Семченко Евгений Евгеньевич,
к.э.н.,
зам. начальника Управления оценки качества образования,
Рособрнадзор Semchenko E. E., Ph.D E-mail: [email protected]
Алимова Наталья Константиновна
доцент, к.э.н. НОУ ВПО ИГУПИТ, Alimova N.K. assistant professor, E-mail: [email protected]
Вызовы и угрозы современному общественному развитию и развлекательное образование
Call and threats modern public development and recreational formation
Аннотация. В статье обосновывается мысль о том, что в условиях формирования третья цивилизации, обычно называемой «цивилизацией знания риска» или «знаниево-рискологической», возникает много новых и парадигматически значимых понятий. К таким понятиям, по мнению авторов, безусловно, можно отнести понятие - «развлекающее образование». Развлекательное образование - феномен, созданный гением человека как ответ на вызов и угрозы нового века. Развлекательное образование нельзя сводить к игровому образованию. Игровое образование одна из форм развлекательного образования. В контексте необходимости масштабного освоения развлекательного образования в статье рассматривается номенклатура базовых сфер деятельности человека.
Ключевые слова. Развлекательное образование, сферы деятельности человека, цивилизации.
The Abstract. Thought is motivated In article about that that in condition of the shaping to third civilization, usually named "civilization of the knowledge of the risk" or "знаниево-рискологической", appears much new and paradigmatic significant notion. To such notion, in the opinion of authors, certainly, possible refer the notion - "entertaining formation". Recreational formation - a phenomenon, created гением person as answer to call and threats of the new age. Recreational formation it is impossible reduce to playing formation. Playing formation of one of the forms of the recreational formation. In context of need of the scale mastering the recreational formation in article is considered nomenclature of the base spheres to activity of the person.
Keywords. Recreational formation, spheres to activity of the person, civilizations.
Современная эпоха характеризуется колоссальными изменениями во всех областях жизни человека. Исследователи, занимающиеся проблематикой инновационных процессов,
которые инициируются в настоящее время, отмечают наличие огромного числа вызов и угроз современному общественному развитию. Некачественный учет наличествующих вызовов и угроз приводит не просто к низкой эффективности приложения усилий, а к появлению новых проблем.
Все многообразие вызовов и угроз современному общественному развитию в зависимости от масштаба целесообразно разделять на следующие уровни:
- глобальные вызовы и угрозы, характерные для всех стран. Обычно такие угрозы и вызовы связывают с цивилизационным развитием. Данный уровень служит фоном, на котором развиваются и прогрессируют драмы конкретных событий. Однако именно этот уровень задает тон всем действиям и процессам. Сложность учета глобальных вызовов и угроз связана с необходимостью учета огромного числа мигрирующих в своих значениях факторов.
Двадцать первый век - век окончательного становления и победы интеллектуального труда. Интеллектуальный труд в отличие от традиционного, строящегося на физической платформе энергосилового потенциала человека, исходит из другой психологическо-нравственной платформы. Интеллектуальный труд - труд в радость и труд радости. Принуждение, нужда остаются в прошлом. Проблемы выживания мало связаны с интеллектуальным трудом. Как следствие, возникают качественно новые системы образования. Новые системы образования строятся на приобщении человека к мировому богатству человеческой мысли. На том, что жить и творить - большое и радостное развлечение. Детская непосредственность, широко открытые глаза на этот изумительный мир
- вот фундамент новой системы образования. Труд, приносящий наслаждение и ощущение праздника творчества - цель современной системы образования. Интеллектуальный труд требует, чтобы в его основе лежало развлекательное образование. Порождением развлекательного образования является увлеченность, заинтересованность, всепоглощаемость. Ничто не появляется на пустом месте. Развлекательное образование уже сегодня формирует мысль и действа многих людей. Доказательством этому является компьютерофобия. Компьютерные игры заманивают и не отпускают своей могучей развлекательностью. Личность, с неустоявшейся психикой, в такой среде погружается в эмоциональное наслаждение и сначала вязнет, а затем и тонет в ней.
Рассматривая проблематику становления развлекательного уровня, необходимо принять концепцию цивилизаций, широко представленную, прежде всего, в трудах отечественного исследователя Ю.В. Яковца [5]. В самом общем виде очерчиваются контуры трех сменяющих друг друга, согласно циклическим законам, цивилизации (рис.1.1).
Первая цивилизация обычно называется «антропогенная». В педагогических технологиях данной цивилизации развлекательное образование связывают с детством и, в определенной степени, школьным обучением. Для высшего профессионального образования (ВПО) вопросы развлекательного образования, как правило, даже не озвучиваются. Отсюда непонимание современным профессорско-преподавательским составом (ППС) проблематики и значимости развлекательного образования. По мнению апологетов данной цивилизации, любая развлекательность есть уход от устоявшихся веками технологий привития обучающимся знаний, умений и навыков (ЗУНов).
Вторая цивилизация обычно называется техногенная (технокра- тическая, но в связи с тем, что в данном варианте сквозить значительная степень сарказма, данное термин далеене используется). Для этой цивилизации становится значимой проблематика создания новых технических решений. В рамках данной цивилизации много говорится о развивающем
образовании. В этом случае ставится вопрос (только ставится, но, как правило, не решается) о связи качества образования, впечатлениях, которые формируют определенный уровень качества восприятия осваиваемого материала и возможности использования развлекательных технологий (в этих рамках развлекательное образование сводят к игровому образованию) для усиления получаемых впечатлений. При этом понимается, что развлекательное (игровое) образование есть подстегивание движения чувств и мысли для развития личности. Однако полного понимания значимости развлекательного образования не наступает. Сегодня техногенная цивилизация доминирует, что откладывает глубокий отпечаток на процессы, происходящие в глобальной системе образования.
Третья цивилизация обычно называется «цивилизация знания риска» или «знаниево-рискологическая». Авторы предлагают по аналогии с предыдущими названиями и, следуя К.А. Кирсанову [3] использовать также понятие - «знаниеворискогенная». Это
нарождающаяся цивилизация. Но, несмотря на то, что данная цивилизация находится на эксплерентном (во многом скрытом) этапе, она уже сегодня подарила миру много новых и парадигматически значимых понятий. К таким понятиям, безусловно, можно отнести понятие
- «развлекающее образование». Развлекающее образование качественно по новому ставит вопросы воззренологии и эдукологии (эти термины тоже порождение знаниево-рискологической цивилизации). Может показаться парадоксальным и крамольным, но развлекательное образование (его идеалогия и технологии) будет постепенно и неотвратимо вытеснять традиционное, классическое образование. Виной тому (в самом простейшем рассмотрении) становление и развитие, так называемой, экономики впечатлений. Современное состояние экономики характеризуется глубокими трансформационными преобразованиями, что влияет на все стороны жизни всего человеческого общества. Но каждая страна живёт в своём экономическом пространстве, поле возможностей и предпочтений. Поэтому развитие системы образования имеет значительные отличия, которые в настоящее время всё больше и больше стираются процессами глобализации.
- страновые вызовы и угрозы характеризуются спецификой развития каждого государства как автономной, так и суверенной структуры. Россия за последние десятилетия пережила системный кризис, который изменил все устои экономики, образования, науки, производства и социальных отношений. Наша страна в докризисный период строила формирование цивилизационных процессов на другой идеологической, и, в конечном счете, воззренологической платформе.
Рис. 1.1. К вопросу о становлении новой цивилизации - ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗНАНИЯ И РИСКА (знаниево-рискологической цивилизации или знаниеворискогенной цивилизации)
«Возвращение» в лоно общечеловеческих ценностей, прежде всего, генерирует целый поток вызовов и угроз всей Российской действительности и естественно отечественному образованию, как целостной автономно функционирующей системе.
Современный обучающийся качественно отличается от того студента, который приходил в ВУЗ сто лет назад. Цели обучения были в значительной степени другие. Главный вопрос всей системы образования - формирование и развитие навыков и умений учиться, который не без основания относится к разряду сакраментальных, решался раньше на базе других подходов и методов. Еще 400 лет назад в «Великой дидактике» Ян Амос Коменский восклицал об альфа и омега образования. По его мнению, образование должно открывать методы, которые позволяли бы учащимся меньше учить, но больше учиться. По мнению
великого мыслителя: «Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда и больше досуга, радостей и основательного успеха...» [4]. Этот вопрос ставится в базовые положения, так называемого, компетентносного подхода. В 1996 году Совет Европы ввел понятие «ключевые компетентности», которые должны рассматриваться как желаемый результат образования. В докладе Жака Делора, президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в ХХ1 веке были сформулированы «четыре столпа», на которых должно основываться образование. По мнению ЮНЕСКО это:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить.
Развлекательное образование, эволюционно внедряющееся в «тело» существующего образования, предназначено, чтобы вдохнуть силу и мощь в четыре столпа фундамента существования Человечества.
Как констатируется ЮНЕСКО, за последние десятилетия наблюдается феноменальный рост числа студентов в системе высшего образования во всем мире. За последние пятьдесят -шестьдесят лет произошло более чем двойное увеличение материально-технической инфраструктуры системы высшего образования и расходов на ее содержание. В США расходы на высшее образование выросли более чем в 3 раза, в Западной Европе в 3,4 раза, в Китае в 2 раза, в странах Восточной Азии в 4 раза. Сегодня говорят о том, что сформировались образовательные мегасистемы. К началу нового тысячелетия к образовательным мегасистемам относились: США (14 млн. студентов), Индия (5,7 млн.), Китай (5,7 млн.), Россия (4,4 млн.), Япония (3,9 млн.), Индонезия (2,3 млн.), Корея (2,2 млн.), Германия (2,1 млн.), Филиппины (2 млн.), Канада (2 млн.). При этом из всего числа иностранных студентов 28% обучаются в США, 12% в Великобритании, 10% в Германии, 8% во Франции, 4% в России, 3% в Японии. И хотя Россия относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, из приведенных данных видно, что ее влияние на мировое образование отстает от влияния США во много раз.
Аналогичные тенденции наблюдались и современной России. За реформенный период. С 1990 по 2006 гг. численность студентов высших учебных заведений на 10000 населения увеличилась в 2,6 раза в среднем по стране (со 190 до 495 чел.). Благодаря росту предложения образовательных услуг они стали доступны в самых глухих уголках страны, что значительно изменило структуру численности образованного населения по регионам России. Самый высокий рост численности студентов на 10000 населения произошел, главным образом, в отдаленных от центра регионах и областях.
В современном обществе образование является одной из обширных сфер человеческой деятельности (на первом месте считается, идёт производственная сфера). В современной системе образования на начало нового тысячелетия было занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Крайне высока социальная роль образования. От направленности и эффективности педагогических технологий сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных
решений.
В середине 60-х гг. передовые в промышленном отношении страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности. Колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния, качество жизни сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.
Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества. Сегодня необходимо учитывать следующее обстоятельство -будущее развитие общества в целом и каждой страны в отдельности больше определяется уровнем культуры и мудрости человека, чем техническим прогрессом.
Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО ещё в прошлом тысячелетии [2], - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного
взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии». Все эти документы исходят из представлений о БЕДНОМ ОБЩЕСТВЕ. Однако сегодня произошло во многих странах становление среднего класса, что качественно изменило обстановку и систему общественных отношений. Но идеалогия формирования образовательных процедур во многом осталась прежней. Инерционность системы образования коллосальна. Сегодня ощущается огромная потребность в качественно иной воззренологической парадигме образования. Узловым моментом в этой парадигме должно стать развлекательное образование. При этом изменяются многие характеристики того общества, в котором мы живём. Прежде всего, это мобильность населения. «До сих пор не только общественное мнение, но и политическая элита лишь на словах освоили значение трех решающих характеристик . мобильности, это:
- территориальная мобильность, требующая, прежде всего, наличия собственного транспорта, сети автодорог и системы обслуживания (одновременно эти сферы создали до 20 % рабочих мест для новых работников);
- производственная мобильность, способность и готовность сменить профессию, вид и род деятельности;
- социальная мобильность, при которой стандартизация быта, условий труда и заработков людей позволяет развивать их способности, работать и жить в разных социальных средах, менять город и даже страну пребывания. В положении изгоев оказалась вся масса косных или «малоподвижных» людей, бесшабашно пьющих или просто ленивых работников»
- сферодеятельностные вызовы и угрозы характеризуются теми тенденциями, которыми осуществляется развитие. Современная система образования является специфической и динамично развивающейся системой. Однако законы развития системы
[1].
образования в настоящее время не установлены. В последнее время бурно обсуждается эдукологический взгляд на систему образования. Однако до настоящего времени многие положения эдукологии остаются спорными, а то и просто безосновательными. Российская система образования пережила, переживает и будет еще долго переживать период глубоких диверсификационных процессов. Причем часть процессов формируется спонтанно, а часто выливается в цевык рефрмы (реформистские преобразования). Однако очень многие процессы изменения мировой системы образования остаются применительно к России в стороне. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами. К числу таких направлений развития зарубежных систем образования, которые слабо корреспондируют с отечественными преобразованиями, относится так называемое развлекательное образование. Развлекательное образование в первом приближении рассматривается как образование, учитывающее специфику впечатлений как обучающихся, так и обучаемых. Развлекательное образование - феномен, созданный гением человека как ответ на вызов и угрозы нового века. Развлекательное образование нельзя сводить к игровому образованию. Игровое образование одна из форм развлекательного образования. Развлекательное образование не антагонист классическому образованию, а новый (в какой-то степени очень старый - об этом позже) пласт технологий, методов, подходов, концептуальных и парадигматических положений. Развлекательное образование заставляет по- новому взглянуть на человека, который является в таком преломлении ПЕРСОНОЙ. Причем, персона это и тот, кто получает знания, и персона тот, кто передает (а в значительной степени, генерирует) знания. В таком контексте субъект-объектные отношения, характерные современному образованию, трансформируются в субъект-субъектные отношения. Но современный преподавательский корпус (прежде всего, ППС ВУЗов) России во многом не готов к такой глубокой диверсификации социально-эдукологических отношений. Однако тот вызов, который бросает всем устоям современной жизни развлекательное образование, необходимо принять, осмыслить и освоить исходя из тех реалий, которые имеют место в действительности. В этом контексте требуется рассмотреть номенклатуру базовых сфер деятельности человека (рис. 1.2). Будем выделять восемь взаимосвязанных базовых сфер деятельности человека:
- Семейно-бытовая сфера деятельности человека;
- Коммуникативно-социальная сфера деятельности человека;
- Производственно-маркетинговая сфера деятельности человека;
- Образовательно-эдукологическая сфера деятельности человека;
- Научно-позновательная сфера деятельности человека;
- Творческо-самоидентификационная сфера деятельности человека;
- Духовно-воззренологическая сфера деятельности человека;
- Гармонизирующее-ютильная сфера деятельности человека.
При этом необходимо рассматривать набор причин влияющих на процессы формирования каждой сферы деятельности. В самом общем виде будем дальше выделять четырнадцать следующих причин:
Ф - экономические
Ф - политические
Ф - религиозные
Ф - военные
Ф - Социально-психологические Ф - культурные
Ф - Валеологические (оздоровительные)
Ф - Эдукологические (оброазовательные)
Ф - экологические Ф - демографические Ф- этнические Ф - миграционные Ф - климатические Ф - Научные (интеллектуальные).
Очевидно, что каждая из причин влияет на общественное развитие и как следствие на образовательные технологии, во-первых, в системном единстве с другими причинами, а во-вторых, циклическим образом. Последнее редко учитывается в моделировании систем образования. Необходимо учитывать, что система образования есть, прежде всего, социальноэкономическая система и как следствие возникает необходимость постоянно брать во внимание эту сторону сложнейшей системы возникшей в ходе развития Человечества.
Рис. 1.2. Модель взаимодействия сфер деятельности (СД) Человека (социальных групп)
между собой
Система образования является одной из восьми сфер деятельности человека. Естественно, что все сферы деятельности в свою очередь оказывают влияние на систему образования. Как прямое воздействие (сфера деятельности образовательно-эдукологическая воздействует на одну из других сфер деятельности), так и обратное воздействие (одна из других сфер деятельности воздействует на образовательно-эдукологическую сферу деятельности человека) может носить характер непосредственного воздействия и опосредованного воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке//общественные науки и современность «Наука»» М.: №1, 2001. - стр. 9.
2. Доклад ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании за 1991 г. — Париж,
1991.
3. Кирсанов К. А., Киринюк А. А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. -Национальный институт бизнеса.- 2005.
4. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.
5. Яковец, Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю. В. Яковец . - М. : Наука, 1999 . -
448 с.