Научная статья на тему 'Философия образования: исходные понятия и проблемы'

Философия образования: исходные понятия и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1201
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТИКАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАРТИНЫ МИРОПОНИМАНИЯ / ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДХОДЫ (ШКОЛЫ) К ОБРАЗОВАНИЮ / ТЕХНОЛОГИИ (ПРИЕМЫ) ОБРАЗОВАНИЯ / VERTICAL SYNERGETIC STRUCTURE / PHILOSOPHY OF EDUCATION / WORLD OUTLOOK PICTURES / EDUCATION PARADIGMS / CONCEPTS OF EDUCATION / EDUCATION SCIENCES / APPROACHES (SCHOOL) TO EDUCATION / EDUCATION TECHNOLOGIES (TECHNIQUES)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семченко Евгений Евгеньевич

Предложена иерархически организованная структура базовых понятий образовательно-воспитательной сферы (ОВС), содержащая понятия: философия образования, картины миропонимания, парадигмы образования, концепции образования, науки образования, подходы (школы) к образованию, технологии (приемы) образования. Произведён анализ современных литературных источников по вопросу трактовки имеющихся проблем в образовании и их проявлении в философских исследованиях. Обосновано, что развитие философии образования находится в глубоком поиске. Анализ перечисленных и других, близких по смысловому содержанию работ, показывает, что сегодня большей частью философия образования не отвечает стоящим перед образовательно-воспитательной сферой проблемами и задачами. Пришло время не то, что отказаться от извечного спора между материалистами и идеалистами, а перевести исследования в более значимую для текущего момента плоскость. Но, как правило, философы не могут отказаться от привычной номенклатуры рассуждений. Сегодня необходимо рассматривать проблематику образовательно-воспитательной сферы с воззренологических позиций, а более конкретно на уровнях картин миропонимания, парадигм и концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of education: initial concepts and problems

The author proposes a hierarchically organized structure of the basic concepts for educational sphere (ES) containing such concepts as philosophy of education, world outlook pictures, paradigms of education, concepts of education, education sciences, approaches (school) to education and education technologies (techniques). He carried out analysis of the current literary sources on the interpretation of the existing problems in education and their demonstration in the philosophical studies. It has been justified that the development of education philosophy is in deep search. Analysis of these works and others, similar in semantic content, shows that for the most part the current philosophy of education does not meet the problems and tasks facing the educational sphere. It is time not what abandons the interminable controversy between materialists and idealists, but what transfers research into a plane more meaningful for the current moment. But as a rule, philosophers cannot abandon the usual nomenclature of arguments. Today it is necessary to consider the problems of educational sphere from the view-logic perspectives, but more specifically on the levels of the world outlook pictures, paradigms and concepts.

Текст научной работы на тему «Философия образования: исходные понятия и проблемы»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/13 2PVN215.pdf DOI: 10.15862/132PVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/132PVN215)

УДК 37

Семченко Евгений Евгеньевич

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РОСОБРНАДЗОР

Россия, Москва Начальник Управления надзора и контроля за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Кандидат экономических наук E-mail: see1977@yandex.ru

Философия образования: исходные понятия и проблемы

Аннотация. Предложена иерархически организованная структура базовых понятий образовательно-воспитательной сферы (ОВС), содержащая понятия: философия образования, картины миропонимания, парадигмы образования, концепции образования, науки образования, подходы (школы) к образованию, технологии (приемы) образования. Произведён анализ современных литературных источников по вопросу трактовки имеющихся проблем в образовании и их проявлении в философских исследованиях. Обосновано, что развитие философии образования находится в глубоком поиске. Анализ перечисленных и других, близких по смысловому содержанию работ, показывает, что сегодня большей частью философия образования не отвечает стоящим перед образовательно-воспитательной сферой проблемами и задачами. Пришло время не то, что отказаться от извечного спора между материалистами и идеалистами, а перевести исследования в более значимую для текущего момента плоскость. Но, как правило, философы не могут отказаться от привычной номенклатуры рассуждений. Сегодня необходимо рассматривать проблематику образовательно-воспитательной сферы с воззренологических позиций, а более конкретно на уровнях картин миропонимания, парадигм и концепций.

Ключевые слова: вертикально-синергетическая структура; философия образования; картины миропонимания; парадигмы образования; концепции образования; науки образования; подходы (школы) к образованию; технологии (приемы) образования.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Семченко Е.Е. Философия образования: исходные понятия и проблемы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/132PVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/132PVN215

Образовательно-воспитательная сфера (ОВС) в настоящее время, по мнению многих исследователей, имеет множество острых проблем своего развития. [Пугач. 2012]. На рис. 1. представлена структура базовых понятий образовательно-воспитательной сферы (ОВС). Выделено семь самостоятельных уровней.

Для таких сложных вертикально-синергетических структур (ВСС), какой является образовательно-воспитательная сфера (ОВС), каждая часть развивается специфически, на базе своих законов и закономерностей. [Абдуллина №2 2013]. Следствием этого является то, что для качественного понимания развития каждой такой части, должны формироваться свои представления и методологические построения.

Фундаментальной и одновременно глобальной с позиции общемировых тенденций проблемой развития ОВС является определение:

• формирования философских основ Г Алимова №2 (4) 2014];

• выделения картин миропонимания ГСемченко №1 (6) 2011];

• построения парадигматических представлений [Пугач №2 2013];

• формулировки качественных концепций (концептуального аппарата, концептуальной базы и т. д.). ГКруглинский №6 (25) 2014];

• разработки адекватных теорий. [Кирсанов 2005].

Рис. 1. Иерархически организованная структура базовых понятий образовательно-воспитательной сферы (ОВС)

Рассмотрим более детально уровень «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», как концентрирующего в себе наиболее важную проблематику развития ОВС [Пугач №1 2013].

Проблемы философии образования сегодня нашли самую широкую аудиторию. Издаётся даже специальный журнал «Философия образования», который формируется Новосибирским государственным педагогическим университетом. По мнению создателей, журнал призван стать основой для обсуждения самых различных вопросов, связанных с развитием системы образования в современном мире.

Одновременно необходимо отметить, что по данной проблематике имеются учебники и учебные пособия, например:

Чапаев Н.К. Философия и история образования. Учебник. М.: Изд-во: "Академия (Academia)" 2013. В учебнике под основами философии образования понимается интегративная совокупность знаний философско-педагогической природы (что это такое и почему «интегративная», а не синергетически обусловленная не достаточно прояснено -комментарий автора к данному исследованию), имеющей в качестве своего предмета наиболее общие закономерности развития образования, педагогики и человека как «предмета воспитания» (быть предметом воспитания для философии слишком мало - комментарий автора к данному исследованию). Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 051000 -Профессиональное обучение (квалификация «бакалавр»).

Розин В.М. Философия образования. Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО «МОДЭК» 2007. 576 с. Автор акцентирует внимание на новой ситуации в философии образования. Обосновывается, что исчерпана идеология (насколько это глубинный процесс и как его можно оценить в работе не прояснено - комментарий автора к данному исследованию) изменения и диверсификации системы образования. Произошли изменения в понимании и представлении как базы развития цивилизации традиционного идеала образованной личности, Ныне человек не константно обусловленная функциональными требованиями сферы производства «деталь» (но как нужно позиционировать эту личность и тем как производить оценку этих изменений в работе не прояснено - комментарий автора к данному исследованию). Анализируются и развиваются гуманитарно-антропологические изменения в философии образования и педагогике. Предполагается качественно новая методология изучения персоны (личности) и образования.

Огурцов А.П., Платонов ВВ. Образы образования. Западная философия

образования. XX век Издательство: Русский Христианский Гуманитарный Институт М.: 2004. Сделана попытка представить «образы образования» по терминологии авторов, сложившиеся в философии XX века. Однако, дать объективную «панораму философских концепций образования в различных направлениях и течениях мысли XX века», (как утверждают авторы) не представляется возможным без учёта изменения функций существования данной сферы (но в тоже время нет четкого анализа новых функций, тем более для России с её особым отношением к ОВС - комментарий автора к данному исследованию). Гуманитарная педагогика и постмодернизм и педагогическая антропология поднятые на щит авторами сегодня не могут объяснить движение мысли и далеки от проблем интеллектуального труда, которые являются надсистемой для ОВС.

Степашко Л.А. Философия и история образования: Уч. Пособие. М.: Рекомендовано Координационным Советом по психологии Министерства общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы Москва Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1999 272 с. - Автор утверждает: «Пособие должно помочь выявлению и осмыслению «движения» философско-педагогической мысли в её преемственности и новациях, антиномиях и альтернативах, инвариантах и вариантах; способствовать тем самым росту общей и педагогической культуры, развитию профессионального мышления,

«оформлению» личного «живого» знания, взглядов, убеждений в известную целостность — своё педагогическое «кредо»». Как показывает анализ желаний много - новых мыслей отвечающих нараждающейся научной парадигме мало.

Статьи, например,

Гуревич ПС. Философия образования: теория и практика. Конференция «Высшее образование для XXI века» // ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ. 2006 - №4. В данном исследовании находим: «Немецкий философ Макс Шелер (1874 - 1928) связывал образование со становлением человека и преображением общества. Основы нового подхода к образованию он изложил в известном докладе «Формы знания и образование». По мнению немецкого философа, никогда еще не было столь большого разрыва между потребностью в подлинном образовании и невозможностью получить его». (стр. 34.). Сегодня массовое высшее образование не столько опровергает этот постулат, сколько заставляет задуматься над тем, а нужна ли массовость в том виде, как она реализована в России.

Жихаревич М.Е., Федотова Н.Д. Философия и гражданское образование //

Философия преподавания и философии. Калуга, 2000. 148 с. Автор говорит о том, что, рассматривая понятие «философия образования», одни исследователи предпочитают углубляться в «дебри» философии и философствуют об образовании как неком абстрактном явлении, другие приоритетной считают педагогику и её технологии в основном рассуждая о процессах обучения и воспитания, забывая о философии, кто-то пытается охватить и философскую, и педагогическую проблематику без достаточной системной увязки. Обращается внимание, что, по мнению многих исследователей, философию образования не целесообразно считать самостоятельной отраслью философии. Философия образования, по их мнению, должна рассматриваться в рамках социальной философии. Как видим в самом «лагере» философов нет чёткого понимания. Более детальный анализ показывает - платформа на которой пытаются современные философы найти «камень мудрости» обветшала и идёт ко дну. В такой ситуации необходимо искать новые опыры и понятия.

Береговая Г.Д. Прагматистско-инструменталистские предпосылки философии образования и воспитание философией [Текст] / Г.Д. Береговая // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 299-302. Автор пишет: «Довольно весомым является вклад в философию образования современных исследователей, среди которых В. Андрущенко, О. Базалук, А Бычко, В. Бэх, В. Брюховецкий, В. Вашкевич, Э. Герасимова, Б. Гершунский, Э. Гусинский, А. Запесоцкий, И. Добронравова, С. Клепко, В. Кремень, К. Корсак, И. Кныш, М. Култаева, М. Левкивский, В. Лутай, М. Михайлов, М. Михальченко, Н. Сухова, В. Пазенок, Н. Пищулин, И. Предборская, Ю. Огородников, И. Радионова, С. Черепанова, В. Шевченко и др. Однако вопреки большому количеству работ, посвященных осмыслению философских проблем образования, отдельные проблемы современной школы еще не нашли стойкого решения». Спрашивается какие проблемы «не нашли стойкого решения». Создаётся впечатление, что проблем гораздо больше, чем даже мелких достижений. В особенности это ярко провляется относительно вопросов становления цивилизации знания и риска.

Диссертации, например,

Петрунина Т.А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX - начала XX вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург: Уральский ГУ им. А. М. Горького. 2004. - 251 стр. Специальность 09.00.13. Исследователь утверждает: «Ситуация методологического вакуума в педагогике имеет множество причин. Одна из них - отказ от ранее принятой, как единственно возможной, философской теории. С одной стороны, это благотворно повлияло на развитие педагогики, так как появилась степень свободы, прежде не возможная. Но, с другой стороны,

привело к определенной растерянности, которая всегда сопровождает на первых порах ситуацию свободы. Положение современной отечественной педагогики явно показало насущную необходимость философских обоснований педагогической теории и практики. Именно в этом направлении идут поиски в современной педагогической теории в России». Поиски ведутся, но вот на в каком направлении?

Крашнева О.Е. Философия образования: Социально-философский анализ предметной области: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. - Ростов-на-Дону, 2005. - 179 с. По мнению учёного: «Предметом философии образования являются наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования, определяющие, в свою очередь, критериальные оценки тоже достаточно общих, междисциплинарных теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, терминов, принципов, правил, методов, гипотез, идей и фактов, относящихся к образованию. Пожалуй, впервые наиболее четкая характеристика философской педагогики принадлежит Я. Коменскому, который ратовал за совмещение образования и воспитания. После Я. Коменского о том же говорят Ж.Ж. Руссо и К.А. Гельвеций. О преобразующей природу человека силе образования писал. М. Монтень. В развернутой форме идею природосообразности образования формулирует И. Песталоцци... Крупнейший представитель философии образования в Англии К. Петере считал бесспорным, что образование связано с пониманием, знанием и развитием человека и отличается от обучения (как тренировки, натаскивания), которое используется в учении, направленном на определенный фиксированный результат. По мнению одного из основоположников социологии М. Вебера, каждая эпоха требует своей трактовки обучения и образования».

В настоящее время используют следующие представления относительно понятия «философия образования»:

• «Философия образования - это философия оправдания образования как функции жизни.

• Философию образования можно рассматривать и в качестве условия выживания человечества.

• Философия образования представляет собой динамически меняющееся самосознание изменяющейся культурной ситуации в мире.

• Образование - главный институт воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества.

• Britannica: "Философия образования - это область изучения, исследования и практического применения, в которой философские методы применяются к изучению проблем, тем и сущности образования.

В англоязычной литературе по философии образования - обсуждаемые темы: образование в меняющемся обществе; что такое свобода в школьном обучении, роль и место авторитетов в процессе познания. Основной подход - описание "по факту", анализ того, "что есть", а не того, что "хотелось бы, чтобы было"». [http://900igr.net/prezentatsii/ filosofij a/Filosofija-obrazovanij a/004--Filosofija-obrazovanij a-eto-filosofij a-opravdanij a-obrazovanij a-kak.html].

Ряду известных учёных и административных деятелей задали вопрос: «Что Вы понимаете под философией образования?» Ниже представлен ряд ответов [http://reftrend.ru/1076469.html]:

• А.Г. Асмолов (заместитель министра образования России) - "Размышление о приоритетах и сущности образования как института развития культуры, пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной цивилизации".

• В.А. Караковский (член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это ветвь современной философии многомерного мира".

• И.Я. Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы образования, обусловливающие парадигму подхода к принципиальным вопросам образования".

• Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, Саранск) - «Философия образования - это наука о существовании и генезисе Человека в духовном и образовательном пространстве, о предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы личности, общества, государства...»

Анализ перечисленных и других, близких по смысловому содержанию работ, показывает, что сегодня большей частью философия образования не отвечает стоящим перед образовательно-воспитательной сферой (ОВС) проблемами и задачами. Пришло время не то, что отказаться от извечного спора между материалистами и идеалистами, а перевести исследования в более значимую для текущего момента плоскость. Но, как правило, философы не могут отказаться от привычной номенклатуры рассуждений. В связи с этим часть исследователей переместилась на более низкий уровень поиска (рис. 1.). Сегодня необходимо рассматривать проблематику ОВС с воззренологических позиций, а более конкретно на уровнях картин миропонимания, парадигм и концепций. Этим проблемам будут посвящены дальнейшие статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алимова Н.К. Теория интеллектуального труда как метанаука: общие вопросы. // Интернет-журнал Мир науки. №2(4). 2014 [Электронный ресурс]. - М. 2014. -Идентификационный номер статьи в журнале: 21EMN214.

2. Береговая Г.Д. Прагматистско-инструменталистские предпосылки философии образования и воспитание философией [Текст] / Г.Д. Береговая // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 299-302.

3. Гуревич П.С. Философия образования: теория и практика. Конференция «Высшее образование для XXI века» // ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ. 2006 - №4.

4. Жихаревич М.Е., Федотова Н.Д. Философия и гражданское образование // Философия преподавания и философии. Калуга, 2000. 148 с.

5. Кирсанов К.А., Киринюк А.А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. Т.1. - Национальный институт бизнеса. 2005. - 440 с.

6. Крашнева О.Е. Философия образования: Социально-философский анализ предметной области: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11. -Ростов-на-Дону, 2005. - 179 с.

7. Круглинский И.К., Семченко Е.Е. Формирование концептуальной базы: проблемы учёта надсистемного и внутрисистемного влияния на примере образовательной сферы. // Интернет-журнал Науковедение. №6(25). 2014 [Электронный ресурс]. - М. 2014 - Идентификационный номер статьи в журнале: 205PVN614.

8. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век Издательство: Русский Христианский Гуманитарный Институт М.: 2004.

9. Петрунина Т.А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX - начала XX вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург: Уральский ГУ им. А. М. Горького. 2004. - 251 стр. Специальность 09.00.13.

10. Пугач. В.Н., Алимова. Н.К. Основы экономики образования. - Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2012. - 231 с.

11. Пугач В.Н., Алимова Н.К. Качество неосязаемых объектов: подходы к теоретическому анализу. // Интернет журнал Науковедение. №1. 2013. [Электронный ресурс]. - М. 2013.

12. Розин В.М. Философия образования. Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО «МОДЭК». 2007. 576 с.

13. Семченко Е.Е., Алимова Н.К. Современная система образования и картины миропонимания: некоторые креативно-рискологические аспекты. // Интернет журнал Науковедение. №1(6). 2011 [Электронный ресурс]. - М. 2011.

14. Степашко Л.А. Философия и история образования: Уч. Пособие. М.: Издательство «Флинта». - 1999 - 272 с.

15. Чапаев Н.К. Философия и история образования. Учебник. М.: Изд-во: "Академия (Academia)". 2013.

Рецензент: Кирсанов Константин Александрович, д.э.н., профессор.

Semchenko Evgeniy Evgen'evich

The Federal service for supervision in education and science

Russia, Moscow E-mail: liana_sochi@list.ru

Philosophy of education: initial concepts and problems

Abstract. The author proposes a hierarchically organized structure of the basic concepts for educational sphere (ES) containing such concepts as philosophy of education, world outlook pictures, paradigms of education, concepts of education, education sciences, approaches (school) to education and education technologies (techniques). He carried out analysis of the current literary sources on the interpretation of the existing problems in education and their demonstration in the philosophical studies. It has been justified that the development of education philosophy is in deep search. Analysis of these works and others, similar in semantic content, shows that for the most part the current philosophy of education does not meet the problems and tasks facing the educational sphere. It is time not what abandons the interminable controversy between materialists and idealists, but what transfers research into a plane more meaningful for the current moment. But as a rule, philosophers cannot abandon the usual nomenclature of arguments. Today it is necessary to consider the problems of educational sphere from the view-logic perspectives, but more specifically on the levels of the world outlook pictures, paradigms and concepts.

Keywords: vertical - synergetic structure; philosophy of education; world outlook pictures; education paradigms; concepts of education; education sciences; approaches (school) to education; education technologies (techniques).

REFERENCES

1. Alimova N.K. Teoriya intellektual'nogo truda kak metanauka: obshchie voprosy. // Internet-zhurnal Mir nauki. №2(4). 2014 [Elektronnyy resurs]. - M. 2014. -Identifikatsionnyy nomer stat'i v zhurnale: 21EMN214.

2. Beregovaya G.D. Pragmatistsko-instrumentalistskie predposylki filosofii obrazovaniya i vospitanie filosofiey [Tekst] / G.D. Beregovaya // Molodoy uchenyy.

— 2012. — №12. — S. 299-302.

3. Gurevich P.S. Filosofiya obrazovaniya: teoriya i praktika. Konferentsiya «Vysshee obrazovanie dlya XXI veka» // ZNANIE. PONIMANIE. UMENIE. 2006 - №4.

4. Zhikharevich M.E., Fedotova N.D. Filosofiya i grazhdanskoe obrazovanie // Filosofiya prepodavaniya i filosofii. Kaluga, 2000. 148 s.

5. Kirsanov K.A., Kirinyuk A.A. Global'nye problemy obrazovaniya. V 2-kh t. T.1. -Natsional'nyy institut biznesa. 2005. - 440 s.

6. Krashneva O.E. Filosofiya obrazovaniya: Sotsial'no-filosofskiy analiz predmetnoy oblasti: dissertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk: 09.00.11. - Rostov-na-Donu, 2005. - 179 s.

7. Kruglinskiy I.K., Semchenko E.E. Formirovanie kontseptual'noy bazy: problemy ucheta nadsistemnogo i vnutrisistemnogo vliyaniya na primere obrazovatel'noy sfery. // Internet-zhurnal Naukovedenie. №6(25). 2014 [Elektronnyy resurs]. - M. 2014 -Identifikatsionnyy nomer stat'i v zhurnale: 205PVN614.

8. Ogurtsov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. XX vek Izdatel'stvo: Russkiy Khristianskiy Gumanitarnyy Institut M.: 2004.

9. Petrunina T.A. Filosofsko-antropologicheskie osnovaniya rossiyskoy pedagogiki XIX

- nachala XX vv. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora filosofskikh nauk. Ekaterinburg: Ural'skiy GU im. A. M. Gor'kogo. 2004. - 251 str. Spetsial'nost' 09.00.13.

10. Pugach. V.N., Alimova. N.K. Osnovy ekonomiki obrazovaniya. - Kirov: PRIP FGBOU VPO «VyatGU», 2012. - 231 s.

11. Pugach V.N., Alimova N.K. Kachestvo neosyazaemykh ob"ektov: podkhody k teoreticheskomu analizu. // Internet zhurnal Naukovedenie. №1. 2013. [Elektronnyy resurs]. - M. 2013.

12. Rozin V.M. Filosofiya obrazovaniya. Izdatel'stvo: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, NPO «MODEK». 2007. 576 s.

13. Semchenko E.E., Alimova N.K. Sovremennaya sistema obrazovaniya i kartiny miroponimaniya: nekotorye kreativno-riskologicheskie aspekty. // Internet zhurnal Naukovedenie. №1(6). 2011 [Elektronnyy resurs]. - M. 2011.

14. Stepashko L.A. Filosofiya i istoriya obrazovaniya: Uch. Posobie. M.: Izdatel'stvo «Flinta». - 1999 - 272 s.

15. Chapaev N.K. Filosofiya i istoriya obrazovaniya. Uchebnik. M.: Izd-vo: "Akademiya (Academia)". 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.