Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Сабина Эльчиновна, Егрушева Анастасия Евгеньевна

В данной статье мы говорим о том, что в настоящее время происходит цифровизация всех сфер жизни общества. Не обходит этот процесс и сферу образования. Под понятием цифровизация в образовании понимается процесс перехода на электронную систему обучения. Концепции электронного, дистанционного, цифрового, а также онлайн-обучения в режиме автономии являются составными частями цифрового образования, а разнообразие электронных систем позволяет расширить количество его вариантов. Цифровизация образования в своей деятельности стремится к решению такого рода задач как: повышение умений и навыков преподавателей в работе с цифровыми технологиями, развитие дистанционного и электронного обучения, внедрение цифровых программ. С каждым годом в высших учебных заведениях все больше распространяется такой вид обучения как электронное обучение. Его методы направлены на развитие у обучающихся способности самостоятельно координировать свою деятельность и приходить, путем применения информационно-коммуникационных средств, к правильному решению поставленных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Сабина Эльчиновна, Егрушева Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

In this article we are talking about the fact that digitalization of all spheres of society is currently taking place. This process does not bypass the sphere of education. The concept of digitalization in education refers to the process of transition to an electronic learning system. The concepts of electronic, distance, digital, as well as online learning in the autonomous mode are integral parts of digital education, and the variety of electronic systems allows you to expand the number of its options. Digitalization of education in its activities seeks to solve such tasks as: improving the skills of teachers in working with digital technologies, the development of distance and e-learning, the introduction of digital programs. Every year, e-learning is becoming more and more widespread in higher education institutions. His methods are aimed at developing students' ability to independently coordinate their activities and come, through the use of information and communication tools, to the correct solution of set goals and objectives.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

3. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4.

4. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

УДК 378

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

студент Волошина Сабина Эльчиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Егрушева Анастасия Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы: Наш век ознаменовался веком перехода людей к такому типу общества, как информационное общество, особое место в котором занимает цифровизация. В настоящее время цифровые технологии заполонили все сферы жизнедеятельности людей. Они окружают нас повсюду: дома, на работе, в школе, университете и т.д, а в связи с возникшей в 2020 году эпидемиологической ситуацией распространение цифровых технологий стало еще более масштабным [6, 7]. Конечно же, не обошел стороной процесс цифровизации и сферу образования.

Изложение основного материала исследования. Под понятием цифровизация в образовании понимается процесс перехода на электронную систему обучения.

В цифровом образовании применяются такие электронные средства как:

• контролирующие (их составляют системы смешанного обучения и системы управления образованием);

• моделирующие (включают в себя технологии виртуальной реальности);

• демонстрационные (мультимедийные средства);

• обучающиеся (к ним относятся различные интернет-ресурсы, компьютеры, онлайн-курсы и т.д.);

• учебно-игровые (включают в себя дидактические компьютерные игры);

• досуговые (технологии робототехники, искусственного интелекта);

• информационно-справочные (сюда входят разного рода онлайн базы и словари);

• программные средства [1, 2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что концепции электронного, дистанционного, цифрового, а также онлайн-обучения в режиме автономии являются составными частями цифрового образования, а разнообразие электронных систем позволяет расширить количество его вариантов.

Основой для реализации процесса цифровизации образования служат следующие нормативно-правовые документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон закрепляет право образовательных организаций использовать в своей деятельности различные цифровые технологии.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации к 2024 году в стране должна быть сформирована цифровая образовательная среда.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы. Эта программа ставит перед собой такие цели как: качественное и доступное образование, применение дистанционных технологий в образовательной деятельности.

Цифровизация образования в своей деятельности стремится к решению такого рода задач как: повышение умений и навыков преподавателей в работе с цифровыми технологиями, развитие дистанционного и электронного обучения, внедрение цифровых программ.

Уже сейчас учебные заведения перешли на электронные журналы, часть занятий также проводятся в режиме онлайн-формата, т.е. в настоящее время обучающие могут посещать занятия не выходя из дома, а нужно для этого всего лишь подключиться к сети. Учебники и книги тоже уже значительный период времени заменяются электронными ресурсами.

Цифровизация подводит нас к тому, что в большей степени предусматривается самостоятельное освоение и изучение учебного материала. Теперь педагог будет выступать лишь в роли некого помощника, нежели полноценным проводником в мир нового знания. Однако цифровые технологии не предполагают полного отказа от традиционной системы обучения в образовательных организациях. В настоящий момент речь идет лишь о частичном внедрении дистанционного и электронного формата обучения. Иными словами, идет внедрение смешанного формата обучения, который позволит выработать у обучающихся чувство большей ответственности и дисциплинированности, а также повысит уровень эффективности преподавания.

Рассматривая данный вопрос, нельзя не отметить положительные и отрицательные стороны внедрения цифровых технологий в процесс обучения.

Говоря о положительных аспектах, выделяется мобильность, учиться можно из любой точки и необходимо для этого только наличие интернета. Еще одним достоинством обучения с использованием цифровых технологий является экономия времени. Для того, чтобы попасть на занятие обучающему не нужно никуда ехать или идти. Также отмечается

практичность, поскольку электронный носитель в отличие от бумажного не имеет свойства рваться. Ну и, затрагивая экономическую сферу, выделяется сокращение затрат на приобретение учебных пособий [3, 7].

Главным минусом цифровых технологий является снижение живого человеческого общения преподавателя и студента. Это негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы учащегося и в итоге - на эффективности обучения. Эмоциональное одобрение учителя компьютер в принципе заменить не может. Нельзя забывать, что рост интеллекта происходит в процессе духовного общения между людьми. В режиме онлайн-обучения меняется и суть урока. Обучение учителем группы детей - уходит. Каждый учится сам, учитель - формальный координатор [8, 10].

Тем не менее, обучение с использованием цифровых технологий выступает сегодня одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства в системе образования. Дистанционное образование стало эффективным толчком к самосовершенствованию общества.

Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что интенсивное внедрение информационных технологий в образование - неизбежный процесс. Именно поэтому его необходимо тщательно изучать с точки зрения тех негативных последствий, которые могут наступить ближайшей и отдаленной перспективе.

С каждым годом в высших учебных заведениях все больше распространяется такой вид обучения как электронное обучение. Обратившись к более подробному изучению данного вида обучения, мы выяснили, что описанием средств и методов его реализации в рамках профессионального образования занимались многие исследователи: А.В. Гущин, О.И. Ваганова, Е.Ю. Малушко, О.Н. Филатова, Ю.Н. Петров и др. [1, 2, 3, 5].

Электронное обучение они определяют, как работу с интерактивными сетями и компьютером, но при этом компьютер может и не быть главенствующим элементом деятельности [1, 2].

Учебно-воспитательный процесс при использовании электронного обучения реализуется посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Цель данного типа обучения заключается не только в усвоении результатов научного познания, но и в усвоении пути получения этих результатов, в формировании и развитии творческих способностей обучающегося [1, 2].

При реализации электронного обучения могут возникать проблемы, касающиеся:

• способов взаимодействия обучающихся и преподавателей;

• способов контроля учебного процесса;

• способов управления учебным процессом;

• форм организации учебного процесса

• использования интерактивных методов обучения [1, 2].

Электронное обучение может быть реализовано посредством многообразных методов. Его методы направлены на развитие у обучающихся способности самостоятельно координировать свою деятельность и приходить, путем применения информационно-коммуникационных средств, к правильному решению поставленных целей и задач.

Выделяют следующие методы электронного обучения:

• электронное тестирование - метод, предполагающий форму контроля знаний обучающихся, полученных в ходе изучения и освоения учебного материала;

• электронные проекты - метод, предполагающий развитие у обучающегося конкретных навыков для выполнения профессионально-ориентированных задач;

• деловые компьютерные игры - данный метод направлен на развитие профессионального мышления обучающегося, закрепляет навыки самостоятельной работы, развивает умение управлять коллективом, принимать решения;

• кейс обучение - метод, направленный на анализ и решение конкретных проблем, поставленных перед обучающимся;

• программированные задания - метод, представляющий собой фрагменты учебного материала, существующего в виде вопросов и ответов на них;

• дискуссии - метод, связанный с обсуждением решением поставленных перед обучающимися целей и задач [3, 5].

Выводы. Таким образом, мы можем утверждать, что многообразие методов электронного обучения предполагают

всестороннее развитие обучающихся и формирование у них необходимых цифровых компетенций, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Аннотация. В данной статье мы говорим о том, что в настоящее время происходит цифровизация всех сфер жизни общества. Не обходит этот процесс и сферу образования. Под понятием цифровизация в образовании понимается процесс перехода на электронную систему обучения. Концепции электронного, дистанционного, цифрового, а также онлайн-обучения в режиме автономии являются составными частями цифрового образования, а разнообразие электронных систем позволяет расширить количество его вариантов. Цифровизация образования в своей деятельности стремится к решению такого рода задач как: повышение умений и навыков преподавателей в работе с цифровыми технологиями, развитие дистанционного и электронного обучения, внедрение цифровых программ. С каждым годом в высших учебных заведениях все больше распространяется такой вид обучения как электронное обучение. Его методы направлены на развитие у обучающихся способности самостоятельно координировать свою деятельность и приходить, путем применения информационно-коммуникационных средств, к правильному решению поставленных целей и задач.

Ключевые слова: цифровизация, образование, электронное обучение, дистанционное обучение, онлайн-обучение, методы электронного обучения.

Annotation. In this article we are talking about the fact that digitalization of all spheres of society is currently taking place. This process does not bypass the sphere of education. The concept of digitalization in education refers to the process of transition to an electronic learning system. The concepts of electronic, distance, digital, as well as online learning in the autonomous mode are integral parts of digital education, and the variety of electronic systems allows you to expand the number of its options. Digitalization of education in its activities seeks to solve such tasks as: improving the skills of teachers in working with digital technologies, the development of distance and e-learning, the introduction of digital programs. Every year, e-learning is becoming more and more widespread in higher education institutions. His methods are aimed at developing students' ability to independently coordinate their activities and come, through the use of information and communication tools, to the correct solution of set goals and objectives.

Key words: digitalization, education, e-learning, distance learning, online learning, e-learning methods.

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.

3. Петров, ЮН. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

8. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

9. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).

10. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. - Т. 129. - С. 925-932.

УДК 373

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ГРАФИКЕ

студент Голубева Мария Даниловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Восприятие искусства подрастающим поколением, является одной из важнейших задач художественного образования, потому что в этом процессе происходит осмысление, освоение духовных ценностей произведений искусства. Данная проблема не нова. Вопросы восприятия, которые охватывают процессы мышления, возникновение чувств и ощущений человека интересуют современных специалистов разных областей, таких как психологи, художники, педагоги и т.д.

Изложение основного материала исследования. Процесс художественного восприятия связан с произведениями искусства, который в основе своей содержит два основных компонента художественное творчество автора и художественное восприятие зрителя, что позволяет осуществить взаимодействие, коммуникацию.

Эту особенность художественного восприятия отмечал в своих исследованиях М.М. Бахтин, который обозначил такую коммуникацию термином «диалог», посредством которого происходит эмпатия [6]. Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой придавал огромное значение воздействию произведений искусства на ученика, считал сопереживание автору произведения зрителем, слушателем, читателем важнейшим итогом такого воздействия [4].

Таким образом, ученые подчеркивали важную особенность художественного восприятия, такую как диалогичность, двойственность, которая является важным компонентом обучения и воспитания подрастающего поколения.

По мнению психологов процесс художественного восприятия связан с осмыслением художественного образа в произведениях, которые представлены через предметность, цельность, константность и категориальность (осмысленность).

Так, например Л.С. Выготский рассматривал проблему художественного восприятия как деятельность сознания, сочетание художественного чувства, воображения, мышления, представлений, где в таком процессе важнейшим, доминирующим элементом являются эмоции и чувства, возникающие в самом процессе восприятия, также называемые «умные эмоции» [1].

В своих исследованиях этого феномена, Выготский пришел к выводу, что художественное восприятие можно представить как диалог, который имеет четыре этапа. Каждый из этапов, начиная со второго, характеризуется изменением содержания диалога.

Рубинштейн С.Л. писал о восприятии, как о способности воспроизведения, воссоздания содержания, смысла произведения и его выразительности [5].

Таким образом, в психологии возникло понимание процесса художественного восприятия как способность к общению с автором произведения, способность к осмыслению авторской идеи, восприятие окружающей действительности.

Однако, на ряду с пониманием процесса художественного восприятия как диалога зрителя и автора, на основе этого возникновение чувств эмпатии и осмысления замысла, существует понимание того, что художественное восприятие не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.