Научная статья на тему 'Мировые и отечественные тенденции развития социально-экономических систем как база выявления направления диверсификации системы образования'

Мировые и отечественные тенденции развития социально-экономических систем как база выявления направления диверсификации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ / СТИЛИЗОВАННЫЕ НАЗВАНИЯ / ОБЪЕКТНАЯ СИСТЕМА / ПРОЦЕССНАЯ СИСТЕМА / ТЕНДЕНЦИЯ / АКСИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семченко Евгений Евгеньевич, Голубев Виктор Вадимович

Предложены модели (в количестве четырёх) общественного движения. Показана противоречивость современного развития. Приведён перечень тенденций развития системы образования согласно К. А. Кирсанова. Представлено описание нескольких тенденций, имеющих важное теоретическое значение. Каждая тенденция стилизована в принятой системе разработки терминов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые и отечественные тенденции развития социально-экономических систем как база выявления направления диверсификации системы образования»

Интернет-журнал "Науковедение" №4 2011г. http://www.naukovedenie.ru/

Семченко Евгений Евгеньевич,

к.э.н.,

зам. начальника Управления оценки качества образования,

Рособрнадзор E-mail: dep06@obrnadzor.gov.ru

Г олубев Виктор Вадимович, начальник управления лицензирования и аккредитации,

Рособрнадзор E-mail: dep10@obrnadzor.gov.ru

Мировые и отечественные тенденции развития социально-экономических систем как база выявления направления диверсификации системы

образования.

Аннотация. Предложены модели (в количестве четырёх) общественного движения. Показана противоречивость современного развития. Приведён перечень тенденций развития системы образования согласно К. А. Кирсанова. Представлено описание нескольких тенденций, имеющих важное теоретическое значение. Каждая тенденция стилизована в принятой системе разработки терминов.

Ключевые слова. Модель общественного движения, стилизованные названия, объектная система, процессная система, тенденция, аксиология.

* * *

Историческое развитие приводит к таким моментам, когда необходимо качественно на новой базе разобраться с существующим положением дел. Только после этого можно вновь начинать движение. Сегодня, по мнению авторов данного исследования, наступил именно такой момент. Однако прежде чем пытаться разобраться с окружающей обстановкой, с существующим положением дел, необходимо понять, как мы двигались ранее и как двигаемся сейчас.

В социологии предлагается несколько моделей общественного движения, т.е. как осуществляет некий абстрактный объект по имени «общество» свое перемещение во времени и пространстве.

Первая модель. Общество, представляемое как некий человеческий организм, наделенный интеллектом, двигается вперед, повернувшись к нему лицом и четко представляя, что ждет (какие препятствия, угрозы, находки, удовольствия и т.д.) впереди. Это идеальная модель, не реализующаяся на практике никогда.

Вторая модель. Общество двигается вперед с закрытыми глазами, лишь изредка их открывая. Увидев ужасающую картину (с закрытыми глазами грезилось совсем иное) раздаются отдельные возгласы, пытающиеся предотвратить надвигающиеся бедственные ситуации [см. например, Кирсанов, 2010. - стр.4-11, Кара-Мурза , 2011.]. Однако, большей

частью, отдельные сигналы остаются вне внимания широкой общественности и тем более высшего руководства. Это полуидеальная модель, крайне редко реализующаяся на практике.

Третья модель. Общество двигается к тому, что считается «вперед» боком. Естественно, что это неудобно, получается движение с рывками, подвертыванием ног. Но, по другому, никто не умеет. Вот и приходится приспосабливать частную жизнь к тем стереотипам, которые даны социумом. Естественно, что кто-то пытается сказать, что так перемещаться трудно, неудобно, да и опасно. Но вот как сделать разворот в сторону движения не знает никто. Это полуреальная модель, иногда реализующаяся на практике.

Четвертая модель. Общество двигается, но это движение происходит спиной к тому, что является некой целью. Причем, о будущем судят по тем теням, которые отбрасываются в ходе перемещения. Естественно, что такая постановка пугает иногда и наиболее светлые умы пытаются призвать к тотальным прогнозным разработкам и убедить в необходимости иной системы движения. Но это голоса, которые не доходят до общества. Общество не созрело мыслить зрело. Человечество лишь пытается выйти из фазы детского развития и поэтому проблемы осмысления действительности во многом носят противоречивый характер.

Если рассмотреть всю гамму вопросов, которые мешают обществу двигаться вперед надлежащим образом, то окажется, что за всеми ими в той или иной степени маячит главный вопрос, вопрос, который во многом является камнем преткновения. Это вопрос выявления мировых и отечественных тенденций развития современного общества. Однако, ответ на этот вопрос в силу самых различных причин и, прежде всего, методолого-методического и теоретического характера крайне затруднителен. Но, в то же время, что невозможно для социально-экономической системы (СЭС) в целом, возможно для ее подсистем. Для этого рассмотрим предложенную ранее схему разделения все многообразие сфер жизни общества на семь взаимодополняющих и взаимообуславливающих друг друга базовых сфер (рис.1.2.1).

Литературный анализ показывает, что, не смотря на обилие исследований по выявлению мировых и отечественных тенденций развития образовании, до настоящего времени не произведено их (тенденций) обобщение.

Проблема выявления и обобщения мировых и отечественных тенденций развития образования (МОТРЗ) осложнена отсутствием единого терминологического состава. Во-первых, для обозначения той или иной тенденции используют существительные в словарном исполнении. Например, «абстракция», «автономия», «автомат», «авторитет» и т.д. [Ушаков, 1980. - 224с.].

Часть терминов пришла в русский язык из других стран и поэтому данные понятия представлены в словарях иностранных слов. Например, «АКСИОЛОГИЯ [гр.ахюБ ценный + logos понятие, учение] ложное, ненаучное направление в понимании общественных явлений; сложилось в начале 20 в. и получило широкое распространение в идеалистической философии и социологии. А. направлена против материалистического понимания истории и рассматривает все явления общественной жизни и культуры не как закономерные процессы, доступные объективному научному познанию, а как «ценности», определяемые на основе субъективно или объективно-идеалистических критериев (цели, нормы, идеалы).» [Словарь, 1964г. стр. 30[.

Очень многие исследователи не остаются в рамках обычного словарного использования существительных для обозначения тенденции, а используют способы словообразования с помощью суффиксов. В основном образуются стилизованные названия тенденций двух видов:

- название тенденции как объектной (объекта, не изменяющегося во временном факторе) системы. В этом случае производится статистическое рассмотрение выявленной

тенденции. Для образования стилизованного названия используется суффикс ость. Пример: абстракция - абстрактность; автономия - автономность;

- название тенденции как процессной системы. В этом случае производится

динамическое рассмотрение тенденции. Для образования стилизованного названия используется совокупность суффиксов. Пример: автономность - автономизация;

автоматичность - автоматизация.

Кроме прямого корневого использования названия тенденции нередко прибегают к синонимическому способу выражения смыслового содержания. Пример: абстракция -схематичность; автономия - самостоятельность.

Используя представленные способы формирования названий тенденций развития образования на базе литературного анализа, был составлен их список (табл. 1).

При выявлении мировых и отечественных тенденций развития системы образования имелись определенные трудности и, прежде всего, связанные с тем, что многие авторы, изучая свой объект исследования, не рассматривают его как тенденцию, а используют другую терминологию. Так, например, Анна Васильевна Кирьянова - доктор педагогических наук, профессор Оренбургского государственного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации - исследует аксиологическую мировую и отечественную тенденцию развития системы образования. Однако данная тенденция рассматривается ею в другом ключе - в ключе парадигматических изменений системы образования [Кирьякова, 2011.-стр.19-21]. В частности А.В.Кирьякова пишет: «Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но и определяют его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей целостно-ориентирующей функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности.

Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию аксиологизации - ведущей современной тенденции развития университетского образования в стремительно меняющемся мире. Аксиологизация - способ реализации аксиологического подхода в образовании, который оформился как ведущий методологический подход в педагогической науке. ... аксиологизация рассматривается в следующих значениях как:

- компонент гуманизации университетского образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию гуманистических ценностей образования, систематизирующим элементом которых выступает человек как главная ценность;

- метод, целью которого выступает развитие креативно-ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста;

- процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента. Причем со стороны учебного заведения - это процесс, раскрывающий резерв качества образования, а со стороны личности результатом аксиологизации выступает развитие ценностного отношения студента к познанию, профессии, себе и другим в устойчивые профессионально-значимые и жизненные ценностные ориентации, обусловливающие поиск, оценку, выбор и проекцию своего жизненного пути;

- система мер инноватизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания;

- совокупность педагогическихвий условий (факторов), способствующих развитию сущностных сил личности, возвышению потребностей, обогащению аксиологического потенциала, формированию академической зрелости студента;

- органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры и диалога культур, раскрывает своеобразие каждой культуры с учетом того, что система ценностей есть матрица культуры».

Выявление тенденций развития системы на базе определения тенденций развития какой-либо из ее частей базируется на так называемом голографическом принципе. Голографический принцип исходит из того, что процессы, протекающие в системе ИЗОМОРФНЫ процессам, протекающим в ее частях. Изоморфные процессы образуют изоморфные структуры. Это позволяет использовать систему образования как голографический отпечаток всего общественного движения. Другими словами социум в целом изоморфен образованию как специализированной, но функционирующей в циклическом единстве системе.

Каждая из представленных (более ста шестидесяти) тенденций имеет большую литературу, причем нередко рассмотрение тенденции ведется на базе различных подходов, с разной степенью полемичности, исходя из специфического научного анализа.

Предложенное обобщение мировых и отечественных тенденций есть первый шаг к осмыслению вопроса о направлении развития системы образования. Некоторые тенденции сложились давно и не вызывают сомнений, другие только-только обозначились и в малой степени представляются автономными тенденциями. Однако при более детальном изучении обнаруживается глубина проявляющихся процессов. Недоучет этих процессов не позволяет ставить задачу о перестройке модели общественного движения и качественной диверсификации системы образования с учётом ужесточения требований к экономической безопасности.

Таблица 1

Тенденции развития системы высшего образования (согласно К. А. Кирсанова)

Код Название, принятое в современной литературе Стилизованное название Некоторые возможные синонимы, используемые в литературе

Тенденция как объектная система (статистическое рассмотрение) Тенденция как процессная система (динамическое рассмотрение)

1 2 3 4 5

АБ Абстракция Абстрактность - Схематичность

АВ Автономия Автономность Автономизация Самостоятель- ность

АТ Автоматичность Автономатичность Автономизация Машинальность

АР Авторитет Авторитетность Авторитезация Значимость

АД Адаптация Адаптивность Адаптация Приспособленность

АК Адекватность Адекватность Адекватизация С оответственность

АМ Академичность Академичность Академизация Фундаментальность

АС Аксиология Аксиологичность Аксиологизация Ценность

АН Актуальность Актуальность Актуализация Важность

Активность Активность Активизация Энергичность

АЦ Акцент Акцентируемость Акцентуация Заостренность

АЛ Алгоритм Алгоритмичность Алгоритмизация Предписанность Последовательность Логичность

АА Альтернатива Альтернативность Альтернатизация Выборность

АО Акмеология Акмеологичность Акмеологизация Вершинность

Аналитика Аналитичность Аналитизация Вычисляемость

АЗ Анализ Анализируемость Анализация Выявляемость

АН Аполитичность Аполитичность Аполитизация Безидейность

АГ Аргумент Аргументированност ь Аргументация Обоснованность

АИ Атеист Атеистичность Атеистизация Безбожность

АЯ Аттракция Аттрактивность Аттрактизация Вовлекаемость Поглощаемость

БГ Богатство Богатственность - Ресурсоемкость

БР Бюрократия Бюрократичность Бюрократизация Формализация

ВЦ Вариация Вариативность Вариатизация Изменчивость

ВХ Вдохновение Вдохновенность Творческость

ВЗ Взаимосвязь Взаимосвязность - Логичность Подчиненность

ВЛ Влияние Влиятельность Влиятизация Важность

ВН Внушение Внушаемость Следуемость

ВШ Внушительность Внушительность Г лобальность

ВЧ Вовлечение Вовлекаемость Аттрактивность

ВБ Возбуждение Возбуждаемость Возбуждизация Раскрепощение

ВМ вм Возможность Возможностность - Достижение Достигаемость

ВБ Воображение Воображаемость - Придумывание Фантазируемость

ВН Воспитание Воспитанность - Нормативность Реагируемость

ВС Восприятие Восприимчивость - Понятливость Точность

ВГ Выгода Выгадываемость - Результативность Эффективность

ВД Выдумывание Выдумываемость Творческость Креативность

ГМ Г Г армония Г армоничность Г армонизация С оответственность

ГД Г едония Г едоничность Г едонизация Довольность

ГН Г ендер Г ендерность Г ендеризация Разнополовость

ГР Г енератор Г енераторность Г енераторозация Творческость

ГС Г омеостат Г омеостатичность Г омеостатизация Адаптируемость

ГН Г уманизм Г уманность Г уманизация Т олеринтность

дм ДМ Демократия Демократичность Демократизация Народность

ДД Деидеология Деидеологизирован- ность Деидеологизация Аполитичность

ДП Деполитика Деполитичность Деполитизация Высвобождение

ДР Дерегулирование Дерегулированность Дерегуляция Неуправляемость

ДЦ Децентрализация Децентрализованност ь Децентрализация Веерность

ДВ Диверсификация Диверсицируемость Диверсификация Изменчивость Перемены

ДЖ Долженствовани е Долженственность Долженствотиза- ция Ответственность

ЗН Заинтересованно сть Заинтересованность Заинтеризовация Побуждаемость

ЗК Закономерность Закономерность Закономеризация Детерминирован- ность

зт Затраты Затратность Затратизация Ресурсность

ИД Идеал Идеальность Идеализация Превосходность

ИН Инновация Инновационность Инноватизация Обновляемость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИС Институт Институальность Институализация Кластеризация

ИД Индивид Индивидуальность Индивидуализация Личностность

ИЦ Интернационали зм Интернациональност ь Интернациолиза- ция Объединенность Наднациональность

ИГ Интегрирование Интегрированность Интеграция Суммирование

ИВ Интроверт Интроверность Интровертизация Поглощенность

ИЛ ИЛ Интеллект Интеллектуальность Интеллектуализа- ция У мность

ИТ История Историчность Историзация Ретроспективность

ИМ пот Имидж Имиджность Имиджезация Преподносимость

ИР Иррационально- сть Иррациональность Иррационализация Непредсказуемость

КЧ Качество Качественность Качествизация Собственность

КК Кокирид Кокиридность Кокиридизация Выигрышность

КБ Кибернетика Кибернетность Кибернетизация Научность Автоматизирован- ность

КМ Компетенция Компетентность Компентизация Г рамотность

КЛ КЛ Коллега Коллегиальность Коллегиализация Дружественность

КР Корпорация Корпоративность Корпоротизация Объединение

КД Команда Командность Командизация Коллективизация

КП Комплекс Комплексность Комплексизация Неотделимость

КФ КФ Комфорт Комфортность Комфортизация Удобность

кт Конкретика Конкретность Конкретизация Детальность

кн Конкуренция Конкурентность Конкурентоспособ- ность Конкурентизация Значимость Важность

кц Концепция Концептуальность Концептуализация Оригинальность

кв Креатив Кркативность Креативизация Творческость

кз Кризис Кризисность Кризитизация Негативность

ку Культура Культурность Культуротизация Нормативность

ЛБ Либерал Либеральность Либерализация У важительность

ЛД Лидер Лидерственность Лидеризация Нревосходность

ЛЧ Личность Личностность Личнотизация Нерсона

ЛГ Логика Логичность Логитизация Нричинность

ЛЗ Любознатель- ность Любознательность Любознатизация Заинтересованность

МС Масса Массовость Массовотизация Народность

МТ М А Материал Материалистичность Материалитизация Вещественность

ММ Мем Меметичность Меметизация Элемент

МД Метод Методичность Методологизация Алгоритм

МЖ Менеджмент Менеджментность Менеджметизация Управление

МВ МВ Мотив Мотивированность Мотивизация Новод

МК ^МК Мистика Мистичность Мистизация Т аинственность

МА Математика Математичность Математизация Вычисление

МЧ МЧ Многозначность Многозначность Сложность

МБ Мобильность Мобильность Мобилизация Реагирование

МЗ МЗ Модернизация Модернизируемость Модернизация Изменение

МЛ Мораль Моральность Морализация Норма

НН Наднациональ- ность Наднациональность Наднационализация Интернационал- ность

нд Надежность Надежность Фундаментальность

НК Наказание Наказываемость Виновность

НН Направление Направляемость Целесообразность

НР Народ Народность Натура

НС Насилие Насильственность Обязательность

НТ Наставление Наставливаемость Утверждение

НК Наука Научность Наукотизация Теория

НВ Непрерывность Непрерывность Ностоянность

НМ Норма Нормативность Норматизация Культурность

НА Нравственность Нравственность Мораль

ОБ Образ Образность Картина

ОТ Объективность Объективность Объективизация Точность

ОЗ Обязательность Обязательность Нринуждение

ОН Однозначность Однозначность Детерминизм

ОН Оптимум Оптимальность Оптимизация Равновесность

ОТ Открытость Открытость — Незамкнутость

НД Парадигма Парадигматичность Парадигматизация Научность

НР Партнер Партнерственность Коллега

НС Нерсонология Персонологичность Персонологизация Человечность

НН Нлан Плановость Плановотизация Предписание

НЛ Нолитика Политичность Политизация Идеология

НГ Нрагматика Прагматичность Прагматизация Приземленность

НК Нрактика Практичность Практизация Рациональность

НБ Нроблема Проблемотизируе- мость Проблематизация Нерешенность

НЗ Нрогноз Прогнозируемость Прогнозитизация Перспектива

ПМ Нрограмма Программируемость Программатизация Последовательность

НЦ Нроцесс Процессуальность Процессетизация Последовательность

РД Радикал Радикальность Радикализация Пороговость

РЗ Развлечение Развлекательность Развлеканизация Отдых

РС Разностороний Разносторонность Разносторизация Талантливость Многогранность

РЛ Реальность Реалистичность Реалистизация Природность

РВ Революция Революционность Револютизация Взрывность

РТ Результат Результативность Результизация Полезность

РК Риск Рискованность Рискологизация Неопределенность Неоднозначность

РМ Ритм Ритмичность Ритмизация Гармония С оответственность

СВ Самовыражение Самовыражаемость Сущность Г лубинность

СМ С амостоятельны й С амостоятельность --- Независимость

СЗ Самореализация Самореализуемость Самореализация Достаточность

СЛ Символ С имволичность Символизация Абстрактность

СН Синергия Синергичность Синергетизация Эффектность

СС Система Системность Систематизация Логичность

СИ Созерцание С озер цательность Созерцелизация Философичность

СД Созидание Созидательность Созидателизация Свершение

СО Сознание С ознательность Сознателизация Понимание

СЦ Социальность Социальность Социализация Адаптируемость

СТ Статус Статусность Статуснотизация Имидж Важность

СА Стратегия Стратегичность Стратегизация Г лавенство

СБ Субъект Субъективность Субъективизация Личностность Индивидуальность

СУ Суверенитет Суверенность Суверенизация Автономность Независимость

СЩ Существо Существенность Существеннизация Потенциальность

Творчество Творческость Т ворчествотизация Созидательность

ТХ Техника Технотичность Технотизация Искуственность

ТЛ Т олер антность Т олер антность Т олерантизация У важение

УВ У ниверсальность У ниверсальность У ниверсализация Одинаковость

УТ Университет У ниверситетность У ниверситетизация Фундаментальность

УН Управление У правляемость — Ведомость

УР Уровень Уровневость У ровневизация Иерархичность

ФК ФК Факт Фактичность Фактизиция Точность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФН ФН Фантазия Фантазируемость Фантатизация Придумывание

ФФ Ф Ф Философия Философсность Философизация У сложнение

фм Фм Формальность Формализуемость Формализация Алгоритм

ФД ФД Фундамент Фундаментальность Фундаментализация Основательность

фЦ ФЦ Функция Функциональность Функциолизация Предназначенность

ХЗ Харизма Харизматичность Харизматизация Предназначение

ЦН Целенаправле- ние Целенаправленность Аурность

ЦС Целесобразность Целесообразность — Функциональность

ЦТ Целеустремле- ние Целеустремленность Интерес

ЦК Цикл Цикличность Циклизация Повторение

ЧЛ Человек Человечность Человечезация Персона

ЧВ Чувство Чувственность Чувственизация Эмоции

ЭЦ Эволюция Эволюционность Эволюцианали- зация Постепенность

ЭВ Эврика Эвристичность Эвристизация Творческость

ЭН Экономика Экономичность Экономизация Рациональность

ЭТ Экстраверт Эвстраверность Экстравертизация Энергичность

ЭЛ Экология Экологичность Экологизация Природность

ЭТ Элита Элитность Элитаризация Превосходство

ЭФ Эффект Эффективность Эффектизация Рациональность

ЭК Эксперт Экспертичность Экспертизация Оценка

* ВЧ данная символика обозначает тенденцию

Система образования переживает (находится, эволюционирует и т. д.) фазу глубоких преобразовательных процессов, которые принято называть диверсификационными.

Среди многих тенденций развития системы образования ряд исследователей выделяют лишь те, которые имеют глобальный характер и эволюционируют в динамическом равновесии (для каждой страны эти процессы имеют свои особенности). Рассмотрим некоторые из них.

Прагматизация. Процессы прагматизации связаны с освоением креативной системы обучения. Российская система образования, в том числе университетская, мало нацелена на прагматизацию в ее новом понимании. До настоящего времени решались чисто утилитарные проблемы: экономика образования; насыщение рынка образовательных услуг; минимизация ущербов от наличествующих кризисных явлений и т.д. Существующие государственные стандарты, в основном, не нацелены на развитие творческих способностей студентов. Ряд вузов делает отдельные успешные попытки в пересмотре подходов и формирования

образовательной среды. Это позволяет говорить о нацеленности на изменения в направлении прагматизации процессов обучения и функционирования вузов и понимании происходящих преобразований. Однако чаще всего это удачные находки, а не корректно сформированные, прогнозно-проработанные планы. В этой связи требуется ставить вопросы об особом статусе учебных учреждений, которые нацелены на переход в статус научно-образовательных комплексов.

Парадигматизация. Парадигматизация связана с переходом от репродуктивной к креативной системе образования. Репродуктивная система образования постепенно «сдает свои права», а креативная система образования «набирает силу». Чем дальше двигается Человечество в своем развитии, тем интенсивнее идет этот процесс. Однако в целом он имеет спонтанный базис. Естественно, что рано или поздно методом проб и ошибок будут найдены верные решения. Однако назрела необходимость в управлении этими процессами. Управление развитием системы образования - насущная и крайне сложная проблема современности. Система управления образованием должна учитывать: конкуренция систем образования различных стран - основа прогресса общества. Открытому обществу нужно всеобщее, а не нивелированное образование. Система образования является основным демпфером глобального кризиса как для мира в целом, так и для отдельных стран. Современная Российская система образования слабо связана с формированием общемировых тенденций развития системы образования. В то же время по своей сути общим базовым понятием на Россию должна быть возложена миссия управления развитием мировой системой образования. В мире нет такой уникальной и фундаментальной системы образования, нет другой страны, которая могла бы взвалить на себя этот тяжелейший груз.

Актуализация. Актуализация образования означает приведение его научного содержания в соответствие с динамичной структурой современного знания. Образование должно не только давать актуальные знания в различных областях, отражая новые открытия, изменения, новую информацию, которая появляется в мире, но и отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние. Проблема здесь состоит в инерционности образования, которое не успевает реагировать, адаптироваться к моменту «здесь и сейчас», одновременно с этим прогнозируя и учитывая будущую ситуацию общественного развития и запросы к системе образования.

Высшее образование эволюционировало вместе с развитием общества, оказывая самое непосредственное воздействие на темпы и качество этого развития. Основной вопрос: “Что преподавать?” приобрел особое значение в информационном обществе, в котором постоянно растет динамика происходящих изменений, а “идеи овладевают массами” в небывало короткие по всем историческим меркам сроки. К традиционно актуальным вопросам высшей школы (соответствие образования уровню развития науки, наличие тесной связи теории с практической деятельностью, соотношение универсализации и специализации и др.) в качестве первостепенного должен быть присоединен вопрос об адекватности системы обучения энергоинформационным реалиям современного общества.

Открытость. Открытость образования проявляется, как на уровне доступности его всем желающим получить образование, независимо от их возраста, физического состояния, места проживания, гражданства, так и на уровне выбора любой формы обучения, наиболее удобной и приемлемой в данный момент. И в этом направлении велика роль систем коммуникаций.

Открытость отнюдь не предполагает снижения качества образования.

Экспериментальное внедрение открытости должно быть доверено университетам, зарекомендовавшим себя высоким качеством образования выпускаемых специалистов, имеющим международный авторитет и крепкие связи с университетами многих стран на основе долговременных проектов и контрактов.

Инноватизация. Сфера образования представляет собой одну из наиболее

инновационных отраслей. Инновация - результат реализации новых идей и знаний с целью практического использования для определенных запросов. В сфере образования инновации подразделяются на производственные и управленческие. Нроизводственные включают технологические инновации (новые технологии), а педагогические - новые методы и приемы преподавания и обучения. В структуру управленческих инноваций входят инновации экономические (новые экономические механизмы в сфере образования) и организационные инновации (новые организационные структуры и институциональные формы в области образования).

Инноватизация - возможность включения передовых научных разработок в образовательный процесс, причем таким образом, что он позволяет готовить специалистов, способных осуществлять дальнейшие инновации в ходе своей научной карьеры.

Информатизация. Информатизация обычно ассоциируется с компьютеризацией и освоением технических средств обучения. Это действительно очень важный момент в становлении новой системы образования. Обычно, рассматривая проблемы информации, выделяют так называемую проблему «информационного взрыва». Однако в настоящий момент существо проблемы в другом. Мы живем в эпоху цивилизационного разрыва. Эти разрывы, прежде всего, связаны с тем, что дети и родители осуществляют деятельность по разным информационным технологиям. Компьютерная грамотность, компьютерная культура проникла во все поры жизнедеятельности молодых. Ноявились понятия «виртуальный человек» «виртуальщик», т.е. человек, живущий не ценностями реального мира, а склонный полностью погружаться в «придуманный мир», «мир теней», «зеркальный мир» и т.д. Некоторые вузы не остались в стороне от этих глобальных тенденций. Нреподаватели не готовы содержательно, а следовательно, и технологически к произошедшим изменениям. Нока существует настоящий контингент ННС, это положение будет изменяться крайне медленно. Для смены тенденции необходимы радикальные мероприятия. Но такого рода изменения не приемлет в настоящее время социально-производственная инфраструктура, т.е. экономика в целом.

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Некоторые исследователи считают, что это направление требует более комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узко- профессионально - как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационнокоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Однако, в современном информационном обществе информационную культуру следует рассматривать как степень сформированности человека для органичного вхождения в информационное общество, в пространство культуры этого общества; как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном общении; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений. Ноэтому решение проблемы формирования информационной культуры представляется одной из важнейших в ходе модернизации и информатизации отечественного образования.

Анализ современных тенденций развития информатизации высшего образования показывает его сложную и динамическую структуру. Информатизация требует рациональной организации в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и экологоориентированного совершенствования общества. Информатизация как одна из главных тенденций развития высшего образования представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему, которая непосредственно воздействует на экономическую безопасность всех структурных составляющих эдукологической сферы. Для решения этой проблемы необходимы

скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

В состав мировых и отечественных тенденций развития системы образования входят тенденции, связанные с приобретением самостоятельности различными уровнями управления образованием, в том числе и образовательными учреждениями.

Демократизация. Демократизация - одна из ведущих тенденцией развития всей общественной системы, составной частью которой является институт высшего образования. Она выражается в растущей децентрализации управления системы образования вузов, является важнейшей тенденцией функционирования и развития высшего образования.

Децентрализация. В основе процесса децентрализации национальных образовательных систем лежат идеи и ценности рыночной экономики. Рыночная экономика требует демократического устройства всех уровней государственного управления, т. к. без этого нельзя создать условия для справедливой рыночной конкуренции. С другой стороны, рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений и требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни. При этом одновременно преследуются цели повышения эффективности использования бюджетных и иных источников финансирования образования, проявляется более утилитарный взгляд на главное значение образования как на институт формирования кадров для рынка.

Несмотря на значительные различия в отдельных странах, обусловленные разной политической структурой, социально-экономическими особенностями государств, различиями в структуре образования, общим в процессе децентрализации образования является передача полномочий, в том числе финансовых, нижестоящим уровням управления образованием. Децентрализация не просто расставляет по новому акценты экономической безопасности, а являясь мощным диверсифицирующим механизмом, выводит всю проблематику на другой уровень.

В то же время процесс децентрализации не означает умаления роли центральных государственных органов власти, прежде всего, применительно к решению проблем экономической безопасности. Центральные государственные органы власти остаются ответственными за выработку общенациональной политики и регулируют деятельность местных органов власти посредством законодательных актов и системы межбюджетных трансфертов.

Дерегуляция. Общемировая тенденция проявляется в проводимой многими странами политике дерегулирования системы высшего образования, которая заключается в предоставлении нижестоящим структурным составляющим больших полномочий и автономии. Применительно к проблематике экономической безопасности происходит снижение доли государственных расходов в обеспечении потребностей высших учебных заведений. Это характерная черта последних десятилетий для абсолютного большинства развитых стран мира и, особенно, для стран с переходной экономикой. Практически во всех развитых странах вложения средств в инфраструктуру вузов сократились ниже уровня, необходимого для поддержания устойчивости. Это вызвано, в частности, переходом к массовому высшему образованию и тем, что правительства, видя спрос населения, работодателей на высшее образование, стараются переложить часть расходов на их «плечи». Экономическая безопасность в этом случае решается, как проблема, на другом уровне организации процесса передачи знаний. Дерегуляция есть значительнейшая диверсификация всей системы высшего образования. Таким образом, тенденции одновременно являются целями совершенствования экономической безопасности при диверсификации системы высшего образования.

Дерегуляция также выражается в избавлении от ранее установленных правил и норм в сфере образования и направлена на расширение рамок возможностей реализации поставленных целей - дать больше свободы и возможностей образовательному учреждению, обучающимся, родителям, общественности. В целом считается, что дерегуляция необходима для того, чтобы образовательное учреждение было ближе к семье, детям, лучше учитывала индивидуальные потребности людей, как обучающихся, так и работодателей.

Наднациональность. В цивилизованных странах мира идет перманентный и напряженный процесс совершенствования национальных систем образования с учетом ведущих мировых тенденций, отечественных образовательных традиций. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, выработку целостной системы фундаментальных знаний, навыков самостоятельного творческого мышления. В этих условиях усиливается потребность социологического осмысления реформирования образования как социального института. На первый план, по мнению исследователей, здесь выдвигаются две группы проблем: теоретико-методологические, затрагивающие концептуальную основу образовательной деятельности, и организационно-методические, педагогические, обусловливающие учебнотехнологическую сторону этой деятельности.

Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но и определяют его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей целостно-ориентирующей функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности.

Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию аксиологизации - ведущей современной тенденции развития системы образования. Обычно аксиологизация рассматривается в следующих значениях как:

- компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию ценностей образования;

- метод, целью которого выступает развитие креативных и ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста;

- процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента;

- система мер инноватизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания;

- совокупность условий (факторов), способствующих развитию сущностных характеристик личности;

- органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры и диалога культур, раскрывает своеобразие каждой культуры с учетом того, что система ценностей есть матрица культуры.

Аксиологическая тенденция рассматривает проблематику нового осмысления процесса образования как восхождения самой личности к ценностям культуры и науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Центрального комитета Профсоюза к международной профсоюзной конференции «Участие Профсоюза в осуществлении образовательной политики в контексте

современных мировых тенденций» 21-22 марта 2006 г.

(http://petrsu.karelia.ru/Structure/Profcom/doc1262.doc)

2. Балацкий. Е. Престиж и репутация российский вузов.// Качество образования. М.: 2008, №3, стр. 14-18.

3. Буслова М.К., Осипов А.И. Становление компьютерной цивилизации. // Свет. -2004, №4.

4. Бушмарин И. Интеллектуализация труда в странах с рыночной экономикой // «Проблемы теории и практики управления» №2, 1994.-М.: - стр. 63 -67.

5. Вишняков Я. Д., Кирсанов К.А., Зозуля А.В. Картины миропонимания и современная система образования: рискологический взгляд. // Риск. Выпуск №2 2006. стр. 5

- 19.

6. Вишняков Я.Д., Свистунов В.М., Аракелова Г.А., Кирсанов К.А., Авраменко А. А. Образование для устойчивого развития: проблемы, стратегия и этапы реализации ГУУ,

2008. - 65 с.

7. Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке./ под общ.ред. Вал. А. Лукова; Моск.гуманит. ун-т. Ин-т гуманит. Исследований. - М.: Изд-во Нац. Ин-та бизнеса, 2006. - 680с.

8. Дьюн Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.

9. Ильинский И.М. Образовательная революция. -М.: Изд-во Моск. Гуманит.-социальн. Академия, 2002. - 592с.

10. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. - М.: Научный эксперт, 2011. - 464 с.

11. Катастрофы и образование. Под ред. Ю. Л. Воробьёва М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 176 с.

12. Киринюк А.А., Кирсанов К. А., Семченко Е.Е. Трудности роста. // Высшее образование в России. №1. 1999. - стр. 37 - 40.

13. Кирсанов К.А., Буянов В. П., Михайлов Л. М. Теория труда: Учебное пособие.

- М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 416 с.

14. Кирсанов К.А., Зозуля А.В. Неопределённость факторов поведения покупателя на рынке. // Риск. №4 2006. - стр.52 -57.

15. Кирсанов К. А., Киринюк А.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х томах. Т1. Национальный институт бизнеса. 2005. - 440 с.

16. Кирсанов К. А., Киринюк А.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х томах. Т. 2. Национальный институт бизнеса. 2005. - 320 с.

17. Кирьякова А.В. Аксиологическая парадигма современного университетского образования. //Высшее образование сегодня. №1, 2011.- стр.19-21

18. Мангер, Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: методология, теория, практика: Монография / Т.Э. Мангер; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. - 14,3 п.л.

19. Меркулова Г.И. «Проявление современных мировых тенденций в российской образовательной политике» // Материалы международной конференции «Участие профсоюза

в осуществлении образовательной политики в контексте современных мировых тенденций», 21- 22 марта 2006 г. г. Москва.

20. Парадигма актуального образования: обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений России. Материалы Всерос. Науч.-практ.конф. Москва, 23 апреля 2009г./ Отв.ред. И.Э.Смирнова. М.: Изд-во СГУ, 2009. 173с.

21. Плаксий С.И. Блеск и нищета российского высшего образования. М.: Издательство Национального института бизнеса, 2004. -112с.

22. Пугач В.Н., Кирсанов К.А., Алимова Н.К. Качество образования: приглашение к размышлению. - М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашкова и К'» , 2011. -312 с.

23. Шленов Ю.В., Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Инновационное развитие высшей школы России: реалии, опыт, перспективы. //Качество, инновации, образование №6,

2009.-стр.2-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.