Научная статья на тему 'Современные тенденции развития системы образования'

Современные тенденции развития системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5360
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИЗОВАННЫЕ НАЗВАНИЯ / МИРОВЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ОБЪЕКТНАЯ СИСТЕМА / ПРОЦЕССНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова Наталья Константиновна

Приведён перечень тенденций развития системы образования согласно К. А. Кирсанова. Представлено описание нескольких тенденций, имеющих важное теоретическое значение. Каждая тенденция стилизована в принятой системе разработки терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития системы образования»

Интернет-журнал "Науковедение" №4 2011г. http://www.naukovedenie.ru/

Алимова Наталья Константиновна

доцент, к.э.н. НОУ ВПО ИГУПИТ, E-mail: 123-ank@mail.ru

Современные тенденции развития системы образования

Аннотация. Приведён перечень тенденций развития системы образования согласно К. А. Кирсанова. Представлено описание нескольких тенденций, имеющих важное теоретическое значение. Каждая тенденция стилизована в принятой системе разработки терминов.

Ключевые слова. Стилизованные названия, мировые и отечественные тенденции, объектная система, процессная система.

Литературный анализ показывает, что, не смотря на обилие исследований по выявлению мировых и отечественных тенденций развития образовании, до настоящего времени отсутствует полноценное обобщение в многоаспектном ключе.

Прежде всего, проблема выявления и обобщения мировых и отечественных тенденций развития системы высшего образования осложнена отсутствием единого терминологического состава. Анализ показывает, что для обозначения той или иной тенденции используют существительные в словарном исполнении. Например, «абстракция», «автономия», «автомат», «авторитет» и т.д. Часть терминов пришла в русский язык из других стран и поэтому данные понятия представлены в словарях иностранных слов.

Очень многие исследователи не остаются в рамках обычного словарного использования существительных для обозначения тенденции, а используют способы словообразования с помощью суффиксов. В основном образуются стилизованные названия тенденций двух видов:

- название тенденции как объектной (объекта, не изменяющегося во временном факторе) системы. В этом случае производится статистическое рассмотрение выявленной тенденции. Для образования стилизованного названия используется суффикс ость. Пример: абстракция - абстрактность; автономия - автономность;

- название тенденции как процессной (динамической, изменяющейся во времени и пространстве) системы. В этом случае производится динамическая актуализация рассмотрения тенденции. Для образования стилизованного названия используется совокупность суффиксов. Пример: автономность - автономизация; автоматичность -автоматизация.

Кроме прямого корневого использования названия тенденции нередко прибегают к синонимическому способу выражения смыслового содержания. Пример: абстракция -схематичность; автономия - самостоятельность.

Используя представленные способы формирования названий тенденций развития образования на базе литературного анализа, отечественным исследователем мировых и

отечественных тенденций - Константином Александровичем Кирсановым - профессором Государственного университета управления - был составлен их список (табл. 1).

При выявлении мировых и отечественных тенденций развития системы образования имелись определенные трудности и, прежде всего, связанные с тем, что многие авторы, изучая свой объект исследования, не рассматривают его как тенденцию, а используют другую терминологию. Так, например, А В Кирьянова исследует аксиологическую мировую и отечественную тенденцию развития системы образования. Однако данная тенденция рассматривается ею в другом ключе - в ключе парадигматических изменений системы образования. [Кирьякова, 2011.- стр.19-21].

Каждая из представленных (около ста семидесяти) тенденций имеет большую литературу, причем нередко рассмотрение тенденции ведется на базе различных подходов, с разной степенью полемичности, исходя из специфического научного анализа.

Отдельные тенденции сложились давно и не вызывают сомнений, другие только-только обозначились и в малой степени представляются автономными тенденциями. Однако при более детальном изучении обнаруживается глубина проявляющихся процессов

Таблица 1

Перечень мировых и отечественных тенденций развития системы образования

(согласно К. А. Кирсанова)

Код Название, принятое в современной литературе Стилизованное название Некоторые возможные синонимы, используемые в литературе

Тенденция как объектная система (статистическое рассмотрение) Тенденция как процессная система (динамическое рассмотрение)

1 2 3 4 5

АБ Абстракция Абстрактность Абстрактизация Схематичность У прощённость

АВ Автономия Автономность Автономизация С амостоятельность

АТ Автоматичность Автономатичность Автономизация Машинальность

АР Авторитет Авторитетность Авторитезация Значимость

АД Адаптация Адаптивность Адаптация Приспособленность

АК Адекватность Адекватность Адекватизация С оответственность

АМ Академичность Академичность Академизация Фундаментальность

АС Аксиология Аксиологичность Аксиологизация Ценность Значимость

АН Актуальность Актуальность Актуализация Важность

АТ Активность Активность Активизация Энергичность

АЦ Акцент Акцентируемость Акцентуация Заостренность

АЛ Алгоритм Алгоритмичность Алгоритмизация Предписанность Последовательность Логичность

АА Альтернатива Альтернативность Альтернатизация Выборность Двойственность

АО Акмеология Акмеологичность Акмеологизация Вершинность Достижения

АК Аналитика Аналитичность Аналитизация Вычисляемость

АЗ Анализ Анализируемость Анализация Выявляемость

АП Аполитичность Аполитичность Аполитизация Безидейность

АГ Аргумент Аргументирован- ность Аргументизация Обоснованность

АИ Атеист Атеистичность Атеистизация Безбожность

АЯ Аттракция Аттрактивность Аттрактизация Вовлекаемость Поглощаемость

БГ Богатство Богатственность Богатсвенизация Ресурсоемкость Элитарность

БР Бюрократия Бюрократичность Бюрократизация Формализация

ВЦ Вариация Вариативность Вариатизация Изменчивость

ВХ Вдохновение Вдохновенность Вдохновизация Творческость

ВЗ Взаимосвязь Взаимосвязность - Логичность Подчиненность

ВЛ Влияние Влиятельность Влиятивизация Важность

ВН Внушение Внушаемость Следуемость

ВШ Внушительность Внушительность Г лобальность

ВЧ Вовлечение Вовлекаемость Аттрактивность

ВБ Возбуждение Возбуждаемость Возбуждизация Раскрепощение

ВМ Возможность Возможностность - Достижение Достигаемость

ВБ Воображение Воображаемость - Придумывание Фантазируемость

ВП Воспитание В оспитанность - Нормативность Реагируемость

ВС Восприятие Восприимчивость - Понятливость Точность

ВГ Выгода Выгадываемость - Результативность Эффективность

ВД Выдумывание Выдумываемость Творческость Креативность

ГМ Г армония Г армоничность Г армонизация С оответственность

ГД Г едония Г едоничность Г едонизация Довольность

ГН Г ендер Г ендерность Г ендеризация Разнополовость

ГР Г енератор Г енераторность Г енераторозация Творческость

ГС Г омеостат Г омеостатичность Г омеостатизация Адаптируемость

ГН Г уманизм Г уманность Г уманизация Т олеринтность

ДМ Демократия Демократичность Демократизация Народность

ДД Деидеология Деидеологизирован- ность Деидеологизация Аполитичность

ДП Деполитика Деполитичность Деполитизация Высвобождение

ДР Дерегулирование Дерегулированность Дерегуляция Неуправляемость

ДЦ Децентрализация Децентрализованнос ть Децентрализация Веерность

ДВ Диверсификация Диверсицируемость Диверсификация Изменчивость Перемены

ДЖ Долженствование Долженственность Долженствотиза- ция Ответственность

ЗН Заинтересованнос ть Заинтересованность Заинтеризовация Побуждаемость

ЗК Закономерность Закономерность Закономеризация Детерминирован-

ность

ЗТ Затраты Затратность Затратизация Ресурсность

ИД Идеал Идеальность Идеализация Превосходность

ИН Инновация Инновационность Инноватизация Обновляемость

ИС Институт Институальность Институализация Кластеризация

ИД Индивид Индивидуальность Индивидуализация Личностность

ИЦ Интернационализ м Интернациональност ь Интернациолиза- ция Объединенность Наднациональность

ИГ Интегрирование Интегрированность Интеграция Суммирование

ИВ Интроверт Интроверность Интровертизация Поглощенность

ИЛ Интеллект Интеллектуальность Интеллектуализа- ция У мность

ИТ История Историчность Историзация Ретроспективность

ИМ Имидж Имиджность Имиджезация Преподносимость

ИР Иррационально- сть Иррациональность Иррационализация Непредсказуемость

КЧ Качество Качественность Качествизация Собственность

КК Кокирид Кокиридность Кокиридизация Выигрышность

КБ Кибернетика Кибернетность Кибернетизация Научность Автоматизирован- ность

КМ Компетенция Компетентность Компентизация Г рамотность

КЛ Коллега Коллегиальность Коллегиализация Дружественность

КР Корпорация Корпоративность Корпоротизация Объединение

КД Команда Командность Командизация Коллективизация

КП Комплекс Комплексность Комплексизация Неотделимость

КФ Комфорт Комфортность Комфортизация Удобность

КТ Конкретика Конкретность Конкретизация Детальность

КН Конкуренция Конкурентность Конкурентоспособ- ность Конкурентизация Значимость Важность

КЦ Концепция Концептуальность Концептуализация Оригинальность

КВ Креатив Кркативность Креативизация Творческость

КЗ Кризис Кризисность Кризитизация Негативность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КУ Культура Культурность Культуротизация Нормативность

ЛБ Либерал Либеральность Либерализация У важительность

ЛД Лидер Лидерственность Лидеризация Превосходность

ЛЧ Личность Личностность Личнотизация Персона

ЛГ Логика Логичность Логитизация Причинность

ЛЗ Любознатель- ность Любознательность Любознатизация Заинтересованность

МС Масса Массовость Массовотизация Народность

МТ Материал Материалистичность Материалитизация Вещественность

ММ Мем Меметичность Меметизация Элемент

МД Метод Методичность Методологизация Алгоритм

МЖ Менеджмент Менеджментность Менеджметизация Управление

МВ Мотив Мотивированность Мотивизация Повод

МК Мистика Мистичность Мистизация Т аинственность

МА Математика Математичность Математизация Вычисление

МЧ Многозначность Многозначность Сложность

МБ Мобильность Мобильность Мобилизация Реагирование

МЗ Модернизация Модернизируемость Модернизация Изменение

МЛ Мораль Моральность Морализация Норма

НН Наднациональ- ность Наднациональность Наднационализация Интернационал- ность

НД Надежность Надежность Фундаментальность

НК Наказание Наказываемость Виновность

НП Направление Направляемость Целесообразность

НР Народ Народность - Натура Истоки

НС Насилие Насильственность Обязательность

НТ Наставление Наставливаемость Утверждение

НК Наука Научность Наукотизация Теория

НВ Непрерывность Непрерывность Постоянность

НМ Норма Нормативность Норматизация Культурность

НА Нравственность Нравственность Мораль

ОБ Образ Образность Картина

ОТ Объективность Объективность Объективизация Точность

ОЗ Обязательность Обязательность Принуждение

ОН Однозначность Однозначность Детерминизм

ОП Оптимум Оптимальность Оптимизация Равновесность

ОТ Открытость Открытость — Незамкнутость

ПД Парадигма Парадигматичность Парадигматизация Научность

ПР Партнер Партнерственность Коллега

ПС Персонология Персонологичность Персонологизация Человечность

ПН План Плановость Плановотизация Предписание

ПЛ Политика Политичность Политизация Идеология

ПГ Прагматика Прагматичность Прагматизация Приземленность

ПК Практика Практичность Практизация Рациональность

ПБ Проблема Проблемотизируе- мость Проблематизация Нерешенность

ПЗ Прогноз Прогнозируемость Прогнозитизация Перспектива

ПМ Программа Программируемость Программатизация Последовательность

ПЦ Процесс Процессуальность Процессетизация Последовательность

РД Радикал Радикальность Радикализация Пороговость

РЗ Развлечение Развлекательность Развлеканизация Отдых

РС Разностороний Разносторонность Разносторизация Т алантливость Многогранность

РЛ Реальность Реалистичность Реалистизация Природность

РВ Революция Революционность Револютизация Взрывность

РТ Результат Результативность Результизация Полезность

РК Риск Рискованность Рискологизация Неопределенность Неоднозначность

РМ Ритм Ритмичность Ритмизация Г армония С оответственность

СВ Самовыражение Самовыражаемость --- Сущность Г лубинность

СМ С амостоятельный С амостоятельность --- Независимость

СЗ Самореализация Самореализуемость Самореализация Достаточность

СЛ Символ С имволичность Символизация Абстрактность

СН Синергия Синергичность Синергетизация Эффектность

СС Система Системность Систематизация Логичность

СИ Созерцание С озер цательность Созерцелизация Философичность

СД Созидание Созидательность Созидателизация Свершение

СО Сознание С ознательность Сознателизация Понимание

СЦ Социальность Социальность Социализация Адаптируемость

СТ Статус Статусность Статуснотизация Имидж Важность

СА Стратегия Стратегичность Стратегизация Г лавенство

СБ Субъект Субъективность Субъективизация Личностность Индивидуальность

СУ Суверенитет Суверенность Суверенизация Автономность Независимость

СЩ Существо Существенность Существеннизация Потенциальность

Творчество Творческость Т ворчествотизация Созидательность

ТХ Техника Т ехнотичность Технотизация Искуственность

ТЛ Т олер антность Т олер антность Т олерантизация У важение

УВ У ниверсальность У ниверсальность У ниверсализация Одинаковость

УТ Университет У ниверситетность У ниверситетизация Фундаментальность

УП Управление У правляемость — Ведомость

УР Уровень Уровневость У ровневизация Иерархичность

ФК Факт Фактичность Фактизиция Точность

ФН Фантазия Фантазируемость Фантатизация Придумывание

ФФ Философия Философсность Философизация У сложнение

ФМ Формальность Формализуемость Формализация Алгоритм

ФД Фундамент Фундаментальность Фундаментализация Основательность

ФЦ Функция Функциональность Функциолизация Предназначенность

ХЗ Харизма Харизматичность Харизматизация Предназначение

ЦН Целенаправле- ние Целенаправленность — Аурность

ЦС Целесобразность Целесообразность — Функциональность

ЦТ Целеустремле- ние Целеустремленность — Интерес

ЦК Цикл Цикличность Циклизация Повторение

ЧЛ Человек Человечность Человечезация Персона

ЧВ Чувство Чувственность Чувственизация Эмоции

ЭЦ Эволюция Эволюционность Эволюцианали- зация Постепенность

ЭВ Эврика Эвристичность Эвристизация Творческость

ЭН Экономика Экономичность Экономизация Рациональность

ЭТ Экстраверт Эвстраверность Экстравертизация Энергичность

ЭЛ Экология Экологичность Экологизация Природность

ЭТ Элита Элитность Элитаризация Превосходство

ЭФ Эффект Эффективность Эффектизация Рациональность

ЭК Эксперт Экспертичность Экспертизация Оценка

Система образования в настоящее время переживает фазу глубоких преобразовательных процессов. Рассмотрим некоторые из предложенных тенденций.

Экспертизация. Прежде всего, необходимо определиться понятием «экспертная деятельность». В современной литературе посвящённой данной проблематике имеется ряд определений. Однако, по мнению автора данной статьи, все они строятся на представлениях

связанных с научной деятельностью. Не отрицая данной концепции целесообразно предложить определение, исходящее из экономическо-системологических представлений. Под экспертной деятельностью (ЭД) будем понимать процесс выявления (идентификации, обнаружения, констатации и т. д.) смены свойств (качеств, характеристик и т.д.), состояния, поведения, характера жизнедеятельности и тенденций развития (исходя из различных уровней агрегации) объкта(ов) исследования (в том числе целеобъединённых группировок, базирующихся на своих интересах, желаниях, устоях и фобиях), для развития прогрессивных процессов в существующем и, еще в большей степени, в будущем обществе, при наличии удовлетворения своих потребностей способами, приносящими, определенные интеллектуальные и экономические (финансовые) результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень ЭД зависит от большого количества факторов: от системы управления экономическим благосостоянием общества, принятыми нормами поведения и т.д. Все исследователи в данной области утверждают, что ЭД в обществе необходимо постоянно совершенствовать и целенаправленно развивать. Но, не понимая глубины данных процессов, будем тратить усилия и не получать должного результата. В этой связи необходимо ввести новое понятие «Экспертизация общественного сознания».

Под экспертизацией общественного сознания будем понимать формирование системы аксиологических представлений, интеллектуальных образов и вербальных структур, как отдельных личностей, так и целых социальных страт, рассматривающих возможность и перспективность использования технологий интеллектуального труда для осуществления оценочной деятельности в самых различных отраслях бытия и удовлетворения собственных потребностей.

Исходя из представленных определений, можно сделать заключение о СИСТЕМНОМ ХАРАКТЕРЕ экспертизации общественного сознания (ЭОС). Это в свою очередь позволяет рассматривать экспертизацию общественного сознания (ЭОС) как многоуровневый объект исследования.

Прагматизация. Переход к рыночной экономике с ее приватизацией и прочими атрибутами оживил и активизировал в массовом порядке прагматичность в сознании и поступках людей. Это качество становится все более определяющим и решающим фактором в судьбах людей, их деловой карьере и благосостоянии. Основными характеристиками и признаками прагматиков можно назвать холодный расчет, сильную волю, смелость, решительность, целеустремленность, творческую энергию и, не в последнюю очередь, изобретательность и конструктивизм ума. Все эти качества вместе с опорой, прежде всего, на собственные силы и возможности позволяют человеку успешно адаптироваться в новых социально-экономических условиях, если, конечно, он действует и живет в ладу с законами и правилами общества. Процессы прагматизации связаны с освоением креативной системы обучения. Российская система образования, в том числе университетская, мало нацелена на прагматизацию в ее новом понимании. До настоящего времени решались чисто утилитарные проблемы: экономика образования; насыщение рынка образовательных услуг; минимизация ущербов от наличествующих кризисных явлений и т.д. Существующие государственные стандарты, в основном, не нацелены на развитие творческих способностей студентов. Ряд вузов делает отдельные успешные попытки в пересмотре подходов и формирования образовательной среды. Это позволяет говорить о нацеленности на изменения в направлении прагматизации процессов обучения и функционирования вузов и понимании происходящих преобразований. Однако чаще всего это удачные находки, а не корректно сформированные, прогнозно-проработанные планы. В этой связи требуется ставить вопросы об особом статусе учебных учреждений, которые нацелены на переход в статус научно-образовательных комплексов.

Парадигматизация. Парадигматизация связана с переходом от репродуктивной к креативной системе образования. Репродуктивная система образования постепенно «сдает

свои права», а креативная система образования «набирает силу». Чем дальше двигается Человечество в своем развитии, тем интенсивнее идет этот процесс. Однако в целом он имеет спонтанный базис. Естественно, что рано или поздно методом проб и ошибок будут найдены верные решения. Однако назрела необходимость в управлении этими процессами. Управление развитием системы образования - насущная и крайне сложная проблема современности. Система управления образованием должна учитывать: конкуренция систем образования различных стран - основа прогресса общества. Открытому обществу нужно всеобщее, а не нивелированное образование. Система образования является основным демпфером глобального кризиса как для мира в целом, так и для отдельных стран. Современная Российская система образования слабо связана с формированием общемировых тенденций развития системы образования. В то же время по своей сути общим базовым понятием на Россию должна быть возложена миссия управления развитием мировой системой образования. В мире нет такой уникальной и фундаментальной системы образования, нет другой страны, которая могла бы взвалить на себя этот тяжелейший груз.

Культура, как известно — это устойчивый способ типизации жизненных ситуаций в парадигматически выверенных понятиях, создающих системность действий по блокировке препятствующих качественному пониманию ситуаций, возникающих при встрече с радикально непонятным, шокирующим. Иначе говоря, культура — это организация общественной жизни, препятствующая разрушению единства и целостности сообщества, мира, формируемого этим сообществом. Но одновременно культура есть множество механизмов и инструментов формирования, деформации, трансформации, диверсификации и т. д. способов понимания и парадигм действий. Процессы формирования, деформации, трансформации. диверсификации механизмов и инструментов типизации жизненных ситуаций и парадигм действий образуют динамические образы, которые связаны с представлениями истории культуры.

Динамические образы образующие живую ткань истории, культуры — это всегда движение в сторону смыслообразования и смыслооседания. Смыслообразование очень часто имеет отголосок в сердцах, и как следствие культура по меньшей мере всегда хранит воспоминание (след) о моментах и ситуациях праучреждения (Urstiftung) нового (например, о рождении геометрии у Фалеса, утверждении гелиоцентрической системы в астрономии в связи с Г алилеем и Бруно или о скандалах, сопровождавших первые выставки импрессионистов). Смыслооседание, то есть закрепление способов придания смысла и парадигматизация действий, напротив, происходит незаметно для культурного сообщества и есть результат молчаливой работы времени.

Парадигматизация всегда связана с глубинными пластами культуры и разделяет все учебные программы на уровни:

- Первый уровень. Программы несущие крайне устаревшие представления о смыслообразовании и смыслооседании. Сегодня к таким программам можно отнести многие учения, строящиеся на представлениях непрерывности, континуума и исключающие положения о порогах, дискретности.

- Второй уровень. Программы несущие устаревшие с небольшими элементами современных представлений о смыслообразовании и смыслооседании. Сегодня к таким программам можно отнести многие учения связанные с экономикой и развитием финансовых систем. Именно слабая парадигматизация этих учений - методологическое основание кризисов как в экономике, так и по инерции в социальной жизни.

- Третий уровень. Программы несущие современные представления о смыслообразовании и смыслооседании. Сегодня к таким программам можно отнести многие учения покоящиеся на представлениях об экономической безопасности.

- Четвёртый уровень. Программы несущие футурологические (в краткосрочной перспективе) представления о смыслообразовании и смыслооседании. Сегодня к таким программам можно отнести многие учения связанные с представлениями о парадигматических изменениях науки и общества.

- Пятый уровень. Программы несущие футурологические (в среднесрочной перспективе) представления о смыслообразовании и смыслооседании.

Актуализация. Актуализация образования означает приведение его научного содержания в соответствие с динамичной структурой современного знания. Образование должно не только давать актуальные знания в различных областях, отражая новые открытия, изменения, новую информацию, которая появляется в мире, но и отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние. Проблема здесь состоит в инерционности образования, которое не успевает реагировать, адаптироваться к моменту «здесь и сейчас», одновременно с этим прогнозируя и учитывая будущую ситуацию общественного развития и запросы к системе образования.

Высшее образование эволюционировало вместе с развитием общества, оказывая самое непосредственное воздействие на темпы и качество этого развития. Основной вопрос: «Что преподавать?» приобрел особое значение в информационном обществе, в котором постоянно растет динамика происходящих изменений, а “идеи овладевают массами” в небывало короткие по всем историческим меркам сроки. К традиционно актуальным вопросам высшей школы (соответствие образования уровню развития науки, наличие тесной связи теории с практической деятельностью, соотношение универсализации и специализации и др.) в качестве первостепенного должен быть присоединен вопрос об адекватности системы обучения энергоинформационным реалиям современного общества.

Открытость. Открытость образования проявляется, как на уровне доступности его всем желающим получить образование, независимо от их возраста, физического состояния, места проживания, гражданства, так и на уровне выбора любой формы обучения, наиболее удобной и приемлемой в данный момент. И в этом направлении велика роль систем коммуникаций.

Открытость отнюдь не предполагает снижения качества образования. Экспериментальное внедрение открытости должно быть доверено университетам, зарекомендовавшим себя высоким качеством образования выпускаемых специалистов, имеющим международный авторитет и крепкие связи с университетами многих стран на основе долговременных проектов и контрактов.

Инноватизация. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей. Инновация - результат реализации новых идей и знаний с целью практического использования для определенных запросов. В сфере образования инновации подразделяются на производственные и управленческие. Производственные включают технологические инновации (новые технологии), а педагогические - новые методы и приемы преподавания и обучения. В структуру управленческих инноваций входят инновации экономические (новые экономические механизмы в сфере образования) и организационные инновации (новые организационные структуры и институциональные формы в области образования).

Инноватизация - возможность включения передовых научных разработок в образовательный процесс, причем таким образом, что он позволяет готовить специалистов, способных осуществлять дальнейшие инновации в ходе своей научной карьеры.

Информатизация. Информатизация обычно ассоциируется с компьютеризацией и освоением технических средств обучения. Это действительно очень важный момент в становлении новой системы образования. Обычно, рассматривая проблемы информации, выделяют так называемую проблему «информационного взрыва». Однако в настоящий

момент существо проблемы в другом. Мы живем в эпоху цивилизационного разрыва. Эти разрывы, прежде всего, связаны с тем, что дети и родители осуществляют деятельность по разным информационным технологиям. Компьютерная грамотность, компьютерная культура проникла во все поры жизнедеятельности молодых. Появились понятия «виртуальный человек», т.е. человек, живущий не ценностями реального мира, а склонный полностью погружаться в «придуманный мир», «мир теней», «зеркальный мир» и т.д. Некоторые вузы не остались в стороне от этих глобальных тенденций. Преподаватели не готовы содержательно, а следовательно, и технологически к произошедшим изменениям. Пока существует настоящий контингент ППС, это положение будет изменяться крайне медленно. Для смены тенденции необходимы радикальные мероприятия. Но такого рода изменения не приемлет в настоящее время социально-производственная инфраструктура, т.е. экономика в целом.

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Некоторые исследователи считают, что это направление требует более комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узко- профессионально - как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационнокоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Однако в современном информационном обществе информационную культуру следует рассматривать:

- как степень сформированности человека для органичного вхождения в информационное общество, в пространство культуры этого общества;

- как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном общении;

- как уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений.

Решение проблемы формирования информационной культуры представляется одной из важнейших в ходе модернизации и информатизации отечественного образования. Анализ современных тенденций развития информатизации высшего образования показывает его сложную и динамическую структуру. Информатизация требует рациональной организации в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и

экологоориентированного совершенствования общества. Информатизация как одна из главных тенденций развития высшего образования представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему, которая непосредственно воздействует на экономическую безопасность всех структурных составляющих эдукологической сферы. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

В состав мировых и отечественных тенденций развития системы образования входят тенденции, связанные с приобретением самостоятельности различными уровнями управления образованием, в том числе и образовательными учреждениями.

Демократизация. Демократизация - одна из ведущих тенденцией развития всей общественной системы, составной частью которой является институт высшего образования. Она выражается в растущей децентрализации управления системы образования вузов, является важнейшей тенденцией функционирования и развития высшего образования.

Децентрализация. В основе процесса децентрализации национальных образовательных систем лежат идеи и ценности рыночной экономики. Рыночная экономика

требует демократического устройства всех уровней государственного управления, т. к. без этого нельзя создать условия для справедливой рыночной конкуренции. С другой стороны, рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений и требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни. При этом одновременно преследуются цели повышения эффективности использования бюджетных и иных источников финансирования образования, проявляется более утилитарный взгляд на главное значение образования как на институт формирования кадров для рынка.

Несмотря на значительные различия в отдельных странах, обусловленные разной политической структурой, социально-экономическими особенностями государств, различиями в структуре образования, общим в процессе децентрализации образования является передача полномочий, в том числе финансовых, нижестоящим уровням управления образованием. Децентрализация не просто расставляет по новому акценты экономической безопасности, а являясь мощным диверсифицирующим механизмом, выводит всю проблематику на другой уровень.

В то же время процесс децентрализации не означает умаления роли центральных государственных органов власти, прежде всего, применительно к решению проблем экономической безопасности. Центральные государственные органы власти остаются ответственными за выработку общенациональной политики и регулируют деятельность местных органов власти посредством законодательных актов и системы межбюджетных трансфертов.

Дерегуляция. Общемировая тенденция проявляется в проводимой многими странами политике дерегулирования системы высшего образования, которая заключается в предоставлении нижестоящим структурным составляющим больших полномочий и автономии. Применительно к проблематике экономической безопасности происходит снижение доли государственных расходов в обеспечении потребностей высших учебных заведений. Это характерная черта последних десятилетий для абсолютного большинства развитых стран мира и, особенно, для стран с переходной экономикой. Практически во всех развитых странах вложения средств в инфраструктуру вузов сократились ниже уровня, необходимого для поддержания устойчивости. Это вызвано, в частности, переходом к массовому высшему образованию и тем, что правительства, видя спрос населения, работодателей на высшее образование, стараются переложить часть расходов на их «плечи». Экономическая безопасность в этом случае решается, как проблема, на другом уровне организации процесса передачи знаний. Дерегуляция есть значительнейшая диверсификация всей системы высшего образования. Таким образом, тенденции одновременно являются целями совершенствования экономической безопасности при диверсификации системы высшего образования.

Дерегуляция также выражается в избавлении от ранее установленных правил и норм в сфере образования и направлена на расширение рамок возможностей реализации поставленных целей - дать больше свободы и возможностей образовательному учреждению, обучающимся, родителям, общественности. В целом считается, что дерегуляция необходима для того, чтобы образовательное учреждение было ближе к семье, детям, лучше учитывала индивидуальные потребности людей, как обучающихся, так и работодателей.

Наднациональность. В цивилизованных странах мира идет перманентный и напряженный процесс совершенствования национальных систем образования с учетом ведущих мировых тенденций, отечественных образовательных традиций. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, выработку целостной системы фундаментальных знаний, навыков самостоятельного творческого мышления. В этих условиях усиливается потребность

социологического осмысления реформирования образования как социального института. На первый план, по мнению исследователей, здесь выдвигаются две группы проблем: теоретико-методологические, затрагивающие концептуальную основу образовательной деятельности, и организационно-методические, педагогические, обусловливающие учебнотехнологическую сторону этой деятельности.

Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но и определяют его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей целостно-ориентирующей функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности.

Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию аксиологизации - ведущей современной тенденции развития системы образования. Обычно аксиологизация рассматривается в следующих значениях как:

- компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию ценностей образования;

- метод, целью которого выступает развитие креативных и ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста;

- процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента;

- система мер инноватизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания;

- совокупность условий (факторов), способствующих развитию сущностных характеристик личности;

- органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры и диалога культур, раскрывает своеобразие каждой культуры с учетом того, что система ценностей есть матрица культуры.

Аксиологическая тенденция рассматривает проблематику нового осмысления процесса образования как восхождения самой личности к ценностям культуры и науки.

Конвенционализация (конвенционализм (от лат. conventio — договор, соглашение) — философская концепция) образования определяет состав и иерархию научных понятий и теоретических построений, которые являются в основе своей продуктами соглашения между работниками сферы образования., Данные понятия должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения и эксперимента, но в то же время считается, что не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной. Базовым основанием конвенционализма является возможность использовать различные, в смысловом плане различающиеся теоретические средства для исследования того или иного явления и последующей его теоретической реконструкции. Так, можно до известной степени произвольно выбирать единицы измерения физических величин (измерять расстояния в футах, метрах или парсеках). Основная идея конвенционализма встречается уже в античности (задача астрономии — «спасти явления, представляемые планетами») и в эпоху Возрождения (инструменталистская интерпретация теории Коперника). Современный конвенционализм берет начало в работах Э. Маха, П. Дюгема и, в наиболее явной форме — Анри Пуанкаре. Согласно Пуанкаре, основные положения любой научной теории не являются ни синтетическими истинами a priori, ни отражением реальности a posteriori. Они суть соглашения, единственным абсолютным условием которых является

непротиворечивость в данную историческую эпоху. Выбор тех или иных положений из множества возможных диктуется практическими соображениями: потребностью в

максимальной простоте теорий и необходимостью успешного их использования. При появлении более эффективных конвенций старые отвергаются. К. Поппер считал, что конвенционален выбор базисных (опытных) предложений теории. Конвенционализм следует отличать от инструментализма: первый представляет собой эпистемологически позитивную идею (теории являются конвенциями), а второй — эпистемологически негативную (теории не являются ни истинными ни ложными). Инспирирована конвенционализмом методология научно-исследовательских программ Лакатоса. Конвенционализм оказал огромное влияние на систему образования и был одним из источников современной методологии построения педагогических технологий. Как рефлексия реальной научной деятельности он открыл перспективы изучения науки с точки зрения функционирования языковых и логических структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушмарин И. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой // «Проблемы теории и практики управления» №2, 1994.-М.: - стр. 63 -67.

2. Вишняков Я. Д., Кирсанов К.А., Зозуля А.В. Картины миропонимания и

современная система образования: рискологический взгляд. // Риск. Выпуск №2 2006. стр. 5

- 19.

3. Ильинский И.М. Образовательная революция. -М.: Изд-во Моск. Гуманит.-социальн. Академия, 2002. - 592с.

4. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. - М.: Научный эксперт, 2011. - 464 с.

5. Кирсанов К.А., Буянов В. П., Михайлов Л. М. Теория труда: Учебное пособие.

- М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 416 с.

6. Кирсанов К. А., Киринюк А.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х томах. Т1. Национальный институт бизнеса. 2005. - 440 с.

7. Кирсанов К. А., Киринюк А.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х томах. Т. 2. Национальный институт бизнеса. 2005. - 320 с.

8. Кирьякова А.В. Аксиологическая парадигма современного университетского

образования. //Высшее образование сегодня. №1, 2011.- стр.

9. Пугач В.Н., Кирсанов К.А., Алимова Н.К. Качество образования: приглашение к размышлению. - М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашкова и К'» , 2011. -312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.