Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОММЕРЦИЯ / НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравлева Татьяна Виталиевна

Статья посвящена применению цифровых технологий при осуществлении налогового контроля. Рассматривается историческая трансформация налогового контроля под воздействием внешних факторов, определяются предпосылки цифровизации этого процесса. Основное внимание в работе уделено анализу использования автоматизированных систем в налоговом контроле, определению перспектив дальнейшего цифрового развития налогового контроля. Автором рассмотрены существующие проблемы налогообложения электронной коммерции, предложены конкретные пути их решения. По мнению исследователя, для дальнейшего развития цифровизации налогового контроля необходимо адаптировать систему налогового контроля в части контроля за электронной коммерцией с учетом цифровой трансформации экономики; стандартизировать систему электронного документооборота хозяйствующих субъектов; повышать бюджетную и налоговую грамотность населения, кибербезопасность системы налогового контроля; сформировать новые компетенции работников налоговых органов на стыке информационных технологий и экономических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRENDS IN TAX CONTROL

The article is devoted to the use of digital technologies in the implementation of tax control. The historical transformation of tax control under the influence of external factors is considered, the prerequisites for digitalization of this process are determined. The main attention is paid to the analysis of the use of automated systems in tax control, to determine the prospects for further digital development of tax control. The author considers the existing problems of taxation of e-commerce, suggests specific ways to solve them. According to the researcher, in order to further develop the digitalization of tax control, it is necessary to adapt the tax control system in terms of e-commerce control, taking into account the digital transformation of the economy; standardize the system of electronic document management of economic entities; improve the budget and tax literacy of the population, cybersecurity of the tax control system; to form new competencies of employees of tax authorities at the intersection of information technology and economic knowledge.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 338

ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Т.В. Муравлева

Статья посвящена применению цифровых технологий при осуществлении налогового контроля. Рассматривается историческая трансформация налогового контроля под воздействием внешних факторов, определяются предпосылки цифровизации этого процесса. Основное внимание в работе уделено анализу использования автоматизированных систем в налоговом контроле, определению перспектив дальнейшего цифрового развития налогового контроля.

Автором рассмотрены существующие проблемы налогообложения электронной коммерции, предложены конкретные пути их решения. По мнению исследователя, для дальнейшего развития цифровизации налогового контроля необходимо адаптировать систему налогового контроля в части контроля за электронной коммерцией с учетом цифровой трансформации экономики; стандартизировать систему электронного документооборота хозяйствующих субъектов; повышать бюджетную и налоговую грамотность населения, кибербезопасность системы налогового контроля; сформировать новые компетенции работников налоговых органов на стыке информационных технологий и экономических знаний.

Ключевые слова: налоги; контроль; цифровизация; коммерция; налоговая служба; учет.

T.V. Muravleva. DIGITAL TRENDS IN TAX CONTROL

The article is devoted to the use of digital technologies in the implementation of tax control. The historical transformation of tax control under the influence of external factors is considered, the prerequisites for digitalization of this process are determined. The main attention is paid to the analysis of the use of automated systems in tax control, to determine the prospects for further digital development of tax control. The author considers the existing problems of taxation of e-commerce, suggests specific ways to solve them. According to the researcher, in order to further develop the digitalization of tax control, it is necessary to adapt the tax control system in terms of e-commerce control, taking into account the digital transformation of the economy; standardize the system of electronic document management of economic entities; improve the budget and tax literacy of the population, cybersecurity of the tax control system; to form new competencies of employees of tax authorities at the intersection of information technology and economic knowledge.

Keywords: taxes; control; digitalization; commerce; tax service; accounting.

История налогового контроля имеет многовековые корни. По мнению исследователей, налоги появились в период формирования государства. Как только появляются налоги, возникает необходимость контролировать процесс их сбора и использования, а вместе с тем и стремление экономических субъектов тем или иным способом снизить размеры своих налоговых платежей [4]. Следовательно, возникает необходимость в контроле за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет. Историческое развитие контроля свидетельствует о том, что он возник не внезапно, а как необходимое условие общественного труда в обеспечении средствами для существования всего общества [10].

Появление первых органов налогового контроля в России связывают с изданием специализированных приказов Боярской Думой в XVI в. Так, изначально был создан Приказ Большого прихода, который занимался исключительно сбором налогов. Вслед за ним был

издан Счетный приказ, основной обязанностью которого стало осуществление контроля за суммами, поступающими в приход. К 1885 г. в составе министерства финансов числилось уже порядка 500 податных инспекторов. А к 1917 г. в России существовала высокоорганизованная система налогового контроля.

В советский период отношение к налоговому контролю было неоднозначным. В отдельные годы налоговая система сводилась к минимуму, упразднялись налоги, акцент делался на формирование доходов бюджета за счет государственной собственности или на построение коммунизма, при котором деньги будут упразднены [9]. Но были и моменты, когда налоговый контроль усиливался, проводились налоговые реформы, вводились новые платежи.

После распада Советского Союза, политической и экономической трансформации страны налоговая система также претерпела значительные изменения и, по сути, была заново воссоздана. Именно с этого момента начала

40

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 3(49)

формироваться современная система налогового контроля. Понятие, принципы налогового контроля и механизм его осуществления нашли свое закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом [1]. На протяжении уже более 30 лет налоговый контроль в нашей стране непрерывно совершенствуется и меняется.

В настоящее время социально-экономическая и гуманитарная среда, в которой возникают и реализуются налоговые взаимодействия, продолжает интенсивно развиваться во всем мире, причем зачастую весьма непредсказуемым образом [6].

Еще 10 лет назад мы не могли представить, как изменится наша жизнь под влиянием новых цифровых технологий [7]. Последние изменения в большинстве своем происходят под влиянием цифровизации экономики. При этом под цифровизацией экономики следует понимать внедрение прогрессивных цифровых технологий в различных отраслях народного хозяйства с целью повышения производительности труда, качества, упрощения технологических процессов и увеличения прибыли. Частью, и иногда весьма значительной, процесса цифро-визации экономики является внедрение новых технологий и программных продуктов в систему бухгалтерского и налогового учета, что требует от налоговых органов адаптации к новым условиям, а также формирования «цифрового портфеля» инструментов налогового контроля. Отсюда следует, что цифровые технологии тесно взаимосвязаны с налоговым контролем.

Цифровая трансформация налогового контроля обусловлена несколькими обстоятельствами:

1. Изменением структуры народного хозяйства под воздействием новых технологий. Современный бизнес во многом перешел в цифровой сектор. Появились новые способы получения дохода: интернет-торговля, операции с криптовалютой и т.д. При этом норма прибыли в данных отраслях зачастую значительно превышает доходы, получаемые в традиционных отраслях. Все это требует новых цифровых подходов для развития налогового контроля.

2. Претерпела значительные изменения и система бухгалтерского и налогового учета у хозяйствующих субъектов. Цифровые технологии во многом упростили этот процесс, повысили прозрачность налогового учета и его детализацию. Это, в свою очередь, потребовало

и от налоговых органов значительной работы в данном направлении.

Федеральная налоговая служба (далее -ФНС) идет в авангарде внедрения цифровых технологий. На сегодняшний день практически все программное обеспечение информационных систем ФНС России является отечественными разработками. Уже сегодня все структурные подразделения ФНС России работают и выстраивают данные только в цифровом формате, во многих случаях уже не предусмотрены бумажные аналоги. При этом наибольшее внимание уделяется внедрению цифровых технологий в систему налогового контроля.

С 2006 г. сотрудники налоговой службы ведут планомерную работу по цифровизации всех процессов в налоговых органах. Так, в 2018 г. была утверждена концепция импорто-замещения программного обеспечения в ФНС. В конце 2021 г. налоговые органы протестировали и запустили в эксплуатацию федеральный информационный регистр, который содержит информацию о населении России. Эта система содержит более 30 видов сведений о гражданах.

Кроме того, в 2021 г. стартовал эксперимент по применению автоматизированной системы налогообложения для микробизнеса, предназначенной для организаций и индивидуальных предпринимателей, чей ежегодный доход не превышает 60 млн руб., а количество сотрудников - не более 5. Новая система носит временный характер, она рассчитана только на 6 лет. Этот режим предполагает, что налогоплательщики не будут самостоятельно готовить и подавать налоговые декларации и отчеты. Налоговые органы будут рассчитывать налоговые обязательства на основании данных контрольно-кассовой техники и движения по счетам. Несмотря на временный характер этого режима, за подобным подходом к налоговому контролю - будущее. Это позволить снизить не только производственные издержки, но и минимизировать налоговые риски до нуля.

Обращаясь к вопросу совершенствования налогового контроля за крупным бизнесом, можно отметить несколько направлений развития. Во-первых, еще в 2020 г. Организация экономического сотрудничества и развития признала налоговый мониторинг ФНС одной из лучших международных практик. Проведение налогового мониторинга не обязательно для налогоплательщика, речь идет исключительно о добровольном участии. Более того, для участия в налоговом мониторинге необходимо соответствовать определенным законодательно установленным критериям. С 1 июля 2021 г. тре-

бования соответствия данным критериям были значительно снижены. Под эти критерии могут подойти исключительно предприятия среднего и крупного бизнеса, у которых совокупная сумма налогов за год, предшествующий подаче заявления, должна составлять не менее 100 млн руб.; совокупная сумма доходов за аналогичный период - не менее 1 млрд руб.; совокупная сумма активов по состоянию на 31 декабря 2021 г. должна быть не менее 1 млрд руб.

Значительное преимущество применения налогового мониторинга заключается в замене обычной проверки со стороны налогового органа на онлайн-взаимодействие путем предоставления сотрудниками налоговой службы удаленного доступа к информационным системам и отчетности. Благодаря применению современных цифровых технологий налоговые органы могут осуществлять налоговый контроль за предприятием в режиме реального времени.

По данным налоговых органов, в 2022 г. участниками налогового мониторинга в России станут 339 компаний, причем за год к проекту присоединился 131 участник [11]. Активными участниками этой программы стали 1Т-компании «Яндекс Технологии», «1С: СОФТ» и компании группы «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Ростех» и др.

Активно идет работа над созданием 1Т-системы для определения нормы налоговой нагрузки для компаний, которая уже получила название «Налоговый потенциал». Она будет моделировать оптимальный уровень налоговых выплат на основе ее внутренних метрик. Около 50 показателей будет положено в основу анализа. Этот комплекс позволит отследить отклонения от уровня рентабельности, налоговой нагрузки, зарплаты в контексте средней заработной платы по региону. «Налоговый потенциал» должен будет охватить все предприятия вне зависимости от отрасли, региона, величины оборотных средств или капитала.

Говоря о цифровом развитии налогового контроля, нельзя не сказать о программном комплексе «АИС Налог» 3-го поколения. Автоматизированная информационная система (далее - АИС) ФНС России представляет собой единую информационную систему, которая обеспечивает автоматизацию деятельности налоговых органов по всем выполняемым функциям, в том числе контрольным [11]. Сегодня в разработке находится программный комплекс «АИС Налог» 4-го поколения. Отличие последней версии АИС-4 от ее предыдущих систем состоит в том, что она может работать всегда, т.е. является системой постоянной доступности. В нее можно вносить изменения в

процессе ее работы, технологические окна при этом не будут требоваться. Новая система расширит функциональную работу с большими данными.

Чаще всего налогоплательщики ассоциируют работу всей АИС с автоматизированной системой контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (далее - АСК НДС). Эта система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний [3]. АСК НДС является одним из компонентов АИС «Налог-3». Данное программное обеспечение автоматизирует перекрестные проверки налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Абсолютно новым направлением налогового контроля можно считать контроль за исчислением и уплатой налогов с доходов от электронной коммерции. По данным Ассоциации интернет-торговли, только в первом квартале 2022 г россияне совершили покупок в интернет магазинах на 1,25 трлн руб., что на 59 % больше аналогичного периода прошлого года. Доля электронной розницы в общем обороте розничной торговли достигла 11,2 % и превысила исторический максимум [2]. Кроме того, рост электронной торговли уже давно превышает темпы роста реальной торговли. Большая часть населения уже попробовала покупки на маркетплейсах Wildberries, Ozon и в других интернет-магазинах. Однако электронная коммерция - это более широкое понятие, которое включает в себя:

• электронную торговлю;

• электронный обмен данными с целью получения прибыли;

• электронное движение капитала;

• электронный банкинг;

• электронные деньги;

• электронный маркетинг.

Налогообложение электронной коммерции - новое непростое явление не только для российских налоговиков. Довольно сложно проконтролировать электронную коммерцию, поскольку отследить финансовые потоки возможно исключительно через банковскую карту. А если оплата осуществляется через анонимную платежную систему, то определить покупателя практически невозможно. И эта проблема является нерешенной для всех государств. Вопрос стоит отрыто и требует новых цифровых решений в области финансового и налогового контроля киберпространства.

Одним из вариантов проработки данной ситуации может стать создание механизма регистрации облачной цифровой подписи, при помощи которой потребители и организаторы электронной коммерции могли бы регистрировать все свои действия и сделки в сети Интернет. Кроме того, было бы возможно в качестве временной меры на несколько лет ввести специальный налоговый режим по аналогии с ранее применявшимся единым налогом на вмененный доход, используемый исключительно для электронной коммерции.

По оценкам различных экспертов, к 2035 г. российская экономика может полностью стать прозрачной во многом благодаря технологиям, внедряемым налоговыми органами. А сама ФНС превратится в «адаптивную платформу», работающую в режиме реального времени с цифровыми источниками данных и цифровыми идентичностями налогоплательщиков [4].

Мы стоим на пороге революционного развития инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля. Уже в ближайшем будущем новые технологии ди-стационного автоматизированного контроля позволят обеспечивать полноту учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы не «после», а «в момент» совершения финансово-хозяйственной операции. Уже сегодня налоговыми органами происходит сборка различных технологических модулей и электронных сервисов в единый «организм», который позволит состыковывать данные различных органов и электронных систем. Для добросовестных налогоплательщиков это является исключительным благом, так как во многом упростит работу, обеспечит оперативность взаимодействия с налоговыми органами, будет способствовать прозрачности налогового контроля. В тоже время совершенствование налогового контроля должно осуществляться не только посредством улучшения работы налоговых органов, но и за счет повышения уровня социальной ответственности налогоплательщиков, их бюджетной грамотности, роста налоговой сознательности и дисциплины [8].

В свою очередь, налоговые органы с помощью применения цифровых технологий упростят работу по получению необходимой информации, повысят качество контрольной работы, в перспективе снизят затраты на проведение мероприятий налогового контроля.

Однако не все задачи по цифровизации налогового контроля сегодня решены. Для формирования предпосылок дальнейшего развития крайне важно:

1) адаптировать систему налогового контроля в части контроля за электронной коммерцией с учетом цифровой трансформации экономики;

2) стандартизировать систему электронного документооборота хозяйствующих субъектов;

3) повышать бюджетную и налоговую грамотность населения;

4) повышать кибербезопасность системы налогового контроля;

5) сформировать новые компетенции работ-ни ков налоговых органов на стыке информационных технологий и экономических знаний.

Список литературы

1. Налоговый кодекс. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671 (дата обращения: 18.09.2022).

2. Ассоциация компаний интернет-торговли: офиц. сайт. URL: https://akit.ru/news/rost-obyo-mov-internet-torgovli-v-rossii (дата обращения: 18.09.2022).

3. Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит: интернет-сайт. URL: https://www.audit-it.ru/terms/taxa-tion/ask_nds.html (дата обращения: 18.09.2022).

4. Вылкова Е.С., Позов И.А. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики: монография. СПб.: КультИнформ-Пресс, 2014. 262 с.

5. Гулькова Е.Р., Карп М.В., Типалина М.В. Налоговые вызовы цифровой экономики // Вестник университета. 2019. №4. С. 85-95.

6. Демин А.В. Налоговый комплаенс: компаративный аспект. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022. 216 с.

7. Муравлева Т.В. Цифровая экономика на службе пенсионного страхования // Вестник Саратовского гос. социально-экон. ун-та. 2020. № 3 (82). С. 16-19.

8. Муравлева Т.В., Овчинникова Е.В. Основные направления совершенствования камерального налогового контроля // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4 (46). С. 59-62.

9. Новые бизнес-стратегии и практические решения в цифровой экономике: монография / Л.Н. Шумилова [и др.]. Энгельс: ООО «Институт научных исследований и развития профессиональных компетенций», 2021. 154 с.

10. Становление методологии финансового контроля / Р.Е. Артюхин [и др.] // Вопросы истории. 2021. № 12-5. С. 137-142.

11. Федеральная налоговая служба России: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ about_fts/gos_inf/4045827 (дата обращения: 18.09.2022).

References

1. Nalogovyj kodeks. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsuFtantPlyus». URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (Accessed 18.09.2022).

2. Assotsiatsiya kompanij internet-torgovli: ofits. sajt. URL: https://akit.ru/news/rost-obyomov-inter-net-torgovli-v-rossii (Accessed 18.09.2022).

3. Bukhgalterskij uchet. Nalogi. Audit: internet-sajt. URL: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/ ask_nds.html (Accessed 18.09.2022).

4. Vylkova E.S., Pozov I.A. Nalogovoe sostoya-nie sub"ekta RF: teoriya, metodologiya, metodika diagnostiki [Tax status of the subject of the Russian Federation: theory, methodology, diagnostic methods]: monografiya. SPb.: KultlnformPress, 2014. 262 s.

5. Gulkova E.R., Karp M.V., Tipalina M.V. Na-logovye vyzovy tsifrovoj ekonomiki [Tax challenges of the digital economy] // Vestnik universiteta. 2019. № 4. S. 85-95.

6. Demin A.V. Nalogovyj komplaens: kompara-tivnyj aspect [Tax compliance: a comparative aspect]. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2022. 216 s.

7. Muravleva T.V. Tsifrovaya ekonomika na sluzhbe pensionnogo strakhovaniya [Digital economy in the service of pension insurance] // Vestnik Saratovskogo gos. sotsiaFno-ekon. un-ta. 2020. № 3 (82). S. 16-19.

8. Muravleva T.V., Ovchinnikova E.V. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya kameraFnogo nalogovogo kontrolya [The main directions of improvement of cameral tax control] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta kooperatsii. 2021. № 4 (46). S.59-62.

9. Novye biznes-strategii i prakticheskie re-sheniya v tsifrovoj ekonomike [New business strategies and practical solutions in the digital economy]: monografiya / L.N. Shumilova [i dr.]. Engels: OOO «Institut nauchnykh issledovanij i razvitiya professionalnykh kompetentsij», 2021. 154 s.

10. Stanovlenie metodologii finansovogo kon-trolya [Formation of financial control methodology] / R.E. Artyukhin [i dr.] // Voprosy istorii. 2021. № 12-5. S. 137-142.

11. Federalnaya nalogovaya sluzhba Rossii: ofits. sajt. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ about_fts/gos_inf/4045827 (Accessed 18.09.2022).

МУРАВЛЕВА, Татьяна Виталиевна - доктор экономических наук, профессор, первый заместитель директора. Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина. Россия. Энгельс. E-mail: Tanyam.07@mail.ru.

MURAVLEVA, Tatyana Vitalievna - Doctor of Economics, Professor, First Deputy Director. Engels Institute of Technology (branch) of the Saratov State Technical University named after Yu.A. Gagarin. Russia. Engels. E-mail: Tanyam.07@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.