Научная статья на тему 'Философия образования: от альтернативных подходов к праксиологии и академизации'

Философия образования: от альтернативных подходов к праксиологии и академизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАКСИОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЗАЦИЯ / PRAXEOLOGY / THEORY AND PRACTICE / EDUCATIONAL PHILOSOPHY / ACADEMISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семченко Евгений Евгеньевич

Статья посвящена проблемам решения праксиологических проблем в философии образования. Автор выделяет пять уровней обобщения вертикально-интегрированной научной структуры современной системы образования: технологии (приемы) образования; подходы к образованию; науки об образовании; концепции образования; парадигмы образования; картины миропонимания образования; философия образования. Современная философия выделяет следующие диады: идеальное/материальное; религия/наука; теория/практика. В статье отмечается, что теория с практикой сегодня образуют синергетическо-эмерджентную систему, которая живет по циклическим законам в поле иерархически выстроенных тенденций. В такой постановке практика диверсифицируется в праксиология, а теория плавно становится академизацией. Праксиология, по мнению автора, теоретически осмысленная практика, выстраивающая деятельностные структуры через модельно-интеллектуализированные поля. Праксиология включает человека. Праксиология сегодня представляет новый взгляд на философские вопросы. Современная философия образования обычно исходит из того положения, что современные науки содержат как эмпирический, так и теоретический уровень познания. Однако при этом в стороне остаётся человек. По мнению автора, в такой постановке происходит переход от диадной схемы (эмпирика, теория), к триединому представлению (субъект, с его воздействиями на окружающий мир, окружающий мир с его системным представлением, который создаёт поток событий в ответ на воздействия субъекта и познающий арсенал субъекта, который формирует внутренний поток внешних воздействий). Введение человека меняет всю философскую картину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational philosophy: from the alternative approaches to praxiology and academism

The article deals with solutions of the praxiological problems in the educational philosophy. The author identifies five levels of generalization of the vertically integrated scientific structure of the modern educational system: educational technologies (methods); approaches to education; education sciences; educational concepts; educational paradigms; pictures of educational worldview and educational philosophy. The modern philosophy emphasizes the following diads: ideal/material; religion/science and theory/practice. The article notes that at the present day the theory and practice form a synergetic-emergent system that lives by cyclic laws in the field of hierarchically aligned trends. In this arrangement the practice is diversified in praxiology, and the theory gradually becomes academism. According to the author, praxiology is an academically sensible practice that aligns the pragmatist structures by way of the model-intellectualized fields. Praxiology activates human interaction and today it presents a new look in the philosophical questions. The modern educational philosophy usually proceeds from the fact that the state-of-the-art sciences have both empirical and theoretical level of knowledge. Nevertheless, the person stands on the sidelines. According to the author, in this formulation, there is transition from a dyadic scheme (empirics, theory) to the triune presentation (subject with its effects on the world around and the world around with its system presentation, which creates a flow of events in response to the subject effects and cognizes the subject arsenal which forms the inner flow of the external effects). Activation of human interaction changes the whole philosophical picture.

Текст научной работы на тему «Философия образования: от альтернативных подходов к праксиологии и академизации»

сит детям правильным режим дня и хорошая дисциплина. На линейках, классных собраниях, торжественной части вечеров объявились благодарности лучшим учащимся, о дисциплини-рованныхучащихся писали в стенных газетах. В качестве меры наказания, кроме индивидуальных и публичных замечаний, вынесения выговоров, снижения оценки по поведению, учащиеся переводились в другие параллельные классы, их проступки обсуждались на педагогических советах с вызовом родителей, недисциплинированных учащихся лишали права посещать школьные вечера, спортивные соревнования и другие внеклассные мероприятия. Нарушители дисциплины обсуждались на классных собраниях, где товарищи выносили то или иное порицание. С целью укрепления дисциплинированности учащихся большинству из них давались общественные поручения [4, л. 182].

Таким образом, огромным потенциалом в формировании нравственности школьников обладают уроки физкультуры. Значительная роль в системе средств и методов воспитательных воздействий в послевоенной школе отводилась методам принуждения и наказания, которые были оправданы тяжелейшими условиями времени. При этом результативность уроков возрастает, когда контроль учителя сочетается с самоконтролем школьников.

Опыт привлечения общественных организаций, семьи и родительской общественности к воспитательной деятельности может использоваться в современной воспитательной системе с целью формирования личностных качеств учащихся: нравственности, дисциплинированности, ответственности, выносливости, силы духа, коллективизма.

Литература:

1. Абросимова Г.В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей педагогическому творчеству. Новые исследования в педагогических науках. - М., 1991. - С. 24-40.

2. Андронов О.П. Физическая культура как средство влияния на формирования личности. - М. : Мир, 1992.-С. 56-61.

3. Буева Л.П. Духовность с проблемы современного человека // Вопросы философии. - 1996. -№2.-С. 15-18.

4. Государственный архив Ставропольского края. Отчет о работе школ края за 1951-1952 уч. г. // ГАСКФ.Р. 2174 оп. 5 д. 176-196 лл.

5. Настольная книга учителя физической культуры /под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Ф и С, 1998. - С. 7-12.

6. Орфографический словарь русского языка: Более 100.000 слов. / под ред. С.И. Ожегова. - Элиста : Джангар; М.: Локид-Пресс, 2004. - 912 с.

7. Реутова Л.П., Журавлева Ю.И. Периоды и этапы развития физического воспитания в России в довоенное и послевоенное время (1900-1953 г.г.) / Л.П. Реутова, Ю.И. Журавлева // KANT. - 2016. - № 1 (18).-С. 47-53.

СО

1-Н

О CU

-О 0-

ш <

1=с

си

kj^ С Ё

63

EDUCATIONAL PHILOSOPHY: FROM THE ALTERNATIVE APPROACHES TO PRAXIOLOGY AND ACADEMISM Semchenko Evgeniy Evgenievich, PhD of Economics, Rosobrnadzor, Moscow E-mail: dep05@obmadzor.gov.ru

The article deals with solutions of the praxiological problems in the educational philosophy. The author identifies five levels of generalization of the vertically integrated scientific structure of the modern educational system: educational technologies (methods); approaches to education; education sciences; educational concepts; educational paradigms; pictures of educational worldview and educational philosophy. The modern philosophy emphasizes the following diads: ideal/material; religion/science and theory/practice. The article notes that at the present day the theory and practice form a synergetic-emergent system that lives by cyclic laws in the field of hierarchically aligned trends, in this arrangement the practice is diversified in praxiology, and the theory gradually becomes academism. According to the author, praxiology is an academically sensible practice that aligns the pragmatist structures by way of the model-intellectualized fields. Praxiology activates human interaction and today it presents a new look in the philosophical questions. The modern educational philosophy usually proceeds from the fact that the state-of-the-art sciences have both empirical and theoretical level of knowledge. Nevertheless, the person stands on the sidelines. According to the author, in this formulation, there is transition from a dyadic scheme (empirics, theory) to the triune presentation (subject with its effects on the world around and the world around with its system presentation, which creates a flow of events in response to the subject effects and cognizes the subject arsenal which forms the inner flow of the external effects). Activation of human interaction changes the whole philosophical picture.

Keywords: praxeology; theory and practice; educational philosophy; academism.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ АЛЬ ТЕРНА ТИВНЫХ УДК 37 ПОДХОДОВ К ПРАКСИОЛОГИИ И АКАДЕМИЗАЦИИ ВАК РФ 13.00.01

Статья посвящена проблемам решения праксиологических проблем в фило- @ Семченко Е.Е., 2016 софии образования. Автор выделяет пять уровней обобщения вертикально-интегрированной научной структуры современной системы образования:

•х.

>

<

I ш

з: ж а

технологии (приемы) образования; подходы к образованию; науки об образовании; концепции образования; парадигмы образования; картины миропонимания образования; философия образования. Современная философия выделяет следующие диады: идеальное/материальное; религия/наука; теория/ практика. В статье отмечается, что теория с практикой сегодня образуют си-нергетическо-эмерджентную систему, которая живет по циклическим законам в поле иерархически выстроенных тенденций. В такой постановке практика диверсифицируется в праксиология, а теория плавно становится академизацией. Праксиология, по мнению автора, теоретически осмысленная практика, выстраивающая деятельностные структуры через модельно-интел-лектуализированные поля. Праксиология включает человека. Праксиология сегодня представляет новый взгляд на философские вопросы. Современная философия образования обычно исходит из того положения, что современные науки содержат как эмпирический, так и теоретический уровень познания. Однако при этом в стороне остаётся человек. По мнению автора, в такой постановке происходит переход от диадной схемы (эмпирика, теория), к триединому представлению (субъект, с его воздействиями на окружающий мир, окружающий мир с его системным представлением, который создаёт поток событий в ответ на воздействия субъекта и познающий арсенал субъекта, который формирует внутренний поток внешних воздействий). Введение человека меняет всю философскую картину.

Ключевые слова: праксиология; теория и практика; философия образования; академизация.

I

<

а ш

с

64

СЕМЧЕНКО Евгений Евгеньевич, кандидат экономических наук, Рособрнадзор, Москва dep05@obmadzor.gov.ru

Образовательно-воспитательная сфера (ОВС) в настоящее время, по мнению многих исследователей, имеет множество острых проблем в своем развитии [3;4]. Фундаментальной и одновременно глобальной, с позиции общемировых тенденций, проблемой развития образовательно-воспитательной сферы является формирование и последующее развитие: философских основ; картин миропонимания (воззренологических представлений); парадигм; концепций; теорий [2].

Таким образом, расширив этот список можно выделить семь уровней обобщения вертикально-интегрированной научной структуры современной системы образования (рис. 1). Каждый уровень имеет свою цель, значимость, степень разработанности, практическое использование и влияние на тенденции развития всей образовательно-воспитательной сферы развивающегося общества.

Рисунок 1 - Обобщенная вертикально-интегрированная научная структура современной образовательно-воспитательной сферы (рисунокавтора)

Автором ранее была уже более подробно рассмотрена проблематика образования на примерах первых пяти уровней [5]. Естественно, что анализ ОВС необходимо начинать с философского уровня, как с уровня максимального обобщения проблемы.

Литературный анализ показывает, что изучение проблем философии образования, велись и ведутся исходя из общефилософских подходов. Применительно к философии образования сущностные характеристики обычно отходят на второй план. Философия образования в настоящее время предстаёт как некое аморфная предметная область.

Для того, чтобы разобраться с современной проблематикой философии образования необходимо обратиться к возможностям надсис-темного анализа. Важнейшим моментом в таком анализе является выяснение значение философских законов и ихтрансформация при переходе к более низкому уровню. Философские законы обладают максимальной общностью и строятся на посылах очевидности. Но, как известно, очевидность не является мерой истинности. Одной из главных задач современной системы образование является привитие компетенций у личности к критическому осмыслению любых истин преподносимых как в процессе получения знаний, так и при совершении системно-деятельностных мероприятий. Другими словами, философия образования ответственная за культуру мышления как отдельно взятого обучающегося, так и всего социума в целом. Интеллектуальный труд в системе образования крайне специфичен и несводим ни к интеллектуальному труду ни в каких других сферах жизни человека. Современный интеллектуальный труд требует решить проблему фальсифицируемости. В такой постановке философские законы есть не что иное, как утверждение не фальсифицированные до настоящего времени. Теория фальсификации есть надсистемный элемент который целесообразно использовать в современной системе образования для формирования общей культуры мышления с учетом философских обобщений м как следствие развитие методологических основ критических построений.

С общенаучных позиций проблематика закономерно-

го и случайного, детерминированного и вероятностного (стохастического), линейного и циклического, независимого и подчинённого и т. д. исследуется также другими науками, помимо философии. Рассмотрим эти вопросы под углом логики. Логика решает данные вопросы по-своему. Философский вопрос о том, что представляет собой закон и случай, соответственно детерминированное и вероятностное (стохастическое), линейное и циклическое, независимое и подчинённое и т. д. в логике ставится как вопрос о том, что представляет высказывание, выражающее определенную мысль, каковы характерные черты этого выражения, представленного, как правило, в виде предложения или совокупности предложений. Логика применительно к первой связке (закономерное и случайное) не исследует отношения между законом и необходимостью, в ее задачи входит изучение связи высказываний, выражающих закон.

Сегодня в педагогике принято считать, что важным источником развития педагогики как науки является именно философия. Она играет важную методологическую роль в процессе формирования педагогической теории.

Философия определяет фундаментальную проблематику, которая влияет на функционирование и изменение объекта интереса. Классическая философия пытается разрешить феномен диад, лежащих в основе смыслооп-ределяющих и смыслонаправляющих все представления о существующем мире. Прежде всего, это диады: идеальное/материальное; религия/наука; теория/практика. [6;7]

Как классическая, так и постклассическая (современная) философия нередко противопоставляет эти фундаментально значимые понятия. В первую очередь это касается взаимодействия теории и практики (табл. 1)

Таблица 1 - Взаимосвязь науки и практики

в классической философии образования (составлено автором)

Категория деятельности Практическая деятельность Научная деятельность

Объект Личность, определенные социальные группы и в принципе весь социум, подвергаемый эдукологическим технологиям. Высшая форма интеллектуального труда (в особенности с использованием письменных технологий) которая осуществляется в единстве всех её эмоциональных, физиологических, финансовых и т. д. компонентов

Средства Технические и информационные способы, приемы и операции в синегргитически эффективных организационных формах. Формирование методологии научного познания, базирующиеся на процессах активного экспериментирования, наблюдения, форматизированного описание, моделирования, идеализации, выдвижении гипотез, генерирование теорий и т.д.

Результат Умение и навыки решать задачи любого уровня сложности, диктуемые современной жизнью. Различные сведения, добываемые в ходе практической деятельности и представляемые как научные знания.

СО

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

к^ С Ё

65

Трансформируясь в эдукологические представления понятие "практика" насыщается теоретическими сентенциями, аксиоматическими построениями, интеллектуальными феноменами. Теория с практикой сегодня образуют синергетическо-эмерджентную систему, которая живет по циклическим законам в поле иерархически выстроенных тенденций. В такой постановке ПРАКТИКА диверсифицируется в ПРАКСИОЛОГИЮ, а ТЕОРИЯ плавно становится АКАДЕМИЗАЦИЕЙ.

Праксиология -теоретически осмысленная практика, выстраивающая деятельностные структуры через модельно-интеллектуализи-рованные поля. Праксиология включает человека. Праксиология сегодня представляет новый взгляд на философские вопросы.

В такой постановке понятия о том, что представляют собой законы природы, общества и мышления, которые отданы на откуп философии, необходимо переосмыслить.

Считается, что "философия изучает сущность законов, связь понятия закона с другими философскими категориями - причинности, необходимости, всеобщности,-типы и виды законов природы, характер законов и т. п." [1 ]. Но как только предпринимается попытка дать определение понятию "закон", так сразу на повестку дня выходит проблема соотношения: случайного и закономерного; детерминированного и вероятностного (стохастического); линейного и циклического; независимого и подчинённого; и т. д. Современная жизнь качественно по-новому пытается разрешить эти противопоставления, стараясь снизить уровень противостояния этих диад.

Как показывает анализ существующих определений перечисленных понятий, большинство из них строится как на логической, так и на философской платформе.

Современной философией большей частью так до конца и не осознанно - нет альтернативности мира, а есть системность мира. Так философский закон отрицания отрицания не позволяет понять, почему происходит отрицание. В жизни философские законы преломляются, качественно по-другому внося в их универсальное значение принципы нового.

Естественно, что каждая наука решает вопрос единства материального и идеального (в понятиях классической философии, в понятиях философии образования эти представления трансформируются в следующие "праксиологическое" образование и "академическое" образование самостоятельно. Выделение систе-мологии в самостоятельную науку ставит данную проблематику в новую плоскость. По-

нятия системы является общенаучным и в определённой степени универсальным, независимо оттого, в какой науке оно используется. В связи с этим "вечные проблемы" должны решаться с учётом общесистемного уровня. Специфика отдельных наук должна влиться в сис-темологическую картину рассмотрения соотношения различных сторон быстро изменяющегося мира. Качественно по-другому идёт осознание, что есть случайное и закономерное, как происходит выбор путей развития теории и практики (в рамках философии образования: праксиологии и академизации) мировосприятия (вопрос, который сегодня должен звучать иначе).

При анализе проблем соотношения практики и теории необходимо, в первую очередь, использовать материалы дискуссий, развернувшихся в своё время в физике, биологии и конечно, как венце всех полемик - философии. При использовании результатов этих дискуссий обычно исходят из того положения, что современные науки (независимо от их статуса и периода существования) содержат как эмпирический, так и теоретический уровень познания. Однако при этом в стороне остаётся человек (исследователь, учёный, экспериментатор и т. д.). В такой постановке происходит переход от диадной схемы (эмпирика, теория), к триединому представлению (субъект,с его воздействиями на окружающий мир, окружающий мир с его системным представлением, который создаёт поток событий в ответ на воздействия субъекта и познающий арсенал субъекта, который формирует внутренний поток внешних воздействий). Введение человека меняет всю философскую картину.

Литература:

1. Категория причинности в диалектической концепции связи / отв. ред. доц. И.Я. Лойфман; УГУ. -Свердловск, 1974. - С. 16.

2. Кирсанов К.А., Киринюк A.A. Глобальные проблемы образования. - В 2-х т. Т.1. - Национальный институт бизнеса. 2005. - 440 с.

3. Кирсанов К.А. Теория интеллектуального труда: классический подход к решению творческих задач : монография / Кирсанов К.А., Кондратович И.В., Алимова H.K. - М.: Мир науки, 2013. - 280 с.

4. Пугач. В.Н., Алимова. Н.К. Основы экономики образования. - Киров : ВятГУ, 2012. - 231 с.

5. Семченко Е.Е., Круглинский И.К., Алимова Н.К. Концепция итоговой оценки деятельности обучающегося для изменения качества жизни: проблемы формирования : монография. - Калуга : Эйдос, 2015,- 154 с.

6. Сидоров Н.Р. Философия образования: введение / Н.Р. Сидоров : учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 304 е.: ил.

7. Степин В. Философия и методология науки : монография. - М.: Альма Матер, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.