Научная статья на тему 'Отдельные тенденции развития системы образования как предпосылки формирования технологий развлекательного образования'

Отдельные тенденции развития системы образования как предпосылки формирования технологий развлекательного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / THE TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION / RECREATIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Елена Михайловна

В статье обобщены различные тенденции развития системы образования прагматизация, парадигматизация, актуализация, открытость, инноватизация. Анализируются свойства современной системы образования глобальность, постоянность, всеохватность, изменчивость, глубинность, креативность, самодостаточность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate trends of the development of the system of the formation as premiseses of the shaping technology recreational formation

In article are generalised different trends of the development of the system of the formation. They Are Analysed characteristic of the modern system of the formation.

Текст научной работы на тему «Отдельные тенденции развития системы образования как предпосылки формирования технологий развлекательного образования»

Ефимова Елена Михайловна нач. методичесткого отдела ФГБОУ ВПО ГУУ Efimova E.M. E-mail: 123-g@mail.ru

Отдельные тенденции развития системы образования как предпосылки формирования технологий развлекательного образования

Separate trends of the development of the system of the formation as premiseses of the shaping technology recreational formation

Аннотация: В статье обобщены различные тенденции развития системы образования

- прагматизация, парадигматизация, актуализация, открытость, инноватизация. Анализируются свойства современной системы образования - глобальность, постоянность, всеохватность, изменчивость, глубинность, креативность, самодостаточность.

Ключевые слова: Тенденции развития высшего образования, развлекательное образование.

The Abstract: In article are generalised different trends of the development of the system of the formation. They Are Analysed characteristic of the modern system of the formation.

Keywords: The Trends of the development of the higher education, recreational formation.

Среди многих тенденций развития системы образования ряд исследователей выделяют лишь те, которые имеют глобальный характер и эволюционируют в динамическом равновесии (для каждой страны эти процессы имеют свои особенности) [4]. При этом развлекательное образование не является частной тенденцией, а фокусирует в себе большое количество конкретно направленных тенденций. Это естественно затрудняет анализ взаимовлияния развлекательного образования и частных тенденций развития системы образования, как автономно функционирующей системы. Рассмотрим некоторые из частных тенденций выделенных ранее, исходя из целей данной работы.

Прагматизация. Прагматизация как глобальная тенденция связана с рядом противоречивых процессов идущих в системе ВПО. Например, считается, что сегодня не может быть одинаковых, однотипных учебных планов, не может быть стандартизированных выпусков. Резко возросший спрос на образование обязывает вузы бороться за качество. Растут попытки ликвидировать массовое, стандартизированное образование. Растёт прагматическая (экономически обоснованная сиюминутной выгодой) тенденция, которая исходит из того, что образование следует передать на дистанционные технологии, когда студент практически не общается с профессором. Такое образование намного дешевле, без претензий на качество, для его получения студенту не нужно прикладывать серьезные усилия. Естественно, что в этом случае говорить о развлекательном образовании не приходится.

Структура образовательных услуг современных вузов продолжает оставаться глубоко устаревшей: более 80 процентов ресурсов, как и в советский период, продолжает концентрироваться в сфере так называемой «контактной педагогики» - в зоне

малоэффективной почасовой оплаты кадров и поддержки материально-технической базы учебного процесса. Диверсификация системы ВПО предполагает качественное изменение обучения студента в сторону его большей самостоятельности, с одновременно иным уровнем обеспечения средствами обучения и существенно более высоким уровнем творческого педагогического процесса. Другими словами наблюдается постепенный рост развлекательных технологий. Развлекательное образование образует ядро тенденции названной «ПРАГМАТИЗАЦИЯ».

Процессы прагматизации связаны с освоением креативной системы обучения. Российская система образования, в том числе университетская, мало нацелена на прагматизацию в ее новом понимании. До настоящего времени решались чисто утилитарные проблемы:

- экономика образования;

- насыщение рынка образовательных услуг;

- минимизация ущербов от наличествующих кризисных явлений и т.д.

Существующие государственные стандарты, в основном, не нацелены на развитие творческих способностей студентов. Ряд вузов делает отдельные успешные попытки в пересмотре подходов и формирования образовательной среды. Это позволяет говорить о нацеленности на изменения в направлении прагматизации процессов обучения и функционирования вузов и понимании происходящих преобразований. Однако чаще всего это удачные находки, а не корректно сформированные, прогнозно-проработанные планы. В этой связи требуется ставить вопросы об особом статусе учебных учреждений, которые нацелены на переход в статус научно-образовательных комплексов.

Парадигматизация. Парадигматизация связана с переходом от репродуктивной к креативной системе образования (имитационная система образования при этом не уходит совсем, а изменяется как по форме, так и содержательно, что прослеживается, прежде всего, в развлекательном образовании). Репродуктивная система образования постепенно «сдает свои права», а креативная система образования «набирает силу». Чем дальше двигается Человечество в своем развитии, тем интенсивнее идет этот процесс. Однако в целом он имеет спонтанный базис. Естественно, что рано или поздно методом проб и ошибок будут найдены верные решения. Однако назрела необходимость в управлении этими процессами. Управление развитием системы образования - насущная и крайне сложная проблема современности. Система управления образованием должна учитывать: конкуренция систем образования различных стран - основа прогресса общества. Открытому обществу нужно всеобщее, а не нивелированное образование. Система образования является основным демпфером глобального кризиса как для мира в целом, так и для отдельных стран. Современная Российская система образования слабо связана с формированием общемировых тенденций развития системы образования. В то же время по своей сути общим базовым понятием на Россию должна быть возложена миссия управления развитием мировой системой образования. В мире нет такой уникальной и фундаментальной системы образования, нет другой страны, которая могла бы взвалить на себя этот тяжелейший груз. Вот почему необходимо на качественно иной основе говорить о развлекательном образовании. Развлекательное образование образует ядро тенденции названной «ПАРАДИГМАТИЗАЦИЯ»

А ктуализация. Актуализация образования означает приведение его научного содержания в соответствие с динамичной структурой современного знания. Образование должно не только давать актуальные знания в различных областях, отражая новые открытия,

изменения, новую информацию, которая появляется в мире, но и отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние. Проблема здесь состоит в инерционности образования, которое не успевает реагировать, адаптироваться к моменту «здесь и сейчас», одновременно с этим прогнозируя и учитывая будущую ситуацию общественного развития и запросы к системе образования. Креативное образование сегодня требование времени. Массовая креативность достигается только развлекательностью. Но развлекательность в этом случае приобретает новые качества.

Репродуктивная развлекательность и креативная развлекательность похожи только внешне, а внутренняя сущность глубоко различна. Однако эти сущностные характеристики имеют генетическое (правильнее будет говорить меметико-генетическое) родство.

Высшее образование эволюционировало вместе с развитием общества, оказывая самое непосредственное воздействие на темпы и качество этого развития. Основной вопрос: «Что преподавать?» приобрел особое значение в информационном обществе, в котором постоянно растет динамика происходящих изменений, а «идеи овладевают массами» в небывало короткие по всем историческим меркам сроки. К традиционно актуальным вопросам высшей школы (соответствие образования уровню развития науки, наличие тесной связи теории с практической деятельностью, соотношение универсализации и специализации и др.) в качестве первостепенного должен быть присоединен вопрос об адекватности системы обучения энергоинформационным реалиям современного общества. Развлекательное образование - реалии, пришедшие вместе с «информационным взрывом». Развлекательное образование образует ядро тенденции названной «АКТУАЛИЗАЦИЯ»

Откр ытость. Открытость образования проявляется, как на уровне доступности его всем желающим получить образование, независимо от их возраста, физического состояния, места проживания, гражданства, так и на уровне выбора любой формы обучения, наиболее удобной и приемлемой в данный момент. И в этом направлении велика роль систем коммуникаций. Данная тенденция связана с тем, что будущий студент заранее знакомится с ППС вуза и теми технологиями, которые в данном вузе применяются. Наличие развлекательного образования в конкретном вузе становится его конкурентным преимущественном естественно в сочетании с открытостью.

Открытость и развлекательность отнюдь не предполагает снижения качества образования. Экспериментальное внедрение открытости с демонстрациями достижений развлекательности должно быть доверено вузам, зарекомендовавшим себя высоким качеством образования выпускаемых специалистов, имеющим международный авторитет и крепкие связи с университетами многих стран на основе долговременных проектов и контрактов.

Феномен массового предпочтения общего высшего образования является свершившимся фактом. В сознании почти всех российских граждан приобретение диплома о высшем образовании представляется обязательным. Еще более существенным фактом стало отношение работодателей, растущая часть которых трактует высшее образование как нормальную ступень социализации, безотносительно формальной профессиональной специализации. Диплом о высшем образовании сегодня есть подтверждение наличия некоторого культурного минимума - некоторого минимума компетенций, которые должны обеспечить адаптацию работника к производственной среде, наработку первичного социального капитала. Естественно, что в этом случае главной компетенцией является «желание и способность учиться». Но данная компетенция прививается в основном через технологии развлекательного образования. На более высоком горизонте требований - в крупнейших предприятиях - в значительно большей степени, чем когда-либо раньше, учитывается то, какой именно вуз выдал диплом об окончании высшего образования.

Наличие в престижном вузе технологий развлекательного образования станет обязательным элементом. Таким образом, развлекательное образование в определённой мере является ядром тенденции названной «ОТКРЫТОСТЬ».

Инноватизация. В современной литературе под инновацией понимают результат реализации новых идей и знаний с целью практического использования для определенных запросов. В сфере образования выделяют в первую очередь инновации связанные с производственными, педагогическими и управленческими проблемами. При этом считается, что производственные инновации включают технологические инновации (новые технологии), а педагогические - новые методы и приемы преподавания и обучения. В структуру управленческих инноваций, в самом общем виде, входят экономические изменения (новые экономические механизмы и инструменты в сфере образования) и создание новых организационных структур (новые организационные схемы и институциональные формы в области образования).

Инноватизация - возможность включения передовых научных разработок в образовательный процесс, причем таким образом, что система высшего образования позволяет готовить специалистов, способных осуществлять дальнейшие инновации в ходе своей научной карьеры.

Существенно сокращение объема научных работ, которое осуществлялось в системе ВПО, поставило данную проблематику на совершенно новую основу. Почти полное исчезновение госзаказа отчасти компенсируется установлением новых связей с бизнесом лишь в редких случаях. Несмотря на некоторое увеличение объема НИОКР, выполняемых кафедрами и лабораториями, Россия имеет ситуацию с глубоким кризисом т.н. отраслевой науки. Наиболее целесообразным путем выхода из кризиса сегодня нередко видится развитие на нормальной коммерческой основе комплексов «вуз - бизнес-парк - агентства трудоустройства - инновационные фирмы».

Провести необходимые изменения в образовательном процессе вузов и, прежде всего, Университетов не представляется возможным без вовлечения в этот процесс широко экспертного сообщества, не связанного или отчасти связанного в своей деятельности с вузами. Но так, же не представляется возможным достичь этого без мобилизации интеллектуальных ресурсов и опыта педагогического состава.

Сегодня в мире и в России в нарастающей степени система образования приобретает новый статус. Если раньше образование давалось человеку один раз в жизни, и этим багажом он пользовался потом весь свой активный срок, то сегодня мы вынуждены учиться постоянно. В принципе каждый день [2]. Это новая ситуация для всего мира (рис. 1).

Свойства современной системы образования согласно рис 1.

1 .Глобальность. В настоящее время любой человек в любой точке планеты является в определенный период своей жизни, в той или иной мере участником (элементом, действующим лицом и т. д.) системы образования.

2.Постоянность. В настоящее время нельзя получить образование раз и на всю оставшуюся жизнь. Приходится в той или иной мере постоянно обращаться к системе образования. Педагогические технологии стали неотъемлемой частью средств массовой информации.

3. Всеохватность. В настоящее время не существует такого вида деятельности человека или процесса в мире, который не был бы тем или иным образом отражен в системе образования. Однако развитие системы образования в этом аспекте очень часто идет

спонтанно, без анализа существенных характеристик развития экономики, общества и природы.

КОНСТАТАЦИЯ

пттттп

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕЕТ НОВЫЙ СТАТУС ------------■

( СЕЙЧАС

ОБРАЗ ОБ АШЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИОБРЕЛО СВОЙСТВА: ГЛОБАЛЬНОСТЬ ПОСТОЯННОСТЬ ВСЕОХВАТНОСТЬ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ГЛУБИННОСТЬ КРЕАТИВНОСТЬ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

ВЫВОД:

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА ОЦЕНИВАТЬСЯ И РАЗВИВАТЬСЯ ПО-НОВОМУ

Рис. 1. Изменение статуса системы образования

4.Изменчивость. В настоящее время изменчивость мира диктует необходимость изменяться и системе образования, причем эти изменения многообразны и повсеместны. Российская система образования имеет несколько векторов изменения, как связанных с общемировыми тенденциями, так и внутрироссийскими. Однако сегодня нет достаточно корректных исследований по разграничению ответственности за формирование тенденций развития системы образования.

5. Глубинность. Часть изменений носит тектонический (глубинный) характер, влияя на принципы функционирования системы образования в целом. Чаще всего, эти изменения носят УНИВЕРСАЛЬНЫЙ характер и служат фоном для ЧАСТНО - КОНКРЕТНЫХ или СПЕЦИФИЧЕСКИХ преобразований. Различные структурные единицы отвечают за УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ и СПЕЦИФИЧНОСТЬ не одинаково. Однако это нигде не констатируется и не фиксируется, что приводит ек ненужному параллелизму и путанице функций.

РАНЬШЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

НА

ВСЮ жизнь

6. Креативность. В настоящее время все больше и больше требуется от работника в любой сфере деятельности проявлять творчество, эвристические способности, которые должна развить система образования.

7. Самодостаточность. В настоящее время экономика образования достигла такого уровня, когда она стала в определенной мере независимой от экономики государства.

В этой связи необходимо отметить вопросы так называемого «инновационного образования», о котором много говорилось в конце прошлого и начале нового века [5].

Естественно, что инноватицация системы образования жёстко связана с инновационным потенциалом страны. Под инновационным потенциалом страны обычно понимается способность общества, с одной стороны, генерировать новое, прогрессивное начиная от отдельных личностей до сообщества в целом, с другой — качественно обновлять все сферы человеческой жизни и деятельности.

Конечная цель инновационного потенциала и как следствие инновационного образования — процветание народа и могущество страны.

Цели образования задаются потребностями общества обратное влияние образования на общество осуществляется через инновационную способность страны; последняя, в свою очередь, обеспечивает динамичность экономики, гуманизм политики и управления.

Человек по своей глубинной сути — творец. Современное общество за всю историю своего развития накопило огромный научно-технический и социально-экономический потенциал для полного раскрытия и реализации человеческой сущности. Однако с сожалением следует признать, что система образования до сих пор мало способствовала развитию инновационной способности (потенциала). Это связано с тем, что сложившаяся в последние десятилетия система образования была в основном повернута назад, в прошлое знание. Ее нужно развернуть, направить усилия в будущую деятельность. Это в свою очередь требует совмещения целей инновационного образования и развлекательного образования. Как одно, так и другое не антогонисты, а разные стороны одной медали. Медаль имеет разные стороны, но без них она существовать не может. Так и образование. Развлекательность генерирует инновационность, инновационность следует за развлекательностью. Развлекательное образование образует ядро тенденции названной «ИННОВАТИЗАЦИЯ»

Можно трактовать инновационный потенциал страны и как готовность её к технологическому стилю развития. В связи с этим отметим, что передовые страны, начиная с середины XX века, живут именно по модели технологического развития, а бывший Советский Союз являлся индустриальной, но не технологической сверхдержавой. Основной причиной его «нетехнологичности» явилось то, что мы «забыли» человека, тогда как технологии развития на него опираются и через него работают. И сегодняшняя Россия — индустриальная, но не технологическая держава, к тому, же находящаяся в глубоком хаосе перемен.

Репродуктивная, традиционная парадигма системы образования (образовательная парадигма) содействовала развитию рационализма, веры в линейный прогресс и абсолютную истинность науки и как следствие неопровержимость образования. Именно благодаря этим своим качествам она создала предпосылки для развития мощной индустрии. К сожалению, именно из-за этого она не способна обеспечить технологическое развитие в названном выше смысле. Дело в том, что прогресс в знаниях не делает из человека хозяина собственной судьбы. Прогресс в технике преодолел ограничения, заданные нам природой; но появились новые ограничения, порожденные техносферой. К счастью, человечество уже

начинает осознавать, что знания не ведут автоматически к пониманию смысла жизни. Более того, без этого воззренологического понимания, которые строятся на новых системах образования, они представляют потенциальную угрозу и опасность. Товарная экономика медленно, но уверенно трансформируется в экономику впечатлений, с последующим переходом в персонологическую экономику.

Анализ тенденций биосоциального роста развития науки и технологической деятельности в контексте локальных и глобальных изменений образования привел широкую общественность к пониманию необходимости разработки новой образовательной парадигмы (об этом говорилось выше). Новая парадигма должна быть в первую очередь направлена на развитие духовности (воззренологического потенциала) и творческой сущности человека. При этом главной задачей образовательной практики становится не только и не столько обучение качественным владением законами природы и общества, но и помощь в деятельном приобщении к гуманистической методологии, творческого преобразования мира. Основой основ образования становится сосдание фундамента к гармонизации отношений в системе «личность - техника — природа — общество». Развлекательное образование в этом случае выходит на авансцену в новом обличии. Оно предназначено, в первую очередь, для того, чтобы раскрепостить творческость (креативно-эвристический потенциал личности), создать условия для полноценного формирования новой цивилизации - цивилизации знания и риска. Именно риск как доминанта развития требует снятия напряжения во всех сферах деятельности человека, а это возможно только в том случае если будет переоценена роль развлекательности.

Целесообразно выделить здесь две основные компоненты образования: общекультурную и профессиональную. Сегодня констатируется, что они объединяют четыре вида образовательных процессов:

- обучение;

- саморазвитие (в общекультурной компоненте);

- подготовку;

- самовыражение (в профессиональной компоненте).

Главными результатами этих процессов являются, соответственно:

- единое воззренологическое ощущение мира,

- формирование индивидуальных смыслов и предназначения личности,

- методология человеческой деятельности.

Триадные структуры целей образования удовлетворяют, как минимум, трём группам интересов:

- глобальным интересам человечества (первый слой внешней триады);

- регионально-этническим интересам (второй слой внешней триады);

- интересам личности (внутреннее ядро триады).

Основной принцип инновационного, в совокупности с развлекательным образованием,

— подготовка и обучение базовым подходам к творчеству.

Ж. Годфруа пишет [3]: «Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но и одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого

мышления. Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизма. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из-за боязни показаться смешным не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время, он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными. Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всяких чудных идей (выделено авторами данной работы). Они предпочитают новые и сложные вещи простым и привычным. Их восприятие мира непрерывно обновляется» [3].

Репродуктивное образование подходит иначе к решению обновления. Компиляция -основа традиционного образования

Вполне ясно, что под описание данное Ж. Годфруа не подходит большинство взрослых людей. В то же время, это характеристика почти любого ребенка, и если ребенок не подходит под это описание, то это — странный ребенок. Но самое неприятное, и это необходимо признать, что в преобразовании творческого ребенка в нетворческого взрослого есть дело современной репродуктивной системы образования. Ребёнок купается в развлечениях, которые организует себе сам, а взрослый человек отучает его от этих процессов, причём нередко жёсткими способами. Развлекательность есть обратная сторона творческости. Вот почему много говорится о инновационном, развивающем образовании, а «воз и ныне там».

Итак, главная цель инновационного образования в совокупности с развлекательным образованием — сохранение и развитие творческого потенциала человека (эта особенность может служить основой для разработки содержательного определения понятия «развлекательное образование»). Образование XXI века не может обойтись без органичного включения творчества в его суть. Развитие и широкое распространение методологий рефлексии, прогнозирования, проектирования и повышения уровня впечатлений дают основание надеяться, что сегодня такая возможность уже может стать реальной.

Переход от проектирования элементов техносферы к проектированию деятельности в самом широком смысле этого слова (с учётом развлекающих технологий) — важнейший принцип образования нового века.

Однако сегодня недостаточно одного творчества, даже в совокупности с проектированием (которого не хватает в значительной степени). Современное образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Для этого в первую очередь необходимо сделать так, чтобы оно развивало гармоничное мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию. Вот где простор и нива развлекательного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке//общественные науки

и современность «Наука»» М.: №1, 2001.

2. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное

образование, 1997, № 3.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №1 2012

376 с., ил.

4. Звонников В.И., Пугач В.Н., Голубев В.В., Алимова Н.К. Эдукологическая персонология: исходные понятия. Монография. М.: ИГУПИТ, 2011. - 218 с.

5. Шукшунов В., Взятышев В., Романкова Л., Сергиевский В. От осознания парадигмы к образовательной практике. // Высшее образование в России, №3, 1995г., М., стр.35-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.