УДК 336.025
Осокина Ирина Валентиновна,
кандидат экономических наук, доцент, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров РУДН, РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
Шмакова Александра Викторовна,
соискатель, Финансовый университет при Правительстве РФ; заместитель начальника отдела выездных налоговых проверок МИ ФНС России, e-mail: [email protected]
Реферат. В условиях глобализации мир становится все более технологичным. Электронная и цифровая экономика становятся его продуктом. Более того, экономические отношения усложняются, усиливается виртуализация экономики. Поэтому цифровизация экономики является важнейшим условием экономического роста национальной экономики. И для страны, которая находится в фазе создания стратегии развития собственной цифровой экономики, существует острая необходимость нормативно-правового регулирования операций в сфере электронной коммерции, инициативы по продвижению цифровой грамотности, а также оптимизации практик кибербезопасности, защиты данных и электронной подписи, ведь эффективная стратегия должна и будет максимально учитывать региональные особенности страны. В то же время появляются новые вызовы, связанные с дальнейшим развитием налогового процесса в системе налогового администрирования России. В статье автором проанализированы дальнейшие перспективы развития налоговых процессов в условиях пандемии для целей налогового контроля.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, глобализация, налоговое администрирование, налоговый процесс, технологии больших данных, налоговые поступления, электронная коммерция, мировые налоговые администрации, вопросы налогообложения и налогового регулирования.
UDC 336.025
Osokina Irina,
Candidate of Economics, associate professor, The Institute of advanced training and retraining of personnel of the RUDN University, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
Shmakova Alexandra,
Applicant, Financial University under the Government of the Russian Federation; Deputy head of the field tax Department inspections of the Federal tax service of Russia, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
Abstract. In the context of globalization, the world is becoming more and more technological. Electronic and digital economies are becoming its product. Moreover, economic relations are becoming more complicated, and the virtualization of the economy is increasing. Therefore, the digitalization of the economy is an essential condition for the economic growth of the national economy. And for a country that is in the phase of creating a strategy for the development of its own digital economy, there is an urgent need for legal regulation of operations in the field of electronic commerce, initiatives to promote digital literacy, as well as optimization of cybersecurity practices, data protection and electronic signature, because an effective strategy
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОГО ПРОЦЕССА
DIGITAL ECONOMY: CHALLENGES AND PROSPECTS OF THE TAX PROCESS
should and will take into account the regional characteristics of the country as much as possible. At the same time, new challenges arise related to the further development of the tax process in the tax administration system of Russia. In the article, the author analyzed further prospects for the development of tax processes in a pandemic for tax control purposes.
Keywords: digital economy, digitalization, globalization, tax administration, tax process, Big Data technologies, tax revenues, e-commerce, global tax administrations, taxation and tax regulation issues.
Дальнейшее проникновение цифровых технологий в жизнь - одна из характерных особенностей будущего мира. Это обусловлено прогрессом в областях микроэлектроники, информационных технологий и телекоммуникаций. Цифровизация - процесс объективный, неизбежный, и остановить его невозможно.
Такова и цифровая экономика. Она - единственно возможная экономика в диапазоне ближайших, как минимум, 20 лет, поскольку мир стремительно меняется именно в «цифровом направлении». В новом мире выживет не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше других приспособится к изменениям. Тех, кто не приспособится, ждёт судьба «Кодака»: когда-то фотоаппараты были плёночными, и было необходимо экономить каждый кадр. Сегодня мы делаем сотни фотографий в день. Цифровые технологии не просто ускоряют или удешевляют что-то, они меняют контекст задачи и часто даже саму задачу.
Цифровой мир не спрашивает, готов ли ты к изменениям - мир меняется глобально. Продукты цифровой экономики становятся катализаторами позитивных изменений во всех без исключения сферах. Человечество уже вступило в эпоху глобальных перемен. Получают новую форму и содержание основ -ные сферы его жизнедеятельности - экономика и управление, наука и безопасность.
Цифровизация и глобализация неразрывны. Чем меньше границ в широком смысле этого слова, тем быстрее будет развиваться цифровая экономика и выиграют те страны, которые откроются друг другу, образуя единое экономическое пространство. Цифровая экономика характеризуется активным использованием информационно-коммуникационных технологий в целях осуществления различных видов взаимодействий, в том числе юридически-значимых, между всеми участниками экономических процессов. Именно ИКТ, которые за последние двадцать лет сделали большой скачок вперед, помогают обществу,
бизнесу и целым государствам постоянно совершенствоваться: оптимизировать издержки, создавать новые продукты и услуги, повышать качество жизни и т.д. Главными драйверами для цифровой экономики стали развитие интернета и электронной коммерции, которые открыли новые пути обмена информацией, продажи товаров и оказания услуг. Цифровая экономика - это следующая стадия эволюционного развития экономической и производственной модели общества. От реальной экономики нельзя отказаться - кто-то должен производить продукты питания, строить дома, заниматься перевозками и логистикой, оказывать медицинские услуги. Однако за счет активного развития интернет-технологий, роста вычислительной мощности процессоров, повсеместного распространения мобильных устройств и глубокой интеграции в жизнь социальных сетей мы имеем ко всему этому гораздо более быстрый и комфортный доступ. Поставщики услуг, в свою очередь, могут аккумулировать и анализировать большие объемы данных, которые позволяют им повышать качество продукции, сокращать сроки ее разработки и вывода на рынок, избавляться от ненужных звеньев в цепочках поставок, а также лучше понимать своих потребителей. Если речь идет о государстве - то своих граждан.
В настоящий момент нет единого определения понятия «цифровая экономика». По мнению аналитиков Gartner, цифровая экономика - это создание, потребление и управ -ление ценностью, связанной с цифровыми продуктами, услугами и активами в организациях.
Аналитики Boston Consulting Group считают, что цифровая экономика - это использование возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы - от отдельных людей до крупных компаний и государств.
«Рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и
услугами с помощью электронной коммерции», - такое определение дает ОЭСР.
Определение, данное Всемирным банком, который считает, что «цифровая экономика - это новая парадигма ускоренного экономического развития», на наш взгляд нам ближе. Цифровая экономика - новый этап экономического развития общества. С развитием технологий происходит смена и экономических парадигм. Изначально для традиционной экономики были характерны ручной труд и примитивные малопроизводительные технологии, поэтому даже торговля носила не постоянный характер. Сейчас же трудно вообразить дальнейший научно-технических прогресс без применения современных технологий и электронной коммерции. Цифровая экономика лишь отражает те тенденции, которые мы наблюдаем сегодня: ИТ-компании обгоняют сырьевые по показателю рыночной капитализации. Мы видим, что интернет-аудитория растет, что самые дорогие компании и бренды относятся к сфере ИТ, а доля интернет-экономики увеличивается год от года в ВВП развитых стран. Переход к цифровой экономике предусматривает комплексные изменения как на уровне государства, так и на уровне компаний. Поэтому цифровая трансформация бизнеса неизбежна.
Цифровая экономика, в первую очередь, ориентирована на повышение эффективности и конкурентоспособности. Те области деятельности, в которых эта потребность минимальна, будут, безусловно, позже всех адаптироваться к новым условиям. Существенным ограничением является технологическое отставание многих отраслей, которое, в свою очередь, вызвано недостатком финансовых ресурсов как на уровне предприятий, так и регионов. С другой стороны, именно переход в новой модели экономики может вдохнуть во многие отрасли и предприятия новую жизнь. Цифровая экономика невозможна без участия государства. Коммерческие компании, понимая выгоду, сами запускают процессы собственной цифрови-зации, а вот с государственными ведомствами дело обстоит несколько сложнее, так как здесь необходима инициатива государства, изменение законодательства, и на решение таких вопросов может потребоваться не один год. В качестве примера можно привести Государственные информационные системы:
о государственных муниципальных платежах (ГИС ГМП) и жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Запуск этим систем был объявлен достаточно давно, и их конечная цель - перевести участников процессов (ГИБДД, банки, организации ЖКХ, госведомства, физические лица - плательщики услуг и бюджетных начислений) на электронный вид взаимодействия. Однако эти процессы идут не так быстро, как хотелось бы, и исправить ситуацию может только государство, имеющее достаточно рычагов воздействия (законы, акты, распоряжения, льготы или штрафные санкции). В то же время нельзя не отметить, что государство проделывает огромную работу для обеспечения цифрового суверенитета: развиваются технологии и образование, поддерживаются локальные инновационные компании и т.д. В том числе, создана «дорожная карта» для развития цифровой экономики в России. В ее составе - пять ключевых направлений: «Нормативное регулирование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность». При рассмотрении российской программы, которая полностью соответствует международному опыту, понятно, что там четко прослеживается ответственность правительства за создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, за устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) раз -вития высокотехнологических бизнесов и за недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках. При этом, как бизнес, так и граждане должны поддерживать эти процессы, даже если пока что-то идет не так гладко. Как мы знаем, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Современные технологии обладают большим потенциалом для качественного изменения налогового администрирования в условиях цифровизации экономики. Налоговая служба России, возглавляя международный проект Форума ОЭСР по налоговому администрированию в области электронных сервисов и цифровых каналов доставки, изучает информационные технологии, которые могут быть полезны для налоговых администра-
ций. Лучшее из мирового опыта - мобильные технологии, искусственный интеллект, умные порталы и технологии больших данных - используются Налоговой службой России в своей практике, создавая глобальную контрольно-аналитическую систему. На наш взгляд, цифровая экономика - это не только экономика знаний, но и экономика доверия. В перспективе технологии позволят создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства. Построение такой системы способно серьезно повысить уровень взаимного доверия между государством и обществом, обеспечить прозрачность экономики для всех субъектов, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность государственных доходов. Цифровая экономика - это экономика нового технологического поколения с точки зрения использования огромного количества данных, генерируемых в самых разнообразных информационных системах. И в этом ключе - обработка этого массива данных и извлечении полезной информации из них. А для этого необходимо совершенствование налоговых процессов. На сегодняшний день, цифровая платформа ФНС России позволила создать электронные сервисы, которые помогают решить любой налоговый вопрос в режиме 24/7 из любой точки мира. Цель - заплатить налоги должно быть не сложнее, чем оплатить мобильную связь или интернет. С учетом сложившихся обстоятельств ФНС России было принято ре -
шение о создании автоматизированной информационной системы центров обработки данных (ЦОДов), которая должна выполнять функции физически распределенного, но логически единого комплекса сбора, хранения, обработки и распространения данных, необходимых для выполнения функций ФНС. И в последнее годы Налоговая служба России, сделав качественный рывок в развитии собственной технологической инфраструктуры, обеспечивает рост налоговых поступлений, оптимизировав ряд бизнес-процессов и снизив административное давление на предпринимателей.
ФНС осуществляет информационное взаимодействие с различными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также налогоплательщиками - физическими и юридическими лицами. ФНС располагает одной из самых мощных информационных систем среди государственных организаций (более 50 тысяч ПК, более 6000 серверов, единая мультисервисная сеть передачи данных), которая активно используется для решения задач ведомства.
Топология технологической инфраструктуры системы ЦОДов представляет собой звезду, центром которой является Федеральный ЦОд, а на лучах располагаются региональные ЦОды с подключенными к ним управлениями ФНС и налоговыми инспекциями. На физическом уровне связь между ФЦОД и РЦОД осуществляется с использованием
Рисунок 1 - Мир больших данных ФНС России. Слайд из презентации Михаила Мишустина на Московском финансовом форуме
Со1|у| I". N 1-1Г СГ'ТМ
Рисунок 2 - Консолидация данных ФНС
высокоскоростных каналов передачи данных. Помимо этого, каждый ЦОД имеет выход в Интернет для обеспечения связи с налогоплательщиками и публикации налоговой информации на сайтах ФНС. Для повышения надежности все РЦОД, помимо высокоскоростного канала связи с ФЦОД, обеспечены резервным высокоскоростным каналом.
Ежедневно налоговые органы работают с огромным массивом данных. В информационной среде ФНС России хранятся и используются сведения более 4,5 млн юридических лиц и 3,8 млн действующих индивидуальных предпринимателей и 155 млн физических лиц. Ежегодно налогоплательщики направляют более 50 млн налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также 62 млн справок 2-НДФЛ. Всего в информационной системе ФНС России хранится и обрабатывается более четырех петабайта данных.
Применение технологии больших данных концептуально изменило налоговый процесс, в том числе подход к проведению контрольных проверок, сведя к минимуму влияние человеческого фактора. Миссия ФНС России в настоящее время — высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов
при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса. Например, система АСК НДС-2 позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. За период действия системы АСК НДС-2, количество фиктивных компаний сократилось более, чем в два раза, а количество случаев заявления возмещения НДС высокорисковыми организациями - почти в 15 раз. В результате поступления НДС существенно опережают рост экономики: уже в 2016 году рост составил 8,5%, а за семь месяцев 2017 года - 16%. Так, благодаря АСК НДС-2 только за семь ме -сяцев 2017 года в бюджет дополнительно по -ступило НДС на сумму 93 млрд рублей.
Еще один действенный инструмент налогового процесса - это новая технология контрольно-кассовой техники, позволяющая контролировать один из наиболее трудно ад-министрируемых секторов экономики - розницу. Новый механизм позволяет анализировать данные о продажах. Кроме того, система
предусматривает обратную связь с потребителями, обеспечивая защиту их прав. Эти цели взаимосвязаны, так как защита интересов государства на самом деле есть защита законных интересов бизнеса и граждан.
Следующим звеном глобальной контрольно-аналитической системы становится маркировка товаров. За прошедший год проекта по чипированию меховых изделий количество зарегистрированных участников в системе оказалось в 3,5 раза больше ожидаемого. Анализ данных показал, что легализовался каждый четвертый участник данного сектора, товарооборот вырос в семь раз. А уже с 1 июня 2017 года запущена система маркировки лекарственных препаратов. В системе уже зарегистрированы 16 крупнейших представителей фармотрасли.
Администрирование иностранных поставщиков электронных услуг - следующий аспект работы ФНС России. Такие компании с 1 января 2017 года находятся на учете и уплачивают НДС в российском налоговом органе с помощью специального электронного сервиса, созданного ФНС России. Среди которых такие ведущие компании, как Google, Apple, Microsoft, Amazon, eBay, Alibaba, Aliexpress, Uber, Viber, Facebook, Financial Times, Eurosport и другие. А только за первое полугодие 2017 года они отчитались по НдС на сумму свыше 4,3 млрд рублей.
Таким образом, ФНС демонстрирует уверенный рост налоговых поступлений в бюджет, впечатляя новыми цифровыми возможностями и правовыми инструментами налогового процесса в системе налогового администрирования. Внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, меняются правила применения популярных налоговых режимов, совершенствуется налоговое администрирование, при одновременном введении новых возможностей облегчения исполнения налоговых обязательств, усилен банковский и межведомственный контроль за финансовыми операциями. Главный акцент налоговых органов направлен на сознательное поведение налогоплательщика и добровольный отказ от сомнительных схем. На уточнение налоговых обязательств и доплату налогов в бюджет.
По официальным данным в апреле 2020года поступления в бюджет упали на 33%, если сравнивать с аналогичным пе-
риодом прошлого года. Доходность компаний, которые уже вышли из режима самоизоляции, составляет 20-60% от докризисного уровня в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Организациям и ИП были оказаны конкретные меры по поддержке в условиях распространения COVID-19. Налоговые органы приняли в этом самое действенное участие. Это и отсрочка отчетности, и отсрочка многих платежей, и отмена налоговых проверок на период самоизоляции. Но теперь основная задача налоговой службы заключается в пополнении бюджета. 30 июня возобновятся налоговые проверки, приостановленные из-за кароновируса. Есть основания полагать, что ФНС готовится к ним очень серьезно.
Одновременно с вышеперечисленным, необходимо обратить внимание на факт того, что в сложившихся условиях мирового кризиса, связанного с пандемий, именно электронная коммерция демонстрирует галопирующие темпы развития, приобретает массовый характер и постепенно аккумулирует огромный налоговый потенциал, который государство просто обязано использовать для фискальных целей. По мере роста числа отечественных пользователей сети Интернет увеличивается количество иностранных участников электронной коммерции, реализующих свою продукцию на отечественном рынке, растет их совокупный товарооборот. Данный факт позволяет утверждать, что развитие механизма налогообложения организаций участников электронной коммерции в налоговом процессе, является одним из важнейших вопросов, тесно связанных с повышением эффективности налоговой системы конкретной страны.
Можно выделить целый ряд институциональных особенностей электронной коммерции, затрудняющих её налогообложение и нормативно-правовое регулирование:
1) экстерриториальность электронных сделок в виртуальном пространстве, где отсутствуют географические границы;
2) анонимность продавцов и нематериальность виртуальных представительств, не позволяющая идентифицировать их местонахождение, так как сайты могут быть зарегистрированы в любой стране мира;
3) анонимность электронных сделок, так как платёжные системы проводят платежи
за товары как частные денежные переводы (банки), либо вообще находятся вне правового поля (платёжные провайдеры);
4) анонимность клиентов, не позволяющая продавцу точно определить правовой статус клиента (физическое или юридическое лицо, цель покупки и т.д.).
Вместе с тем, это не означает, что электронная коммерция имеет лишь негативный оттенок, так как речь тут идёт не об экспорте товаров, а об экспорте услуг распределительной логистики и технологий ведения трансграничного бизнеса. Их особенность заключается в относительной дешевизне внедрения и высокой экономической отдаче. Поэтому стратегическая задача государственного регулирования электронной коммерции в России заключается в том, чтобы трансформировать её распределительную инфраструктуру из импортно-ориентированной в экпортно-ориентированную.
Решения, принимаемые национальными правительствами в области налогообложения, несомненно, во многом зависят от общемировых тенденций. Налоговое регулирование является неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития экономики любой страны. Развитие технологий привело к тому, что появились новые модели бизнеса со своими методами образования добавленной стоимости и каналами распределения. Если при использовании стандартных видов деятельности при реализации товаров или услуг определение места реализации не составляет никакого труда, то при продаже виртуальных товаров существуют трудности с определением места его назначения (или реализации). Для традиционной предпринимательской деятельности большое значение имеют материальные активы и рабочий персонал, в то время как для электронной коммерции свойственны нематериальные активы и информационные технологии.
Электронная коммерция приобрела глобальные масштабы, в том числе благодаря стремительному росту количества мобильных устройств, позволяющих совершать финансовые операции в любой точке мира посредством сети Интернет.
Вопросы налогообложения и налогового регулирования электронной коммерции актуальны на протяжении уже нескольких десятилетий и освещаются в работах как от-
ечественных, так и зарубежных ученых-экономистов. Несмотря на это некоторые проблемы остаются не решенными, в частности, уклонение от налогообложения в электронной коммерции имеет глобальные масштабы из-за высоких издержек налогового контроля и не отлаженности взаимодействия правительств при регулировании трансграничных операций этой сферы.
Существующие в настоящее время правила налогообложения выработаны исторически для традиционной предпринимательской деятельности, и, соответственно, полностью не адаптированы для возрастающей предпринимательской деятельности в сфере электронной коммерции. Однако, учитывая стремительное развитие коммерции в данной сфере, в настоящее время стало уделяться пристальное внимание разработке новых правил налогообложения для этого сектора экономики. Еще в 1998 году Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) на конференции в Оттаве были разработаны принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в сфере электронной коммерции. Данные принципы в целом повторяли уже устоявшиеся принципы налогообложения:
- удобство взимания для налогоплательщика;
- эффективность и экономичность администрирования;
- минимизация методов ухода от налогов;
- предоставление одинаковых условий всем налогоплательщикам.
Провозглашалось недопущение дискриминации при налогообложении данной сферы деятельности по сравнению с традиционными видами предпринимательской деятельности, а также между отдельными видами внутри сферы электронной коммерции. В отдельных странах также проводились исследования, однако до настоящего времени это не привело к существенному изменению в данной области. Так, в марте 2014 года ОЭСР в рамках реализации Плана действий по противодействию размывания налогооблагаемой базы и перемещению прибыли опубликованы для рассмотрения рекомендации по налогообложению виртуальной экономики. Данный документ содержит в себе результаты значительной работы по обобщению подходов к налогообложению
электронной коммерции и выработке унифицированных правил. Необходимо обратить внимание, что разработка единого подхода при налогообложении данной сферы ведения бизнеса является одной из приоритетных задач, так как процессы глобализации в интернет сфере выражены гораздо сильнее, чем в традиционных видах экономической деятельности. При покупке виртуальных товаров или услуг стираются государственные границы. Поэтому отсутствие единых межгосударственных стандартов в сфере электронного бизнеса приводит к тому, что организации ведут предпринимательскую деятельность в разных странах без возникновения обязательств по уплате налогов.
Международные организации предлагают различные пути совершенствования налогообложения электронной коммерции. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывает на то, что многие отрасли, которые раньше развивались меньшими темпами, благодаря современным технологиям получили новый толчок. В докладе, представленном ОЭСР в сентябре 2014 года, проанализирована ситуация в сфере цифровой экономики, приведена динамика развития и даны рекомендации по дальнейшему повышению эффективности ее налогообложения.
В настоящее время существует острая необходимость нормативно-правового регулирования операций в сфере электронной коммерции. Проблема состоит в том, что в современном налоговом законодательстве не существует эффективных методов налогового контроля, которые могли бы использоваться в целях выявления субъектов предпринимательской деятельности в сфере электронной коммерции, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, либо занижающих величину фактически полученных доходов. Это относится не только к России, но и практически ко всем без исключения другим странам мира. В условиях глобальной конкуренции электронная коммерция позволяет неограниченно наращивать продажи в стране, не имея в ней никакого физического присутствия. Это приводит к росту налоговой базы в странах-экспортерах услуг и технологий, таких как США, за счёт сокращения этой базы в странах-импортерах.
Быстрые темпы развития коммерческой деятельности в сфере электронных услуг
ведут к необходимости законодательного закрепления данного вида деятельности, которое можно осуществить через один из элементов налога. Для этого можно восполь -зоваться практикой Европейского союза, и установить в Налоговом кодексе, что местом реализации признается место нахождения потребителя услуги. Однако проблема налогового контроля в данной сфере будет являться одной из самых значимых проблем налогообложения субъектов электронной коммерции.
Следовательно, фокус внимания руководителей мировых налоговых администраций постепенно будет смещаться с обсуждения мер, которые приняты для поддержки экономики в условиях пандемии, на налоговое администрирование и контроль в меняющихся условиях, так как в условиях кризиса растет цифровизация налоговой администрации и в целом государственного сектора. Так, уже к концу 2020года ОЭСР планирует выпуск итоговых документов, посвященных новым международным правилам налогообложения крупнейших корпораций, реализующих цифровые услуги и потребительские товары. Они подлежат одобрению «Группы двадцати» ^20). Здесь речь идет о том, что страна, которая потребляет электронные услуги и товары, имеет право на часть налоговой прибыли от компании или группы компаний, которые их на ее территории оказывают. Важность создания международных институтов разрешения споров в рамках новых прав, которые учитывали бы интересы всех стран имеет глобальное значение особенно под влиянием пандемии COVID-19. Кроме того, для общества в целом цифровые решения принесут новые риски. Поэтому нашей стране необходимы инициативы по продвижению цифровой грамотности, а также оптимизация практик кибербезопасности, защиты данных и электронной подписи.
И в заключении. У России есть база для развития цифровой экономики. К примеру, один из самых высоких в мире показателей проникновения мобильных технологий (153 абонента мобильной связи на 100 человек). Средняя скорость подключения к интернету в России в два раза выше среднего мирового значения. Более 57% семей имеют широкополосный доступ в интернет. И находясь в фазе создания стратегии развития соб-
ственной цифровой экономики, необходимо помнить и принимать во внимание желание всех стран занимать лидирующие позиции в глобальном мире. А универсального действенного плана для всех не существует, ведь эффективная стратегия должна и будет максимально учитывать региональные особенности каждой из стран.
P.S. Пока готовилась статья, стало известно:
- о новых цифровых услугах, которые готовятся к запуску Федеральной налоговой службой (ФНС). Один из проектов - развитие удостоверяющего центра (УЦ), который обеспечит сертификатами квалифицированной электронной подписи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов. В ведомстве ожидают, что в 2021 году в УЦ обратится 35% от общего числа нуждающихся в таких услугах, а в 2022 году УЦ будет обрабатывать уже 100% запросов ИП, юридических лиц и нотариусов;
- следующий сервис связан с упрощенной процедурой вычета НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика. Предполагается, что в 2021 году ею будут охвачены около 900 тыс. человек (порядка 10% от числа обращающихся за вычетом в год);
- третий проект - упрощенная процедура регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП). Однако для его реализации потребуется внести изменение в закон о госрегистрации компаний и предпринимателей. Запустить процедуру регистрации через мобильное приложение интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физлиц» предполагается в декабре 2020 года. До конца года в цифровом формате смогут зарегистрироваться до 10 000 индивидуальных предпринимателей. Количество таких пользователей в 2021 г. может составить 150 000 человек.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Президент (2012- ; В. В. Путин) Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 10.05.2020). - Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Правительство. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Программа «Цифровая экономика Российской Фе-
дерации». - URL: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 10.05.2020). - Текст : электронный.
3. Индикаторы цифровой экономики: сетевой ресурс: 2017. - URL: http://data-economy.ru/2024 (дата обращения: 10.05.2020). - Текст : электронный.
4. Программа «Цифровая экономика России 2024»: сетевой ресурс. - URL: http://data-economy.ru/2024 (дата обращения: 11.05.2020). - Текст : электронный.
5. РБК: сетевой ресурс. - URL: http://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5 99e9d289a79470ea5767903 (дата обращения: 10.05.2020). - Текст : электронный.
6. Цифровая Россия: новая реальность: сетевой ресурс. - URL: http:// www.tadviser.ru/images/c/c2/ Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
7. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и обще -ства, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.
References:
1. Rossiiskaya Federatsiya. Prezident (2012- ; V. V. Putin). Ukaz Prezidenta RF no. 203, 09.05.2017 "O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2030 gody" [Decree of the President of the Russian Federation, 9.05.2017, no. 203 "On The strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030"]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (accessed: 10.05.2020).
2. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF, no. 1632-r, 28.07.2017 «Programma «Tsifrovaya ehkonomika Rossiiskoi Federatsii» [Order of the Government of the Russian Federation 28.07.2017 no. 1632-R "Program "Digital economy of the Russian Federation"]. Available at: http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yL VuPgu4bvR7M0.pdf (accessed: 10.05.2020).
3. Indikatory tsifrovoi ehkonomiki: 2017 [Indicators of the digital economy: 2017]. Available at: http://data-economy. ru/2024 (accessed: 10.05.2020).
4. Programma «Tsifrovaya ehkonomika Rossii 2024» [Program Digital economy of Russia 2024]. Available at: http://data-economy.ru/2024 (accessed: 11.05.2020).
5. RBK [RBC]. Available at: http://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5 99e9d289a79470ea5767903 (accessed: 10.05.2020).
6. Tsifrovaya Rossiya: novaya real'nost' [Digital Russia: a new reality]. Available at: http:// www.tadviser.ru/images/c/ c2/Digital-Russia-report.pdf (accessed: 10.05.2020).
7. Abdrakhmanova G. I., Vishnevskii K. O., Gokhberg L. M. Chto takoe tsifrovaya ehkonomika? Trendy, kompetentsii, izmerenie Ch-80 [What is the digital economy? Trends, competencies, measurement of H-80]: dokl. k XX Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ehkonomiki i obshchestva, Москва, 9-12.04.2019 [Proc. Int. Conf., 9-12.04.2019]. Moscow, Izd. dom Vysshei shkoly ehkonomiki Publ., 2019, 82 p.