Пугач Валентин Николаевич
к.э.н.
ректор ГОУ ВПО ВГУ Pugach V.N.
candidate of the economic sciences, rector
E-mail: [email protected]
Трудности и проблемы развития образования и современная
университетская среда
Difficulties and problems of the development formation and modem university
ambience
Аннотация: В статье систематизированы трудности которыми обусловлено развитие современной системы образования. В качестве основных выделены следующие: кризис современных подходов к технологиям образования, демографическая ситуация и формирование международной и внутренней миграции на качественно ином уровне нежели ранее, глубокие изменения рынка труда и как следствие требований к системе образования, изменение миссии системы образования и прежде всего Университетского образования, изменение спроса на выпускников системы высшего образования и, прежде всего, Университетов, Несоответствие экономического механизма функционирования системы высшего образования и, прежде всего, университетского образования реалиям общественного развития, отвлечение студентов от учебного процесса, в частности работа не по профессии, и отсутствие мотивации заниматься научными исследованиями, увеличение темпов и направленности изменения требований к выпускнику и обучающемуся в целом.
Ключевые слова: Эдукология, миграция, развлекательное образование, университет.
The Abstract: In article are systematized difficulties which is conditioned development of the modern system of the formation. As main are chosen following: crisis modern approach to technology of the formation, demographic situation and shaping international and internal migration on qualitative other level than earlier, deep change market labour and as effect of the requirements to system of the formation, change to missions of the system of the formation and first of all University formation, change demand for graduate of the system of the higher education and, first of all, University, Discrepancy of the economic mechanism of the operating the system of the higher education and, first of all, university formation реалиям public development, distraction student from scholastic process, in particular work not on professions, and absence to motivations to concern with the scientific studies, rate and directivity increase of the change the requirements to graduate and training as a whole.
Keywords: Edukologiya, migration, recreational formation, university
***
Проблемы, проблемы, проблемы обозначаются сегодня в каждом из выступлений специалистов, занимающихся вопросами образования. Часть из этих проблем (трудностей) имеет общечеловеческий ракурс, а часть ограничена региональной спецификой. Рассмотрим некоторые из тех трудностей, которые сегодня обозначились наиболее остро.
ТРУДНОСТЬ ПЕРВАЯ. Кризис современных подходов к технологиям образования.
В современной литературе считается, что с середины ХХ века и по настоящее время обозначился общий кризис мировой системы образования. Науки, технологии, производство стали развиваться невиданно быстрыми темпами. Таким образом, общий объем информации стал удваиваться каждые 5-7 лет (так называемый информационный взрыв - в системе образования об этом феномене говорится крайне мало). Любой человек, будь то дети или взрослые, вынуждены прилагать все большие усилия для того, чтобы быть и оставаться образованной личностью. В России (СССР) в послевоенные годы было введено обязательное семилетнее, затем восьмилетнее образование. В последующий период система образования перешла к полному общему образованию. Любой профессионал, получив образование по той или иной специальности, сталкивается в той или иной мере с проблемой необходимости продолжения образования, пополнения своих даже узкоспециальных знаний. Первоначального образования стало не хватать не только на весь отрезок активной профессиональной жизни и карьеры, но даже на его короткие отрезки. У нас в стране специалисты повышают свою квалификацию, то есть возвращаются в ситуацию образовательного взаимодействия, когда они обновляют свои знания, получают необходимые умения и навыки, сохраняющие их профессионализм и конкурентно способность по отношению к людям, только получившим образование.
Кризис (авторы данной работы считают, что образование не столько находится в кризисе, сколько переживает переходной период от классического образования к развлекательному образованию) в первую очередь выразился в недовольстве получателей и заказчиков образовательных услуг (авторы данной работы считают, что образование нельзя сводить к понятию «услуга») сроками выполнения их заказа, быстрым устареванием полученных знаний, необходимостью непрерывного самообразования (авторы данной работы считают, что самообразование сегодня должно стать основой развития личности - «нельзя научить - можно только научиться») или многократной переподготовки. Причинами его явились противоречия между потребностями существовавшего рынка труда в инициативных работниках и недостаточным уровнем личностной и профессиональной активности у выпускников; общественной потребностью в новых субъект-субъектных отношениях и их несформированностью в условиях общего и профессионального образования; большим количеством учебной информации и невысокой эффективностью ее усвоения; высоким уровнем педагогических задач и слабой мотивацией на обучение у студентов и учащихся в целом.
Вместе с тем, всякий кризис (переходной период) имеет и положительную сторону. Он стимулировал научные изыскания в системе методов и технологий обучения [6].
ТРУДНОСТЬ ВТОРАЯ, Демографическая ситуация и формирование международной и внутренней миграции на качественно ином уровне нежели ранее.
В России в конце прошлого столетия и начале нового столетия наблюдался демографический спад. Результат - уже с 2009 г. число выпускников школ сократилось в полтора раза. В Москве и Московской области избыточность предложения на «рынке» образовательных услуг уже к 2010-2012 гг. привела к полному исчезновению конкурсного начала при приеме в вуз.
Всей системе образования и в, первую очередь, университетам нужен управляемый процесс численности обучаемых, повышения качества образования и платы за обучение. В
сегодняшнем виде существующей системе образования затруднительно эффективно управлять данными процессами.
Сегодня констатируется, что существующий спрос на высшее образование и становление среднего класса в России привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы. Это повлекло к существенному снижению требований к качеству учебного процесса. Несоответствие реального предложения на рынке труда и системы подготовки в вузах, равно как несоответствие объявленных и реально получаемых компетенций, приводят к девальвации системы высшего образования.
Стихийно сформировавшийся за последние двадцать лет спрос на обучение в вузах позволяет привлекать к обучению учеников со слабой и очень слабой успеваемостью. Прежде всего, это касается иммигрантов
Учебная (эдукологическая) миграция на протяжении многих десятилетий была одним из важнейших каналов территориального перераспределения населения сначала - в СССР, а теперь и в России. В условиях и системы прописки и регистрации переезд на учебу был и до сих пор остается одним из самых надежных способов получить право проживать в городе (часто - крупном), а потом, возможно, и остаться там. С начала 1990-х годов коренные изменения в миграционных процессах выразились также в усилении международного миграционного обмена, в том числе - студенческого, что нашло соответствующее отражение в научных работах на тему интеллектуальной миграции и утечки умов.
Миграция выпускников высших учебных заведений рассматривается, как правило, либо в рамках трудовой миграции в целом, либо оценивается отдельный сегмент миграции (в частности, эмиграционные намерения). Что происходит с бывшими учебными мигрантами по окончании обучения или в случае его прерывания, возвращаются ли они в регионы, откуда приехали, мигрируют ли в другие места, каково соотношение остающихся в месте получения образования студентов и мигрирующих - эти вопросы практически никогда не исследовались. Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов (Рис. 1): около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования.
ПСреднее в Неполное среднее
□ Начальное м без образования □ Высш ее
■ Незаконченное выошее О Среднее специальное
Рис. 1. Уровень образования трудовых мигрантов [http://www.osce.org, электрон]
Как следствие, «новые» мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Такие мигранты (с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов) вообще менее социально адаптивны, менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами — правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т.п. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает
«миграционные риски» и незащищенность мигрантов. С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов. Однако эдукологические (образовательные) причины необходимо рассматривать также с другой стороны - уровень грамотности прибывающих на рынок труда [5].
Исходя из изложенного можно утверждать, что демографическая ситуация в стране консервирует процессы в системе образования. Следовательно, необходимо искать новые подходы к инновационным сдвигам в современной системе образования. Одним из таких подходов может явиться, при правильно постановке вопроса, развлекательное образование. Однако исследований в этом направлении не производилось.
ТРУДНОСТЬ ТРЕТЬЯ. Глубокие изменения рынка труда и как следствие требований к системе образования.
Сегодня утверждается, что структура рынка труда и России в настоящее время и в ближайшем будущем не в состоянии найти применение для растущего числа выпускников ряда вузов и, прежде всего, экономических вузов, что приводит к росту напряженности в среде выпускников вузов. А их ожидания достаточно высоки: опросы в 2011 году в среде студентов Государственного университета управления показали, что студенты старших курсов в основном ориентируются на начальный заработок в размере не ниже 20 - 25 тысяч рублей в месяц и на работу, прежде всего, в среднем управленческом звене.
Сегодня конкуренция в сфере образования не базируется на истинном рейтинге вузов, а исходит зачастую из смутных и не проверенных представлениях, почерпнутых из самых различных источников. О конкуренции вузов чаще всего говорят применительно к государственным вузам. При этом ещё совсем недавно считалось, что конкуренция со стороны негосударственных вузов в отношении государственных на порядок ниже. Однако сегодня этот вопрос резко меняется в направлении смещения акцентов. Отсутствие независимого рейтинга вузов, особенно на региональном уровне, слабая информированность в этой области абитуриентов и их родителей приводит к тому, что нет оснований говорить о том, что на рынке серьезно конкурируют образовательные программы - традиционные и инновационные. Реально конкурируют сугубо символические ценности и мифологизируемые представления о гарантированной ценности диплома того или иного вуза.
Специфику имеют «потребители» высшего образования:
• наиболее многочисленную группу составляют те, кто приобретает социальный статус, обозначенный государственным дипломом, как основание для карьеры;
• менее многочисленную группу образуют те, кто нацелен на приобретение бренда Университета в дополнение к государственному диплому;
• малочисленную группу составляют те, кем движет тяга к знаниям как таковая;
• растущую группу составляют те, кто нацелен на получение квалификации -способности осуществлять специализированные пакеты операций.
Только последняя группа реально способна оказывать давление на «рынок» образовательных услуг, заставляя его поставщиков наращивать качество.
Наряду с долговременным процессом общей перестройки образовательного процесса есть неотложная задача ускоренного до- и переобучения вузовских выпускников 90-х годов общим числом от 3 до 5 миллионов человек.
ТРУДНОСТЬ ТРЕТЬЯ. Изменение миссии системы образования и прежде всего Университетского образования.
Как известно «В 80-90 е. годах в Северной Америке сформировалось информационное общество (А. Тоффлер) из граждан с 12-14 летним образованием. Оно освоило производство информации («посткапиталитическое общество» - п. Друккер или «открытое общество» - Дж. Сорос). Основной формой труда здесь становится интеллектуальный труд, требующий больших и практически значимых профессиональных знаний, доступа к информационным потокам (и наличие этих потоков), все более сложной интеллектуальной техники и технологии переработки знаний, правовой защиты результатов этого труда» [3].
Главным образом перед системой высшего образования и, прежде всего, Университетами в этих условиях становится способность осуществлять ключевую миссию, соответствующую международным требованиям.
Сложность формулирования миссии системы высшего образования состоит в том, что высшее образование не может ориентироваться только на потребности рынка, но должно также оставаться общественным благом и служить стратегическим целям развития личности, общества и государства.
Реализации миссии системы высшего образования и, прежде всего, Университетов сегодня в основном связана с тем, что сохраняется инерционно работающая по советской модели функция образования, т.е. серийная подготовка квалифицированных специалистов. Однако необходимо признать, что мы уже имеем дело с другим высшим образованием, которое нельзя мерить прежними мерками (рис. 2). Российская экономика сегодня остро нуждается в формировании интеллектуальной элиты нового поколения, способной соединить широкую гуманитарную эрудицию и высокую компетентность в освоении средств и инструментов продуктивной деятельности.
МИССИЯ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАТЬ НОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ
- БЫТЬ ЦЕНТРАМИ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
УНИВЕРСИТЕТЫ ДОЛЖНЫ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ
ФЛАГМАНОВ
ЭТИХ ПРОЦЕССОВ Рис. 2. Университеты и их новая роль в современном образовании
Глобальная угроза наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В современном мире знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое образование, не успевает за изменениями мира и не может обеспечить человека на всю жизнь необходимыми ему знаниями, умениями и навыками. Прежде всего, это относится к университетскому образованию, которое в настоящее время ничем не отличается от образования, которые дают вузы другого статуса. Университетскому образованию нужны другие системы педагогической деятельности, и, естественно, что необходимо обратить свои взоры на развлекательное образование.
Изменения в экономике в свою очередь влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов. На передний план выходят такие качества, как:
• умение быстро адаптироваться в меняющихся, в том числе, экономических и
психологических условиях. В этой связи обостряется потребность в развлекательном образовании.
• умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения. В этой
связи, так же как и в предыдущем случае, обостряется потребность в развлекательном образовании.
• умение работать в сотрудничестве. В этой связи крайне обостряется
потребность в развлекательном образовании, как механизме достижения целей на социально значимом уровне.
• умение общаться. В этой связи потребность в развлекательном образовании
проявляется однозначно.
Следовательно, владение информационно-развлекательными технологиями становится такой же необходимостью, как умение считать, писать, грамотно говорить. Поэтому закономерно, что новые подходы к образованию, активно внедряется в педагогическую практику, в корне меняя технологии процесса обучения и воспитания. Медленно, неуклонно, но пока спонтанно развлекательное образование постепенно входит в жизнь образовательных учреждений.
Освоение развлекательного образования обеспечивает активное использование интеллектуального потенциала общества, позволит на качественно ином уровне осуществлять интеграцию педагогических и информационных технологий с научными, производственными технологиями. При этом будет возможен высокий уровень информационного обслуживания, возрастёт доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, изменится визуализация представляемой информации, обновится существенность используемых данных. Стратегия развития современных педагогических технологий определяется направлением от информации к знаниям, но с приходом развлекательного образования к эмоционально окрашенным знаниям. И именно это направление во многом определяет одно из приоритетных движений и процесса гуманизации современного общества. Внедрение средств новых развлекательных технологий (НРТ) в систему образования -веление времени [4].
Внедрение НРТ в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование, делая возможным:
• совершенствование механизмов управления системой образования;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности (персоны) обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• психологизацию и персонологизацию предметных областей, что позволяет перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно
приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-
исследовательскую деятельность с учётом личностных предпочтений;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем в режимах мониторинга;
• реализацию возможностей электронных учебников (ЭУ) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.
Но было не правильно думать, что развлекательное образование не затрагивает глубинные, философские пласты всей системы образования, и, как следствие, философии труда (интеллектуального труда) Философия теории интеллектуального труда исходит из понятия, что каждый субъект труда, так или иначе, имеет внутренние информационные потоки. Материальная и энергетическая составляющие мира (вещество и поле) взаимопревращаемы. Третья составляющая - информация - особенная. Она связана с двумя другими отношением субстратности, т.е. информация всегда запечатлена на массовоэнергетической основе, но сама информация не зависит от этой основы. Это легко представить на примере письма (книги, статьи, кинопленки и т.д.): любое письмо есть ряд определенных символов, написанных на бумаге, но, ни сама бумага, ни способ записи на ней мало связаны с тем, что на ней написано.
Информация удивительная субстанция, определяющая всю систему технологий интеллектуального труда, к которой привычные методы исследования в естествознании неприменимы. Достаточно сказать, что здесь не действуют законы сохранения - фундамент естествознания, при изучении массово-энергетических характеристик. В самом деле, когда мы говорим, энергия звуковых волн нашего голоса переходит в тепло, но не исчезает бесследно; когда горит книга, масса бумаги не исчезает, становясь массой пепла и дыма. Но куда пропадает смысл произнесенных слов, куда исчезает содержание написанного, хотя и говорят, что рукописи не горят.
В доказательство данного положения обычно приводят следующий пример. Предположим, что система А откуда-то получила информацию, полностью тождественную утраченной. Каким образом мы можем установить, что она действительно тождественна прежней? Ведь сравнить нашу вновь полученную информацию не с чем: старая информация исчезла, и мы вынуждены считать имеющеюся у нас информацию новой. Таким образом, в мире, который изучает теория интеллектуального труда, может исчезнуть безвозвратно только одно - информация.
Философия теории интеллектуального труда учитывает специфику взаимодействия субъектов интеллектуального труда, которые внешние информационные потоки переводят во внутренние информационные потоки и наоборот. Причем эти изменения имеют содержательный аспект.
Например, если использовать классификацию разделения труда на традиционный и интеллектуальный, то расчеты с использованием функции Кобба-Дугласа показывают, что вклад интеллектуального труда в обеспечение экономического роста превышает вклад двух других основных факторов производства - традиционного труда и капитала, составляя, по разным оценкам, до 78 % (в разные годы в разных странах была своя величина вклада). При интерпретации этих данных необходимы определенные оговорки. Интеллектуальный труд рассматривается при таких исследованиях как обобщенный фактор, включающий в себя все причины, помимо традиционного труда и капитала, способствующие увеличению выпуска
продукции (например, совершенствование организации производства и управления, смена системы найма на работу и т. п.).
Роль интеллектуального труда постоянно возрастает, являясь основой развития. Философия тории интеллектуального труда в первую очередь учитывает, что факторы развития связаны с информацией. Любой субъект труда - это информационная категория, причем нередко специфическая и крайне сложная.
ТРУДНОСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. Изменение спроса на выпускников системы высшего образования и, прежде всего, Университетов.
В Российской федерации образовательную деятельность вели в 2008 году 3 591 высшее учебное заведение. Как показывает статистика, их количество постоянно увеличивалось до последнего времени. Несмотря на сложную демографическую ситуацию, росло и продолжает расти количество студентов. В аудитории вузов приходило в 2008 году 7 769 319 студентов. Растёт и финансирование системы высшего образования.
В 2009 г. на высшее и послевузовское профессиональное образование была направлена пятая часть бюджетного финансирования этой сферы. По сравнению с 2008 г. оно увеличилось в сопоставимых ценах на 15,6%, а с 2000 г. - в 4,1 раза. По отношению к ВВП бюджетные расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование составили
0,9% против 0,3% в 2000 г.
Престиж высшего профессионального образования в России достаточно высок. С 2000 года по 2010 год охват проживающих в стране населения в возрасте 17-25 лет программами высшего профессионального образования увеличился с 23,0 до 36,4%.
На начало 2009/2010 учебного года в стране функционировало 1114 высших учебных заведений (662 государственных и муниципальных и 452 негосударственных). За период 2000-2009 гг. сеть высших учебных заведений выросла на 15,4%, в том числе негосударственных - на 26,3%, государственных и муниципальных - на 9,1%.
В настоящее время перед обществом актуализируется задача обеспечения системой высшего образования задачу должного уровня проводимых реформ (диверсификационных и модернизационных мероприятий), сохранения национальной, экономической безопасности независимо от глубины проводимых преобразований.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ Минобразования России № 393 от 11.02.2002г.) записано: «...страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании».
Современная система ВПО ориентирована на устаревшую образовательную идеологию, когда в центр ставится специалист, его компетенции, объём знаний, умений и навыков (каких и зачем нередко не обсуждается), но не само представление и понимание специальности и тем более её нюансах.
Такой подход несостоятелен по следующим причинам:
1) ежегодно появляются новые специальности, и система высшего образования необходимо не гнаться за этим процессом, а идти опережающими темпами на базе прогнозных оценок различного уровня;
2) человек, отвечающий требованиям новейшего времени, должен не менять специальность каждые пять лет или чаще, а использовать свой опыт для перехода в новое качество оптимальным для него (подчеркнём - для него) образом и при этом использовать собственный «человеческий капитал»;
3) успех личности (персоны) в той или иной сфере деятельности очень часто мало зависит от специальности, обозначенной в вузовском дипломе, а связан с теми талантами, которые обозначаются в его практической деятельности.
К сожалению, традиционное репродуктивное образование не работает в новых условиях, а креативное образование зачастую мало эффективно. Только развлекательное образование может адекватно отвечать на насущные проблемы дня.
ТРУДНОСТЬ ПЯТАЯ. Несоответствие экономического механизма
функционирования системы высшего образования и, прежде всего, Университетского образования реалиям общественного развития.
При высокой доле платных услуг в структуре доходов современные ВПО и, прежде всего Университеты являются рыночно-государственными структурами. В первой части они должны быть стабильными и эффективными рыночными единицами. Но для этого вузы должны иметь четкую модель своего поведения на рынке осуществления и предоставления образовательных технологий.
Финансовая поддержка со стороны благотворителей, попечительских советов или со стороны спонсоров сегодня мало эффективны. Сегодня много говорится о том, что назрела (в какой степени обычно не обсуждается) необходимость перевода ВПО и, прежде всего, Университетов из категории государственных учреждений в разновидность хозяйствующего субъекта, которые должны получить и использовать все преимущества хозяйственной деятельности.
Это означает, что современной администрации образовательных учреждений необходимо научиться прогнозировать ситуации (в самых различных вариантах) как текущей, так будущей (в том числе и долгосрочной) финансово-хозяйственной деятельности.
Провести такие радикальные преобразования и практически воплотить такие задачи как показывает опыт отдельных вузов чрезвычайно трудно по причинам субъективного характера. За все еще редкими исключениями, ни администрация, ни преподавательский корпус современных ВПО не готовы к тому, чтобы реально освоить возможности, обозначить (хотя бы обозначить) ограничения и риски, сопряженные с развитием коммерческой деятельности, сочетая ее со статусом государственной организации. Естественно, что в такой ситуации проблемы развлекательного образования даже не озвучиваются.
В настоящее время большинство вузов, в том числе и Университетов прямо не ставит задачу повышения своей конкурентоспособности, не стремится действительно приобрести статус исследовательской организации (хотя деклараций по этому поводу множество). Спрос на деятельность Университетов сохраняется в виде инерционного спроса, что и консервирует негативную ситуацию.
Однако активно идет процесс модернизации учебных стратегий в сильных региональных вузах России, которые сегодня создаются заново. Если в 80-е гг. в Москве и Петербурге было две трети студентов из других регионов, то сейчас - около четверти. Столичные социальные общности начали воспроизводить преимущественно самое себя. То же можно сказать о региональных университетах, которые начали формировать в высокой степени обособленные региональные элиты.
Через короткое время неизбежной станет ситуация, что именно региональные вузы станут наиболее продвинутыми, обеспечивающими более эффективный карьерный рост выпускников, станут постепенно объектом для подражания.
Университетский округ - новая для России организация образовательного процесса. Объединяя университеты и профильные вузы, а также гимназии и лицеи, с которыми высшие учебные заведения устанавливают постоянные связи ради повышения качества подготовки абитуриентов, округа могут оказать существенное позитивное воздействие на сложный процесс осуществления необходимых реформ.
В рамках университетских округов развивается концепция распределенного университета, основанная на кооперации образовательных программ различных вузов и даже лицеев, средних специальных учебных заведений. На этой основе вполне вероятно осуществить полное включение техникумов и колледжей в систему Университета с правом присуждения степени бакалавра.
Сегодня считается, что выгоды кооперации образовательных программ настолько очевидны, что процесс вовлечения вузов в состав округа может произойти в целом достаточно быстро, ставя немногочисленных упорных «индивидуалистов» в заведомо невыгодное положение.
Естественно, что в реальной практике экономические, инновационные изменения механизма наблюдаются в комплексном виде. При этом инновационный процесс имеет свою внутреннюю структуру.
ТРУДНОСТЬ ШЕСТАЯ. Отвлечение студентов от учебного процесса, в частности работа не по профессии, и отсутствие мотивации заниматься научными исследованиями.
Существующая структура Государственных стандартов не видит проблему и принципиально не позволяет студентам совмещать учебу и работу при дневном способе обучения. Однако необходимо принять во внимание, что важной новой характеристикой системы образования по сравнению с советской эпохой является активная вовлеченность студентов в трудовую деятельность для приработка. Но не только приработка: в отсутствие системы распределения на фиксированные рабочие места после окончания вуза, раннее вовлечение в рабочий процесс служит наиболее эффективным средством как получение необходимых квалификаций, не получаемых в вузе, так и закрепления за собой рабочего места. В ряде отдельных вузов и, прежде всего, негосударственных занятость студентов, начиная с третьего курса, охватывает до 90 процентов потока, что, однако, не учитывается в учебных программах, тогда как реально преподаватели вынуждены считаться с фактом. Результат - существенно снижены требования к соблюдению учебной дисциплины. Развлекательное образование решает эту проблему на качественно другом уровне.
Одновременно с тем, что значительная часть студентов сочетает учебу с постоянным заработком, низкие оклады преподавателей вынуждают до трети из них либо к расширенному совместительству, либо к репетиторству. Падает (и значительно) компетенция современных ППС. Это обозначает так называемый «цивилизационный разрыв». Современные студенты начинают предъявлять собственные требования к компетенциям и квалификациям тех, кто преподносит им знания, критически относиться к построению учебных программ и уровню преподавания.
Одним из новых инструментов усиления влияния на студента во время учебы является прогнозируемый переход от системы предоставления мизерных стипендий на невозвратной
основе к замене их образовательными кредитами на основе контракта между студентом и дирекцией попечительского совета с возвратом, рассроченным на 8-10 лет для бакалавра, на 12 - 15 лет для магистра. Опыт подобной работы уже накоплен в нескольких вузах. Наряду с кредитами необходим и институт грантов вузов и, прежде всего, Университетов за
исследовательские, конкурсные, проектные достижения студента в ходе учебы.
Кадровый потенциал современной системы образования в России и, прежде всего, Университетского образования стареет и зачастую транслирует социальные установки вчерашнего дня. Молодежь не рассматривает работу в вузах, в том числе и в Университетах в числе значимых перспектив построения карьеры.
При этом, в современной системе образования в России и, прежде всего,
Университетском образовании по-прежнему работают подлинные подвижники, как от
образования, так и от науки. При этом необходимо констатировать - усиливается отрыв современной системы образования в России и, прежде всего, Университетского образования от передовой науки и тем более от практики.
Снижение привлекательности педагогической карьеры, и прежде всего, по
экономическим причинам ведет к снижению требований к аспирантам и к уровню диссертационных исследований, что принимает угрожающий характер на фоне неуклонного старения педагогического корпуса. Современный преподаватель и тем более студент не умеют (не научены, а часть из них не хотят в силу психологических особенностей) осуществлять научную деятельность. Естественно, что в таких условиях невозможно говорить о качественно новых, революционно деятельностных подходах в образовании и конечно развлекательном образовании, как базы новых подходов к научным свершениям. Наука во многом игра, но игра умелая и целенаправленная. Уметь, играя, постигать новые сведения, учит жизнь с малых лет, но пока современная система образования не постигла всей глубины этих технологий. Однако новые технологии образования медленно, но неуклонно входят в жизнь образовательных учреждений [1].
Сложность реализации исследуемых требований заключается, прежде всего, в том, что реформирование образовательного процесса должны осуществлять по преимуществу те люди, которые в наименьшей степени готовы признать неадекватность образовательного процесса в новой ситуации и, что их заработок зависит не только от количества прочитанных лекций. Необходимо считаться с тем, что за последнее десятилетие, в связи с трудностями выживании системы высшего образования и, прежде всего, университетов (о негосударственных образовательных учреждениях в этой связи даже не говорится), роль вузовской администрации выросла чрезвычайно, тогда как значение ученых советов и преподавательского корпуса неуклонно снижалось.
Искусственно форсировать во всех образовательных учреждениях процесс перехода на модели модернизованного, в том числе развлекательного учебного процесса не представляется возможным в связи с мощностью, как правило, пассивного сопротивления ППС и даже самих студентов.
Перед современной системой образования в России и, прежде всего, Университетским образованием сегодня оформилась качественно новая проблема - использовать «болонский формат» для радикальной реорганизации модели образовательного процесса. Считается, что «Болонский процесс» может стать эффективным дополнительны стимулом к новому этапу реорганизации образовательного процесса. Его целесообразно рассматривать именно в этом качестве. Способность современной системы образования в России и, прежде всего,
Университетского образования, однозначно и качественно осуществить такую реорганизацию и диверсификацию, крайне осложнена.
Главный результат образовательного процесса современной системы образования в России и, прежде всего, Университетского образования будет определяться тем, окажутся ли новые специалисты способными создать страну с современным имиджем и конкурентоспособную в этом тысячелетии. Исходя из этого современная система образования в России и, прежде всего, Университетское образование должно с самого начала проектировать и осуществлять реформу своего образовательного процесса и подготовки кадров с позиций будущей национальной инновационной экономики. Но этот процесс не должен идти в рамках старых технологий, только эмоционально насыщенное обучение позволит решить эту сложнейшую задачу.
Сложный и запутанный логически материал преподнести не просто, а с юмором еще труднее. Серьезность зачастую универсальна, а юмористичность неподражаемо индивидуальна. Развлечение всегда одаривает впечатлениями, но впечатления нередко далеки от развлечений. Однако отделить впечатления от развлечений дело неблагодарное. Сколько людей, столько впечатлений. Экономика впечатлений от пресыщенности пугает и настораживает. Экономика впечатлений не приходит на смену классической экономике. Классическая экономика растворяет экономику впечатлений, как вода растворяет сахар. Ребенок, попробовав сладкий чай, редко просит напиток без добавок, впечатляющих вкус. Но взрослый, понимая глубинную суть сладкого, нередко отказывается от заманчивой угрозы. Однако бизнес предлагает ему массу заменителей, как правило, более дорогих. В этой связи остро обозначается проблематика создания так называемых бизнес-парков - одной из перспективных для вузов организационных форм, позволяющая повысить роль управленческих технологий в инновационной образовательной системе и увеличить эффективность образовательного процесса. Представляется, что объединение функций бизнес-парка и вузов, в отдельных случаях, может сыграть ключевую роль в общей модернизации системы образования.
ТРУДНОСТЬ СЕДЬМАЯ. Увеличение темпов и направленности изменения требований к выпускнику и обучающемуся в целом.
Все понятия по своему смысловому содержанию делятся на родовые и видовые. Род более высокое, с позиций обобщения, понятие. Вид есть наполнение структурными составляющими рода. Аналогично понятия «система» и «подсистема» или «система» и «элемент». Но как постулируется в системологии, любая система есть элемент системы более высокого порядка, а любой элемент есть система для составляющих более низкого порядка. С этих позиций, необходимо определить: в какую структуру вписывается понятие
«развлекательное образование».
В современной педагогической литературе в ходу следующие главные с содержательной точки зрения понятия: «репродуктивная система образования» или
«репродуктивное образование» и «креативная система образования» или «креативное образование». В тоже время имеется множество других понятий, например такик как: «инновационное образование», «развивающее образование», «экологически
ориентированное образование», «экономическое образование» и т. д. и т. п.
Следовательно, необходимо определиться с тем, какие это понятия с позиций их уровня и занимаемого места в смысловой структуре.
В современной системе образования в России и, прежде всего, Университетском образовании, как правило, отсутствует эффективная система обратной связи - выявление
потребностей (рынка труда, заказчиков на подготовленные кадры, семей) и коррекция учебных программ под эти потребности осуществляется в виде исключений. Вместо этого широко распространено, если не господствует, иллюзорное представление о возможности прогностической оценки спроса на «специальности» на десятки лет вперед. Нет отработанной системы независимой, внешней экспертизы и оценки конечных результатов деятельности вузов ответственными представителями работодателей, как в бизнесе, так и в управлении. В современной системе образования не созданы эффективные службы рекрутинга и привлечения ассоциаций выпускников к процессу трудоустройства. Не созданы условия для притока в сферу дополнительных инвестиций - так и не сложился действительный институт попечительства в сфере высшего образования, нет отработанной системы контрактирования и получения образовательных кредитов под гарантии будущего работодателя и т.д.
Вузы выполняют задачу предоставления обучаемым первичных квалификаций лишь отчасти, поскольку большая часть техники и технологии и методов преподнесения материала не соответствует задаче подготовки молодого человека к самостоятельной работе, непрерывному самообучению и обучению, к гибкой смене специализаций в течение жизни (выпускник получает не те компентенции или не того качества, которые требуются от него в реальной практике).
Попытки нормативно описать требования к так называемому специалисту самой системой образования, равно как и попытки, прямо апеллировать к представлениям потребителей в сфере бизнеса и управления реальных перспектив не имели, не имеют и в бущем иметь не будут. В таком подходе явствует тяготение к технократическим посылам. Они не просто устарели, а обветшали. Необходимо понять, что сегодня образование ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА, а не сиюминутная услуга. Развлекательное образование - есть путь становления глобальной системы образования
Как отражение этих процессов тенденция индивидуализации учебного процесса. В ряде вузов предприняты существенные шаги в этом направлении, включая развертывание интранетных сетей, тренажерных комплексов и т.п. В содержательном измерении назрела острейшая необходимость мер смотра учебных программ в сторону поступательного сокращения узко предметного членения знаний при расширении междисциплинарных, проблемно-ориентированных учебных курсов. В особенности это относится к первым двум годам обучения, когда, независимо от дальнейшей специализации, студент должен овладеть основами деятельностно ориентированного мышления и вырабатывать основы мировоззрения. Воззренологическая проблема имеет место к нарастанию [2].
Сегодня становится всё более обоснованно, что процесс обучения должен быть ориентирован на преподавателя, личность, знания и опыт которого являются определяющими для качества подготовки. Остальное по программе студент должен получать дистанционно с использованием мультимедийных учебных пособий. Мультимедийные учебные пособия требуют существенных первичных затрат на их разработку, однако низкая цена тиража и скорость его воспроизведения позволяют полностью компенсировать затраты, качественно повышая эффективность работы с учебным материалом. Свободный доступ к ресурсам Интернета радикальным образом повышает потенциальные возможности самостоятельной, поисковой работы студента, одновременно укрепляя навык его работы в информационном поле - как внутри привычно очерченной дисциплины, так и, прежде всего, междисциплинарного характера.
Можно утверждать, что начал складываться институт непрерывного образования: 42% вузов уже имеют программы дистанционного обучения; 23% вузов сегодня развернули свои программы среднего профессионального образования, то есть реально начали формироваться
университетские комплексы; 10% техникумов хотели бы (чувствуют в себе такой потенциал) подняться до уровня высшего профессионального образования.
Очевидно, что перед профессорско-преподавательским составом всей системы образования и в первую очередь Университетами и системами внутривузовского управления встает задача радикального совершенствования образовательного процесса. Модернизация технической базы современного образовательного процесса всех учебных учреждений, прежде всего, модернизация информационно-коммуникационных технологий, происходит с большим отставанием. Фактически нет дистантного образования в надлежащей мере, нет развитого обмена учебными программами, учебными играми, учебной литературой, аудио и видео продукцией между кафедрами.
Цивилизационный разрыв между ректоратом, профессорским составом и младшей частью преподавательского корпуса, с одной стороны, а также студенчеством - с другой, ставит перед системой высшего образования и, прежде всего Университетами качественно новые задачи, понять которые необходимо в надлежащем объёме. Для этого необходимо чётко представлять всю гамму мировых и отечественных тенденций развития системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалев А.А., Ганжин В.Т., Дергач А.А.. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме) как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека). // Мир психологии. Научно-методический журнал. Московский психолого-социальный институт НПО «МОДЭК». Москва-Воронеж. 2000-стр. 101-102).
2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с..
3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека в ХХ веке//общественные науки и современность «Наука»» М.: №1, 2001.
4. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное
образование, 1997, № 3.
5. Звонников В.И., Пугач В.Н., Голубев В.В., Алимова Н.К. Эдукологическая персонология: исходные понятия. Монография. М.: ИГУПИТ, 2011. - 218 с.
6. Круглый стол «КРИЗИС УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»/Дни Петербургской философии-2010//ЦКЬ:
http://philosophy.pu.ru/4073/7166