека и его труд.
Изложенные аксиомы требуют переосмысления многих положений классической теории педагогики. Естественно, что эти положения глубоко трансформируют и представления о развлекательном образовании. Развлечение всегда труд - обучающий труд. Чем более значимы развлечения, тем больше их влияние на личность. При этом необходимо помнить, что развлечения, преде всего, связаны с проблематикой интеллектуального труда.
В этой связи необходимо уделить внимание понятиям теории труда. Теория труда, в первом приближении - теория объектом исследования, которой является труд человека. Особенность всех классических теорий труда в том, что в основе их лежит рассмотрение традиционного (в основе которого лежит физический труд) труда. Если рассматривается интеллектуальный труд (разновидностью которого является образование), он сводится иногда явно, но больше неявно к традиционному труду. Наиболее ярко это проявляется при рассмотрении вопросов производительности труда.
В настоящее время всё больше и больше исследователей пытаются вопросы теории интеллектуального труда рассматривать не как подчиненные, а как самостоятельные. Такие перемены обусловлены глобальной интеллектуализацией труда.
В последний период развития теории труда (теории интеллектуального труда) как науки много говориться об обострении ее проблематики. Это связано с тем, что производительные силы многих стран, в том числе и России, вышли на такой уровень, когда их дальнейшее продвижение в сторону прогресса возможно лишь в условиях творческой активности работников. Целенаправленное и научно обоснованное формирование трудовых ресурсов творческого типа началось на Западе еще в Х1Х-ом в., а с 60-х гг. ХХ-го в. возведено в ранг государственной политики. Пришло осознание, что стратегическое значение имеет воспитание личности, направленное на развитие творческого потенциала мышления и инициативы на всех стадиях общеобразовательной и специальной подготовки и переподготовки. Позднее эти процессы стали называть «переход от репродуктивной системы образования к креативной». В качестве основных принципов стала выдвигаться необходимость постоянного обновления знаний и освоения новых специальностей и специализаций.
Теория труда рассматривает качественные характеристики рабочей силы, способности к решению тех или иных задач, знания, умения и навыки (ЗУН) как человеческий капитал. Этот капитал, с одной стороны, зависит от генетической предрасположенности к определенным видам труда, а с другой, формируется культурно-трудовой сферой,
представляющей каждому индивиду возможности получения определенного образования. Главная цель образования, как одной из разновидностей интеллектуального труда - передать опыт поколений формализованный в определенную систему знаний (набор мемов). Точно так же как гены формируют в утробе матери будущего человека, позволяя плоду пройти всю филогенезную линию эволюции живого, так и единицы знания (мемы) дают возможность, приобщится личности к существующей на момент ее рождения культуре. На первом этапе жизни человека его учат выполнять, в том числе и формализовать решаемые им задачи через систему образования (передача, накопленного предыдущими поколениями, множества единиц знаний - мемов). Этим самым творческие поиски, как способ адаптации к окружающему миру, вводятся в определенные рамки функционирующей культурной среды. Получив начальный образовательный импульс, человек начинает использовать свои знания уже в качестве рабочей силы, при этом часть решаемых им задач является творческой. Поиск процедур, в том числе формализационных, начинает составлять его опыт.
Таким образом, семья, общество вкладывают в личность определенные ресурсы, которые в теории интеллектуального труда принято ассоциировать с инвестициями в человеческий капитал. Но одновременно и личность тратит свои ресурсы (временные, интеллектуальные, физические и т.д.) для приобретения знаний и наработки опыта. С определенного возраста личность начинает обменивать (согласно теоретическим положениям, предложенным К. Марксом) свой труд на доход. Это позволяет построить эмпирические зависимости «возраст-доход». В неоклассической теории используют следующие исходные положения (аксиомы):
- чем выше уровень образования, тем позже начинается отдача от вложенных инвестиций;
- наиболее быстрый рост заработков происходит в начале трудовой жизни;
- средние заработки работающих в режиме полного рабочего времени растут с уровнем опыта (переквалификация и переподготовки не учитываются);
- чем выше уровень образования, тем интенсивнее рост дохода в течение всей жизни;
- чем выше уровень образования, тем позже заканчивается отдача от инвестиций в человеческий капитал.
Данные положения (аксиомы) предназначены для решения задач традиционного труда. Это не означает, что теория труда в своем развитии игнорировала вопросы интеллектуализации. Сложность объекта исследования не позволяет строить модели для решения задач теории интеллектуального труда, тем более творческого характера. Однако это не означает, что практики не решали задачи интеллектуального труда на своем уровне.
В 60-70-е гг. ХХ в. в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, стимулирующие деятельность государства, чиновников, предпринимателей, ученых на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы, поощряющие «инвестиции в человека», в частности, путем соответствующих налоговых мер, льготных кредитов, общественного поощрения. Именно в тот период утвердилось положение о решающей роли личности в функционировании организации. Любая организация заинтересована, чтобы в составе персонала были не просто исполнители с высокими профессиональными качествами,
а работники с аналитическими способностями, личности, склонные к поиску нового, индивиды, умеющие формализовать решения творческих задач, относящихся к их компетенции. Стратегия кадровой политики сегодня - насыщение всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями. В такой постановке работник становится творцом; исполнитель превращается в созидателя, т. е. необходимо говорить о качественных изменениях.
В теории интеллектуального труда государственные и частные работодатели, будучи в определенной мере конкурентами при привлечении высококачественной рабочей силы, вместе с тем являются единой заинтересованной стороной в развитии необходимых обществу трудовых ресурсов. Такова логика рыночной цивилизации.
Одновременно государство и бизнес осознали, что экономический успех неразрывно связан с общей культурой. Уровень цивилизации в решающей мере зависит не столько от профессионального уровня (значимость этого никто не оспаривает), сколько от общего уровня культуры. Именно общий уровень культуры связан с образно-эмоциональным, интуитивно-эвристическим мышлением, определяющим нестандартность решения творческих задач.
Труд с самых различных сторон и с использованием своих особых специфических методов изучают физиологи, социологи, философы, психологи, технологи, юристы, медики, дизайнеры... Труд выступает сегодня как многообразие различных понятий и специальных теорий (аспектов, представлений, понятий и т. д.).
Разработка специальных теорий труда (теорий интеллектуального труда) находится в настоящее время в фазе развития, но даже в этом случае можно выделить некоторые, в определенной степени, сформировавшиеся научные направления, использующие труд как составляющую собственного предмета исследования. Например:
о труд в понятиях управления;
о труд в понятиях эстетики;
о труд в бытовых понятиях и представлениях (труд женщины в домашних условиях); о труд в представлениях военнго дела;
о труд в кризисологических и метастрофологических понятиях; о труд в валеософийных (валеологических) понятиях. о труд в понятиях инженерного дела; о труд в понятиях инноватики; о труд в экологическая понятиях; о труд в рискологическая понятиях; о труд в синергетических понятиях; о труд в эргономических понятиях.
- конкретно учрежденческие вызовы и угрозы характеризуются наличием того потенциала, которым обладает образовательное учреждение (учебное заведение) для реагирования на внешние и внутренние воздействия. Современное учебное заведение живет по законам, сформированным тысячелетним развитием сферы образования. В педагогических технологиях присутствуют элементы развлекательного образования. Это различные праздники, кружки (если они свою работу не сводят к простому начетничеству),
увеселительные мероприятия. Однако все эти действия носят вспомогательный характер, и в них редко усматривается знаниевая сторона, а выпячиваются воспитательные акценты.
Однако сегодня первоначально обозначалась, а затем и назрела проблема формирования особых центров кристаллизации новой цивилизации (рис. 1.3). В других терминах говорят о «точках роста», «инициаторов движения» и т. д. Будем далее употреблять терминологию, связанную с понятием «кристаллизация», как наиболее соответствующим модели зарождения и развития цивилизации. Ранее аналогичные процессы имели место и описаны в литературе. Необходимо особо остановиться на том, что введённые представления служат базой для построения миссии современного высшего образования и, преде всего, деятельности Университетов. Поэтому будем далее употреблять данное понятие с большой буквы.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ТРЕБУЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Рис. 1.3. Проблемы центорв кристаллизации новой цивилизации
Такие центры должны служить точками роста новой воззренологической доктрины. Считается, что антропогенную цивилизацию породили монастыри. Спорность этого тезиса не осужается в связи с её сложностью и не однозначностью.
Рассматривая проблематику формирования центров кристллизации новой цивилизации приходится иметь дело с новой терминологией. Прежде всего, это понятие об эмерджентности. Эмерджентность - наличие у системы свойств целостности (эмерджентных свойств), т. е. таких свойств, которые не присущи составляющим ее элементам или любым их объединениям (проблемы эмерджентности изучает наука получившая название -« Эмердженолистика»). Эмерджентность есть конкретно научное представление философского закона о переходе количественных изменений в качественные. Проблематику эмерджентности изучается специальной наукой, которая получила название
эмердженолистика. Проявления эмерджентных свойств в социально-экономических системах весьма многообразны. Всякий эффект взаимосвязи и взаимодействия, не суммативный по отношению к локальным эффектам рассматривают как проявление эмерджентности. Интересы целенаправленной системы, связанные с усилением позитивных и ослаблением негативных эмерджентных эффектов, естественно называть эмерджентными интересами. Если при этом элементы системы в свою очередь представляют собой обучающиеся, самоорганизующиеся системы, то при синтезе управления следует принимать, что эмерджентные интересы локализованы в центральном органе системы, в то время как интересы элементов (подсистем, блоков и т. п.), внутренне присущие (имманентные) им, локализуются в соответствующих объектах.
Эмердженолистика изучает проблемы общечеловеческого потенциала, не сводимого к сумме отдельных потенциалов. Классическая наука изучает системы, перенося на них законы функционирования физических систем. Физическая система подчиняется законам сохранения, и исследователь таких систем всегда имеет дело с качественно-однородным потенциалом, а труд, как постулируется в общей теории труда, является синергетической системой, которая может изменять номенклатуру и направленность своих эмерджентных свойств и следовательно не подчиняется законам сохранения.
- персонологические вызовы и угрозы характеризуются тем, что современный человек живет в других условиях, чем раньше и как реакция на эти процессы, изменяется сам. Качество жизни в новом веке во многом (гораздо больше, чем раньше) связано с системой образования. Современная теория качества жизни в основном исследует проблему влияния образования на экономику. Прежде всего, рассматриваются вопросы экономики личности или как принято говорить в последнее время - наноэкономики (применительно к финансовым системам речь идет о нанофинансах). Однако сегодня акценты смещаются и необходимо говорить о качестве жизни человека в системе образования. Образование сегодня не столько важная часть жизни, сколько сама жизнь. А это уже другая истина, другая воззренологическая концепция. Мир нуждается в развлекательном образовании. Развитие развлекательного образования - насущная проблема. Но для успешного развития развлекательного образования необходимо переосмысление и изъятия из хождения многих догм, коими богата наша действительность. Прежде всего, это догма об универсализме личности. Современное образование декларирует индивидуальность, а строит свои технологии на единых методических посылах; пропагандирует важность личности, а исходит из примитива единого государственного экзамена; пытается возвысить роль учителя, а травит его заорганизованностью и бюрократическими изысками. Развлекательное образование не может жить в старом сюртуке универсальности, а требует иных взглядов на потребности. Образовательный процесс - внутренняя непреходящая и непроходящая потребность любой современной персоны. Жажда учиться - цель и отправная точка развлекательного образования.
Развлекательное образование, как и любую сложную систему, необходимо изучать на базе определенного категориального аппарата, но для этого необходимо предварительно рассмотреть те трудности (проблемы, спорные моменты и т. д.), которые встречают сегодня образование, как во всём мире, так и России в частности.
Прежде всего, это представление обучающегося, как субъекта интеллектуального
труда
Субъекты интеллектуального труда как научные категории прошли длинный и интересный путь становления, знаменующийся в настоящее время громаднейшими структурными сдвигами. Субъекты интеллектуального труда как научные категории, прежде
всего, разделяют на информационно-воспроизводящие и информационно-порождающие системы. Развлекательное образование оперирует этими категориями, как равноправными.
При анализе субъектов труда как информационно воспроизводящих систем речь не идет об изменении содержания передаваемых сведений (данных, сообщений и т.д.). Однако при рассмотрении субъектов труда как информационно-порождающих систем вводят понятия, дают представление об интеллектуальном продукте. Под интеллектуальным продуктом понимают информацию (независимо от формы ее представления), которая в процессе своего движения изменяется содержательным образом.
Субъект интеллектуального труда - система, оперирующая с интеллектуальным продуктом.
Модель субъекта интеллектуального труда на базе использования абстракцию типа «черного ящика», включает:
- исходный интеллектуальный продукт (Ии), который с физической точки зрения
всегда имеет материальную и энергетическую субстанции;
- устройство (совокупность устройств) для преобразования интеллектуального
продукта Ии (существо преобразовательных процессов в такой модели не рассматривают);
- конечный интеллектуальный продукт (Ик), который также с физической точки
зрения всегда имеет материальную и энергетическую субстанции.
В качестве устройства в такой модели может выступать отдельный человек, группа людей, человеко-машинная система (ЧМС) и т. д.
С позиций теории формализации решения творческих задач имеет смысл рассматривать субъектов труда, имеющих (или не имеющих) технические средства для своего общения.
Технические средства - это любой посредник искусственного или естественного происхождения, позволяющий повысить эффективность изменения информационного потока.
Если имеется несколько субъектов интеллектуального труда, то в зависимости от того, как соотносится творческий потенциал, заложенный в Ик, весь интеллектуальный продукт (ИП) классифицируют следующим образом:
- идентичный ИП - это интеллектуальный продукт, в котором творческий вклад каждого из генераторов выделить невозможно. Например, писатели Ильф и Петров создавали свои произведения вместе в одном ключе и стиле, а порознь не могли создать ничего адекватного. В этом случае необходимо говорить о системных и синергических эффектах соавторства;
- аддитивный ИП - это интеллектуальный продукт, в котором творческий вклад каждого из субъектов труда строго ограничен и выделен в ИП. Например, любой журнал с набором статей группы ученых, работающих в одном коллективе. Читатели этого журнала по-разному относятся к предложенному ИП.
- разнородный ИП - это интеллектуальный продукт, в котором творческий вклад вносили субъекты различных видов деятельности (различающихся профессий). Например, любой самолет новой оригинальной конструкции «сплав» труда специалистов очень разных профессий;
- ассоциативный ИП -такой интеллектуальный продукт, когда его прямой создатель воспользовался “подсказкой” со стороны других людей или каких-то других вещей,
явлений и т.д. Например, создатель парашюта, увидев в театре падающий шелковый платочек, брошенный артисткой по ходу представления, понял, как надо сконструировать данное приспособление для спасения летчиков в критических ситуациях;
- отчужденный ИП - это интеллектуальный продукт, который был присвоен определенным лицом (лицами) у его создателя. В этом случае факт отчуждения может быть правомерным (например, «служебные изобретения») и не правомерными (например, присвоение чужого литературного произведения).
Очевидно, что ИП может быть классифицирован и по другим аспектам деления. В то же время ИП всегда является одновременно информационной категорией, это его атрибут и обязательное условие.
В основе понятия «интеллектуальный продукт» лежат различные другие понятия, например, как мем, квант труда, гастюр, адаптор, инвид, цакост и т. д. Рассмотрим для иллюстрации лишь одно понятие - квант труда.. Под квантом труда обычно понимают либо ДВИЖЕНИЕ (теория труда), либо ДЕЙСТВИЕ или ЕДИНИЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ (социология), или МЕМ (меметика) и т. д., которые являются простейшими единицами (атомами, элементами и т. д.) трудового процесса. Такое различие связано с качественно иными для данных наук фундаментальными или базовыми единицами, лежащими в основе понятийного и методологического аппарата. Различие в понятии о самом малом, базовым, далее неделимым объекте изучения зависит от той науки, применительно к которой используются данные представления. Например, для физики твердого тела это будет атом, для физики нейтрино это будет кварк. Применительно к социологии понятие действия введено М. Вебером для обозначения минимально возможной части поступка индивида, направленного на разрешение жизненных ситуаций и сознательно ориентированное на достижение определенного результата, в частности на ответное поведение других людей (не обязательно участвующих в контакте). Сознательную ориентацию субъекта труда на результат определяют с помощью понятия «ожидание». Действие, не содержащее такого «ожидания», а также импульсивное действие, не является социальным действием. Понятие «социальное действие» играет значительную роль при создании материальных и нематериальных ценностей в процессе коллективного труда. Для обозначения субъекта труда используют понятие «ИСТОРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ», понимаемое как «структура социальных отношений труда». Представления об историческом субъекте связаны с трудовыми процессами. Социальное действие не только отклик на определенную ситуацию, но и СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ и НОВАТОРСКИЙ характер социальных действий, благодаря которым создаются новые социальные связи, институты и т. п. Согласно данным воззрениям, отчуждение, конфликт, бюрократизация, возникающие в процессе труда, являются социальными действиями. ТРУД - СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ - совокупность отдельных, особым образом организованных действий, соотносясь друг с другом, которые образуют новую (эмерджентную) реальность. Система действий (action system) - сложная взаимосвязь квантов труда и связей между ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирсанов К. А., Киринюк А. А. Глобальные проблемы образования в 2-х т. Т. II. -М.: Изд. ВИНИТИ «Национальный институт бизнеса», 2005.
2. Мангер, Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере: методология, теория, практика: Монография / Т.Э. Мангер; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. - 14,3 п.л
3. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. -
М.:Педагогика, 1991. - 272 с.
4. Пугач В.Н., Кирсанов К.А., Алимова Н.К. Качество образования: приглашение к
размышлению: Монография. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К° », 2011. -312 с.
5. http://www.management.com.ua.
6. http://pekar.in.ua/ExperienceEconomics.htm