Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Лукина Елена Вячеславовна, Канатьев Павел Вадимович

Дистанционное образование становится все более востребованной формой получения профессионального образования, и в статье аргументированно раскрываются все положительные и отрицательные стороны дистанционного образования. Акцентируя внимание на минусы дистанционного образования можно сделать выводы, что недостатки можно скорректировать учитывая уже накопленный опыт и применяя новые достижения цифрового мира. Совершенствовать, вносить элементы дистанционного обучения во все сферы обучения необходимое условие развития профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Лукина Елена Вячеславовна, Канатьев Павел Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

Distance education is becoming an increasingly popular form of obtaining professional education, and the article reasonably reveals all the positive and negative aspects of distance education. Focusing on the disadvantages of distance education, we can conclude that the shortcomings can be corrected taking into account the already accumulated experience and applying the new achievements of the digital world. Improve, introduce elements of distance learning into all areas of education, a necessary condition for the development of vocational education.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

обучающихся. Вопросы, связанные с подготовкой студентов и учителей-словесников к созданию учебного гипертекста, требуют разработки. Их решение расширит представление будущих и практикующих педагогов о жанровой организации современного урока, сформирует установку на использование гипертекстовых технологий.

Литература:

1 Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учебное пособие для студентов факультетов иностранных языков вузов. - М., Академия, 2003. - 122 с.

2. Богомолов А.Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному // Вестник ЦМО МГУ, 2009. -№ 3. - С. 40-44.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования // Отв. ред. Г.В. Степанов. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 144 с.

4. Дедова О.В. О гипертекстах: «книжных» и электронных // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - № 3. - М., 2003. -С. 106-120.

5. Костикова Н.А. Профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде // Известия ВГПУ. - 2018. - № 9 (132). - С. 45-49.

6. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М., 2004. - 560 с.

7. Черненькая С.В. Гипертекст как способ организации учебного материала // Вестник МГПУ. - 2015. - №2 (14). -С. 74-81.

8. Шадрина В.Н., Склярова Е.А. Преимущества гипертекста для познавательной деятельности // Наука. Искусство. Культура. - 2004. - №4. - С. 109-117.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Лукина Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Канатьев Павел Вадимович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород) ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Дистанционное образование становится все более востребованной формой получения профессионального образования, и в статье аргументированно раскрываются все положительные и отрицательные стороны дистанционного образования. Акцентируя внимание на минусы дистанционного образования можно сделать выводы, что недостатки можно скорректировать учитывая уже накопленный опыт и применяя новые достижения цифрового мира. Совершенствовать, вносить элементы дистанционного обучения во все сферы обучения необходимое условие развития профессионального образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, электронное обучение, профессиональное образование, цифровые технологии.

Annоtation. Distance education is becoming an increasingly popular form of obtaining professional education, and the article reasonably reveals all the positive and negative aspects of distance education. Focusing on the disadvantages of distance education, we can conclude that the shortcomings can be corrected taking into account the already accumulated experience and applying the new achievements of the digital world. Improve, introduce elements of distance learning into all areas of education, a necessary condition for the development of vocational education.

Keywords: distance education, e-learning, vocational education, digital technologies.

Введение. На данный момент времени именно дистанционное обучение является одним из подающих большие надежды направлений в профессиональном образовании. Это позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города, региона или даже страны, обучаясь удаленно, человек не зависит от транспортной развязки; кроме экономии денежных средств это позволяет сохранить массу свободного времени для занятия хобби, семьей или еще чем-то важным и полезным.

Для осуществления дистанционного обучения многие профессиональные образовательные организации применяют дистанционные учебные платформы, перечень которых увеличивается с каждым днем. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, лекции, практические задания, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки, дополнительную информацию, а также расписание занятий и консультаций и множество других необходимых материалов для образовательного процесса [1, 4].

Изложение основного материала статьи. Продуктивность дистанционного образования зависит от построения и организации образовательного процесса, а также от методического качества применяемых дидактических материалов, а также, от уровня компетенции педагогов, принимающих участие в дистанционном процессе, в рамках актуальных виртуальных взаимодействий [2, 3, 8].

Исследователи в области дистанционного образования выделяют несколько критериев, по которым популярность дистанционного образования набираем высокие показатели:

1. Для дистанционного обучения не нужно менять местожительство, покидать семью, родных, друзей, работу, а также нести материальные затраты на проезд, проживание, то есть не менять свою геолакацию, находясь в любой точке мира.

2. Дистанционная форма обучения актуальна для удалённых от центральных регионов населенных пунктов, где другие возможности обучения, можно сказать, не имеются. Этот фактор часто имеет значимую причину для такой огромной страны, как Россия, Китай, Индия и др.

3. Обеспечивает возможность применять в процессе обучения современные цифровые технологии, то есть одновременно осваивать навыки 21 века, которые потом пригодятся в профессиональной деятельности;

4. Дистанционное образование имеет такую важную отличительную черту, как высокая мобильность. Мировой дистанционный опыт подтверждает, что дистанционное обучение не столь консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели классическое обучение. Оно более быстро и гибко реагирует на спрос и удовлетворяет предложения более высокого процента населения.

Проанализировав работы в области цифрового электронного образования, можно выделить сущностные характеристики [1, 6, 9], так или иначе отражающие дистанционному обучению:

Гибкость. Обучающиеся, не ходят на постоянные занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, месте и в своем темпе. Каждый составляет свое расписание, решает сколько ему раз прослушать или просмотреть тот или иной курс по выбранному направлению подготовки.

Модульность. Программы дистанционного обучения основываются по модульному принципу. Тем самым возникает исключительная возможность по нескольку раз останавливаться на том модуле который не достаточно освоен или требует дополнительного времени для освоения.

Параллельность. Дистанционное Обучение может проводиться параллельно с работой или учебой, предпринимательской деятельностью, декретным отпуском и другими видами занятости.

Дистанционность. Расстояние между обучающимся и образовательным учреждением не имеет значение для получения профессионального образования. Можно выбрать соответствующее образовательное учреждение, беря в расчет рейтинг образовательной организации и стоимость обучения.

Массовость. Количество студентов не может быть ограничено, причем все в равной мере имеют доступ к учебным материалам и справочной информации, а также имеют возможность общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи.

Рентабельность. Ценовая политика дистанционного обучения в несколько раз ниже классических дневных и вечерних форм обучения. Исследования зарубежных и отечественных специалистов показывает, что дистанционное обучение обходится приблизительно в 1,7-2,2 раза дешевле других форм получения образования.

Социальность. Дистанционное обучение снимает социальную напряженность, гарантируя равную возможность получения образования, независимо от религии, национальности и условий проживания и, в определенной мере, от материальных условий.

Интернациональность. Дистанционное обучение способствует привлечению студентов из разных стран, причем даже языковой барьер можно сгладить применяя современные технологии и программы которые могут быть доступны на родном языке.

При всем множестве положительных критериев у дистанционного образования есть и свои недостатки, которые должны более серьезно рассматриваться и учитываться при образовательном процессе, основные из которых рассмотрим далее [7, 10, 11]:

Недостаток живого, эмоционального общения при передаче образовательного контента. Но данный недостаток существовал и при традиционной лекции, многие студенты во время лекции могли заниматься своими делами не переключаясь на получение новых знаний. Мотивация и заинтересованность самого обучающегося не могут повлиять на получение и усвоение нового материала как в традиционной так и при дистанционной форме обучения.

Потребность наличия некоторых психологических условий, которые не возможно использовать при дистанционной форме обучения тоже имеет место при традиционной передачи знаний. Но именно новейшие технологии и в том числе искусственный интеллект со временем начнет распознавать интересы, предпочтения каждого обучающегося, выстраивая для конкретного студента индивидуальную траекторию развития.

Постоянная необходимость иметь под рукой доступ к интересующейся информации, но это скорее всего положительная сторона современного быстроменяющегося цифрового мира. Быстрый доступ к любым библиотекам, справочникам, нормативным документам - это реальный плюс дистанционного обучения.

Обучающиеся не редко не могут позволить себе достаточным техническим оснащением - иметь мощный компьютер, ноутбук или др. технику и выход в скоростной интернет - данная проблема со временем так же исчезнет, так как происходит глобальная цифровизация всего общества.

Как правило, обучающиеся признают, что есть недостаток практических занятий - но применяя виртуальную реальность, учебные тренажеры и др. современные технологии, которые до совершенства доводят профессиональные навыки или компетенции, минус так же превращается в плюс.

Отсутствие контроля со стороны преподавателей требуется наличия у студентов сильной личной мотивации, умение учиться самостоятельно. Но современные системы видеонаблюдения уже могут отслеживать и контролировать не только списывает студент, но и погруженность в изучаемую тему, контролировать состояние обучающегося и т.д.

Из-за недостаточно высокой квалификации организаторов дистанционного обучения курсы и программы могут быть достаточно скудно разработаны. Но данный недостаток вообще нельзя рассматривать как отрицательную сторону. Все дистанционные курсы должны соответствовать определенным стандартам, передавать образовательный контент, компетенции и способствовать развитию личности.

В дистанционном образовании основа контроля обучения - тестирование. Но, качественно разработанные тестовые задания в реальности могут оценить уровень усвоения нового материала.

Преимущественным недостатком дистанционного обучения является «искусственное общение». Настоящее человеческое общение предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия. Обучение невозможно без коммуникации преподавателя с обучающимся, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации. Информативно-коммуникативные технологии помогают улучшить процесс обучения, освобождая преподавателей от рутинных операций по разработке и сопровождению учебных материалов, упрощая процедуру контроля и другие процессы, которые можно и нужно автоматизировать.

Много исследователи не рекомендуют получать дистанционное базовое образование, предлагая пройти полную классическую программу по очной форме обучения. Дистанционным обучением удобно воспользоваться при получении второго высшего образования, прохождении дополнительных курсов повышения квалификации, изучать полезные навыки или иностранные языки. В тоже время, введение в учебный процесс частных технологий дистанционного обучения является чрезвычайно важным.

Выводы. Система дистанционного образования - это необходимый, высокоэффективный инструмент в руках опытных и профессиональных специалистов, в том числе и преподавателей. Но такой метод обучения полностью, скорее всего, разумнее на данный момент времени использовать в высшем образовании или как дополнительный, частично в среднем

профессиональном образовании, особенно на направлениях подготовки, требующих практических навыков работы. Дистанционное образование с каждым годом меняется, модернизируется, и описанные выше недостатки не как не повлияют на глобальный дистанционный переход. И первая глобальная дистанционная волна должна затронуть систему высшего образования и повышения квалификации. Задача каждой профессиональной образовательной организации применять в учебном процессе все новые, дистанционные, электронные и традиционные средства обучения для улучшения качества образования в целом.

Литература:

1. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород, 2015. - №3.

2. Ермолаева Е.Л., Филатова О.Н., Илюшина Е.С. Особенности профессиональной компетентности преподавателя вуза. // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: Проблемы и перспективы. Красноярск, 2020. -С. 126-128.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - №1(26).

4. Морозкина В.А., Ципина Д.Д., Филатова О.Н. Дистанционное образование как необходимость в условиях пандемии. // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. - Мининский университет. - 2020. -С. 123-125.

5. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.

6. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования. // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

7. Солодова П.А., Кабашова В.А., Филатова О.Н. Влияние дистанционных методов обучения на подготовку будущих педагогов. // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: Проблемы и перспективы. -Красноярск, 2020. - С. 287-289.

8. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). - С. 245-248.

9. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

10. Филатова О.Н., Ермолаева Е.Л., Гущин А.В. Применение информационно-технологического обеспечения в профессиональном образовании. // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. - 2020. - С. 55-58.

11. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 91. - С. 452-459.

12. Markova S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Бобро Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается дуальное обучение, как основной и ведущий фактор развития профессионального образования. При дуальном профессиональном обучении обеспечивается связь теории с практикой, удовлетворяются потребности конкретных работодателей в высококвалифицированных кадрах, подготовленными профессионально-образовательными организациями, что позволяет вывести профессиональное образование на новый уровень.

Ключевые слова: дуальное обучение, профессиональное образование, взаимодействие предприятия и профессиональной образовательной организации.

Annоtation. The article discusses dual education as the main and leading factor in the development of vocational education. With dual vocational training, the connection between theory and practice is ensured, the needs of specific employers for highly qualified personnel, trained by vocational educational organizations, are met, which makes it possible to bring vocational education to a new level.

Keywords: dual training, vocational education, interaction between an enterprise and a professional educational organization.

Введение. Практическая направленность системы профессионального образования это не инновационное решение, но именно оно обеспечивает качественное, ключевое направление на подготовку кадров для цифровой экономики [3, 10, 13]. Ожидаемые результаты в системе профессионального образования напрямую зависят от стратегического развития той области, где находится образовательное учреждение, и практическая подготовка студентов ведется на модернизированном производстве и инновационном оборудовании. Но не все предприятия готовы работать с профессиональными образовательными организациями и не все профессиональные образовательные организации готовы корректировать образовательный процесс, поэтому данная проблема имеет много противоречий, не решение которых приводит к снижению темпов развития экономики региона[4, 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.