Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЧЕТАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Лукина Елена Вячеславовна, Себина Екатерина Владимировна

В данной статье рассматривается применение дистанционных форм и методов в профессиональном образовании. В связи с массовость и востребованность, данная проблема требует глубокого теоретического рассмотрения. Главная особенность дистанционного обучения - отдаленность субъектов образовательного процесса, что кардинально меняет все организационные и управленческие процессы. В исследовании аргументированно доказано возможность применения дистанционных форм и методов обучения в профессиональном образовании как отдельно, так и совместно с традиционными форматами. Особое внимание уделено различным способам восприятия информации, что эффективнее достигается при дистанционном обучении. Гармоничное сочетание традиционных форматов обучения с дистанционными - необходимое условие развития профессионального образования на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Лукина Елена Вячеславовна, Себина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE FORMS AND METHODS OF TEACHING IN VOCATIONAL EDUCATION

This article discusses the use of distance forms and methods in vocational education. In connection with the mass character and demand, this problem requires a deep theoretical consideration. The main feature of distance learning is the remoteness of the subjects of the educational process, which radically changes all organizational and managerial processes. The study substantiated the possibility of using distance learning forms and methods in vocational education, both separately and in conjunction with traditional formats. Particular attention is paid to various ways of perceiving information, which is more effectively achieved with distance learning. A harmonious combination of traditional and distance learning formats is a necessary condition for the development of vocational education at the present stage of society's development.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

что родители и педагоги отвечают за воспитательный потенциал своих детей и обучающихся, это важно для настоящего и будущего государства.

Основополагающей задачей нравственно-правового воспитания студентов является формирование волевых качеств, инициирующих их правомерное поведение и решения конструктивного характера и уметь бороться с любыми деструктивными проявлениями.

Наши исследования показали, что симбиоз нравственного и правового воспитания раскрывается в ряде подходов. Сущность первого подхода заключается в констатации первичности нравственного воспитания по отношению к правовому. Исходящим постулатом этого направления является идея, согласно которой, чем выше уровень общей и нравственной культуры личности, тем выше и уровень ее мотивации, реализующей нравственную и правовую ответственность.

Согласно второго подхода, нравственно-правовое воспитание - это ориентир, поддерживающий адекватные интересы социума, допустимые интересы самоопределения обучающихся в социально-приемлемых видах деятельности [5, С. 107].

Третий подход отстаивает этическую составляющую дефиниции «права». Он направлен на исследование интересов, обуславливающих правомерное поведение личности и актуализацию эффективной системы практических действий в нравственно- правовых отношениях. Личность, согласно этого направления, осознает как нравственные, так и правовые требования, экстраполируя ответственное поведение и конструктивную жизненную позицию.

Нам импонирует концепция Г.А. Кузнецова, утверждающего, что нравственно-правовой подход к воспитанию личности представляет собой глубокое осознание обучающимися этических правовых знаний, которые затем интериоризуются в личные аттитюды и на этой основе формируется ответственное отношение к субъективным поступкам и поведенческой стратегии, развивается и совершенствуется потребность соблюдать нормы нравственности и права [3, С. 17].

Итогом нравственно-правового воспитания, согласно концепции профессора Фортовой Л.К. является достойный уровень сформированности нравственно-правовой культуры студента [4, С. 150].

Выводы. Можно резюмировать, что нравственно правовой воспитание студентов на современном этапе развития российского общества- это актуальная педагогическая проблема, предполагающая активизацию креативного потенциала педагогического сообщества для ее эффективной реализации.

Нравственно-правовое воспитание студентов - необходимое условие формирования нравственно-правовой культуры будущего специалиста, предполагающего работать в парадигме «человек- человек».

Литература:

1. Борискина, К.Г. Правовое воспитание молодежи // Universum: экономика и юриспруденция, 2015. - № 4(15). -С. 22-32.

2. Климкина, Ю.А. Правовое образование несовершеннолетних как фактор предупреждения девиации // Academy, 2016. - №7 (10). - С. 41-42.

3. Кузнецов, Г.А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания в формировании личности старшего подростка: автореф.дис...канд.пед.наук / Кузнецов Геннадий Александрович. - М., 1979. - 19 с.

4. Фортова, Л.К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодежи: избранные труды. Владимир: Шерлок-пресс, 2018. - 203 с.

5. Фортова, Л.К., Юдина А.М. К вопросу о генеалогии феномена нравственной аксиологии в условиях цифрового обучения высшей школы // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2021. - № 45 (64). - С. 106-111.

6. Худойкина, Т.В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития, 2015. - № 21. - С. 104-106.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Лукина Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Себина Екатерина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Дзержинск)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается применение дистанционных форм и методов в профессиональном образовании. В связи с массовость и востребованность, данная проблема требует глубокого теоретического рассмотрения. Главная особенность дистанционного обучения - отдаленность субъектов образовательного процесса, что кардинально меняет все организационные и управленческие процессы. В исследовании аргументированно доказано возможность применения дистанционных форм и методов обучения в профессиональном образовании как отдельно, так и совместно с традиционными форматами. Особое внимание уделено различным способам восприятия информации, что эффективнее достигается при дистанционном обучении. Гармоничное сочетание традиционных форматов обучения с дистанционными -необходимое условие развития профессионального образования на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное образование, дистанционные средства и методы, образовательный процесс, сочетание классических и дистанционных форматов обучения.

Annotation. This article discusses the use of distance forms and methods in vocational education. In connection with the mass character and demand, this problem requires a deep theoretical consideration. The main feature of distance learning is the remoteness of the subjects of the educational process, which radically changes all organizational and managerial processes. The study substantiated the possibility of using distance learning forms and methods in vocational education, both separately and in conjunction with traditional formats. Particular attention is paid to various ways of perceiving information, which is more effectively achieved

with distance learning. A harmonious combination of traditional and distance learning formats is a necessary condition for the development of vocational education at the present stage of society's development.

Key words: distance learning, vocational education, distance tools and methods, educational process, combination of classical and distance learning formats.

Введение. Исследуя современные формы и методы обучения в профессиональном образовании, так иначе затрагивается дистанционное обучение во всем своем многообразии. За последнее время интерес к такой форме обучения затронул абсолютно все слои населения и вызвал глубокие споры у многих исследователей (Гущин А.В., Ваганова О.И., Шобонов Н.А., Фирсов М.В., Малушко Е.Ю. и др.) [2, 3, 6].

Определение дистанционного обучения, согласно интернет-словарю, звучит следующим образом: это образование, получаемое посредством интернет-технологий, когда обучающиеся удалены от преподавателя и не имеют возможности заниматься в учебных аудиториях и лабораториях, но, в то же время могут в любой момент поддерживать диалог с преподавателем с помощью средств телекоммуникации.

Изложение основного материала статьи. В последние пару лет, с началом пандемии коронавируса, дистанционное обучение стало единственно возможной формой обучения и среди студентов, и среди школьников. Даже взрослое население использует дистант и переходит на удалённый (дистанционный) формат работы.

Сегодня наиболее популярны становятся курсы повышения квалификации (наверное, по всем направлениям), проводимые дистанционно. Многие профессии можно получить так же, в удалённом формате, прослушав курс лекций и выполнив задания. Причем именно новые цифровые компетенции можно освоить с помощью дистанционных средств и методов, с возможностью передачи данных в виде интернет - следа, который фиксирует успеваемость и вовлеченность обучающего в процесс обучения[4, 5].

Повсеместное применение дистанционного обучения говорит о том, что возрастает его популярность среди различной аудитории от школьников до пенсионеров. Далеко не все люди, неважно о школьниках мы говорим или о взрослом человеке, способны настолько заинтересоваться изучением какого-либо предмета, чтобы неустанно заниматься им на протяжении долгого времени. Все люди по-разному воспринимают информацию: кинестетики, аудиалы, визуалы и пр., поэтому именно дистанционные формы и методы могут разнообразить процесс обучения который можно подстраивать под свои индивидуальные формы восприятия информации.

Поэтому, при организации учебного процесса очень важно учитывать особенности внимания, интереса и памяти обучающихся. Необходимо разнообразить формы восприятия информации и именно это возможно с помощью дистанционных средств.

Обучающиеся всегда с интересом воспринимают любые новые явления, возникающие в их жизни, особенно в школьный и юношеский периоды. Чтобы не растерять увлечённости предметом, необходимо найти такие средства и методы работы, которые будут способны вызывать интерес, а самое главное - будут понятны и доступны.

Дистанционное обучение предлагает множество средств и методов работы, рассмотрим некоторые из них:

• учебные книги (в традиционном понимании и электронном варианте);

• сетевые учебные пособия, доступ к которым получает обучающийся;

• обучающие аудиозаписи (которые являются обязательным компонентом современных учебным пособиям, записаны тексты и задания для аудирования, песни, рифмовки, упражнения для работы над произношением. записи выполнены профессиональными звукооператорами с участием специально приглашенных актеров-носителей языка;

• обучающие видеоматериалы (видеоматериалы служат прекрасным дополнением к содержанию урока. здесь показаны социокультурные реалии: мимика и жесты, одежда, окружающая обстановка. кроме того, на базе этих видеокурсов, учитель может провести различные ролевые игры и организовать дискуссии, диспуты с целью повторения пройденного лексического материала);

• удаленное общение с преподавателем посредством электронных сообщений или в режиме реального времени (посредством skype, видеоконференций или другими способами);

• дистанционно проводимые лабораторные работы;

• тренажеры с удаленным доступом;

• компьютерные программы в обычном варианте и с удаленным доступом;

• тестирование знаний с удаленным доступом.

Все вышеперечисленное средства сейчас доступны и должны применяться в образовательном процессе на всех уровнях.

Современные программные средства, наиболее часто использующиеся в работе педагогами - презентации, видеоролики, аудио, ресурсы сети Интернет должны постоянно дополняться и расширяться, сочетаться с традиционными формами [7, 8].

В любом случае, организуя свою деятельность, обучающиеся должны соблюдать поэтапность работы, а педагог, если он находится по ту сторону экрана ему в этом помочь. Определиться с нужным этапом работы помогают такие методы, как тренировка, ознакомление и применение.

Важным фактором является самокоррекция и самоконтроль обучающегося, которые развиваются также в процессе изучения какого-либо предмета. Здесь на помощь могут прийти различные пособия и программы, которые тоже представлены в дистанционном формате.

Использование таких материалов в обучении различным дисциплинам позволяет организовать интенсивную тренировку каждого обучающегося в любое время. Важно применять такой метод, как тренировка, чтобы полученные умения и навыки не забывались, а укреплялись в сознании.

Если мы говорим о формах и методах, которые применяются при организации очного образования в профессиональных образовательных организациях, то их список, именно дистанционных, тоже весьма внушителен. Всё развивается стремительно, огромный образовательный потенциал уже накоплен и копилка продолжает расти. Что касается учебного процесса, сегодня для педагогов образоватебльных учреждений практически нет преград в выборе методов и форм работы. Проблема в том, что многие педагоги, особенно, с опытом, не хотят отходить от форм традиционного обучения. Но именно сочетание традиционных, классических с новыми дистанционными электронными средствами работы важны и нужны!

Перечислим методы и формы, которые преподаватели применяют сегодня, как показывают различного рода опросы, при организации очного образования: игровые моменты, показ фильмов, презентаций, групповая и парная работа, методы кейсов, проектно-исследовательская деятельность и др. Если правильно организовать занятие, то после просмотра, например фильма, или видеоролика можно вызвать аудиторию на дискуссию, которая будет носить речевой коммуникативный характер, но это будет удачным только в том случае, если обучающиеся будут говорить не только о том, что было продемонстрировано, а высказывать своё отношение к увиденному, собственное мнение. Можно самостоятельно,

в удобное время просмотреть видеоматериал, а совместно как в очном так и в онлай- формате обсудить проблему, высказать свое мнение поделиться с другим ресурсом, который имеет нестандартное отношение и т.д.

Дистанционное обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования на современном этапе развития общества. Этот процесс отражает основные тенденции и закономерности помогает человеку быть в тренде всех инноваций и изменений цифрового мира.

Дистанционное обучение - несомненно сложный и многогранный процесс. Именно направляющая роль преподавателей обеспечивает полноценное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Для того чтобы процесс обучения имел положительный результат, необходимо развивать познавательную деятельность, эрудицию, эмпатию, мотивацию и другие личностные качества, которые легче развиваются при постоянном контакте - но современный мир не вернется уже постоянно к классическим форматам обучения. Даже если человек находится на удалённом (дистанционном) формате обучения процесс обучения должен развивать его личностный потенциал.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность аудитории обучающихся [1, 3].

Наибольший активизирующий эффект на занятиях любого формата дают ситуации, в которых обучающиеся должны:

• отстаивать свое мнение;

• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

• ставить вопросы своим коллегам и преподавателям;

• рецензировать ответы товарищей;

• оценивать ответы и письменные работы товарищей;

• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения и т.д.

Можно утверждать, что новые технологии дистанционного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Выводы. Успех любого, в том числе обучения в конечном итоге определяется отношением самих обучающихся к процессу, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Занятия с использованием современных дистанционных форм и методов обучения - это один из самых важных результатов инновационной деятельности в образовательном процессе. Практически на любой учебной дисциплине можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать процесс по-настоящему развивающим и познавательным, а если это дистанционный формат - вызвать интерес у обучающихся.

Использование современных технологий позволяет сделать занятия более интересным и увлекательными. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности преподавателя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Безусловно, такой подход позволяет достичь множества целей таких как:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации и интеграции обучения;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2.

3. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

8. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.