Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Фролова Нина Владимировна, Перяшкина Арина Алексеевна

В статье рассматривается применение современных форм и методов в профессиональном образовании. Цифровое общество ставит необходимые условия применения цифровых технологий во всех сферах деятельности, в том числе и образовании. Поиск и применение новых форм и средств позволит профессиональному образованию выйти на более качественный уровень, и обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых принимать вызовы цифровой эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Фролова Нина Владимировна, Перяшкина Арина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS AND METHODS OF TRAINING OF VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the use of modern forms and methods in vocational education. The digital society sets the necessary conditions for the use of digital technologies in all areas of activity, including education. The search and application of new forms and means will allow vocational education to reach a higher quality level, and will provide the training of highly qualified specialists who are ready to take on the challenges of the digital era.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1) Robin Hood is...

2) He lived in ...

3) One day Robin Hood was...

4) The young man was.

5) So Little John married.

6) When the young man came.

7) She was going into.

ОЗУ. Put the sentences in the correct order to make a plan.

1. The priest refused to marry the girl to Allan-a-Dale.

2. The young man was sad and unhappy.

3. Robin Hood met a young man.

4. Little John married the young people.

5. Allan-a-Dale became Robin Hood's true servant.

6. They saw the girl in the church.

3. Послетекстовый этап.

Цель: выявление основных элементов содержания текста.

ОЗУ. Agree or disagree with the sentences.

1. Robin Hood is a legendary hero of England.

2. The young man answered that his name was Robin Hood.

3. Robin Hood lived in Greenwood with his merry men.

4. The young man was wearing a red coat and singing merrily.

- Give your opinion about his text.

Выводы. Обучение чтению будет более эффективным, если оно сочетается с рациональной системой контроля. Контроль выступает в качестве стимула учебной деятельности для ученика и как способ управления этой деятельностью для учителя. Основная задача учителя при обучении чтению - научить учащихся чтению с пониманием, извлечением содержания из письменного текста, поскольку этого требуют современные условия жизни [11].

Литература:

1. Банникова, Л.С. Методика обучения поисковому чтению (на материале преподавания английского языка на старшем этапе обучения в неязыковом вузе): Автореф. дис. канд пед. наук 13.00.02 / Банникова Людмила Степановна. -Ленинград, 1981. - 20 с.

2. Белова, Е.Е. Современный подход к обучению чтению на английском языке / Е.Е. Белова, Ю.А. Гаврикова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА. - 2018. - Вып. 59. - Ч. 3. - С. 80-83.

3. Клычникова, 3.И. К вопросу о взаимоотношении внимания и понимания при восприятии иноязычного текста / З.И. Клычникова // Иностр. языки в высшей школе. - 1968. - Вып. 4. - С. 34-38.

4. Перевощикова, Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 6.

5. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с.

6. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 4.

7. Шамов, А.Н. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков в вузе / А.Н. Шамов, О.М. Ким // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1086. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-5 (дата обращения: 06.12.2021)

8. Aebersold, J.A. From reader to reading teacher: issues and strategies for second language classrooms. / J.A. Aebersold, Lee M. Field. - Cambridge University Press, Vol. 21. - Issue 3. - 1997. - 263 p.

9. Brown, D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy / D. Brown. - Pearson Education ESL, 2010. - 491 p.

10. Grellet, F. Developing reading skills: A practical guide to reading comprehension exercises / F. Grellet. - Cambridge University Press, 1999. - 150 p.

11. ФГОС ОО "Иностранный язык": сайт. - 2021. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.12.2021).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Фролова Нина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Перяшкина Арина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается применение современных форм и методов в профессиональном образовании. Цифровое общество ставит необходимые условия применения цифровых технологий во всех сферах деятельности, в том числе и образовании. Поиск и применение новых форм и средств позволит профессиональному образованию выйти на более качественный уровень, и обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов, готовых принимать вызовы цифровой эпохе.

Ключевые слова: формы и методы обучения, профессиональное образование, цифровизация общества.

Annotation. The article discusses the use of modern forms and methods in vocational education. The digital society sets the necessary conditions for the use of digital technologies in all areas of activity, including education. The search and application of new forms and means will allow vocational education to reach a higher quality level, and will provide the training of highly qualified specialists who are ready to take on the challenges of the digital era.

Key words: Forms and methods of teaching, vocational education, digitalization of society.

Введение. Цифровое общество требуют от профессионального образования - нового подхода с применением современных форм и методов, а от педагогов - освоения новых образовательных технологий. Классическое неосознанное обучение, которое опирается на усвоение предметных знанийне достаточно в цифровом мире. Актуально осознанное, самонаправленное обучение, личностно - ориентированное, оцениваемое самим обучающимся, направленное на достижение личностного результата. Для достижения таких результатов необходимо найти те средства и методы обучения, которые развивают надпрофессиональные или гибкие навыки [2, 6, 9].

Изложение основного материала статьи. Чтобы реализовать вышеперечисленные цели необходимо применение преподавателем современных форм и методов в образовательном процессе, к которым относят информационные технологии обучения (цифровые технологии), под которым понимается процесс подготовки и передачи информационного контента обучаемому, средством осуществления, которого является цифровая техника и программные средства [1, 5].

Но для начала следует поговорить о понятии формы обучения. Форма обучения - это способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых. В рамках ведения учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий можно использовать следующие формы обучения: очную, с информационной поддержкой; очно-заочную, с применением дистанционных образовательных технологий.

Очное обучение с информационной поддержкой - это уже классическая форма организации учебного процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым. На сервере или сайте заранее публикуется расписание, тема занятий, образовательные результаты, организуется электронная доска объявлений. Одной из особенностей очной формы обучения является возможность трансляции знаниями между обучаемыми в группе и преподавателем. Для поиска оптимального решения поставленной преподавателем задачи обучаемые могут обсуждать предложенные решения, осуществлять анализ и синтез предложенных решений, взаимно контролировать друг друга, что позволяет получить надпрофессиональный навык работы в команде, навык общения, поиска решения.

Очно-заочное обучение, с применением дистанционных образовательных - это интерактивная форма организации учебного процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через доступные интернет-каналы. Принцип интерактивности заключается в том, что в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и преподавателем для получения дополнительной информации, консультаций, оценки своей деятельности.

В настоящее время, в период сложной эпидемиологической ситуации образовательные учреждения пришли к необходимости перехода на дистанционное обучение. Еще одной причиной перехода на данную форму обучения являются итоги общественного прогресса, сосредоточенные ранее в технологиях, а сегодня - пронизанных информационной сферой. Таким образом, можно говорить о наступлении эпохи цифровизации [7, 8].

Дистанционное обучение позволяет создавать различные системы массового непрерывного самообучения, организовывая всесторонний обмен информацией, при этом не зависит от пространства и времени. С помощью систем дистанционного обучения самые разные слои населения имеют возможность реализовать свое право на получение образования и быть востребованными на рынке труда.

В целях повышения качества обучения в данных непростых условиях на базе передовых информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовательных учреждениях организованы онлайн-курсы по дисциплинам на базе системы MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). На основе данной системы педагоги могли в короткие сроки разрабатывать дистанционные курсы по предметам, контролировать качество заданий студентов и организовывать онлайн-консультации. Благодаря внедрению этой системы появились возможности индивидуальной работы с каждым студентом. Система контроля знаний студентов была реализована с использованием отдельного модуля и рандомизации вопросов в тестовых заданиях.

Что касается плюсов дистанционной формы обучения, можно отметить следующее: возможность обучаться в любое время дня и ночи, в любой точке мира; возможность обучаться в своем индивидуальном темпе; возможность добиться высоких результатов обучения; мобильность; доступность и разнообразность учебных материалов; обучение в спокойной домашней обстановке; личностно-ориентированный подход. Из минусов можно отметить, следующее: необходима сильная мотивация, так как у обучающихся может возникнуть соблазн отложить работу до лучших времен; необходимость в хорошей технической оснащенности, высокой скорости интернета; недостаток практических знаний; проблема идентификации пользователя; высокая трудоёмкость разработки курсов. Но данные минусы со временем должны просто исчезнуть так как технологии в данных областях уже существуют их просто необходимо применять [3, 9].

Что касается современных дистанционных методов обучения, то оно делится на две основные категории: синхронный и асинхронный. Синхронный означает «одновременно». Это относится к методу предоставления образования, который происходит в режиме реального времени. Это требует живого общения в Интернете. Для этого используются такие технологии, как телеконференции.

Асинхронное дистанционное обучение, где студенты получают блоки еженедельных крайних сроков. У них есть свобода работать в своем собственном ритме. Асинхронное дистанционное обучение помогает развитию коммуникативных навыков. Студенты могут получить доступ к курсам вне запланированного времени встречи или занятия и взаимодействовать с помощью онлайн-бесед, или видео-комментариев по своему собственному расписанию. Как преподавателям, так и студентам удобно асинхронное дистанционное обучение, поскольку оно позволяет им создавать и потреблять информационный контент, когда им это удобно и где.

К видам дистанционного обучения относятся:

Видеоконференцсвязь - это встреча, на которой два или более участника используют видео для подключения через Интернет. Это форма синхронной коммуникации. Используя такие инструменты как Zoom, Adobe Connect или другое программное обеспечение для конференц-связи, преподаватели и студенты взаимодействуют друг с другом независимо от того, где они находятся. Видеоконференции остаются основными компонентом дистанционного обучения.

В последнее время стали применяться гибридное дистанционное образование, которое сочетает в себе синхронные и асинхронные методы. Студенты получают крайние сроки для выполнения заданий и контрольных работ. Затем они работают в своем собственном ритме и сдают через интернет-форумы.. По мере того как студенты прогрессируют, они получают доступ к новым модулям [7, 8].

Фиксированные онлайн-курсы. Студенты заходят на учебный сайт в назначенное время. Они должны выполнять заранее запланированные задания в определенном темпе. Эти мероприятия часто включают в себя чаты и дискуссионные форумы. Онлайн-курсы с фиксированным временем поощряют взаимодействие студентов.

Вся система обучения в дистанционной форме по-прежнему строится на принципах интерактивного обучения. Однако нужно учесть, что процесс обучения, основывается на использовании информационных и телекоммуникационных технологиях. Поскольку при интерактивной модели обучения предполагается активное общение обучающихся между собой и с преподавателем, то и в дистанционной форме такое общение должно оставаться первостепенным видом деятельности на различных этапах процесса обучения [4, 10].

Применение интерактивных методов и технологий в дистанционном обучении таких как, «мозговой штурм» (атака), проигрывание ситуаций, ролевые и деловые игры, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач и многие другие, может быть достаточно эффективным при соблюдении следующих условий:

1. Дистанционное обучение организуется высококвалифицированным специалистом, владеющим не только своей предметной областью, но и знанием информационных технологий и психологических особенностей общения в Интернете.

2. Преподаватель компетентен в применении различных интерактивных методов и технологий дистанционной формы обучения.

3. Педагогически грамотно выбрана виртуальная образовательная платформа.

4. Все участники учебного процесса владеют культурой общения.

5. Предусмотрена удобная и объективная система контроля и тестирования.

6. Продумана эффективная система взаимодействия участников учебного процесса.

Выводы. Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что дистанционное обучение - это новый образовательный стандарт, который позволяет реализовать два основных принципа современного образования - образование для всех и всю жизнь. Реализация дистанционной формы обучения, имеет свои положительные и отрицательные особенности. Методы данного вида обучения делятся на две категории и могут включать в себя интерактивные формы и методы организации познавательной деятельности, требующие проявления заинтересованности, самостоятельного мышления, настойчивости, творчества и инициативы при решении учебной проблемы. Все гибкие навыки, полученные в ходе цифровых методов и форм обучения, формируют компетенции необходимые для современного высококвалифицированного специалиста.

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.

3. Петров, ЮН. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

8. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

9. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).

10. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

Педагогика

УДК 37.09

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Колпачева Ольга Юрьевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Авдеева Лилия Николаевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Сиволобова Нелли Александровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Аннотация. Работа посвящена проблемам развития педагогического образования в России и началу формирования русского учительства как профессионального сообщества. Рассмотрены подходы к организации педагогического образования, развитию и совершенствованию его содержания. На основе анализа трудов ведущих педагогов и общественных деятелей первой половины XIX века: А.Г. Ободовского, С.П. Шевырева, И.М. Ястребцова и др. выявлены и проанализированы основные аксиологические ориентиры, на которые в идеале следовало направлять воспитательные усилия педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.