Научная статья на тему 'Российская и европейская системы высшего образования'

Российская и европейская системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТУС УНИВЕРСИТЕТОВ / ВЕЛИКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХАРТИЯ / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / СПЕЦИАЛИСТ / КАНДИДАТ НАУК / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY STATUS / MAGNA CHARTA UNIVERSITATUM / BOLOGNA DECLARATION / BACHELOR / MASTER / SPECIALIST / PHILOSOPHY DOCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новаковская Юлия Вадимовна

Рассмотрены задачи и цели высшего образования, провозглашенные в законе "Об образовании" РФ и в Великой Университетской Хартии, Лиссабонской конвенции, Сорбоннской и Болонской декларациях, а также меры, предпринимаемые Европейским Союзом по реформированию системы высшего образования, и причины проводимых реформ. Проанализирована ситуация в сфере высшего образования в России. Показано, что российская система высшего образования удовлетворяет основным требованиям, сформулированным в европейских документах, полностью соответствует концепции продолжающегося образования, необходимого в условиях современного быстро развивающегося мира высоких технологий, и потому не нуждается в реформировании по схеме "бакалавр магистр кандидат наук" вместо "специалист кандидат наук", но нуждается в более тесной связи преподавания с научными исследованиями в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian and European Higher Education Systems

The basic principles and objectives of the higher education, declared in the law of the Russian Federation on Education, as well as in Magna Charta Universitatum, Lisbon convention, and Bologna and Sorbonne declarations, are considered along with the measures undertaken in the European Union reorganizing the area of higher education and the causes of the undertakings. The higher education system of Russia is analyzed and shown to meet all the main requirements formulated in the European documents and completely comply with the concept of continuing education prompted by the modern rapidly developing high-technology world; hence, there is no need in a reorganization following a bachelor-master-philosophy doctor scheme instead of a specialist-philosophy doctor one, though it needs establishing tighter relations between teaching and research in the universities.

Текст научной работы на тему «Российская и европейская системы высшего образования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 4

ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ

РОССИЙСКАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Новаковская

(кафедра физической химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: jvnovakovskaya @gmail.com)

Рассмотрены задачи и цели высшего образования, провозглашенные в законе "Об образовании" РФ и в Великой Университетской Хартии, Лиссабонской конвенции, Сорбоннской и Болонской декларациях, а также меры, предпринимаемые Европейским Союзом по реформированию системы высшего образования, и причины проводимых реформ. Проанализирована ситуация в сфере высшего образования в России. Показано, что российская система высшего образования удовлетворяет основным требованиям, сформулированным в европейских документах, полностью соответствует концепции продолжающегося образования, необходимого в условиях современного быстро развивающегося мира высоких технологий, и потому не нуждается в реформировании по схеме "бакалавр — магистр — кандидат наук" вместо "специалист — кандидат наук", но нуждается в более тесной связи преподавания с научными исследованиями в университетах.

Ключевые слова: высшее образование, статус университетов, Великая Университетская Хартия, Болонская декларация, бакалавр, магистр, специалист, кандидат наук.

Обсуждение реформ и европейской, и российской систем высшего образования нужно начинать с определения целей и задач образования вообще и роли вузов в этом процессе. И в России, и в Европе интеллектуальными центрами являются классические университеты, которые определяют уровень подготовки специалистов и в других вузах. Поэтому основополагающим документом в Европе в сфере высшего образования является Великая Университетская Хартия [1]. Помимо нее, это Лиссабонская конвенция, а также Сорбоннская и Болонская декларации [2, 3, 4].

Составленная в 1988 г. и подписанная к настоящему моменту ректорами 660 университетов из 78 стран, включая 13 российских вузов, Великая Университетская Хартия начинается со следующих слов: "Люди и государства должны лучше, чем когда-либо, осознать ту роль, которую университеты будут призваны играть в изменяющемся и все более интернациональном обществе". В соответствии с этим утверждается, что

"будущее человечества во многом зависит от культурного, научного и технического развития" и что "это развитие закладывается в центрах культуры, знаний и исследований, коими и являются истинные университеты". "Задача университетов по распространению и передаче знаний молодым поколениям подразумевает, что в современном мире они должны также служить обществу в целом и что культурное, социальное и экономическое будущее общества требует, в частности, значительных финансовых вложений в продолжающееся образование." Именно университеты "должны передать будущим поколениям образование и навыки, которые научат их, а через них и всех остальных, уважать великую гармонию окружающего их мира и самой жизни" [1].

Эти цели и задачи образования в целом очень близки декларированным в статье 14 (Общие требования к содержанию образования) закона РФ "Об образовании" [5]. Ниже процитируем три основополагающих пункта этой статьи:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать1:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Разница состоит в том, что в Великой Университетской Хартии выделена роль именно университетов, тогда как в российском законе речь идет о системе образования в целом.

Фундаментальные принципы, которые должны обеспечивать истинное призвание университетов, таковы:

1 Пункт 2 статьи 14 Закона "Об образовании" приведен с учетом изменений, внесенных в него в соответствии с Федеральным законом № 309-Ф3 [6].

1. Университет — это автономная структура в сердце обществ, по-разному организованных в силу особенностей географии и исторического наследия; он создает, проверяет, оценивает и передает следующим поколениям культуру посредством проведения исследований и преподавания. Чтобы удовлетворять требованиям окружающего мира, его исследования и преподавание должны быть морально и интеллектуально независимы от всех политических и экономических властей.

2. Преподавание и проведение исследований в университетах должны быть неразделимы, чтобы обучение в них успевало за изменяющимися нуждами и запросами общества и отражало достижения научной мысли.

3. Свобода в исследованиях и обучении есть фундаментальный принцип жизни университета; правительства и университеты, каждый в меру своих возможностей, должны гарантировать уважение этого фундаментального требования. Не приемлющий нетерпимость и всегда открытый для диалога университет — это идеальное место встречи преподавателей, способных передавать свои знания и имеющих все условия для развития их посредством исследований и инновационных внедрений, и студентов, которые получили право, могут и хотят обогатить свои умы этими знаниями.

4. Университет — гарант европейских гуманистических традиций; его постоянной заботой является достижение универсального знания; чтобы следовать своему призванию, он переходит географические и политические границы, провозглашает жизненной необходимостью различных культур взаимное изучение и влияние [1].

Два основных средства, которые призваны обеспечить достижение этих целей, таковы:

1. Для того чтобы обеспечить свободу преподавания и проведения исследований, средства, которые сделают эту свободу реальной, должны быть доступны всем членам университетского сообщества.

2. Принятие на работу преподавателей и определение их статуса должны отвечать принципу неотделимости научных исследований от преподавания.

В какой мере эти принципы отражены в официальных документах России? Основополагающая идея, что корректно модифицировать программы курсов, читаемых студентам, или разрабатывать учебные планы новых дисциплин можно только при учете основных современных направлений фундаментальных и прикладных исследований (которые хотя бы частично представлены в работах данного структурного подразделения вуза), принимается во внимание лишь частично. Считается, что основная работа преподавателя — читать лекции и вести семинарские и практические занятия, а научные исследования — это вспомогательная деятельность в оставшееся свободное время. При этом формально определяемая минимальная педагогическая нагрузка (особенно у преподавателей низших категорий начиная с ассистента) весьма велика, и времени на иссле-

дования остается очень немного. У профессоров же, у которых времени на научную работу больше, спектр интересов значительно шире, а значит, и число задач, решение которых они могут координировать, существенно больше, и нужны "исполнители", вносящие весомый вклад в эту работу.

Какой же вариант организации такой работы предлагается в отечественной системе? Ответ содержится в статье 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", к которой согласно Федеральному закону № 308-Ф3 был добавлен пункт следующего содержания [7, 8].

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как видим, разница между российским и европейским подходами кардинальная. В Европе преподавание и исследовательская работа считаются неразделимыми. В России же декларируется необходимость вывода научно-исследовательских групп из вузовского штата и их отдельное финансирование за счет грантов или договоров. Но ведь именно те,

кто представляет исследовательский штат вуза, как правило, читают специальные курсы для дипломников и аспирантов и руководят их работой, тем самым увеличивая объем актуальных современных знаний, который получает выпускник вуза и который во многом определяет его способность в дальнейшем вести самостоятельную научную работу.

Правильна такая организация работы, при которой читающий основные лекционные курсы профессор руководит группой сотрудников, ведущих исследовательскую работу. Эта группа включает не только студентов и аспирантов, но и штатных сотрудников. Последнее необходимо как для обеспечения преемственности и существования научных школ, так и для оперативной подготовки специальных лекционных и практических курсов для студентов и аспирантов с учетом последних теоретических и практических достижений в той области науки, в которой данный сотрудник специализируется. При этом задача государства — создать необходимые условия для полноценной работы преподавателей и сотрудников вуза.

Вернемся к европейской системе образования. Великая Университетская Хартия определила общие задачи и цели высшего образования, роль университетов и их статус, а также принципы, которых должны придерживаться правительства в сфере образования. Спустя 10 лет после провозглашения Хартии министры образования четырех ведущих европейских государств (Франции, Германии, Италии и Великобритании), в которых сосредоточены старейшие университеты, выступили с совместной Сорбоннской декларацией, конкретизировав меры, которые следует предпринять, чтобы создать в Европе наиболее эффективную систему высшего образования, являющуюся требованием времени [3]. Через год к ним присоединились правительства еще 25 европейских государств: Австрия, Бельгия (Французская и Фламандская части), Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды!, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция и Швейцария, которые подписали итоговую Болонскую декларацию [4].

В обоих документах было указано, что необходимо "построить интеллектуальное, культурное, социальное и техническое пространство континента", которое "должно быть в значительной степени оформлено университетами, продолжающими играть ведущую роль в его развитии". Согласно Болонской декларации, "Европа Знаний уже всеми признана как незаменимый фактор социального и общественного роста и неотъемлемая составная часть консолидации и обогащения европейского гражданства, которая сможет дать своим гражданам знания, необходимые для принятия вызовов нового тысячелетия и осознания единых ценностей и принадлежности к общему социальному и куль-

турному пространству" [4]. Поэтому основная цель — "создать европейское пространство высшего образования, где национальное своеобразие и общие интересы будут взаимодействовать и усиливать друг друга на пользу Европе, ее студентам и вообще ее гражданам" [3]. Кроме того, необходимо "обеспечить возрастающую международную конкурентоспособность европейской системы высшего образования" [4]. Поскольку "жизнеспособность и эффективность любой цивилизации может быть измерена притягательностью ее культуры для других стран", было решено "гарантировать высокий притягательный потенциал европейской системы высшего образования во всем мире, равный выдающимся культурным и научным традициям Европы" [4].

Было отмечено, что наступает "время значительных изменений в условиях образования и работы", появляются "различные пути профессиональной карьеры, когда обучение и образование на протяжении всей жизни становятся обязательными" [3]. Поэтому необходимо "дать студентам и обществу в целом систему высшего образования, в которой у них будут наилучшие условия для поиска и определения той области, где они могут реализовать себя наилучшим образом". Важным фактором на пути создания такой системы является "устранение барьеров и развитие системы преподавания и обучения, которая повысила бы мобильность и обеспечила еще более тесное сотрудничество" между странами континента. А условие, обеспечивающее решение поставленной задачи, — появление "системы, в которой два основных цикла, студенческий и аспирантский2, должны быть признаны как основа международного сравнения и стандарта".

Чтобы лучше понять, почему задача сформулирована именно так, необходимо обратиться к более поздним документам, проясняющим тенденции, имевшие место в Европе к моменту провозглашения Сор-боннской и Болонской деклараций.

В выводах и рекомендациях специального Хельсинкского семинара, посвященного критериям и требованиям к квалификации, присваиваемой по окончании первого цикла обучения (бакалавр), указано, что проблемами многих европейских стран были длительное обучение на этой первой ступени, большое количество тех, кто бросал учебу, и общее увеличение продолжительности университетского обучения [9]. Хорошо спланированные и эффективные программы на обеих ступенях должны были сократить общую продолжительность обучения и тем самым уменьшить количество студентов, прерывающих свое обучение, не получив никакой квалификации, и помочь им определиться на рынке труда. Двухуровневая структура бакалавриат—магистратура должна была дать ряд преимуществ по сравнению с длинным, часто негибким курсом

2 В оригинале: undergraduate and postgraduate.

обучения, ведущим непосредственно к получению степени магистра, который был традиционным во многих европейских странах [9]. Основным преимуществом новой двухуровневой системы должно было стать то, что студентам предлагаются программы, которые благодаря модульной компоновке допускают большую гибкость, способствующую повышению национальной и интернациональной мобильности: они должны были давать студентам возможность либо продолжать обучение по одной специальности, либо выбрать другую как в том же вузе, так и в каком-либо ином.

Кроме того, во многих профессионально ориентированных высших учебных заведениях Европы до этого момента предлагали только степень бакалавра. Новая система предполагала введение в таких вузах дополнительно степеней магистров, что должно было способствовать более эффективному использованию ресурсов, поскольку студентам теперь не надо было бы менять профессиональную ориентацию в момент перехода от первой ступени обучения ко второй.

Итак, причина предпринимаемых Европейским Союзом мер — неэффективная в целом образовательная система, в которой отдельные ступени обучения плохо согласованы между собой и имеют слишком большую общую продолжительность. Меры, которые предпринимаются Европейским Союзом для решения указанных проблем, четко сформулированы в Болонской декларации, выдержка из которой приведена ниже.

Подтверждая нашу поддержку основных принципов, заложенных в Сорбоннской декларации, мы намерены координировать наши действия для достижения в кратчайшие сроки, в любом случае в течение первого десятилетия третьего тысячелетия, следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные на пути установления Европейской зоны высшего образования и продвижения Европейской системы высшего образования по всему миру:

— Принятие системы легко интерпретируемых и сопоставимых степеней, в том числе путем введения приложения к диплому, для того чтобы способствовать трудоустройству европейских граждан и международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

— Принятие системы, основанной на двух основных циклах: студенческом и аспирантском3. Доступ ко второму циклу возможен только при успешном завершении первого цикла обучения, длящегося не менее трех лет. Степень, присуждаемая по окончании первого цикла, должна соответствовать европейскому рынку труда, отвечая необходимому уровню квалификации. Второй цикл должен завершаться присуждением степени магистра и/или доктора философии4, как это принято во многих европейских странах;

3 В оригинале: undergraduate and postgraduate.

4 Российский эквивалент — кандидат наук.

— Установление системы баллов — как в европейской системе передачи и накопления баллов — в качестве удобного средства обеспечения наибольшей мобильности студентов. Баллы должны приобретаться не только в рамках системы высшего образования, но в том числе при обучении в течение жизни при условии, что они признаются соответствующими университетами;

— Создание условий для мобильности посредством преодоления препятствий на пути эффективного свободного перемещения с особым вниманием для студентов — к доступности обучения и совершенствованию навыков и соответствующих условий, для преподавателей, исследователей и административного персонала — к определению и установлению периодов проведения исследований, преподавания и обучения в Европе без ущемления их законных прав;

— Стимулирование европейского сотрудничества в целях поддержания качества, имея в виду развитие сравнимых критериев и методик;

— Развитие необходимого европейского пространства высшего образования, в частности в том, что касается разработки учебных планов, межвузовского сотрудничества, схем мобильности и единых программ обучения и исследований [4].

Итак, "основная гибкость и аутентичность системы будет достигнута посредством использования условных баллов (как в Европейской системе передачи и накопления баллов) и семестров. Это придаст законную силу полученным баллам для тех, кто выбирает вариант начального образования или его продолжения в различных европейских университетах и хочет иметь возможность получить степень в любое время в течение жизни" [3].

Заметим, что предлагаемая система баллов — это упрощение всегда использовавшейся в Российских вузах системы академических часов, отводимых студентам на изучение каждой конкретной дисциплины. Информация о количестве часов всегда фигурировала в приложении к диплому. К баллам можно перейти просто делением числа часов на число учебных недель в семестре. Поэтому ни идея о необходимости введения приложения к диплому, ни установление системы баллов не привносят ничего нового в нашу систему образования и контроля знаний студентов. Все это в России было и есть.

Что дает детальная информация об изученных студентом курсах? Возможность перехода в другое учебное заведение или даже переезда в другую страну с целью продолжения собственного образования. В Сор-боннской декларации четко сказано: "Настоящим принимаем на себя обязательство способствовать созданию единой эталонной системы, нацеленной на обеспечение внешнего признания и облегчения мобильности студентов и их последующего трудоустройства" [3]. Соответственно отмечается, что "и на студенческом, и на аспирантском

уровнях будет поощряться обучение по меньшей мере в течение одного семестра в университетах за пределами родной страны" и что "быстро растущая поддержка Европейским Союзом мобильности студентов и преподавателей должна быть реализована в полной мере" [3]. В продолжение этой идеи Болонская декларация утверждает, что создание Европейской зоны высшего образования является "ключевым фактором в содействии мобильности и трудоустройству граждан, и общему развитию континента" [4].

Как видим, основная идея — создание единого стандарта европейской системы образования, основанного на опыте старейших университетов Европы, с целью наиболее полного распространения знаний и подготовки специалистов для европейского рынка труда. Кроме того, для самих университетов создаются условия, при которых они могут "решительнее (чем в прошлом) конкурировать за студентов, влияние, престиж и деньги во всемирном соперничестве университетов" [10].

Термин "европейский" здесь центральный. Речь идет именно о более полной интеграции в Европейском Союзе, которая обеспечила бы равными возможностями граждан всех его государств-членов, а в перспективе — максимально эффективную и согласованную работу европейских университетов и исследовательских центров.

Россия не член Европейского Союза и едва ли когда-нибудь им станет. Конечно, это не значит, что выпускники наших вузов должны в чем-то уступать гражданам европейских государств. Но что для этого необходимо? Что рассматривается как основа европейского образовательного процесса? Мобильность! Иначе говоря, наличие правовых (законодательных) и финансовых возможностей для беспрепятственного перемещения студентов и специалистов между странами Союза при условии наличия у них документов, подтверждающих их уровень образования и опыт работы.

Что нужно нам для того, чтобы соответствовать этим требованиям? Прежде всего качественная подготовка специалистов и международно признаваемые дипломы. Это есть в старых классических университетах России. Второе — финансовые и организационные условия, обеспечивающие возможность иностранным гражданам приезжать учиться и работать в России, а российским — в Европе. Но приезжающие студенты и преподаватели должны иметь тот же статус, права и возможности, что и постоянно работающие или обучающиеся в данном учебном заведении, поэтому практика приема иностранных студентов и профессоров в нашей стране станет возможной лишь тогда, когда стипендии и зарплаты в российских и европейских вузах будут одинаковы и российские вузы будут располагать достаточно развитой инфраструктурой, включая служебные квартиры и общежития достаточной площади и надлежащего уровня обслуживания.

Что же касается российских студентов, то возможность изучить ряд курсов у специалистов других вузов, в том числе и в других странах, несомненно сделает их подготовку более разносторонней и адекватной современным достижениям науки. Но наши студенты и в настоящее время имеют возможность поехать на стажировку или летнюю работу в европейские или американские вузы и в результате часто выбирают как раз зарубежный вуз для продолжения своего образования и научной карьеры. И причина зачастую в отсутствии перспективы получения хорошо оплачиваемой работы в России по окончании обучения в вузе. В интересах же нашего государства реализовать такой вариант "мобильности", при котором российские студенты имели бы возможность временно обучаться за рубежом, и это давало бы им больше шансов на трудоустройство в России, причем такое трудоустройство считалось бы более привлекательным. А создать такие условия может только государство, обеспечивая должную поддержку науки и образования в стране. При этом у студентов появился бы дополнительный стимул учиться — чтобы потом работать на благо и процветание собственной страны. Можно с уверенностью утверждать, что и сейчас тех, кто предпочел бы остаться в России, но вынужден уехать (прежде всего по причинам финансового характера), значительно больше, чем тех, кто при прочих равных условиях выбирает работу за рубежом.

Заметим, что упомянутая проблема "мобильности" в Европе решается весьма активно. Есть европейский план действий по мобильности [14]. В рамках этого плана действуют специальные программы, помогающие людям из разных стран Европейского Союза находить устраивающие их варианты обучения или рабочие места в других странах. Соответствующая информация представлена, в частности, на интернет-сайте European Job Mobility Portal [12]. В списке фигурирующих там стран (их всего 30 — помимо стран, подписавших в 1999 г. Болон-скую декларацию, еще и Кипр) Россия отсутствует! Отсутствует Россия и на сайте Европейской комиссии по образованию, и в специальных программах PLOTEUS и EUROPASS [13, 14, 15]. Но если до сих пор не предприняты необходимые технические меры для вхождения России в единое европейское образовательное пространство, декларированное в Болонье, то о каких изменениях академических программ обучения можно говорить?!

Теперь рассмотрим вопрос о собственно образовательных программах и квалификационных степенях.

Примечательно, что в Сорбоннской декларации специально отмечено следующее: "Международное признание степени, получаемой по окончании первого цикла, как достаточного уровня квалификации важно для успеха этого начинания, целью которого является прозрачность для всех нашей системы высшего образования". Почему вопрос

поставлен именно так, становится ясно при изучении рекомендаций Хельсинкского семинара [9]. Европейский рынок труда нуждался во все большем числе специалистов с высшим образованием, и решение этой задачи было сопряжено с бульшими трудностями в тех странах, где существовали только длительные одноуровневые программы обучения. Предполагалось, что более короткие бакалаврские программы позволят быстрее готовить специалистов, в которых нуждается рынок труда. При этом, правда, специально было отмечено, что "есть специальности, в которых степень бакалавра не соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым рынком труда" [9].

Насколько удалось решить эту задачу, можно судить по Берген-скому коммюнике 2005 г. [16]. Приветствуя положительные результаты введения двухуровневой системы обучения во многих вузах европейских стран, министры образования отмечали, что по-прежнему присутствуют сложности с переходом студентов от первой ступени образования ко второй и что необходимо принятие специальных мер на уровне правительств и социальных структур, которые бы способствовали трудоустройству бакалавров.

И это закономерно: ни по одной из основных специальностей, по которым ведется подготовка в классических университетах (таких, как математика, физика, химия, биология, информатика и кибернетика), бакалавры никому не нужны. Нужны специалисты с достаточным уровнем знаний, способные самостоятельно вести порученную исследовательскую работу. В принципе такими специалистами являются те, кто успешно закончил обучение на второй ступени, где "должен быть выбор между более коротким сроком обучения на степень магистра и более длинным для получения степени кандидата наук5 при возможности перехода между этими двумя вариантами", причем в обоих вариантах "особое внимание должно быть уделено исследовательской и самостоятельной работе" [3].

Базовые выводы и рекомендации относительно магистерских степеней были сформулированы на специальной конференции в Хельсинки в 2003 г. [17]. Прежде всего было отмечено, что программы по подготовке магистров в целом соответствуют пятилетнему курсу обучения. При этом в европейских странах варианты двухуровневой системы образования различаются: в одних магистерские и бакалаврские программы являются самостоятельными (независимыми), тогда как в других они объединены в общую последовательность обучения. И эти два варианта могут сосуществовать в европейском пространстве высшего образования при условии их согласованности с задачей создания более широких возможностей для индивидуального выбора квалификации [17].

5 В оригинале: philosophy doctor.

7 ВМУ, педагогическое образование, № 3

Поскольку продолжительность обучения и содержание курсов на уровне бакалавриата различаются [9], аналогичная гибкость должна быть и на уровне магистратуры при общем соответствии требуемому уровню квалификации [17]. Кроме того, в ряде областей могут продолжать существовать одноуровневые программы обучения, заканчивающиеся присуждением степени магистра [17]. При этом приветствовалось выделение промежуточных квалификационных ступеней, позволяющих переходить на другие программы обучения.

В очередной раз было указано, что адекватная оценка знаний и уровня подготовки выпускников различных образовательных учреждений возможна только при наличии приложения к диплому, в котором детализированы курсы, изученные выпускником [17]. Такая унификация магистерских степеней призвана привлечь талантливых студентов и исследователей из других стран (к которым относится и Россия) к обучению и работе в Европе [17]. Той же цели служат и изменения законодательного и финансового плана, облегчающие иностранным гражданам въезд в европейские страны и пребывание в них, включая разрешения на учебу и работу.

Таким образом, главная задача всего процесса реформирования европейской образовательной системы — создать более эффективную систему образования, которая обеспечила бы более быструю подготовку магистров, т.е. специалистов высокого уровня, причем принимаются все меры к тому, чтобы в качестве соискателей соответствующей степени привлекалось наибольшее число талантливых молодых людей из других стран.

В этой связи необходимо сказать о том, что существенное место в упоминавшемся Бергенском коммюнике отведено обсуждению уже трехуровневой системы, в которой помимо бакалавриата и магистратуры явно присутствует третья ступень — подготовка докторов философии (кандидатов наук) [16]. При этом отмечено, что актуальной является задача увеличения числа тех, кто продолжает свою научную карьеру в качестве соискателя этой степени в Европе. Действительно, все острее ощущается необходимость в тех, кто способен участвовать в разработке новых технологий, и это уже не дипломированные специалисты, а кандидаты наук.

Как раз такая согласованно-последовательная система образования и существовала в России. В настоящее время ее модифицированный вариант, предполагающий три степени высшего образования (специалист, бакалавр, магистр) представлен в статье 9 "Образовательные программы" (измененной в соответствии с Федеральным законом № 309-Ф3 [6]) закона РФ "Об образовании":

5. К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

4) послевузовского профессионального образования [5]. Должны ли в российских вузах обязательно существовать эти три

варианта подготовки молодых специалистов? Очевидно, нет, ибо проанализированные выше проблемы европейского образовательного процесса, на устранение которых направлены все предпринимаемые Союзом меры, в нашей стране отсутствуют. Более того, реформы европейской системы высшего образования постепенно делают эту систему все более похожей на то, что существовало и пока еще существует в России. Единственное отличие — наличие промежуточной степени бакалавра, которая по ряду специальностей признана не соответствующей требованиям современного рынка труда, а в остальных случаях не гарантирует человеку хорошего трудоустройства. И еще один момент. Во всех документах (и в Болонской декларации в частности) присутствует один и тот же важный мотив: реформа образования проводится "с полным уважением к разнообразию культур, языков, национальных систем образования и автономии университетов". И это необходимо учитывать и нам при обсуждении мер по улучшению нашей системы образования.

Таким образом, мы приходим к очевидному выводу. Российские пяти-шестилетние программы подготовки специалистов, которые могут продолжать образование, поступив в аспирантуру или став соискателями степени кандидата наук, полностью отвечают той основной цели, которую преследует европейская реформа образования. Более того, именно Россия может и должна была бы помочь Европе в формировании рациональных образовательных программ!

И последнее (по порядку, но не по значимости): во всех документах Европейского Союза основной акцент сделан на трудоустройство выпускников вузов на европейском рынке труда. Если основной задачей российской системы высшего образования является подготовка специалистов для Европы, то тогда непродуманное "прямолинейное" введение системы "бакалавр—магистр" оправданно: создаются все условия для подготовки хороших специалистов (имеющих степень магистра) для Европы, а в России остаются недоучки-бакалавры! Но это работа против национальных интересов России! И ни о каком статусе великой державы при таком подходе речи быть не может!

Если нас заботит будущее собственной страны не в качестве поставщика сырья и интеллектуальных кадров в Европу и другие страны мира, а в качестве лидера в научно-технической сфере, то необходимо понять, что проводимая в нынешнем варианте реформа высшего образования бесперспективна и губительна! Наша система образования, как уже было сказано, отвечает базовым положениям Болонской декларации. Да, она нуждается в модернизации. Но эта модернизации должна затронуть в

первую очередь научно-техническую базу вузов. И это задача государства (а не благотворительных организаций и фондов) — обеспечить университеты самым современным оборудованием и начать выплачивать их сотрудникам такую зарплату, которая позволила бы им 100% своего рабочего времени отдавать преподаванию и исследованиям.

Не менее важной задачей государства является поддержка всей науки в стране, и прежде всего достойное трудоустройство выпускников вузов. Тогда у студентов появится реальный стимул учиться, чтобы потом работать на благо и процветание собственной страны. А это как никогда актуально! Изменения климата, сокращение запасов природных ископаемых, рост населения на планете при сокращении посевных и пастбищных земель и нарастающем дефиците пресной воды — все это уже через одно, максимум два десятилетия потребует внедрения принципиально иных технологий почти во всех отраслях производства. И разрабатывать эти технологии мы должны уже сегодня!

Итак, наша задача не обеспечить Европу своими специалистами, а поддержать отечественные научные и инженерные разработки. И на этом пути стоит учитывать все то рациональное, что есть в Великой Университетской Хартии и в обеих, Болонской и Сорбоннской, декларациях — только применительно не к Европейскому Союзу и рынку труда, а к Российской Федерации и отдельным ее регионам! Достаточно просто заменить слова "Европа" и "европейский" в этих текстах на "Россия" и "российский" и получатся очень правильные документы, базовых принципов и идей которых стоит придерживаться всем.

Список литературы

1. Magna Charta Universitatum (URL: http://www.magna-charta.org/home2.html 03.06.2010).

2. The Lisbon Recognition Convention, Council of Europe (URL: http://con-ventions.coe.int/ 03.06.2010).

3. Sorbonne Joint Declaration. Joint declaration on harmonisation of the architecture of the European higher education system. The Europaeum, An association of leading European universities (URL: http://www.europaeum.org 03.06.2010).

4. Joint declaration of the European Ministers of Education convened in Bologna on the 19th of June 1999 (URL: http://ec.europaeu/education/policies/educ/bologna/ bolognapdf, p. 7-8 03.06.2010).

5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) (URL: http://www.lexed.ru 10.06.2010).

6. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-Ф3 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (URL: http://www.lexed.ru 10.06.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" (URL: http://www.lexed.ru 10.06.2010).

8. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (URL: http://www.lexed.ru 10.06.2010).

9. The Bologna Process: Seminar on Bachelor-level Degrees. Helsinki, February 16—17, 2001 (URL: http://www.bmwf.gv.at/fileadmin/user_upload/europa/ bologna/ seminar_bachelor_degrees.pdf 03.06.2010).

10. The Bologna Declaration on the European space for higher education: an explanation (URL: http://ec.europaeu/education/policies/educ/bologna/bolognapdf, p. 3-4 03.06.2010).

11. Action Plan for Mobility (URL: http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/ c11048.htm 03.06.2010).

12. European Job Mobility Portal (URL: http://europa.eu.int/eures/home.jsp 03.06.2010).

13. European Commission: Education and Training (URL: http://ec.europaeu/ education/lifelong-learning-policy/doc46_en.htm 03.06.2010).

14. PLOTEUS (URL: http://ec.europaeu/ploteus/ 03.06.2010).

15. EUROPASS (URL: http://europass.cedefop.europaeu/ 03.06.2010).

16. The European Higher Education Area — Achieving the Goals. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Bergen, 19-20 May 2005 (URL: http://www.bologna-bergen2005.no/ 03.06.2010).

17. The Bologna Process Conference on Master-level Degrees. Helsinki, March 14-15, 2003 (URL: http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/Results.pdf 03.06.2010).

RUSSIAN AND EUROPEAN HIGHER EDUCATION SYSTEMS Y.V. Novakovskaya

The basic principles and objectives of the higher education, declared in the law of the Russian Federation on Education, as well as in Magna Charta Universitatum, Lisbon convention, and Bologna and Sorbonne declarations, are considered along with the measures undertaken in the European Union reorganizing the area of higher education and the causes of the undertakings. The higher education system of Russia is analyzed and shown to meet all the main requirements formulated in the European documents and completely comply with the concept of continuing education prompted by the modern rapidly developing high-technology world; hence, there is no need in a reorganization following a bachelor-master-philosophy doctor scheme instead of a specialist-philosophy doctor one, though it needs establishing tighter relations between teaching and research in the universities.

Key words: higher education; university status; Magna Charta Universitatum; Bologna declaration; bachelor; master; specialist; philosophy doctor.

Сведения об авторе

Новаковская Юлия Вадимовна — доктор физико-математических наук, доцент кафедры физической химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 939-48-62; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.