ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 10 • Номер 10 • Октябрь 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
Адаптация деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации к новым цифровым технологиям: АИС «Налог-3»
Деева Т.В. 1
1 Институт проблем рынка РАН, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:
Цифровые технологии в различных отраслях экономики, в том числе и в сфере налогообложения, являются не просто заменой бумажной отчетности на электронную. Цифровые технологии позволяют передавать отчетность по виртуальным онлайн-каналам связи вместо стандартных почтовых процедур для последующей загрузки в БД налоговых органов. В статье рассматриваются возможности адаптации деятельности ФНС России к новым цифровым технологиям на примере АИС «Налог-3». В статье определены основные и дополнительные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3». В работе представлена схема работы ПК АИС «Налог-3». Установлено, что основной задачей внедрения АИС «На-лог-3» является обеспечение автоматизации всех сфер деятельности ФНС. Решение дополнительных задач автоматизации ФНС направлено на сокращение трудозатрат налоговых органов на выполнение функций налогового администрирования и совершенствование информационно-аналитической деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АИС, цифровые технологии, налоговые органы, налоговое администрирование, «Налог-3», налогоплательщики
Adaptation of the Federal Tax Service of the Russian Federation to new digital technologies: AIS "Nalog-3"
Deeva T.V. 1
1 Market Economy Institute of Russian Academy of Sciences, Russia
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что построение рациональной модели налогообложения в условиях ограниченного фискального пространства является ключевой проблемой успешной налоговой политики любой страны. Налогообложение является самым результативным методом правительственного регулирования экономики, и недостаточный его уровень провоцирует дефицит налоговых поступлений в бюджетах всех уровней. В обратном же случае чрезмерное налогообложение способствует изъятию внушительной части
денежных средств у экономических субъектов в виде налогов, а значит, сдерживает экономическую активность, нивелирует социальные инициативы бизнеса и будет препятствовать устойчивому развитию страны. Эпоха информационных технологий, в том числе ее современное проявление - диджитализация, или цифровизация - не только привносит новые цифровые объекты в жизни социума, но и превращает его в общество сетевых взаимодействий, преобразуя структуру и формат труда, занятости и трудового дохода. В условиях глобализации цифровизация налогообложения обусловливает как новые вызовы и возможности в этой сфере, так и нередко генерирует риски и потенциальные угрозы.
Налоговая сфера активно меняется, внедряя технологии 4Ш (четвертой промышленной революции), которые позволяют собирать и анализировать налоговую информацию быстрее и надежнее, создавать интеллектуальные модели оценки рисков, автоматизировать подготовку налоговой отчетности. Вопросы распространения технологий по налогам предстают не только перед бизнесом, но и перед фискальными органами. Так, согласно исследованию позиций налоговых экспертов, проведенному международной консалтинговой группой ШТБ, по мнению 67% респондентов, в течение 2019 г. они будут работать над вопросами диджитализации контролирующей функции со стороны государства. Кроме того, 64% опрошенных считают, что профес-
ABSTRACT:_
Digital technologies in various sectors of the economy, including taxation, are not just a replacement for paper reporting with electronic one. Digital technologies make it possible to transfer reports via virtual online communication channels instead of standard postal procedures for subsequent uploading to the database of tax authorities. The author of the article discusses the possibilities of adapting the Federal Tax Service of Russia to new digital technologies on the example of AIS "Tax-3". The author of the article defines the main and additional tasks that AIS "Tax-3" aims to solve. The scheme of the PC AIS "Tax-3" work is presented in the article. It was found that the main tasks of introducing AIS "Tax-3" are to ensure the automation in the Federal Tax Service. The solution of additional tasks of the Federal Tax Service automation is aimed at reducing the labour costs of tax authorities for performing tax administration functions and improving information and analytical activities.
KEYWORDS: AIS, digital technologies, tax authorities, tax administration, Tax-3, taxpayers
JEL Classification: H20, H21, H29, 033 Received: 14.09.2020 / Published: 31.10.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Deeva T.V. (tv_k0lenta.ru)
CITATION:_
Deeva T.V. (2020) Adaptatsiya deyatelnosti Federalnoy nalogovoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii k novym tsifrovym tekhnologiyam: AIS «Nalog-3» [Adaptation of the Federal Tax Service of the Russian Federation to new digital technologies: AIS "Nalog-3"]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (10). - 2579-2592. doi: 10.18334/epp.10.10.1 10904
сия налогового консультанта изменится из-за применения А1, например в виде автоматизации рутинных процессов1.
Современная система налогообложения построена на принципах, что были заложены еще при А. Смита и почти не менялись в течение веков, а именно: справедливости налогообложения всех плательщиков (осуществляется пропорционально их доходам и возможностям); определенности (элементы и организация уплаты налога четко очерчены); удобства (механизм уплаты налогов и сборов должен быть удобен налогоплательщикам); эффективности, или экономии (расходы на администрирование налогов должны быть минимальными). Эти принципы будут актуальны столько, сколько будут существовать налоги, а принципы выгоды и платежеспособности являются фундаментом системы налогообложения каждой страны мира. Впрочем, определенные изменения таки происходят. Технологический прогресс и глобализация диктуют другие приоритеты социально-экономического развития, специфику производства, источники доходов, трансформируя структуру налоговых систем, организацию взимания налогов, перемещая акценты с одних объектов налогообложения на другие, расширяя налоговые базы или уменьшая льготы, и тому подобное. Поэтому сейчас требуют решения вопросы о том, какие последствия для современной системы налогообложения несет Индустрия 4.0 и цифровизация экономики в целом [9-10] (Tsvetkov, Выйт, Lyasnikov, Zaidov, 2019; Tsvetkov, Protsenko, Выйт, Lyasnikov, 2018).
Сегодня ФНС осуществляет активное внедрение электронных систем контроля и сервисы для всех категорий налогоплательщиков. Особую актуальность это приобретает в условиях моратория на выездные и камеральные налоговые проверки2.
Цель настоящей статьи - исследование адаптации деятельности ФНС России к новым цифровым технологиям: АИС «Налог-3».
Предметом исследования является процесс адаптации деятельности ФНС России к новым цифровым технологиям: АИС «Налог-3».
1 Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness / WTS. URL: https://www.wts .com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ ki_2018.pdf (дата обращения 30.07.2020)
2 ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. - 2020. - №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.nalogplan. ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)
ОБ АВТОРЕ:_
Деева Татьяна Владимировна, к.э.н. (tv_k01enta.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Деева Т.В. Адаптация деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации к новым цифровым технологиям: АИС «Налог-3» // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. -№ 10. - С. 2579-2592. doi: 10.18334/epp.10.10.1 10904
Обзор литературы
Вопросы практического использования информационной системы АИС «Налог-3», обзор ее достоинств и недостатков осуществляли различные отечественные авторы, в том числе М.Н. Соколова [7] (Sokolova, 2019), Е.С. Горбунова [4] (Gorbunova, 2019), Ю.В. Ростова [6] (Rostova, 2020) и др. Перспективам развития АИС «Налог-3» посвящены статьи О.В. Шинкаревой, А.Е. Хаустовой [8] (Shinkareva, Khaustova, 2019), Г.А. Гюльмагомедовой, Э.Э. Гаджиевой [5] (Gyulmagomedova, Gadzhieva, 2020) и др. Сейчас тема также активно обсуждается на конференциях и круглых столах [3] (Borisova, 2019). Ряд исследований международных организаций и консалтинговых компаний «Большой четверки» (PwC, E&Y, KPMG, Deloitte) посвящены внедрению технологий 4IR3. Применение «цифровых» технологий в процессах налогообложения, как показывает мировой опыт, является основой эффективности работы, прозрачности и упрощения рутинных процессов. Данные авторы утверждают, что АИС «Налог» представляет возможности повышения качества взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми службами и способствует росту собираемости налогов как необходимого условия обеспечения устойчивости финансовой системы государства.
Цифровизация обладает важным значением на современном этапе. Ею обеспечивается следующее:
1. Во-первых, трансформация формата определения объектов налогообложения.
2. Во-вторых, изменение способов заполнения налоговой отчетности.
3. В-третьих, создание для налоговых органов возможностей для проведения аудита и налогообложения в дистанционном режиме.
В настоящее время налоговая отчетность может формироваться и заполняться без участия налогоплательщиков. Это стало возможным благодаря постоянному сбору и своевременной обработке данных, поступающих от налоговых посредников, налоговых агентов и прочих третьих лиц. Таким образом, фундаментальной новацией в мировых налоговых системах в XXI веке являются:
• инверсия налоговых потоков;
• трансформация структуры доверия и отношений между государством и плательщиками налогов [11].
Ключевой целью разработки АИС в налоговой службе является достижение такого уровня управления функционированием системы налогообложения, который сделает
3 4IR News / PricewaterhouseCoopers. URL: https://www.pwc.com/us/en/library/4ir-ready.html (дата обращения 30.07.2020); The Essential Eight technologies that matter most for business today / Pricewater-houseCoopers. URL: https://www.pwc.com/gx/en/issues/technology/essential-eight-technolo-gies.html (дата обращения 30.07.2020); Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020 / KPMG. 2018. April. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/ transforming-the-tax-function-final .pdf (дата обращения 30.07.2020); Tax governance in the world of Industry 4.0 / Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/in/Documents/tax/in-tax-tax-policy-noexp.pdf (дата обращения 30.07.2020)
возможным комплексное решение поставленных задач: выполнение в указанные сроки расчетов, автоматизация процесса учета всех категорий плательщиков налогов, учет налогов, сборов, прочих обязательных платежей, принятие оптимальных решений по прогнозированию налоговых поступлений.
По мнению экспертов, внедрение автоматизированной информационной системы в деятельность налоговых органов - единственный метод перехода к бесконтактному и экстерриториальному способу обслуживания бизнеса (по аналогии с уплатой физическими лицами налога на имущество)4.
Результаты исследования
Налоговая служба развивается в направлении цифровизации и развития электронных сервисов. Причинами (и одновременно целью) трансформации современной налоговой системы являются:
1) увеличение или стабилизация налоговых поступлений с целью компенсации потерь налогов на доходы, финансирование новых потребностей образования;
2) стимулирование внедрения инноваций для дальнейшей цифровизации экономики;
3) создание автоматической системы налогового администрирования.
Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» является собственной разработкой ФНС, созданной в 2016 году. До внедрения указанной автоматизированной информационной системы органы налоговой службы использовали разрозненные программы, базы данных и информационные системы. С появлением рассматриваемой информационной системы любую базу данных ФНС встраивают в новую подсистему или модуль АИС «Налог-3»5.
Введение системы в эксплуатацию было осуществлено к концу 2019 года. Затраты бюджета на ее разработку составили около 2 млрд руб., в разработке участвовал 131 подрядчик, среди крупнейших можно назвать IBS (сумма контрактов с ФНС в 20172019 гг. превысила 5 млрд руб.), «Форс» (сумма контрактов с ФНС в 2017-2019 гг. превысила 5 млрд руб.), «Компьюлинк» (сумма контрактов с ФНС в 2017-2019 гг. превысила 2 млрд руб.), «Системный софт» (сумма контрактов с ФНС в 2017-2019 гг. составила около 2 млрд руб.), «Инлайн технолоджис» (сумма контрактов с ФНС в 2017-2019 гг. составила около 2 млрд руб.)6.
4 Чепурина О.Н. Как сервисы ФНС России помогают добросовестному бизнесу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kadis.org/novosti/internet-intervyu/kak-servisy-fns-rossii-pomogayut-dobrosovestnomu-biznesu (дата обращения 30.07.2020)
5 ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. - 2020. - №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.nalogplan. ш/810471 (дата обращения 31.07.2020)
6 Информационные технологии в Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 31.07.2020)
Основные задачи, на решение которых направлена АИС «Налог-3»
обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид
создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации
гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации
снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы
совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления
обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов
обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов
повышение качества контрольной работы за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации
повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов
снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности
снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств
снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности
переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы
обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России
Рисунок 1. Основные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3» Источник: составлено автором на основе: Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nсlog.ru/мn77/аbout_fts/gos_inб/404с827/ (дата обращения 30.07.2020).
АИС «Налог-3» используется всеми органами ФНС России. Благодаря данной информационной системе деятельность российских налоговых органов автоматизирована по всем осуществляемым функциям. Внедрение информационного обеспечения в практическую деятельность осуществлялось в соответствии с Положением о ФНС России.7 В состав информационного обеспечения АИС «Налог-3» входят: методические и инструктивные документы; единая система классификации и кодирования; информационная база, которая подразделяется на нормативно-справочные файлы и файлы оперативной информации. Методические и инструктивные документы - это нормативно-справочная, методическая, организационная и правовая документация (решения коллегий ФНС, методики, инструкции, директивы, приказы, указы, законы, постановления органов государственного управления и власти), которая касается процессов создания и эксплуатации АИС «Налог-3», решения вопросов, ответы на которые она должна находить. Основные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3», представлены на рисунке 1.
Таким образом, основные задачи внедрения АИС «Налог-3» заключаются в обеспечении автоматизации всех сфер деятельности ФНС. В настоящее время около 95% работы налоговых инспекций осуществляется в АИС «Налог-3». Это позволяет оперативно получать нужные сведения, не переключаясь между различными базами8. Внедрение АИС «Налог-3» в 2019 г., в том числе привело к росту налоговых поступлений на 8,5% (или до 838,4 млрд руб.)9
Дополнительные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3», представлены на рисунке 2.
Дополнительные задачи внедрения АИС «Налог-3» заключаются в снижении трудозатрат налоговых органов на выполнение функций налогового администрирования и совершенствование информационно-аналитической деятельности.
В настоящее время АИС «Налог-3» представляет собой ПК, включающий ряд модулей: ПП «Налоговая статистика и аналитика», «Централизованная система управления доступом», ПП «Анализ налогоплательщика», ПП «Налоговое администрирование», ПП «Контроль НДС» (АСК «НДС-2»), ПП «Администрирование бизнес-процессов» и ПП «Система управления очередью» (рис. 3).
Благодаря АИС «Налог-3» сотрудники налоговых органов могут администрировать налоги как физических лиц (в том числе ИП), так и юридических (в том числе
7 Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 16.07.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
8 ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. - 2020. - №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.nalogplan. ш/810471 (дата обращения 31.07.2020)
9 Сайт ФНС. Поступление налоговых доходов в 2019 году составило 838,4 млрд рублей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn16/news/activities_íts/9521071/(дата обращения 31.07.2020)
Основные задачи, на решение которых направлена АИС «Налог-3»
снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности
снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств
снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и ""^ контроль налоговой отчетности
совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления
переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в ""^ рамках совершенствования контрольной работы
обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России
Рисунок 2. Дополнительные задачи, на разрешение которых нацелена АИС «Налог-3» Источник: составлено автором на основе: Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налог озой службы (АИС «Налог-3») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения 30.07.2020)
крупнейших). Возможности АИС «Налог-3» позволяют любой инспекции в режиме реального времени иметь доступ ко всему объему информации о налогоплательщике, имеющемуся у ФНС10.
В АИС «Налог-3» организована четкая система контроля доступа (ЦСУД). Каждому пользователю по утвержденным заявкам предоставляют те или иные роли доступа, то есть права на просмотр или редактирование лишь определенных данных. Это исключает возможность несан кционированного про смотра каких-либосведенийоналого-плателыциках, не входящих в круг обязанностей должностного лица.
АИС «Налог-3» имеет доступ практически ко всgм государственным информационным хранилищ ам: реестру недвижимого имущества, ГИБДД, паспортам и регистрации граждан («прописке»), данным от б анков и органов правопорядка, данным с онлайн-касс иг др. Так, с 1 января 22020 года участником системы налогового мониторинга стал крупнейший банк России. Налоговым органам, в свою очередь, был предоставлен онлайн-доступ ко всем банковским операциям клиентов.
10 ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. - 2020. - №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.nalogplan. ги/810471 (дата обращения 31.07.2020)
ПП Ппьорма управления очередью
ПП АдмАРАВорпроваРАР бпзррв-процеввов
ПП Контроль НДП (АПК НДП-М)
ПП Налоговая соаопсопка а аналпопка
Цероралпзоваррая впсоема управления довоупом
ПП Анализ ралогоплаоельщпка
ПП Налоговое адмАРАВорАроваРАР
- анализ банковвкпх данных (АБД);
- банковвкпе, лицевые а АРBРВ0АЦА0РРЫР вчеоа (ПП БЛП);
- банкроовово;
- конорольная рабооа;
- налоговые правонарушения;
- операоивно-конорольная рабооа;
- предпроверочный анализ (ППА);
- довудебная рабооа;
- учео пвков;
- кароочкп равчеоов в бюджеоом (КРПБ);
- вобвоврppовоь;
- говрегАворация;
- элекоронный архив а пр. налогоплаоельщпца
Рисунок 3. Основные модули ПК АИС «Налог-3» Источник: ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки // Практическое налоговое консультирование. - 2020. -№ 5 [Элвктронньш рпсурс]. - Режим доступа: 1°^:/^. nalogplan.ru/810471 (дата обращения 31.07.2020)
В настоящее время развитие АИС «Налог-3» продолжается - в ближайшие три года ФНС планирует потратить на обновления еще около 1 млрд руб.11 Число пользователей компонентов АИС «Налог-3» состав ляет 131 тыс:. сотрудников12.
Достоинством АИС «Налог-3» для работников налоговых органов и одновременным недостатком для бизнеса является ее способность к накоплению больших масси-
11 Тендер 165354992 - Выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3») (третья очередь) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bicotender.ru/tender165354992.html (дата обращения 30.07.2020)
12 Там же.
вов данных обо всех налогоплательщиках, ценах, движении товарно-денежных потоков, взаимосвязях компаний и физических лиц и пр.13
В настоящее время АИС «Налог-3» продолжает свою модернизацию, доработку, внедрение новых подсистем и их взаимоинтеграцию. По мнению автора, дальнейшее развитие системы налогового администрирования способно к внедрению технологии блокчейна, которая открывает свободный доступ к операциям предприятий и граждан, дает возможность автоматически проводить расчет налоговых обязательств и снятия средств с банковских счетов для уплаты налогов. Первыми шагами могут стать отказ от налоговых деклараций и переход к цифровым налоговым счетам, в дальнейшем необходимой является разработка цифровой стратегии налогообложения.
Заключение
АИС «Налог-3» объединяет в себе все разрозненные электронные сервисы и программы ФНС, многие государственные базы данных и реестры. Данная система призвана упрощать взаимодействия граждан с ФНС, создать единый информационный массив о налогах, налогоплательщиках и денежных потоках в РФ и обеспечить контроль за налоговой деятельностью всех граждан.
Основные задачи внедрения АИС «Налог-3» заключаются в обеспечении автоматизации всех сфер деятельности ФНС, а дополнительные задачи заключаются в снижении трудозатрат налоговых органов на выполнение функций налогового администрирования и совершенствование информационно-аналитической деятельности.
ИСТОЧНИКИ:
1. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 16.07.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
2. Альков И.С. Проблемы и перспективы применения автоматизированной системы контроля «Налог 3» в деятельности налоговых органов // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики: Материалы V научной конференции регионального уровня для студентов, магистрантов и аспирантов. Под ред. Е.В. Хоменко. Новосибирск, 2019. - с. 5-8.
3. Борисова Е.В. Информационно-аналитическое обеспечение налогоплательщика в современных условиях // Современные проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта: Сборник научных статей по итогам межвузовской конференции. Москва, 2019. - с. 46-51.
4. Горбунова Е.С. Автоматизированная информационная система «Налог-3» как единое централизованное информационное пространство федеральной налоговой службы России // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 10(45). - с. 33-39.
13 ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки//Практическое налоговое консультирование. - 2020. - №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.nalogplan. ш/810471 (дата обращения 31.07.2020)
5. Гюльмагомедова Г.А., Гаджиева Э.Э. Тенденция развития информатизации налоговых органов в России // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 4(117). -c. 143-145. - doi: 10.34925/EIP.2020.117.4.029 .
6. Ростова Ю.В. Человек, общество, право в условиях цифровой реальности. / Сборник статей. - Москва: Издательство КноРус, 2020. - 203-211 c.
7. Соколова М.Н. Автоматизированная информационная система АИС «Налог-3» // В мире научных открытий: Материалы III Международной студенческой научной конференции. Ульяновск, 2019. - c. 201-203.
8. Шинкарева О.В., Хаустова А.Е. Развитие автоматизированной информационной системы «Налог-3» // Трансформация национальной социально-экономической системы России: Материалы I Международной научно-практической конференции. Москва, 2019. - c. 559-564.
9. Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Заидов К.Х. Система налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности // Экономика и управление. - 2019. - № 1(159). - c. 4-15.
10. Цветков В.А., Проценко О.Д., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства агропромышленного сектора // Финансы. - 2018. - № 6. - c. 39-52.
11. Digitalization of Tax: International Perspectives Editor: Paul Aplin. 2017. ISAEV, London. 34 p
12. Информационные технологии в Федеральной налоговой службе. Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 31.07.2020).
13. Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»). Nalog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www. nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827 (дата обращения: 30.07.2020).
14. Поступление налоговых доходов в 2019 году составило 838,4 млрд рублей. Сайт ФНС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn16/news/activities_ fts/9521071 (дата обращения: 31.07.2020).
15. Тендер 165354992 - Выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3») (третья очередь). Bicotender.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bicotender.ru/tender165354992.html (дата обращения: 30.07.2020).
16. ФНС на удаленке. Как развиваются электронные системы проверки. Практическое налоговое консультирование. [Электронный ресурс]. URL: https://e.nalogplan. ru/810471 (дата обращения: 31.07.2020).
17. Чепурина О.Н. Как сервисы ФНС России помогают добросовестному бизнесу. Kadis.org. [Электронный ресурс]. URL: https://kadis.org/novosti/internet-intervyu/ kak-servisy-fns-rossii-pomogayut-dobrosovestnomu-biznesu (дата обращения: 30.07.2020).
18. 4IR News. PricewaterhouseCoopers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc. com/us/en/library/4ir-ready.html (дата обращения: 30.07.2020).
19. Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness. Wts. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wts,com/wts.de/ insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf (дата обращения: 30.07.2020).
20. Tax governance in the world of Industry 4.0. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/in/Documents/tax/in-tax-tax-policy-noexp.pdf (дата обращения: 30.07.2020).
21. Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020. Kpmg. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/ pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf (дата обращения: 30.07.2020).
REFERENCES:
4IR News PricewaterhouseCoopers. Retrieved July 30, 2020, from https://www.pwc.
com/us/en/library/4ir-ready.html Alkov I.S. (2019). Problemy iperspektivy primeneniya avtomatizirovannoy sistemy kon-trolya «Nalog 3» v deyatelnosti nalogovyh organov [Problems and prospects of the automated control system "Nalog 3" implementation in the tax authorities activity] Accounting, analysis and audit: problems of theory and practice. 5-8. (in Russian). Borisova E.V. (2019). Informatsionno-analiticheskoe obespechenie nalogoplatelshchika v sovremennyh usloviyakh [Information and analytical support of the taxpayer in modern conditions] Modern problems of ensuring economic security of an economic entity. 46-51. (in Russian). Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness Wts. Retrieved July 30, 2020, from https://www.wts,com/wts.de/ insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf Gorbunova E.S. (2019). Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema «Nalog-3» kak edinoe tsentralizovannoe informatsionnoeprostranstvo federalnoy nalogovoy sluzhby Rossii [Automated information system "Nalog-3" as a single centralized information space of the Federal Tax Service of Russia]. Science and education today. (10(45)). 33-39. (in Russian).
Gyulmagomedova G.A., Gadzhieva E.E. (2020). Tendentsiya razvitiya informatizatsii nalogovyh organov v Rossii [The development trend of taxation informatization in Russia]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4(117)). 143-145. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2020.117.4.029 . Rostova Yu.V. (2020). Chelovek, obshchestvo, pravo v usloviyakh tsifrovoy realnos-ti [People, society, and law in digital reality] Moscow: Izdatelstvo KnoRus. (in Russian).
Shinkareva O.V., Khaustova A.E. (2019). Razvitie avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Nalog-3» [Development of the automated information system "Nalog-3"] Transformation of the national socio-economic system of Russia. 559-564. (in Russian).
Sokolova M.N. (2019). Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema AIS «Nalog-3» [Automated information system AIS «Nalog-3»] In the world of scientific discovery. 201-203. (in Russian).
Tax governance in the world of Industry 4.0Deloitte. Retrieved July 30, 2020, from https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/in/Documents/tax/in-tax-tax-policy-noexp.pdf
Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020Kpmg. Retrieved July 30, 2020, from https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf
Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zaidov K.Kh. (2019). Sistema nalogovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii iputipovysheniya ee effektivnosti [Tax control system in the Russian Federation and ways of improving its efficiency]. Economics and management. (1(159)). 4-15. (in Russian).
Tsvetkov V.A., Protsenko O.D., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2018). Sovershenstvovanie nalogooblozheniya subektov malogopredprinimatelstva agropromyshlennogo sektora [Improving taxation of small businesses in the agro-industrial sector]. Finance. 22 (6). 39-52. (in Russian).