Научная статья на тему 'ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Колдина Маргарита Игоревна, Бобро Татьяна Петровна

В статье рассматривается дуальное обучение, как основной и ведущий фактор развития профессионального образования. При дуальном профессиональном обучении обеспечивается связь теории с практикой, удовлетворяются потребности конкретных работодателей в высококвалифицированных кадрах, подготовленными профессионально-образовательными организациями, что позволяет вывести профессиональное образование на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Колдина Маргарита Игоревна, Бобро Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL EDUCATION AS A LEADING VECTOR OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

The article discusses dual education as the main and leading factor in the development of vocational education. With dual vocational training, the connection between theory and practice is ensured, the needs of specific employers for highly qualified personnel, trained by vocational educational organizations, are met, which makes it possible to bring vocational education to a new level.

Текст научной работы на тему «ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональном образовании, особенно на направлениях подготовки, требующих практических навыков работы. Дистанционное образование с каждым годом меняется, модернизируется, и описанные выше недостатки не как не повлияют на глобальный дистанционный переход. И первая глобальная дистанционная волна должна затронуть систему высшего образования и повышения квалификации. Задача каждой профессиональной образовательной организации применять в учебном процессе все новые, дистанционные, электронные и традиционные средства обучения для улучшения качества образования в целом.

Литература:

1. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород, 2015. - №3.

2. Ермолаева Е.Л., Филатова О.Н., Илюшина Е.С. Особенности профессиональной компетентности преподавателя вуза. // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: Проблемы и перспективы. Красноярск, 2020. -С. 126-128.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - №1(26).

4. Морозкина В.А., Ципина Д.Д., Филатова О.Н. Дистанционное образование как необходимость в условиях пандемии. // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. - Мининский университет. - 2020. -С. 123-125.

5. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.

6. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования. // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

7. Солодова П.А., Кабашова В.А., Филатова О.Н. Влияние дистанционных методов обучения на подготовку будущих педагогов. // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: Проблемы и перспективы. -Красноярск, 2020. - С. 287-289.

8. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). - С. 245-248.

9. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

10. Филатова О.Н., Ермолаева Е.Л., Гущин А.В. Применение информационно-технологического обеспечения в профессиональном образовании. // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. - 2020. - С. 55-58.

11. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 91. - С. 452-459.

12. Markova S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Бобро Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается дуальное обучение, как основной и ведущий фактор развития профессионального образования. При дуальном профессиональном обучении обеспечивается связь теории с практикой, удовлетворяются потребности конкретных работодателей в высококвалифицированных кадрах, подготовленными профессионально-образовательными организациями, что позволяет вывести профессиональное образование на новый уровень.

Ключевые слова: дуальное обучение, профессиональное образование, взаимодействие предприятия и профессиональной образовательной организации.

Annоtation. The article discusses dual education as the main and leading factor in the development of vocational education. With dual vocational training, the connection between theory and practice is ensured, the needs of specific employers for highly qualified personnel, trained by vocational educational organizations, are met, which makes it possible to bring vocational education to a new level.

Keywords: dual training, vocational education, interaction between an enterprise and a professional educational organization.

Введение. Практическая направленность системы профессионального образования это не инновационное решение, но именно оно обеспечивает качественное, ключевое направление на подготовку кадров для цифровой экономики [3, 10, 13]. Ожидаемые результаты в системе профессионального образования напрямую зависят от стратегического развития той области, где находится образовательное учреждение, и практическая подготовка студентов ведется на модернизированном производстве и инновационном оборудовании. Но не все предприятия готовы работать с профессиональными образовательными организациями и не все профессиональные образовательные организации готовы корректировать образовательный процесс, поэтому данная проблема имеет много противоречий, не решение которых приводит к снижению темпов развития экономики региона[4, 11].

Изложение основного материала статьи. Для профессиональной образовательной организации стратегией развития является практико-ориентированное обучение студентов и система дуального обучения самая подходящая модель для реализации стратегии. Руководство профессиональной образовательной организации и весь педагогический коллектив должны активно внедрять новые технологии, адаптируя дуальную модель к условиям конкретного предприятия или организации, так как у каждого предприятия свои требования к подготовке современного рабочего или специалиста. Для реализации дуального обучения нужно консолидация усилий, как профессиональной образовательной организации так и предприятия или производства^, 5].

Непосредственное участие промышленных предприятий в образовательной деятельности составляет основу дуальной системы, так как предприятие представляет свои ресурсы, производственные площадки, оборудование и создает условия для прохождения практических занятий или практики и поэтому важно регулировать и корректировать все направления совместной деятельности в том числе:

- привлечение финансовых ресурсов предприятия, для реализации образовательной программы;

- привлечение к образовательному процессу специалистов предприятия - социального партнера;

- привлечение работодателей к разработке учебных планов и программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- организацию производственной практики на базе предприятия - социального партнера;

- направление взаимодействия сторон по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций;

- участие специалистов предприятия в организации контроля качества подготовки студентов при промежуточной и итоговой аттестации, а так же экспертизе контрольно-оценочных средств;

- подготовка квалифицированный преподавателей и мастеров производственного обучения на базе предприятия;

- повышение квалификации преподавательского состава на базе предприятия;

- совместное развитие олимпиадного движения, конкурсов профессионального мастерства и других соревнований;

- обучение работников предприятия по основным и дополнительным программам на базе профессиональной образовательной организации;

- совместное участие в профориентационной работе, проведение экскурсий и дней открытых дверей, консультаций с родителями, абитуриентами по выбору профессии и направлений подготовки;

- демонстрация накопленного опыта с привлечение профессиональных образовательных организаций региона;

- поиск и привлечение новых социальных партнеров.

Основой дуального обучения - гармоничное сочетание теоретической и практической подготовки, при которой студент в профессиональной образовательной организации должен овладеть основами будущей профессиональной деятельности (теоретический компонент), а практический компонент приобретается непосредственно на рабочем месте. Дидактический вопрос чему учить и как распределяется: работодатель определяет - чему учить, а образовательная организация - как учить. При дульном обучении ведущее место именно у работодателя, который требует подготовленного специалиста, который качественно выполняет производственные задания, способен критически мыслить, оценивать ситуацию, принимать решение и нести ответственность анализировать и прогнозировать вносить рациональные предложения в производственный процесс.

В связи с вышесказанным цель дуального образования - предоставить студентам профессиональную подготовку на уровне, требуемом рынком труда, которая повышает мотивацию у студентов к получению знаний и практическому опыту работы. В результате все это способствует дальнейшему трудоустройству и профессиональной самореализации.

Еще одной важной стороной дуального обучения - это вовлечение в учебный процесс специалистов предприятий или социальных партнеров, которые должны быть заинтересованы не только в результатах обучения, но и в содержании и организации как теоретического так и практического обучения. Дуальное обучение предполагает реальное включение социальных партнеров в разработку нового содержания (учитывая и профессиональные стандарты и профессиональные компетенции), участие в формировании инновационной инфраструктуры образовательной организации. Таким образом, дуальная система позволяет ликвидировать разрыв между производством и профессиональным образованием в вопросах подготовки современных профессиональных кадров. В настоящее время уже накоплен опыт социального партнерства между организациями профессионального образования и промышленными предприятиями, который должен переноситься на все профессиональные образовательные организации.

Система дуального обучения должна быть введена во всех профессиональных образовательных организациях. Весь учебный процесс осуществляется путем взаимодействия с работодателем. Параллельно с теоретическими занятиями в образовательной организации студенты проводят практические и лабораторные занятия на оборудовании социальных партнеров. Теоретическая подготовка построена на примерах и задачах реального производства, а практическая подготовка максимально приближена к производственной деятельности.

Так же нельзя забывать о специалистах предприятия, которые должны проходить профессиональную подготовку и переподготовку в качестве преподавателей, мастеров производственного обучения и наставников и руководителями практик. Именно они могут выступаю в качестве составителей и экспертов рабочих программ дисциплин и модулей, программ практик и контрольно-оценочных средств и материалов. Студенты, наблюдая за сотрудниками предприятия, стремятся соответствовать их профессиональному уровню, осваивают современные технологии, стандарты и требования и адаптируются к конкретным условиям предприятия. Все это способствует равной ответственности за качество профессионального обучения, как со стороны работодателя, так и со стороны профессиональной образовательной организации. В период практики лучшие студенты могут получать целевую стипендию от работодателя, а в дальнейшем и трудоустройство, что способствует высокой мотивации и заинтересованности в получении высокой оценки за итоговую аттестацию, председателем которой является тоже работодатель.

Дуальная система обучения для студентов создает хорошую мотивацию для приобретения профессиональных и общих компетенций, так как качество их знаний и умений на прямую связаны с выполнением профессиональных действий на рабочем месте. В свою очередь предприятие так же заинтересованно в привлечении подготовленных специалистов. Хотя следует учитываю, что именно предприятия несут некоторые финансовые расходы при дуальном обучении, но это расходы экономически выгодны, так как у предприятия есть выбор в квалифицированных сотрудниках, которые хорошо зарекомендовали себя на практике. Привлечение средств работодателя выгодно и образовательным учреждениям, особенно в условиях быстрого изменения промышленных технологий и оборудования. Выгода для студента при дуальном обучении так же очевидна, так как он получает среднее профессиональное образование, реальный практический опыт на предприятии, шанс трудоустроится на постоянную работу сразу после окончания профессионального образовательного заведения.

Выводы. Таким образом, внедрение дуального обучения следует рассматривать как ведущий вектор развития системы профессионального образования. Дуальная форма обучения способствует решению проблем подготовки

высококвалифицированных специалистов, готовых к выполнению трудовых функций и обязанностей и повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на ранке труда. Данная система отвечает интересам всех вовлеченных сторон - промышленных предприятий, профессиональных образовательных организаций, студентов и их родителей и в целом регион и экономику страны.

Литература:

1. Булаева М.Н., Филатова О.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума. -Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

2. Казакова Л.Н., Бобро Т.П., Фролова В.Н., Шилова Л.Н. Развитие системы наставничества как инновационной деятельности в условиях трансформации современного среднего профессионального образования. - Н. Новгород. -

2020. - 105 с.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - №1(26).

4. Петров А.Ю. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации. Учебно-методическое пособие / А.Ю. Петров, Н.С. Петрова, О.Н. Филатова, Н.В. Васильева. - Н. Новгород. - 2018. - 76 с.

5. Петров А.Ю. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования: Коллективная монография / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков, Л.С. Голычева, И.В. Жилина, Л.А. Монцева, Н.С. Петрова, Е.А. Устинова, О.Н. Филатова, Т.К. Чернонебова. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 188 с.

6. Петров А.Ю., Петров Ю.Н., Филатова О.Н., Колодкина Н.Н., Балльно-рейтинговая система оценки эффективности профессионального развития обучающихся профессиональной образовательной организации. Монография. - Н. Новгород. -

2021. - 192 с.

7. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.

8. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

9. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). - С. 245-248.

10. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

11. Филатова О.Н., Крупа В.В., Быстрова Н.В. Сквозное профессиональное образование в стратегии развития цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - Вып. 61. - Ч.2.

12. Markova S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т.200. - С. 940-947.

13. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.91. - С. 452-459.

14. Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.129. - С. 925-932.

Педагогика

УДК 378.1

магистрант Хаджилаева Фатима Далхатовна

Северо-Кавказская гуманитарная академия (г. Черкесск);

кандидат медицинских наук, доцент Коджакова Танзиля Шахарбиевна

Северо-Кавказская гуманитарная академия (г. Черкесск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ МЕДЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. В статье освещаются методические особенности проведения занятий по основам медзнаний и здорового образа жизни. Тема актуальна. Проводить процесс воспитания обозначает не только развивать дальше и усовершенствовать приобретенное индивидуумом от природы, исправлять нежелательные отклонения в его повадках и рассудке, но и воспитывать у него потребность в постоянном самообразовании, использовании физических и духовных сил.. В данной статье определено воздействие уроков по основам медзнаний и здоровому образу жизни на развитие личности, изучена работа педагога в качестве тьютора при проведении внеклассных уроков по основам медзнаний и здоровому образу жизни. Ключевые слова: внеклассные занятия, основы безопасности жизнедеятельности, развитие личности, педагог, ученик. Annotation. The article highlights the methodological features of conducting classes on the basics of medical knowledge and a healthy lifestyle. The topic is relevant. Carrying out the upbringing process means not only to develop further and improve what an individual has acquired from nature, to correct unwanted deviations in his habits and reason, but also to bring up in him the need for constant self-education, the use of physical and spiritual forces .. This article defines the impact of lessons on the basics of medical knowledge and a healthy lifestyle for personal development, studied the work of a teacher as a tutor when conducting extracurricular lessons on the basics of medical knowledge and a healthy lifestyle.

Keywords: extracurricular activities, basics of life safety, personality development, teacher, student.

Введение. Природная и социальная среда, в которой мы сегодня живем, наполнена многочисленными факторами, представляющими довольно потенциальную опасность разными по степени влияния на жизнь и здоровье человека.

Работа педагога направлена к достижению таких психолого-этических, гуманитарных и общественных целей, как достаток, здоровье, высокое качество бытия, совершенное формирование индивидов и групп в разнообразных видах персональной и общественной жизни [1].

Цель исследования изучение действенности занятий по основам медзнаний и здорового образа жизни. Задачи: исследовать содержание предмета «Основы медзнаний и здоровый образ жизни»; определить виды и изучить методику организации занятий по данному предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.