УДК 336
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Т.В. Муравлева, Е.В. Овчинникова
Статья посвящена проблеме камерального налогового контроля. Авторы определяют динамику камерального налогового контроля, его результативность, исследуют права и полномочия как налоговых органов, так и налогоплательщиков в ходе проведения камерального налогового контроля. Особое внимание при этом уделяется внедрению цифровых технологий в камеральный налоговый контроль. В работе выделяют три этапа цифровизации камерального налогового контроля, прохождение которых рассчитано вплоть до 2030 г. На основании проведенного анализа авторами выработаны рекомендации по совершенствованию камерального налогового контроля в Российской Федерации. Кроме того, авторы выступают за неукоснительное соблюдение приоритета налоговых обязательств и считают целесообразным ужесточение санкций за несвоевременную подачу деклараций в налоговые органы. В то же время в статье делается акцент на необходимости повышения налоговой дисциплины налогоплательщиков.
Ключевые слова: налоги; камеральный контроль; штрафы; цифровизация; налогоплательщики; проверка.
T.V. Muravleva, E.V. Ovchinnikova. CAMERAL TAX CONTROL AND DIRECTIONS OF ITS IMPROVEMENT
The article is devoted to the problem of desk tax control. The authors determine the dynamics of in-house tax control, its effectiveness, examine the rights and powers of both tax authorities and taxpayers during in-house tax control. Particular attention is paid to the introduction of digital technologies in the office tax control. The paper identifies three stages of digitalization of in-house tax control, the passage of which is calculated up to 2030. Based on the analysis, the authors have developed recommendations for improving desk tax control in the Russian Federation. In addition, the authors advocate strict compliance with the priority of tax obligations and consider it appropriate to tighten sanctions for late filing of declarations to tax authorities. At the same time, the article focuses on the need to improve the tax discipline of taxpayers.
Keywords: taxes; desk control; fines; digitalization; taxpayers; verification.
Большая часть налогоплательщиков воспринимает уплату налога как принудительную обязанность. Поэтому на защиту интересов государства встают налоговые органы. На них возложена обязанность контролировать своевременность и полноту исчисления налогов и перечисления их в бюджет. Непосредственно права и обязанности налоговых органов сформулированы законодателем в ст. 31-33 Налогового кодекса Российской Федерации [4].
В настоящее время налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается. Благодаря тому, что камеральный контроль лучше поддается автоматизации и является менее трудоемким, появляется возможность охватить большой круг налогоплательщиков, которые представили отчетность в налоговые органы.
Предназначением камеральной налоговой проверки является контроль правильности составления налоговых деклараций и досто-
верности вычисления налогов. Помимо этого, камеральная налоговая проверка является основным средством выбора плательщиков для проведения выездной проверки в случае таковой необходимости.
В России только за 2020 г. было проведено более 61 млн проверок. По сравнению с 2016 г. рост количества проверок наблюдается практически на треть. Выявлено более 2 млн нарушений, что составляет 4 % от общего количества проведенных проверок. По выявленным нарушениям было проведено доначисление налогов, пений и штрафов на сумму около 52,4 млрд руб. (табл. 1).
Помимо этого, мы можем наблюдать рост числа камеральных налоговых проверок, в которых выявлены нарушения. Так, в 2018 г. этот показатель увеличился на 1581646 проверок по сравнению с 2016 г., что обусловлено ростом эффективности камеральных проверок. Однако в 2020 г. наблюдается небольшое снижение числа камеральных проверок, по результатам ко-
60 Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 4(46)
Таблица 1
Динамика камерального налогового контроля в РФ за 2016-2020 г.
Период Количество проверок, ед. Выявлены нарушения, ед. Доначисление налогов, пений, штрафов, тыс. руб.
2016 г. 39 984 748 2 254 874 98 485 375
2017 г. 55 859 903 3 014 252 61 599 442
2018 г. 67 889 986 3 530 186 55 610 833
2019 г. 62 802 102 2 447 597 37 743 315
2020 г. 61 490 686 2 383 741 52 481 228
Примеч.: составлено авторами на основании данных официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации [7]
120000000 100000000 80000000 60000000 40000000 20000000 0
количество проверок, ед.
| доначисление налогов, пений, штрафов, тыс. руб.
Линейная (количество проверок, ед.)
Линейная (доначисление налогов, пений, штрафов, тыс. руб.)
2016
2017
2018
2019
2020
Годы
Динамика количества проведенных камеральных проверок и налоговых доначислений за 2016-2020 гг. Примеч.: составлено авторами на основании данных официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации [7]
торых были выявлены нарушения: на 1082589 проверок меньше, чем в 2019 г. (рисунок).
Анализируя статистические данные, можно сделать вывод, что количество налоговых проверок неотъемлемо растет, однако суммы доначислений снижаются. Такой результат может быть по причине того, что в России применяется риск-ориентированный подход для принятия решения о выездной налоговой проверке, поэтому именно на основании камеральных проверок выбираются плательщики для выездных проверок. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) повышает уровень эффективности и количества камеральных проверок с каждым годом в целях повышения результативности деятельности налоговой системы Российской Федерации.
Результативность камерального налогового контроля можно определить путем расчета сумм доначислений на одну камеральную проверку (табл. 2).
Из данных табл. 2 можно сделать вывод, что результативность камеральных проверок в РФ за указанный период снижается, наблюдается отрицательная динамика. По сравнению с 2016 г. уровень результативности снизился в 2020 г. на 1610 руб. (на 65 %). Это можно объяснить тем, что у налоговых органов наблюдается существенный рост аналитической работы, связанный с увеличением подаваемых налогоплательщиками уточненных сведений о своих обязательствах перед бюджетом Российской Федерации. Основная проблема за-
Таблица 2
Результативность камерального налогового контроля в РФ за 2016-2020 гг.
Период 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Результативность 1 камеральной проверки, руб. 2 463,07 1 102,75 819,13 600,99 853,48
Примеч.: составлено авторами на основании данных официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации [7]
ключается именно в неэффективности налогового администрирования. Частые изменения и дополнения к налоговому законодательству Российской Федерации не дают многим налогоплательщикам вовремя среагировать. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому им приходится искать обходные пути, что негативно сказывается на поступлении средств в бюджет государства.
Анализируя проведение камерального налогового контроля в нашей стране, необходимо отметить, что значительное влияние на его трансформацию и совершенствование во многом оказывает процесс цифровизации. Большое значение на камеральный контроль за исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС) оказала внедренная автоматизированная система контроля (далее - АСК) за возмещением НДС (версии 2 и 3) [3]. Это такое программное обеспечение, являющееся одним из компонентов автоматизированной информационной системы «На-лог-3», которое обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, основываясь на сведения, содержащиеся в книгах покупок, продаж и журналах учета выставленных и полученных счетов-фактур. Такая система позволяет изменить архитектуру налогового контроля, а также, что немаловажно, заменить ручную работу сотрудников налоговых органов на автоматизированные бизнес-процессы. Благодаря такой системе исключается незаконная налоговая оптимизация за счет контролирования процесса формирования добавленной стоимости от производителя до конечного потребителя. В итоге это способствует построению прозрачной экономической системы.
На данный момент ФНС РФ может определить размер неисчисленной суммы НДС благодаря использованию результатов обработки больших данных АСК НДС-3. Эта система дает возможность налоговым органам полностью автоматизированно производить контроль за движением средств между счетами юридических и физических лиц, с помощью чего повышается его продуктивность.
Кроме того, вся система налогового контроля находится в динамичном развитии. На сегодняшний день можно выделить три этапа налоговой цифрофизации:
1. Модель «цифровая зрелость» (персональные электронные сервисы, веб-сайты, электронная отчетность и документооборот).
2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования.
3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая 1Т-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда выполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме.
М.В. Мишутин, еще будучи главой ФНС, в 2019 г. на «Форуме по налоговому администрированию» Организации экономического сотрудничества и развития в Чили отмечал, что будет создана виртуальная транзакцион-ная среда, т.е. замкнутая цифровая экосистема, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, при этом ФНС РФ получит возможность автоматически исчислять и удерживать налоги и сборы в момент совершения самой транзакции [6].
В сфере отслеживания товаров в России вводится и будет продолжать развиваться и усовершенствоваться электронный документооборот (далее - ЭДО). Это даст возможность переделать систему сбора налога на добавленную стоимость, отталкиваясь из контроля за движением товаров. При такой системе упростится процесс подтверждения экспорта, а документы будут заменены реестрами сведений [1].
Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2022 г. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры, то есть универсальный передаточный документ (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу отслеживаемых объектов сделок.
Однако процесс цифровизации является только одним из факторов, оказывающих влияние на трансформацию камерального налогового контроля в нашей стране [2]. Камеральный налоговый контроль сегодня как никогда нуждается в значительном совершенствовании, и его необходимо осуществлять по следующим ключевым направлениям:
- внедрение в автоматизированную систему контроля программы, которая позволит отслеживать движение денежных потоков;
- ускорение процессов внедрения новых версий программ АСК-налог и АСК НДС;
- уменьшение срока проведения камеральной налоговой проверки с 3 месяцев до 2 за счет внедрения информационных технологий и ускорения оборота документов;
- усиление штрафных санкций за несвоевременное представление документов и деклараций в налоговые органы;
- повышение квалификации сотрудников налоговых органов, занимающихся камеральным налоговым контролем, возврат к ранее существовавшей системе премирования в за-
62
вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4(46)
висимости от эффективности проведенных камеральных налоговых проверок.
Совершенствование налогового контроля должно осуществляться не только за счет улучшения работы налоговых органов, но и за счет повышения уровня социальной ответственности налогоплательщиков, их бюджетной грамотности, роста налоговой сознательности и дисциплины.
Список литературы
1. Кириллова О.С. Цифровая архитектура налоговых процессов: актуальные вопросы развития в современных условиях // Вестник Саратовского гос. социально-экономического ун-та.
2020. № 3(82). С. 12-15.
2. Муравлева Т.В. От налоговой грамотности к налоговой культуре // Вестник Саратовского гос. социально-экономического ун-та. 2017. № 2(66). С. 70-71.
3. Муравлева Т.В. Цифровая трансформация деятельности налоговых органов // Наука и общество. 2019. № 3(35). С. 31-34.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 08.10.2021).
5. Ржевская М.А. Цифровая экономика и информатизация: новые возможности для бизнеса // Современные тенденции и перспективы цифровых преобразований в экономике, бизнесе и образовании: материалы внутривуз. науч.-практ. конф. (15 апреля 2021 г.). Энгельс: ПКИ РУК,
2021. С. 93-97.
6. Российские налоговики рассказали коллегам из ОЭСР о пользе онлайн-касс // РИА новости: информационный портал. 27.03.2019. URL: https://ria.ru/20190327/1552163210.html (дата обращения: 08.20.2021).
7. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения: 02.10.2021).
References
1. Kirillova O.S. Tsifrovaya arkhitektura na-logovykh protsessov: aktualnye voprosy razvitiya v sovremennykh usloviyakh [Digital architecture of tax processes: topical issues of development in modern conditions] // Vestnik Saratovskogo gos. sotsiaFno-ekonomicheskogo un-ta. 2020. № 3(82). S.12-15.
2. Muravleva T.V. Ot nalogovoj gramotnosti k nalogovoj kulture [From tax literacy to tax culture] // Vestnik Saratovskogo gos. sotsiaFno-ekonomicheskogo un-ta. 2017. № 2(66). S. 70-71.
3. Muravleva T.V. Tsifrovaya transformatsiya deyatelnosti nalogovykh organov [Digital transformation of the activities of tax authorities] // Nauka i obshchestvo. 2019. № 3(35). S. 31-34.
4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federa-tsii. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Kon-sultantPlyus». URL: https://www.consultant.ru (Accessed 08.10.2021).
5. Rzhevskaya M.A. Tsifrovaya ekonomika i informatizatsiya: novye vozmozhnosti dlya biznesa [Digital economy and informatization: new business opportunities] // Sovremennye tendentsii i perspektivy tsifrovykh preobrazovanij v ekonomike, biznese i obrazovanii: materialy vnutrivuz. nauch.-prakt. konf. (15 aprelya 2021 g.). Engels: PKI RUK, 2021. S. 93-97.
6. Rossijskie nalogoviki rasskazali kollegam iz OESR o polze onlajn-kass // RIA novosti: informa-tsionnyj portal. 27.03.2019. URL: https://ria. ru/20190327/1552163210.html (Accessed 08.20.2021).
7. Federalnaya nalogovaya sluzhba Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: http://www.nalog.ru (Accessed 02.10.2021).
МУРАВЛЕВА Татьяна Виталиевна - доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе. Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Энгельс. E-mail: [email protected].
ОВЧИННИКОВА Елена Викторовна - кандидат исторических наук, доцент, проректор по методической деятельности. Саратовский областной институт развития образования. Россия. Саратов. E-mail: [email protected].
MURAVLYOVA, Tatyana Vitalievna - Doctor of Economics, Professor, Vice-Rector for Academic and Scientific Work. Volga Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Engels. E-mail: [email protected].
OVCHINNIKOVA, Elena Viktorovna - Candidate of History, Associate Professor, Vice-Rector for methodological activities. Saratov Regional Institute of Education Development. Russia. Saratov. E-mail: [email protected].